МКОУ Нижнеольшанская СОШ
Утверждаю:
Директор Карнаухова Е.В.
Рассмотрено Согласовано:
педагогическим советом зам.директора по УВР
Протокол № от « »__августа_ 2018 г. _____________ В.П.Сушко
Рабочая программа
учебного курса по географии
для 10 класса
Составитель:
учитель географии
I КК Фалеев С. А.
2018-19 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г. (Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2010 г.),а также авторских методических рекомендаций к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2010. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне) .Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и, последовательность их изучения. Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей гео графии и комплексного географического страноведения.Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения.
Цель и задачи курса
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная география мира»:
• сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
• научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
• развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
• вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
В соответствии с учебным планом МКОУ Нижнеольшанская СОШ на изучение географии
в 10 кл. отводится 35 часов (1 ч в неделю). Практических работ- 11, оценочных-6
4. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Экономическая и социальная география мира.10 класс. Максаковский. В.П.– М.: Просвещение, 2010.
Используемый УМК
1.Экономическая и социальная география мира.Учебник для 10 кл.. Максаковский. В.П.– М.: Просвещение, 2010.
2. Географический атлас.10 класс. - М.: Дрофа, 2010.
5. Формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельная работа, тестирование, работа с контурными картами, презентации, творческие работы, практическая работа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
· основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
· особенности размещения основных видов природных ресурсов их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
· географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
· особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Тематический план
№п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Тема 1. Современная политическая карта мира | 5 |
2 | Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды | 6 |
3 | Тема 3.География населения мира | 5 |
4 | Тема 4. Научно– техническая Революция и мировое хозяйство | 6 |
5 | Тема 5. География отраслей мирового хозяйства | 13 |
| Итого | 35 |
Календарно- тематическое планирование 10 класс
№ п\п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Элементы содержания | Практические работы | Д/З | Дата |
план | факт |
| Тема 1. Современная политическая карта мира | 5 | | | | | |
1 | Введение. Политическая карта мира. | 1 | Представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе | | §1,тема№1 |
4.09. | |
2 | Международные отношения. | 1 | Международные отношения. | | §2,тема№1 | 11.09. | |
3 | Государственный строй стран мира. | 1 | О разных формах государств | ПР№1 Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира» | §3 | 18.09. | |
4 | Типология стран. | 1 | О типологии стран, основанных на качественных признаках учитывающих уровень социально - экономического развития | ПР№2 Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени. | Подготовиться к зачету. | 25.09. | |
5 | Итоговый урок по теме «Политическая карта мира» | 1 | Понятия темы «Политическая карта мира» | Обозначение на к/к стран «большой семерки», СНГ, крупнейших развивающихся стран, страны (крупн.) с различным государственным устройством, « горячие точки» имеющиеся сегодня в мире. | Повторение пройденного. | 2.10. | |
| Тема 2. География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды | 6 | | | | | |
6 | Взаимодействие общества и природы. | 1 | Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. Особенности использования разных видов природных ресурсов. | | §1, Тема№2 | 9.10 | |
7 | Минеральные ресурсы. Земельные. | 1 | ПР №3 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по выбору) | §2,Тема№ 2 зад. №2 стр. 50 | 16.10. | |
8 | Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана. | 1 | Водные, биологические и рекреационные ресурсы | | §2,Тема№ 2 с.35-41 | 23.10. | |
9 | Загрязнение и охрана окружающей среды. | 1 | Рациональное и нерациональное природопользование. | | Задание №10(1,2) | 30.10 | |
10 | Географическое ресурсо-ведение. Геоэкология. | 1 | Географическое ресурсоведение | | §4, Тема№2 | 13.11 | |
11 | Зачет по теме «Природные ресурсы мира» | 1 | Понятия темы «Природные ресурсы мира» | | | 20.11 | |
| Тема 3.География населения мира | 5 | | | | | |
12 | Численность и воспроизводство населения мира. | 1 | Численность и воспроизводство населенияю ЕП населения и его типы. Демографическая политика. Расселение населения. Городское и сельское население | | §1, Тема№3 | 27.11 | |
13 | Структура населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав. | 1 | Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий | Сравнение состава и структуры населения разных регионов Земли» | §2, Тема№3 | 4.12 | |
14 | Размещение и миграции населения. | 1 | Размещение и плотность население. Миграция, виды миграции, география международных миграций | ПР №4 Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира. | §3, Тема№3 | 11.12 | |
15 | Расселение. Урбанизация. | 1 | Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации | | §4, Тема№3 | 18.12 | |
16 | Зачет по теме: «География население мира». | 1 | Понятия темы «География население мира». | | стр. 87-89 | 25.12 | |
| Тема 4. Научно – техническая Революция и мировое хозяйство | 6 | | | | | |
17 | Научно-техническая революция. | 1 | Научно-техническая революция. | | §1, Тема№4 | 15.01 | |
18 | Мировое хозяйство | 1 | Мировое хозяйство | | §2, Тема№4 | 22.01 | |
19 | Отраслевая структура мирового хозяйства. | 1 | Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | | §3, Тема№4 стр. 102-107 | 29.01 | |
20 | Территориальная структура хозяйства | 1 | Различия в уровнях экономического развития стран и регионов | | §3, Тема№4 стр. 107-110 | 5.02 | |
21 | Основные факторы размещения производительных сил | 1 | Изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством | ПР№5 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. | §4, Тема№4 | 12.02 | |
22 | Обобщение по теме: НТР и мировое хозяйство. | 1 | Закрепить основные теоретические знания по теме «НТР» | | стр. 119-121 Повторение пройденного | 19.02 | |
| Тема 5. География отраслей мирового хозяйства | 13 | | | | | |
23 | Топливно-энергетический комплекс мира. | 1 | География основных отраслей промышленности. и, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. | Выделение на карте основных топливно-энергетических районов мира. | §1, Тема№5 стр. 123-130 | 26.02 | |
24 | Электроэнергетика мира | 1 | Электроэнергетика мира | | §1, Тема№5 стр.130-132 | 5.03 | |
25 | Металлургическая промышленность | 1 | Металлургическая промышленность | | §1, Тема№5 стр. 133 -134 | 12.03 | |
26 | Машиностроение | 1 | Машиностроение | | §1, Тема№5 стр. 134-137 | 19.03 | |
27 | Химическая и легкая промышленность. | 1 | Химическая и легкая промышленность. | | §1, Тема№5 стр. 138-140 | 2.04 | |
28 | География сельского хозяйства. Растениеводство. | 1 | География сельского хозяйства мира | Выделение на карте основных сельскохозяйственных районов мира». Сопоставление объемов производства важнейших видов промышленной и с/хозяйственной продукции стран и регионов мира» | §2, Тема№5 стр. 140-148 | 9.04 | |
29 | Животноводство и рыболовство | 1 | Животноводство и рыболовство | | §2, Тема№5 стр. 148-150 | 16.04 | |
30 | География транспорта мира. | 1 | География мирового транспорта. | Нанести на к/к крупные порты, и важнейших направлений перевозок. | §3, Тема№5 | 23.04 | |
31 | Всемирные экономические отношения | 1 | География внешней торговли. Виды международных экономических отношений | | §4, Тема№5 стр. 159-164 | 30.04. | |
32 | Всемирные экономические отношения | 1 | | §4, Тема№5 стр. 164-170 | 7.05 | |
33 | Обобщение знаний по теме: « География отраслей мирового хозяйства». | 1 | Понятия темы « География отраслей мирового хозяйства». | ПР№6Составление экономико географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира | подготовиться к зачету | 14.05 | |
34 | Обобщающее повторение курса географии 10 класс | 1 | Закрепление полученных знаний и умений | | Подготовиться к итоговому тестированию. | 21.05 | |
35 | Итоговый урок по курсу 10 класса | 1 | Итоговое тестирование | | | 28.05. | |