СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса по литературе "Любители литературы" для 7 класса (17 часов)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по литературе»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Листопадовская средняя общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района Воронежской области

397223, с Листопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: [email protected]

ИНН – 360900389, КПП – 360901001 , Л/с – 01043113900231151150

Принята решением педагогического совета

«28 » августа 2020 года

( протокол № 1)

«Утверждаю»

Директор школы _______Л.А.Чернавина

Приказ №1 от «01». сентября 2020 года.







Рабочая программа учебного курса

по литературе

7класс

УМК:1.Коровина В.Я. Литература в 7 классе. Методические советы. – М: Просвещение,2012 2.Методика преподавания литературы / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. В 2ч.- М: 2012 3.Интернет-ресурсы

Составила: Слабженинова Людмила Викторовна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории



с.Листопадовка

2020-2021 уч.год

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса по литературе для 7 класса создана на основе:


1.Закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2.Санитарно-эпидемилогических правил СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3.Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4.Основной образовательной программы МКОУ Листопадовской СОШ, рассмотренной педагогическим советом 28августа (протокол № 1) и утвержденной приказом директора школы № 1 от 1.09.2018 года.

5.Рабочей программы общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва,

М. Просвещение, 2014год.

6.УМК: 1.)Коровина В.Я. Литература в 7 классе. Методические советы. – М: Просвещение,2012. 2).Методика преподавания литературы/Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г.В 2ч.- М: 2012


















Цели программы


  1. Развитие и поддержка интереса к чтению.

  2. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием.

  3. Формирование читательской культуры.

  4. Использование чтения как инструмента познания мира и самопознания.

  5. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.

  6. Постижение учащимися произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей.

  7. Развитие любви к чтению.

  8. Повышение уровня чтения.









Планируемые результаты


Предметные:


- овладение новой литературоведческой терминологией;

- умение проанализировать текст художественного произведения;

- умение проследить за развитием сюжета и проанализировать образы героев литературного произведения;

    • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;

    • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

    • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

    • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

    • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

    • повышение мотивации к чтению;

    • развитие читательской культуры учащихся.



Межпредметные:

Смежные искусства помогают усилить переживания учащихся, выразить определённые чувства. Кругозор учащихся расширяется, их представления о прекрасном обогащаются.. Целесообразным будет использование на занятиях культуроведческой информации, привлечение на уроки музыки и живописи. Повышенная эмоциональность музыки, её способность глубоко и взволнованно выражать жизнь человеческой души, её сходство с интонациями человеческой речи роднят музыку и литературу как виды искусства и создают предпосылки для использования музыкальных произведений на уроках литературы. Работа с иллюстрациями на уроках литературы - это прямое осуществление межпредметных связей, к которому ученики, кроме уроков изобразительного искусства, подготовлены иллюстрированной книгой, иллюстрированными учебниками-хрестоматиями, а также выполнением заданий, связанных с устным словесным рисованием. Анализ рисунка, являющегося основой любой художественной иллюстрации, неизбежно дополняется рассмотрением его тесной, органической связи с текстом литературного произведения. При изучении биографии писателя необходимо отмечать его неотделимость от эпохи, от тех исторических событий, свидетелем которых он был. Разговор о писателях и истории создания литературных произведений должен опираться на исторические познания учащихся.



Личностные:

  1. Обучающие:

формирование читательского интереса у учащихся и навыков восприятия печатного текста;

    • ознакомление с некоторыми литературоведческими терминами.

  1. Развивающие:

    • развитие усидчивости, дисциплинированности;

    • развитие внимания;

    • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

    • развитие умения находить эмоциональный лейтмотив и основную проблематику сюжета;

    • развитие умения следить за развитием сюжета в произведении;

    • развитие умения сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и различие авторских позиций;

    • развитие умения обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

    • развитие умения сопоставлять жизненный материал и сюжет литературного произведения.

  2. Воспитательные:

    • приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

    • воспитание интереса и уважения к культуре своего и других народов;

    • стимуляция роста личности учащихся.


Содержание тем учебного курса


Программа учебного курса по литературе составлена таким образом, чтобы на выбранном литературном материале можно было вести разговор о многообразии способов создания и раскрытия художественного образа в литературном произведении, о ведущей роли поступка героя. Также становится возможным раскрытие психологизма, художественное исследование внутреннего мира героя, роль рассказчика в фантастическом произведении.

Учащимся предстоит вспомнить о многообразии жанров эпических произведений: сатирический рассказ, рождественская новелла. Они познакомятся с новыми для них малыми фольклорными жанрами – пословицами и анекдотами. Также семиклассники продолжат знакомство с литературными произведениями зарубежных писателей. Включение иностранной литературы в УК значительно расширяет кругозор учащихся в литературе, обычаях, мировоззрении других народов.

1. Вводный урок. Знакомство с программой учебного курса. Учитель выясняет, насколько они подготовлены к восприятию данного курса литературы, насколько широк их читательский кругозор, какова культура речи и какова реакция на вопросы. Выявляет основные навыки и умения, приобретённые учащимися за предшествующие годы:

умение рассказать о прочитанном произведении; умение пересказать текст; умение построить рассказ о писателе;

умение выстроить рассказ о героях того или иного произведения.

Беседу можно начать с вопросов о прочитанных книгах, впечатлениях от просмотренных фильмов.

2.Русский фольклор. Былины.

Учащиеся узнают об особенностях построения былины, образности её языка, соотнесённости с легендами, с жизнью и бытом людей времени, о котором повествует былина. Семиклассники читают текст онежской былины « Алёша Попович и Тугарин Змей», просматривают мультипликационный фильм, и сравнивают экранизацию с оригинальным текстом.

На уроке развития речи учащимся предлагают написать отзыв на экранизацию данной былины.

3. Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Урок развития речи.

На занятиях школьники узнают об источнике легенд о знаменитом короле бриттов, рыцарском романе писателя 15 века Томаса Мэлори «Смерть Артура». В этом повествовании соединяются сведения о реальных исторических событиях (борьба бриттов с англами и саксами), столкновение с Римом) и мифологические сказания древних европейцев.

Учащимся будет предложено написать отзыв на прочитанный рассказ « Меч Экскалибур».

4. История книги.

Учащимся предстоит разговор о первых носителях письменной информации: книгах на камне, бересте, папирусе.

На этом занятии учащиеся ознакомятся с такими литературоведческими терминами как аннотация, абзац, эпиграф, фронтиспис и т.д.

В завершении разговора о книге семиклассникам будет предложена игра

5. Солдат как герой народной сказки. « Петр Первый и находчивый солдат». Семиклассники уже знакомы с образом находчивого солдата в русской народной сказке (в младших классах они читали сказку «Каша из топора»). На УК будут говорить не только о солдате, но об образе Петра Первого в бытовых сказках. С эпохой правления Петра Великого школьники уже ознакомились на уроках истории.

6. Конкурс «Придумай сказку». Урок развития речи.

Учащиеся, работая в парах, сочиняют сказку о солдате по заданному началу и финалу.

7. Викторина « Узнай сказку по аннотации»

Учащиеся индивидуально готовят аннотации к сказкам, по очереди их зачитывают, остальные должны узнать загаданное произведение.

8. Крылатая мудрость: пословицы, поговорки народов мира.

Учащимся предстоит разговор о малых фольклорных жанрах, относящихся к числу древнейших, - пословицах, поговорках, загадках. Школьники узнают, что художественный мир пословиц создаётся при помощи сравнений, метонимии, параллелизма, иронии.

Семиклассникам будут предложены иностранные пословицы с тем, чтобы учащиеся постарались подобрать к ним русские аналоги.

9-10. Анекдоты. Анекдот в творчестве А.П.Чехова. «Кухарка женится».

Семиклассникам рассказывают о жанре городского фольклора – анекдоте, его происхождении, тематике, персонажах, злободневности. Учащиеся повторяют литературоведческие термины « юмор, сатира», а затем читают тест рассказа Чехова «Кухарка женится».

11.Моя любимая книга.

Учащиеся организуют выставку рисунков-иллюстраций к любимым литературным произведениям.

12-13. Суеверные рассказы. В.Ф.Одоевский «Игоша». Урок развития речи.

После краткого рассказа о творчестве писателя, учащимся объясняют, каким являлся Игоша в представлении суеверных людей. Разговаривая о системе рассказчиков (мужики, отец мальчика, сам мальчик), необходимо обратить внимание учащихся на то, что ими по-разному создаётся образ Игоши.

На уроке развития речи учащиеся пишут отзыв о прочитанном произведении.

14. Конкурс « Говорящие вещи».

Учащимся демонстрируют различные предметы и предлагают назвать литературные произведения и персонажи, к которым данные предметы имеют отношение.

15. Музыка в литературе. Живопись в литературе.

Учащиеся вспоминают, какие музыкальные произведения написаны на сюжеты известных им текстов художественной литературы (на былинные и сказочные сюжеты). Прослушивая отрывки музыкальных произведений, используя приём словесного рисования, семиклассники описывают картины и образы, возникающие в их воображении.

Семиклассникам предстоит сопоставить иллюстрации с литературными произведениями. Учитель предлагает учащимся рассмотреть иллюстрацию, ставя перед ними конкретные вопросы

16. Герои до встречи с писателями.

Учитель кратко рассказывает о том, как создавали свои произведения известные писатели, обращает внимание учащихся на поиски писателями прототипов героев своих будущих произведений.

17. Человек в литературе. Итоговая читательская конференция. Учащимся будет предложено поразмыслить над ролью книг в жизни современного подростка, о роли и месте человека в литературе.


Календарно-тематическое планирование




Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

План

Факт


1.


Знакомство с программой работы УК. Вводный урок.

Умение рассказать о прочитанном произведении;

пересказать текст;

построить рассказ о писателе;

выстроить рассказ о героях того или иного произведения.


Формировать «стартовую» мотивацию к учению.

Понимание отношения народа к чтению и книге, особенностей труда писателя, значения изучения литературы

Умение строить собственные высказывания о книгах и чтении; объяснять смысл прочитанного, пересказывать сюжеты прочитанных книг и характеризовать их героев

Знать основную проблему изучения УК литературы в 7 классе (проблема изображения человека);

понимать природу художественного образа и своеобразие художественной действительности;

уметь составлять план и тезисы прочитанного.




2


Русский фольклор. Былины. «Алёша Попович иТугарин Змей».

Отзыв на экранизацию.

Объяснить особенности жанра былины); уметь выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль


Понимать значение былин в жизни народа как исторической памяти, поэтической автобиографии.

Понимать значение былин в развитии русского искусства, сохранении народных традиций, народной памяти







Умение  отмечать общее и различное в былинах,легендах быличках, преданиях.

Уметь выяснять значение незнакомых слов (работа со словарями); устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями художников.

Знать определение понятия «предание»; понимать своеобразие преданий как поэтической автобиографии народа;

уметь объяснять особенности жанра былины

Знать особенности жанра былины; особенности былин киевского цикла; сюжет и содержание былины ««Алёша Попович иТугарин Змей»;

особенности композиции былины (зачин, повторы, диалог, концовка); уметь выразительно читать былину, определять ее тему и идею; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Былина, гипербола, былинный стих, эпитет, сравнение, метафора.



3

Мифологические сказания древних европейцев. Легенды о короле Артуре. «Меч Экскалибур». Отзыв о прочитанном.

Мифологические сказания древних европейцев - выражение в них духа народного языка. Понять, что такое легенда










Написание отзыва о прочитанном.

Понимать значение сказаний в жизни народа, общность тем разных народов, гуманистический пафос;

обобщенное, общечеловеческое и национальное в литературе народов мира

Уметь составлять лексические и историко-культурные комментарии. Уметь составлять устную и письменную характеристику героев.

Знать о жанре сказание;


уметь составлять устную и письменную характеристику героев.



4

История книги: книга на камне, бересте, папирусе, рукописные книги. Знакомство со структурой книги.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, слушание, ответы на вопросы, работа с теоретическим литературоведческим материалом (основные понятия: «книга», «структура книги»).

Определить роль книги в жизни человека, знать, что такое художественная и учебная литература, структурные элементы книги; понимать значение книги, её роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, оглавления, сносок;

Уметь искать и выделять необходимую информацию из книги.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к книге.

Формировать мотивацию к обучению.



5

Солдат как герой народной сказки. «Пётр Первый и находчивый солдат».

Знакомство с жанром бытовой сказки, прочтение текста сказки « Пётр Первый и находчивый солдат».

топора»).


Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его разнообразии

Знакомство с образом Петра Первого в бытовых сказках. (С эпохой правления Петра Великого школьники уже ознакомились на уроках истории.)

Уметь искать и выделять необходимую информацию из книги.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.




6

Конкурс «Придумай сказку».

Сочинение сказок (бытовых, волшебных, о животных) по канонам русских народных сказок

Формировать мотивацию к индивидуальной деятельности. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к сочинительству(конструированию) сказок подобно русским народным

Провести историческую связь между устным народным творчеством и современной сказкой

Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при сочинении характерные речевые обороты. Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей волшебных сказок, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности народных сказок (народная речь – ритм, слаженность, напевность, лексика); уметь определять характерные для сказок обороты речи в самостоятельно сочиненных сказках



7

«Узнай сказку по аннотации».

Узнают, что такое аннотация. Учатся писать аннотацию к сказке и узнавать сказки, «задуманные» одноклассниками

Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности.

Уметь искать и выделять необходимую информацию из книги.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Научиться «создавать» и «узнавать» аннотацию. Знать жанровые особенности, виды сказок; традиционных персонажей сказок, характерные для сказок обороты речи (постоянные эпитеты, сказочные зачины и концовки); понимать особенности народных сказок уметь определять характерные для сказок обороты речи



8

Крылатая мудрость. Пословицы, поговорки народов мира.

Комплексное повторение, составление таблицы «Малые жанры фольклора». Ответы на вопросы, создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы.

Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий.

Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, овладеть навыками пересказа.

Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки

понимать язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи), многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический;



9-10

Анекдоты: происхождение тематика, персонажи, злободневность анекдотов. Анекдот в творчестве А.П.Чехова.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний, слушание, ответы на вопросы.

Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности

Уметь рассказывать и объяснять значение рассказанного и прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели;

Научиться использовать анекдоты в устной и письменной речи, овладеть навыками рассказа.

Научиться видеть литературные анекдоты в творчестве А.П.Чехова, овладеть навыками рассказа, пересказа



11

Моя любимая книга. Иллюстрация к любимой книге.

Участие в выставке рисунков-иллюстраций к любимым литературным произведениям.


Формировать мотивацию к индивидуальной и деятельности

Уметь использовать художественные навыки, речь для регуляции своих действий

Выставка творческих работ обучающихся.




12-13

Суеверные рассказы. Одоевский В.Ф. «Игоша» Отзыв о прочитанном.

Прослушивание краткого рассказа о творчестве писателя; кто такой Игоша в представлении суеверных людей.



На уроке развития речи учащиеся пишут отзыв о прочитанном произведении.


Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его разнообразии

Уметь искать и выделять необходимую информацию из книги.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к книге.

Уметь рассказать о произведении или о своих впечатлениях, используя прием словесного рисования, раскрыть смысл эпизода или образ героя



14

Конкурс «Говорящие вещи».

Назвать литературные произведения и персонажи, к которым данные предметы имеют отношение.


Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности

Уметь использовать художественные навыки, речь для регуляции своих действий

Уметь рассказать о предмете и о персонаже, которому он принадлежит.

Уметь аргументировать свою позицию и координировать её с точкой зрения одноклассников с целью выработки общего решения в совместной деятельности.



15

Музыка и живопись в литературе

Вспоминают, какие музыкальные произведения написаны на сюжеты известных им текстов художественной литературы. Прослушивают отрывки музыкальных произведений, используя приём словесного рисования описывают картины и образы, возникающие в их воображении.

Сопоставляют иллюстрации с литературными произведениями, отвечают на конкретные вопросы


Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности

Уметь объяснять услышанное и описывать образы, возникающие в воображении;

Уметь отвечать на поставленные вопросы;

Уметь рассказать о произведениях или о своих впечатлениях, используя прием словесного рисования, раскрыть смысл эпизода или образ героя с помощью изобразительно-выразительных средств: красок, цвета, композиции и т.д.

Уметь оценивать и формулировать усвоенные знания.

Уметь аргументировать свою позицию.

Уметь рассказать об иллюстрациях ( к каким они произведениям), раскрыть смысл иллюстрации с помощью изобразительно-выразительных средств.



16

Герои до встречи с писателями.

Рассказ о том, как создавали свои произведения известные писатели, как писатели искали прототипов героев своих будущих произведений.


Формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его разнообразии природы, народов, культур, религий ,а главное – обычного человека, возможно, прототипа героя художественного произведения

Уметь слушать и слышать; искать и выделять необходимую информацию

Уметь оценивать и формулировать усвоенные знания;




17

Человек в литературе. Итоговая читательская конференция

Поразмыслить над ролью книг в жизни современного подростка, о роли и месте человека в литературе.


Формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной деятельности

Уметь использовать речь для регуляции своих действий. Уметь составлять комментарии; рассуждать о роли и месте человека в литературе

Уметь оценивать и формулировать усвоенные знания;

моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с точкой зрения одноклассников.







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Баландина А.И. Онежские былины. – Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1983.

  2. Белоусов Р.С. Герои до встречи с писателем. – М: Просвещение, 1984

  3. Гварджаладзе И.С. Английские пословицы и поговорки. – М: Высшая школа, 1971.

  4. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М: Академия, 2004.

  5. Долинина С.Я. Литературный турнир. – М: Флинта, 2001.

  6. Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. - Р.-на-Д: Феникс, 2008.

  7. Забылин М. Русский народ. – СП б: Мысль,1994.

  8. Козак О.Н. Путешествие в страну игр. – СП б: Союз, 1997.

  9. Колокольцев Е.Н. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М: Просвещение, 1990.

  10. Коровина В.Я. Литература в 7 классе. Методические советы. – М: Просвещение,1995.

  11. Кунарёв А.А. История в курсе преподавания литературы в 4-7 классах. Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М: 1990

  12. Машенко Н.М. Использование музыки на уроках литературы. – М: Просвещение, 1978.

  13. Методика преподавания литературы/Под ред. Богдановой О.Ю.,Маранцмана В.Г.В 2ч.- М: 1995.

  14. Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. - М: Просвещение,1970.

  15. Старкова С.З. Содружество искусств на уроках литературы. Книга для учителя. - М: 1988.

  16. Усов Ю.Киноискусство и уроки литературы. Искусство и школа. Книга для учителя. - М: 1981.

  17. Щеряков Н. Произведения изобразительного искусства на уроках литературы. - М: 1981.

  18. Якушина Л.С. использование экранных и звуковых средств на уроках литературы (5-7 классы). Пособие для учителя. – М: 1985.

28. http://eduhmao.cos.ru

29. http://standart.edu.ru

    • компьютер;

    • интерактивная доска;

    • тетради;

    • раздаточный материал


Литература, рекомендуемая учащимся для прочтения:

1. Нечаев, А. Находчивый солдат. - М: Малыш. – 1978. - С.91.

2. Литературные сказки народов СССР. – М: Правда. - 1989.-С.153.

3.Баландина А.И. Онежские былины. – Архангельск: Северо- западное книжное издательство. -1983.- С.160.

5.Чехов А.П. Рассказы. - М: Советская Россия 1985.-С.222.

8. Английские предания и легенды. - М: Астрель. – 2004.-С.121.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!