Программы обучения - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014.
Данная рабочая программа составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений.
Особенности программы — ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. - от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками ( в форме тестирования, работы с документами).
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
2.Крючкова Е. История Средних веков : рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова. - М. : Просвещение, 2015.
3.Программы обучения - Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014.
№ п/п | Название раздела. Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Содержание предметного материала | Виды учебной деятельности | Информационно-методическое обеспечение |
Планируемые результаты | Д/з | Дата |
предметные | УУД | план | факт |
1 | Введение. Живое Средневековье. | 1 | УИПЗЗ | Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность тер- мина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков | Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты времени». Изучать историческую карту мира Средневековья | CD– диск | Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески. Получат возможность научиться: Работать с учебником | Личностные: Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Стр.7-11 | | |
2 | Тема 1. Становление средневековой Европы (VI–XI вв.) (4 часа) Образование варварских королевств. Государство франков и христианская церковь в VI–VIII вв. |
1 | УИПЗЗ | Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Раздел Хлодвигом Франкского королевства между наследниками. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Меровинги – «ленивые короли». Карл Мартелл. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Короткий | Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры | CD– диск | Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы | Личностные: выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию |
П. 1, з.2-4; П. 2 з. 1-3
| | |
3 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 1 | УИПЗЗ | Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Образование империи Карла Великого. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: рождение Лотарингии, Франции и Германии. Пап- ская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости. | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела | CD – диск | Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого | Личностные: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). | П. 3 з. 2-4; | | |
4 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX–XI веках | 1 | УКИЗ | Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX–XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет – новый избранный король. Владения короля – его домен. Германия в IX–XI вв. | Объяснять причины ослабления ко- ролевской власти во Франции. Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей | CD - диск | Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре | Личностные: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Составлять план текста и предпочтении социального способа оценки знаний. Личностные: выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | П. 4 з. 2-5 | | |
5 | Англия в раннее Средневековье |
1 | УИПЗЗ | Англия в IX–XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Нор- манны и их образ жизни. Варяги и на- роды Восточной Европы. Русь и варяги. Норманнские Рюриковичи – первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов | Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы | CD – диск | П. 5 з. 3-5 | | |
6 | Тема 2. Византийская империя и славяне в VI–XI вв (2 часа) Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. |
1 | УИПЗЗ | Образование Восточной Римской империи – Византии – Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Константинополь – столица на перекрёстке цивилизаций и их торговых путей. Император – правитель новой империи. Византия при Юстиниане. Военные походы. Расселение славян и арабов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии, их доступность и светский характер. Развитие античных знаний. Крестово-купольный тип храма – храм Святой Софии. Искусство внутреннего оформления храма: мозаика, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь – «Библия для неграмотных». Византия – центр культуры Средневековья. | Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана в попытке возродить Римскую империю. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия – наследница мира Античности и стран Востока. Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на при- мере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись | CD– диск | Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи | Личностные: Проявляют симпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
П. 6 з. 2-4; П. 7 з. 1-3 | | |
7 | Образование славянских государств. | 1 | УИПЗЗ | Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Вождь и дружина. Образование государства южных славян – Болгарии. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава – государство западных славян. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его подчинение Германии. Образование Киевской Руси – государства восточных славян. Чехия и Польша | Составлять логически стройный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет образование Византии и Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника | CD– диск | Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры | Личностные: Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, как понимание чувств других людей и сопереживание им Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | П. 8 з. 2-4 | | |
8 | Тема 3. Арабы в VI–XI вв (1 час) Возникновение ислама. Арабский ха- лифат и его распад. Культура стран халифата. |
1 | УИПЗЗ УЗЗВУ | Аравия – родина исламской религии. География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Мекка – центр торговли. Мухаммед – проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах – Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран – священная книга ислама. Семья и Коран. Арабский халифат. Покорение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат – государство между двух океанов. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата. Наследие эллинизма и ислам. | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полу- острова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских учёных и их достижениях; развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника | CD– диск | Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират. Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов | Личностные: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
П. 9 з. 1-3; П. 10 з. 2-5 | | |
9 | Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 часа) Средневековая деревня и её обитатели |
1 | УЗЗВУ | Земля – феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земледельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневековая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натуральное хозяйство – отличие феодальной эпохи | Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земле- дельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа | CD– диск | Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников | Личностные: Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позициютруда. |
П. 11 з. 3,4 | | |
10 | В рыцарском замке | 1 | УЗЗВУ | Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Окончательное оформление вас- сальных отношений. Распространение архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок – жилище и крепость феодала. Рыцарь – конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести – рыцарская культура | Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных от- ношений. Анализировать роль замка в культу- ре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника | CD– диск | Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз. Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов | Личностные : Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | П. 12 з. 1-3 | | |
11 | Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа) Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни |
1 | УИПЗЗ | Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Изобретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Причины возникновения городов. Город – поселение ремесленников и торговцев. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Шедевр. Цеховые объединения городских ремесленников.
| Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу; загадки о городской жизни для одноклассников. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом го- роде. Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. | CD– диск | Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне | Личностные: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Личностные : Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии |
П. 12 з. 1 П. 15 з. 2-4 | | |
12 | Торговля в Средние века | 1 | УЗЗВУ | Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки – общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам | С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника | CD– диск | | П. 14 з. 2-5 | | |
13 | Тема 6. Католическая церковь в XI–XIII вв. Крестовые походы (2 часа) Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики |
1 | УЗЗВУ | Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Усиление власти короля. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могущества. Разделение церквей. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. | Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков | CD– диск | Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена. Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью | Личностные: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
П. 16 з. 2 | | |
14 | Крестовые походы | 1 | УИПЗЗ УЗЗВУ | Клермонский призыв папы римского Урбана II. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносцами государств на Средиземноморском побережье. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Салах ад-Дин и Третий крестовый поход. Судьбы похода королей. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока | Определять по карте пути Крестовых походов, комментировать их основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника | CD– диск | Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку | Личностные: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
П. 17 з. 2-4 | | |
15 | Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI-XV вв.) (6 часов)
Как происходило объединение Франции. |
1 | УКИЗ | Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и папой римским Бонифацием VIII. Авньонское пленение пап. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания к п. 4 «Генеральные штаты» для дальней- шей совместной работы в группах | CD– диск | Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно- представительная монархия. Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов | Личностные: Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
П. 18 з. 2-4 | | |
16 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | | Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парламент – сословное собрание | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генри- ха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства | CD– диск | Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод | Личностные Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов в учебе Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
П. 19 з. 2 | | |
17 | Столетняя война | 1 | | Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. От перемирия к победам французов. Карл VII – новый король Франции. Город Орлеан – трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна д’Арк. Коронация короля Карла. Гибель Жанны д’Арк. Признание подвига национальной героини. Завершение Столетней войны | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Составлять логичный рассказ о причинах войны, готовности сторон, основных этапах; готовить доклад о подвиге Жанны д’Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон | CD– диск | Научатся определять термины: партизанская война. Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д'Арк | Личностные: Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии |
П. 20 з. 3-5 | | |
18 | Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. | 1 | | Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление единой централизованной власти во Французском государстве. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Генрих VII – король новой правя- щей династии в Англии. Усиление власти английского короля в конце XV в. | Рассказывать о последствиях Сто- летней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти во Французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и во Франции | CD– диск | Научатся определять термины: жакерия. Получат возможность научиться: называть причины и лидеров крестьянских войн в Англии и Франции; объяснять причины ненависти крестьян к чиновникам и давать собственную оценку действиям восставших, а также определять причины поражения крестьянских восстаний | Личностные: Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию |
П. 21 з. 2,3 | | |
19 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | | Мусульманская Испания – процветающая часть Европы. Многовековая Реконкиста в Испании. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Сословно-монархическое устройство централизованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизиция. Томас Торквемада. Аутодафе | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии | CD– диск | Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе. Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей | Личностные: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
П. 22 з. 3 | | |
20 | Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII– XV вв. 1 ч | 1 | | Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I – император Карл IV. Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии | Находить на карте и комментировать местоположение Германии и Италии, их отдельных частей; городские феодальные республики Италии. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Определять причины ослабления императорской власти. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик. Характеризовать политику династии Медичи | CD– диск | Научатся определять термины: булла. Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров Научатся определять термины: гвельфы, гебелины, город-государство, тирания. Получат возможность научиться: называть причины экономического и культурного процветания городов Италии | Личностные: Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
П. 23 з. 2-5 | | |
21 | Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV–XV вв. (2 часа) Гуситское движение в Чехии. |
1 | | Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага – столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус – критик духовенства. Церковный собор в Констанце. Мучительная казнь Яна Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и по- следствия гуситского движения | Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса и его последователей, Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения | CD– диск | Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм. Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения | Личностные: Проявляют доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
П. 24 з. 3 | | |
22 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 1 | | Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь – первая европейская столица османов. Милош Обилич. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мех- мед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской империи. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника | CD– диск | Научатся определять термины: турки-османы. Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания | Личностные: Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности |
П. 25 з. 2-5 | | |
23 | Тема 9. Культура Западной Европы в Середине века (3 часа)
Образование и философия. Средневековая литература. |
1 | | Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху. | Объяснять причины изменения представлений средневекового европейца о мире; значение понятия корпоративное общество. Находить аргументы за и против существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. | CD– диск | Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, мин- низингеры, ваганты, готика. Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI-XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры | Личностные: Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения задач Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
П. 26 з. 2; П. 27, составить таблицу | | |
24 | Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. | 1 | | Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески. Зарождение культуры раннего Воз- рождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты: Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. | Составлять рассказ-экскурсию о памятниках средневекового искусства (на выбор). Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Составлять рассказ-описание по картине художника (любого на выбор). Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнение об образе нового человека с позиции жителя Средневековья. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки | CD– диск | Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию благородство», основные идеи гуманистов | Личностные: Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Личностные: Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым способам решения задач Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. |
П. 28 з. 3; П. 29, план | | |
25 | Научные открытия и изобретения. | 1 | | От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Появление компаса и астролябии. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Распространение библиотек. Доступность печатной книги | Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего и позднего Средневковья. Анализировать последствия разви- тия мореплавания. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника | CD–диск |
П. 30, таблица | | |
26 | Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2 часа). Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. |
1 | | Китай: империя Тан – единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Анти- монгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изобретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искусство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. | Составлять «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление (Китай, Индия, Япония). Сравнивать достижения Китая в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства средневекового Китая в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных средств и интернет-ресурсов (Китай, Индия, Япония по выбору). | CD– диск | Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.
Называть народы Африки и Америки, особенности их цивилизаций | Личностные: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Личностные: Проявляют устойчивый учебно- познавательный интерес к новым способам решения задач Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. |
П. 31 з. 2-4 | | |
27 | Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. | 1 | | Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи африканской культуры. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура на- родов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Культурные достижения инков. Уникальность культуры на- родов доколумбовой Америки | Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки | |
П. 32 з. 4 | | |
28 | Итоговое повторение. Наследие Средних веков в истории человечества. |
1 | | Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерного для Средневековья. Феодальное государство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Самоуправление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений | Объяснять смысл понятия Средне- вековье. Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса по истории Средневековья | | Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории | Личностные: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач |
Творческие работы стр. 276, вопросы стр. 279 | | |