•владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
•производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
▪пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, ▪правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
•составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
•иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
•иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической ,лексической и грамматической системах русского языка;
•владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
•уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном (в устной и письменной формах)
•владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
•производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;-пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
•составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
•иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс ( 34 часа) |
№п\п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЦЕЛЬ | Прогнозируемый результат | |
ЗНАТЬ | УМЕТЬ | |
Особенности письменного общения (2ч.) |
1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. | Показать единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. | Знать: формы речевого общения, формы письмен ной речи. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение. | Уметь: делать языковой анализ рече вого высказывания. Моделировать речевую ситуацию | |
2 | Особенности письменной речи: | Систематизация знаний по теме «Деловое письменное общение» | Знать: формы письменных высказываний и их призна ки: письма, записки, дело вые бумаги, рецензии, ста тьи, репортажи, сочине ния( разные типы), конс пекты, планы, рефераты и т.п. | Уметь использовать средств письма для передачи мысли ; ориентироваться на зрительное восприятие текста и невозмож ность учитывать немедленную реакцию адресата. | |
Орфография как система правил правописания (2ч.) | |
3 | Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. | Подчеркнуть роль орфо графии в письменном об щении людей, ёё возмож ности для более точной передачи смысла речи. | Знать :орфографическое правило как разновид ность учебно-научного текста | Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др. | |
4 | Разделы русской орфографии | Повторить разделы русской орфографии | Знать: историю русской орфографии, разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них | Уметь определять орфографическое правило, давать толкование | |
Правописание морфем (18ч.) |
5 | Правописание корней. | Повторить роль смыслово го анализа при подборе од нокоренного проверочного слова | Знать: систему правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единооб разного написания морфем- ведущий принцип русской орфографии (морфематический). | Уметь: проводить смысловой анализ при подборе однокоренного слова. | |
6 | Правописание гласных корня | Напомнить о проверяемых и непроверяемых безудар ных в корне слова; форми ровать навыки проверки безударных гласных в кор не слова, графического обо значения условий выбора правильных написаний; развивать навык использо вания различных способов проверки безударной гласной в корне | Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова. Знать о непроверяемых безударных гласных в корне слова. | Уметь правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); пользоваться орфографическим словарём | |
7 | Фонетический принцип написания | Ознакомление с условиями выбора букв Ы и И после приставок. Правила, нару шающие единообразие написания корня( ы и и в корне после приставок); | Знать правило написания букв Ы и И после приставок; знать об употреблении буквы И после приставки СВЕРХ- | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний | |
8 | Группы корней с чередованием гласных | Углубить сведения о кор нях с чередованием глас ных об основных типах чередования в корне слова; продолжить формирование навыков выразительного чтения | Знать :1.зависимость от гла гольного суф.-а-;2.зависимость от последующего согласного3.зависимость от ударения)4.корни с полно гласными неполногласными сочетаниями | Уметь писать корни с чередо ванием 1)-кас-//кос-, -лаг-//лож-, -бир-//бер_,-тир-//тер-,стил-//стел- и др.) 2)-раст//рос-,_скак-//скоч-(3)-гар//гор-,-твар//твор-, клан//клон-,-зар//зор-(- оло//ла, оро//ра, ере//ре ,ело//ле | |
9 | Обозначение на письме согласных корня: | Повторить звонкие и глу хие; непроизносимые; удво енные согласные | Знать: чередование согласных в корне связанные с этим орфографические трудности (доска- дощатый) | Находить орфограмму- со гласную в корне, подбирать проверочное слово | |
10 | Правописание иноязычных словообразовательных элементов | Систематизировать знания о правописании иноязыч ных словообразовательных элементов. Иноязычные приставки | Знать правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог ,фил, гео ,фон и т.п.) | Уметь использовать морфологичес кий принцип написания слов с иноя зычными словообразовательными элементами | |
11 | Правописание приставок. | Повторить деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. | Знать: принципы написания приставок. 1)приставки на з\с- фонетический принцип;2)все остальные приставки( русские и иноязычные по происхождению)-. | Уметь: использовать морфологический принцип написания, фонетический принцип написания | |
12 | Приставки пре и при | Повторить орфографичес кие правила, регулирую щие выбор букв Е и И в приставках ПРЕ-ПРИ. Развивать умение анализировать изучаемый материал | Знать правило написания гласных в приставках ПРЕ и ПРИ; словарные слова; правописание слов с труд но определяемым значением приставок ПРЕ и ПРИ Роль смыслового написания слова при различении приставок пре- при | Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; словарные слова; слова с труд но определяемым значением приставок ПРЕ и ПРИ; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарём | |
13 | Правописание суффиксов. | Систематизировать прави ла написания суффиксов в разных частях речи Повто рить систему правил, свя занных с написанием суф фиксов в словах разных частей речи | Знать:. Роль морфемно- словообразовательного ана лиза слова при выборе пра вильного написания суфф икса.Типичные суффиксы имён существительных и их написание:-арь-,-тель-,-ник-,-изн(а),-есть-(-ость-),-ени(е) и др.Различение суффиксов –чик- и –щик- со значением лица. | Уметь: применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания. Пользоваться орфографическим словарём и справочником по правописанию Суффиксы –ек-и–ик, –ец-и- иц- в именах существительных со значением уменьшительности Проводить морфемный разбор слова | |
14 | Типичные суффиксы прилагательных и их написание: | Систематизировать прави ла написания суффиксов в прилагательных. Повторить систему правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи | Знать типичные суффиксы прилагательных-оват(-еват -евит-,-лив-,-чив- --чат-,-оньк-(-еньк-) и др. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов. | Различать на письме суффиксы –ив- и –ев-; -к- и –ск- в именах прилагательных. Уметь правильно писать гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний | |
15 | Типичные суффиксы глагола и их написание | Научить применять алго ритм действий при выборе гласных в суффиксах глаго лов | Знать условия выбора глас ных букв в суффиксах глаго лов –ОВА-(ЕВА-) и ЫВА-(ИВА-) Различение на пись ме глагольных суффиксов -ова-(-ева-) и –ыва-(-ива-). Написание суффикса –е- или –и- в глаголах с приставкой обез-/обес-(обезлесеть-обез лесить); -ться- и –тся- в глаголах | Уметь правильно писать гласные в суффиксах глаголов–ОВА-(ЕВА-) и ЫВА-(ИВА-); графически обозначать условия выбора правильных написаний:-и-,-е-,-а-,-ка-,-ва-,-ирова-,-ича-,-ану-, и др. | |
16 | Образование причастий с помощью специальных суффиксов. | 1Систематизировать зна ния об условиях выбора гласной перед Н в полных и кратких страда тельных причастиях. 2.Формиро вать практическое умение верно определять гласную перед Н. 3.Повторить пра во писание полных и крат ких страдательных причас тий и прилагательных. | Знать условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях, ход рассуждения для выбора гласных перед н в названных причастиях. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранение на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени( посеять-посеявший- посеянный) | Уметь применять ход рассуждения для выбора гласных перед « в полных и кратких страдательных причастиях; правильно выбирать и писать слова с изучаемой орфограммой Р.Р.Расшифровывать аббревиатуру, подбирать различ ные варианты толкования; | |
17 | Правлписание н и нн в полных и кратких формах причастий. | 1.Систематизироватьзнания о правилах написания Н и ННв суффиксах кратких страда тельных причастий и кратких отглагольных прилагательных 2.Формировать навык на писания Н и НН в суффиксах | Знать об условиях пере хода причастий в прилагательные знать условия вы бора Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных при лагательных; ход рассужде ния для разграничения крат ких страдательных причас тий и кратких отглагольных прилагательных, | Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени, заменять глаголы краткими страдательными причастиями; делать выбор Н и НН в суффикса | |
18 | Правописание окончаний. | Систематизировать знания о правилах написания окончаний в разных частях речи | Знать: систему правил, регулирующих правописа ние окончаний слов разных частей речи | Различение окончаний –е-и-и- в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий. | |
19 | Различения морфем, в составе которых находится орфограмма | Повторить орфографичес кие правила, требующие различения морфем, в сос таве которых находится ор фограмма: о и е после ши пящих и ц в корне, суф фиксе и окончании; пра вописание ы и и после ц; употребление раздели тельных ь и ъ | Знать условия выбора букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных и в суффиксах существительных употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем | Уметь правильно писать гласные О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, существительных; графически обозначать условия выбора правильных написаний | |
20 | Правописание согласных на стыке морфем | Систематизировать знания о морфемном составе слова | Знать о правилах правописания согласных на стыке морфем; | Уметь правильно писать слова типа матросский, петроградский. Написание сочетаний чн,щн,нч,нщ,рщ,чк,нн | |
21 | Орфографический анализ морфемно- словообразовательных моделей слов. | Показать взаимосвязь зна чения, морфемного строе ния и написания слова | Знать: зависимость между морфологической принад лежностью слова и его мор фемным строением Этимо логическая справка как при ём объяснения написания морфем. | Уметь: объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова. Использование орфографических. морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов | |
22 | Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи. | Систематизировать прави ла употребления Ь для обо значения мягкости соглас ных и грамматических форм; использование раз делительных Ь и Ъ знаков | Орфография: роль букв Ъ и Ь в слове. Морфемика: части сло ва. Фонетика: буквы, не обозначающие звука | Навык правописания Ъ и Ь в исконно русских и заимство ванных словах | |
Слитные дефисные, и раздельные написания (10ч.) |
23 24 | Написания не с различными частями речи | Закрепление правила напи сания НЕ в отрицательных и неопределенных местои мениях, в отрицательных наречиях, причастиях; отра ботка умения написания НЕ с различными частями речи | Знать о различии на письме частиц НЕ и НИ. Различие час тицы НИ, союза НИ – НИ, приставки НИ-; форми ровать умение различать и правильно писать НИ – частицу, союз, приставку. | Уметь различать частицы. Графичес ки обозначать условия выбора орфо ргаммы Уметь работать по алгоритму Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи | |
25 | Различение приставки ни и слова ни(частицы, союза) | Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы | Знать о различии на письме частиц НИ и приставки НИ | Уметь различать частицы, графи чески обозначать условия выбора орфограммы. Уметь работать по алгоритму | |
| | | | | |
26 | Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. | 1.Повторить слитное и раз дельное написание приста вок в наречиях2. Формиро вать навыки слитного и раздельного написания на речий 3.Р.Р. Конструиро вание предложений и сло восочетаний, умение под бирать синонимы | Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Историческая справка о происхождении некоторых наречий | Уметь правильно писать слова с изу ченным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора пра вильных написаний; уметь правильно ставить ударение в наречиях; пользо ваться орфографическим словарем. | |
27 | Граматико- орфографические отличия приставки и предлога. | Познакомить с многознач ными предлогами.2.Форми ровать умение правильно употреблять предлоги.4Р.Р. Уметь составлять словосо четания с предлогами | Знать об однозначных и многозначных предлогах, находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользо ваться в речи предлогами - синонимами | Уметь определять значения предлогов в словосочета ниях; употреблять нужный падеж зависимого сущест вительного с предлогом в словосочетании; составл ять словосочетания с ис пользованием подходящих по смыслу предлогов; | |
28 29 | .Особенности написания производных предлогов. | 1.Систематизировать зна ния о производных и непро изводных предлогах. 3.Нау чить отличасть производ ные предлоги от синони мичных им частей речи 4.Формировать умение подбирать предлоги- синонимы | Знать неморфологический способ образования произ водных предлогов; отличия производных предлогов от непроизводных. Употреб ление существительных с предлога ми по, благодаря, согласно, вопреки; | Уметь находить непроизводные и про изводные предлоги; отличать произ водные предлоги от не производных; определять самостоятельные части речи, из которых образованы предло ги; Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, оттого, отчего, зато,поскольку и др. от созвучных сочетаний слов. | |
30 | Образование и написание сложных слов | Показать смысловые и грамматические различия в написании сложных слов | Знать: система правил дан ного раздела правописания Роль смыслового и грамма тического анализа слова при выборе правильного написания | Смысловые и грамматические отли чия прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосоче таний (многообещающий- много обещающий)сложных | |
31 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. | 1.Познакомить с дефисным написанием частиц.-то-.ка. 2.Формировать навык дефисного написания. 3.Повторить дефисное написание местоимений, прилагательных и наречий | Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц. | Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний. | |
32 | .Работа со словарём «Слитно или раздельно?» | Навыки работы со словарной статьёй | Знать: роль смыслового и грамматического анализа при слитном и раздельном написании | Использование орфографических. морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов | |
Написание строчных и прописных букв(2ч.) |
33 34 | Употребление прописных буквРабота со словарём «Строчная или прописная?» | Навыки работы со словарной статьёй | Знать: роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы | Уметь правильно употреблять строчную и прописную буквы | |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс ( 34 часа) |
| | | Прогнозируемый результат | |
№п\п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЦЕЛЬ | ЗНАТЬ | УМЕТЬ | |
| Речевой этикет в письменном общении (2ч.) |
1. | Речевой этикет как правило речевого поведения. | Рассказать о речевом этикете как компоненте культуры речи. | Речевая ситуация и употреб ление этикетных форм изви нения, просьбы, благодар ности, приглашения и т.п. в письменной форме. | Уметь применять основные правила речевого этикета. Речевой этикет в частной и деловой переписке. | |
2 | Особеннсти речевого этикета | Познакомить с особенно стями речевого этикета | Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (сообщения, электронная почта, телефакс и др.) | Уметь применять основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях ,конференциях, на тематических чатах Интернета | |
| Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3ч.) | |
3 | Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. | Дать сведения из истории русской пунктуации Основное назначение пунктуации- расчленять письменную речь для облегчения ёё понимания. | Знать: основные функции пунктуационных знаков. Принципы русской пункту ации | Уметь: определять принад лежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам | |
4-5 | Разделы русской пунктуации. 3.Основные функции пунктуационных знаков. | Повторить разделитель ные, выделительные зна ки препинания, знаки завершения. 1)знаки препинания в конце предложения;2)знаки препина ния внутри простого предло жения;3)знаки препинания между частями сложного пред ложения;4)знаки препинания при передаче чужой речи; 5)знаки препинания в связном тексте | Знать основные функции пунктуационных знаков Знать: предложение- одна из основных единиц синтак сиса, выполняющая комму никативную функцию и хара ктеризующаяся смысловой и интонационной законченнос тью. | Уметь правильно применять знаки препинания. Обозначить основные функции пунктуационных знаков Уметь: определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения | |
Знаки препинания в конце предложения (1ч.) |
6 | Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения | Граница предложения, отражение ёё на письме. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге. | Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Смысловая роль многоточия | Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности. Употребление многоточия при прерывании речи. | |
Знаки препинания внутри простого предложения(13ч.) |
7 | Знаки препинания между членами предложения | Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в непол ном предложении; интона ционные особенности этих предложе ний. | Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении. Правила постановки тире. | Интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой. Употреблять тире между подлежащим и сказуемым. Использовать составные именные сказуемые для х-ки человека | |
8 | Знаки препинания между однородными членами предложения. | Грамматические и интона ционные особенности пред ложений с однородными членами. Интонация перечисления | Знать правило постановки знаков препинания при одно родных членах. Однородные члены, соединённые двой ными союзами | Уметь: интонационно правильно произносить предложения с одно родными членами, выделять зна ками препинания на письме. | |
9 | Интонационные и пунктуационные осо бенности предложений с обобщающими словами при однородных членах. | 3.Однородные члены, не соединённые союзом. Одно родные члены, соединён ные неповторяющимися союзами. | Правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова | Находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или передними), правильно расставлять знаки препинания; интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. | |
10 | Однородные и неоднородные определения,) | Различение однородных и неоднородных определеий на основе семантико-грам матической и интонацион ной характеристики предло жения и его окружения (контекста) | Основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных | Умение отличать однородные определе- ния от неоднородных и ставить знаки пре пинания при однородных и неоднород -ных определениях. Определять роль однородных определений в раскрытии авторского замысла | |
11 | Обособленные члены предложения | Повторить знаки препи нания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особен ности предложений с обособленными членами | Обособление-выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире | Интонационно правильно произно сить предложения с обособленны ми членами, определять их роль в предложении. Показывать графи чески интонацию обособления. | |
12 | Обособленные определения | Повторить виды обособле нных определений (согла сованные и несогласован ные). Способ выражения обособленного определе ния .Обобщить знания ос новных правил обособле ния определений и умения применять их на письме | Знать распространённые и нераспространённые, согла сованные и несогласованные Причастный оборот как осо бая синтаксическая констру кция. Грамматико-пунктуа ционные отличия причастно го и деепричастного оборотов. | Уметь характеризовать разные признаки обособления: смысло вые, интонационные, граммати ческие, пунктуационные. Нахо дить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми | |
13 | Обособленные приложения | Систематизировать знания об обособленном приложении | Правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову) | Распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения. Объяснять условия обособления. Уметь применять знания на практике | |
14 | Обособление обстоятельств, | Систематизировать зна ния об основных прави лах обособления обстоя тельств и умения приме нять их на письме Спосо бы выражения обособлен ного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот) | Обособление обстоятель ств, выраженных одиноч ным деепричастием и дее причастным оборотом.Смы словые и интонационные особенности предложений с обособленными об стоя тельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. | Согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочёты в построении предложений с обособленными обстоятельствами | |
15 | Обособление дополнений | Смысловая и интонацион ная характеристика предло жений с обособленными дополнениями. | Виды уточняющих Дополнений, правила выделения уточняющих членов | Умение выделять уточняющие члены в предложении, опираясь на семантико-интонационный анализ высказывания | |
16 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. | Формировать умение производить синтаксический разбор предложения с обособленными членами | Порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами | Производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме | |
17 | Сравнительный оборот | Систематизировать знания о постановке знаков препи нания при сравнительном обороте. | Знать принцип составления таблиц обобщающего харак тера Знаки препинания в предложениях с сравнитель ным оборотом | Умение правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом как Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения | |
18 | Вводные слова. | Закрепить знания о групп пах вводных слов по значе нию. Виды вводных предло жений. Частицы и наречия, не являющиеся вводными словами. Знаки препина ния при словах,граммати чески не связанных с членами предложения. | Интонационные и пунктуа ционные особенности пред ложений с вводными слова ми. Семантико-грамматичес кие отличия вводных слов от созвучных членов предло жения. | Разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза. Выделять вводные слова знаками препинания. Определять текстообразующую роль вводных слов | |
19 | Предложения с обращениями. | Умение отличать обращение от созвучных слов Обращение в предложениях с прямой речью | Что такое распространённое обращение. Способы выраже ния обращения. Интонацион ные и пунктуационные осо бенности предложений с об ращениями. Речевые форму лы обращений, используе мые в письменной речи. | Использовать распространённые обращения в речи. Интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией) | |
Знаки препинания между частями сложного предложения(8ч.) |
20 | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений | Научить видеть смысловое и стилистическое различие сложносочинённых предложений, соединённых разными сочинительными союзами | Знать: особенности строения ССП, СПП,БСП. Сложные предложения с разными видами связи. | Уметь :различать смысловые и стилистические особенности сложных предложений | |
21 | Знаки препинания между частями ССП. | Расширить знания обучаю щихся о сложносочинён ном предложении; совер шенствовать навыки пос тановки знаков препинания в ССП .Закрепить знания учеников о сложносочинён ном предложении; совер шенствовать навыки пос тановки знаков препинания в ССП. Авторское употреб ление знаков препинания | Знать сложносочинённые предложения с союзами (сое динительными, противитель ными, разделительными) Разделительные знаки препи нания между частями сложно сочинённого предложения Авторское употребление знаков препинания | Уметь интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения Правильно ставить знаки препинания в ССП Уметь находить и классифициро вать по значению союзы в слож носочинённом предложении Синтаксические синонимы слож носочинённых предложений, их текстообразующая роль | |
22 | Употребление знаков препинания между частями СПП. | Повторить типы простых предложений двусостав ных и односоставных) Научиться выделять границы предикативных частей | Знать графические обозначения СПП, основные союзные средства( союз и союзное слово) | Уметь определять границы предикативных частей, правильно расставлять знаки препинания | |
23 | Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП. | Формировать умения уста навливать смысловые отно шения между частями бес союзного сложного предло жения в зависимости от их содержания и интонации, правильно расставлять знаки препинания | Воспринимать предложения на слух. Производить анализ предложения, выявлять смысловые отношения между частями | Уметь правильно интонировать бессоюзные сложные предложе ния в зависимости от смысловых отношений, выражаемых преди кативными частями | |
24 25 | Грамматико-интонационный анализ сложных предложений | Формирование умения определять структуру сложных синтаксических конструкций и правильно расставлять знаки препинания в предложениях указанной структуры | Делать анализ многочлен ного сложного предложения с разнотипными связями.. Определять количество предикативных частей | Уметь делать грамматико-интона ционный анализ сложных пред ложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков пре пинания внутри сложной синтакси ческой конструкции. Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания | |
26 | Знаки препинания при сочетании союзов | Повторить пройденное по теме; закрепить зна ния и умения. Стечение союзов в многочленных сложных предложениях с различными видами связи | Структура сложного предло жения с разными видами союзной и бессоюзной связи, сочетание видов связи | Уметь производить синтаксичес кий разбор сложных предложе ний с различными видами сою зной и бессоюзной связи | |
27 | Сочетание знаков препинания. | Формирование умения определять структуру сложных синтаксических конструкций и правиль но расставлять знаки пре пинания в предложениях указанной структуры | Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы | Овладеть навыками составления линейных схем сложных предло жений и конструировать их по заданным схемам | |
Знаки препинания при передаче чужой речи (3ч.) |
28 | Прямая и косвенная речь | Систематизация знаний. Чужая речь, прямая речь, косвенная речь, несобст венно- прямая речь | Знать: прямая речь, диалог, единицы прямой речи | Уметь выделять смысловые части текста и основные средства связи между ними, ставить знаки препинания при прямой речи | |
29 | Оформление на письме прямой речи и диалога | Систематизация знаний. Прямая речь, диалог | Знать: структура предложений с прямой речью. | Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. | |
30 | Разные способы оформление на письме цитат | Систематизация знаний. Стилистика: цитаты разных стилей | Знать: цитата, способы оформления цитат | Уметь правильно расставлять знаки препинания при цитатах | |
Знаки препинания в связном тексте (4ч.) |
31 | Связный текст | Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средства связи частей текста. Типы и стили речи | Связный текст как совокуп ность предложений, объеди нённых одной мыслью, об щей стилистической направ ленностью и единым эмо цииональным настроем | Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Средства связи частей текста при повествовании, описании, рассуждении | |
32 | .Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. | Научить анализировать текст с точки зрения его со отнесённости с функцио нальными разновиднос тями языка, сферами общения и задачами речи. | Стили речи. Сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей | Уметь определять стиль текста, тип речи, используемый в нём, находить средства связи частей текста, исправлять недочёты в его строении | |
33 34 | Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста | Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания | Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста | Уметь продуцировать тексты разных типов речи на заданную ему, высказывать своё отношение к фактам, явлениям, событиям, делить текст на абзацы | |
•иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической ,лексической и грамматической системах русского языка;
•владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
•уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном (в устной и письменной формах)
•владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
•производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;-пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно- популярного высказывания, правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
•составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
•иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.
2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно-