Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено» Руководитель МО _________/_____________/ ФИО Протокол № ___ от _______ | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _________/______________/ «_____» __________2018 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 __________ /С.В. Загайнов/ Приказ № ____ от «____» ________ 2018 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Технология»
3Б класса на 2018-2019 учебный год
начального общего образования
Разработана на основе авторской программы по технологии для 3 класса Е.А. Лутцевой, Т.П.Зуевой
срок реализации 1 год
Составитель:
учитель начальных классов
Кочукова Валентина Александровна
с. Топчиха, 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии:
ФГОС НОО (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г № 373)
ООП ООО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утверждено приказом директора № 50/3 от 02.09.2014г)
Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ (утверждено приказом директора № от 30 .08.2018г)
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)
Федеральным перечнем учебников (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г № 253)
И на основе других материалов:
1.Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.:
Просвещение, 2011.
2.Авторской программы по технологии для 1 – 4 классов Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Предметная линия
учебников системы «Школа России». 1-4 классы. - Москва, Просвещение,2014 г.
3. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология: Методическое пособие с поурочными разработками, М.:
Просвещение, 2014 г.
Примерной и авторской программой по технологии на её реализацию отведено 33 часа.
Для проведения занятий по технологии Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 3 классах еженедельно отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). Учебный план МКОУ Топчихинской СОШ №2 предусматривает в 3 классах еженедельно 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). С учётом этого программа составлена на 34 часа учебного времени.
Цель изучения курса технологии – развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на расширение следующих задач:
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Виды учебной деятельности учащихся:
простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям)',
решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .
Методы и формы: устный опрос; практические задания, выставки детских работ, портфолио.
Используемые технологии, формы и методы работы
Методологической основой реализации ФГОС в преподавании является системно-деятельностный подход Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения (создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений; поиск доказательств; формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном), развития исследовательских навыков, критического мышления, здоровьесбережения и т. д.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся), игровые
Формы обучения:
Средства обучения: авторские программы, авторские методические материалы, УМК, демонстрационный материал, презентации учителя по темам, мультимедийные средства, интернет-ресурсы.
В классе занимается ребёнок по адаптированной программе для детей с ЗПР. Нормы и критерии оценивания в приложении.
Календарно – тематическое планирование предмета «Технология» в 3 классе на 2018 – 2019 учебный год.
Количество недельных часов 34.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Информационная мастерская (3 часа). |
1. | Вспомним и обсудим! | 1 | 07.09 | |
2. | Знакомимся с компьютером. | 1 | 14.09 | |
3. | Компьютер – твой помощник. Проверь себя. Проверка знаний и умений по теме: «Информационная мастерская». | 1 | 21.09 | |
Мастерская скульптора (6 часов). |
4. | Как работает скульптор? | 1 | 28.09 | |
5. | Скульптуры разных времен и народов. | 1 | 05.10 | |
6. | Статуэтки. | 1 | 12.10 | |
7. | Рельеф и его виды. | 1 | 19.10 | |
8. | Как придать поверхности фактуру и объём? | 1 | 26.10 | |
9. | Конструируем из фольги. Проверь себя. Проверка знаний и умений по теме: «Мастерская скульптора». | 1 | 09.11 | |
Мастерская рукодельницы (8 часов). |
10. | Вышивка и вышивание. | 1 | 16.11 | |
11. | Строчка петельного стежка. | 1 | 23.11 | |
12. | Пришивание пуговиц. | 1 | 30.11 | |
13. | Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». | 1 | 07.12 | |
14. | История швейной машины. | 1 | 14.12 | |
15. | Секреты швейной машины. | 1 | 21.12 | |
16. | Футляры. Проверь себя. Проверка знаний и умений по теме: «Мастерская рукодельницы». | 1 | 11.01 | |
17. | Наши проекты. Подвеска. | 1 | 18.01 | |
Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов (11 часов). |
18. | Строительство и украшение дома. | 1 | 25.01 | |
19. | Объём и объёмные формы. Развёртка. | 1 | 01.02 | |
20. | Подарочные упаковки. | 1 | 08.02 | |
21. | Декорирование (украшение) готовых форм. | 1 | 15.02 | |
22. | Конструирование из сложных развёрток. | 1 | 22.02 | |
23. | Модели и конструкции. | 1 | 01.03 | |
24. | Наши проекты. Парад военной техники. | 1 | 15.03 | |
25. | Наша родная армия. | 1 | 22.03 | |
26. | Художник-декоратор. Филигрань и квиллинг. | 1 | 05.04 | |
27. | Изонить. | 1 | 12.04 | |
28. | Художественные техники из креповой бумаги. Проверь себя. Проверка знаний и умений по теме: «Мастерская инженеров- конструкторов, строителей, декораторов». | 1 | 19.04 | |
Мастерская кукольника (6 часов). |
29. | Может ли игрушка быть полезной. | 1 | 26.04 | |
30. | Театральные куклы – марионетки. | 1 | 03.05 | |
31. | Игрушка из носка. | 1 | 10.05 | |
32. | Кукла-неваляшка. | 1 | 17.05 | |
33. | Кукла-неваляшка. Проверь себя. Проверка знаний и умений по теме: «Мастерская кукольника». | 1 | 24.05 | |
34. | Что узнали, чему научились. Проверка знаний и умений за 3 класс. | 1 | 31.05 | |
№ п/п | Формы контроля, проекты | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
1. | Наши проекты. | | 1 | 2 | | 3 |
2. | Проверь себя. Проверка знаний и умений. | 1 | 2 | | 3 | 6 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты
Обучающийся научится:
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся будет уметь:
формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
выявлять и формулировать учебную проблему;
анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД.
Обучающийся научится с помощью учителя:
искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Обучающийся будет знать о:
Обучающийся будет уметь:
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространенные в крае ремесла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся будет знать:
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно-измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Обучающийся будет иметь представление о:
о композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объеме,
о традициях декоративно-прикладного искусства в создании изделий.
Обучающийся будет уметь (под контролем учителя):
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет),
решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Обучающийся будет знать:
Обучающийся будет уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4.Практика работы на компьютере.
Обучающийся будет знать:
названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
основные правила безопасной работы на компьютере;
Обучающийся будет иметь общее представление о:
Обучающийся будет уметь (с помощью учителя):
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать);
работать с ЭОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева Технология: Учебник: 3 класс. – М.: Просвещение, - 2016 г.
Дополнительная литература:
Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. Технология: Рабочая тетрадь: 3 класс. – М.: Просвещение, - 2016 г.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;
Мултимедийный проектор, экран;
Персональный компьютер.
Наборы конструкторов.
Набор демонстрационных материалов.
Модели геометрических фигур.
Наборы цветной и простой бумаги, картона .
Текстильные материалы (ткани, нитки, тесьма).
Наборы пластических материалов (пластилин).
Природные материалы.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
№ п/п | № измененного урока | Дата проведения урока по плану | Дата фактического проведения урока | Причина изменений (приказ №… от…) |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
11. | | | | |
12 | | | | |
13 | | | | |
14 | | | | |
15 | | | | |
16 | | | | |
17 | | | | |
18 | | | | |
19 | | | | |
20 | | | | |