13
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Новосибирской области
Администрация Здвинского района Новосибирской области
МКОУ Маландинская ООШ
РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол №16 от «16» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Методический совет Протокол №1 от «16» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ____________ Гайдар С. А. Приказ №26 от «16» августа 2023 г. |
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ»
Направленность: проектно-исследовательская деятельность
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 7 - 16 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Булдакова И.В.
учитель биологии высшей квалификационной категории
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………………………………..6
Общая характеристика учебного курса……...…………………………………………………...8
Цель и задачи …………………………………………………………………………………10
Место курса в учебном плане …………………………………………………………………11
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса …..12
Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы» ………………………………….15
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности …..16
Материально-техническое обеспечение ………………………………………………….19
Планируемые результаты изучения учебного материала ………………………………….21
Список литературы …………………………………………………………………………23
Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по курсу «Шахматы» составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 – ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорт и к срокам обучения по этим программам»;
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 17.07.2017 № 654 «Об утверждении правил вида спорта «шахматы»;
Приказ Министерства спорта РФ от 20.02.2017 № 108 «Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной классификации»;
Приказ Министерства спорта РФ от 12.10.2015 № 930 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы»;
Программа «Развитие вида спорта шахматы в Российской Федерации до 2020 года», утвержденная решением Наблюдательного Совета общероссийской общественной организации «Российская шахматная федерация»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (далее – курса) «Шахматы» (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения курса «Шахматы», даётся общая характеристика курса, определяется место курса в учебном плане, характеризуются его основные содержательные линии.
Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования при реализации курса «Шахматы», примерное содержание курса.
Программа курса «Шахматы» разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных особенностей и возможностей, а также условий, которые необходимы для развития личностных и познавательных качеств подростков.
Пояснительная записка
Один из приоритетов государственной политики в области образования — ориентация не только на усвоение обучающимися фундаментальных знаний, но и на их воспитание, развитие личностных качеств, познавательных и созидательных способностей.
Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. — Примеч. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» В. В. Путин.
XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации — предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире.
И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, выражающаяся в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянной систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих регионах России шахматы интегрированы в программы основного общего образования. На сегодняшний день накоплен значительный опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей и подростков.
Исследования доказали, что в рамках школьного образования активное освоение подростками игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, способствует формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и интеллектуального потенциала.
Мыслительные способности совершенствуются благодаря самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.
Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в шахматы позволяет предотвратить возникновение асоциального поведения, приобретение нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для подростков шахматы являются интеллектуальной формой проведения досуга.
Шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный инструмент познания разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию у подростков навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, способов решения проблем творческого и поискового характера, планирования, контроля и оценки своих действий в соответствии с поставленной задачей, овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, что и сформулировано в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы.
Общая характеристика учебного курса
Курс «Шахматы» требует приложения всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС основного общего образования.
В современной школе важное место занимает развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, понимания, осознания и воспроизведения полученных знаний в различных метапредметных областях.
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:
— компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);
— возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста и уровня подготовленности;
— травмобезопасность.
Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-ориентированная соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-ориентированная соревновательная деятельность» подразумевает отработку теоретического материала путём выполнения тренировочных, тестовых и контрольных заданий.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.
Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (ч. 2, п. 6 и 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Эффективность использования системы шахматных уроков в основной школе доказана их положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.
Цель и задачи
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей подросткового возраста посредством их массового вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
— массовое вовлечение подростков в шахматную игру;
— приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре;
— открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
— выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.
Образовательные задачи способствуют:
— приобретению знаний из истории развития шахмат;
— углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных тактических приёмах;
— освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
— изучению приёмов и методов шахматной борьбы.
Оздоровительные задачи направлены на:
— формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
— формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений;
— воспитание стремления вести здоровый образ жизни.
Воспитательные задачи способствуют:
— приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
— воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
— формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;
— развитию выдержки, собранности, внимательности;
— развитию эстетического восприятия действительности;
— формированию уважения к чужому мнению.
Программа разработана для учащихся 1-9 классов и рассчитана на изучение материала в течение 102 ч. в течение 3 лет по 34 ч в год.
Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного модуля
Программа курса «Шахматы» предусматривает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
— формирование основ российской, гражданской идентичности;
— ориентацию на моральные нормы и их выполнение;
— наличие чувства прекрасного;
— формирование основ шахматной культуры;
— понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
— уважительное отношение к иному мнению;
— приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
— воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
— умение управлять своими эмоциями;
— дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
— оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
— умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
— владение способом структурирования шахматных знаний;
— способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
— умение находить необходимую информацию;
— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
— умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
— способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
— возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
— умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса «Шахматы».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся основной школы должны:
— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
— владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; — приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Содержание курса «Шахматы»
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-ориентированная соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Содержание раздела | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности обучающихся | Количество часов |
1 год обучения (34 ч) |
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры |
История шахмат | Основные содержательные линии. Знакомство с великими шахматистами итальянской шахматной школы. Возникновения шахмат в Италии, первые шахматные книги. | Знать: историю развития шахматной культуры в эпоху Возрождения, о возникновении шахмат в Италии, о выдающихся итальянских шахматистах, первых шахматных книгах. | 4 |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии. Шахматная комбинация: «перегрузка», «освобождение поля», «освобождение линии», комбинации в миттельшпиле на полях h2/h7, типовые комбинации по на полях g2/g7, типовые комбинации на полях g3/g6. Основы дебюта: роль центра в шахматной партии, развитие фигур и мобилизация сил, опасность бесполезных ходов и потеря времени. Основы миттельшпиля: Учение В. Стеница, значение открытой линии, «хорошие» и «плохие» фигуры. Основы эндшпиля: типовые приемы в пешечных окончаниях. | Знать: тактические приемы «перегрузка», «освобождение линии», «освобождение поля», учение В» Стейница, важность открытых линией, центра в шахматной партии, опасность отставания в развитии и бесполезных ходов в дебюте, основные типовые приемы в пешечных окончаниях, 5 главных правил пешечного эндшпиля. Уметь: находить типовые тактические приемы в миттельшпиле на полях h2/h7, g2/g7, g6/g3, использовать перевес в развитии в дебюте, применять различные типовые комбинации в дебюте, ориентированные на раскрытие короля соперника и создание матовых угроз, разыгрывать простейшие пешечные эндшпили, реализовывать преимущество защищенной проходной пешки в пешечном эндшпиле. Выполнять: правила поведения за шахматной доской. | 14 |
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность |
Тесты и контрольные точки | Основные содержательные линии. Тесты и контрольные точки на все пройденные тактические прием и шахматные комбинации, стратегические приемы. | Расставлять позиции для решения упражнений. Решать шахматные упражнения. Анализировать шахматные партии, свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивать собственное выполнение. Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить комбинации на изученные темы. | 16 |
2 год обучения (34 ч) |
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры |
История шахмат | Основные содержательные линии. Знакомство с великими шахматистами русской, французской и английской шахматных школ, их творчеством и шахматными взглядами, история развития шахматных дебютов. | Знать: иторию развитии шахматной культуры в России, Франции и Англии, о выдающихся шахматистов этих стран, их достижениях и шахматных взглядах, истории развития дебютов в Романтическую эпоху, гамбиты. | 4 |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии. Шахматная комбинация: типовые приемы проведения комбинаций в дебюте на полях f2/f7. Основы дебюта: способы создания атаки на короля, застрявшего в центре, опасность погони за выигрышем материала в дебюте. Основы миттельшпиля: Пешечные штурмы при односторонних и разносторонних рокировках, контрудар в центре – главный ответ на фланговые атаки, «сильные» и «слабые» поля, «форпост», способ подключения ладьи на фланг для поддержания атаки на короля соперника. Основы эндшпиля: типовые приемы в слоновых окончаниях. | Знать: типовые приемы проведения комбинаций в дебюте на полях f2/f7, способы разрушения прикрытия короля, застрявшего в центре, опасность погони за выигрышем материала в дебюте в ущерб развитию фигур. Уметь: находить создавать атаки на короля при разносторонних и односторонних рокировках методом пешечного штурма и создания фигурно – пешечной атаки, разыгрывать простейшие слоновые эндшпили. Выполнять: правила поведения за шахматной доской. | 14 |
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность |
Тесты и контрольные точки | Основные содержательные линии. Тесты и контрольные точки на все пройденные тактические прием и шахматные комбинации, стратегические приемы. | Расставлять позицию для решения упражнений. Решать шахматные упражнения. Анализировать шахматные партии, свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивать собственное выполнение. Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить известные комбинации | 16 |
3 год обучения (34 ч) |
Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры |
История шахмат | Основные содержательные линии. Немецкая шахматная школа. Идеология классической шахматной школы. Шахматное творчество З. Тарраша, история развития дебюта. | Знать: о классической шахматной школе и ее выдающихся представителях, история развития дебюта: модернизм и гиппермодернизм. | 4 |
Базовые понятия шахматной игры | Основные содержательные линии. Шахматная комбинация: промежуточный ход, блокировка, создание неотразимой угрозы, «бешеная» фигура, комбинации на проведение пешки в ферзи. Основы дебюта: искусство централизации, важность взаимодействия фигур, методы реализация дебютного преимущества в миттельшпиле. Основы миттельшпиля: Пешечные структуры: их особенности и методы игры при каждой из них. Основы эндшпиля: типовые приемы в коневых окончаниях. | Знать: тактические приемы промежуточный ход, блокировка, способы создание неотразимой угрозы, «бешеная фигура», комбинации на проведение пешек в ферзи. Понимать: Важность централизации и взаимодействия шахматных фигур в достижении единой цели, Уметь: реализовывать преимущество, накопленное в начальной стадии шахматной партии – дебюте, в середине партии – миттельшпиле, находить типовые тактические приемы разыгрывать простейшие коневые окончания. Выполнять: правила поведения за шахматной доской. | 14 |
Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность |
Тесты и контрольные точки | Основные содержательные линии. Тесты и контрольные точки на все пройденные тактические прием и шахматные комбинации, стратегические приемы. | Расставлять позицию для решения упражнений. Решать шахматные упражнения. Анализировать шахматные партии, свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивать собственное выполнение. Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить известные комбинации | 16 |
Материально-техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д –демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Рабочие программы Дидактические карточки Учебно-методические пособия и рекомендации | Д Д К Д |
Печатные пособия |
Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения), портреты чемпионов мира | Д |
Технические средства обучения |
Портативный компьютер Радиомикрофон (петличный) Музыкальный центр Сканер Принтер Копировальный аппарат | Д Д Д Д Д Д |
Экранно-звуковые пособия |
Аудиовизуальные пособия Аудиозаписи музыкальные | Д Д |
Учебно-практическое оборудование |
Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур Шахматные часы Аптечка | Д Ф Ф Д |
Планируемые результаты изучения
учебного материала
В результате освоения Программы обучающиеся должны:
знать /понимать:
— правила техники безопасности во время занятий;
— историю возникновения и развития шахматной игры;
— чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;
— вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
— историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста - спортсмена;
— историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
— использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.
К концу первого года обучения обучающиеся научатся:
правилам разыгрывания дебюта
технике расчета вариантов;
основам стратегического преимущества
специфике открытых и полуоткрытых линий
специфике «хороших» и «плохих» фигур;
поиску и решению различные шахматные комбинации
элементарным навыкам разыгрывания пешечных окончаний
длительному концентрированию внимания во время шахматной партии;
К концу второго года обучения обучающиеся будут знать:
историю возникновения шахматных дебютов;
основы начала шахматной партии и его особенности;
приемы развития атаки на короля в разных стадиях шахматной партии;
К концу второго года обучения обучающиеся научатся:
понимать специфику «сильных» и «слабых» фигур, понимать «форпост»;
применять на практике приемы подключения ладьи к атаке на короля соперника;
элементарным навыкам разыгрывания слоновых окончаний;
применению на практике тактических и стратегических средств шахматной борьбы.
К концу третьего года обучения обучающиеся научатся:
находить и решать различные шахматные комбинации
стратегическим особенностям разыгрывания дебюта;
различным пешечным формациям;
ценить классическое шахматное наследие;
ключевым шахматным компетенциям;
элементарным навыки разыгрывания коневых окончаний;
фундаментальному стратегическому подходу в шахматах
уметь анализировать, разбирать шахматные партии.
Список литературы
Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.
Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.
Гришин В. Шахматная азбука / В. Гришин, Е. Ильин. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак, Я. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985.
Карякин С. А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга / С. А. Карякин, Е. И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019.
Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга / С. А. Карякин, Е. И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019.
Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. – М.: РГ-Пресс, 2020.
Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Профи.. Учеб. Пособие / С. Л. Кузин. – М.: Проспект, 2019.
Кузин С. Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. – М.: Проспект, 2020.
Пожарский В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. – Ростов н/Д: Феникс, 2020.
Прудникова Е. А. Шахматы: 1- 4 классы: все правила / Е. А. Прудникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.
Шахматы – школе / Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.