СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и интеллектуального потенциала.

Мыслительные способности совершенствуются благодаря самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ»»

13


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌‌‌

‌‌​

Министерство образования Новосибирской области

Администрация Здвинского района Новосибирской области

МКОУ Маландинская ООШ



РАССМОТРЕНО

Педагогический совет

Протокол №16 от «16» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Методический совет

Протокол №1 от «16» августа 2023 г.




УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

____________ Гайдар С. А.

Приказ №26 от «16» августа 2023 г.






Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ»







Направленность: проектно-исследовательская деятельность

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 7 - 16 лет

Срок реализации: 3 года




Автор-составитель:

Булдакова И.В.

учитель биологии высшей квалификационной категории






2023 год

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка …………………………………………………………………………..6

Общая характеристика учебного курса……...…………………………………………………...8

Цель и задачи …………………………………………………………………………………10

Место курса в учебном плане …………………………………………………………………11

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса …..12

Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы» ………………………………….15

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности …..16

Материально-техническое обеспечение ………………………………………………….19

Планируемые результаты изучения учебного материала ………………………………….21

Список литературы …………………………………………………………………………23





Нормативную правовую основу настоящей примерной программы по курсу «Шахматы» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 – ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорт и к срокам обучения по этим программам»;

Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 17.07.2017 № 654 «Об утверждении правил вида спорта «шахматы»;

Приказ Министерства спорта РФ от 20.02.2017 № 108 «Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной классификации»;

Приказ Министерства спорта РФ от 12.10.2015 № 930 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «шахматы»;

Программа «Развитие вида спорта шахматы в Российской Федерации до 2020 года», утвержденная решением Наблюдательного Совета общероссийской общественной организации «Российская шахматная федерация»;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».


Рабочая программа курса внеурочной деятельности (далее – курса) «Шахматы» (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения курса «Шахматы», даётся общая характеристика курса, определяется место курса в учебном плане, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования при реализации курса «Шахматы», примерное содержание курса.

Программа курса «Шахматы» разработана с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных особенностей и возможностей, а также условий, которые необходимы для развития личностных и познавательных качеств подростков.

Пояснительная записка

Один из приоритетов государственной политики в области образования — ориентация не только на усвоение обучающимися фундаментальных знаний, но и на их воспитание, развитие личностных качеств, познавательных и созидательных способностей.

Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года.

Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. — Примеч. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» В. В. Путин.

XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации — предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире.

И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, выражающаяся в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянной систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.

С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих регионах России шахматы интегрированы в программы основного общего образования. На сегодняшний день накоплен значительный опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей и подростков.

Исследования доказали, что в рамках школьного образования активное освоение подростками игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, способствует формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.

Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и интеллектуального потенциала.

Мыслительные способности совершенствуются благодаря самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм.

Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в шахматы позволяет предотвратить возникновение асоциального поведения, приобретение нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для подростков шахматы являются интеллектуальной формой проведения досуга.

Шахматная игра как полифункциональный предмет — это универсальный инструмент познания разных сфер человеческой деятельности, который в полной мере может способствовать формированию у подростков навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, способов решения проблем творческого и поискового характера, планирования, контроля и оценки своих действий в соответствии с поставленной задачей, овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления аналогий и причинно-следственных связей, что и сформулировано в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы.

Общая характеристика учебного курса

Курс «Шахматы» требует приложения всей совокупности человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства, максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС основного общего образования.

В современной школе важное место занимает развивающая функция обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, понимания, осознания и воспроизведения полученных знаний в различных метапредметных областях.

Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для общеобразовательных организаций:

— компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко убираются);

— возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся различного возраста и уровня подготовленности;

— травмобезопасность.

Настоящая программа включает в себя два основных раздела: «Теоретические основы и правила шахматной игры»; «Практико-ориентированная соревновательная деятельность».

В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.

Раздел «Практико-ориентированная соревновательная деятельность» подразумевает отработку теоретического материала путём выполнения тренировочных, тестовых и контрольных заданий.

В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Программа реализуется в соответствии с действующим законодательством о самостоятельности образовательной организации в осуществлении образовательной деятельности и возможности свободы выбора в части образовательных программ в соответствии с интересами детей и подростков (ч. 2, п. 6 и 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Эффективность использования системы шахматных уроков в основной школе доказана их положительным влиянием на общий педагогический процесс обучения в школе.


Цель и задачи

Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей подросткового возраста посредством их массового вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

— массовое вовлечение подростков в шахматную игру;

— приобщение учащихся основной школы к шахматной культуре;

— открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

— выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.

Образовательные задачи способствуют:

— приобретению знаний из истории развития шахмат;

— углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных тактических приёмах;

— освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

— изучению приёмов и методов шахматной борьбы.

Оздоровительные задачи направлены на:

— формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;

— формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений;

— воспитание стремления вести здоровый образ жизни.

Воспитательные задачи способствуют:

— приобщению подростков к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

— воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

— формированию у подростков устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;

— развитию выдержки, собранности, внимательности;

— развитию эстетического восприятия действительности;

— формированию уважения к чужому мнению.

Программа разработана для учащихся 1-9 классов и рассчитана на изучение материала в течение 102 ч. в течение 3 лет по 34 ч в год.

Основу содержания урока составляет изучение основ теории и практики шахматной игры с дальнейшим закреплением полученных знаний в игровой деятельности, включающей в себя игру с соперником, спарринги, соревновательную деятельность, шахматные праздники.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного модуля

Программа курса «Шахматы» предусматривает достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

— формирование основ российской, гражданской идентичности;

— ориентацию на моральные нормы и их выполнение;

— наличие чувства прекрасного;

— формирование основ шахматной культуры;

— понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

— готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

— уважительное отношение к иному мнению;

— приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

— воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

— умение управлять своими эмоциями;

— дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

— оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

— умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

— владение способом структурирования шахматных знаний;

— способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

— умение находить необходимую информацию;

— способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

— умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

— способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

— умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

— способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

— умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

— возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

— умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

— способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса «Шахматы».

B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся основной школы должны:

— приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

— владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала; — приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.


Содержание курса «Шахматы»

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-ориентированная соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности обучающихся

Количество часов

1 год обучения (34 ч)

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры

История шахмат

Основные содержательные линии.

Знакомство с великими шахматистами итальянской шахматной школы. Возникновения шахмат в Италии, первые шахматные книги.

Знать: историю развития шахматной культуры в эпоху Возрождения, о возникновении шахмат в Италии, о выдающихся итальянских шахматистах, первых шахматных книгах.

4

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии.

Шахматная комбинация: «перегрузка», «освобождение поля», «освобождение линии», комбинации в миттельшпиле на полях h2/h7, типовые комбинации по на полях g2/g7, типовые комбинации на полях g3/g6.

Основы дебюта: роль центра в шахматной партии, развитие фигур и мобилизация сил, опасность бесполезных ходов и потеря времени.

Основы миттельшпиля:

Учение В. Стеница, значение открытой линии, «хорошие» и «плохие» фигуры.

Основы эндшпиля: типовые приемы в пешечных окончаниях.


Знать: тактические приемы «перегрузка», «освобождение линии», «освобождение поля», учение В» Стейница, важность открытых линией, центра в шахматной партии, опасность отставания в развитии и бесполезных ходов в дебюте, основные типовые приемы в пешечных окончаниях, 5 главных правил пешечного эндшпиля.

Уметь: находить типовые тактические приемы в миттельшпиле на полях h2/h7, g2/g7, g6/g3, использовать перевес в развитии в дебюте, применять различные типовые комбинации в дебюте, ориентированные на раскрытие короля соперника и создание матовых угроз, разыгрывать простейшие пешечные эндшпили, реализовывать преимущество защищенной проходной пешки в пешечном эндшпиле.

Выполнять: правила поведения за шахматной доской.

14

Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность

Тесты и контрольные точки

Основные содержательные линии.

Тесты и контрольные точки на все пройденные тактические прием и шахматные комбинации, стратегические приемы.


Расставлять позиции для решения упражнений. Решать шахматные упражнения.

Анализировать шахматные партии, свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивать собственное выполнение.

Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить комбинации на изученные темы.

16

2 год обучения (34 ч)

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры

История шахмат

Основные содержательные линии.

Знакомство с великими шахматистами русской, французской и английской шахматных школ, их творчеством и шахматными взглядами, история развития шахматных дебютов.

Знать: иторию развитии шахматной культуры в России, Франции и Англии, о выдающихся шахматистов этих стран, их достижениях и шахматных взглядах, истории развития дебютов в Романтическую эпоху, гамбиты.

4

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии.

Шахматная комбинация: типовые приемы проведения комбинаций в дебюте на полях f2/f7.

Основы дебюта: способы создания атаки на короля, застрявшего в центре, опасность погони за выигрышем материала в дебюте.

Основы миттельшпиля:

Пешечные штурмы при односторонних и разносторонних рокировках, контрудар в центре – главный ответ на фланговые атаки, «сильные» и «слабые» поля, «форпост», способ подключения ладьи на фланг для поддержания атаки на короля соперника.

Основы эндшпиля: типовые приемы в слоновых окончаниях.


Знать: типовые приемы проведения комбинаций в дебюте на полях f2/f7, способы разрушения прикрытия короля, застрявшего в центре, опасность погони за выигрышем материала в дебюте в ущерб развитию фигур.

Уметь: находить создавать атаки на короля при разносторонних и односторонних рокировках методом пешечного штурма и создания фигурно – пешечной атаки, разыгрывать простейшие слоновые эндшпили.

Выполнять: правила поведения за шахматной доской.

14

Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность

Тесты и контрольные точки

Основные содержательные линии.

Тесты и контрольные точки на все пройденные тактические прием и шахматные комбинации, стратегические приемы.


Расставлять позицию для решения упражнений. Решать шахматные упражнения.

Анализировать шахматные партии, свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивать собственное выполнение.

Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить известные комбинации

16

3 год обучения (34 ч)

Раздел 1. Знания о теоретических основах и правилах шахматной игры

История шахмат

Основные содержательные линии.

Немецкая шахматная школа. Идеология классической шахматной школы. Шахматное творчество З. Тарраша, история развития дебюта.


Знать: о классической шахматной школе и ее выдающихся представителях, история развития дебюта: модернизм и гиппермодернизм.

4

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии.

Шахматная комбинация:

промежуточный ход, блокировка, создание неотразимой угрозы, «бешеная» фигура, комбинации на проведение пешки в ферзи.

Основы дебюта: искусство централизации, важность взаимодействия фигур, методы реализация дебютного преимущества в миттельшпиле.

Основы миттельшпиля:

Пешечные структуры: их особенности и методы игры при каждой из них.

Основы эндшпиля: типовые приемы в коневых окончаниях.


Знать: тактические приемы промежуточный ход, блокировка, способы создание неотразимой угрозы, «бешеная фигура», комбинации на проведение пешек в ферзи.

Понимать:

Важность централизации и взаимодействия шахматных фигур в достижении единой цели,

Уметь: реализовывать преимущество, накопленное в начальной стадии шахматной партии – дебюте, в середине партии – миттельшпиле, находить типовые тактические приемы разыгрывать простейшие коневые окончания.

Выполнять: правила поведения за шахматной доской.

14

Раздел 2. Практико-ориентированная соревновательная деятельность

Тесты и контрольные точки

Основные содержательные линии.

Тесты и контрольные точки на все пройденные тактические прием и шахматные комбинации, стратегические приемы.


Расставлять позицию для решения упражнений. Решать шахматные упражнения.

Анализировать шахматные партии, свои ответы и ответы своих сверстников.

С помощью тестового задания оценивать собственное выполнение.

Уметь: самостоятельно рассматривать шахматные партии – миниатюры и находить известные комбинации

16

Материально-техническое обеспечение

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д –демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Рабочие программы

Дидактические карточки

Учебно-методические пособия и рекомендации

Д


Д

К

Д

Печатные пособия

Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения), портреты чемпионов мира

Д

Технические средства обучения

Портативный компьютер

Радиомикрофон (петличный)

Музыкальный центр

Сканер

Принтер

Копировальный аппарат

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Аудиовизуальные пособия

Аудиозаписи музыкальные

Д

Д

Учебно-практическое оборудование

Демонстрационная шахматная доска с магнитными шахматами

Индивидуальные шахматные доски с комплектом фигур

Шахматные часы

Аптечка

Д

Ф

Ф

Д


Планируемые результаты изучения
учебного материала

В результате освоения Программы обучающиеся должны:

знать /понимать:

— правила техники безопасности во время занятий;

— историю возникновения и развития шахматной игры;

— чемпионов мира по шахматам, их вклад в развитие шахмат, ведущие шахматистов мира;

— вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

— историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований и личностные (интеллектуальные, физические, духовно-нравственные) качества шахматиста - спортсмена;

— историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;

— использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

Одновременно обучающиеся должны приобрести следующие умения и навыки.

К концу первого года обучения обучающиеся научатся:

правилам разыгрывания дебюта

технике расчета вариантов;

основам стратегического преимущества

специфике открытых и полуоткрытых линий

специфике «хороших» и «плохих» фигур;

поиску и решению различные шахматные комбинации

элементарным навыкам разыгрывания пешечных окончаний

длительному концентрированию внимания во время шахматной партии;

К концу второго года обучения обучающиеся будут знать:

историю возникновения шахматных дебютов;

основы начала шахматной партии и его особенности;

приемы развития атаки на короля в разных стадиях шахматной партии;

К концу второго года обучения обучающиеся научатся:

понимать специфику «сильных» и «слабых» фигур, понимать «форпост»;

применять на практике приемы подключения ладьи к атаке на короля соперника;

элементарным навыкам разыгрывания слоновых окончаний;

применению на практике тактических и стратегических средств шахматной борьбы.

К концу третьего года обучения обучающиеся научатся:

находить и решать различные шахматные комбинации

стратегическим особенностям разыгрывания дебюта;

различным пешечным формациям;

ценить классическое шахматное наследие;

ключевым шахматным компетенциям;

элементарным навыки разыгрывания коневых окончаний;

фундаментальному стратегическому подходу в шахматах

уметь анализировать, разбирать шахматные партии.




Список литературы

Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2009.

Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983.

Гришин В. Шахматная азбука / В. Гришин, Е. Ильин.М.: Детская литература, 1980.

Зак В. Я играю в шахматы / В. Зак, Я. Длуголенский. – Л.: Детская литература, 1985.

Карякин С. А. Шахматы. Обучающий задачник. Медная книга / С. А. Карякин, Е. И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019.

Карякин С.А. Шахматы. Обучающий задачник. Бронзовая книга / С. А. Карякин, Е. И. Волкова. – М.: ЭКСМО, 2019.

Князева В. Уроки шахмат / В. Князева. – Ташкент: Укитувчи, 1992.

Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. – М.: РГ-Пресс, 2020.

Кузин С. Л. 1000 + задач по шахматам. Профи.. Учеб. Пособие / С. Л. Кузин. – М.: Проспект, 2019.

Кузин С. Л. Шахматы. Пятерки +. Учеб. пособие / С. Л. Кузин. – М.: Проспект, 2020.

Пожарский В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. – Ростов н/Д: Феникс, 2020.

Прудникова Е. А. Шахматы: 1- 4 классы: все правила / Е. А. Прудникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.

Шахматы – школе / Сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.