СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Увлекательная информатика» в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Увлекательная информатика» в 4 классе»


муниципальное общеобразовательное учреждение

Семибратовская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрена

Заседание МО

протокол № 1

от «_30_» августа 2021__г.

Согласована

Руководитель МО

/Н.А.Кулькова/

Согласована

Зам. директора по УВР:

____________ /Т.А. Капралова/

Утверждена

Директор школы


___________/С.Д. Лысюк/

Приказ по школе № 141

от «1» сентября 2021 г.





Рабочая программа

учебного курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

«Увлекательная информатика»

в 4 а классе





Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна









2021– 2022 учебный год








Рабочая программа курса общеинтеллектуального направления «Информатика» составлена в соответствии с ООП МОУ Семибратовская СОШ и авторской программой курса «Информатика и ИКТ» (1-4 классы) Горячева А.В. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011, - 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»).


Описание места учебного курса


В 1-м классе на курс «Информатика» рекомендовано 33 часа из расчёта 1 час в неделю (33 учебные недели).

Во 2-м классе на курс «Информатика» рекомендовано 34 часа из расчёта 1 час в неделю (34 учебные недели).

В 3-м классе на курс «Информатика» рекомендовано 34 часа из расчёта 1 час в неделю (34 учебные недели).

В 4-м классе на курс «Информатика» рекомендовано 34 часа из расчёта 1 час в неделю (34 учебные недели).



Планируемые результаты освоения программы курса.


Личностные результаты

К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

    Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

            Регулятивные УУД:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные УУД:

  • моделирование – преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характе ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);

  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

  • выслушивание собеседника и ведение диалога;

  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметными результатами изучения курса «Информатика» являются формирование следующих умений.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;

  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;

  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

  • точно выполнять действия под диктовку учителя;

  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать: правила поведения в компьютерном классе;

Уметь:

- выделять признаки предметов;

-узнавать предметы по заданным признакам;

- находить лишний предмет в группе однородных;

- давать название группе однородных предметов;

- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);

-управлять объектами на экране монитора.

- сравнивать два и более предмета;

-разбивать предметы на группы по заданным признакам.

Определять последовательность событий.

Называть последовательность простых знакомых действий.

Находить пропущенное действие в знакомой последовательности.

- Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.


Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.

Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.

Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов.

Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.


Содержание курса

4 класс

Алгоритмы (9 часов).

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Объекты (7 часов).

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Логические  рассуждения (10 часов).

Связь операций над совокупностями (множествами) и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если…, то…». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и-или».

Применение моделей (схем) для решения задач (8 часов).

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.).



Тематическое планирование уроков информатики


4 класс


Разделы

Всего часов

ЦОР

1.

Алгоритмы

9

https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/12/17/3y.ppt


2.

Объекты

8

https://uchitelya.com/uploads/docs/67876/a0f79f8a7ea6a0a42f696751d94b4524.pptx


3.

Логические рассуждения

10

https://uchitelya.com/uploads/docs/30799/e9e4ad1b9c3ebd3e0d103727ec44b332.pptx


4.

Применение моделей (схем) для решения задач. 

7

https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/02/03/7_kl._sostav_obektov.ppt



Итого

34



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

урока

Дата проведения

Тема урока


содержание

План

Факт

АЛГОРИТМЫ (9 часов)

1

1.09

1.09

Выполнение и запись условия ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то».

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

2

8.09

8.09

Закрепление представлений о вложенности алгоритмов. Запись условия ветвления в алгоритме со словами «если», «то», «иначе».

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений.

3

15.09

15.09

Формирование понятия о цикле в построчной записи алгоритма. Запись условия цикла в команде «Повторяй».

Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

4

22.09

22.09

Формирование начального представления о параметрах алгоритма, выполнение алгоритма с параметрами.

Моделирование. Построение логической цепи рассуждений

5

29.09

29.09

Выполнение пошаговой записи результатов алгоритма.

Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога.

6

6.10

6.10

Составление и выполнение алгоритма с ветвлением, с циклами и параметрами, запись промежуточных результатов выполнения алгоритма.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений.

7

13.10

13.10

Контрольная работа по теме «Алгоритмы».

8

20.10

20.10

Анализ контрольной работы. Упражнение на составление алгоритмов с ветвлением, с циклами и параметрами.

Установление причинно-следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога.

9

27.10

27.10

Запись промежуточных результатов выполнения алгоритма

Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели.

ОБЪЕКТЫ (8 часов)

10

10.11

10.11

Изучение общих свойств и отличительных признаков группы объектов.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.

11

17.11

17.11

Анализ структуры объекта и заполнение схемы состава объекта.

Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Построение логической цепи рассуждений.

12

24.11

24.11

Запись адреса элемента массива в составе объекта.

13

1.12

1.12

Запись признаков и действия всего объекта и его частей на схеме состава.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

14

8.12

8.12

Описание в таблице общих действий и составных частей группы объектов. Отличительные признаки группы объектов.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

15

15.12

15.12

Контрольная работа по теме «Объекты».

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений.

16

22.12

22.12

Анализ контрольной работы. Обобщение по теме: «Общие свойства и отличительные признаки группы объектов».

Установление причинно-следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

17

12.01

12.01

Закрепление представления о многоуровневой схеме состава, о записи адреса составной части предмета, о массиве объектов.


ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (10 часов)

18

19.01

19.01

Закрепление представления о множествах. Изучение характера отношений между множествами.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие.


19

26.01

26.01

Обучение умению определять истинность высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».

Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая и знаково-символическая).

20

2.02

2.02

Построение графов по словесному описанию отношений между предметами и существами.

Установление причинно-следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

21

9.02

9.02

Знакомство с понятием «путь в графе». Построение описания пути в графах.

22

16.02

16.02

Выделение частей рёбер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или».

23

1.03

1.03

Изучение правила «если – то», составление схем таких правил.

24

15.03

15.03

Формирование представления о схеме рассуждений, составление схем из правил «если – то».

25

22.03

22.03

Повторение о множествах, подмножествах, пересечении и объединении множеств.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений.

26

5.04

5.04

Контрольная работа по теме «Логические рассуждения».

Установление причинно-следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

27

12.04

12.04

Анализ контрольной работы. Составление схем рассуждений из правил «если – то».


ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ (СХЕМ) ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ (7 часов)

28

19.04

19.04

Описание состава и возможности объектов.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение итогов. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

29

26.04

26.04

Обучение сравнению возможностей различных объектов и нахождению у них действия с одинаковыми названиями.

30

3.05

3.05

Выделение признаков с одним и тем же названием у предметов разных групп. Придумывание и описание объектов с необычными признаками.

Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение итогов.

31

10.05

10.05

Описание с помощью алгоритма действия, обратного заданному.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

32

17.05

17.05

Контрольная работа по теме «Модели в информатике».

Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

33

24.05

24.05

Анализ контрольной работы. Закрепление знаний о способах описания общих и отличительных признаков предметов и существ.

Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

34

31.05

31.05

Придумывание и описание предметов с необычным составом, действиями и признаками.



Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту



























Отчет о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию

По курсу внеурочной деятельности «Увлекательная нформатика» 2021 - 2022 уч. год

Учитель

Предмет внеурочная деятельность «Увлекательная нформатика»

Класс

Количество часов: в неделю 1 час; в год 34 часа (34 учебные недели)

Программа Горячева А.В. «Информатика в играх» (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы /Под научн .ред. Д.И. Фельдштейна М.: Баласс 2011, - 432 с.






Темы

По программе

По рабочей программе

контр. раб

Проведено часов

I четв.

II четв.

III четв.

IV четв.

Год

Алгоритмы


9







Объекты


8







Логические рассуждения


10







4.



Применение моделей (схем) для решения задач. 


7







Итого



34









Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:


  • Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011, - 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  • Горячев А.В. Информатика. 2 кл. ( Информатика в играх и задачах) : учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1 / А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О.Волкова. – изд. 3-е, испр, - М.: Баласс, 2015, - 64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  • Горячев А.В. Информатика. 2 кл. ( Информатика в играх и задачах) : учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 2 / А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О.Волкова. – изд. 3-е, испр, - М.: Баласс, 2015, - 96 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

  • Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика.  3-й класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник, в 2-х ч. - М.: Баласс, 2015.

  • Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика.  3-й класс, часть 3. («Логика и алгоритмы»). - М.: Баласс, 2012.

  • Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. - М.: Баласс, 2012.


Техническое обеспечение:

  • Интерактивная доска