муниципальное общеобразовательное учреждение
Семибратовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена Заседание МО протокол № 1 от «_30_» августа 2021__г. Согласована Руководитель МО /Н.А.Кулькова/ Согласована Зам. директора по УВР: ____________ /Т.А. Капралова/ | Утверждена Директор школы ___________/С.Д. Лысюк/ Приказ по школе № 141 от «1» сентября 2021 г. |
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«Увлекательная информатика»
в 4 а классе
Учитель: Отрывина Наталия Евгеньевна
2021– 2022 учебный год
Рабочая программа курса общеинтеллектуального направления «Информатика» составлена в соответствии с ООП МОУ Семибратовская СОШ и авторской программой курса «Информатика и ИКТ» (1-4 классы) Горячева А.В. (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011, - 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Описание места учебного курса
В 1-м классе на курс «Информатика» рекомендовано 33 часа из расчёта 1 час в неделю (33 учебные недели).
Во 2-м классе на курс «Информатика» рекомендовано 34 часа из расчёта 1 час в неделю (34 учебные недели).
В 3-м классе на курс «Информатика» рекомендовано 34 часа из расчёта 1 час в неделю (34 учебные недели).
В 4-м классе на курс «Информатика» рекомендовано 34 часа из расчёта 1 час в неделю (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы курса.
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса «Информатика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
моделирование – преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характе ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные УУД:
аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
Предметными результатами изучения курса «Информатика» являются формирование следующих умений.
В результате изучения материала учащиеся должны уметь:
разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Знать: правила поведения в компьютерном классе;
Уметь:
- выделять признаки предметов;
-узнавать предметы по заданным признакам;
- находить лишний предмет в группе однородных;
- давать название группе однородных предметов;
- находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, число элементов и т.д.);
-управлять объектами на экране монитора.
- сравнивать два и более предмета;
-разбивать предметы на группы по заданным признакам.
Определять последовательность событий.
Называть последовательность простых знакомых действий.
Находить пропущенное действие в знакомой последовательности.
- Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.
Изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.
Отличать заведомо ложные фразы; называть противоположные по смыслу слова.
Оценивать простые высказывания как истинные или ложные.
Находить на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам. Изображать простые ситуации на схеме в виде графов.
Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов.
Содержание курса
4 класс
Алгоритмы (9 часов).
Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.
Объекты (7 часов).
Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.
Логические рассуждения (10 часов).
Связь операций над совокупностями (множествами) и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если…, то…». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и-или».
Применение моделей (схем) для решения задач (8 часов).
Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1-3 (к алгоритмам, объектам и др.).
Тематическое планирование уроков информатики
4 класс
№ | Разделы | Всего часов | ЦОР |
1. | Алгоритмы | 9 | https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/12/17/3y.ppt |
2. | Объекты | 8 | https://uchitelya.com/uploads/docs/67876/a0f79f8a7ea6a0a42f696751d94b4524.pptx |
3. | Логические рассуждения | 10 | https://uchitelya.com/uploads/docs/30799/e9e4ad1b9c3ebd3e0d103727ec44b332.pptx |
4. | Применение моделей (схем) для решения задач. | 7 | https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/02/03/7_kl._sostav_obektov.ppt |
| Итого | 34 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ урока | Дата проведения | Тема урока | содержание |
План | Факт |
АЛГОРИТМЫ (9 часов) |
1 | 1.09 | 1.09 | Выполнение и запись условия ветвления в алгоритме, используя слова «если» и «то». | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. |
2 | 8.09 | 8.09 | Закрепление представлений о вложенности алгоритмов. Запись условия ветвления в алгоритме со словами «если», «то», «иначе». | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. |
3 | 15.09 | 15.09 | Формирование понятия о цикле в построчной записи алгоритма. Запись условия цикла в команде «Повторяй». | Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. |
4 | 22.09 | 22.09 | Формирование начального представления о параметрах алгоритма, выполнение алгоритма с параметрами. | Моделирование. Построение логической цепи рассуждений |
5 | 29.09 | 29.09 | Выполнение пошаговой записи результатов алгоритма. | Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога. |
6 | 6.10 | 6.10 | Составление и выполнение алгоритма с ветвлением, с циклами и параметрами, запись промежуточных результатов выполнения алгоритма. | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. |
7 | 13.10 | 13.10 | Контрольная работа по теме «Алгоритмы». |
8 | 20.10 | 20.10 | Анализ контрольной работы. Упражнение на составление алгоритмов с ветвлением, с циклами и параметрами. | Установление причинно-следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога. |
9 | 27.10 | 27.10 | Запись промежуточных результатов выполнения алгоритма | Моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели. |
ОБЪЕКТЫ (8 часов) |
10 | 10.11 | 10.11 | Изучение общих свойств и отличительных признаков группы объектов. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. |
11 | 17.11 | 17.11 | Анализ структуры объекта и заполнение схемы состава объекта. | Синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. Построение логической цепи рассуждений. |
12 | 24.11 | 24.11 | Запись адреса элемента массива в составе объекта. |
13 | 1.12 | 1.12 | Запись признаков и действия всего объекта и его частей на схеме состава. | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. |
14 | 8.12 | 8.12 | Описание в таблице общих действий и составных частей группы объектов. Отличительные признаки группы объектов. | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
15 | 15.12 | 15.12 | Контрольная работа по теме «Объекты». | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. |
16 | 22.12 | 22.12 | Анализ контрольной работы. Обобщение по теме: «Общие свойства и отличительные признаки группы объектов». | Установление причинно-следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
17 | 12.01 | 12.01 | Закрепление представления о многоуровневой схеме состава, о записи адреса составной части предмета, о массиве объектов. | |
ЛОГИЧЕСКИЕ РАССУЖДЕНИЯ (10 часов) |
18 | 19.01 | 19.01 | Закрепление представления о множествах. Изучение характера отношений между множествами. | Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие. |
19 | 26.01 | 26.01 | Обучение умению определять истинность высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ». | Моделирование-преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая и знаково-символическая). |
20 | 2.02 | 2.02 | Построение графов по словесному описанию отношений между предметами и существами. | Установление причинно-следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою |
21 | 9.02 | 9.02 | Знакомство с понятием «путь в графе». Построение описания пути в графах. |
22 | 16.02 | 16.02 | Выделение частей рёбер графа по высказыванию со словами «не», «и», «или». |
23 | 1.03 | 1.03 | Изучение правила «если – то», составление схем таких правил. |
24 | 15.03 | 15.03 | Формирование представления о схеме рассуждений, составление схем из правил «если – то». |
25 | 22.03 | 22.03 | Повторение о множествах, подмножествах, пересечении и объединении множеств. | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Построение логической цепи рассуждений. |
26 | 5.04 | 5.04 | Контрольная работа по теме «Логические рассуждения». | Установление причинно-следственных связей. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
27 | 12.04 | 12.04 | Анализ контрольной работы. Составление схем рассуждений из правил «если – то». | |
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ (СХЕМ) ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ (7 часов) |
28 | 19.04 | 19.04 | Описание состава и возможности объектов. | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение итогов. Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. |
29 | 26.04 | 26.04 | Обучение сравнению возможностей различных объектов и нахождению у них действия с одинаковыми названиями. |
30 | 3.05 | 3.05 | Выделение признаков с одним и тем же названием у предметов разных групп. Придумывание и описание объектов с необычными признаками. | Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение итогов. |
31 | 10.05 | 10.05 | Описание с помощью алгоритма действия, обратного заданному. | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
32 | 17.05 | 17.05 | Контрольная работа по теме «Модели в информатике». | Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
33 | 24.05 | 24.05 | Анализ контрольной работы. Закрепление знаний о способах описания общих и отличительных признаков предметов и существ. | Планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений. Аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; выслушивание собеседника и ведение диалога; признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
34 | 31.05 | 31.05 | Придумывание и описание предметов с необычным составом, действиями и признаками. |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Отчет о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию
По курсу внеурочной деятельности «Увлекательная нформатика» 2021 - 2022 уч. год
Учитель
Предмет внеурочная деятельность «Увлекательная нформатика»
Класс
Количество часов: в неделю 1 час; в год 34 часа (34 учебные недели)
Программа Горячева А.В. «Информатика в играх» (Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы /Под научн .ред. Д.И. Фельдштейна М.: Баласс 2011, - 432 с.
| Темы | По программе | По рабочей программе | № контр. раб | Проведено часов |
I четв. | II четв. | III четв. | IV четв. | Год |
| Алгоритмы | | 9 | | | | | | |
| Объекты | | 8 | | | | | | |
| Логические рассуждения | | 10 | | | | | | |
4. | Применение моделей (схем) для решения задач. | | 7 | | | | | | |
Итого | | | 34 | | | | | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2011, - 432 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Горячев А.В. Информатика. 2 кл. ( Информатика в играх и задачах) : учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1 / А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О.Волкова. – изд. 3-е, испр, - М.: Баласс, 2015, - 64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Горячев А.В. Информатика. 2 кл. ( Информатика в играх и задачах) : учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 2 / А.В.Горячев, К.И.Горина, Т.О.Волкова. – изд. 3-е, испр, - М.: Баласс, 2015, - 96 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика. 3-й класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник, в 2-х ч. - М.: Баласс, 2015.
Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика. 3-й класс, часть 3. («Логика и алгоритмы»). - М.: Баласс, 2012.
Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и задачах»). Методические рекомендации для учителя по курсу информатики и по курсу математики с элементами информатики. - М.: Баласс, 2012.
Техническое обеспечение: