СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Алгебра"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа содержит календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Алгебра"»

Программа по алгебре для 8 класса

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Программа по алгебре для 8 класса составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю. Н. Макарычева и других. 7-9 классы.

Цели:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи:

В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:

  • систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул;

  • совершенствование практических навыков и вычислительной культуры; приобретение прак­тических навыков, необходимых для повседневной жизни;

  • формирование математического аппа­рата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности;

  • развитие алгоритмического мышле­ния, необходимого, в частности, для освоения курса информати­ки; овладение навыками дедуктивных рассуждений;

  • развитие воображения, способностей к математическому творче­ству;

  • важной задачей изучения алгебры является получе­ние школьниками конкретных знаний о функциях как важней­шей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экс­поненциальных, периодических и др.), для формирования у уча­щихся представлений о роли математики в развитии цивилиза­ции и культуры;

  • формирование функциональной грамотности — умений вос­принимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятност­ные расчеты в простейших прикладных задачах.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе алгебры можно выделить следующие основные со­держательные линии: арифметика; алгебра; функции; вероят­ность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализаци­ей целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачива­ется в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая ли­ния — «Логика и множества» — служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая — «Математика в историческом развитии» — спо­собствует созданию общекультурного, гуманитарного фона из­учения курса.

Содержание линии «Арифметика» служит базой для даль­нейшего изучения учащимися математики, способствует раз­витию их логического мышления, формированию умения поль­зоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие по­нятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных пред­ставлений о действительном числе.

Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у учащихся математического аппарата для решения задач из раз­делов математики, смежных предметов и окружающей реально­сти. Язык алгебры подчёркивает значение математики как язы­ка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.

Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной шко­ле материал группируется вокруг рациональных выражений.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разно­образных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в раз­витии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компо­нент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде все­го, для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, про­изводить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотре­ние случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

При изучении статистики и вероятности обогащаются пред­ставления о современной картине мира и методах его исследо­вания, формируется понимание роли статистики как источни­ка социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Организация образовательного процесса.

Для реализации программы будут использованы разные типы уроков, формы и виды работ, разнообразные средства обучения.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Формы организации образовательного процесса:

индивидуальные;

парные;

групповые;

коллективные

Педагогические технологии.

Предполагается использование следующих педагогических технологий:

• традиционная классно-урочная технология

• технологии полного усвоения с элементами проблемного обучения

• технологии обучения на основе решения задач

• технология личностно ориентированного обучения с элементами уровневой дифференциации

• игровая технология

• здоровьесберегающая технология

• ИКТ

Методы обучения:

Информационно-развивающие методы обучения: передача информации в готовом виде,

самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с

обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами данных – использование информационных технологий).

Проблемно-поисковым методы: проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно - деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы: пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

Специальные методы обучения - это методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности; использование метода стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; метода контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности.

Место предмета алгебры в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение алгебры в 8 классе отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа. По учебному плану ОУ на изучение математики за счет компонента отводится дополнительно1час в неделю. Распределение добавленных учебных часов по темам произведено пропорционально времени, отведенного на изучение тем курса алгебры 8 ого класса авторской рабочей программой. Количество часов увеличено до 136ч.

Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

1. В направлении личностного развития:

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

2. В метапредметном направлении:

• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах,

в окружающей жизни;

• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

• первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.

3. В предметном направлении:

предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

Предметная область «Арифметика»

• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную – в виде десятичной, записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;

• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные

и действительные числа, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями, находить значения числовых выражений;

• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и избытком, выполнять оценку числовых выражений;

• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема, выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и пропорциональностью величин, с дробями и процентами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием (при необходимости) справочных материалов, калькулятора, компьютера;

• устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

Предметная область «Алгебра»

• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое, выражать в формулах одну переменную через остальные;

• выполнять: основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; разложение многочленов на множители; тождественные преобразования рациональных выражений;

• решать линейные уравнения, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат,

проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;

• изображать числа точками на координатной прямой;

• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами, нахождения нужной формулы в справочных материалах;

• моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

• описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций.

Предметная область «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

• проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

• извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

• решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;

• вычислять средние значения результатов измерений;

• находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

• находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;

• распознавания логически некорректных рассуждений;

• записи математических утверждений, доказательств;

• анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

• решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

• решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

• сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

• понимания статистических утверждений.


Календарно-тематическое планирование.


параграфа

Содержание материала

Кол-во

часов


Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Глава 1. Рациональные дроби.

30

Формулировать основное свойство рациональной дроби и применять его для преобразования дробей. Выполнять сложение, вычитание, умножение и деление рациональных дробей, а также возведение дроби в степень. Выполнять различные преобразования рациональных выражений, доказывать тождества.

Знать свойства функции у= , где , и уметь строить её график.

1

Рациональные дроби и их свойства

5

2

Сумма и разность  дробей.

8


Контрольная работа № 1

1

3

Произведение и частное дробей.

15


Контрольная работа № 2

1

Глава 2. Квадратные корни.

25

Приводить примеры рациональных и иррациональных чисел. Находить значения арифметических квадратных корней, используя при необходимости калькулятор. Доказывать теоремы о корне из произведения и дроби, тождество ,применять их в преобразовании выражений. Освобождаться от иррациональности в знаменателях дробей вида Выносить множитель за знак корня и вносить множитель под знак корня. Использовать квадратные корни для выражения переменных из геометрических и физических формул. Строить график функции и иллюстрировать на графике её свойства.

4

Действительные числа

3

5

Арифметический квадратный корень.

6

6

Свойства арифметического квадратного корня.

4


Контрольная работа № 3

1

7

Применение свойств арифметического квадратного корня.

10


Контрольная работа № 4

1

Глава 3. Квадратные уравнения.

30

Решать квадратные уравнения. Находить побором корни квадратного уравнения, используя теорему Виета. Исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам. Решать дробные рациональные уравнения, сводя решение таких уравнений к решению линейных и квадратных уравнений с последующим исключением посторонних корней.

Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели квадратные и дробные уравнения.

8

Квадратное уравнение и его корни.

16


Контрольная работа № 5

1

9

Дробные рациональные уравнения.

12


Контрольная работа № 6

1

Глава 4 Неравенства.

24

Формулировать и доказывать свойства числовых неравенств. Использовать аппарат неравенств для оценки погрешности и точности приближения.

Находить пересечение и объединение множеств, в частности числовых промежутков.

Решать линейные неравенства. Решать системы линейных неравенств, в том числе таких, которые записаны в виде двойных неравенств.

10

Числовые неравенства и их свойства.

9


Контрольная работа № 7

1

11

Неравенств с одной переменной и их системы.

13


Контрольная работа №8

1

Глава 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики.

13

Знать определение и свойства степени с целым показателем. Применять свойства степени с целым показателем при выполнении вычислений и преобразовании выражений. Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения и сопоставления размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире.

Приводить примеры репрезентативной и нерепрезентативной выборки. Извлекать информацию из таблиц частот и организовывать информацию в виде таблиц частот, строить интервальный ряд.

Использовать наглядное представление статистической информации в виде столбчатых и круговых диаграмм, полигонов, гистограмм.

12

Степень с целым показателем и её свойства.

8


Контрольная работа № 9

1

13

Элементы статистики

4

Повторение

14


Итоговый зачёт

1


Итоговая контрольная работа

2




№ урока

Тема урока

Дата

план

факт

Рациональные дроби -30 часов

Рациональные выражения.



Рациональные выражения.



Основное свойство алгебраической дроби.



Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение дробей.



Сокращение дробей.



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.



Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.



Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями




Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.



Решение примеров на сложение и вычитание алгебраических дробей.



Решение примеров на сложение и вычитание алгебраических дробей. Подготовка к контрольной работе №1



Контрольная работа №1 по теме: "Рациональные дроби и их свойства".



Работа над ошибками. Умножение дробей.



Умножение дробей.



Возведение дроби в степень.



Возведение дроби в степень.



Деление дробей.



Деление дробей.



Деление дробей.



Деление дробей.



Преобразование рациональных выражений



Преобразование рациональных выражений.



Преобразование рациональных выражений.



Функция , её свойства и график.



Функция , её свойства и график.



Обобщающий урок по теме «Произведение и частное дробей».



Решение примеров. Подготовка к контрольной работе №2



Контрольная работа №2 по теме: "Операции с дробями. Дробно-рациональная функция"



Квадратные корни -25 часов

Работа над ошибками .Рациональные числа.



Рациональные числа.



Иррациональные числа.



Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.



Уравнение x2 = а.



Уравнение x 2= а.



Нахождение приближённых значений квадратного корня.



Функция . и её график.



Функция . Её свойства и график.



Квадратный корень из произведения и дроби.



Квадратный корень из произведения и дроби.



Квадратный корень из степени.



Квадратный корень из степени. Подготовка к контрольной работе №3



Контрольная работа №3 по теме: "Понятие арифметического квадратного корня и его свойства".



Работа над ошибками.

Вынесение множителя за знак корня.



Вынесение множителя за знак корня.



Вынесение множителя за знак корня.



Внесение множителя под знак корня.



Внесение множителя под знак корня.



Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.



Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.



Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.



Преобразование выражений, содержащих квадратные корни.



Решение примеров. Подготовка к контрольной работе №4



Контрольная работа №4 по теме «Свойства квадратных корней»



Квадратные уравнения -30 часов

Работа над ошибками.

Понятие квадратного уравнения



Неполные квадратные уравнения.



Неполные квадратные уравнения.



Неполные квадратные уравнения.



Выделение квадрата двучлена.



Формулы корней квадратного уравнения.



Формулы корней квадратного уравнения.



Формулы корней квадратного уравнения.



Решение задач с помощью квадратных уравнений.



Решение задач с помощью квадратных уравнений.



Решение задач с помощью квадратных уравнений.



Решение задач с помощью квадратных уравнений.



Теорема Виета.



Теорема Виета.



Теорема Виета.



Теорема Виета. Подготовка к контрольной работе №5



Контрольная работа № 5 по теме: «Квадратные уравнения»



Работа над ошибками.

Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.



Решение дробных рациональных уравнений.



Решение дробных рациональных уравнений.



Решение дробных рациональных уравнений.



Решение дробных рациональных уравнений.



Решение дробных рациональных уравнений.



Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.



Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.



Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.



Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.



Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений.



Применение умений и навыков при решении дробных рациональных уравнений. Подготовка к контрольной работе №6



Контрольная работа № 6 по теме «Дробно-рациональные уравнения»



Неравенства -24 часа

Работа над ошибками.

Числовые неравенства.



Числовые неравенства.



Свойства числовых неравенств.



Свойства числовых неравенств.



Свойства числовых неравенств.



Сложение и умножение числовых неравенств.



Сложение и умножение числовых неравенств.



Сложение и умножение числовых неравенств.



Погрешность и точность приближения.



Контрольная работа № 7 по теме: «Числовые неравенства и их свойства»



Работа над ошибками.

Пересечение и объединение множеств.



Пересечение и объединение множеств.



Пересечение и объединение множеств.



Числовые промежутки.



Числовые промежутки.



Числовые промежутки.



Решение неравенств с одной переменной.



Решение неравенств с одной переменной.



Решение неравенств с одной переменной.



Решение систем неравенств с одной переменной.



Решение систем неравенств с одной переменной.



Решение систем неравенств с одной переменной.



Решение систем неравенств с одной переменной.



Контрольная работа № 8 по теме: «Неравенства с одной переменной и их системы»



Степень с целым показателем. Элементы статистики -13 часов

Работа над ошибками.

Определение степени с целым отрицательным показателем.



Определение степени с целым отрицательным показателем.



Определение степени с целым отрицательным показателем.



Свойства степени с целым показателем.



Свойства степени с целым показателем.



Свойства степени с целым показателем.



Стандартный вид числа



Стандартный вид числа



Контрольная работа № 9 по теме: «Степень с целым показателем и ее свойства»



Работа над ошибками.

Сбор и группировка статистических данных.



Сбор и группировка статистических данных.



Наглядное представление статистической информации.



Наглядное представление статистической информации.



ПОВТОРЕНИЕ -14 часов

Преобразование рациональных выражений.



Преобразование рациональных выражений.



Вынесение и внесение множителя под знак корня.



Вынесение и внесение множителя под знак корня.



Квадратное уравнение и его корни.



Дробные рациональные уравнения.



Решение уравнений.



Числовые неравенства и их свойства.



Неравенства с одной переменной и их системы.



Решение неравенств с одной переменной. Решение систем неравенств с одной переменной



Степень с целым показателем и её свойства.



Итоговая контрольная работа



Работа над ошибками.



Решение задач.









Информационно-образовательный ресурс.


-ФГОС ООО;

-Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю. Н. Макарычева и других. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Г. Миндюк. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2014.

Учебно-методический комплекс.
- Учебники. 8 класс. Авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б./ Под ред. Теляковского С.А.
- Электронные приложения к учебникам (на сайте издательства). 8 класс. Авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б./ Под ред. Теляковского С.А.
- Рабочие тетради. 8 классы. Авторы: Миндюк Н.Г., Шлыкова И.С.
- Дидактические материалы. 8 класс. Авторы: Жохов В.И., Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. (8 класс);

- Тематические тесты. 8 класс. Авторы: Дудницын Ю. П., Кронгауз В.Л.
- Методические рекомендации. 8 класс. Авторы: Миндюк Н.Г., Шлыкова И.С.
- Рабочие программы. 7-9 классы. Автор: Миндюк Н.Г.



































Лист изменений и дополнений

№УРОКА

Название темы

Причина

Дата проведения

План/Факт






























































































14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!