СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Биология» для 7 класса.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Биология» для 7 класса.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»



УТВЕРЖДЕНА



Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»

­90 от 30 августа 2019 г.







Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

(базовый уровень)

для 7 класса













Составитель

Назарова Е.В.,

учитель биологии

высшей квалификационной категории













г. Воскресенск

2019 год



Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 7 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345».

  • Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 31.08. 2016 года № 105;

  • Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;

  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года;

  • а также на основе:

Авторской программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2017 г)

Предметная линия учебников Биология 7 класс: В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко М.: Вентана-Граф , 2017 г

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучение биологии в 7-м классе на базовом уровне отводится 34 часа (1 часа в неделю, 34 учебные недели).

В авторскую программу внесены изменения в связи с сокращением количества часов в учебном плане с 2 часов в неделю до 1 часа. Темы «Общие сведения о мире животных» вместо 5 часов отводится 2 часа; «Строение тела животных» вместо 2 часов-1 час; «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные» вместо 4 часов -2 часа; «Подцарство Многоклеточные» с 2 часов до 1 часа; «Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» вместо 5 часов – 3 часа; «Тип Моллюски» вместо 4 часов – 3 часа; «Тип членистоногие» с 7 часов до 5 часов; «Тип Членистоногие» с 7 часов до 5 часов; «Тип Хордовые, Бесчерепные. Надкласс Рыбы» с 6 часов до 3 часов; «Класс Земноводные, или Амфибии» вместо 4 часов – 2 часа; «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии» вместо 4 часов – 2 часа; «Птицы» с 9 часов до 4 часов; «Класс Млекопитающие, или Звери» вместо10 часов -5 часов; «Развитие животного мира на Земле» вместо 5 часов – 1 час

Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.

Количество лабораторных работ – 8

Количество экскурсий - 4

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.


Формы организации образовательного процесса.


-Классно-урочная система;

-Основная форма организации учебного процесса-урок;

-В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие формы: урок-лекция,, урок-исследование, практикум, групповая форма, закрепление, зачет.





Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

Изучение курса «Биология» в 7 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий — УУД).

Личностные результаты:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;

  • формирование потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках само­стоятельной деятельности вне школы;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегаюших технологий; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • умение применять полученные знания в практической деятельности.

Метапредметные результаты:

1) познавательные УУД - формирование и развитие навыков и умений:

  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

  • составлять тезисы, планы (простые, сложные и т. п.), структурировать учебный материал, да­вать определения понятиям;

  • проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

2) регулятивные УУД — формирование и развитие навыков и умений:

  • организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать (рассчитывать последовательность действий и прогнозировать результаты работы);

  • самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;

  • работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3) коммуникативные УУД — формирование и развитие навыков и умений:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать раз­ные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

1) в познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • для развития современных естественно-научных представлений о картине мира постичь основы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать биологию как науку, применять методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;

  • понимать особенности строения растительного организма (живой и растительной клеток) и основные процессы жизнедеятельности растительной клетки; знать строение и функции тканей растений; иметь представление о многообразии растительного мира;

  • определять виды тканей растений на микропрепаратах, рисунках и схемах;

  • работать с увеличительными приборами, изготавливать микропрепараты, проводить элементарные биологические исследования;

  • сравнивать и определять семенные и споровые растения; объяснять роль главных органов растения в его жизнедеятельности;

  • распознавать органы растений, устанавливать взаимосвязь между особенностями их строения и функциями, которые они выполняют в организме растения;

  • сравнивать семена двудольных и однодольных растений;

  • характеризовать процессы минерального и воздушного питания растений, дыхание и обмен веществ у растений, рост и развитие растительного организма;

  • выбирать удобрения при уходе за растениями, вегетативно размножать комнатные растения;

  • понимать значение систематики как науки;

  • знать строение и значения листьев, корней, побега, цветка, плодов и семян в жизнедеятельности растений;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы растений отдела Покрытосеменные; отличать покрытосеменные растения от голосеменных, сравнивать особенности их строения; называть признаки цветковых растений, относящихся к классам Двудольные и Однодольные; составлять морфологическое описание растений;

  • выделять прогрессивные черты цветковых растений, позволивших им занять господствующее положение в растительном мире;

  • находить сходство в строении растений разных систематических групп и на основе этого доказывать их родство;

  • объяснять взаимосвязь особенностей строения растения с условиями среды его обитания; приводить примеры приспособлений растений к среде обитания;

  • обосновывать значение природоохранной деятельности человека в сохранении и умножении растительного мира;

  • понимать взаимосвязь между растениями в природных сообществах, роль растительных организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • уметь формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;

  • освоить приемы оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений (методы вегетативного размножения культурных растений, меры по оказанию первой помощи при отравлении ядовитыми растениями);

  • проводить биологические опыты и эксперименты, объяснять полученные результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • знать основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни, применять их на практике;

  • оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни, знать ядовитые растения своей местности;

  • уметь анализировать и оценивать последствия воздействия человека на природу;

3) в сфере трудовой деятельности:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);

  • уметь создавать условия, необходимые для роста и развития растений; определять всхожесть семян и правильно высеивать семена различных растений; проводить искусственное опыление; размножать растения;

4) в сфере физической деятельности: демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;

5) в эстетической сфере: оценивать с эстетической точки зрения красоту и разнообразие мира природы.

Планируемые предметные результаты предмета « Биология»

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности животных как пред­ставителей самостоятельного царства Животные;

  • применять методы биологической науки для изучения животных — проводить наблюдения за животными, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять полученные результаты;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению животных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей — оценивать информацию о животных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость животных в природе и жизни человека; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • работать с определителем животных;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • проводить наблюдения за животными; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

  • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;

  • различать с помощью таблиц органы животных, называть их функции;

  • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в животном организме (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);

  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

  • участвовать в групповой работе;

  • составлять план работы и план ответа;

  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;

  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

















Содержание учебного предмета «Биология»


Тема 1. Общие сведения о мире животных. (2 ч.)


Зоология — наука о животных.
Введение. Зоология — система наук о животных. Морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология. Сходство и различие животных и растений. Разнообразие и значение животных в природе и жизни человека.

Животные и окружающая среда
Среды жизни. Места обитания — наиболее благоприятные участки среды жизни. Абиотические, биотические, антропогенные, экологические факторы. Среда обитания — совокупность всех экологических факторов. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания.

Классификация животных и основные систематические группы.

Наука систематика. Вид. Популяция. Систематические группы.

Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние. Красная книга. Заповедники. Краткая история развития зоологии. Труды великого учёного Древней Греции Аристотеля. Развитие зоологии в Средние века и эпоху Возрождения. Изобретение микроскопа. Труды К. Линнея. Экспедиции русского академика П.С. Палласа. Труды Ч. Дарвина, их роль в развитии зоологии. Исследования отечественных учёных в области зоологии.

Экскурсия №1«Разнообразие животных в природе».


Тема 2. Строение тела животных. (1 ч.)


Клетка. Наука цитология. Строение животной клетки: размеры и формы, клеточные структуры, их роль в жизнедеятельности клетки. Сходство и различия строения животной и растительной клеток.

Ткани, органы и системы органов.
Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные, их характерные признаки. Органы и системы органов, особенности строения и функций. Типы симметрии животного, их связь с образом жизни.


Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. (2 ч.)


Общая характеристика подцарства Простейшие.

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амёбы-протея. Разнообразие саркодовых. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. Среда обитания, строение и передвижение на примере эвглены зелёной. Характер питания, его зависимость от условий среды. Дыхание, выделение и размножение. Сочетание признаков животного и растения у эвглены зелёной. Разнообразие жгутиконосцев.

Тип Инфузории. Среда обитания, строение и передвижение на примере инфузории-туфельки. Связь усложнения строения инфузорий с процессами их жизнедеятельности. Разнообразие инфузорий.

Лабораторная работа 1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки».

Значение простейших. Место простейших в живой природе. Простейшие-паразиты. Дизентерийная амёба, малярный плазмодий,трипаносомы — возбудители заболеваний человека и животных. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.

Тема 4. Подцарство Многоклеточные (1 ч)


Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Общие черты строения. Гидра — одиночный полип. Среда обитания, внешнее и внутреннее строение. Особенности жизнедеятельности, уровень организации в сравнении с простейшими. Разнообразие кишечнополостных. Класс Гидроидные. Класс Коралловые полипы, жизненные циклы, процессы жизнедеятельности. Класс Сцифоидные медузы, характерные черты строения и жизнедеятельности, жизненный цикл.


Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (3 ч.)


Тип Плоские черви. Общая характеристика. Класс Ресничные черви. Места обитания и общие черты строения. Системы органов, жизнедеятельность. Черты более высокого уровня организации по сравнению с кишечнополостными. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики. Внешнее и внутреннее строение. Размножение и развитие. Класс Ленточные черви. Приспособления к особенностям среды обитания. Размножение и развитие. Меры защиты от заражения паразитическими червями. Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Внешнее строение. Строение систем внутренних органов. Взаимосвязь строения и образа жизни представителей типа. Профилактика заражения человека круглыми червями. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви

Места обитания, строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Уровни организации органов чувств свободноживущих кольчатых червей и паразитических круглых червей. Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви

Места обитания, значение в природе. Особенности внешнего строения. Строение систем органов дождевого червя, их взаимосвязь с образом жизни. Роль малощетинковых червей в процессах почвообразования.


Лабораторная работа 2

«Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».



Тема 6. Тип Моллюски (3 ч).


Общая характеристика

Среда обитания, внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Черты сходства и различия строения моллюсков и кольчатых червей. Происхождение моллюсков. Класс Брюхоногие моллюски

Среда обитания, внешнее строение на примере большого прудовика. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека. Класс Двустворчатые моллюски.
Среда обитания, внешнее строение на примере беззубки. Строение и функции систем внутренних органов. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.


Лабораторная работа 3

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

Класс Головоногие моллюски

Среда обитания, внешнее строение. Характерные черты строения и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции систем внутренних органов. Значение головоногих моллюсков. Признаки усложнения организации


Тема 7. Тип Членистоногие (5 ч).


Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.
Характерные черты типа Членистоногие. Общие признаки строения ракообразных. Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение и развитие речного рака. Разнообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика, особенности внешнего строения на примере паука-крестовика. Разнообразие паукообразных. Роль паукообразных в природе и жизни человека. Меры защиты от заболеваний, переносимых отдельными клещами, от укусов ядовитых пауков.

Класс Насекомые. Общая характеристика, особенности внешнего строения. Разнообразие ротовых органов. Строение и функции систем внутренних органов. Размножение.


Лабораторная работа 4

«Внешнее строение насекомого».

Типы развития насекомых. Развитие с неполным превращением. Группы насекомых. Развитие с полным превращением. Группы насекомых. Роль каждой стадии развития насекомых. Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Состав и функции обитателей муравейника, пчелиной семьи. Отношения между особями в семье, их координация. Полезные насекомые. Редкие и охраняемые насекомые. Красная книга. Роль насекомых в природе и жизни человека. Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Вредители сельскохозяйственных культур. Насекомые — переносчики заболеваний человека и животных. Методы борьбы с вредными насекомыми.


Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (3 ч).


Хордовые. Примитивные формы. Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее и внутреннее строение, размножение и развитие ланцетника — примитивного хордового животного. Черепные, или Позвоночные. Общие признаки.

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение. Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде. Строение и функции конечностей. Органы боковой линии, органы слуха, равновесия.


Лабораторная работа 5

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Внутреннее строение рыб. Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников. Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации рыб по сравнению с ланцетником. Особенности размножения рыб.
Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции.




Основные систематические группы рыб.

Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы: лучепёрые, лопастепёрые, двоякодышащие и кистепёрые. Место кистепёрых рыб в эволюции позвоночных. Меры предосторожности от нападения акул при купании. Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Рыболовство. Промысловые рыбы. Трудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы.



Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч).


Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика.

Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система земноводных, её усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде. Строение и деятельность внутренних органов земноводных. Характерные черты строения систем внутренних органов земноводных по сравнению с костными рыбами. Сходство строения внутренних органов земноводных и рыб. Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. Влияние

сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие земноводных, черты сходства с костными рыбами, тип развития. Доказательства происхождения земноводных. Разнообразие и значение земноводных.

Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природных биоценозах, жизни человека. Охрана земноводных. Красная книга


Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 ч).


Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.

Взаимосвязь внешнего строения и наземного образа жизни. Особенности строения скелета пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Сходство и различия строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше. Размножение и развитие. Зависимость годового жизненного цикла от температурных условий. Разнообразие пресмыкающихся. Общие черты строения представителей разных отрядов пресмыкающихся. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Роль пресмыкающихся в биоценозах, их значение в жизни человека. Охрана редких и исчезающих видов. Красная книга. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфий.


Тема 11. Класс Птицы (4 ч).


Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полёту. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.


Лабораторная работа 6

«Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Опорно-двигательная система птиц. Изменения строения скелета птиц в связи с приспособленностью к полёту. Особенности строения мускулатуры и её функции. Причины срастания отдельных костей скелета птиц.



Лабораторная работа 7

«Строение скелета птицы».

Внутреннее строение птиц. Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц и рептилий. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полёту. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями. Размножение и развитие птиц. Особенности строения органов размножения птиц. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Строение гнезда и его роль в размножении, развитии птенцов. Послегнездовой период. Кочёвки и миграции, их причины. Разнообразие птиц.
Систематические группы птиц, их отличительные черты. Признаки выделения экологических групп птиц. Классификация птиц по типу пищи, по местам обитания. Взаимосвязь внешнего строения, типа пищи и мест обитания. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Роль птиц в природных сообществах: охотничье-промысловые, домашние птицы, их значение для человека. Черты сходства древних птиц и рептилий.

Экскурсия №2

«Птицы леса (парка)».



Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (5 ч).


Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Отличительные признаки строения тела. Строение покровов по сравнению с рептилиями. Прогрессивные черты строения и жизнедеятельности. Внутреннее строение млекопитающих. Особенности строения опорно-двигательной системы. Уровень организации нервной системы по сравнению с другими позвоночными. Характерные черты строения пищеварительной системы копытных и грызунов. Усложнение строения и функций внутренних органов.


Лабораторная работа 8

«Строение скелета млекопитающих».

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл. Изменение численности млекопитающих и её восстановление. Происхождение и разнообразие млекопитающих.

Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения млекопитающих по сравнению с рептилиями. Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.
Общая характеристика, характерные признаки строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов. Роль в экосистемах, в жизни человека. Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

Характерные черты строения и жизнедеятельности водных млекопитающих, парнокопытных и непарнокопытных. Охрана хоботных. Роль животных в экосистемах, в жизни человека. Высшие, или плацентарные, звери: приматы. Общие черты организации представителей отряда Приматы. Признаки более высокой организации. Сходство человека с человекообразными обезьянами. Экологические группы млекопитающих. Признаки животных одной экологической группы.



Экскурсия №3

«Разнообразие млекопитающих»

Значение млекопитающих для человека.

Происхождение домашних животных. Отрасль сельского хозяйства — животноводство, его основные направления, роль в жизни человека. Редкие и исчезающие виды млекопитающих, их охрана. Красная книга.


Тема 13. Развитие животного мира на Земле (1 ч).

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Разнообразие животного мира. Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых остатков животных. Основные положения учения Ч. Дарвина, их значение в объяснении причин возникновения видов и эволюции органического мира. Развитие животного мира на Земле. Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира. Современный мир живых организмов. Биосфера. Уровни организации жизни. Состав биоценоза: продуценты, консументы, редуценты. Цепи питания. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Деятельность В.И. Вернадского. Живое вещество, его функции в биосфере. Косное и биокосное вещество, их функции и взаимосвязь.



Экскурсия №4

«Жизнь природного сообщества весной».






Календарно - тематический план

по учебному предмету « Биология» для 7 класса

на 2019 - 2020 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Тема 1. Общие сведения о мире животных (2 ч).

1

1

Зоология — наука о животных. Животные и окружающая среда. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных.

02.09-06.09


2

2

Краткая история развития зоологии. Экскурсия №1 «Разнообразие животных в природе».

09.09-13.09


Тема 2. Строение тела животного (1 ч)

3

1

Клетка. Ткани, органы и системы органов.

16.09-20.09


Тема 3.Подцарство Простейшие или Одноклеточные. (2 ч)

4

1

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы.

23.09-27.09


5




2

Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

30.09-04.10


Тема 4. Подцарство Многоклеточные (1 ч)

6

1

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. Разнообразие кишечнополостных.

14.10-18.10


Тема 5.Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (3 ч)

7

1

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Класс Сосальщики.

21.10-25.10


8

2

Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика.

28.10-01.11


9

3

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Многощетинковые черви. Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

04.11-08.11


Тема 6. Тип Моллюски (3 ч).

10

1

Общая характеристика. Класс Брюхоногие моллюски.

11.11-15.11


11

2

Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин пресноводный и морских моллюсков»

25.11-29.11


12

3

Класс Головоногие моллюски.

02.12-06.12


Тема 7. Тип Членистоногие (5 ч).

13

1

.Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.

09.12-13.12


14

2

Класс Паукообразные.

16.12-20.12


15

3

Класс Насекомые. Лабораторная работа №4 «Внешнее строение насекомого»

23.12-27.12


16

4

Типы развития насекомых. Общественные насекомые-пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых.

30.12-10.01


17

5

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

13.01-17.01


Тема 8.Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс рыбы ( 3 ч)

18

1

Хордовые. Примитивные формы.

20.01-24.01


19

2

Надкласс рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение рыб»

27.01-31.01


20

3

Внутреннее строение рыб. Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

03.02-07.02


Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (2 ч).

21

1

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов земноводных.

10.02-17.02


22

2

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных .Разнообразие и значение земноводных.


24.02-28.02


Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 ч).

23

1

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

02.03-06.03


24

2

Разнообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся и их происхождение.

09.03-13.03


Тема 11. Класс Птицы (4 ч).

25

1

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 6

«Внешнее строение птицы. Строение перьев».

16.03-20.03


26

2

Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 7

«Строение скелета птицы».

23.03-27.03


27

3

Внутреннее строение птиц. Размножение и развитие птиц.

30.03-03.04


28

4

Годовой жизненный цикл птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. Экскурсия №2 «Птицы парка».

13.04-17.04


Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (5 ч).

29

1

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих. Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа№8 «Строение скелета млекопитающих»

20.04-24.04


30

2

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл . Происхождение и разнообразие млекопитающих.

27.04-01.05


31

3

Высшие или плацентарные, звери: насекомые и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.

04.05-08.05


32

4

Высшие или плацентарные, звери: ластоногие, китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные, приматы.


11.05- 15.05


33

5

Экологические группы млекопитающих. Экскурсия №3 «Разнообразие млекопитающих». Значение млекопитающих для человека.

18.05-22.05


Тема 13. Развитие животного мира на Земле (1 ч).

34

1

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера. Экскурсия №4 «Жизнь в природном сообществе»

25.05-29.05


В том числе

Итого часов

уроков обобщения

лабораторных работ

Экскурсий

по программе

8

4

Выполнено








СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Кочергина И.Н./


«______» ______________ 2019 г.




СОГЛАСОВАНО

на заседании РМО, рекомендовано к утверждению

протокол № ___ от «___» ________ 2019 г.

Руководитель РМО

_____________ /Киселева Л.Э./