СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10 класса.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10 класса.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Ратчинская средняя общеобразовательная школа»



УТВЕРЖДЕНА



Приказом по МОУ «Ратчинская СОШ»

90 от 30 августа 2019 г.







Рабочая программа

учебного предмета «Биология»

(базовый уровень)

для 10 класса













Составитель

Назарова Е.В.,

учитель биологии

высшей квалификационной категории













г. Воскресенск

2019 год


Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 10 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345, приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 №233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализции имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345».

  • Основная образовательная программа среднего общего образования МОУ «Ратчинская СОШ», утвержденная приказом от 29.08. 2019 года № 84;

  • Учебный план МОУ «Ратчинская СОШ» на 2019-2020 учебный год;

  • Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016 года,

а также на основе: авторской программы по биологии для 10 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д. Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Предметная линия учебников А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2015.-368с.;

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МОУ «Ратчинская СОШ» на изучении биологии в 10 классе на базовом уровне отводится 34 часа (1 час в неделю).

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучающихся. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта образования по

биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.

Лабораторных работ – 4 часа; практических работ – 3 часа.

В программу внесены следующие изменения: в теме 1.Введение - 3 часа, вместо 4 часов, тема 2.Размножение и индивидуальное развитие организмов содержит 6 часов, объединены «Онтогенез» и «Индивидуальное развитие» в 1 одну тему по программе 3 часа.



Виды и формы контроля.

В ходе реализации рабочей программы используется индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный, самоконтроль.

  1. Предварительный – уровень знаний школьников, общая эрудиция (тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение)

  2. Текущий – освоение учебного материала по теме (устные опросы, биологические диктанты, лабораторные и практические работы, самостоятельные работы, викторины, тестирование)

  3. Итоговый- контроль выполнения поставленных задач ( тестовые задания, устный зачет).



Формы организации учебного процесса.

  • Классно-урочная система;

  • Основная форма организации учебного процесса – урок;

  • В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются формы: уроки-лекции, уроки-исследование, практикум, групповая форма работы, закрепление (обобщение), зачет, лабораторная работа, экскурсия.







Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология».



Личностные результаты :


  • гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

  • гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

  • готовность к служению Отечеству, его защите;

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, порта, общественных отношений;

  • принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.




Метапредметные результаты:


  • умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметные результаты:


  • сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

  • владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

  • владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

  • сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

  • сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.









Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»


Обучающиеся научится:

раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию; объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития); объяснять причины наследственных заболеваний;

выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

объяснять последствия влияния мутагенов;

объяснять возможные причины наследственных заболеваний.





Обучающиеся получат возможность научиться:

давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
















































Содержание учебного предмета «Биология»


10 класс

34 ч/год (1 ч/нед.)

Введение (3 ч)

1.Краткая история развития биологии. Методы исследования биологии. (Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса).

2.Сущность жизни и свойства живого.

3.Уровни организации живой материи.

Демонстрация: портретов ученых-биологов, схемы «Связь биологии с другими науками».

Тема 1.Клетка (16 ч)

1.Методы исследования цитологии ( значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки). Клеточная теория (значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого) .

2.Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки (Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки.)

3. Органические вещества клетки. Углеводы, липиды.

4.Строение и функции белков в клетке. Ферменты.

5.Нуклеиновые кислоты, и их роль в жизнедеятельности клетки.

6.АТФ и другие органические вещества.

7.Обобщение по теме «Химическая организация клетки».

8.Строение про клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

9. Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.(Их функции в клетке.)

10.Строение и функции эукариотической клетки.

11.Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Вирусы. Бактериофаги. Вирусы и бактериофаги.( Вирус СПИДа).

12.Обобщение по теме «Клетка – структурная единица живого».

13.Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический обмен.( Каталитический характер реакций обмена веществ).

14. Пластический обмен. Биосинтез белка.(Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. гетеротрофы.(Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза).

15.Типы питания организмов. Фотосинтез. Хемосинтез.

16.Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии в клетке».

Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы:

1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание».

2 «Сравнение строения клеток растений и животных».



Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч)

1.Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. (Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.)

2.Половое размножение организмов. Мейоз.

3.Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение организмов. (Их биологическое значение).

4.Развитие половых клеток. Оплодотворение.

5.Онтогенез.Индивидуального развития организмов. (Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша).

(Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.)

6.Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.

Лабораторная работа: №3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Тема 3. Основы генетики (6 ч)

1.История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещевание. (Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.) 2.Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

3Дигибридное скрещивание. (Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.)

4.Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование .(Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом).

5.Генетическое определение пола.

6.Наследственная изменчивость. Мутации.( Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.)

Демонстрация: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Практические и лабораторные работы:

П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».

П/р №2 «Решение элементарных генетических задач».

Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда»





Тема 4. Генетика человека (3 ч)

1.Методы изучения наследственности человека.( Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер

наследования признаков у человека).

2.Генетика и здоровья. Генные заболевания. Хромосомные болезни. Проблемы генетической безопасности.

3.Обобщение по теме «Основы генетики».

Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Практическая работа №3 «Составление родословной»


Календарно-тематический план учебного предмета «Биология» на 2019-2020 учебный год

для 10 класса (34 часа в год)


урока по порядку

урока в разделе, теме

Тема урока



Плановые сроки изучения учебного материала


Скорректированные сроки изучения учебного материала


Введение (3часа)


1

Краткая история развития биологи. Методы исследования в биологии.

02.09-06.09


2

Сущность жизни и свойства живого

09.09-13.09


3

Уровни организации живой материи

16.09-20.09


Тема 1. Клетка (16 часов)

1

Методы цитологии. Клеточная теория.

Л/р № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание.»

23.09-27.09


2

Химический состав живого вещества. Неорганические ве­щества клетки.

30.09-04.10


3

Органические веще­ства клетки. Углеводы,

липиды.

14.10-18.10


4

Строение и функции белков в клетке. Ферменты.

21.10-25.10


5

Нуклеиновые кисло­ты и их роль в жизнедеятельности клетки.

28.10-01.11


6

АТФ и другие органические вещества.

04.11-08.11


7

Обобщение по теме «Химическая органи­зация клетки».

11.11-15.11


8

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

25.11-29.11


9

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

02.12-06.12


10

Строение и функции эукариотической клетки.

09.12-13.12


11

Сходство и различия в строе­нии прокариотических и эукариотических клеток. Вирусы. Бактериофаги.

Лр.р. №2 « Сравнение строения клеток растений и животных»

16.12-20.12


12

Обобщение по теме «Клетка – структурная единица живого»

23.12-27.12


13

Обмен веществ и его роль в клетке. Энергетический об­мен в клетке.

30.12-10.01


14

Пластический обмен. Биосинтез белка.


13.01-17.01


15

Типы питания орга­низмов. Фотосинтез.

Хемосинтез.


20.01-24.01


16

Обобщение по теме «Обмен веществ и энергии в клетке»

27.01-31.01


Тема 2. Размножение и индивидуальное развитие организма (6 часов)

1

Жизненный цикл клетки. Ми­тоз. Амитоз.

03.02-07.02


2

Половое размноже­ние организмов. Мейоз.

10.02-17.02


3

Формы размножения организмов. Бесполое размноже­ние организмов. Половое размноже­ние организмов.

24.02-28.02


4

Развитие половых клеток. Оплодотворение.

02.03-06.03


5

Онтогенез. Индивидуальное развитие организмов. Л.р. №3 "Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.»

09.03-13.03


6

Обобщение по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов»

16.03-20.03


Тема 3. Основы генетики (6 часов)


1

История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Пр.р №. 1 « Составление простейших схем скрещивания.»

23.03-27.03


2

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Пр.р. №2 «Решение элементарных генетических задач»

30.03-03.04


3

Дигибридное скре­щивание.

13.04-17.04


4

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.

Цитоплазматическая наследственность.

20.04-24.04


5

Генетическое определение пола.

27.04-01.05


6

Наследственная из­менчивость. Мутации.

Л.р. № 4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда»

04.04-08.05




1

Тема 4. Генетика человека ( 3 часа)


Методы исследования генетики. Пр р. №3 «Составление родословной»

11.05-15.05


2

Генетика и здоровье. Генные заболевания. Хромосомные болезни. Проблемы генетической безопасности

18.05-22.05

3

Обобщение по теме «Основы генетики»

25.05-29.05


Итого

Часов

В том числе:

уроков повторения

контрольных работ

практических работ

лабораторных работ

по программе

34

5


3

4

выполнено








СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_________/Кочергина И.Н./

___августа 2019 г.


СОГЛАСОВАНО,

рекомендованло к утверждению

___ августа 2019 г.

Руководитель РМО _____/ Киселева Л.Э./


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!