Рабочая программа по учебному предмету «Биология»
6 класс
34 часа (1 раз в неделю)
Учитель биологии
Исайкин Владимир Владимирович
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, образовательной программы ОУ, авторской программы:В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, Г.М.Пальдяева ( Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2015г).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Многообразие покрытосеменных растения. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.
В программе предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном
существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
В 6 классе на изучение биологии отведен 1 час в неделю, 35 часов в
год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с реализуемой ФГОС деятельностной парадигмой
образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.
Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции
растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:
Содержание учебного курса
Многообразие покрытосеменных растений (35 часов, 1 час в неделю)
Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация: Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы: Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева.Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Тема 2. Жизнь растений (10 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация: Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и
выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы: Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Тема 3. Классификация растений (6 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каж- дой конкретной местности.)
Демонстрация: Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы: Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Тема 4. Природные сообщества (5 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии: Природное сообщество и человек. Фенологические наблю- дения за весенними явлениями в природных сообществах.
Тематическое планирование
Тема раздела | Количество часов |
Строение и многообразие покрытосеменных растений | 14 часов |
Жизнь растений | 10 часов |
Классификация растений | 6 часов |
Природные сообщества | 4 часа |
Всего | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
№ уро ка | Тема урока | Дата проведен ия 6а класс | Дата проведен ия 6б класс |
Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) |
1 | Строение семян двудольных растений | 2.09 | 1.09 |
2 | Строение семян однодольных растений | 9.09 | 8.09 |
3 | Виды корней. Типы корневых систем | 16.09 | 15.09 |
4 | Строение корней | 23.09 | 22.09 |
5 | Условия произрастания и видоизменения корней | 30.09 | 29.09 |
6 | Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега | 7.10 | 6.10 |
7 | Внешнее строение листа | 14.10 | 13.10 |
8 | Клеточное строение листа. Видоизменение листьев | 21.10 | 20.10 |
9 | Строение стебля. Многообразие стеблей | 11.11 | 3.11 |
10 | Видоизменение побегов | 18.11 | 10.11 |
11 | Цветок и его строение | 25.11 | 17.11 |
12 | Соцветия | 2 .12 | 24 .11 |
13 | Плоды и их классификация Распространение плодов и семян | 9.12 | 1.12 |
14 | Обобщение и закрепление знаний по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений». Контроль знаний. | 16.12 | 8.12 |
Тема 2. Жизнь растений (10 часов) | |
15 | Минеральное питание растений | 23.12 | 15.12 |
16 | Фотосинтез | 13.01 | 22.12 |
17 | Дыхание растений | 20.01 | 12.01 |
18 | Испарение воды растениями. Листопад | 27.01 | 19.01 |
19 | Передвижение воды и питательных веществ в растении | 3.02 | 26.01 |
20 | Прорастание семян | 10.02 | 2.02 |
21 | Способы размножения растений | 17.02 | 9.02 |
22 | Размножение споровых растений | 24.02 | 16.02 |
23 | Размножение семенных растений | 3.03 | 2 .03 |
24 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений | 10.03 | 9.03 |
Тема 3. Классификация растений (6 часов) | |
25 | Систематика растений | 17.03 | 16.03 |
26 | Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные | 31.03 | 30.03 |
27 | Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные | 7.04 | 6.04 |
28 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные | 14.04 | 13.04 |
29 | Важнейшие сельскохозяйственные растения | 21.04 | 20.04 |
30 | Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Классификация растений» Контроль знаний. | 28.04 | 27.04 |
Тема 4. Природные сообщества (3 часа) | |
31 | Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. | 5.05 | 4.05 |
32 | Развитие и смена растительных сообществ | 12.05 | 11.05 |
33 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир | 19.05 | 18.05 |
34 | Итоговое повторение | 26.05 | 25.05 |