СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Биология»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, образовательной программы ОУ, авторской программы:В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, Г.М.Пальдяева ( Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2015г).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Многообразие покрытосеменных растения. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.

В программе предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Биология»»









Рабочая программа по учебному предмету «Биология»



6 класс

34 часа (1 раз в неделю)


Учитель биологии

Исайкин Владимир Владимирович


2021-2022 учебный год


  1. Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, образовательной программы ОУ, авторской программы:В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, Г.М.Пальдяева ( Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2015г).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника): Биология. Многообразие покрытосеменных растения. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2016.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.

В программе предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном

существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

В 6 классе на изучение биологии отведен 1 час в неделю, 35 часов в

год.



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с реализуемой ФГОС деятельностной парадигмой

образования планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.

Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих результатов:

Личностные результаты:
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать,

проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • умение адекватно использовать речевые средства дл дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:
    1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (об мен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

  • приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции

растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

    1. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

    1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.

    1. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

    1. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

  1. Содержание учебного курса

Многообразие покрытосеменных растений (35 часов, 1 час в неделю)

Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 ч)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация: Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы: Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева.Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Тема 2. Жизнь растений (10 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация: Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и

выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы: Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Тема 3. Классификация растений (6 ч)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каж- дой конкретной местности.)

Демонстрация: Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы: Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Тема 4. Природные сообщества (5 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии: Природное сообщество и человек. Фенологические наблю- дения за весенними явлениями в природных сообществах.

  1. Тематическое планирование


Тема раздела

Количество часов

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14 часов

Жизнь растений

10 часов

Классификация растений

6 часов

Природные сообщества

4 часа

Всего

34 часа


  1. Календарно тематическое планирование


№ уро ка

Тема урока

Дата проведен ия

6а класс

Дата проведен ия

6б класс

Тема 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

1

Строение семян двудольных растений

2.09

1.09

2

Строение семян однодольных растений

9.09

8.09

3

Виды корней. Типы корневых систем

16.09

15.09

4

Строение корней

23.09

22.09

5

Условия произрастания и видоизменения корней

30.09

29.09

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие

побега

7.10

6.10

7

Внешнее строение листа

14.10

13.10

8

Клеточное строение листа. Видоизменение

листьев

21.10

20.10

9

Строение стебля. Многообразие стеблей

11.11

3.11

10

Видоизменение побегов

18.11

10.11

11

Цветок и его строение

25.11

17.11

12

Соцветия

2 .12

24 .11

13

Плоды и их классификация Распространение

плодов и семян

9.12

1.12

14

Обобщение и закрепление знаний по теме:

«Строение и многообразие покрытосеменных растений». Контроль знаний.

16.12

8.12

Тема 2. Жизнь растений (10 часов)


15

Минеральное питание растений

23.12

15.12

16

Фотосинтез

13.01

22.12

17

Дыхание растений

20.01

12.01


18

Испарение воды растениями. Листопад

27.01

19.01

19

Передвижение воды и питательных веществ в

растении

3.02

26.01

20

Прорастание семян

10.02

2.02

21

Способы размножения растений

17.02

9.02

22

Размножение споровых растений

24.02

16.02

23

Размножение семенных растений

3.03

2 .03

24

Вегетативное размножение покрытосеменных

растений

10.03

9.03

Тема 3. Классификация растений (6 часов)


25

Систематика растений

17.03

16.03

26

Класс Двудольные растения. Семейства

Крестоцветные и Розоцветные

31.03

30.03

27

Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство

Сложноцветные

7.04

6.04

28

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и

Лилейные

14.04

13.04

29

Важнейшие сельскохозяйственные растения

21.04

20.04

30

Повторение и обобщение изученного материала

по теме: «Классификация растений» Контроль знаний.

28.04

27.04

Тема 4. Природные сообщества (3 часа)


31

Природные сообщества. Взаимосвязи в

растительном сообществе.

5.05

4.05

32

Развитие и смена растительных сообществ

12.05

11.05

33

Влияние хозяйственной деятельности человека

на растительный мир

19.05

18.05

34

Итоговое повторение

 26.05

 25.05



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!