РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ»
для 8 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
| Автор-составитель: Быкова Светлана Семеновна, учитель биологии высшей квалификационной категории |
г. Нижневартовск,
2022 год
Содержание:
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Биология» для 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), раздел «Биология»
Постановление государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 02. 06.2020 № 2/20)
Примерная программа по биологии основного общего образования
Авторская программа по биологии (5–9 классы) для общеобразовательных учреждений, автор Д.И. Трайтак
Образовательная программа МБОУ «СШ № 12» за 2022-2023 уч. год
Программа МБОУ «СШ № 12» по развитию УУД
Положение МБОУ «СШ № 12» о рабочей программе педагога.
Данную рабочую программу реализует учебник «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс», авторы В.С.Рохлов, С.Б.Трофимов, издательство «Мнемозина» Москва, 2021 год
Цель воспитания – личностное развитие обучающихся, проявляющееся в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.
Цель воспитания при изучении биологии – формирование культуры безопасного типа поведения, здорового образа жизни.
Задачи:
Формирование потребности в позитивном саморазвитии личностив различных жизненных обстоятельствах
Формирование мотивации на овладение способами, повышающими уровень безопасности личности и улучшающими состояние здоровья
Оценка сформированности здорового образа жизни.
8 А,Б,В – классы со средним и высоким уровнем обученности, изучение нового материала целесообразно проводить на высоком уровне, закрепление и контроль – разноуровневые.
Для обучающихся с низким уровнем обученности изучение нового материала целесообразно на доступном уровне с усложнением в течение учебного года, больше времени выделяется на закрепление материала.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии на этом этапе основного общего образования направлено на достижение следующих результатов обучения:
Личностные результаты обучения:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Воспитание обучающихся, создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
- к окружающей среде как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека;
- к культуре как духовному богатству общества и творческому самовыражению;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Метапредметные результаты обучения:
формирование приемов (умения) работы с информацией: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т.д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизация информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
в ценностно-ориентационной сфере – формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
освоение базовых естественно - научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование исследовательских умений; применение полученных знаний для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде. При оказании простейших видов первой медицинской помощи;
в познавательной сфере – расширение и систематизация знаний об анатомо-физиологических особенностях организма человека и общегигиенических нормах и правилах, о генетических и экологических условиях, влияющих на процесс индивидуального развития человека,
в эстетической сфере – приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства;
в сфере физической культуры - расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами контроля своего физического состояния.
в практической деятельности и повседневной жизни для: методов самоконтроля, способности выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказа от вредных привычек.
На изучение предмета «Человек и его здоровье» в 8 классе учебным планом МБОУ «СШ №12» отводится 2 часа в неделю (68 часов в год), из них на практические работы отводится 13 академических часов.
II. Содержание учебного предмета
(2ч в неделю, всего 68 ч)
Введение (1 ч)
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.
Место человека в системе органического мира (2 ч)
Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современно человека. Расы.
Строение организма человека (6 ч)
Клетка структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.
Практические работы
«Строение животной клетки»
«Рассматривание микропрепаратов тканей человека»
Нервная система (6 ч)
Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи. Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.
Практические работы
«Строение головного мозга человека (по муляжам)».
Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма (5 ч)
Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы (5 ч)
Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы. Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка — рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха. Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Практические работы
«Строение глаза (по модели)».
«Строение органа слуха и вестибулярного аппарата (по модели)»
Поведение (9 ч)
Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И.П. Павлов - основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А.А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П.К. Анохина. Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт). Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВИД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.
Покровы тела (2 ч)
Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.
Опора и движение (5ч)
Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойств состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие. Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.
Практические работы
«Химический состав кости»
Внутренняя среда организма (5 ч)
Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость -лимфа, кровь. Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.
Практические работы
«Строение эритроцитов человека и лягушки» (под микроскопом).
Кровообращение и лимфоотток (4 ч)
Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах.давление крови. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечнососудистой системы.
Практические работы
«Измерение кровяного давления».
«Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок».
«Отработка приёмов остановки видов кровотечений»
Дыхание (4 ч)
Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.
Практические работы
«Измерение ЖЁЛ».
«Изменение состава воздуха при дыхании»
Пищеварение (5ч)
Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И.П. Павлова в изучение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.
Практические работы
«Действие ферментов слюны на крахмал».
Обмен веществ и превращение энергии (5 ч)
Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция. Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы и гиповитаминозы. Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.
Выделение (2 ч)
Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.
Воспроизведение и развитие человека (3 ч)
Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыш. Плацента. Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость. Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.
Резервное время – 1 ч.
Профориентация интегрирована с темами:
«История развития знаний о строении и функциях организма человека» - профессии врачебной группы; патологоанатом, микробиолог
«Железы внутренней секреции. Гормоны» - врач-эндокринолог
«Строение и функции спинного мозга»-врач-невролог
«Зрительный анализатор» - окулист, офтальмолог
«Слуховой анализатор» - отоларинголог
«Заболевания ОДС, их профилактика» - врач-ортопед, инструктор общей физ.подготовки
«Утомление. Активный отдых» - гигиенист
«Клетки крови. Тромбоциты» - врач-гематолог, специальности, связанные с лабораторной диагностикой биоматериалов (кровь)
«Лейкоциты. Иммунитет» - иммунолог
«Группы крови. Переливание крови» - иммунолог, гематолог, биохимик
«Работа сердца» - кардиолог, ангеолог
«Регуляция дыхания. Профилактика заболеваний» - пульмонолог, фтизиатр, гигиенист
«Гигиена питания» - терапевт, гигиенист, работа СЭС
«Роль кожи в теплорегуляции» - косметолог, трихолог
«Наследственные заболевания» - работа медико-генетической консультации
«Укрепление здоровья» - врач-гигиенист
Темы для проектов:
Ткани человека
Типы суставов (классификация)
Тренировка мышц
Внутренняя среда организма
Виды иммунитета
Вакцины и лечебные сыворотки.
Аллергия
Переливание крови. Донорство
Здоровье кровеносной системы
Микрофлора желудка и кишечника
Энерготраты человека и пищевой рацион
Взаимодействие ощущений
Определение типов темперамента
Развитие способностей
III. Тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности, направленные на формирование универсальных учебных действий | Планируемые предметные результаты освоения материала | Самонаблюдения |
по плану | по плану |
| Введение | 2 | | | | | |
| Науки об организме человека | 1 | | | Характеризовать основные методы медицины Описывать вклад ведущих ученых в развитие наук об организме человека. Использовать различные источники информации для подготовки проектов | Объяснять значение наук для сохранения и поддержания здоровья человека | |
| Место человека в системе органического мира | 2 | | | | | |
| Человек в системе органического мира | 1 | | | Характеризовать систематику человека Использовать различные источники информации для подготовки проектов | Уметь самостоятельно работать с учебной литературой | |
| Этапы эволюции человека | 1 | | | Характеризовать этапы эволюции человека Использовать ресурсы электронного приложения для иллюстрации материалов по теме урока | Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой | |
| Строение организма человека | 5 | | | | | |
| Строение и функции клетки | 1 | | | Объяснять взаимосвязь строения и функций клетки Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока | Различать клеточные органоиды | |
| Практическая работа №1 «Строение животной клетки» | 1 | | | Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока | Характеризовать органоиды и иллюстрировать их примерами. Различать и сравнивать ткани, органы и системы органов, используя различные ресурсы | |
| Ткани | 1 | | | Объяснять взаимосвязь строения и функций тканей, органов и систем органов. Определять ткани Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока | Характеризовать типы тканей человека и иллюстрировать их примерами. Различать и сравнивать ткани, используя различные ресурсы | |
| Практическая работа №2 «Рассматривание микропрепаратов тканей человека». Организм как биосистема | 1 | | | Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Характеризовать типы тканей человека и иллюстрировать их примерами. Различать и сравнивать ткани, органы и системы органов, используя различные ресурсы | |
| Внутренняя среда организма и гомеостаз | 1 | | | Описывать компоненты и значение внутренней среды организма. Объяснять понятие гомеостаза | Называть компоненты внутренней среды организма | |
| Нервная система | 7 | | | | | |
| Организация нервной системы | 1 | | | Описывать строение нервной клетки, функции, выполняемые разными частями и отделами нервной системы. Сравнивать и различать части нервной системы по расположению, функциям. Обосновывать представление о развитии нервной системы в онтогенезе | Характеризовать структурные компоненты нейрона, части нервной системы, отделы вег.НС | |
| Рефлекторная деятельность | 1 | | | Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений и презентаций о научной деятельности И.П. Павлова | Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов. Приводить примеры рефлексов | |
| Спинной мозг | 1 | | | Устанавливать взаимосвязь строения и функций спинного мозга. Прогнозировать последствия травм позвоночника и спинного мозга. Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта о достижениях медицины в области изучения спинного мозга. | Называть и описывать структурные компоненты спинного мозга, его функции | |
| Головной мозг | 1 | | | Обосновывать функции изучаемых отделов. Распознавать отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника, материалах электронного приложения. | Называть отделы головного мозга. Распознавать отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника | |
| Передний мозг. Практическая работа №3 «Строение головного мозга человека (по муляжам)» | 1 | | | Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Называть функции отделов головного мозга. Распознавать отделы головного мозга на таблицах, иллюстрациях учебника | |
| Особенности развития мозга человека | 1 | | | Устанавливать взаимосвязь строения и функции заднего и среднего мозга, значение отделов головного мозга в рефлекторной деятельности организма | Называть отделы головного мозга | |
| Вегетативная нервная система | 1 | | | Описывать функции, выполняемые разными отделами нервной системы Сравнивать и различать части нервной системы по расположению, функциям. Обосновывать представление о развитии нервной системы в онтогенезе | Характеризовать отделы вег.НС | |
| Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма | 4 | | | | | |
| Железы организма. Гормоны | 1 | | | Устанавливать особенности строения и основные функции желез внутренней секреции. Объяснять причины и прогнозировать последствия изменения функций желез внутренней секреции. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебного проекта | Знать особенности строения и основные функции желез внутренней секреции | |
| Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа | 1 | | | Прогнозировать последствия нарушения деятельности желез внутренней секреции. Сравнивать и анализировать механизмы нервной и гуморальной регуляции. | Называть железы внутренней секреции. Объяснять работу желез внутренней секреции | |
| Надпочечники. Железы смешанной секреции | 1 | | | Прогнозировать последствия нарушения деятельности желез внутренней секреции. Использовать информационные ресурсы для подготовки к уроку | Называть железы внутренней и смешенной секреции. Объяснять работу желез внутренней секреции | |
| Гипоталамо-гипофизарная система регуляции. Обобщение темы «Регуляция функций организма» | 1 | | | Использовать информационные ресурсы для подготовки к уроку. Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных жизненных ситуациях | Называть структурные компоненты эндокринной системы. Доказывать сформированность информационной компетентностей в процессе работы | |
| Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы | 6 | | | | | |
| Строение и функции анализаторов | 1 | | | Сравнивать понятия органы чувств и анализаторы. Оценивать роль органов чувств как связующего звена между организмом и внешней средой. | Называть органы чувств, отделы анализаторов. Объяснять основной механизм работы анализаторов | |
| Глаз и зрение. Практическая работа №4 «Строение глаза (по модели)» | 1 | | | Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Называть компоненты органа зрения, зрительного анализатора. Объяснять механизм работы зрительного анализатора, процесс аккомодации, значение органа зрения | Выявление слепого пятна на сетчатке глаза. Работа хрусталика |
| Нарушения зрения. Гигиена зрения | 1 | | | Соблюдать гигиенические правила и нормы, направленные на сохранение зрения. Проводить самонаблюдения | Обосновывать правила гигиены зрения | |
| Ухо и слух. Практическая работа №5 «Строение органа слуха и вестибулярного аппарата (по модели)» | 1 | | | Описывать и сравнивать механизмы работы слухового и вестибулярного анализатора. Обосновывать правила гигиены слуха. Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Называть отделы в органе слуха | |
| Органы обоняния, вкуса, мышечного и кожного чувства | 1 | | | Объяснять механизм работы вкусового, обонятельного, кожного и двигательного анализаторов. Устанавливать взаимосвязи различных анализаторов в организме. Характеризовать значение органов чувств во взаимосвязи с внешней средой | Называть органы мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса | |
| Обобщение темы Анализаторы» | 1 | | | Использовать ресурсы для иллюстрации материалов по теме урока | Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой | |
| Поведение | 7 | | | | | |
| Рефлекторная теория поведения. Наследственные программы поведения. Условные рефлексы +§26 | 1 | | | Описывать вклад И.П. Павлова в развитие отечественной науки. Сравнивать и описывать потребности и мотивы поведения Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений и презентаций о научной деятельности И.П. Павлова | Знать: рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И.П. Павлов - основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А.А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П.К. Анохина | |
| Ненаследственные программы поведения. Поведение животных. Озарение §27 | 1 | | | Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений и презентаций о научной деятельности И.П. Павлова | Называть основные элементы рефлекторной дуги, виды безусловных и условных рефлексов | |
| Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах. Речь | 1 | | | Описывать условные рефлексы, типы сигнальной системы, виды речи Объяснять отличия первой и второй сигнальной системы | Называть ненаследственные программы поведения Различать и описывать речь и её функции | |
| Поведение. Потребности. Психика §28,29 | 1 | | | Характеризовать динамический стереотип Объяснять мотивы поведения | Различать и описывать понятия поведение, психика | |
| Сон как форма приобретенного поведения | 1 | | | Описывать виды сна, причину сновидений | Обосновывать правила гигиены сна | |
| Память. Эмоции. Стресс (из §32) | 1 | | | Описывать виды памяти Применять знания о строении организма | Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой | |
| Типы ВНД. Личность | 1 | | | Проявлять компетентность здоровьесбережения. Доказывать сформированность информационной и коммуникативной компетентностей в процессе работы | Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой | |
| Покровы тела | 2 | | | | | |
| Строение и значение кожи | 1 | | | Объяснять взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями, правила гигиены при уходе за кожей, волосами, ногтями. | Называть и описывать основные компоненты кожи. Объяснять взаимосвязь строения кожи с выполняемыми функциями, правила гигиены при уходе за кожей, волосами, ногтями | |
| Гигиена кожи. Закаливание | 1 | | | Применять в повседневной жизни гигиенические требования к одежде и обуви, правила ухода за волосами и ногтями. Устанавливать причины кожных заболеваний. Прогнозировать последствия нарушения норм и правил личной гигиены. Аргументировать значение закаливания для физического здоровья | Обосновывать с анатомо-физиологической точки зрения правила гигиены кожи Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о культуре ухода за кожей, волосами, ногтями, личной гигиене в подростковой моде | |
| Опора и движение | 6 | | | | | |
| Строение скелета | 1 | | | Сравнивать скелет человека и млекопитающих животных. Объяснять взаимосвязь строения костей с их функциями. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока | Характеризовать части скелета человека и входящие в их состав кости, отделы позвоночника. Описывать особенности соединения костей черепа и позвоночника человека | Самонаблюдение Определение гибкости позвоночника |
| Скелет конечностей и их поясов. Соединения костей (из §36) | 1 | | | Объяснять взаимосвязь между типами соединения костей и выполняемыми функциями Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Характеризовать компоненты добавочного скелета человека, виды соединения костей. Описывать особенности строения поясов конечностей, свободных конечностей | |
| Строение костей. Практическая работа №6 «Химический состав костей» | 1 | | | Выполнять лабораторную работу «Химический состав костей» Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Отрабатывать навыки ведения эксперимента Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о вкладе Пирогова в развитие отечественной науки | Называть структурные компоненты костей. Их виды. Описывать особенности химического состава костей. Объяснять причины роста костей, взаимосвязь между особенностями строения, химического состава костей и их функциями | |
| Строение и функции мышц | 1 | | | Объяснять взаимосвязь между строением мышц и выполняемыми ими функциями, механизмы регуляции работы скелетных мышц. Находить и систематизировать информацию о роли физических нагрузок в укреплении организма. Проводить самонаблюдения. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о результатах самонаблюдений | Называть основные группы мышц, описывать их работу. Сравнивать и различать строение и функции скелетных мышц | Самонаблюдение Координация работы мышц |
| Работа и утомление мышц | 1 | | | Объяснять механизм регуляции деятельности мышц, необходимость динамических нагрузок, используя самонаблюдения. Обосновывать роль соблюдения правил гигиены физического труда. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о результатах самонаблюдений | Называть структурные компоненты мышц, виды мышц. Описывать особенности работы мышечной системы | Самонаблюдение Оптимальные условия для отдыха мышц. Выявление снабжения кровью работающих мышц |
| Нарушение развития ОДС | 1 | | | Объяснять причины нарушения осанки и формирования плоскостопия. Описывать основные травмы скелета. Оказывать доврачебную помощь при травмах ОДС. Проводить самонаблюдение. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о результатах самонаблюдений | Называть условия формирования правильной осанки | Самонаблюдение Выявление плоскостопия |
| Внутренняя среда организма | 5 | | | | | |
| Состав внутренней среды организма. Кровь | 1 | | | Описывать химический состав плазмы, функции крови, значение внутренней среды организма. Объяснять взаимосвязь формы и строения эритроцитов с их функциями | Называть компоненты внутренней среды организма, форменные элементы крови | |
| Эритроциты. Практическая работа №7 «Строение эритроцитов человека и лягушки (под микроскопом)» | 1 | | | Объяснять особенности строения эритроцитов связи с выполняемыми функциями Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Называть основные форменные элементы крови. Кроветворные органы Описывать особенности переливания крови | |
| Лейкоциты. Тромбоциты | 1 | | | Объяснять особенности строения лейкоцитов и тромбоцитов в связи с выполняемыми функциями, механизм свертывания крови. Подготавливать материалы для презентации доклада о вкладе И.И. Мечникова в развитие отечественной науки. | Называть основные форменные элементы крови. Кроветворные органы | |
| Иммунитет | 1 | | | Объяснять значение прививок для профилактики инфекционных заболеваний. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по теме урока | Характеризовать виды естественного и искусственного иммунитета, особенности клеточного и гуморального механизмов иммунитета, меры по профилактике заражения ВИЧ Описывать вклад ученых в развитие иммунологии | |
| Понятие о гомеостазе. Обобщение | 1 | | | Находить необходимую информацию по теме, используя дополнительные информационные ресурсы | Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных жизненных ситуациях | |
| Кровообращение и лимфоотток | 4 | | | | | |
| Органы кровообращения. Круги кровообращения | 1 | | | Сравнивать и описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Объяснять взаимосвязь строения стенок артерий, вен, капилляров с выполняемыми функциями. | Называть структурные компоненты сердца, виды сосудов | |
| Строение и работа сердца | 1 | | | Описывать строение и работу сердца Работать с различными источниками информации | Называть фазы сердечного цикла Объяснять механизм протекания сердечного цикла, явление автоматии сердца | |
| Движение крови по сосудам. Практическая работа №8 «Измерение кровяного давления». Практическая работа №9 «Подсчёт пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок» | 1 | | | Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Называть показатели скорости кровотока в разных сосудах, основные заболевания сердечно-сосудистой системы Описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции кровообращения | |
| Гигиена сердечно-сосудистой системы. Практическая работа №10 «Отработка приёмов остановки видов кровотечений» | 1 | | | Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Обосновывать ведения здорового образа жизни Различать и описывать кровотечения разных типов | |
| Дыхание | 4 | | | | | |
| Органы дыхания | 1 | | | Объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания, роль дыхания в процессе обмена веществ. Распознавать органы дыхательной системы на таблицах, иллюстративном материале учебника, электронного приложения | Называть органы дыхания, выполняемые ими функции | |
| Дыхательные движения. Газообмен в лёгких и тканях. Практическая работа №11 «Измерение ЖЁЛ». Практическая работа №12 «Изменение состава воздуха при дыхании» | 1 | | | Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Объяснять механизмы вдоха и выдоха. Определять легочные объемы, жизненную емкость легких. Описывать и сравнивать механизмы вдоха и выдоха | |
| Регуляция дыхания | 1 | | | Находить необходимую информацию по теме, используя дополнительные информационные ресурсы | Описывать и объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания, роль кашля и чихания как защитных рефлексов | |
| Гигиена дыхания | 1 | | | Объяснять необходимость проветривания помещений, последствий загрязнения воздуха для организма человека. Владеть основными приемами оказания первой помощи при нарушении дыхания. Прогнозировать последствия курения для функционирования органов дыхательной системы | Называть основные источники загрязнения, наиболее опасные болезни дыхательной системы | |
| Пищеварение | 5 | | | | | |
| Питание. Система органов пищеварения | 1 | | | Объяснять взаимосвязь строения и функций органов пищеварительной системы. Использовать информационные ресурсы, в том числе электронное приложение, для объяснения строения и функций органов пищеварения | Описывать органы пищеварительной системы. Распознавать органы пищеварения на таблицах и рисунках | |
| Пищеварение в ротовой полости. Практическая работа №13 «Действие ферментов слюны на крахмал» | 1 | | | Объяснять особенности пищеварения в ротовой полости, необходимость соблюдения правил личной гигиены. Выполнять практическую работу Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Называть и описывать виды зубов, функции, выполняемые резцами, клыками, коренными зубами | |
| Пищеварение в желудке | 1 | | | Объяснять процесс пищеварения в желудке, двенадцатиперстной кишке Использовать различные информационных ресурсов для изучения процесса пищеварения | Называть основные компоненты желудочного и поджелудочного сока, желчи | |
| Пищеварение в кишечнике. Всасывание | 1 | | | Объяснять особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике, барьерную роль печени, взаимосвязь строения и функций стенки тонкого кишечника. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о роли печени в организме человека | Называть отделы кишечника, симптомы аппендицита Объяснять особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике, барьерную роль печени, взаимосвязь строения и функций стенки тонкого кишечника | |
| Гигиена питания | 1 | | | Объяснять взаимосвязь органов пищеварения и пищеварительных желез, последовательность процессов пищеварения. Прогнозировать последствия нарушения бактериальной флоры кишечника, несоблюдения правил гигиены органов пищеварения Применять знания о строении и функциях пищеварительной системы, гигиене и культуре питания в ситуациях повседневной жизни | Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях Называть и описывать основные виды пищевых отравлений, симптомы и меры по их профилактике. Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях | |
| Обмен веществ и превращение энергии | 5 | | | | | |
| Общая характеристика обмена веществ. Обмен органических и неорганических веществ | 1 | | | Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ. Прогнозировать последствие нарушения полноценного питания для организма. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о вкусной и здоровой пище, рациональном питании | Называть продукты, содержащие необходимые для организма человека вещества | |
| Витамины | 1 | | | Описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма, симптомы гипо и авитаминоза. Объяснять и прогнозировать последствия гипо и авитаминозов. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о роли витаминов в жизнедеятельности организма | Называть группы витаминов, продукты, в которых они содержатся | |
| Итоговая контрольная работа | 1 | | | Применять знания о строении организма и результаты самонаблюдений в конкретных жизненных ситуациях. | Доказывать сформированность знаний биологических терминов, процессов | |
| Нормы питания. Пищевые рационы | 1 | | | Составлять суточный рацион питания. Объяснять важность сбалансированного питания для здоровья человека. Извлекать необходимую информацию о рациональном питании из различных источников. Использовать информационные ресурсы для подготовки доклада о результатах самонаблюдения | Называть среднесуточные энергетические затраты, правила питания детей и подростков | |
| Терморегуляция организма | 1 | | | Применять знания в повседневной жизни Проводить самонаблюдения Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы | Объяснять роль кожи в обеспечении терморегуляции организма | |
| Выделение | 2 | | | | | |
| Органы выделения | 1 | | | Распознавать органы выделения на таблицах, используя различные ресурсы. Объяснять взаимосвязь строения и функций почек | Характеризовать и описывать органы выделительной и мочевыделительной систем, структурные компоненты почек | |
| Образование мочи | 1 | | | Сравнивать состав плазмы крови, первичной и вторичной мочи. Объяснять механизмы мочеобразования, правила гигиены. Прогнозировать последствия влияния различных факторов на функции почек | Описывать фазы мочеобразования | |
| Воспроизведение и развитие человека | 3 | | | | | |
| Репродуктивные органы | 1 | | | Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о влияние образа жизни матери на рождение и развитие ребенка | Называть компоненты мужской и женской половых систем человека и выполняемые ими функции Описывать процессы: овуляции, менструации, поллюции | |
| Оплодотворение. Беременность и роды | 1 | | | Аргументировать необходимость соблюдения правил гигиены и питания беременной, кормящей матери Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о влияние образа жизни матери на рождение и развитие ребенка | Описывать этапы эмбрионального развития человека основные, периоды внутриутробного развития человека | |
| Развитие человека после рождения | 1 | | | Формировать культуру поведения с представителями другого пола, обосновывать гендерные роли Прогнозировать последствия прерывания беременности, венерических заболеваний для здоровья человека | Описывать роль медико-генетического консультирования в диагностике аномалий у человека Называть основные условия, влияющие на здоровье человека | |
| ИТОГО 68 ЧАСОВ | | | | | | |
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://interneturok.ru/subject/biology/class/8
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Справочные таблицы по биологии, экологии
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Интерактивная доска, мультимедийное оборудование Лабораторная посуда, инструменты
Микроскопы, микропрепараты
9