СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающегося 4 класса с лёгкой умственной отсталостью

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета "Физическая культура" для обучающегося 4 класса с лёгкой умственной отсталостью с недельной нагрузкой 3 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающегося 4 класса с лёгкой умственной отсталостью»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района

«Верх-Ичинская основная общеобразовательная школа»










Рабочая программа

учебного предмета «Физическая культура»

для обучающегося 4 класса с лёгкой умственной отсталостью











Составитель: О.Н. Бессонова,

учитель физической культуры















С. Верх-Ича

2018 год


1. Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающегося 4 класса с лёгкой умственной отсталостью разработана на основе:

- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью;

- программы для 1-4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2014г.);

- индивидуального учебного плана для обучающегося 4 класса с лёгкой умственной отсталостью на 2018-2019 учебный год.

Цель курса: формирование у учащегося основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Задачи курса:

- формировать первоначальное представление о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития, повышения работоспособности;

- овладеть умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

- формировать умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок.

Специфика курса:

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно раз­виваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференциро­ванного и индивидуального подхода с учетом со­стояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Содержание программного материала уроков состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений. В программу включены следующие разделы: гимнастика, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, для 4 класса — пионербол. Раздел «Лёгкая атлетика» включает ходьбу, бег, прыжки и метание. Обучение элементам лёгкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития двигательных качеств. Уроки лыжной подготовки как обязательные занятия проводятся при температуре не ниже 12 °С (для средней климатической зоны). Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры является широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода. В целях контроля проводится два раза в год (в сентябре и мае) учёт двигательных возможностей и подготовленности по бегу на 30 м, прыжкам в длину и с места, метанию на дальность. Оценка по предмету «Физическая культура» определяется в зависимости от степени овладения учащимся двигательными умениями (качество) и результатом.

Основные направления коррекционной работы:

- корригировать артикуляционный аппарат;

- расширять представление об окружающем мире и обогащать словарь;

- корригировать познавательную и речевую деятельность учащегося;

- формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;

- развивать познавательные процессы;

- развивать самостоятельность;

- воспитывать активность, дисциплинированность, взаимопомощь;

- развивать двигательные качества, силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость, вестибуляр­ную устойчивость;

- корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.

Данная рабочая программа по физической культуре для 4 класса предназначена для обучения учащегося с лёгкой умственной отсталостью и рассчитана на 3 часа в неделю в соответствии с индивидуальным учебным планом, согласно календарному учебному графику образовательного учреждения (102 часа).

Итог реализации программы осуществляется в форме контрольных испытаний (тестов) по видам упражнений.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащийся должен знать:

- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;

- роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;

- правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки, в комплексов по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;

- об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол.

Учащийся должен уметь:

- составлять и выполнять комплексы ОРУ на развитие силы, быстроты, гибкости,  координации;

- проводить закаливающие процедуры;

- знать элементарные правила соревнований;

- вести наблюдения за ЧСС во время выполнения физических упражнений.

- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;

- выполнять акробатические и гимнастические упражнения;

- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);

- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной;

- выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Критерии и нормы оценки знаний обучающегося 4 класса по физической культуре

Оценка «5» ставится ученику, за усвоение теоретических знаний в объеме требований программы: глубокое понимание сущности материала, логическое его изложение, использование знаний в практической деятельности. Выполнение упражнений, разрешённых по состоянию здоровья, с соблюдением всех технических требований. Полное овладение методами самоконтроля при выполнении разрешённых физических упражнений. Положительная динамика результатов в развитии физических качеств. Регулярное посещение занятий, выполнение домашнего задания или других видов заданий в полном объёме.

Оценка «4» ставится ученику, за усвоение теоретических знаний в объёме требований программы: глубокое понимание сущности материала, логическое его изложение, но есть затруднения в использовании знаний в практической деятельности. Выполнение упражнений, разрешённых по состоянию здоровья, с негрубыми ошибками. Овладение большинством методов самоконтроля при выполнении разрешённых физических упражнений. Небольшая положительная динамика результатов в развитии физических качеств. Регулярное посещение занятий, но выполнение домашнего задания или других видов заданий не всегда в полном объёме.

Оценка «3» ставится ученику, за теоретические знания по программе носят поверхностный характер. Выполнение упражнений, разрешённых по состоянию здоровья, содержит грубые ошибки. Овладение методами самоконтроля при выполнении разрешённых физических упражнений недостаточное. Положительная динамика результатов в развитии физических качеств отсутствует. Допускаются единичные пропуски занятий без уважительной причины, домашнее или другие виды заданий выполняются не в полном объёме.




2. Содержание учебного предмета

Основы знаний

Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке. Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание. Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках. Значение утренней зарядки. Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

Гимнастика (18 часов)

Строевые упражнения. Сдача рапорта. Поворот кругом на месте. Расчёт на «первый — второй». Перестроение из одной шеренги в две и наоборот. Перестроение из колонны по одному в колонну по три в движении с поворотом

Общеразвивающие упражнения без предметов. Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноимёнными и разноимёнными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами. Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами. Комплексы с обручами.

Элементы акробатических упражнений. Кувырок назад, комбинация из кувырков, «мостик» с помощью учителя.

Лазанье. Лазанье по гимнастической стенке с переходом на гимнастическую скамейку, установленную наклонно, и слезание по ней произвольным способом. Лазанье по канату произвольным способом. Перелезание через бревно, коня, козла.

Висы. Вис на рейке гимнастической стенки на время, на канате с раскачиванием. Подтягивание в висе на канате, стоя на полу ноги врозь.

Равновесие. Ходьба по наклонной доске (угол 20°). Расхождение вдвоём поворотом при встрече на полу и на гимнастической скамейке. Равновесие «ласточка». Ходьба по гимнастическому бревну высотой 60 см.

Опорные прыжки. Опорный прыжок через гимнастического козла: наскок в упор на колени, соскок с поворотом направо, налево с опорой на руку; в упор на колени, упор присев, соскок прогнувшись

Лёгкая атлетика (18 часов)

Ходьба. Ходьба в быстром темпе (наперегонки). Ходьба в приседе. Сочетание различных видов ходьбы.

Бег. Понятие низкий старт. Быстрый бег на месте до 10 с. Челночный бег (3 × 10 м). Бег с преодолением небольших препятствий на отрезке 30 м. Понятие эстафета (круговая). Расстояние 5—15 м.

Прыжки. Прыжки с ноги на ногу до 20 м, в высоту способом перешагивание (внимание на мягкость приземления). Прыжки в длину с разбега (зона отталкивания — 60—70 см), на результат (внимание на технику прыжка).

Метание. Метание мячей в цель (на стене, баскетбольный щит, мишень) и на дальность, ширина коридора — 10—15 м.

Лыжная подготовка (24 часа)

Выполнение распоряжений в строю: «Лыжи положить!», «Лыжи взять!». Ознакомление с попеременным двухшажным ходом. Подъём «ёлочкой», «лесенкой». Спуски в средней стойке. Передвижение на лыжах (до 1,5 км за урок).

Коррекционные упражнения (для развития пространственновременной дифференцировки и точности движений). Построение в шеренгу, в колонну с изменением места построения (в квадрат, в круг). Ходьба по ориентирам. Бег по начерченным на полу ориентирам. Ходьба по двум параллельно поставленным гимнастическим скамейкам. Прыжки в высоту до определённого ориентира с контролем и без контроля зрением. Броски мяча в стену с отскоком его в обозначенное место. Ходьба на месте от 5 до 15 с. Повторить задание и самостоятельно остановиться. Ходьба в колонне приставными шагами до определённого ориентира (6— 8 м) с определением затраченного времени.

Подвижные игры (42 часа)

«Музыкальные змейки», «Найди предмет».

Коррекционные игры

Игры с элементами общеразвивающих упражнений. «Светофор», «Запрещённое движение», «Фигуры»

Игры с бегом и прыжками. «Кто обгонит?», «Пустое место», «Бездомный заяц», «Волк во рву», «Два Мороза»

Игры с бросанием, ловлей и метанием. «Подвижная цель», «Обгони мяч»

Игры зимой. «Снежком по мячу», «Крепость»

Пионербол. Игра «Пионербол», ознакомление с правилами игры. Передача мяча руками, ловля его. Подача одной рукой снизу, учебная игра.











































3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов


Лёгкая атлетика

9

1/1

Инструктаж по ТБ № 1,3. Учить бегу на скорость


2/2

Требования к одежде при занятиях физическими упражнениями (Т). Провести круговую эстафету. Тест: подтягивание из виса


3/3

Повторить технику прыжка в длину с места


4/4

Ходьба и бег с заданием в движении по кругу. Тест: бег 30 м.


5/5

Прыжок в длину с места на результат


6/6

Челночный бег 3х10 м. на результат


7/7

Профилактика травматизма (Т). Бег в среднем темпе до 6 минут


8/8

Метание малого мяча в вертикальную цель


9/9

Провести круговую эстафету



Подвижные игры

21

10/1

Инструктаж по ТБ № 5 на уроках подвижных игр. Провести встречную эстафету


11/2

Провести игру «Пустое место»


12/3

Метание малого мяча в горизонтальную цель


13/4

Передача и ловля большого мяча в парах


14/5

Провести игру «Охотники и утки»


15/6

Выполнить ведение баскетбольного мяча на месте


16/7

Метание малого мяча в горизонтальную цель


17/8

Провести игру «Охотники и утки»


18/9

Характеристика основных физических качеств (Т). Провести игру «Гонка мячей по кругу»


19/10

Провести игру «Метко в цель»


20/11

Подвижные игры по выбору учащихся


21/12

Провести игру-эстафету с предметами


22/13

Передача и ловля мяча двумя руками в парах


23/14

Ведение баскетбольного мяча в движении шагом и бегом


24/15

Передача большого мяча с отскоком от пола


25/16

Провести игру «Передал, садись»


26/17

Провести игру-разминку «Вызов номеров»


27/18

Провести «Весёлые старты»


28/19

Преодоление полосы препятствий


29/20

Выполнить комплекс утренней зарядки


30/21

Подвижные игры по выбору учащихся



Гимнастика с основами акробатики

18

31/1

Инструктаж по ТБ №2. Разучить комплекс ОРУ с гимнастическими палками


32/2

Обучить технике лазания по гимнастической стенке


33/3

Обучить технике перекатов в группировки


34/4

Выполнить лазание по наклонной гимнастической семейки


35/5

Выполнить перекаты вперёд и назад в группировки


36/6

Выполнить пере ползание по пластунски


37/7

Осанка и её профилактика (Т). Выполнить упражнения на развитие гибкости


38/8

Выполнить прыжки и бег через скакалку


39/9

Обучить технике кувырка вперёд в группировки


40/10

Выполнить лазание по гимнастической стенке


41/11

Провести игру-эстафету с большими мячами


42/12

Выполнить упражнения на равновесие на гимнастической скамейки


43/13

Обучить технике перелазания через гимнастический снаряд


44/14

Обучить технике лазания по канату в три приёма


45/15

Выполнить лазание по наклонной гимнастической скамейки


46/16

Повторить технику лазания по канату


47/17

Повторить технику кувырка вперёд в группировки


48/18

Преодоление полосы препятствий



Лыжная подготовка

24

49/1

Инструктаж по ТБ №4. Нормы ГТО (Т). Правила подбора лыжного инвентаря


50/2

Повторить технику переноски лыж под рукой


51/3

Провести круговую эстафету


52/4

Поворот переступанием


53/5

Обучить технике попеременного двушажного хода


54/6

Прохождение отрезков 4х100 м.


55/7

Обучить технике подъёма «лесенкой»


56/8

Измерение частоты сердечных сокращений (Т). Совершенствовать технику попеременного двушажного хода


57/9

Равномерное передвижение по дистанции до 2 км.


58/10

Обучить технике спуска с горы в низкой стойке


59/11

Прохождение отрезков 4х60 м.


60/12

Провести эстафету по кругу


61/13

Измерение длины и массы тела (Т). Обучить технике спуска с горы в основной стойке


62/14

Подвижные игры и эстафеты на лыжах


63/15

Прохождение дистанции 1 км. Попеременным ходом


64/16

Равномерное передвижение до 2 км.


65/17

Строевые упражнения с лыжами


66/18

Совершенствовать технику спусков с горы


67/19

Повторить технику попеременного двушажного хода


68/20

Равномерное передвижение на лыжах до 1 км.


69/21

Обучить технике торможения палками на пологих склонах


70/22

Спуск с горы в низкой стойке на оценку


71/23

Прохождение контрольной дистанции 1 км. на результат


72/24

Нормы ГТО (Т). Провести «Весёлые старты» с лыжами и санками



Подвижные игры

21

73/1

Инструктаж по ТБ №5. Выполнить ОРУ с большими мячами


74/2

Провести эстафету с мячами


75/3

Выполнить передачу мяча с отскоком от пола


76/4

Выполнить бросок баскетбольного мяча в вертикальную цель


77/5

Повторить ведение баскетбольного мяча на месте и в движении шагом


78/6

Выполнить броски большого мяча в горизонтальную цель


79/7

Провести эстафеты с предметами


80/8

Выполнить метание малого мяча в вертикальную цель


81/9

Выполнить ведение баскетбольного мяча шагом


82/10

Выполнить передачу большого мяча в парах с отскоком от пола


83/11

Преодоление полосы препятствий


84/12

Выполнить передачу и ловлю волейбольного мяча в парах через сетку


85/13

Провести игру «Гонка мячей по кругу»


86/14

Провести эстафету со скакалкой


87/15

Провести эстафету с обручем


88/16

Выполнить упражнение на равновесие на рейки гимнастической скамейки


89/17

Преодоление полосы препятствий


90/18

Подвижные игры по выбору учащихся


91/19

Провести эстафету с преодолением препятствий


92/20

Ведение и передача футбольного мяча


93/21

Приёмы измерения пульса. Нормы ГТО (Т). Удары футбольного мяча по воротам



Лёгкая атлетика

9

94/1

Подтягивание на перекладине из виса и виса лёжа


95/2

Прыжок в длину с места на результат


96/3

Метание малого мяча на дальность


97/4

Наклон вперёд из положения стоя


98/5

Челночный бег 3х10 м. на результат


99/6

Травмы которые можно получить при занятии физическими упражнениями (Т). Бег 30 м. с учётом времени


100/7

Бег на выносливость 6 минут на оценку


101/8

Кроссовый бег 1000 м. с учётом времени


102/9

Метание малого мяча на результат



Итого

102