Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Куйбышевского района
«Верх-Ичинская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
учебного предмета «Физическая культура»
для обучающегося 6 класса с тяжёлой умственной отсталостью
Составитель: О.Н. Бессонова,
учитель физической культуры
С. Верх-Ича
2018 год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающегося 6 класса с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе:
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью;
- программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2014г.);
- индивидуального учебного плана для обучающегося 6 класса с тяжёлой умственной отсталостью на 2018-2019 учебный год.
Цель курса: повышение двигательной активности и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Задачи курса:
- формировать и совершенствовать основные и прикладные двигательные навыки;
- формировать умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, играть в спортивные игры;
- укреплять и сохранять здоровья, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Специфика курса:
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребенка. Поэтому задача развития этих возможностей считается одной из важных и носит коррекционную направленность.
Специфика деятельности на уроках физической культуры — чрезмерная двигательная реактивность, интенсивная эмоциональная напряженность, яркое проявление негативного отношения к занятиям и даже к окружающим детям и взрослым. Учитель свои требования должен сочетать с уважением личности ребенка, учетом уровня его физического развития и физической подготовки.
Учащейся должен на уроке проявлять больше самостоятельности при постоянном контроле и помощи учителя. Определяя содержание занятий, следует исходить из конкретных задач обучения и особенностей учащегося.
При прохождении каждого раздела программы необходимо предусматривать задания, требующие применения сформированных навыков и умений в более сложных ситуациях (соревнования, смена мест проведения занятий, увеличение или уменьшение комплексов упражнений и т. д.)
Эффективное применение упражнений для развития двигательных качеств повышает плотность урока, усиливает его эмоциональную насыщенность.
Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов ученик смог овладеть основой двигательных умений и навыков и включился в произвольную деятельность.
В программу включены следующие разделы: гимнастика, акробатика (элементы), легкая атлетика, лыжная подготовка, игры - подвижные и спортивные.
Успеваемость по предмету «Физическая культура» в 5—9 классах специальной коррекционной школы определяется отношением ученика к занятиям, степенью сформированности учебных умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей.
Следует обратить внимание на необходимость заключения врача о физической нагрузке и возможностях учащегося.
Обязательным для учителя является контроль за уровнем физического развития и двигательной активностью учащиегося.
По мере прохождения учебного материала проводятся проверочные (контрольные) испытания по видам упражнений: бег 30-60 м; прыжок в длину с места; сила кисти (правой, левой), метание на дальность, бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения, сидя ноги врозь.
Тесты проводятся 2 раза в год: в сентябре-мае (избирательно). Полученные данные обрабатываются, сопоставляются с показателями физического развития (рост, вес, объем груди, спирометрия), записываются в специально отведенный журнал учета двигательной активности и физического развития.
Основные направления коррекционной работы:
- корригировать артикуляционный аппарат;
- расширять представление об окружающем мире и обогащать словарь;
- корригировать познавательную и речевую деятельность учащегося;
- формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;
- развивать познавательные процессы;
- развивать самостоятельность;
- воспитывать активность, дисциплинированность, взаимопомощь;
- развивать двигательные качества, силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость, вестибулярную устойчивость;
- корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.
Данная рабочая программа по физической культуре для 6 класса предназначена для обучения учащегося с тяжёлой умственной отсталостью и рассчитана на 2 часа в неделю в соответствии с индивидуальным учебным планом, согласно календарному учебному графику образовательного учреждения (68 часов).
Итог реализации программы осуществляется в форме контрольных испытаний (тестов) по видам упражнений.
Основные требования к знаниям и умениям учащегося
Учащийся должен знать:
- о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
- роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
- правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки, в комплексов по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастики;
- об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол.
Учащийся должен уметь:
- составлять и выполнять комплексы ОРУ на развитие силы, быстроты, гибкости, координации;
- проводить закаливающие процедуры;
- знать элементарные правила соревнований;
- вести наблюдения за ЧСС во время выполнения физических упражнений.
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять акробатические и гимнастические упражнения;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной;
- выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
2. Содержание учебного предмета
Гимнастика, акробатика (элементы) (14 часов)
Общеразвивающие и корригирующие упражнения
Дыхательные упражнения
Грудное и брюшное дыхание. Дыхание в положении лежа.
Основные положения и движения
Повторение и закрепление основных движений, данных в предыдущих классах, усложняя их согласованием с движениями рук из различных исходных положений, выполняя в разном темпе.
Упражнения на осанку
Стоя у вертикальной плоскости в положении правильной осанки, приседая на носках с прямой спиной.
Ритмические упражнения
Выполнение простейших движений в ритме со словами.
Построения, перестроения
Размыкание на вытянутые руки в стороны. Поворот кругом с показом направления учителем. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!».
Лазание, подлезание, перелезание
Вис на рейке гимнастической стенки на руках до 1-2 сек. Лазание по гимнастической стенке вверх, вниз в сторону ранее изученными способами. Подлезание под препятствие с предметом.
Равновесие
Ходьба по гимнастической скамейке
Лёгкая атлетика (20 часов)
Ходьба и бег
Ходьба в разном темпе (быстро, медленно). Ходьба и бег в медленном темпе с сохранением интервала.
Прыжки
Прыжки в длину с 2-3 шагов.
Броски, ловля, передача предметов, переноска груза
Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном положении. Поочередные перехваты вертикальной палки. Переноска гимнастической скамейки – 2 человека, мата – 4 человека.
Выполнение основных движений с правильным удержанием малого мяча, перекладывание его из руки в руку. Броски мяча вверх и ловля его после отскока. Броски большого мяча друг другу из-за головы. Удары мяча об пол правой и левой рукой. Броски малого мяча в вертикальную цель. Броски малого мяча на дальность.
Лыжная подготовка (16 часов)
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные игры и элементы спортивных игр (18 часов)
Футбол (по упрощенным правилам). Продолжение обучения учащихся приемам передачи и отбивания мяча.
Знакомство учащихся со способами ведения мяча ногами «змейкой» между расставленными предметами. Обучение учащихся попаданию мячом в предметы, забиванию мяча в ворота.
Игры
«Запрещенное движение», «Узнай на ощупь», «Пчелки», «Лови, бросай, упасть не давай», «Построение вкруг», «Броски мяча друг другу», «Кто быстрей», «Мы веселые ребята».
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
6 класс (68 часов)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
| Лёгкая атлетика | 10 |
1/1 | Инструктаж по ТБ № 1,3. Учить бегу на скорость | |
2/2 | Ходьба в разном темпе (быстро, медленно). | |
3/3 | Повторить технику прыжка в длину с места | |
4/4 | Ходьба и бег с заданием в движении по кругу. Тест: бег 30 м. | |
5/5 | Прыжок в длину с места на результат | |
6/6 | Челночный бег 3х10 м. на результат | |
7/7 | Бег в среднем темпе до 6 минут | |
8/8 | Метание малого мяча в вертикальную цель | |
9/9 | Поворот кругом с показом направления учителем | |
10/10 | Прыжки в длину с 2-3 шагов | |
| Подвижные игры | 8 |
11/1 | Инструктаж по ТБ №5. Провести игру «Пустое место» | |
12/2 | Метание малого мяча в горизонтальную цель | |
13/3 | Передача и ловля большого мяча в парах | |
14/4 | Провести игру «Охотники и утки» | |
15/5 | Выполнить ведение баскетбольного мяча на месте | |
16/6 | Метание малого мяча в горизонтальную цель | |
17/7 | Броски мяча вверх и ловля его после отскока | |
18/8 | Провести игру «Броски мяча друг другу» | |
| Гимнастика | 14 |
19/1 | Инструктаж по ТБ №2. Выполнить комплекс утренней зарядки | |
20/2 | Разучить комплекс ОРУ с гимнастическими палками | |
21/3 | Обучить технике лазания по гимнастической стенке | |
22/4 | Обучить технике перекатов в группировки | |
23/5 | Выполнить лазание по наклонной гимнастической скамейки | |
24/6 | Выполнить пере ползание по пластунски | |
25/7 | Выполнить упражнения на развитие гибкости. Нормы ГТО (Т). | |
26/8 | Выполнить лазание по гимнастической стенке | |
27/9 | Выполнить упражнения на равновесие на гимнастической скамейки | |
28/10 | Обучить технике пере лазания через гимнастический снаряд | |
29/11 | Обучить технике лазания по канату в три приёма | |
30/12 | Выполнить лазание по наклонной гимнастической скамейки | |
31/13 | Повторить технику лазания по канату | |
32/14 | Преодоление полосы препятствий | |
| Лыжи | 16 |
33/1 | Инструктаж по ТБ №4. Нормы ГТО (Т). Правила подбора лыжного инвентаря | |
34/2 | Повторить технику переноски лыж под рукой | |
35/3 | Строевые упражнения с лыжами | |
36/4 | Обучить технике поворота переступанием | |
37/5 | Равномерное передвижение на лыжах до 1 км. | |
38/6 | Прохождение отрезков 4х100 м. | |
39/7 | Обучить технике подъёма «лесенкой» | |
40/8 | Обучить технике торможения палками на пологих склонах | |
41/9 | Равномерное передвижение по дистанции до 2 км. | |
42/10 | Обучить технике спуска с горы в низкой стойке | |
43/11 | Прохождение отрезков 4х150 м. | |
44/12 | Подъём в гору ступающим шагом | |
45/13 | Выполнить поворот переступанием | |
46/14 | Обучить технике тормажения «плугом» | |
47/15 | Прохождение дистанции 1 км. Попеременным ходом | |
48/16 | Равномерное передвижение до 2 км. | |
| Подвижные и спортивные игры | 10 |
49/1 | Инструктаж по ТБ №5. Выполнить ОРУ с большими мячами | |
50/2 | Выполнить передачу мяча с отскоком от пола | |
51/3 | Выполнить бросок баскетбольного мяча в вертикальную цель | |
52/4 | Повторить ведение баскетбольного мяча на месте и в движении шагом | |
53/5 | Выполнить метание малого мяча в вертикальную цель | |
54/6 | Выполнить ведение баскетбольного мяча шагом | |
55/7 | Выполнить передачу большого мяча в парах с отскоком от пола | |
56/8 | Провести игру «Лови, бросай, упасть не давай» | |
57/9 | Ведение и передача футбольного мяча | |
58/10 | Удары футбольного мяча по воротам | |
| Лёгкая атлетика | 10 |
59/1 | Подтягивание на перекладине из виса и виса лёжа. Нормы ГТО (Т). | |
60/2 | Бег с изменением скорости и направления | |
61/3 | Метание малого мяча на дальность | |
62/4 | Наклон вперёд из положения стоя | |
63/5 | Челночный бег 3х10 м. на результат | |
64/6 | Метание малого мяча в цель | |
65/7 | Бег на выносливость 6 минут | |
66/8 | Прыжок в длину с места на результат | |
67/9 | Метание малого мяча на результат | |
68/10 | Преодоление полосы препятствий | |
| Всего: | 68 |