Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом по школе
от 31.08.2017 №620
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для 4-Д класса
учителя: Бондаренко Натальи Михайловны
2017-2018
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы по изобразительному искусству: В.С. Кузин «Изобразительное искусство. 1-4 классы»/Москва: Дрофа,2011. Сборник рабочих программ «Школа России», М.: «Просвещение», 2011. Во 2—4 классах на уроки изобразительного искусства отводится по 34 ч в каждом классе (1 ч в неделю)
Результаты освоения предмета и система их оценки.
Личностные результаты:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных) художественно-эстетическим содержанием;
формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
формирование способности оценивать результаты художественно- творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику;
в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
В результате изучения изобразительного искусства у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, устойчивое представление о добре и зле должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, архитектура, художественное конструирование и дизайн);
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
получат навыки сотрудничества со сверстниками;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
различать сюжет и содержание в знакомых произведениях изобразительного искусства;
видеть проявления художественной культуры вокруг;
высказывать аргументированное суждение художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного;
понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Изобразительное искусство – предмет особый, нужно очень деликатно подходить к оцениванию результатов работы обучающихся. Чтобы воспитать гармоничного, уверенного в своих силах человека, важно не отбить у них интерес к искусству и желание рисовать. Только в этом случае полученные знания и умения останутся с детьми надолго и существенно украсят и обогатят их последующую жизнь.
Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала учитель проводит блицопрос важнейших понятий предмета и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети.
Задания в учебнике включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов.
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений
Каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения в 4 классе на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Последовательность изучения тем:
1. В мире изобразительного искусства.
2. Мы любим смотреть картины и рисовать.
Содержание учебного предмета.
№ п/п | Раздел (тема) | Количество часов |
1 | Рисование с натуры (рисунок, живопись) | 12 |
2 | Рисование на темы (композиция) | 7 |
3 | Декоративная работа | 7 |
4 | Лепка | 2 |
5 | Аппликация | 2 |
6 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 |
| | |
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка.
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - (12ч)
Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра,
комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объема (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе). Проведение доступных обучающимся объяснений к заданиям по изображению:
1) круга в перспективе (горизонтальное положение, выше, ниже линии горизонта),
2) фронтальной перспективы и угловой перспективы.
Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии. Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.
Рисование на темы (композиция) - (7ч)
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления
действительности. Изучение композиционных закономерностей.
Обобщение знаний, полученных в 1—3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).
Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы.
Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.
Декоративная работа - (7ч)
Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки ).
Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.
Лепка - (2ч)
Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, петух, утка, кролик).
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.
Лепка тематических композиций на темы труда « Сталевар », « Кузнец », «Пожарный » Лепка героев русских народных сказок.
Аппликация - 2часа.
Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев на темы.
Составление сюжетных аппликаций по мотивам русских народных сказок «По щучьему веленью», «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 4 часа. Основные темы бесед: жанры изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический и батальный жанры);
Тема «В мире изобразительного искусства» - 12 часов.
- Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников». Рисунок «Летний пейзаж». Знакомство с творчеством русских пейзажистов. Простейший анализ произведений искусства.
- Составление мозаичного панно: «Парусные лодки на реке». Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации.
- Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников).
Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей (разной окраски). Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.
- Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко;
ваза с яблоками. Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.
- Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки. Основы изобразительного языка искусства: объём, пропорции.
- Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. Основы изобразительного языка искусства: объѐм, пропорции.
- Тематическое рисование: «Моя улица» или «Мой двор». Использование в индивидуальной деятельности различных художественных материалов. Работа над развитием наблюдательности к окружающему миру. Воспитание любви к родному краю.
- Образ человека в произведениях изобразительного искусства. Рисование с натуры фигуры человека. Способы рисования фигуры человека. Пропорции человеческой фигуры. Первичные навыки рисования с натуры фигуры человека.
- Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта (отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу). Работа в художественно-конструктивной деятельности.
Тема «Мы любим смотреть картины и рисовать» - 22 часа.
- Рисование животных с натуры или по памяти. Кошка. Навыки рисования по памяти. Работа над развитием зрительного представления, наблюдательности к повадкам животных.
- Рисование птиц с натуры или по представлению. Ворона. Навыки рисования по памяти.
- Беседа «Сказка в декоративном искусстве». Передача настроения в творческой работе.
- Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Приѐмы рисования на сказочные сюжеты.
- Составление сюжетной аппликации русский народной сказки «По щучьему велению». Формирование творческого воображения.
- «В мирное время». Рисование с натуры или по представлению. Атрибуты армии. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Совершенствование графических умений и навыков.
- Рисование с натуры или по памяти современных машин. Совершенствование навыков линейного рисования.
- Беседа «Художники о красоте Родины». Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». Эстетическое отношение к народным обычаям. Развитие интереса к народным традициям.
- Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. Эстетическое восприятие произведений ДПИ, передача объѐмной формы. Развитие творческого воображения и изобразительных навыков. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
- Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц». Упражнение в передаче в рисунке основ изобразительного языка искусства. Работа над развитием творческих способностей, наблюдательности, внимания к природе.
- Иллюстрирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Работа над развитием творческого воображения, умение передать конструктивное строение цвета изображаемых объектов, совершенствованием навыков передачи сюжета литературного произведения в рисунке.
- Тематическое рисование «Закат солнца». Элементарные основы живописи.
Основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.
- Беседа «Люди труда в изобразительном искусстве». Работа над развитием эстетического восприятия и понимания красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства.
- Составление мозаичного панно «Слава труду». Использование различных художественных материалов. Работа над развитием творческого воображения, эстетического восприятия, понимания красоты труда творческого воображения.
- Аппликация. Орнаменты народов мира (представление о богатстве художественной культуры народов России и мира). Использование светотени в аппликации. Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков.
- Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей. Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Искусствоведческая викторина. Обогащение знаний о музеях мира.
Тематическое планирование
№ | Разделы программы | Кол-во часов | Период прохождения программы | Осваиваемые универсальные учебные действия |
1. | «В мире изобразительного искусства» | 12 | | Познавательные – научатся ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию из прослушанного объяснения, произведений живописи, анализировать ее, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; Регулятивные – научатся принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов; научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее. Коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: ответственно относится к учебе, иметь мотивацию к учебной и творческой деятельности; ориентировать на проявление интереса к изобразительному искусству, на эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира. |
2. | Тема «Мы любим смотреть картины и рисовать» | 22 | | Познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования, о пейзаже, художественно-выразительных средствах живописи; последовательности рисования птиц и зверей; Регулятивные – научатся планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); выполнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и коррективы; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий; Коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений искусств; выражают положительное отношение к процессу познания, мотивируют свою деятельность, применяют правила делового сотрудничества. |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности обучаемых | Формируемые умения/ личностные качества |
план | факт | предметные умения | универсальные учебные действия |
В мире изобразительного искусства – 12ч. |
1. | Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников». Рисунок «Летний пейзаж». | 1 | 01.09 | | Импровизация на темы летних впечатлений. | Знать понятия «фронтальная перспектива» и «угловая перспектива», «точка схода», «линия горизонта». Уметь рисовать на тему; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные. | Личностные УУД: положительно относится к урокам изобразительного искусства Регулятивные УУД: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приѐмы работы красками Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий. |
2. | Составление мозаичного панно. «Парусные лодки на реке». | 1 | 08.09 | | Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги. | Уметь работать над развитием творческого воображения, пространственного мышления; образно передать задуманную композицию; совершенствовать умения и навыки работы с цветной бумагой или сухими листьями (по выбору учащихся) | Личностные УУД: положительно относится к урокам изобразительного искусства Регулятивные: ставить новые учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: осуществлять анализ объектов с различными признаками, формировать умения выражать в рисунке свои зрительные представления и впечатления от восприятия пейзажа Коммуникативные: стремиться к координации действий и сотрудничеству. |
3. | Ознакомление с произведениями искусства. Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей (разной окраски). | 1 | 15.09 | | Беседа по картине В. Поленова «Золотая осень», И. Левитан «Золотая осень». Рисование с натуры фруктов и овощей. | Уметь: выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом; использовать новые и цветовые контрасты; работать акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом. | Личностные УУД: познавательная мотивация к изобразительному искусству; чувство уважения к народным художественным традициям России. Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Познавательные УУД: сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий |
4. | Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей (разной окраски) | 1 | 22.09 | | Рисование с натуры фруктов и овощей. | Уметь: выполнять наброски фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом; использовать новые и цветовые контрасты; работать акварелью приемом вливания цвета в цвет без предварительного рисунка карандашом. | Личностные УУД: познавательная мотивация к изобразительному искусству; чувство уважения к народным художественным традициям России Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Познавательные УУД: сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий. |
5. | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко | 1 | 29.09 | | Рисование с натуры кувшина и яблока (ваза и яблоко). Работа над развитием чувства композиции. | Научиться грамотно располагать группу предметов в пространстве, определять их пропорции и форму, передать соответствующую окраску. | Личностные УУД: познавательная мотивация к изобразительному искусству. Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Познавательные УУД: сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий. |
6. | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко | 1 | 06.10 | | Рисование с натуры кувшина и яблока (ваза и яблоко). Работа над развитием чувства композиции. | Научиться грамотно располагать группу предметов в пространстве, определять их пропорции и форму, передать соответствующую окраску. | Личностные УУД: познавательная мотивация к изобразительному искусству. Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Познавательные УУД: сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий. |
7. | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки. | 1 | 13.10 | | Рисование с натуры коробки карандашом. | Знать приемы изображений объемных предметов фигур, изучить особенности строения формы призмы. Уметь анализировать и сравнивать формы окружающих предметов. | Личностные УУД: познавательная мотивация к урокам изобразительного искусства. Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Развитие умений и навыков сравнивать свой рисунок с изображаемым. |
8. | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. | 1 | 20.10 | | Рисование с натуры гипсового шара. | Знать: три основных уровня (плоскости) горизонта; что светотень - это распределение света на поверхности предмета, которое зависит от формы предмета, характера поверхности (гладкая, шероховатая и т. п.), окраски и освещения, расстояния от зрителя до предмета. Уметь; рисовать с натуры шар; использовать различную штриховку для выявления объема; использовать закономерности фронтальной и угловой перспективы. | Личностные УУД: внимательное отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства. Регулятивные УУД: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приѐмы работы красками. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий. |
9. | Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор». | 1 | 27.10 | | Рисование своей улицы или двора. | Уметь использовать в работе различные художественные материалы. | Личностные УУД: внимательное отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства. Регулятивные УУД: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приѐмы работы красками. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий |
10. | Рисование с натуры фигуры человека. | 1 | 10.11 | | Рисование фигуры человека. | Уметь: называть известные геометрические тела, составляющие основу строения головы человека; рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно- анатомическое строение фигуры человека. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Регулятивные УУД: вносить коррективы в свою работу; понимать цель выполняемых действий. Познавательные УУД: сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства. Коммуникативные УУД: выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. |
11. | Рисование с натуры фигуры человека. | 1 | 17.11 | | Рисование фигуры человека. | Уметь: рассматривать строение и пропорции фигур на рисунках и картинах; выполнять наброски фигуры одного и того же человека, но в разных позах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий. |
12. | Лепка фигуры человека с атрибутами труда и спорта. | 1 | 24.11 | | Лепка фигуры человека в спортивной одежде. | Уметь: выполнять лепку тематической композиции; передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. | Личностные УУД: познавательная мотивация к изобразительному искусству; чувство уважения к народным художественным традициям России. Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении. |
Мы любим смотреть картины и рисовать – 22ч. |
13. | Рисование животных с натуры и по памяти. | 1 | 01.12 | | Навыки рисования по памяти. Работа над развитием зрительного представления, наблюдательности к повадкам животных. Рисование животного с натуры и по памяти. | Знать понятие «анималистический жанр». Уметь: изображать животных в рисунке; рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре. |
14. | Рисование птиц с натуры и по памяти. Рисование с натуры вороны. | 1 | 08.12 | | Правильно определять и выразительно передавать в рисунках особенности формы, строения, цветовой окраски птиц. Рисование с натуры и по памяти. | Уметь: рисовать с натуры ворону; передавать конструктивно- анатомическое строение животных. | Личностные УУД: познавательная мотивация к изобразительному искусству; чувство уважения к народным художественным традициям России. Регулятивные УУД: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приѐмы работы красками. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника. Коммуникативные УУД: выполнять совместные действия со сверстниками при реализации творческой работы. |
15. | Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски. | 1 | 15.12 | | Выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства . | Уметь: выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Регулятивные УУД: вносить коррективы в свою работу; понимать цель выполняемых действий. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении. |
16. | Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски. | 1 | 22.12 | | Выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства . | Уметь: выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства); выполнять эскиз сюжетной росписи кухонной доски. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Регулятивные УУД: вносить коррективы в свою работу; понимать цель выполняемых действий. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении. |
17. | Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 29.12 | | Тематическое рисование на сказочные сюжеты. Использовать в иллюстрации выразительные возможности композиции сюжета из сказки. | Уметь: различать основные и составные, теплые и холодные цвета; применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы. | Личностные УУД: познавательная мотивация к изобразительному искусству; чувство уважения к народным художественным традициям России Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе |
18. | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». | 1 | 12.01 | | Сюжетная аппликация. Передавать динамику событий, действий героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги. | Уметь: выполнять сюжетную аппликацию; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликации. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий |
19. | Составление сюжетной аппликации русской народной сказки «По щучьему велению». | 1 | 19.01 | | Сюжетная аппликация. Передавать динамику событий, действий героев сказки посредством цветовых и тональных контрастов цветной бумаги. | Уметь: выполнять сюжетную аппликацию; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительных средств в аппликации. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий. Ре |
20. | Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества. | 1 | 26.01 | | Передавать настроение в творческой работе. Рисование с натуры или по представлению атрибутов армии, ВС. Эмблема, символ. | Знать жанры изобразительного искусства – батальный и исторический. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Регулятивные УУД: вносить коррективы в свою работу; понимать цель выполняемых действий. Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении. |
21. | Рисование с натуры или по памяти современных машин. | 1 | 02.02 | | Рисование с натуры и по представлению. Закреплять навык рисования предметов, имеющих форму геометрических фигур, совершенствовать навыки линейного рисунка, пропорций и цветового решения. | Уметь: рисовать современные машины; применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника Коммуникативные УУД: выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении. |
22. | Рисование с натуры или по памяти современных машин. | 1 | 09.02 | | Рисование с натуры и по представлению. Закреплять навык рисования предметов, имеющих форму геометрических фигур, совершенствовать навыки линейного рисунка, пропорций и цветового решения. | Знать последовательность рисования экскаваторов, самосвалов по памяти. Уметь работать акварелью. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД: сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий. |
23. | Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко» | 1 | 16.02 | | Тематическое рисование на сказочные сюжеты. Использовать в иллюстрации выразительные возможности композиции сюжета из сказки. | Знать: чем отличается рисование на тему от рисования с натуры; чем отличается иллюстрирование литературного произведения от декоративного рисования. Уметь: анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения. | Личностные УУД: внимательное отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства Регулятивные УУД: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника Коммуникативные УУД: · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе . |
24. | Лепка героев русских народных сказок. | 1 | 02.03 | | Лепить героев из русских народных сказок | Знать: понятие «керамика»; пластичные свойства глины; чем отличается конструктивный способ лепки от пластического. Уметь: выполнять лепку героев русских народных сказок; передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение животных . | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: вносить коррективы в свою работу; понимать цель выполняемых действий Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы Коммуникативные УУД: выполнять совместные действия со сверстниками при реализации творческой работы |
25. | Беседа «Художники о красоте Родины». Рисование народного праздника «Песни нашей Родины». | 1 | 16.03 | | Тематическое рисование. Эстетическое отношение к народным обычаям. Развитие интереса к народным традициям. | Знать понятие «воздушная перспектива». Уметь: рисовать на тему; работать акварелью; определять, с какой точки зрения (высокой или низкой) выполнены изображения на картинах; передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные УУД: выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. |
26. | Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. | 1 | 23.03 | | Лепка пряника и роспись готового изделия. | Уметь: выполнять эскиз лепного пряника и роспись готового изделия; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приѐмы работы красками. Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника Коммуникативные УУД: выполнять совместные действия со сверстниками при реализации творческой работы |
27. | Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия. | 1 | 06.04 | | Лепка пряника и роспись готового изделия. | Уметь: выполнять эскиз лепного пряника и роспись готового изделия; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приѐмы работы красками Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника Коммуникативные УУД: выполнять совместные действия со сверстниками при реализации творческой работы. |
28. | Иллюстрация басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». | 1 | 13.04 | | Тематическое рисование. Работа над развитием творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета объектов. | Уметь: применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Регулятивные УУД: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД: сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства. Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий. |
29. | Иллюстрация басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». | 1 | 20.04 | | Тематическое рисование. Работа над развитием творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета объектов. | Уметь: применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД: сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства. Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий. |
30. | Праздник 9 Мая - День Победы | 1 | 27.04 | | Передавать настроение в творческой работе. Рисование с натуры или по представлению атрибутов армии. | Знать термины «эмблема», «символ». Уметь: передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности. Регулятивные УУД: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД: сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства . Коммуникативные УУД: выполнять совместные действия со сверстниками при реализации творческой работы. |
31. | Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия. | 1 | 04.05 | | Тематическое рисование. Работа над развитием творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета объектов | Уметь: сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства графики, живописи, декоративно- прикладного искусства; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника Коммуникативные УУД: выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе . |
32. | Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия. | 1 | 11.05 | | Тематическое рисование. Работа над развитием творческого воображения, умения передать конструкторское строение цвета объектов | Уметь: выполнять эскиз сказочного стульчика; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Личностные УУД: познавательная мотивация к изобразительному искусству; чувство уважения к народным художественным традициям России Регулятивные УУД: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приёмы работы красками Познавательные УУД: сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства Коммуникативные УУД: выполнять совместные действия со сверстниками при реализации творческой работы |
33. | Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия. | 1 | 18.05 | | Лепка свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия. | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь: выполнять эскиз лепной свистульки в виде сказочной птицы и роспись готового изделия; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приѐмы работы красками Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника Коммуникативные УУД: выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе |
34. | Итоги года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина. | 1 | 25.05 | | Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства. | Работа над развитием творческого воображения, изобразительных навыков. | Личностные УУД: эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности Регулятивные УУД: выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приѐмы работы красками Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника Коммуникативные УУД: выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе |