СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" 7 Б класс.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программ для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" 7 Б класс.»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

« ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

7Б КЛАСС

на 2021-2022 учебный год





Учитель: Лукашенко Ю.А







Курск-2021

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное искусство» 7 класс.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7 класса представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов.

Рабочая программа является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены программой.

Цель – формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками, коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями, ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности ребенка.

Задачи:

  • корригировать недостатки развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

  • развивать у учащихся аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

  • улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • формировать элементарные знания основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

  • развивать у учащихся умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства;

  • расширять и уточнять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

Виды деятельности: ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (Беседы); изобразительная деятельность – рисование с натуры, тематическое рисование; декоративно прикладная деятельность.

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 7 классов представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; перечень контрольно-измерительных материалов. Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» является компенсаторно-адаптационной ,детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены программой.

Рабочая программа учебного предмета» Изобразительное искусство» для 7 класса создана на основе типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 – 9 классы». Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2010.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 недельный час). Школьный курс по изобразительному искусству в 7 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:

• коррекции недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом, существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

• развитие у учащихся аналнтико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

• улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

• формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения, применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

• развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

• ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

• расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

 развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрении. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели небольших размеров раздаются им на рабочие места. Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. В 7 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематическою характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практический работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать.

Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами. С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки. Не следует забывать и о применении презентаций.

Беседы об изобразительном искусстве. В 7 классе для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трехчетырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и ею главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.

Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабатывается некоторая способность рассказывать о этих средствах, которыми художник передал эти события (характер персонажей, расположение предметов, и действующих лиц, краски и т.). Этому учитель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, даст образец описания картины. Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живописцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» предусматривает практические и самостоятельные работы на каждом уроке. Обучение изобразительному искусству носит предметно –практическую направленность, тесно связано с другими учебными предметами (развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (рисование с натуры), чтение (рисование на темы), математика (рисование предметов предавая в рисунке форму геометрических фигур), письмо (прививаются графические навыки при штриховки и раскрашивании рисунка, развитие мелкой моторики, зрительно- двигательной координации ), трудовым обучением (умение анализировать свою работу и работу товарища, организация рабочего места).

Всегда существовала и остаётся актуальной проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. На занятиях учатся организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за партой (столом). Дети учатся управлять самим собой, анализировать и контролировать свои выполненные работы, а в последующем и поступки. Умение анализировать и контролировать свои поступки способствует воспитанию чувства собственного достоинства, а значит, и социализации личности. У детей формируется чувство прекрасного, воспитываются эстетические способности. На уроке дети учатся работать в группах, в коллективе.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащимся нужно уметь:

 передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка, выполняя его в определенной последовательности (от общего к частному);

 изображать предметы прямоугольной, цилиндрической, конической, округлой и комбинированной формы, передавая их объем и окраску;

 проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, стилизовать природные формы, выполнять построение узоров (орнаментов) в основных геометрических формах, применяя осевые линии;

 использовать прием загораживания одних предметов другими в рисунках на заданную тему, изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения;

Учащимся нужно знать:

-виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

-отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

-основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);

-особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

-отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства; -названия крупнейших музеев страны.

Критерии и номы знаний, умений и навыков обучающихся.

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся.

При оценки устных ответов и практических, самостоятельных работ принимаются во внимание:

а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.

г) умение правильно выполнять практические задания, работать самостоятельно и без ошибок.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет, умело пользуется речевым материалом. Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение; о нем (что больше всего понравилось, чем понравилось). Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей. Умеет отличать виды искусства. Самостоятельно выполняет работу, умело пользуется приёмами, выполняет правильную последовательность при выполнении работы. Умеет пользоваться навыками на практике, создавая работу без опоры на оригинал. Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно. Умеет пользоваться инструментами.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; Умеет рассматривать произведения изобразительного искусства, рассказывать о содержании картины или другого произведения искусства с помощью учителя; определяет эмоциональное состояние изображенных на картине персонажей, но не умеет высказывать свое отношение к произведению искусства, свое мнение. Умеет находить нужную информацию и пользоваться ей при помощи учителя. Умеет отличать виды искусства по наводящим вопросам. Выполняет работу в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушает правильную последовательность при выполнении работы и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливает последовательность выполнения работы. Работа на листе расположена правильно, выполнена аккуратно. Умеет пользоваться инструментами. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно ответить на вопросы и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя при нахождении нужной информации. Плохо отличает виды искусства по наводящим вопросам. Не умеет пользоваться навыками на практике, создаёт работу с опорой на оригинал. Работа на листе расположена не правильно, выполнена не аккуратно. Перед ребёнком находится план выполнения работы. Если ребёнок пользуется шаблонами (если это не предусмотрено программой). Выполняет работу с помощью учителя. Нарушает правильную последовательность при выполнении работы. Оценка «2» не ставится.

Класс

Количество часов в неделю


Количество часов в четверти

Количество часов в год

I

II

III

IV

34

1

8

8

10

8

Учебно-тематическое планирование.

Учебно- тематическое планирование составлено с учетом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.



Разделы (темы)

Кол-во часов

Примечания

I.

Рисование с натуры.

12

II.

Декоративное рисование.

6

III.

Рисование на тему.

9

IV.

Беседы об изобразительном искусстве.

7

ИТОГО часов

34

Календарно-тематическое планирование.

Урока

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

Дата.


1 четверть



1

Рисование с натуры объемного предмета прямоугольной формы, повернутого углом к рисующему.

1

1.09

2

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Живопись».

1

8.09

3

Рисование с натуры двух предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения.

1

15.09

4

Рисование по представлению объемного предмета цилиндрической формы. (торт)

1

22.09

5

Рисование с натуры предмета, имеющего форму усеченного конуса (чашка; цветочный горшок; ваза).

1

29.09

6

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (подсвечник со свечой).

1

6.10

7

Беседа об изобразительном искусстве на тему «Выразительные средства живописи»

1

13.10

8

Набросок. Фигура человека.

1

20.10


2 четверть



1

Рисунок. Фигура человека.

1

3.11

2

Рисование с натуры объемных предметов — посуда.

1

10.11

3

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Скульптура.

1

17.11

4

Рисование с натуры предмета комбинированной формы (настольная лампа).

1

24.11

5

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Архитектура».

1

1.12

6

Декоративное рисование. Изготовление макета пригласительного билета.

1

8.12

7

Разработка декоративной композиции к новому году.

1

15.12

8

Рисование на тему. Выполнение на основе наблюдений зарисовок зимнего леса.

1

22.12


3 четверть



1

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Графика».

1

12.01

2

Декоративное рисование. Выполнение эскизов элементов оформления книги — рисование заставок, буквиц, концовок.

1

19.01

3

Рисование с натуры объемных предметов округлой формы (фрукты)

1

26.01

4

Рисование с натуры слесарных и столярных инструментов.

1

2.02

5

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (башня).

1

9.02

6

Набросок. Зарисовка животных.

1

16.02

7

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (ваза, кринка).

1

2.03

8

Декоративное рисование – составление узора для вазы. Беседа. Народное творчество. Хохлома. Гжель. Жостово. Палех.

1

9.03

9

Рисование с натуры. Растительные формы

1

16.03

10

Декоративное рисование. Роспись матрёшки.

1

23.03


4 четверть



1

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Декоративно -прикладное творчество». Городецкая роспись

1

6.04

2

Рисование с натуры предметов комбинированной формы (чайник; самовар).

1

13.04

3

Выполнение эскиза медали (эмблемы), посвященной спортивным соревнованиям.

1

20.04

4

Рисование на тему. Разработка эскиза плаката к Дню Победы с кратким текстом-лозунгом (по клеткам).

1

27.04

5

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне.

1

4.05

6

Рисование на тему. Иллюстрации к прочитанному произведению.

1

11.05

7

Орнамент, его элементы и названия. Рисование на тему «Орнамент в круге»

1

18.05

8

Рисование на тему «Орнамент в квадрате»

1

25.05



Источники информации



1.Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. -М: Просвещение, 1984.

2. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. -М; Просвещение, 1994.

3. Аранова, С, В. Обучение ИЗО. - СПб.; Каро. 2004.

4.Воронкова, В.В.Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 1-4 классы.-М.: Владос, 2004.

5. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. - Мл ТОО «Издательский и книготорговы й центр АЗ», 1997-

6. Вагьянн. А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. - М: ООО «Фирма МХК».2О00;

7. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. -М.: Профиздат, 1961,

8. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. - М.: Детская литература. 1988.

9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. -М.: Высшая школа, 1992.

10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар. 1988. 11. Неменский. Б. М. Искусство вокруг нас. -М,: Просвещение. 2003. П. Немснсний, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.

12.Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд; 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2003.

13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1 -8 классы. - М.: Просвещение. 2003.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

КАРТИНЫ:

♦ «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки — глина, дерево ♦ «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец». В. Серова «Девочка с персиками». П. Кончаловского «Сирень»

♦ Репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецкофашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!»: Д. Шмиринов. «Не забудем, не простим»; Ф. Богородский. «Славу павшим героям»; Кукрыниксы. «Конец»)

♦ А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле»; В. Васнецов. «Богатыри» ; В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы».

♦ «Скульптура как вид изобразительного искусства (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти; Е. Вучетич «Статуя воинаосвободителя» в Трептов-парке в Берлине).

ИЛЛЮСТРАЦИИ:

• Древнее искусства Хакасии. Наскальные рисунки. Каменные изваяния.

• Национальный костюм, его элементы. Национальное украшение — пого, его символика. Народное декоративно-прикладное искусство в обрядах, укладе повседневной жизни, народных праздниках.

• Современное искусство Хакасии: живопись, графика, скульптура. Символика народного жилища. Интерьер юрты как художественно-эстетическая ценность. Другие виды декоративно-прикладного искусства: чеканка, резьба, керамика, гончарное искусство.

• Современное искусство Хакасии: живопись, графика, скульптура.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: *«Дымковская игрушка»; *«Городецкая роспись»; *«Жостовская роспись»; *«Хохлома»; *«Роспись Похлов- Майдана»; *«Филимоновская игрушка»; *«Гжель».

КОМПЛЕКТ РЕПРОДУКЦИЙ «ДЕТЯМ О РУССКОЙ ЖИВОПИСИ»

Л. И Бородицкая «Морозное утро»; «Богоматерь Владимирская» Первая треть XII века. Константинополь. О.А.Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»; П. Е. Заболотский «Портрет М. Ю. Лермонтова»; К. Е. Маковский «НА попечении у бабушки (Бабушкины сказки); В. М. Васнецов «Алѐнушка»;Б. М. Кустодиев «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой»; С. Н. Рерих «Канченджанка вечером»; М. С. Ткаченко «Бой брига «Меркурий» с турецкими короблями»; ü А. А. Пластов «Летом»; ü И. И. Шишкин «Дубровая роща»; ü И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»; ü В. М. Васнецов «»Витязь на распутье»; ü В. Д. Поленов «Московский дворик»; ü И. И. Шишкин « Утро в сосновом лесу»; ü Б. М. Кустодиев «Масленица»; ü В. М. Васнецов «Богатыри»; ü И. К. Айвазовский «Восход солнца»; ü И. К. Айвазовский «Закат солнца»; ü В. М. Васнецов «Иван- Царевич на сером волке» М. В. Врубель «Демон (сидящий)»; ü А. И. Куинджи «Берѐзовая роща»; ü И. Ф. Хруцкий «Цветы и плоды»