Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № 50 от 31августа 2021г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
в соответствии с ФГОС НОО
для 2 «А» класса
Составитель:
Фёдорова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2021 г.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 № 286, зарегистрированный Минюстом России 5 июля 2021 г. № 64100 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9»;
Программой воспитания МОУ «СОШ № 9»;
Авторской программой для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство: рабочие программы. 1-4 классы» (УМК «Школа России» под редакцией Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2020г. без изменений.
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2021г.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе отводится 33 ч в год (1 ч в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/не- успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры ро
дного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы Цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, открытость миру, диалогичность установится осознанное уважение к традициям, формам культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края; наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, появится социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Планируемые результаты освоение программы воспитания
Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным, отзывчивым, вежливым, опрятным, скромным, приветливым, уметь сопереживать;
- быть трудолюбивым;
- знать и любить свою Родину, проявлять миролюбие;
- проявлять любознательность;
- вести здоровый образ жизни;
- быть уверенным в себе.
Знание социальных норм и традиций имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ педагогами совместно с администрацией школы с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Направление самоанализа | Критерии | Формы |
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся | Динамика личностного развития обучающихся каждого класса | Педагогическое наблюдение |
Состояние организуемой в ОО совместной деятельности обучающихся и взрослых | Наличие в ОО событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых | Беседы с обучающимися и родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, мониторинг. |
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Содержание учебного предмета
Чем и как работает художник? (8 ч.)
Три основных цвета. Первичные основы цветоведения. Многообразие цветовой гаммы осенней природы. Изображение по памяти цветов. Белая и черная краски. Изображение природных стихий. Пастель, восковые мелки, акварель. Их выразительные возможности, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. Изображение по памяти осеннего леса. Выразительные возможности аппликации. Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. Разнообразие графических материалов. Выразительные возможности линии. Изображение по памяти зимнего леса. Выразительность материалов для работы в объёме. Передача характерных особенностей животных. Лепка из пластилина животных родного края. Выразительные возможности бумаги. Особенности архитектурных форм. Макет. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. Сходство и различие художественных материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Изображение ночного праздничного города.
Реальность и фантазия (7 ч.)
Изображение и реальность. Особенности различных животных. Изображение любимого животного. Изображение и фантазия. Роль фантазии в жизни людей. Изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц, растений. Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой, веточками деревьев при помощи линий. Украшение и фантазия. Природные формы при создании различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Изображение кружева, украшение узором воротничка для платья. Постройка и реальность. Красота и смысл природных конструкций. Конструирование из бумаги подводного мира. Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий, фантастического города. Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения и постройки. Конструирование и украшение елочных игрушек. Создание коллективного панно.
О чем говорит искусство? (11 ч.)
Природа в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы. Изображение характера животных. Анималистические изображения, созданные художниками в графике, живописи и скульптуре. Изображение животного. Изображение характера человека: женский образ. Женские качества характера. Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Изображение характера человека: мужской образ. Мужские качества характера. Изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. Образ человека в скульптуре. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером. Человек и его украшение. Характер украшений. Создание из бумаги украшений для добрых и злых сказочных героев. О чем говорят украшения. Создание панно в технике аппликации. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Создание панно в технике аппликации. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Образ здания. Дома персонажей сказок. Образы зданий в окружающей жизни. Создание образа сказочных построек. Выражение человеком своих чувств, мыслей, настроений, отношения к миру через постройки и украшения. Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках.
Как говорит искусство (7 ч.)
Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Теплые и холодные цвета. Изображение горящего костра и холодной синей ночи. Смешение различных цветов с черной, белой красками. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих и звонких цветов. Изображение весенней земли. Творческая коллективная работа. Изображение «теплого царства» (Солнечный город) и «холодного царства» (царство Снежной королевы). Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Ритмическая организация листа. Изображение весенних ручьев. Характер линий. Выразительные возможности линий. Изображение нежных веток березки и могучих старых дубовых сучьев. Ритм пятен. Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. Пропорции как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции – выразительное средство искусства. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Создание коллективного панно «Весна. Шум птиц».
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Причина изменения |
В авторской программе | В рабочей программе |
Чем и как работает художник? | 8 | 8 | Авторская программа рассчитана на 34 учебные недели, а в соответствии с календарным учебным графиком на 2021 – 2022 учебный год продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели. |
Реальность и фантазия | 7 | 7 |
О чем говорит искусство? | 11 | 11 |
Как говорит искусство | 8 | 7 |
|
ИТОГО | 34 | 33 | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________ /Белякова О.А./
«31» августа 2021 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов,
рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «30» августа 2021 г.
Руководитель ШМО _____________ /Кудрявцева И.С./
Календарно - тематический план
по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 2 «А» класса
в соответствии с ФГОС НОО
на 2021 - 2022 учебный год
Учитель: Фёдорова Е.В.
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Чем и как работает художник? (8 ч.) |
1. | 1 | Три основных цвета. Первичные основы цветоведения. Многообразие цветовой гаммы осенней природы. Изображение по памяти цветов. | 01.09-10.09 | |
2. | 2 | Белая и черная краски. Изображение природных стихий. | 13.09-17.09 | |
3. | 3 | Пастель, восковые мелки, акварель. Их выразительные возможности, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. Изображение по памяти осеннего леса. | 20.09-24.09 | |
4. | 4 | Выразительные возможности аппликации. Представление о ритме пятен. Создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями. | 27.09-01.10 | |
5. | 5 | Разнообразие графических материалов. Выразительные возможности линии. Изображение по памяти зимнего леса. | 11.10-15.10 | |
6. | 6 | Выразительность материалов для работы в объёме. Передача характерных особенностей животных. Лепка из пластилина животных родного края. | 18.10-22.10 | |
7. | 7 | Выразительные возможности бумаги. Особенности архитектурных форм. Макет. Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей. | 25.10-29.10 | |
8. | 8 | Сходство и различие художественных материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Изображение ночного праздничного города. | 01.11-05.11 | |
Реальность и фантазия (7 ч.) |
9. | 1 | Изображение и реальность. Особенности различных животных. Изображение любимого животного. | 08.11-12.11 | |
10. | 2 | Изображение и фантазия. Роль фантазии в жизни людей. Изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц, растений. | 22.11-26.11 | |
11. | 3 | Украшение и реальность. Изображение паутинок с росой, веточками деревьев при помощи линий. | 29.11-03.12 | |
12. | 4 | Украшение и фантазия. Природные формы при создании различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Изображение кружева, украшение узором воротничка для платья. | 06.12-10.12 | |
13. | 5 | Постройка и реальность. Красота и смысл природных конструкций. Конструирование из бумаги подводного мира. | 13.12-17.12 | |
14. | 6 | Постройка и фантазия. Создание макетов фантастических зданий, фантастического города. | 20.12-24.12 | |
15. | 7 | Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения и постройки. Конструирование и украшение елочных игрушек. Создание коллективного панно. | 27.12-30.12 | |
О чём говорит искусство (11 ч.) |
16. | 1 | Природа в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы. | 10.01-14.01 | | |
17. | 2 | Изображение характера животных. Анималистические изображения, созданные художниками в графике, живописи и скульптуре. Изображение животного. | 17.01-21.01 | | |
18. | 3 | Изображение характера человека: женский образ. Женские качества характера. Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. | 24.01-28.01 | | |
19. | 4 | Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. | 31.01-04.02 | | |
20. | 5 | Изображение характера человека: мужской образ. Мужские качества характера. Изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. | 07.02-11.02 | | |
21. | 6 | Образ человека в скульптуре. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером. | 14.02-18.02 | | |
22. | 7 | Человек и его украшение. Характер украшений. Создание из бумаги украшений для добрых и злых сказочных героев. | 28.02-04.03 | | |
23. | 8 | О чем говорят украшения. Создание панно в технике аппликации. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | 07.03-11.03 | | |
24. | 9 | Создание панно в технике аппликации. Украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | 14.03-18.03 | | |
25. | 10 | Образ здания. Дома персонажей сказок. Образы зданий в окружающей жизни. Создание образа сказочных построек. | 21.03-25.03 | | |
26. | 11 | Выражение человеком своих чувств, мыслей, настроений, отношения к миру через постройки и украшения. Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. | 28.03-01.04 | | |
Как говорит искусство (7 ч.) |
27. | 1 | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Теплые и холодные цвета. Изображение горящего костра и холодной синей ночи. | 11.04-15.04 | | |
28. | 2 | Смешение различных цветов с черной, белой красками. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих и звонких цветов. Изображение весенней земли. | 18.04-22.04 | | |
29. | 3 | Творческая коллективная работа. Изображение «теплого царства» (Солнечный город) и «холодного царства» (царство Снежной королевы). | 25.04-29.04 | | |
30. | 4 | Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Ритмическая организация листа. Изображение весенних ручьев. | 02.05-06.05 | | |
31. | 5 | Характер линий. Выразительные возможности линий. Изображение нежных веток березки и могучих старых дубовых сучьев. | 09.05-13.05 | | |
32. | 6 | Ритм пятен. Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. | 16.05-20.05 | | |
33. | 7 | Пропорции как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции – выразительное средство искусства. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Создание коллективного панно «Весна. Шум птиц». | 23.05-29.05 | | |
Итого | часов | В том числе: | |
по программе | 33 | уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи | |
выполнено | | 0 | 0 | 0 | 0 | |