Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № 64 от 31августа 2022 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
в соответствии с ФГОС НОО
для 3 «А» класса
Составитель:
Фёдорова Елена Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2022 г.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2021 года № 2357, от 31 декабря 2015 г. № 1576);
Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9»;
Программой воспитания МОУ «СОШ № 9»;
Авторской программой для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство: рабочие программы. 1-4 классы» (УМК «Школа России» под редакцией Неменского Б.М. М.: «Просвещение», 2020г. без изменений.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2021г.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы Цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Планируемые результаты
В результате изучения искусства у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, открытость миру, диалогичность установится осознанное уважение к традициям, формам культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края; наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, появится социально ориентированный взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Планируемые результаты освоение программы воспитания
Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным, отзывчивым, вежливым, опрятным, скромным, приветливым, уметь сопереживать;
- быть трудолюбивым;
- знать и любить свою Родину, проявлять миролюбие;
- проявлять любознательность;
- вести здоровый образ жизни;
- быть уверенным в себе.
Знание социальных норм и традиций имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ педагогами совместно с администрацией школы с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Направление самоанализа | Критерии | Формы |
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся | Динамика личностного развития обучающихся каждого класса | Педагогическое наблюдение |
Состояние организуемой в ОО совместной деятельности обучающихся и взрослых | Наличие в ОО событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых | Беседы с обучающимися и родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления, мониторинг. |
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
Содержание учебного предмета
Искусство в твоём доме (8ч.)
Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Знакомство с народными игрушками. Особенности этих игрушек. Лепка современной игрушки из пластилина, ее роспись. Посуда у тебя дома. Изготовление посуды из пластилина и ее роспись по собственному замыслу. Обои и шторы у тебя дома. Творческая работа. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение её назначения. Мамин платок. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. Твои книжки. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Творческая работа: книжка – игрушка. Твои книжки. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги. Творческая работа: книжка – игрушка. Открытки. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Творческая работа: создание открытки по собственному замыслу.
Искусство на улицах твоего города (8ч.)
Памятники архитектуры – наследие веков. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Творческая работа: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. Парки, скверы, бульвары. Проектирование художником парка как целостного ансамбля. Традиция создания парков. Творческая работа: разработка эскиза и построение игрового парка (макет). Ажурные ограды. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Творческая работа: выполнение рисунка красивой ажурной ограды в нашем городе. Волшебные фонари. Художественные образы фонарей города. Разнообразие форм и украшений. Творческая работа: выполнение рисунка старинного фонаря. Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Творческая работа: создание эскиза витрины по собственному замыслу. Удивительный транспорт. Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобиля. Творческая работа: рисование образа фантастических машин. Удивительный транспорт. Автомобили разных времен. Творческая работа: рисование образа фантастических машин. Что делал художник на улицах моего города (обобщение).
Художник и зрелище (9ч.)
Художник в цирке. Элементы циркового оформления. Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. Художник в театре. Связь театра с изобразительным искусством. Выполнение макета к одному из спектаклей: «Снегурочка», «Кошкин дом», «Сказка о царе Салтане». Театр кукол. Разновидности кукол. Творческая работа: изготовление кукол, декораций к выбранной сценке. Маска. Маски разных времен и народов. Творческая работа: конструирование выразительных острохарактерных масок из бумаги. Афиша и плакат. Выражение в афише образа спектакля. Творческая работа: рисование афиши к спектаклю театра кукол. Праздник в городе. Элементы праздничного украшения города. Праздничный город как единый большой театр. Выполнение рисунка «Праздник в городе». Школьный праздник – карнавал (обобщение).
Художник и музей (9ч.)
Музей в жизни города. Разнообразие музеев. Выполнение рисунка уголка музея. Крупнейшие художественные музеи России. Картина - пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. Картина – портрет. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Создание портрета кого – либо из дорогих, хорошо знакомых людей. Картина-натюрморт. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта. Картины исторические и бытовые. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра. Изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице. Скульптура в музее и на улице. Объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Скульптурные памятники. Лепка фигуры человека или животного. Каждый человек - художник. Итоговое занятие «Роль художника в жизни каждого человека». Выставка детских работ.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Причина изменения |
В авторской программе | В рабочей программе |
Искусство в твоём доме | 8 | 8 | Без изменений. |
Искусство на улицах твоего города | 8 | 8 |
Художник и зрелище. | 9 | 9 |
Художник и музей | 9 | 9 |
ИТОГО | 34 | 34 |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________ /Белякова О.А./
«31» августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей начальных классов,
рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «30» августа 2022 г.
Руководитель ШМО _____________ /Кудрявцева И.С./
Календарно - тематический план
по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 «А» класса
в соответствии с ФГОС НОО
на 2022 - 2023 учебный год
Учитель: Фёдорова Е.В.
№ уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Искусство в твоём доме (8ч.) |
1. | 1 | Мастера Изображения, Постройки и Украшения. | 01.09-09.09 | |
2. | 2 | Знакомство с народными игрушками. Особенности этих игрушек. Лепка современной игрушки из пластилина, ее роспись. | 12.09-16.09 | |
3. | 3 | Посуда у тебя дома. Изготовление посуды из пластилина и ее роспись по собственному замыслу. | 19.09-23.09 | |
4. | 4 | Обои и шторы у тебя дома. Творческая работа. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение её назначения. | 26.09-30.09 | |
5. | 5 | Мамин платок. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани. | 03.10-07.10 | |
6. | 6 | Твои книжки. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Творческая работа: книжка – игрушка. | 17.10-21.10 | |
7. | 7 | Твои книжки. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги. Творческая работа: книжка – игрушка. | 24.10-28.10 | |
8. | 8 | Открытки. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Творческая работа: создание открытки по собственному замыслу. | 31.10-04.11 | |
Искусство на улицах твоего города (8ч.) |
9. | 1 | Памятники архитектуры – наследие веков. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Творческая работа: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. | 07.11-11.11 | |
10. | 2 | Парки, скверы, бульвары. Проектирование художником парка как целостного ансамбля. Традиция создания парков. Творческая работа: разработка эскиза и построение игрового парка (макет). | 14.11-18.11 | |
11. | 3 | Ажурные ограды. Назначение и роль ажурных оград в украшении города. Творческая работа: выполнение рисунка красивой ажурной ограды в нашем городе. | 28.11-02.12 | |
12. | 4 | Волшебные фонари. Художественные образы фонарей города. Разнообразие форм и украшений. Творческая работа: выполнение рисунка старинного фонаря. | 05.12-09.12 | |
13. | 5 | Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Творческая работа: создание эскиза витрины по собственному замыслу. | 12.12-16.12 | |
14. | 6 | Удивительный транспорт. Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобиля. Творческая работа: рисование образа фантастических машин. | 19.12-23.12 | |
15. | 7 | Удивительный транспорт. Автомобили разных времен. Творческая работа: рисование образа фантастических машин. | 26.12-30.12 | |
16. | 8 | Что делал художник на улицах моего города (обобщение). | 09.01-13.01 | |
Художник и зрелище (9ч.) |
17. | 1 | Художник в цирке. Элементы циркового оформления. Выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления. | 16.01-20.01 | |
18. | 2 | Художник в театре. Связь театра с изобразительным искусством. Выполнение макета к одному из спектаклей: «Снегурочка», «Кошкин дом», «Сказка о царе Салтане». | 23.01-27.01 | |
19. | 3 | Театр кукол. Разновидности кукол. Творческая работа: изготовление кукол, декораций к выбранной сценке. | 30.01-03.02 | |
20. | 4 | Театр кукол. Творческая работа: изготовление кукол, декораций к выбранной сценке. | 06.02-10.02 | |
21. | 5 | Маска. Маски разных времен и народов. Творческая работа: конструирование выразительных острохарактерных масок из бумаги. | 13.02-17.02 | |
22. | 6 | Афиша и плакат. Выражение в афише образа спектакля. Творческая работа: рисование афиши к спектаклю театра кукол. | 27.02-03.03 | |
23. | 7 | Праздник в городе. Элементы праздничного украшения города. Выполнение рисунка «Праздник в городе». | 06.03-10.03 | |
24. | 8 | Праздник в городе. Праздничный город как единый большой театр. Выполнение рисунка «Праздник в городе». | 13.03-17.03 | |
25. | 9 | Школьный праздник – карнавал (обобщение). | 20.03-24.03 | |
Художник и музей (8ч.) |
26. | 1 | Музей в жизни города. Разнообразие музеев. Выполнение рисунка уголка музея. | 27.03-31.03 | |
27. | 2 | Крупнейшие художественные музеи России. | 10.04-14.04 | |
28. | 3 | Картина - пейзаж. Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. | 17.04-21.04 | |
29. | 4 | Картина- пейзаж. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением. | 24.04-28.04 | |
30. | 5 | Картина – портрет. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Создание портрета кого – либо из дорогих, хорошо знакомых людей. | 01.05-05.05 | |
31. | 6 | Картина-натюрморт. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта. | 08.05-12.05 | |
32. | 7 | Картины исторические и бытовые. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра. Изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице. | 15.05-19.05 | |
33. | 8 | Скульптура в музее и на улице. Объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Скульптурные памятники. Лепка фигуры человека или животного. | 22.05-31.05 | |
34. | 9 | Резервный урок. | | |
Итого | часов | В том числе: | | |
по программе | 34 | уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | уроков развития речи |
выполнено | | 0 | 0 | 0 | 0 |