Раздел 2. ООП СОО,
утвержденный приказом по МОУ «СОШ №4 г.Ртищево Саратовской области» от 02.07.2018 года № 431-о, с изменениями, утвержденными приказом по МОУ «СОШ №4 г.Ртищево Саратовской области» от 29 августа 2019 года № 451-о.
Директор МОУ «СОШ №4 г.Ртищево Саратовской области»
_________________А.А.Тимофеев
Рабочая программа учебного предмета «Химия»
для 10-11 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
10-11 КЛАССЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета « Химия» для учащихся 10-11 классов разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897);
2. Основная образовательная программа основного общего образования (утверждена на заседании педагогического совета МОУ «СОШ №4 г.Ртищево Саратовской области», протокол от 02.07.2015 года № 10, приказ от 02.07.2015 года №360-о);
3.Основная образовательная программа основного общего образования (утверждена на заседании педагогического совета МОУ «СОШ №4 г.Ртищево Саратовской области», приказ от 28.06.2018 года №360-о);
4. Химия : рабочая программа : базовый уровень: 10-11 классы / Н. Е. Кузнецова, Н. Н. Гара. — М. : Вентана-Граф, 2017.
5. Программа О.С.Габриелян «Программа основного общего образования. Химия. 10-11 классы», М.: Дрофа, 2014.
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемыхМинобрнауки РФ к использованию (приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от26.01.2016 № 38, 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 329:
Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара.Химия. 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2016 г.
О.С.Габриелян, Химия. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2019 г.
Школа вправе в течение 3-х лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до вступления в силу приказа от 28.12.2018 № 345.
Программой отводится на изучение химии 69 часов, которые распределены по классам следующим образом:
10 класс – 35 часов, 1 час в неделю; практические работы – 8; контрольные работы - 4
11 класс – 34 часов, 1 час в неделю; практические работы – 3; контрольные работы - 2
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник на базовом уровне научится:
— понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной картины мира;
— раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы современного общества;
формулировать значение химии и ее достижений для повседневной жизни человека;
устанавливать взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
формулировать основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова и иллюстрировать их примерами из органической и неорганической химии;
аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий для органической и неорганической химии;
формулировать Периодический закон Д. И. Менделеева и закономерности изменений в строении и свойствах химических элементов и образованных ими веществ на основе Периодической системы как графического отображения Периодического закона;
характеризовать s-и p -элементы, а также железо по их положению в Периодической системе Д.И.Менделеева;
классифицировать виды химической связи и типы кристаллических решеток, объяснять механизмы их образования и доказывать единую природу химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной);
объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии, гомологии, аллотропии;
классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии по различным основаниям и устанавливать специфику типов реакций от общего через особенное к единичному;
характеризовать гидролиз как специфичный обменный процесс и
раскрывать его роль в живой и неживой природе;
характеризовать электролиз как специфичный окислительно-восстановительный процесс и его практическое значение;
классифицировать неорганические и органические вещества;
характеризовать общие химические свойства важнейших классов неорганических и органических соединений;
использовать знаковую систему химического языка для отображения состава (химические формулы) и свойств(химические уравнения)веществ;
использовать правила и нормы международной номенклатуры для названий веществ по формулам и, наоборот, для составления молекулярных и структурных формул соединений по их названиям;
знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических и органических веществ;
характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителей классов органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот);
устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья (нефти и природного газа);
экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей изученных классов неорганических и органических веществ с соблюдением правил техники безопасности для работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
характеризовать скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов;
характеризовать химическое равновесие и его смещение в зависимости от различных факторов;
производить расчеты по химическим формулам и уравнениям на основе количественных отношений между участниками химических реакций;
соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с окружающей средой при обращении с химическими веществами, материалами и процессами.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебноисследовательских задач химической тематики;
прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических веществ на основе аналогии;
прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их протекания и предлагать способы управления этими процессами;
устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком, литературой, мировой художественной культурой);
раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности;
раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной образовательной траектории;
прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять окислительные и/или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов;
аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи между неорганическими и органическими веществами;
владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи;
характеризовать становление научной теории на примере открытия Периодического закона и теории химического строения органических веществ;
критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из разных источников;
понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические, энергетические, сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью химии.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Количество часов, отведенных на усвоение содержания учебного предмета «химия» за курс обучения в 10-11 классах - 70 часов
10 класс (1 час в неделю, 35 часов)
Раздел I. Теоретические основы органической химии (6часов)
Тема 1. Введение в органическую химию (1 ч)
Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций. История зарождения и развития химии.
Тема 2. Теория строения органических соединений (1ч )
Теория химического строения A.M. Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений. Жизнь, научная и общественная деятельность A.M. Бутлерова.
Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов и изделий из них. Модели молекул органических веществ.
Тема3.Особенности строения и свойств органических соединений, их классификация (2ч)
Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации электронных орбиталей атомов углерода. Простая и кратная ковалентные связи. Механизм образования ковалентной связи. Понятие о гомологических рядах органических соединений. Методы исследования органических соединений.
Тема 4.Теоретические основы, классификация и закономерности протекания реакций органических соединений (2 ч)
Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций. Скорость химических реакций.
Демонстрации. 1. Определение качественного состава органических веществ. 2. Шаростержневые модели метана, этана, пропана. 3. Плавление, обугливание и горение органических веществ.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы вещества, находящегося в газообразном состоянии.
Контрольная работа №1 «Строение и классификация органических соединений»
Раздел II. Классы органических соединений. Углеводороды (8часов)
Тема 5 . Предельные глеводороды (2ч)
Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. номенклатура и изомерия. Конформеры (коиформация). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение и применение алканов и их производных. Экологическая роль галогепопроизводпых алканов.
Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Конформация циклоалканов.
Тема 6. Непредельные углеводороды (3ч)
Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В. Марковиикова. Полиэтилен. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.
Алкадиены. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Мезомерный эффект. Природный каучук. Синтетический каучук. Резина.
Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
Практические работы.
Практическая работа №1 «Получение этилена и изучение его свойств»
Тема 7. Ароматические углеводороды (3ч)
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура. Резонансная энергия. Химические свойства: реакции галогенипрования, нитрования, алкилироваиия (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце. Генетическая связь углеводородов. Применение углеводородов.
Контрольная работа №2 «Углеводороды»
Раздел III. Производные углеводородов (10часов)
Тема 8. Спирты. Фенолы. (3ч)
Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одпоатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов. Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье.
Простые эфиры. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение. Диэтиловый эфир.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы, физико-химические свойства. Применение фенола и его соединений. Их токсичность.
Демонстрации. 1. Сравнение свойств предельных одноатомных спиртов (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). 2. Взаимодействие этанола с бромоводородом.
Лабораторные опыты. 1. Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II). 2. Растворение глицерина в воде. 3. Взаимодействие глицерина со свежеосаждённым гидроксидом меди (II).
Тема 9. Альдегиды , кетоны, карбоновые кислоты и сложные эфиры (3ч)
Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Качественная реакция с фуксипсернистой кислотой. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Акролеин - представитель непредельных альдегидов. Акролеиновая проба.
Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение. Изомерия.
Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.
Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Краткие сведения о распространении в природе, составе, строении, свойствах и применении. Мыла.
Одноосновные непредельные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая. Состав, строение, распространение в природе. Реакции гидрогенизации и окисления. Изомерия.
Краткие сведения о двухосновных ненасыщенных карбоновых кислотах: щавелевой, янтарной. Их состав, строение, физические и химические свойства, применение, распространение в природе. Краткие сведения об ароматических кислотах: бензойной, ацетилсалициловой.
Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение меченых атомов для изучения механизма реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение. Эфирные масла.
Лабораторные опыты. 1. Окисление этанола оксидом меди (II). 2. Окисление альдегида гидроксидом меди (II). 3. Реакция серебряного зеркала.
Практическая работа №2 «Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств»
Тема 10. Азотсодержащие соединения (4ч)
Амины. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Реакция окисления аминов. Применение и получение. Анилин — представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения. Применение аминов. Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул. Основные свойства. Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека.
Практические работы.
Практическая работа №3 «Исследование свойств анилина»
Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них»»
Контрольная работа №3 «Производные углеводородов»
Раздел IV. Вещества живых клеток (6часов)
Тема 11. Жиры (1ч)
Понятие о липидах. Жиры: состав, физические и химические свойства жиров. Классификация жиров. Промышленный гидролиз жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества.
Демонстрация. Растворимость жиров в растворителях различной природы.
Лабораторный опыт. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
Тема 12. Углеводы (1ч)
Классификация углеводов. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.
Моносахариды. Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Таутомерия. Химические свойства. Природные источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека.
Дисахариды. Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Промышленное получение. Гидролиз. Восстанавливающие и не восстанавливающие дисахариды.
Целлюлоза — природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение.
Демонстрации. 1. Реакция серебряного зеркала с раствором глюкозы.2. Окисление глюкозы гидроксидом меди (II).
Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие глюкозы со свежеосаждённым гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании. 2.Взаимодействие крахмала с иодом..
Практические работы.
Практическая работа №5 «Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними»
Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток»»
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ
Тема 13. Аминокислоты. Пептиды. Белки .Нуклеиновые кислоты (4ч)
Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Образование биполярного иона. -Аминокислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, основные и кислотные аминокислоты. Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение: аминокислот в лаборатории.
Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики (пенициллин), природные токсины.
Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение-. Четвертичная, структура. Физические свойства. Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Химические свойства. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков.
Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых кислот: азотистые основания, нуклеотиды. Принцип комплементарности. Общие представления о структуре ДНК. Редупликация ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный генетический код. История открытия структуры ДНК. Современные представления о роли и функциях ДНК.
Демонстрации. 1. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. 3.Цветные реакции белков.
Раздел V. Органическая химия в жизни человека (5часов)
Тема 14. Природные источники углеводородов. Промышленный органический синтез (1ч)
Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина. Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из угля. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности. Химическая технология. Материалы. Продукты. Промышленный органический синтез. Научные принципы химического производства.
Тема 15. Полимеры- синтетические высокомолекулярные соединения (1ч)
Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации. Физические и химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Механизм реакции полимеризации. Синтетические каучуки: бутадиеновый и дивиниловый. Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон; пластмассы.
Практические работы.
Практическая работа №7 «Распознавание пластмасс»
Практическая работа №8 «Распознавание волокон»
Тема 16 .Органическая химия и окружающая среда. (3 ч)
Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Химическая экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Комплексный характер воздействия на окружающую среду и популяции живых особей различных органических веществ. Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений. Продукты человеческой, деятельности - источник загрязнений окружающей среды.
11 класс (1 час в неделю, 34 часа)
Периодический закон и строение атома (4 часа)
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s-. p-элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, их мировоззренческое и научное значение.
Строение вещества (11 часов)
Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, её роль в формировании структур биополимеров, Единая природа химических связей.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Причины многообразия веществ: изомерия, аллотропия.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели)
Практические работы.
Практическая работа № 1 «Получение, собирание и распознавание газов»
Контрольная работа № 1 «Строение атома», «Строение вещества».
Электролитическая диссоциация (7 часов)
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (pH) раствора.
Практические работы.
Практическая работа № 2 «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений».
Лабораторные опыты. Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
Химические реакции (12 часов)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. Особенности реакций в органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Практическое применение электролиза.
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Металлы. Электрохимический ряд напряжений. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Неметаллы.
Практические работы.
Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы»»
Демонстрации. Модели ионы, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Модели молекул изомеров и гомологов. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфат меди (II), перманганат калия, хлорид железа (III)). Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы)). Образы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелий.
Контрольная работа № 2 «Химические реакции».
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения химии
Личностные результаты :
в ценностно-ориентационной сфере — осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории или трудовой деятельности;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
в сфере сбережения здоровья—принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.
Метапредметные результаты:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения химической информации.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
знание (понимание) изученных понятий, законов и теорий;
умение описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
умение классифицировать химические элементы, простые и сложные вещества, в том числе и органические соединения, химические реакции по разным основаниям;
умение характеризовать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;
готовность проводить химический эксперимент, наблюдать за его протеканием, фиксировать результаты самостоятельного и демонстрируемого эксперимента и делать выводы;
умение формулировать химические закономерности, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
поиск источников химической информации, получение необходимой информации, ее анализ, изготовление химического информационного продукта и его презентация;
—
владение обязательными справочными материалами: Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева, таблицей растворимости, электрохимическим рядом напряжений металлов, рядом электроотрицательности — для характеристики строения, состава и свойства атомов элементов химических элементов I–IV периодов и образованных ими простых и сложных веществ;
— установление зависимости свойств и применения важнейших органических соединений от их химического строения, в том числе и обусловленных характером этого строения (предельным или непредельным) и наличием функциональных групп;
моделирование молекул важнейших неорганических и органических веществ;
понимание химической картины мира как неотъемлемой части целостной научной картины мира;
в ценностно-ориентационной сфере — анализ и оценка последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с производством и переработкой важнейших химических продуктов;
в трудовой сфере — проведение химического эксперимента; развитие навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности при выполнении ндивидуального проекта по химии;
в сфере здорового образа жизни — соблюдение правил безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами; оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.