СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета (курса) краеведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета (курса) краеведение»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зарянская школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

Протокол №____________

от «_____»_______ 2022 г.

Председатель МО

________ /А.В. Котляр/


ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе



________ И. С. Ченгалова

«______»_______ 2022 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Зарянская школа»




____________ В. Д. Цололо

«_____»__________ 2022 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета (курса)

«КРАЕВЕДЕНИЕ»


уровень реализации рабочей программы (нужное подчеркнуть):

базовый, расширенный, углубленный, профильный


для 3 класса


Количество часов по учебному плану:

17 в год; 0,5 в неделю.


Составлена в соответствии с программой:


Основная образовательная программа начального общего образования

(Утверждена Приказом Министерства образования Донецкой Народной Республики от 15.07.2022 №571)


Учебник:

Автор-составитель:


Учитель: Котляр Алла Викторовна








2022-2023 уч. год

с. Заря


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общие положения

Программа учебного курса внеурочной деятельности «КРАЕВЕДЕНИЕ. 1-4 классы» для общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на освобожденных территориях Донецкой Народной Республики, разработана на основе:

- Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании", принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС;

- Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МОН ДНР от 30.03.2022 г. № 21-НП

- Примерной основной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом МОН ДНР от 15.07.2022 г. № 571.

- Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом МОН ДНР от 16.08.2017 г. № 832;

- Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом МОН ДНР от 17.07.2015 г. № 322 и приказом Министерства молодёжи, спорта и туризма Донецкой Народной Республики от 22.06.2015 г. № 94;

- Концепции формирования здорового образа жизни детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом МОН ДНР от 03.08.2016 г. № 815;

- Методических рекомендаций по формированию плана внеурочной деятельности образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, рекомендовано Решением научно-методического совета ГОУ ДПО «ДОНРИДПО», протокол № 4 от 26.08.2021.

Место учебного курса внеурочной деятельности «Краеведение. 1-4 классы», в плане внеурочной деятельности рассчитан на 67,5 часов: 1 класс – 16, 5 часов (0,5 ч. в неделю), 2-4 классы – 17 часов (0,5часа в неделю).

Общая характеристика учебного курса внеурочной деятельности «Краеведение.1-4 классы»

Содержание курса «Краеведение.1-4 классы» направлено на формирование краеведческого и экологического сознания и культуры, экологического мировоззрения учащихся младшего школьного возраста.

Актуальность. Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, народные приметы и традиции своего народа. Народные «краеведы» – это лучшие знатоки родных мест. Свои знания исторического, географического, краеведческого, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

Академик Д.С. Лихачев пишет: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание… становится частью человеческой судьбы…». У каждого из нас есть еще «свой, милый сердцу уголок» земли, место, в котором мы родились – и он несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.

Для младших школьников воспитание патриотизма и гражданственности, формирование экологического мировоззрения и культуры начинается с любви к малой родине, родному краю, к их природным богатствам и культурным ценностям. Курс краеведения позволит на доступном уровне привлечь младших школьников к практической деятельности по изучению и сохранению природы родного края, местных традиций, природных и исторических памятников.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса внеурочной деятельности «Краеведение. 1-4 классы»

Содержание курса внеурочной деятельности «Краеведение. 1-4 классы» направлено на воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного и ответственного отношения к природе и окружающей среде, к России, к родному краю, к жизни как высшей общечеловеческой ценности и всем формам ее проявления, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Ведущие ценности:

  • Земля, заповедная природа, окружающая среда;

  • родной край, родная природа;

  • жизнь и все формы жизни;

  • человек, здоровье человека;

  • экологическое сознание;

  • красота, гармония.

Цели и задачи учебного курса внеурочной деятельности «Краеведение. 1-4 классы»

Цели реализации программы:

  • формирование экологического мировоззрения, системы знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, к природному, историческому и культурному наследию своей малой Родины.

  • формирование гражданско-патриотических и культурных ценностей, потребностей и навыков экологически целесообразного поведения и деятельности, стремления к активной созидательной деятельности по охране окружающей среды;

  • развитие системы познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, творческой самостоятельности и социальной активности учащихся, способствующих освоению доступных способов изучения природы и общества и организации экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой

Содержание предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

  • формирование элементарных знаний об окружающем мире как системе; о единстве и взаимосвязях компонентов природы; факторах окружающей среды, влияющих на развитие живых организмов; влиянии человека на природу, традициях нравственно-этического отношения к природе, нормах экологической этики и экологического права, нормах здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной средах;

  • формирование гуманистического миропонимания, усвоение идей ценности жизни и сохранения биологического разнообразия для безопасного и устойчивого развития природы и общества;

  • формирование на основе личностных ценностных ориентаций навыка экологически целесообразного и здоровьесберегающего поведения, готовности к активной деятельности по улучшению состояния окружающей среды;

  • формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем Донецкого края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

  • прививать младшим школьникам умения и навыки поисково-исследовательской и проектной деятельности: учить наблюдать, обобщать и систематизировать полученную информацию, собранный материал, презентовать в письменной и устной форме;

  • усвоение позитивных образцов взаимодействия с природой, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях [в том числе в семье при поддержке родителей (законных представителей)];

  • формирование первоначального опыта участия в экологических проектах, природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

Развивающие:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни;

  • развитие у учащихся начал системного мышления, умений выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать и обобщать полученную информацию;

  • развитие простейших исследовательских навыков, практических умений в экологически ориентированной деятельности;

  • развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу, самоконтролю и самооценке своих действий:

Воспитательные:

  • воспитание ценностного отношения к природе и всем формам жизни, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей;

  • воспитание эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; умения видеть, беречь и создавать прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве образовательного учреждения и дома, сельском и городском ландшафте;

  • способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям родного края;

  • воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;

  • содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Программа внеурочной деятельности школьников основана на следующих принципах:

  • Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

  • Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

  • Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;

  • Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;

  • Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с народом Донбасса и России;

  • Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в последовательности замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.

  • Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: республиканским краеведческим музеем, городским или сельским краеведческими музеями, республиканской библиотекой, библиотеками города, поселка, села и т.п.

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентации, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную и городскую, поселковую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, “круглые столы” и т.п.. Интерактивные задания, виртуальные экскурсии, наблюдения и опыты, предложенные в программе, имеют практическую направленность и направлены на реализацию системно-деятельностного подхода.


Содержание программы

  1. класс

Тема 1. Введение. Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Равноценность культур всех народов. Практическая работа. Работа с репродукциями картин.

Тема 2. Школа – наш второй дом. Ты и твои школьные друзья. Правила поведения в школе. Творческая работа: школьная газета «По страницам школьной жизни».

Тема 3. Я и моя семья. Откуда пошёл мой род. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. Семейные вечера и праздники. Пословицы, поговорки о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье лад» и др. Проведи мини-исследование «Старые и памятные вещи в моей семье».

Тема 4. Моя малая родина. Город (село, посёлок), в котором я живу. Названия улиц, проспектов, площадей родного города (села). Достопримечательности, известные люди. Творческая работа: составление рассказа «Улица, на которой я живу».

Тема 5. Исторические и культурные памятники родного города (села). Памятники родного города (села). Виртуальная экскурсия.

Тема 6. Донецкий республиканский краеведческий музей. Виртуальная экскурсия. О чем рассказывают экспонаты. Творческое задание: ознакомься с экспозицией залов (виртуально), используй путеводитель по краеведческому музею на интернет-сайте donmus.ru Подготовь сообщение об экспонатах, которые у тебя вызвали интерес.

Тема 7. Донецкий республиканский художественный музей. Виртуальная экскурсия. Экспонаты художественного музея. Правила поведения в музее. Работа в группах: Из толкового словаря (можно заранее приготовить мини-словарики, где будет небольшое количество слов) дети узнают значение слов: пейзаж, натюрморт, портрет, марины, скульптура, графика.

Тема 8. Республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова. Что такое книга. Для чего нужны книги. Что такое библиотека. Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке».

Тема 9. Неровности земной поверхности. Донецкий кряж. Приазовская возвышенность. Приазовская низменность. Экскурсия.

Тема 10. Горные породы вокруг нас. Полезные ископаемые. Коллекция полезных ископаемых и минералов. Творческое задание: подготовь сообщение о полезных ископаемых (на выбор).

Тема 11. Почва. Чернозем. Охрана почв. Как образуется почва. Значение почвы для растений. Животные, для которых почва – «родной дом». Вредители почв. Охрана почв. В.В. Докучаев - основоположником науки «Почвоведение».

Тема 12. Вода. Водоёмы. Реки Донецкого края. Северский Донец. Кальмиус. Реки родного края. Акция «Хрустальная чистота».

Тема 13. Азовское море. Самое маленькое море мира.

Тема 14. Природные богатства родного края. Растения и животные родного края. Красная книга. Викторина «Знай и люби природу родного края».

Тема 15. Степь. Разнообразие природы степи. Хомутовская степь. Правила бережного отношения к природе. Конкурс рисунков: «Яркие краски степи весной»

Тема 16. Заповедные места родного края. Каменные могилы. Хомутовская степь. Горы Артема. Правила бережного отношения к природе. Творческое задание: составление в группах «Правила бережного отношения к природе».

Тема 17. Обобщающее занятие. Каким я хочу видеть свой город (село). Экологический патруль. Оформление выставки творческих работ.


Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения курса внеурочной деятельности

«Краеведение. 1-4 классы»


Личностные результаты:

  • формирование основ этнокультурной и гражданской идентичности и экологической культуры учащихся, ценностного отношения к окружающему миру, природе России и родного края, экокультурным и этнокультурным традициям своего народа;

  • развитие начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе в процессе игровой, учебной, творческой и трудовой деятельности;

  • понимание мотивов собственных поступков и поступков окружающих людей, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

  • ориентация в содержании и составляющих экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни;

  • установка на экологически целесообразное поведение, экологически безопасный и здоровый образ жизни, активную деятельность по сохранению и улучшению состояния окружающей среды, сохранению и укреплению своего здоровья;

  • развитие эстетических чувств на основе изучения природы своей страны, родного края.


Метапредметные результаты:

  • определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

  • составление плана и последовательности действий;

  • умение делать взаимооценку и самооценку действий, осуществлять самоконтроль;

  • формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов преодоления трудностей (разногласий при работе в паре);

  • умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

  • формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

  • умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

  • умение строить доказательство;

  • структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии;

  • формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);

  • развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли, презентовать результаты деятельности;

  • развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать;

  • формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения;

  • приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы,

  • выполнять роль лидера группы; рефлексировать и корректировать действия.


Предметные результаты:

  • расширение, систематизация и углубление представлений о взаимосвязях природных и социальных объектов и явлений как компонентах целостной системы окружающего мира;

  • овладение основами практико-ориентированных знаний об элементарных закономерностях развития природы и общества, экологических проблемах современности и путях их разрешения;

  • приобретение опыта эмоционально-чувственного, личностного отношения к окружающему миру;

  • освоение способов изучения природы и общества (наблюдения в природе, экологические опыты);

  • овладение умениями устанавливать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и понимать неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

  • формирование навыков соблюдения правил поведения в мире природы и людей, правил

  • здорового образа жизни,

  • освоение элементарных норм экологически целесообразного и безопасного поведения в окружающей природной и социальной среде.



Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов (на тему)

В том числе на:

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Практические работы

Контрольные работы

Тема 1.

Введение. Что такое культурное наследие, что такое культура?

1




Тема 2. Школа – наш второй дом.

1




Тема 3. Я и моя семья.

1




Тема 4.Моя малая родина.

Город (село, посёлок), в котором я живу

1




Тема 5.Исторические и культурные памятники родного города (села)

1




Тема 6. Донецкий

республиканский краеведческий музей.

1




Тема 7. Донецкий

республиканский художественный музей

1




Тема 8. Республиканская библиотека для детей

им. С.М. Кирова.

1




Тема 9. Неровности земной поверхности

1




Тема 10. Горные породы

вокруг нас. Полезные ископаемые.

1




Тема 11. Почва.

Чернозем. Охрана почв.

1




Тема 12. Вода. Водоёмы. Реки Донецкого края.

1




Тема 13. Азовское море.

1




Тема 14. Природные богатства родного края. Растения и животные родного края. Красная книга.

1




Тема 15. Степь.

Разнообразие природы степи.

1




Тема 16. Заповедные места

родного края.

1




Тема 17. Обобщающее занятие.

Каким я хочу видеть свой город (село).

1





Итого:

17






Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

В том числе на:

Дата изучения

Практические работы

Контрольные работы

1

Тема 1.

Введение. Что такое культурное наследие, что такое культура?

Практическая работа. Работа с репродукциями картин.

1




2

Тема 2. Школа – наш второй дом.

Ты и твои школьные друзья. Правила поведения в школе. Творческая работа: школьная газета «По страницам школьной жизни».

1




3

Тема 3. Я и моя семья.

Откуда пошёл мой род. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. Семейные вечера и праздники. Пословицы, поговорки о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «На что и клад, коли в семье лад» и др. Проведи мини-исследование «Старые и памятные вещи в моей семье».

1




4

Тема 4.Моя малая родина.

Город (село, посёлок), в котором я живу

Названия улиц, проспектов, площадей родного города (села). Достопримечательности, известные люди. Творческая работа: составление рассказа «Улица, на которой я живу».

1




5

Тема 5.Исторические и культурные памятники родного города (села)

Памятники родного города (села). Виртуальная экскурсия.

1




6

Тема 6. Донецкий

республиканский краеведческий музей.

Донецкий республиканский краеведческий музей. Виртуальная экскурсия. О чем рассказывают экспонаты. Творческое задание: ознакомься с экспозицией залов (виртуально), используй путеводитель по краеведческому музею на интернет-сайте donmus.ru Подготовь сообщение об экспонатах, которые у тебя вызвали интерес.

1



donmus.ru


7

Тема 7. Донецкий

республиканский художественный музей

Донецкий республиканский художественный музей. Виртуальная экскурсия. Экспонаты художественного музея. Правила поведения в музее. Работа в группах: из толкового словаря (можно заранее приготовить мини-словарики, где будет небольшое количество слов) дети узнают значение слов: пейзаж, натюрморт, портрет, марины, скульптура, графика и др.

1




8

Тема 8. Республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова.

Республиканская библиотека для детей им. С.М. Кирова. Виртуальная экскурсия. Что такое книга. Для чего нужны книги. Библиотеки. Что такое библиотека. Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке».

1




9

Тема 9. Неровности земной поверхности

Неровности земной поверхности. Донецкий кряж. Приазовская возвышенность. Приазовская низменность. Экскурсия.

1




10

Тема 10. Горные породы

вокруг нас. Полезные ископаемые.

Горные породы вокруг нас. Полезные ископаемые. Коллекция полезных ископаемых и минералов. Творческое задание: подготовь сообщение о полезных ископаемых (на выбор).

1




11

Тема 11. Почва. Чернозем. Охрана почв.

Как образуется почва. Значение почвы для растений. Животные, для которых почва – «родной дом». Вредители почв. Охрана почв. В.В. Докучаев - основоположником науки «Почвоведение». Творческое задание: подготовить сообщение «Животные, для которых почва – «родной дом».

1




12

Тема 12. Вода. Водоёмы. Реки Донецкого края.

Вода. Водоёмы. Реки Донецкого края. Северский Донец. Кальмиус. Реки родного края. Акция «Хрустальная чистота».

1




13

Тема 13. Азовское море.

Азовское море. Самое маленькое море мира

Виртуальная экскурсия. Подготовить проектное задание по группам: «Удивительный животный мир Азовского моря», «Удивительный растительный мир Азовского моря»

1




14

Тема 14. Природные богатства родного края. Растения и животные родного края. Красная книга.

Природные богатства родного края. Растения и животные родного края. Красная книга. Викторина «Знай и люби природу родного края».

1




15

Тема 15. Степь.

Разнообразие природы степи.

Разнообразие природы степи. Хомутовская степь. Правила бережного отношения к природе. Конкурс рисунков: «Яркие краски степи весной»

1




16

Тема 16. Заповедные места родного края.

Заповедные места родного края. Заповедники - Каменные могилы, Хомутовская степь, Меловая флора. Правила бережного отношения к природе. Творческое задание: составление в группах «Правила бережного отношения к природе».

1




17

Тема 17. Обобщающее занятие.

Каким я хочу видеть свой город (село). Каким я хочу видеть свой город (село). Оформление выставки творческих работ. Экологический патруль

1





Итого:

17