СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Литература" на 2022-2023 учебный год. 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Литература" на 2022-2023 учебный год. 9 класс. 102 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Литература" на 2022-2023 учебный год. 9 класс»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Тульской области

МО Богородицкий район

МОУ СШ № 29

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Школьным методическим

Заместитель директора по УВР

Директор

объединением учителей

______________Жукова О. В.

______________Колмыков Р. В.

______________Шахова Т. Н.

Протокол №1

Приказ №112

Протокол №1

от "30" августа 2022 г.

от "1" сентября2022 г.

от "29" августа2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID 2198867)

учебного предмета

«Литература»

для 9 класса основного общего образования

на 2022-2023 учебный год

Составитель: Шахова Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы



Новопокровское 2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.

Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.



Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной
самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к
прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету«Литературное чтение».

В 9 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 9



классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Древнерусская литература
«Слово о полку Игореве».

Литература XVIII века
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору).

Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др.

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Литература первой половины XIX века
В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Светлана», «Невыразимое»,«Море» и др.

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».

Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору).

А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна»,«Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин».

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, ни тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени».

Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души».

Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения: «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А.

Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.

Зарубежная литература
Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору).

У. Шекспир. Трагедия «Гамлет» (фрагменты по выбору).

И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).

Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмента по выбору).

Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э.Т.А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.



ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— представление о способах противодействия коррупции;

— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

— активное участие в школьном самоуправлении;

— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;



— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

— стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

— умение принимать себя и других, не осуждая;

— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:



— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

— готовность адаптироваться в профессиональной среде;

— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной



жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;



— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;



— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных
произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;



— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

— участниками взаимодействия на литературных занятиях;

— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

— делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;



— выявлять и анализировать причины эмоций;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

— регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

— проявлять открытость себе и другим;

— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) Понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность литературы, осознавать её роль в формировании гражданственности и патриотизма, уважения к своей Родине и её героической истории, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфические черты литературы как вида словесного искусства, выявлять главные отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть умением самостоятельного смыслового и эстетического анализа произведений
художественной литературы (от древнерусской до современной); анализировать литературные произведения разных жанров; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать условность художественной картины мира, отражённой в литературных произведениях с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов:

— анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные
особенности произведения и отраженные в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмысливать формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выявляя особенности авторского языка и стиля;

— овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм); роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия, баллада, послание, поэма, ода, элегия, песня, отрывок,



сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет,
композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог; авторское/лирическое отступление; конфликт; система образов; образ автора, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, лирический персонаж; речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь; символ, подтекст, психологизм; реплика, диалог, монолог; ремарка; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, метонимия, сравнение, олицетворение, гипербола, умолчание, параллелизм; антитеза, аллегория; риторический вопрос, риторическое восклицание; инверсия, анафора, повтор; художественное время и пространство; звукопись (аллитерация, ассонанс); стиль; стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;

— рассматривать изученные и самостоятельно прочитанные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);

— выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского мировоззрения, проблематики произведений;

— выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного и самостоятельно прочитанного художественного произведения;

— сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;

— сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);

4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 12 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды устных и письменных пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы по прочитанному произведению и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, в учебной дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументированную оценку прочитанному и отстаивать свою точку зрения, используя литературные аргументы;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 250 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения;
представлять развёрнутый устный или письменный ответ на проблемный вопрос; исправлять и редактировать собственные и чужие письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации,



эссе, отзыва, рецензии, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
8) самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность вдумчивого чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и уметь публично презентовать полученные результаты;
12) уметь самостоятельно пользоваться энциклопедиями, словарями и справочной литературой, информационно-справочными системами, в том числе в электронной форме; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете; работать с
электронными библиотеками и подбирать в библиотечных фондах и Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.

При планировании предметных результатов освоения рабочей программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени, что диктует необходимость дифференцированного и индивидуального подхода к ним и применения разных стратегий и создания индивидуальных образовательных траекторий достижения этих результатов.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Древнерусская литература

1.1.

«Слово о полку Игореве»

4

0

1


Конспектировать
лекцию учителя;
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Составлять план и
тезисы статьи
учебника;
Выразительно читать; в том числе наизусть; Составлять
лексические и
историко​культурные комментарии (в том числе к;
музыкальным и
изобразительным
произведениям);
Выявлять
особенности
тематики;
проблематики и
художественного
мира произведения; ;

Устный опрос; Письменный
опрос;
Практическая работа;
Сочинение;

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/

1.2.

Развитие речи

1

0

1


Писать сочинение на литературную тему

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/ http:// www.gramma.ru

Итого по разделу

5


Раздел 2. Литература XVIII века




2.1.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и другие стихотворения (по выбору)

2

0

0


Составлять план и
тезисы статьи
учебника;
Выразительно читать; в том числе наизусть; Устно или письменно отвечать на вопрос;
Анализировать
произведение с
учётом его
жанровых;
особенностей;
;

Устный опрос; Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/

2..2.

Г. Р. Державин. Стихотворения (два по выбору). Например, «Властителям и судиям», «Памятник» и др.

2

0

0


Конспектировать
лекцию учителя;
Составлять тезисы
статьи учебника;
Выразительно читать стихотворения;
в том числе наизусть; Участвовать в
коллективном
диалоге;
Анализировать
произведение с
учётом его
жанровых;
особенностей;
;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/




2.3.

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

2

0

0


Выразительно читать фрагменты повести, в том числе по ролям; Выразительно читать фрагменты повести; в том числе по
ролям;
Составлять
лексические и
историко-
культурные
комментарии;
Характеризовать
сюжет и героев
повести;
её идейно-
эмоциональное
содержание;
составлять
сравнительные
характеристики
персонажей;
эпизодов и
произведений с
занесением
информации в
таблицу; Выявлять
черты литературного направления и
анализировать
повесть с учётом его идейно-эстетических особенностей;;
Письменно отвечать на проблемный
вопрос;
писать сочинение на литературную тему; редактировать
собственные
письменные
высказывания;;

Устный опрос; Письменный
контроль;

https://resh.edu.ru/

2.4.

Развитие речи

1

0

1


Письменно отвечать на проблемный
вопрос

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/
http:// www.gramma.ru

Итого по разделу

7


Раздел 3. Литература первой половины XIX века




3.1.

В. А. Жуковский. Баллады, элегии (одна-две по выбору). Например, «Светлана» «Невыразимое»,«Море» и др.

3

0

0


Конспектировать
лекцию учителя или статью учебника;
составлять её план;
Выразительно читать лирические тексты;
в том числе
наизусть;;
Устно или письменно отвечать на вопрос (с использованием;
цитирования);
Выявлять в
произведениях черты литературного
направления и;
характеризовать его особенности;
;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Зачет;

https://resh.edu.ru/
http://www.klassika.ru

3.2.

А. С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

8

0

1


Составлять
хронологическую
таблицу жизни и
творчества писателя; Подбирать и
обобщать материалы о нём с
использованием;
статьи учебника;
справочной
литературы и
ресурсов Интернета; Выразительно читать; в том числе наизусть и по ролям;
Участвовать в
коллективном
диалоге;
Характеризовать
сюжет произведения с учётом его
тематики;
;
проблематики;
жанра;
идейно
эмоционального
содержания;
;
исторических и
общечеловеческих
особенностей;
Определять тип
конфликта в
произведении и

Устный опрос; Письменный
контроль;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/ http://www.klassika.ru








стадии его развития; Характеризовать
персонажей
произведения;
с занесением;
информации в
таблицу;
Составлять цитатные таблицы при анализе эпизодов;
Составлять речевые характеристики
героев;
в том числе;
сравнительные;
с занесением
информации в
таблицу;
Писать сочинения на литературную тему; в том числе;
творческого
характера;
и редактировать
собственные работы;;



3.3.

Развитие речи

2

0

0


Писать сочинение на литературную тему

Сочинение;

https://resh.edu.ru/
http:// www.gramma.ru

3.4.

Внеклассное чтение

1

0

0


Самостоятельно знакомиться с
произведениями русской
классической
литературы.

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
http://www.klassika.ru

3.5.

Поэзия пушкинской эпохи. К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский (не менее трёх стихотворений по выбору)

2

0

0


Выразительно читать; в том числе наизусть; Участвовать в
коллективном
диалоге;
Составлять план
анализа
стихотворения и
осуществлять
письменный анализ
лирического текста; письменный ответ на; вопрос (с
использованием
цитирования);
;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
http://www.klassika.ru






3.6.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Например, «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «…Вновь я посетил…», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»),
«Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцыпустынники и жёны непорочны…», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Пророк», «Свободы сеятель пустынный…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» и др. Поэма «Медный всадник». Роман в стихах «Евгений Онегин»

15

1

1


Конспектировать
лекцию учителя и
статью учебника и
составлять их планы и тезисы;
формулирование
выводов; Работать со словарём
литературоведческих терминов;
;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/ http://www.klassika.ru

3.7.

Развитие речи

2

0

0


Собирать, материал к сочинению,
составлять
развёрнутый план,
аргументировать
собственное мнение

Сочинение;

https://resh.edu.ru/
http:// www.gramma.ru

3.8.

Внеклассное чтение

1

0

1


Планировать своё досуговое чтение, опираясь на
рекомендации.

Устный опрос; Практическая работа;

https://resh.edu.ru/
http://www.klassika.ru

3.9.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Например, «Выхожу один я на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Поэт»(«Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…» и др. Роман «Герой нашего времени»

11

1

1


Анализировать
ключевые эпизоды и различные формы
выражения авторской позиции с учётом
специфики
литературных
направлений;
с составлением схем и таблиц;
Анализировать
ключевые эпизоды и различные формы
выражения авторской позиции с учётом
специфики
литературных
направлений;
;
;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Практическая работа;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/

3.10.

Развитие речи

2

0

0


Писать сочинение на литературную тему

Сочинение;

https://resh.edu.ru/
http:// www.gramma.ru

3.11.

Внеклассное чтение

1

0

0


Планировать своё досуговое чтение, опираясь на
рекомендации.

Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

https://resh.edu.ru/
http://www.klassika.ru




3.12.

Н. В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»

8

1

0


Конспектировать
лекцию учителя и
статью учебника и
составлять их планы и тезисы;
Составлять
хронологическую
таблицу жизни и
творчества писателя; Выразительно читать; в том числе наизусть и по ролям; Устно
или письменно
отвечать на вопросы (с использованием
цитирования) и
самостоятельно
формулировать
вопросы к тексту
произведения;
Характеризовать
сюжет;
тематику;
проблематику;
идейно-
эмоциональное
содержание;
жанр и композицию; образ автора
произведения;
Анализировать
эпизоды с учётом
различных форм
выражения авторской позиции; Выделять
этапы развития
сюжета;
определять
художественные
функции
внесюжетных
элементов
композиции;
Составлять
характеристику
персонажей;
в том числе
сравнительную и
групповую;
с занесением
информации в
таблицу; ;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Контрольная
работа;

https://resh.edu.ru/
http://www.klassika.ru

3.13.

Развитие речи

2

0

1


Писать сочинение на литературную тему

Сочинение;

https://resh.edu.ru/
http:// www.gramma.ru




3.14.

Внеклассное чтение

1

0

0


Планировать своё досуговое чтение, опираясь на
рекомендации.

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
http://www.klassika.ru

3.15.

Отечественная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору).

Например, «Лафертовская маковница» Антония Погорельского, «Часы и зеркало» А. А. Бестужева-Марлинского, «Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена и др.

2

0

0


Подбирать и
обобщать материалы о писателях;
а также об истории
создания
произведений с
использованием
справочной;
литературы и
ресурсов Интернета; Выразительно читать; в том числе по
ролям; Устно или
письменно отвечать на вопросы (с
использованием
цитирования);
Участвовать в
коллективном;
диалоге;
Анализировать
ключевые эпизоды и различные формы;
выражения авторской позиции с учётом
специфики
литературных;
направлений;;

Устный опрос;

https://resh.edu.ru/
http://www.klassika.ru

Итого по разделу

61


Раздел 4. Зарубежная литература




4.1.

Данте. «Божественная комедия» (не менее двух фрагментов по выбору). У. Шекспир. Трагедия«Гамлет» (фрагменты по выбору). И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору). Дж. Г. Байрон. Стихотворения (одно по выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «Прощание Наполеона» и др. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее одного фрагмент по выбору). Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно произведение по выбору). Например, произведения Э. Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.

10

0

1


Подбирать и
обобщать материалы о писателях и поэтах; а также об истории
создания
произведений с
использованием;
справочной
литературы и
ресурсов Интернета; Выразительно читать произведения с
учётом их родо-
жанровой специфики; Составлять
лексические и
историко-культурные комментарии;
Характеризовать
сюжеты лиро-
эпических и
драматических;
произведений;
их тематику;
проблематику;
идейно-​
эмоциональное
содержание;
Составлять
характеристики
персонажей;
в том числе
сравнительные;
с занесением
информации в
таблицу;
Анализировать
ключевые эпизоды
лиро-эпических и;
драматических
произведений и
лирические тексты с учётом их;
принадлежности к
литературным
направлениям;;

Устный опрос; Письменный
контроль;
Практическая работа;

https://resh.edu.ru/ http://litera.edu.ru

4.2.

Развитие речи

1

0

1


Отвечать на
проблемный вопрос письменно.

Сочинение;

https://resh.edu.ru/
http:// www.gramma.ru

Итого по разделу

11


Раздел 5. Итоговый контроль




5.1.

Итоговые контрольные работы

4

1

0


Выполнить итоговую контрольную работу за курс 9 класса

Контрольная работа;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

4


Резервное время

14


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

4

10





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

ИОТ 001-2022, ИОТ 027-2022. Литература и её роль в духовной жизни
человека. Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;

2.

Общая характеристика
литературы Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. Обзор. Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;

3.

ИОТ 029-2022. «Слово о полку Игореве» -
величайший памятник древнерусской
литературы. История
рукописи. Историческая основа, сюжет поэмы.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

4.

«Слово о полку Игореве».

Центральные
образы«Слова о полку Игореве».

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

5.

«Слово о полку Игореве». Образ автора

1

0

0


Устный опрос;

6.

Комментированное чтение«Слова…». Роль «золотого слова» Святослава в
раскрытии идеи
произведения. Выучить
отрывок из поэмы
наизусть.

1

0

0


Устный опрос;

7.

Художественные
особенности поэмы.

«Слово…» в русском
искусстве. Резервный урок

1

0

1


Практическая работа;

8.

Развитие речи.

Подготовка к сочинению.

1

0

1


Практическая работа;




9.

Классицизм в русском и
мировом искусстве. Общая характеристика
литературы XVIII века.

Особенности русского классицизма. Резервный урок.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

10.

М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор) Ода
«Вечернее размышление о Божием Величестве при
случае великого северного сияния». Выучить отрывок из оды наизусть

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

11.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1

0

0


Устный опрос;

12.

ИОТ 029-2022. Г. Р.

Державин: жизнь и творчество (обзор).

Обличение
несправедливости в
стихотворении
«Властителям и судиям». Выучить стихотворение наизусть.

1

0

0


Устный опрос;

13.

Тема поэта и поэзии в лирике Державина.
«Памятник».

1

0

0


Устный опрос;

14.

Сентиментализм в русском и мировом искусстве.

Резервный урок

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

15.

Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке.

«Осень» как произведение сентиментализма.

1

0

0


Устный опрос;




16.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни
человека. Новые черты
русской литературы

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

17.

Развитие речи. Итоговый урок по теме "Русская
литература 18 века".

1

0

1


Письменный контроль;
Практическая работа;

18.

ИОТ 029-2022. Общая
характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о
романтизме. Резервный урок

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

19.

ИОТ 029-2022. В. А.

Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

«Море». Романтический образ моря.

1

0

0


Устный опрос;

20.

В. А. Жуковский.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по​этического языка и
трудности, встающие на пути поэта. Отношение
романтика к слову.

1

0

0


Устный опрос;

21.

В. А. Жуковский.

«Светлана». Особенности жанра баллады.

Нравственный мир героини баллады.

1

0

0


Устный опрос;

22.

Итоговый урок по
древнерусской литературе, литературе классицизма, сентиментализма и
романтизма. Резервный
урок

1

0

0


Зачет;

23.

Реализм в русском и мировом искусстве.

Резервный урок

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;




24.

ИОТ 029-2022. А. С.

Грибоедов. Личность и судьба драматурга.

1

0

0


Устный опрос;

25.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Знакомство с
героями. Чтение и анализ I действия.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

26.

"Век нынешний и век минувший". II действие комедии «Горе от ума».

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

27.

Обучение анализу эпизода.

1

0

1


Практическая работа;

28.

"Безумный ко всему..." III действие комедии. Анализ сцены бала. Чтение
наизусть.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

29.

«Пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок...» IV
действие комедии. Смысл названия комедии.

Проблема жанра.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

30.

Чацкий в системе образов комедии.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

31.

Общечеловеческое
звучание образов
персонажей. Меткий афористический язык.

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа;

32.

И. А. Гончаров. «Мильон терзаний».

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

33.

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

0

0


Сочинение;

34.

Внеклассное чтение. Ю. Тынянов. "Смерть Вазир-Мухтара"

1

0

0


Устный опрос;




35.

ИОТ 029-2022. Поэзия пушкинской эпохи. К. Н.

Батюшков. («Мечта»,«Мои пенаты»).А. А.

Дельвиг А. А. Дельвига («А. С. Пушкину»)

1

0

0


Устный опрос;

36.

Поэзия пушкинской эпохи. Н. М. Языков. ("Пловец"). Е. А. Баратынский.

(Элегия "Муза")

1

0

0


Устный опрос;

37.

ИОТ 029-2022. А. С. Пушкин: жизнь и
творчество.

1

0

0


Устный опрос;

38.

Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина

1

0

0


Устный опрос;

39.

Тема свободы и власти в лирике А. С. Пушкина.

Стихотворения «К
Чаадаеву», «К морю»,
«Анчар». Чтение наизусть

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

40.

Любовная лирика А. С.

Пушкина. Выучить
наизусть стихотворение "Я вас любил: любовь ещё
быть может".

1

0

0


Устный опрос;

41.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

1

0

0


Устный опрос;

42.

Развитие речи. Обучение анализу лирического
произведения (на примере стихотворения А. С.

Пушкина "На холмах Грузии лежит ночная мгла..."

1

0

0


Устный опрос;

43.

А. С. Пушкин. «Вечность»темы памятника в русской и мировой поэзии.

Резервный урок

1

0

1


Устный опрос;

44.

А. С. Пушкин.

Философская и пейзажная лирика.

1

0

0


Практическая работа;




45.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Моцарт и
Сальери». Проблема
«Гения и злодейства».

1

0

0


Устный опрос;

46.

ИОТ 029-2022. А. С.

Пушкин. Поэма «Медный всадник»: человек и
история в поэме.

1

0

0


Устный опрос;

47.

А. С. Пушкин. Поэма
«Медный всадник»: образ Евгения, образ Петра 1 в поэме

1

0

0


Устный опрос;

48.

А. С. Пушкин. Роман в
стихах «Евгений Онегин».

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

49.

Онегин и Ленский.

1

0

0


Устный опрос;

50.

Татьяна Ларина –
нравственный идеал А. С. Пушкина.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

51.

Два письма и два
объяснения. Анализ
эпизодов. Выучить
наизусть отрывки-письма Онегина и Татьяны (по выбору учащихся)

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

52.

Автор в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

1

0

0


Устный опрос;

53.

ИОТ 029-2022.

Пушкинская эпоха в
романе «Евгений Онегин».

1

0

0


Устный опрос;

54.

Критика о романе А. С. Пушкина «Евгений
Онегин».

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

55.

Развитие речи. Сочинение по роману А. С. Пушкина«Евгений Онегин».

1

0

0


Сочинение;

56.

Итоговая контрольная
работа по творчеству А. С.

Пушкина

1

1

0


Контрольная работа;




57.

А. С. Пушкин. Диалог поэтов: пушкинские
мотивы в лирике М. И. Цветаевой и А. А.

Ахматовой. Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;

58.

Внеклассное чтение.

Литературная гостиная "Мой Пушкин".

1

0

1


Устный опрос; Практическая работа;

59.

ИОТ 029-2022. М. Ю.

Лермонтов. Жизнь и
творчество. Мотивы
вольности и одиночества в лирике поэта.

1

0

0


Устный опрос;

60.

Тема поэта и поэзии в
лирике М. Ю. Лермонтова.

Выучить наизусть
стихотворение "Смерть поэта".

1

0

0


Устный опрос;

61.

ИОТ 029-2022. Любовная лирика М. Ю. Лермонтова.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

62.

Тема Родины в лирике М. Ю. Лермонтова. Выучить наизусть стихотворение«Родина».

1

0

0


Устный опрос; Практическая работа;

63.

Развитие речи. Судьба поколения в
стихотворениях
«Бородино» и «Дума».

Подготовка к сочинению.

Резервный урок

1

0

1


Устный опрос; Письменный
контроль;

64.

ИОТ 029-2022. М. Ю.

Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый
психологический роман в русской литературе.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

65.

Русские офицеры и горцы в романе М. Ю.

Лермонтова «Герой нашего времени».

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;




66.

ИОТ 001-2022, ИОТ 027-2022. «Журнал Печорина»как средство раскрытия
характера героя. «Тамань».

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

67.

«Водяное общество» в
повести «Княжна Мери».

1

0

0


Устный опрос;

68.

Любовь и дружба в жизни Печорина.

1

0

0


Устный опрос;

69.

Анализ повести
«Фаталист». Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;

70.

Художественные
особенности романа М. Ю.

Лермонтова «Герой нашего времени».

1

0

0


Устный опрос;

71.

Роман М. Ю. Лермонтова«Герой нашего времени» в русской критике.

1

0

0


Письменный контроль;

72.

Контрольная работа по творчеству М. Ю.

Лермонтова. Резервный урок

1

1

0


Контрольная работа;

73.

Развитие речи. Сочинение по роману М. Ю.

Лермонтова "Герой нашего времени".

1

0

0


Сочинение;

74.

Внеклассное чтение
Литературная гостиная "Мой Лермонтов".

1

0

0


Самооценка с
использованием«Оценочного
листа»;

75.

ИОТ 029-2022. Н. В.

Гоголь. Страницы жизни и творчества.

1

0

0


Устный опрос;

76.

Внеклассное чтение. Сборник «Миргород»

1

0

0


Устный опрос;

77.

Поэма Н. В. Гоголя
"Мёртвые души": история создания, особенности
жанра и композиции,
смысл названия.

1

0

0


Устный опрос;




78.

Система образов поэмы«Мёртвые души».

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

79.

ИОТ 029-2022. Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

80.

Образы помещиков в
поэме Н. В. Гоголя
«Мёртвые души»
(продолжение). Резервный урок

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

81.

Развитие речи. Обучение анализу эпизода.

1

0

1


Практическая работа;

82.

Образ города в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

83.

Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые
души»

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

84.

«Мёртвые души» - поэма о величии России.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

85.

Поэма Н. В. Гоголя в оценке критики.

1

0

0


Устный опрос;

86.

Развитие речи. Сочинение по поэме Н. В. Гоголя
"Мёртвые души".

1

0

0


Сочинение;

87.

Итоговая контрольная
работа по творчеству Н. В.

Гоголя

1

1

0


Контрольная работа;

88.

Отечественная проза
первой половины XIX в.

(одно произведение по выбору).

Например, «Лафертовская маковница» Антония
Погорельского,

1

0

0


Устный опрос;

89.

А. А. Бестужев-
Марлинский. «Часы и
зеркало». Резервный урок

1

0

0


Устный опрос;




90.

ИОТ 029-2022.

Отечественная проза
первой половины XIX в.«Кто виноват?» (главы по выбору) А. И. Герцена

1

0

0


Устный опрос;

91.

Зарубежная литература.

Данте. «Божественная
комедия» (не менее двух фрагментов по выбору).

1

0

0


Устный опрос;

92.

Данте. «Божественная комедия». Поэма как
символ пути человека от заблуждения к истине.

1

0

0


Устный опрос;

93.

ИОТ 029-2022. У.

Шекспир. Слово о
драматурге. «Гамлет».

(Обзор с чтением
отдельных сцен.) Трагедия как драматический жанр (углубление понятий).

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

94.

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский
характер трагедии.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

95.

У. Шекспир. Сонеты

1

0

0


Устный опрос;

96.

И.В. Гёте. Трагедия
«Фауст» (не менее двух фрагментов по выбору).

Философско-
драматическая поэма.

1

0

0


Устный опрос;

97.

И.В. Гёте. Трагедия
«Фауст» "Вечные образы" мировой литературы. В
чем смысл жизни
человека.

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;

98.

Дж. Г. Байрон.

Стихотворения (одно по
выбору). Например, «Душа моя мрачна. Скорей,
певец, скорей!..»,
«Прощание Наполеона» и др

1

0

0


Устный опрос; Письменный
контроль;




99.

Дж. Г. Байрон. Поэма
«Паломничество Чайльд-Гарольда» (не менее
одного фрагмент по
выбору).

1

0

1


Практическая работа;

100.

Зарубежная проза первой половины XIX в. (одно
произведение по выбору). Например, произведения Э. Т. А. Гофмана, В. Гюго, В. Скотта и др.

1

0

0


Устный опрос;

101.

101. Развитие речи.
Развёрнутый ответ на вопрос

1

0

0


Письменный контроль;

102.

102. Итоговая контрольная работа за курс 9 класса

1

1

0


Контрольная работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

4

10




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литература (в 2 частях), 9 класс/Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. и другие; под редакцией Коровиной В.Я.; АО «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Золотарёва И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М.: ВАКО
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.Я. Коровина. – 19 издание. – М.: Просвещение, Аристова М.А., Диагностические работы. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. / М.А. Аристова. М.: Просвещение,
Тематические тесты

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru/
https://www.yaklass.ru/
http:// www.gramma.ru
http://litera.edu.ru
»http:// www.gramma.ru



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы, плакаты, словари, портреты писателей, литературоведов, репродукции картин

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный проектор. Интерактивная доска. Ноутбук. Многофункциональное устройство (МФУ)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!