СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа спроектирована на основе «Конструктора учебных программ». Указаны контрольные и практические работы, виды деятельности учащихся, виды и формы контроля, электронные образовательные ресурсы.
Программа спроектирована на основе «Конструктора учебных программ» спроектируйте рабочую программу по предмету (один год изучения). Указаны контрольные и практические работы, виды деятельности учащихся, виды и формы контроля, электронные образовательные ресурсы. В разделе учебно-методическое обеспечение образовательного процесса указаны обязательные учебные материалы для ученика, методические материалы для учителя.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Новосибирской области
Наименование учредителя
МКОУ Волчанская СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 186122)
учебного предмета
«Литература»
для 8 класса основного общего образования
на 2021-2023 учебный год
Составитель: Дурицина Люся Ивановна,
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
Волчанка 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 8 классе на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 8 классе по программе основного общего образования рассчитано на 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Древнерусская литература
Житийная литература (одно произведение по выбору). Например, «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Литература XVIII века
Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). Например, «К Чаадаеву», «Анчар» и др. «Маленькие трагедии» (одна пьеса по выбору). Например, «Моцарт и Сальери», «Каменный гость». Роман «Капитанская дочка».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). Например, «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий» и др. Поэма «Мцыри».
Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель». Комедия «Ревизор».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася»,
«Первая любовь».
Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору).
Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы).
Литература первой половины XX века
Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др.
Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору). Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др.
М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др.
Литература второй половины XX века
А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.).
М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений). Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др.
Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.).
Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений). Например, стихотворения Н. А. Заболоцкого, М. А. Светлова, М. В. Исаковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др.
Зарубежная литература
У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты по выбору).
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» (фрагменты по выбору).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 8 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
участниками взаимодействия на литературных занятиях;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимать духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании патриотизма и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать специфику литературы как вида словесного искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного, делового, публицистического;
3) проводить самостоятельный смысловой и эстетический анализ произведений художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся), понимать неоднозначность художественных смыслов, заложенных в литературных произведениях:
анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и отражённые в нём реалии; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему образов; выявлять особенности композиции и основной конфликт произведения; характеризовать авторский пафос; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (с учётом возраста и литературного развития обучающихся); выявлять языковые особенности художественного произведения, поэтической и прозаической речи; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры и стиля писателя, определять их художественные функции;
овладеть сущностью и пониманием смысловых функций теоретико-литературных понятий и самостоятельно использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ, факт, вымысел; роды (лирика, эпос, драма), жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, послание, поэма, песня, сонет, лироэпические (поэма, баллада)); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; пафос (героический, патриотический, гражданский и др.); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; конфликт; система образов; автор, повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ; юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; анафора; звукопись (аллитерация, ассонанс); стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа; афоризм;
рассматривать отдельные изученные произведения в рамках историко-литературного процесса (определять и учитывать при анализе принадлежность произведения к историческому времени, определённому литературному направлению);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; определять родо-жанровую специфику изученного художественного произведения;
сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры, художественные приёмы, эпизоды текста, особенности языка;
сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (изобразительное искусство, музыка, театр, балет, кино, фотоискусство, компьютерная графика);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 11 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать изученное и самостоятельно прочитанное произведение, используя различные виды пересказов, обстоятельно отвечать на вопросы и самостоятельно формулировать вопросы к тексту; пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, соотносить собственную позицию с позицией автора и позициями участников диалога, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 200 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения; исправлять и редактировать собственные письменные тексты; собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации, эссе, отзыва, литературно-творческой работы на самостоятельно выбранную литературную или публицистическую тему, применяя различные виды цитирования;
8) интерпретировать и оценивать текстуально изученные и самостоятельно прочитанные художественные произведения древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и художественной литературы как способа познания мира и окружающей действительности, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средства собственного развития;
10) самостоятельно планировать своё досуговое чтение, обогащать свой литературный кругозор по рекомендациям учителя и сверстников, а также проверенных интернет-ресурсов, в том числе за счёт произведений современной литературы;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной и исследовательской деятельности и публично представлять полученные результаты;
12) самостоятельно использовать энциклопедии, словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться электронными библиотеками и подбирать в Интернете проверенные источники для выполнения учебных задач; применять ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||||||
Раздел 1. Древнерусская литература | ||||||||||||
1.1. | Житийная литература (одно произведение по выбору). | 2 | 0 | 1 | 02.09.2021 03.09.2021 | Воспринимать и выразительно читать произведения древнерусской литературы. Составлять; | Устный опрос; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
Итого по разделу | 2 |
| ||||||||||
Раздел 2. Литература XVIII века | ||||||||||||
2.1. | Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» | 3 | 1 | 1 | 09.09.2021 16.09.2021 | Воспринимать и выразительно читать драматическое; | Контрольная работа; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
Итого по разделу | 3 |
| ||||||||||
Раздел 3. Литература первой половины XIX века | ||||||||||||
3.1. | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее двух). | 8 | 1 | 5 | 17.09.2021 14.10.2021 | Составлять конспект статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы. Анализировать тематику; | Письменный контроль; | Интерактивный кроссворд "Герои романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка" создан в программе LearningApps.org. | ||||
3.2. | М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее двух). | 5 | 1 | 3 | 15.10.2021 29.10.2021 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Составлять конспект статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Характеризовать лирического героя стихотворения. Сопоставлять стихотворения одного и разных авторов по заданным основаниям.Характеризовать героя поэмы; | Тестирование; | Интерактивный тест по теме "М.Ю.Лермонтов "Мцыри" | ||||
3.3. | Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель», | 6 | 1 | 2 | 11.11.2021 26.11.2021 | Воспринимать и выразительно читать литературные произведения (в том числе по ролям). Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Составлять тезисный план статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять лексические и историко-куль турные комментарии. Анализиро- вать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности.Выявлять способы создания комического. Определять этапы развития сюжета пье- сы; | Тестирование; | Интерактивный тест по повести Н.В.Гоголя "Шинель" | ||||
Итого по разделу | 19 |
| ||||||||||
Раздел 4. Литература второй половины XIX века | ||||||||||||
4.1. | И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). | 2 | 0 | 1 | 02.12.2021 03.12.2021 | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Составлять тезисный план статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Характеризовать и сопоставлять основных героев повести; | Устный опрос; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
4.2. | Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору) | 2 | 0 | 1 | 09.12.2021 10.12.2021 | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Характеризовать и сопоставлять основных героев произведения; | Тестирование; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
4.3. | Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы) | 2 | 1 | 1 | 16.12.2021 17.12.2021 | Составлять тезисный план статьи учебника. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Уча- ствовать в коллективном диалоге. Соотносить содержание произведения с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Давать аргументированный письменный ответ на проблем- ный вопрос. ; | Контрольная работа; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
Итого по разделу | 6 |
| ||||||||||
Раздел 5. Литература первой половины XX века | ||||||||||||
5.1. | Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). | 2 | 0 | 1 | 23.12.2021 24.12.2021 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Использовать различные виды пересказа. Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Характеризовать и сопоставлять героев произведения; | Устный опрос; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
5.2. | Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихотворений на тему «Человек и эпоха» по выбору). | 1 | 0 | 1 | 30.12.2021 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение (в том числе по наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием статьи учебника; | Устный опрос; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
5.3. | М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). | 3 | 0 | 1 | 13.01.2022 20.01.2022 | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Состав- лять лексические и историко-куль турные коммента- рии. Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника; | Практическая работа; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
Итого по разделу | 6 |
| ||||||||||
Раздел 6. Литература второй половины XX века | ||||||||||||
6.1. | А. Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.) | 3 | 0 | 2 | 21.01.2022 28.01.2022 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть). Обобщать материал о поэте и истории создания поэмы с использованием статьи учебника; | Письменный контроль; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
6.2. | М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» | 2 | 0 | 1 | 03.02.2022 04.02.2022 | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать сюжет; | Контрольная работа; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
6.3. | А. И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор» | 2 | 1 | 1 | 10.02.2022 11.02.2022 | Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Состав- лять лексические и историко-куль турные коммента- рии. Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника; | Практическая работа; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
6.4. | Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух). | 2 | 0 | 1 | 17.02.2022 18.02.2022 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Использовать различные виды пересказа. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Характеризовать и сопоставлять героев произведения; | Устный опрос; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
6.5. | Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). | 2 | 0 | 2 | 24.02.2022 25.02.2022 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать литературные произведения. Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Обобщать материал о писателе и истории создания произведения с использованием статьи учебника; | Практическая работа; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
6.6. | Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений). | 1 | 0 | 1 | 03.03.2022 | Выражать личное читательское отношение к прочитанному. Подбирать и обобщать материалы о поэте с использованием статьи учебника; | Практическая работа; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
Итого по разделу | 12 |
| ||||||||||
Раздел 7. Зарубежная литература | ||||||||||||
7.1. | У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). | 5 | 1 | 1 | 04.03.2022 18.03.2022 | Воспринимать и выразительно читать произведения с учётом их родо-жанровой специфики. Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Подбирать и обобщать материалы о писателях; | Устный опрос; | Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. | ||||
Итого по разделу | 5 |
| ||||||||||
Резервное время | 6 |
| ||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 27 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Контролируемые элементы содержания | Проверяемые элементы содержания | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
1 | Введение. Художественный мир житийной литературы | 1 | 0 | 0 | 02.09.2021 | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория | «Житие Сергия Радонежского» (в сокращении) | Устный опрос ; |
2 | «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты) | 1 | 0 | 1 | 03.09.2021 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | «Житие Сергия Радонежского» (в сокращении) | Практическая работа ; |
3 | Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика ; особенности конфликта | 1 | 0 | 0 | 09.09.2021 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, конфликт; система образов, литературный герой | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» | Устный опрос ; |
4 | Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»: образ Митрофанушки; речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации | 1 | 0 | 1 | 10.09.2021 | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» | Практическая работа ; |
5 | Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»: cмысл финала | 1 | 1 | 0 | 16.09.2021 | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» | Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль» | Контрольная работа ; |
6 | Комедия Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» как классицистическая комедия. Мастерство Мольера | 1 | 0 | 1 | 17.09.2021 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, конфликт; система образов, литературный герой | Литературные роды и жанры | Практическая работа ; |
7 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»: особенности конфликта в комедии | 1 | 0 | 1 | 23.09.2021 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, конфликт; система образов, литературный герой | Конфликт | Практическая работа ; |
8 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»: образ господина Журдена | 1 | 0 | 0 | 24.09.2021 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Конфликт | Тестирование; |
9 | Лирика А. С. Пушкина (стихотворения «К Чаадаеву», «Анчар») | 1 | 0 | 0 | 30.09.2021 | А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину»*, «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…»*, «Вакхическая песня»* | А.С. Пушкин. Стихотворения «К Чаадаеву», «Анчар» и др. | Устный опрос ; |
10 | А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка». А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). «Капитанская дочка» А. С. Пушкина как реалистический исторический роман | 1 | 0 | 0 | 01.10.2021 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | Устный опрос ; |
11 | А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: образ главного героя | 1 | 0 | 1 | 07.10.2021 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | Авторская позиция | Практическая работа ; |
12 | А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: женские образы, система образов в романе | 1 | 0 | 1 | 08.10.2021 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | Авторская позиция | Письменный контроль ; |
13 | А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: образ Е. Пугачёва в романе | 1 | 0 | 0 | 14.10.2021 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | Авторская позиция | Устный опрос ; |
14 | А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: сюжет и композиция | 1 | 0 | 1 | 15.10.2021 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | Практическая работа ; |
15 | А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры романа | 1 | 0 | 1 | 19.10.2021 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | Авторская позиция | Самооценка с использованием «Оценочного листа» ; |
16 | А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»: историческая правда и художественный вымысел, выражение авторской позиции в романе | 1 | 0 | 1 | 21.10.2021 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | Практическая работа ; |
17 | Итоговый урок по творчеству А. С. Пушкина. Резервный урок | 1 | 1 | 0 | 22.10.2021 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | Контрольная работа ; |
18 | Лирика М. Ю. Лермонтова (стихотворения «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Нищий») | 1 | 0 | 0 | 03.11.2021 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи»*, «Листок»*, «Ангел» | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Эпитет, метафора, сравнение, метонимия, гипербола, аллегория, антитеза, виды повтора, умолчание, параллелизм, инверсия, олицетворение | Устный опрос ; |
19 | М. Ю. Лермонтов.Поэма «Мцыри». «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма | 1 | 0 | 0 | 05.11.2021 | Литературные роды и жанры | Литературные направления: классицизм, романтизм, реализм | Устный опрос ; |
20 | М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»: сюжет и композиция поэмы | 1 | 0 | 1 | 11.11.2021 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» | Практическая работа ; |
21 | М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». Сюжет и композиция литературного произведения форма и содержание литературного произведения. Тема, идея и проблематика литературного произведения образ главного героя в поэме | 1 | 0 | 1 | 12.11.2021 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» | Литературный герой | Практическая работа ; |
22 | М. Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» в русской критике | 1 | 0 | 0 | 18.11.2021 | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» | М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» | Устный опрос ; |
23 | Итоговый урок по творчеству М. Ю. Лермонтова. Резервный урок | 1 | 1 | 0 | 19.11.2021 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи»*, «Листок»*, «Ангел» | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Эпитет, метафора, сравнение, метонимия, гипербола, аллегория, антитеза, виды повтора, умолчание, параллелизм, инверсия, олицетворение | Контрольная работа ; |
24 | Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». «Ревизор» Н. В. Гоголя как социально-историческая комедия. История создания комедии | 1 | 0 | 0 | 25.11.2021 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» | Литературное направление: реализм | Устный опрос ; |
25 | Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: сюжет и композиция комедии | 1 | 0 | 1 | 26.11.2021 | Литературное направление: реализм | Конфликт | Практическая работа ; |
26 | Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: образ Хлестакова; система образов | 1 | 0 | 0 | 02.12.2021 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» | Конфликт | Устный опрос ; |
27 | Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. Урок развития речи | 1 | 0 | 0 | 03.12.2021 | Литературные роды и жанры | Авторская позиция | Устный опрос ; |
28 | Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: смысл финала комедии | 1 | 0 | 0 | 09.12.2021 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». | Конфликт | Письменный контроль ; |
29 | Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: художественные особенности комедии. Резервный урок | 1 | 0 | 1 | 10.12.2021 | Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор» | Литературные роды и жанры | Практическая работа ; |
30 | Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»: тема «маленького человека» в повести | 1 | 0 | 0 | 16.12.2021 | Литературные роды и жанры | Литературные роды и жанры | Устный опрос ; |
31 | Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» как типично «петербургская история» | 1 | 1 | 0 | 17.12.2021 | Литературные роды и жанры | Литературные роды и жанры | Контрольная работа ; |
32 | И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая любовь». И. С. Тургенев. «Ася»: тема, идея, проблематика повести | 1 | 0 | 0 | 23.12.2021 | И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору | Одно произведение И.С. Тургенева | Устный опрос ; |
33 | И. С. Тургенев. Повести (одна по выбору). Например, «Ася», «Первая любовь». И. С. Тургенев. «Ася»: система образов | 1 | 0 | 1 | 24.12.2021 | И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору | Литературный герой | Тестирование; |
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 0 | 29.12.2021 | А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» | Литературный герой | Контрольная работа ; |
35 | Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы). Л. Н. Толстой. «Хаджи Мурат»: тема, идея, проблематика повести | 1 | 0 | 0 | 13.01.2022 | Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору | Авторская позиция | Устный опрос ; |
36 | Л. Н. Толстой. Повести и рассказы (одно произведение по выбору). Например, «Отрочество» (главы). Л. Н. Толстой. «Хаджи Мурат»: система образов | 1 | 0 | 1 | 14.01.2022 | Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору | Авторская позиция | Практическая работа ; |
37 | Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору). Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя | 1 | 0 | 0 | 20.01.2022 | Реализм | Авторская позиция | Устный опрос ; |
38 | Ф. М. Достоевский. «Бедные люди», «Белые ночи» (одно произведение по выбору). Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки | 1 | 0 | 1 | 21.01.2022 | Реализм | Авторская позиция | Письменный контроль ; |
39 | Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др. И. А. Бунин. «Подснежник». Н. Тэффи. «Жизнь и воротник». Резервный урок | 1 | 0 | 0 | 27.01.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Литературный герой | Устный опрос ; |
40 | Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др. М. А. Осоргин. «Пенсне» | 1 | 0 | 1 | 28.01.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Давать оценку литературным произведениям с точки зрения их духовно-нравственной, культурной ценности | Практическая работа ; |
41 | Произведения писателей русского зарубежья (не менее двух по выбору). Например, произведения И. С. Шмелёва, М. А. Осоргина, В. В. Набокова, Н. Тэффи, А. Т. Аверченко и др. Шмелёв. «Лето Господне» (фрагмент) | 1 | 0 | 0 | 03.02.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Литературный герой | Устный опрос ; |
42 | М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др. М. А. Булгаков. "Собачье сердце": тема, идея, сюжет. | 1 | 0 | 0 | 04.02.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Авторская позиция | Устный опрос ; |
43 | М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др. М. А. Булгаков. "Собачье сердце": система образов | 1 | 0 | 1 | 10.02.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Авторская позиция | Практическая работа ; |
44 | М. А. Булгаков (одна повесть по выбору). Например, «Собачье сердце» и др. М. А. Булгаков. "Собачье сердце": сатирическая повесть | 1 | 0 | 0 | 11.02.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении | Тестирование; |
45 | Поэзия первой половины ХХ века (не менее трёх стихо- творений на тему «Человек и эпоха» по выбору).Например, стихотворения В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака и др. М. И. Цветаева. «Дон», «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!...», М. А. Светлов. «Гренада» О. Э. Мандельштам. «Ленинград», А. А. Ахматова «Постучись кулачком – я открою…», Н. А. Заболоцкий. «Где-то в поле возле Магадана». Урок развития речи | 1 | 0 | 1 | 17.02.2022 | Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Эпитет, метафора, сравнение, метонимия, гипербола, аллегория, антитеза, виды повтора, умолчание, параллелизм, инверсия, олицетворение | Практическая работа ; |
46 | Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений). Например, стихотворения Н. А. Заболоцко- го, М. А. Светлова, М. В. Иса- ковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (М. В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату…», «Катюша», Б. Ш. Окуджава «Здесь птицы не поют», «Песенка о пехоте», Л. И. Ошанин. «Дороги», А. И. Фатьянов «Соловьи», К. М. Симонов. «Жди меня», А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...») | 1 | 0 | 1 | 18.02.2022 | Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Эпитет, метафора, сравнение, метонимия, гипербола, аллегория, антитеза, виды повтора, умолчание, параллелизм, инверсия, олицетворение | Практическая работа ; |
47 | Поэзия второй половины XX — начала XXI века (не менее трёх стихотворений). Например, стихотворения Н. А. Заболоцко- го, М. А. Светлова, М. В. Иса- ковского, К. М. Симонова, Р. Г. Гамзатова, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. А. Вознесенского, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, И. А. Бродского, А. С. Кушнера и др. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов Р. Гамзатов. «Журавли», В. С. Высоцкий «Он не вернулся из боя») | 1 | 0 | 0 | 24.02.2022 | Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Эпитет, метафора, сравнение, метонимия, гипербола, аллегория, антитеза, виды повтора, умолчание, параллелизм, инверсия, олицетворение | Устный опрос ; |
48 | А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война | 1 | 0 | 0 | 25.02.2022 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*) | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.). | Устный опрос ; |
49 | А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ главного героя поэмы | 1 | 0 | 1 | 03.03.2022 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*) | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.) | Практическая работа ; |
50 | А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: особенности композиции и язык поэмы | 1 | 0 | 0 | 04.03.2022 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*) | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Гармонь», «Два солдата», «Поединок» и др.) | Письменный контроль ; |
51 | М. А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы | 1 | 0 | 0 | 10.03.2022 | М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» | Литературный герой | Устный опрос ; |
52 | М. А. Шолохов. «Судьба человека»: автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Смысл названия рассказа | 1 | 0 | 1 | 11.03.2022 | М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» | М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» | Практическая работа ; |
53 | Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.). В. Л. Кондратьев. «Сашка»: проблематика и тематика повести | 1 | 0 | 0 | 17.03.2022 | Проза второй половины XX–XXI в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору) | Литературный герой | Устный опрос ; |
54 | Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Напри- мер, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.). В. Л. Кондратьев. «Сашка»: образ главного героя в повести. Урок развития речи | 1 | 0 | 0 | 18.03.2022 | Проза второй половины XX–XXI в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору) | Литературный герой | Самооценка с использованием «Оценочного листа» ; |
55 | Обобщаюший урок по теме «Произведения о Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Резервный урок | 1 | 1 | 0 | 24.03.2022 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа»*, «Два солдата»*, «Поединок»*) | Литературный герой | Контрольная работа ; |
56 | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика | 1 | 0 | 0 | 01.04.2022 | А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор» | А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор» |
|
57 | А. И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи | 1 | 0 | 0 | 07.04.2022 | А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор» | А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор» | Тестирование; |
58 | В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». как отражение жизни поколения предвоенного времени | 1 | 0 | 0 | 08.04.2022 | Проза второй половины XX–XXI в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору) | Авторская позиция | Устный опрос ; |
59 | В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Картины военного детства, образ главного героя. Урок развития речи | 1 | 0 | 1 | 14.04.2022 | Проза второй половины XX–XXI в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору) | Литературный герой | Практическая работа ; |
60 | Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя» | 1 | 0 | 0 | 15.04.2022 | Проза второй половины XX–XXI в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору) | Литературный герой | Устный опрос ; |
61 | А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Шекспиру и не снилось» (фрагмент). Внеклассное чтение | 1 | 0 | 1 | 21.04.2022 | Проза второй половины XX–XXI в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору) | Литературный герой | Практическая работа ; |
62 | У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта». Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». У. Шекспир. Сонеты: № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» | 1 | 0 | 0 | 22.04.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении | Устный опрос ; |
63 | У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта». Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». У. Шекспир. Жизнь и творчество. «Ромео и Джульетта»: сюжет и персонажи | 1 | 0 | 1 | 28.04.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Литературный герой | Практическая работа ; |
64 | У. Шекспир. Сонеты (один-два по выбору). Например, № 66 «Измучась всем, я умереть хочу…», № 130 «Её глаза на звёзды не похожи…» и др. Трагедия «Ромео и Джульетта». Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»: проблематика. Урок развития речи | 1 | 0 | 0 | 29.04.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Литературный герой | Устный опрос ; |
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 0 | 05.05.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Система образов | Тестирование; |
66 | Произведения отечественных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух). Например, произведения Е. И. Носова, А. Н. и Б. Н. Стругацких, В. Ф. Тендрякова, Б. П. Екимова и др. М. Парр. «Вафельное сердце». Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 06.05.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Система образов | Письменный контроль ; |
67 | Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.). Дж. Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (отрывок из романа): нравственно-этическая проблематика романа | 1 | 0 | 1 | 13.05.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Система образов | Практическая работа ; |
68 | Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX—XXI века (не менее двух произведений на тему «Человек в ситуации нравственного выбора»). Например, произведения В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, Н. С. Дашевской, Дж. Сэлинджера, К. Патерсон, Б. Кауфман и др.). Дж. Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» (отрывок из романа): образ героя-подростка в романе. Резервный урок | 1 | 0 | 1 | 20.05.2022 | Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой | Литературный герой | Самооценка с использованием «Оценочного листа» ; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 7 | 27 |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 8 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.; АО «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
"Литература. Начальный курс", 8 класс, Беленький Г.И.
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование к учебнику "Литература. Начальный курс", 8 класс, Беленький Г.И.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Фонохрестоматия к учебнику «Литератур, 8 класс» В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Издательство «Просвещение»
Уроки литературы для 8класса. Издательство «Кирилл и Мефодий»
http://literatura5.narod.ru/uroki-literatury-v-8-kl-belaeva.html
Портреты и биографии писателей, иллюстрации к произведениям, рассказы о художниках-иллюстраторах, тесты и презентации к уроку литературы
http://hallenna.narod.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Печатные пособия(таблицы, плакаты). Учебные диски: "Кирилл и мефодий", Инфоурок.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор