Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….……….3
Планируемые результаты освоения учебного предмета……….……………...........5
Содержание тем учебного предмета…………………………..………..………........11
Формы, методы и технологии обучения …………………………………………...19
Формы, методы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении….21
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся……..22
Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………..23
Календарно-тематическое планирование…………………………………….…...…24
9. Лист корректировки рабочей программы……………………………………………29
2.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана на основе:
1. ФГОС ООО (утв. 2018г.)
2.Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год,
3.Учебного плана на 2018-2019 год,
4. Календарного графика МБОУ ООШ,
5.Положения о рабочей программе в ОУ (утв. 2018 г.),
6.Предметной авторской программы: Рабочие программы по литературе для общеобразовательных организаций к предметной линии учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других для 5-9 классов, вышедшей в издательстве «Просвещение» в 2016г.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.)
– М.: Просвещение, 2017 и поурочные разработки: Книга для учителя. Уроки литературы в 8 классе. Беляева Н.В. -М.: Просвещение, 2017.
Данная программа предназначена для реализации в 2018-2019 учебном году в 8 классе МБОУ «Орлеанская ООШ» рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),
в том числе уроков развития речи: 8, внеклассного чтения: 8.
Цели и задачи обучения предмету
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность развивать интеллектуальные способности учащихся, формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке его приоритетных целей:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
3.
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
• использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи:
• сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
• помочь осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
• помочь освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
• помочь овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
• воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
• научить использовать литературу для повышения речевой культуры;
• совершенствовать устную и письменную речь.
Используемая в тексте программы система условных обозначений:
Р.р.- развитие речи
Вн.чт.- внеклассное чтение
Стр.- страница
К.соч. - контрольное сочинение
4.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Понимать литературу как одну из национально-культурных русского народа.
- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать
- Оценивать свои и чужие поступки.
- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Ученик получит возможность научиться:
- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты освоения литературы:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Планированию пути достижения цели.
- Установлению целевых приоритетов.
- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.
- Аргументировать свою точку зрения.
- Задавать вопросы.
- Осуществлять контроль.
- Составлять план текста.
Ученик получит возможность научиться:
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников,
поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
5.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;
- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Предметные результаты освоения литературы
Ученик научится:
- определять тему и основную мысль произведения;
-владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт;
-характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
оценивать систему персонажей;
-находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
-определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
-выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
-выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
-пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
-представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
6.
-выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
Ученик получит возможность научиться:
-собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
-ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Результаты освоения курса по литературе
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
7.
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстиками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
8) формирование экологической культуры на осовее признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения. Устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
8.
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осовее согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
2) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
6) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
7) собственная интерпретация изученных литературных произведений;
8) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
9) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 9.
10) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
12) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
10.
3. Содержание тем учебного предмета
литература 8 класс
Распределение учебных часов по разделам программы
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов | в том числе контр.работ | р.р. | вн.чт. |
1. | Введение | 1ч | - | - | - |
(урок №1) |
2. | Устное народное творчество | 2ч | - | - | - |
(уроки с№2 по №3) |
3. | Из древнерусской литературы | 2ч | - | - | - |
(уроки с №4 по №5) |
4. | Из литературы 18в | 3ч | - | 1 | - |
(уроки с №6 по №8) |
5. | Из литературы 19в | 36ч | 3 | 4 | 4 |
(уроки с №9 по №44) |
6. | Из русской литературы 20в | 21ч | 2 | 3 | 2 |
(уроки с №45 по №65) |
7. | Из зарубежной литературы | 4ч | - | - | |
(уроки с №66 по №69) |
8. | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе | 1ч | 1 | - | 2 |
(урок №70) |
| Всего: | 70ч | 6ч | 8ч | 8ч |
Наименование | № урока | Всего часов |
Контр.раб. | 21 | 33 | 41 | 48 | 65 | 70 | - | - | 6ч |
Р.р. | 8 | 18 | 25 | 30 | 42 | 47 | 51 | 62 | 8ч |
Вн.чт. | 11 | 20 | 34 | 44 | 55 | 56 | 68 | 69 | 8ч |
11.
Содержание тем учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (36 ч)
Иван Андреевич Крылов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец.
12.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И. Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Кондратий Федорович Рылеев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачева».
13.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Николай Васильевич Гоголь
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель, редактор, издатель.
14.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Лев Николаевич Толстой
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»; Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»; А.А. Фет «Первый ландыш»; А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 ч)
Иван Алексеевич Бунин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
15.
Самоотверженность и находчивость главной героини.
Александр Александрович Блок
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме С.А. Есенина.
Иван Сергеевич Шмелев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история, обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя (для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Александр Трифонович Твардовский
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие
16.
поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.И. Фатьянов «Соловьи»; Л.И. Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор)
И.Ф. Анненский «Снег»; Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»; Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч)
Уильям Шекспир
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский).
17.
Жан Батист Мольер
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера. Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Вальтер Скотт
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе (1ч)
Выявление уровня литературного развития учащихся.
18.
4. Формы, методы, технологии обучения согласно
системно-деятельностному подходу
При изучении курса используется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения, в том числе информационно-коммуникативных.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Технологии обучения:
- практические работы;
- беседа;
- тестирование;
- выразительное чтение;
- подробный и сжатый пересказ;
- творческие письменные работы;
- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
- создание презентаций;
- сочинение синквейнов;
- написание эссе;
- составление тестов учащимися.
Технологии, используемые в образовательном процессе:
Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Технология индивидуализации обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Методы работы:
Активные (взаимодействие учащегося и учителя)
Интерактивные (диалог, работа в парах, мозговой штурм, дискуссия)
Исследовательские (частично-поисковый, проблемный)
Проектные (применение учащимися знаний, умений и навыков приобретенных при изучении разных предметов)
Творческие (создавать новое, принимать нестандартные решения).
Основные виды устных и письменных работ:
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки. 15.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).
20.
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.
Создание рассказа-характеристики одного из героя или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).
Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.
5. Формы, методы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении
- индивидуальный подход на уроках,
-дифференцированные задания,
-индивидуальные задания,
-работа в парах,
-работа в группах.
21.
6. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
Формы контроля:
-индивидуальный
-групповой
-фронтальный
Виды контроля:
-предварительный,
-текущий,
-тематический,
-итоговый.
Промежуточный контроль: самостоятельная работа; анализ текстов; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; сочинение; тест; терминологический диктант, составление синквейнов, таблиц, кластеров.
Итоговый контроль: защита проекта, портфолио, исследовательской работы; сочинение; тест.
Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным (устным и письменным). Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки и вида контроля (итоговый, промежуточный).
22.
7.Учебно-методическое обеспечение
Для ученика:
1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение,2017.
Для учителя:
1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 8класс. Учебник в 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной/ с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия)
- М.: Просвещение,2017.
2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы по литературе. 8 класс. –М.: Просвещение, 2016.
3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя.
-М.: Просвещение, 2016.
4. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014.
5. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П. Журавлева, и др. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.
Оборудование и приборы
1.Мультимедийный компьютер
2.Мультимедиапроектор
3.Сканер
4.Принтер
5.Экран на штативе или навесной
6.Видеоплеер,DVD-плеер
7.Телевизор
8.Аудиоцентр
Интернет-ресурсы
1.www.Wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»
2.http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
3.http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».
4.http://www.slovari.ru — сайт «Электронные словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
5.www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
6.http://feb-web.ru- фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
23.
Календарно-тематическое планирование
литература 8 класс
№ п/п | № урока в разделе | Тема | Количество часов | | Дата | Примечание |
| | 1. Введение | 1ч | | | |
1. | 1. | Русская литература и история. | 1 | | | |
| | 2. Устное народное творчество | 2ч | | | |
2. | 1. | В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). | 1 | | | |
3. | 2. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. | 1 | | | |
| | 3. Из древнерусской литературы | 2ч | | | |
4. | 1. | «Житие Александра Невского» (Фрагменты). | 1 | | | |
5. | 2. | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | 1 | | | |
| | 4. Из литературы 18 века | 3ч | | | |
6. | 1. | Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии. | 1 | | | |
7. | 2. | Д.И.Фонвизин. « Недоросль»: социальная и нравственная проблематика комедии. | 1 | | | |
8. | 3. | Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов. | 1 | Урок развития речи №1 | | |
| | 5. Из литературы 19 века | 36ч | | | |
9. | 1. | И.А.Крылов. «Обоз»- басня о войне 1812г. | 1 | | | |
10. | 2. | К.Ф.Рылеев. « Смерть Ермака как романтическое произведение. | 1 | | | |
11. | 3. | А.С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). | 1 | Урок внеклассного чтения №1 | | |
12. | 4. | А.С.Пушкин « Капитанская дочка» как реалистический исторический роман. | 1 | | | |
13. | 5. | А.С. Пушкин « Капитанская дочка»: образ главного героя. | 1 | | | |
14. | 6. | А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа. | 1 | | | |
15. | 7. | А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. | 1 | | | |
16. | 8. | А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения. | 1 | | | |
17. | 9. | А.С. Пушкин «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры. | 1 | | | |
18. | 10. | А.С.Пушкин. « Капитанская дочка». | 1 | Урок развития речи №2 | | |
19. | 11. | А.С.Пушкин « 19 октября», «Туча». | 1 | Наизусть | | |
20. | 12. | А.С.Пушкин « К ***» (« Я помню чудное мгновение …) и другие стихотворения, посвящённые темам любви и творчества. | 1 | Урок внеклассного чтения №2; наизусть | | |
21. | 13. | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | Контрольная работа №1 | | |
22. | 14. | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри» как романтическая поэма. | 1 | | | |
23. | 15. | М.Ю.Лермонтов «Мцыри»: образ романтического героя. | 1 | | | |
24. | 16. | М.Ю. Лермонтов « Мцыри»: особенности композиции поэмы. | 1 | | | |
25. | 17. | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». | 1 | Урок развития речи №3 | | |
26. | 18. | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально – историческая комедия. | 1 | | | |
27. | 19. | Н.В. Гоголь. « Ревизор» как сатира на чиновничью Россию. | 1 | | | |
28. | 20. | Н.В.Гоголь «Ревизор»: образ Хлестакова. | 1 | | | |
29. | 21. | Н.В.Гоголь « Ревизор»: сюжет и композиция комедии. | 1 | | | |
30. | 22. | Н.В.Гоголь « Ревизор». | 1 | Урок развития речи №4 | | |
31. | 23. | Н.В.Гоголь « Шинель»: своеобразие реализации темы « маленького человека». | 1 | | | |
32. | 24. | Н.В.Гоголь «Шинель» как «петербургский текст». | 1 | | | |
33. | 25. | Контрольная работа по творчеству М.Ю Лермонтова и Н.В.Гоголя. | 1 | Контрольная работа №2 | | |
34. | 26. | И.С. Тургенев. « Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе. | 1 | Урок внеклассного чтения №3 | | |
35. | 27. | М.Е. Салтыков – Щедрин. « История одного города» (отрывок): сюжет и герои. | 1 | | | |
36. | 28. | М.Е. Салтыков – Щедрин. « История одного города» (отрывок): средства создания комического. | 1 | | | |
37. | 29. | Н.С.Лесков « Старый гений»: сюжет и герои. | 1 | | | |
38. | 30. | Н.С.Лесков « Старый гений»: проблематика и поэтика. | 1 | | | |
39. | 31. | Л.Н.Толстой « После бала»: проблемы и герои. | 1 | | | |
40. | 32. | Л.Н.Толстой « После бала»: особенности композиции и поэтики рассказа. | 1 | | | |
41. | 33. | Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова – Щедрина, Н.С.Лескова Л.Н.Толстого. | 1 | Контрольная работа №3; наизусть | | |
42. | 34. | Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. | 1 | Урок развития речи №5 | | |
43. | 35. | А.П.Чехов. « О любви» (из трилогии). | 1 | | | |
44. | 36. | А.П.Чехов. «Человек в футляре». | 1 | Урок внеклассного чтения №4 | | |
| | 6. Из русской литературы 20 века | 21ч | | | |
45. | 1. | И.А. Бунин. « Кавказ»: лики любви. | 1 | | | |
46. | 2. | А.И.Куприн. « Куст сирени»: история счастливой любви. | 1 | | | |
47. | 3. | Урок- диспут « Поговорим о превратностях в любви». | 1 | Урок развития речи №6 | | |
48. | 4. | Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И.Куприна. | 1 | Контрольная работа №4 | | |
49. | 5. | А.А.Блок. «На поле Куликовом», «Россия»: история и современность. | 1 | Наизусть | | |
50. | 6. | С.А.Есенин. «Пугачёв» как поэма на историческую тему. | 1 | | | |
51. | 7. | Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, Пушкина и Есенина. | 1 | Урок развития речи №7 | | |
52. | 8. | И.С.Шмелёв « Как я стал писателем»: путь к творчеству. | 1 1 | | | |
53. | 9. | М.А.Осоргин. « Пенсне»: реальность и фантастика. | 1 | | | |
54. | 10. | Журнал « Сатирикон ». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). | 1 | | | |
55. | 11. | Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы. | 1 | Урок внеклассного чтения №5 | | |
56. | 12. | М.М.Зощенко. «История болезни» и другие рассказы. | 1 | Урок внеклассного чтения №6 | | |
57. | 13. | А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: человек и война. | 1 | | | |
58. | 14. | А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: образ главного героя. | 1 | | | |
59. | 15. | А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин»: особенности композиции поэмы. | 1 | | | |
60. | 16. | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 1 | Наизусть | | |
61. | 17. | В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя. | 1 | | | |
62. | 18. | В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. | 1 | Урок развития речи №8 | | |
63. | 19. | Русские поэмы о родине, родной природе (обзор). | 1 | Наизусть | | |
64. | 20. | Поэты русского зарубежья о родине. | 1 | | | |
65. | 21. | Годовая контрольная работа по литературе в форме ГИА. | 1 | Контрольная работа №5 | | |
| | 7. Из зарубежной литературы | 4ч | | | |
66. | 1. | У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». | 1 | | | |
67. | 2. | Сонет как форма лирической поэзии. | 1 | | | |
68. | 3. | Ж.- Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). | 1 | Урок внеклассного чтения №7 | | |
69. | 4. | В. Скотт. «Айвенго». | 1 | Урок внеклассного чтения №8 | | |
| | 8. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе | 1ч | | | |
70. | 1. | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. (Выявление уровня литературного развития учащихся). | 1 | Контрольная работа №6 | | |
Итого: 35 (учебных недель)*2 (часа в неделю) = 70ч, в том числе р.р.-8, вн.чт.-8. |
График проведения контрольных работ
литература 8 класс
№ п/п | Наименование | № урока | Методическое пособие | Дата |
1. | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина | 21 | Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл. Поурочные разработки: книга для учителя. Стр.79 | |
2. | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя | 33 | Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл. Поурочные разработки: книга для учителя. Стр.120 | |
3. | Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова – Щедрина, Н.С.Лескова Л.Н.Толстого. | 41 | Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл. Поурочные разработки: книга для учителя. Стр.149 | |
4. | Контрольная работа по рассказам А.П.Чехова, И.А. Бунина, А.И.Куприна. | 48 | Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл. Поурочные разработки: книга для учителя. Стр.172 | |
5. | Годовая контрольная работа по литературе в форме ГИА. | 65 | Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл. Поурочные разработки: книга для учителя. Стр.229 | |
6. | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. (Выявление уровня литературного развития учащихся). | 70 | Беляева Н.В.Уроки литературы в 8 кл. Поурочные разработки: книга для учителя. Стр.241 | |
Всего: контр. работ-6ч. |
Лист корректировки рабочей программы
№ п/п | Тема урока | Дата в рабочей программе | № урока | Корректировка | Причина корректи- ровки | Способ корректи-ровки |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |