Протокол №____от ___.___.20___г.
Протокол № 1 от ___.____. 20___г.
д.Калы, 2018 г.
находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи). На четвёртом году обучения продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи», расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы. В содержание курса вошли преимущественно художественные тексты – произведения словесного искусства, т.к. именно они раскрывают перед учащимися богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".
П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".
Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; НАНекрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".
В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".
Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".
Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".
В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".
Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".
Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".
И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".
Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".
Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".
№ | Дата | | Тема урока | Примечание |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) |
1. | 03.09 | | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформления учебника. | |
Летописи, былины, жития. (7 ч) |
2. | 06.09 | | Знакомство с разделом «Летописи, былины, жития». Прогнозирование содержания раздела. Самые интересные книги, прочитанные летом. | |
3. | 07.09 | | Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. | |
4. | 10.09 | | Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | |
5. | 13.09 | | Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». | |
6. | 14.09 | | Сергий Радонежский – святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство и юность Варфоломея. | |
7. | 17.09 | | Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин. | |
8. | 20.09 | | Проект «Создание календаря исторических событий». Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Оценка достижений. | |
Чудесный мир классики. (16 ч) |
9. | 21.09 | | Знакомство с разделом «Чудесный мир классики». Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной. | |
10. | 24.09 | | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя. | |
11. | 27.09 | | П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства. | |
12. | 28.09 | | А. С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому. | |
13. | 01.10 | | А. С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! ...». Интонация стихотворения. Сравнение словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть. | |
14. | 04.10 | | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Мотивы народной сказки в литературной. | |
15. | 05.10 | | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев, отношение к ним. | |
16. | 08.10 | | А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Деление текста на части. Составление плана сказки. Пересказ основных эпизодов сказки. | |
17. | 11.10 | | М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение. | |
18. | 12.10 | | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки. | |
19. | 15.10 | | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним. | |
20. | 18.10 | | Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа. | |
21. | 19.10 | | Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль. | |
22. | 22.10 | | А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. | |
23. | 25.10 | | А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста. | |
24. | 26.10 | | Урок-обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка своих достижений. | |
Поэтическая тетрадь. (9 ч) |
25. | 29.10 | | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы. | |
26. | 01.11 | | Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте. | |
27. | 02.11 | | А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения. | |
28. | 12.11 | | Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист…». Передача настроения и чувства в стихотворении. | |
29. | 15.11 | | А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения. | |
30. | 16.11 | | И. С. Никитин «В синем небе над полями…». Изменение картин природы в стихотворении. | |
31. | 19.11 | | Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…». Главная мысль в стихотворении. Выразительное чтение. | |
32. | 22.11 | | Картины осени в стихотворении И. А. Бунина «Листопад». Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты. | |
33. | 23.11 | | Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка своих достижений. | |
Литературные сказки. (12 ч) |
34. | 26.11 | | Знакомство с разделом «Литературные сказки». Прогнозирование содержания раздела. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра. | |
35. | 29.11 | | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки. | |
36. | 30.11 | | В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ. | |
37. | 03.12 | | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Главная мысль произведения. | |
38. | 06.12 | | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. | |
39. | 07.12 | | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. | |
40. | 10.12 | | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие. | |
41. | 13.12 | | П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям. | |
42. | 14.12 | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие. | |
43. | 17.12 | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки. | |
44. | 20.12 | | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование. | |
45. | 21.12 | | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений. | |
Делу время – потехе час. (7 ч) |
46. | 24.12 | | Знакомство с разделом «Делу время – потехе час». Прогнозирование содержания раздела. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. | |
47. | 27.12 | | Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Инсценирование произведения. | |
48. | 28.12 | | В. Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста. | |
49. | 10.01 | | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского. | |
50. | 11.01 | | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. Герои произведения. | |
51. | 14.01 | | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения. | |
52. | 17.01 | | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений. | |
Страна детства. (8 ч) |
53. | 18.01 | | Знакомство с разделом «Страна детства». Прогнозирование содержания раздела. | |
54. | 21.01 | | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета. | |
55. | 24.01 | | Герой произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков». | |
56. | 25.01 | | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте. | |
57. | 28.01 | | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения. | |
58. | 31.01 | | М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. | |
59. | 01.02 | | М. М. Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ. | |
60. | 04.02 | | Обобщение по разделу «Страна детства». Литературная викторина. Оценка своих достижений. | |
Поэтическая тетрадь. (4 ч) |
61. | 07.02 | | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Тема стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение. | |
62. | 08.02 | | С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворения. Развитие чувства в лирическом произведении. | |
63. | 11.02 | | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой. | |
64. | 14.02 | | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Оценка достижений. | |
Природа и мы. (9 ч) |
65. | 15.02 | | Знакомство с разделом «Природа и мы». Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Отношение человека к природе. | |
66. | 18.02 | | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Подготовка выборочного пересказа. | |
67. | 21.02 | | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения. | |
68. | 22.02 | | М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка. | |
69. | 25.02 | | Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков. | |
70. | 28.02 | | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. | |
71. | 01.03 | | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ. | |
72. | 04.03 | | Проект «Природа и мы». | |
73. | 06.03 | | Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений. | |
Поэтическая тетрадь. (6 ч) |
74. | 07.03 | | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Картины осени в лирическом произведении Б. Л. Пастернака «Золотая осень». | |
75. | 11.03 | | С. А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в стихотворении. | |
76. | 14.03 | | Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в стихотворении. Чтение наизусть. | |
77. | 15.03 | | Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности. | |
78. | 18.03 | | С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении. | |
79. | 21.03 | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Декламация (чтение наизусть) наиболее понравившихся стихотворений. Оценка достижений. | |
Родина. (5 ч) |
80. | 22.03 | | Знакомство с разделом «Родина». Прогнозирование содержания раздела. И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения. | |
81. | 01.04 | | С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | |
82. | 04.04 | | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому. | |
83. | 05.04 | | ПРОЕКТ «Они защищали Родину». | |
84. | 08.04 | | Обобщение по разделу «Родина». Поэтический вечер. Декламация (чтение наизусть) стихотворений. Оценка достижений. | |
Страна фантазия. (7 ч) |
85. | 11.04 | | Знакомство с разделом «Страна Фантазия». Прогнозирование содержания раздела. | |
86. | 12.04 | | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. | |
87. | 15.04 | | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа. | |
88. | 18.04 | | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. | |
89. | 19.04 | | Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Характеристика героев произведения. | |
90. | 22.04 | | Сравнение героев фантастических рассказов К. Булычёва и Е. Велтистова. | |
91. | 25.04 | | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений. | |
Зарубежная литература. (11 ч) |
92. | 26.04 | | Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы по усвоению содержания раздела. | |
93. | 29.04 | | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. | |
94. | 02.05 | | Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности характеров героев. | |
95. | 03.05 | | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская зарубежная сказка. | |
96. | 06.05 | | Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. | |
97. | 10.05 | | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. | |
98. | 13.05 | | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков. | |
99. | 16.05 | | С. Лагерлёф «Святая ночь». Поступок героя. | |
100 | 17.05 | | С. Лагерлёф «В Назарете». Основная мысль рассказа. | |
101 | 20.05 | | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений. | |
102 | 23.05 | | Урок-отчёт «Путешествие по дорогам любимых книг». | |
Литературное чтение. 4 класс. КИМы. Предварительный, текущий, итоговый контроль.