СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и программы по предмету «Литературное чтение»  авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России"»

Филиал МБОУ « Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат

«Кальская основная общеобразовательная школа»





УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ «Бейская СОШИ»

_____________В.И.Тимченко

Приказ № _____

от «__»________________2018г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литературное чтение

4 класс




Разработчик: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Борисова Наталия Владимировна



Обсуждена и согласована на

методическом объединении учителей

начальных классов


Протокол №____от ___.___.20___г.



Принята на Методическом

совете школы


Протокол № 1 от ___.____. 20___г.







д.Калы, 2018 г.



  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.



  1. Содержание учебного предмета

4-й класс - 102 ч (3 часа в неделю)

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, о жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи). На четвёртом году обучения продолжается работа с произведениями фольклора, с бы­линами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи», расширяется круг произве­дений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы. В содержание курса вошли преимущественно художественные тексты – произведения словесного искусства, т.к. именно они раскрывают перед учащимися богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Введение. Знакомство с учебником (1ч)

"Летописи. Былины. Жития" (7ч)

О былинах. "Ильины три поездочки". Летописи. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...","И вспомнил Олег коня своего...""Житие Сергия Радонежского".

"Чудесный мир классики" (16 ч)

П.П. Ершов "Конек-горбунок" (отрывок); А.С. Пушкин "Няне", "Туча", "Унылая пора!..", "Птичка Божия не знает. ..""Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"; М.Ю.Лермонтов "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб"; А.П. Чехов "Мальчики".

"Поэтическая тетрадь 1"(9 ч)

Ф.И.Тютчев "Еще земли печален вид...""Как неожиданно и ярко..."; А.А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"; Е.А. Баратынский "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот..."; А.Н. Плещеев "Дети и птичка"; И.С. Никитин "В синем небе плывут над полями..."; НАНекрасов "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки..."; И.А. Бунин "Листопад".

"Литературные сказки" (12 ч)

В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"; П.П. Бажов "Серебряное копытце"; СТ. Аксаков "Аленький цветочек"; В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе".

"Делу время - потехе час" (7 ч)

Е.Д. Шварц "Сказка о потерянном времени"; В.Ю.Драгунский "Главные реки", "Что любит Мишка"; В.В. Голявкин "Никакой горчицы я не ел".

"Страна детства" (8 ч)

Б.С. Житков "Как я ловил человечков"; К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"; М.М. Зощенко "Елка".

"Поэтическая тетрадь 2" (4 ч)

В.Я. Брюсов "Опять сон", "Детская"; С.А. Есенин "Бабушкины сказки"; М.И. Цветаева "Бежит тропинка бугорка...""Наши царства".

"Природа и мы" (5 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приемыш"; А.И. Куприн "Барбос и Жулька"; М.М. Пришвин "Выскочка"; К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы"; Е.И. Чарушин "Кабан"; В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип".

"Поэтическая тетрадь 3" (6ч)

Б.Л. Пастернак "Золотая осень"; С.А. Клычков "Весна в лесу"; Д.Б. Кедрин "Бабье лето"; Н.М. Рубцов "Сентябрь"; С.А. Есенин "Лебедушка".

"Родина" (5 ч)

И.С. Никитин "Русь"; С.Д. Дрожжин "Родине"; А.В. Жигулин "О, Родина! В неярком блеске..."; Б.А. Слуцкий "Лошади в океане".

«Страна "Фантазия"» (7ч)

Е.С. Велтистов "Приключения Электроника", К. Булычев "Путешествие Алисы".

"Зарубежная литература" (11 ч)

Дж. Свифт "Путешествие Гулливера"; Г.-Х. Андерсен "Русалочка"; М. Твен "Приключения Тома Сойера"; С. Лагерлеф "Святая ночь", "В Назарете".



III. Календарно-тематическое планирование.

Дата


Тема урока

Примечание

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

1.

03.09


Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. Рассматривание иллюстраций и оформления учебника.


Летописи, былины, жития. (7 ч)

2.

06.09


Знакомство с разделом «Летописи, былины, жития». Прогнозирование содержания раздела. Самые интересные книги, прочитанные летом.


3.

07.09


Из летописи: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников.


4.

10.09


Из летописи: «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения

А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».


5.

13.09


Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». Сказочный характер былины. Прозаический текст былины в пересказе

Н. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов. Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри».


6.

14.09


Сергий Радонежский – святой земли русской.

В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому. Житие Сергия Радонежского. Детство и юность Варфоломея.


7.

17.09


Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.


8.

20.09


Проект «Создание календаря исторических событий».

Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Оценка достижений.


Чудесный мир классики. (16 ч)

9.

21.09


Знакомство с разделом «Чудесный мир классики». Прогнозирование содержания раздела. П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок. Мотивы народной сказки в литературной.


10.

24.09


П. П. Ершов «Конёк-горбунок». События литературной сказки. Герои сказки. Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Характеристика героя.



11.

27.09


П. П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение словесного и изобразительного искусства.


12.

28.09


А. С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому.


13.

01.10


А. С. Пушкин «Туча». «Унылая пора! ...». Интонация стихотворения. Сравнение словесного и изобразительного искусства. Заучивание наизусть.


14.

04.10




А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Мотивы народной сказки в литературной.


15.

05.10



А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Герои пушкинской сказки. Характеристика героев, отношение к ним.


16.

08.10


А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях…». Деление текста на части. Составление плана сказки. Пересказ основных эпизодов сказки.


17.

11.10


М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение.


18.

12.10


М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.


19.

15.10


М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.


20.

18.10


Л. Н. Толстой «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа.


21.

19.10


Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик камень убрал». Особенности басни. Главная мысль.


22.

22.10


А. П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа.


23.

25.10


А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Характер героев художественного текста.


24.

26.10


Урок-обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка своих достижений.


Поэтическая тетрадь. (9 ч)

25.

29.10


Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.



26.

01.11


Ф. И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…». Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.


27.

02.11


А. А. Фет «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении. Ритм стихотворения. Интонация (тон, паузы, темп) стихотворения.


28.

12.11


Е. А. Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист…». Передача настроения и чувства в стихотворении.


29.

15.11


А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения.


30.

16.11


И. С. Никитин «В синем небе над полями…». Изменение картин природы в стихотворении.


31.

19.11


Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки…».

Главная мысль в стихотворении. Выразительное чтение.


32.

22.11


Картины осени в стихотворении И. А. Бунина «Листопад». Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.


33.

23.11


Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка своих достижений.


Литературные сказки. (12 ч)

34.

26.11


Знакомство с разделом «Литературные сказки».

Прогнозирование содержания раздела.

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра.


35.

29.11


В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки.


36.

30.11


В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ.


37.

03.12


В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ. Главная мысль произведения.


38.

06.12


В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения.


39.

07.12


В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.


40.

10.12


П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте. Заглавие.


41.

13.12


П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. Авторское отношение к героям.


42.

14.12


С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие.


43.

17.12


С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста. Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки.


44.

20.12


С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». Словесное иллюстрирование.


45.

21.12


Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений.


Делу время – потехе час. (7 ч)

46.

24.12


Знакомство с разделом «Делу время – потехе час». Прогнозирование содержания раздела. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения.


47.

27.12


Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр произведения. Инсценирование произведения.


48.

28.12


В. Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста.


49.

10.01


В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Авторское отношение к изображаемому. Пересказ текста от лица героев. Юмористические рассказы В. Ю. Драгунского.


50.

11.01


В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.


51.

14.01


В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Инсценирование произведения.


52.

17.01


Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений.


Страна детства. (8 ч)

53.

18.01


Знакомство с разделом «Страна детства». Прогнозирование содержания раздела.


54.

21.01


Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.


55.

24.01


Герой произведения Б. С. Житкова «Как я ловил человечков».


56.

25.01


К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.


57.

28.01


К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения.


58.

31.01


М. М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения.


59.

01.02


М. М. Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ.


60.

04.02


Обобщение по разделу «Страна детства». Литературная викторина. Оценка своих достижений.




Поэтическая тетрадь. (4 ч)

61.

07.02


Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Тема стихотворений В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении. Выразительное чтение.


62.

08.02


С. А. Есенин «Бабушкины сказки». Тема стихотворения. Развитие чувства в лирическом произведении.


63.

11.02


М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». «Наши царства». Тема детства в произведениях Цветаевой.


64.

14.02


Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Оценка достижений.


Природа и мы. (9 ч)

65.

15.02


Знакомство с разделом «Природа и мы». Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Анализ заголовка. Отношение человека к природе.


66.

18.02


Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». Подготовка выборочного пересказа.


67.


21.02





А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения.


68.

22.02


М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения. Характеристика героя на основе поступка.


69.

25.02


Е. И. Чарушин «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков.


70.

28.02


В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.


71.

01.03


В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ.


72.

04.03


Проект «Природа и мы».


73.

06.03


Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений.


Поэтическая тетрадь. (6 ч)

74.

07.03


Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания раздела. Картины осени в лирическом произведении Б. Л. Пастернака «Золотая осень».


75.

11.03


С. А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в стихотворении.


76.

14.03


Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в стихотворении. Чтение наизусть.


77.

15.03


Н. М. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении. Средства художественной выразительности.



78.

18.03


С. А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.


79.

21.03


Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Декламация (чтение наизусть) наиболее понравившихся стихотворений. Оценка достижений.


Родина. (5 ч)

80.

22.03


Знакомство с разделом «Родина». Прогнозирование содержания раздела.

И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.


81.

01.04


С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.


82.

04.04


А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.


83.

05.04


ПРОЕКТ «Они защищали Родину».


84.

08.04


Обобщение по разделу «Родина». Поэтический вечер. Декламация (чтение наизусть) стихотворений. Оценка достижений.



Страна фантазия. (7 ч)

85.

11.04


Знакомство с разделом «Страна Фантазия». Прогнозирование содержания раздела.


86.

12.04


Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра.


87.

15.04


Е. С. Велтистов «Приключения Электроника». Необычные герои фантастического рассказа.


88.

18.04


Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.


89.

19.04


Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Характеристика героев произведения.


90.

22.04


Сравнение героев фантастических рассказов К. Булычёва и Е. Велтистова.



91.

25.04


Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений.


Зарубежная литература. (11 ч)

92.

26.04


Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы по усвоению содержания раздела.


93.

29.04


Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.


94.

02.05


Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы. Особенности характеров героев.


95.

03.05


Г. Х. Андерсен «Русалочка». Авторская зарубежная сказка.


96.

06.05


Г. Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке.


97.

10.05


М. Твен «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования.


98.

13.05


М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.


99.

16.05


С. Лагерлёф «Святая ночь». Поступок героя.


100

17.05


С. Лагерлёф «В Назарете». Основная мысль рассказа.


101

20.05


Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений.


102

23.05


Урок-отчёт «Путешествие по дорогам любимых книг».




Средства контроля


График проведения контрольных работ


Дата


Тема урока

8.

20.09


Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Оценка достижений.

24.

26.10


Урок-обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Оценка своих достижений.

33.

23.11


Урок-обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Оценка своих достижений.

45.

21.12


Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Оценка достижений.

52.

17.01


Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». Оценка достижений.

60.

04.02


Обобщение по разделу «Страна детства». Литературная викторина. Оценка своих достижений.

64.

14.02


Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Оценка достижений.

73.

06.03


Обобщение по разделу «Природа и мы». Оценка достижений.

79.

21.03


Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Декламация (чтение наизусть) наиболее понравившихся стихотворений. Оценка достижений.

84.

08.04


Обобщение по разделу «Родина». Поэтический вечер. Декламация (чтение наизусть) стихотворений. Оценка достижений.

91.

25.04


Обобщение по разделу «Страна Фантазия». Оценка достижений.

101

20.05


Обобщение по разделу «Зарубежная литература». Оценка достижений.

102

23.05


Урок-отчёт «Путешествие по дорогам любимых книг».


График проведения проектных работ


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1


Проект «Создание календаря исторических событий»

1

2


Проект «Природа и мы».

1

3


Проект «Они защищали Родину»

1



График проведения исследовательских работ


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1


«Мультфильмы: что это?»

1


Литературное чтение. 4 класс. КИМы. Предварительный, текущий, итоговый контроль. Бойкина М.В.