СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Литература" к учебнику В.Я. Коровиной 5 класс (105 ч.) 2019-2020 уч.г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Литература" к учебнику В.Я. Коровиной 5 класс (105 ч.) 2019-2020 уч.г.»


Аннотация

Данная рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 5 класса содержит планируемые образовательные результаты, содержание учебного предмета и тематический поурочный план, составленные на основе программы по литературе для средней (полной) школы (базовый уровень) 5 класс, подготовленной В.Я. Корвиной (Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной . 5-9 классы. 2-е издание, переработанное. -М.: Просвещение, 2014)

В разделе "Планируемые образовательные результаты" определено, что литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

В разделе "Содержание учебного предмета" отражена система контроля, представленная на основе рекомендаций к организации учебного процесса в целом и к изучению конкретных разделов и тем ( Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.В. Беляева. -М: Просвещение, 2010 ; Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразов. орган/ Н.В. Беляева -з-е изд.- Москва«Просвещение», 2016 )

В разделе "Тематический поурочный план" показано место курса "Литературы" в базисном учебном (образовательном) плане, где обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 5 классе в объеме 105 часов (планирование рассчитано на 3 часа литературы в неделю)

Целью данной рабочей программы учебного предмета «Литература» является организация и проведение занятий, направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа может быть использована учителем русского языка и литературы для подготовки и проведения уроков литературы. Рабочая программа обеспечивается линией учебно-методического комплекта по литературе для 5 класса под редакцией В.Я. Коровиной, выпускаемой издательством «Просвещение».

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1089 от 05.03 2004г, Примерной программой основного общего образования по литературе и Программой общеобразовательных учреждений «Литература» для 5-11 классов (автор программы В.Я. Коровина).

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Задача курса литературы 5 класса:

-развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

-совершенствовать навыки выразительного чтения;

-сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

-использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

-расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Раздел 2.Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного.

Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.

Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII века.

4. Русская литература ХIХ века.

5. Русская литература XХ века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8. Обзоры.

9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» являются:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно- смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое и др.)

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари и др.

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусстве слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведения разных жанров. Творческие работы учащихся включают сочинения разных типов, а также сочинения загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад.


Раздел 3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение литературы в 5 классе отводится 105 часов (из них ___ часов за счет части, формируемой участниками образовательного процесса).

Рабочая программа предусматривает обучение литературе в объёме 3 часа в неделю в течение 1 учебного года на базовом уровне.

Программой предусмотрено проведение:

1) контрольных работ: 3

2) сочинений -1

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

- проблемное обучения;

- технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых) ;

- обучение к сотрудничеству (командная, групповая работа);

- информационно-коммуникационная технология;

- здоровьесберегающая технология.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме занятий «Юные музееведы»

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Михайловская СОШ№1».

Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом образовательного учреждения проводится в устной и письменной формах (контрольные работы и уроки развития речи). Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеет возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые самостоятельной творческой работы.


Раздел 4. Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

-смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

-собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

-понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

-Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

-Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

-Оценивать свои и чужие поступки.

-Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

Раздел 5. Содержание учебного предмета «Литература», 5 класс (105 ч)



п/

п

Название раздела

Кол-во ча

сов


105

Содержание учебного раздела, урока

Контрольно -

оценочная

деятельность

Источник формирования фондов оценочных средств для проведения контрольно - оценочной деятельности


Введение

1

Книга в жизни человека. Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление);создатели книги (автор, художник, редактор, корректор и др.).Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития учащихся


1.Диагностическая работа. Письменные ответы на вопросы.


1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.7, задания 1-3)


Устное народное твор-

чество










10

Фольклор - коллективное устное народное творчество. Развитие представлений о фольклоре: преображение действительности в духе народных идеалов, вариативная природа фольклора, сочетание коллективного и индивидуального. Исполнители фольклорных произведений

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки загадки (с повторением изученного)

Русские народные сказки. "Царевна-лягушка" как волшебная сказка. Сказка как вид народной прозы. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Нравственное и эстетическое содержание сказок

Царевна-лягушка". Василиса Премудрая и Иван-царевич. Образ невесты-волшебницы. Воплощение в образе Василисы Премудрой лучших человеческих качеств. Иван-царевич как победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Воплощение светлых и темных сил в образах Бабы-Яги и Кощея Бессмертного. Народная мораль в характере и поступках героев. Сказка в актерском исполнении

"Царевна-лягушка". Поэтика Волшебной сказки. Народная мораль в сказке: добро побеждает зло. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке. Вариативность народных сказок

Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная

богатырская сказка героического содержания. Черты волшебной, богатырской и героической сказки в повествовании об Иване - крестьянском сыне. Тема мирного труда и защиты родной земли. Особенности сюжета сказки

" Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - система образов сказки. Главные и второстепенные герои сказки. Иван - крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора -народа

Сказки о животных. "Журавль и цапля". Особенности сказок о животных. Герои-животные. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. Сказка в актерском исполнении

Бытовые сказки "Солдатская шинель". Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. Сказка в актерском исполнении. Сказители. Собиратели сказок

Итоговый урок на тему "Русские народные сказки" (урок развития речи 1). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

1. Проверка навыков чтения и пересказа текста


















2.Домашняя контрольная работа(письменный ответ на один из проблемных вопросов)


1. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010

(стр. 28, задание-1)


1.1.Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч.1

/ В.Я.Коровина В.П. Журавлев, В.. Коровин.- М: Просвещение, 2012 (стр. 10-43)












2.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 21, вопросы для письменных работ в 5 классе, таблица №3)


Из древне-

русской литературы

2

"Повесть временных лет" как литературный памятник. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Понятие о летописи. Сюжеты русских летописей

Из "Повести временных лет": "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича". Отзвуки фольклора в летописи. Герои летописного сказания и их подвиги во имя мира на родной земле. Летописный сюжет в актерском исполнении

Самостоятельная работа.

Сочинение по картине А. Иванова "Подвиг молодого киевлянина"


Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч.1 / В.Я.Коровина В.П. Журавлев, В.. Коровин.- М: Просвещение, 2012.

( Рубрика "Литература и изобразительное искусство"(стр.52)


Из литературы XVIII века

2

Из литературы XVIII века. М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин (урок внеклассного чтения1)

Краткий рассказ о жизни писателя (детство, годы учения, начало литературного, научной и общественной деятельности)

М.В. Ломоносов. "Случилось вместе два Астронома в пиру..." Изложение научных истин в поэтической форме. Понятие о юморе. Юмор стихотворения и его нравоучительный характер. Понятие о родах литературы: эпосе, лирике, драме. Жанры литературы (начальные представления)

Подготовка сообщения

Справочная литература и ресурсы Интернета



Из литературы

XIX века

41

Жанр басни и мировой литературы (урок внеклассного чтения 2) Истоки басенного жанра: Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев

И.А. Крылов. "Ворона и Лисица, "Свинья под дубом".

Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности). Развитие представлений о жанре басни. Осмеяние человеческих пороков (жадности, неблагодарности, хитрости и т.д.)

И.А. Крылов. "Волк на псарне". Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. Своеобразие языка басен Крылова. Понятие об эзоповом языке. Развитие понятия об аллегории и морали. Басня в актерском исполнении

И.А. Крылов. Басни (урок развития речи 2). Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни "Мои любимые басни Крылова" Литературная викторина (1ч)

В.А. Жуковский . "Спящая царевна". Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Особенности сюжета. Различие героев литературной и фольклорной сказки. Сказки в актерском исполнении(1ч)

В.А. Жуковский. "Кубок". Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе (1ч)

А.С. Пушкин. "Няня". Рассказ о детских годах жизни А.С. Пушкина. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны. Мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Понятие о лирическом послании

"У лукоморья дуб зелёный...". Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - собирательная картина сюжетов и образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения. Пролог в актерском исполнении

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях":события и герои. События сказки. Главные и второстепенные герои. Фольклорная основа сказки. Иллюстраторы сказки

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях":сравнительная характеристика. Система образов сказки. Противостояние добрых и злых сил. Общность и различие главных героев: царица-мачеха и падчерица, царевна и Елисей, царевна и богатыри, Елисей и богатыри. Сказка в актерском исполнении.

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях":истоки сюжета, поэтика сказки. Сопоставление с русскими народными сказками, со сказкой Жуковского и сказками братьев Гримм "бродячие сюжеты". Сходство и различие литературной и народной сказки. Народная мораль и нравственность - красота внешняя и внутренняя, обеда добра над злом, гармоничность положительных героев. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, способы рифмовки (1ч)

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях":

(урок развития речи ) Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов (1 ч)


Уроки контроля. Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина (1ч)





А.С. Пушкин. Сказки (урок внеклассного чтения 3) Художественный мир пушкинских сказок. Их поэтичность и высокая нравственность. Сюжеты и герои пушкинских сказок. Иллюстраторы сказок Пушкина (1ч)



Русская литературная сказка XIX века. Антоний Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители" как литературная сказка. Краткий рассказ о писателе и прототипе

Главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое

и достоверно-реальное в литературной сказке. Понятие о литературной сказке (1ч)

"Черная курица, или подземные жители" как нравоучительное произведение. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Иллюстраторы сказок (1ч)


М.Ю. Лермонтов. "Бородино" как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. Стихотворение в актерском исполнении (1ч)

"Бородина": проблематика и поэтика. Скорбь о погибших защитниках Отечества и патриотический пафос стихотворения. Сочетание разговорных и торжественных поэтических интонаций. Изобразительно- выразительные средства языка (сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись). "Два великана" (1ч)

"Ашик-Кериб"" как литературная сказка (урок внеклассного чтения 4). Добро и зло в сказке. Мотивы любви и коварства. Близость сказки к восточному фольклору (1ч)


Н.В. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Заколдованное место. Краткий рассказ о писателе (детство

Годы учения, начало литературной деятельности). Поэтизация народной жизни, народных преданий сочетание светлого и мрачного, комического и лирического. Фольклорные традиции в создании образов

"Заколдованное место": реальность и фантастика в повести. Развитие представлений о фантастике. Сказочный характер фантастики в повести. Развитие представлений о юморе

"Вечера на хуторе близ Диканьки"."Майская ночь , или Утопленница", "Ночь перед Рождеством", "Страшная месть"

(урок внеклассного чтения 5). Поэтизация картин народной жизни. Герои повестей. Фольклорные мотивы в создании образов. Изображение конфликта темных и светлых сил. Фрагменты "Вечеров ..." в актерском исполнении

Н.А Некрасов. "Есть женщины в русских селеньях..." (отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос"). Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в её жизни и их преодоление. Стойкость характера "величавой славянки". Развитие представлений об эпитете.

"Крестьянские дети". Труд и забавы крестьянских детей. Мир - короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых

"Крестьянские дети". Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Подготовка к сочинению по картине

И.С. Тургенев. "Муму" как повесть о крепостном праве.

Краткий пересказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Жизнь в доме барыни и её челяди. Актерское чтение фрагментов рассказа

"Муму" как протест против рабства. Духовные и нравственные качества Герасима. Облик Муму. Смысл названия повести. Немота главного героя как символ немого протеста крепостного против рабства

"Муму:" система образов. Развитие представлений о литературном герое. Сопоставление Герасима, барыни и барской челяди

И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа

(урок развития речи 4) Развитие представлений о портрете и пейзаже. Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести.

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов

А.А. Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. "Весенний дождь": радостная, яркая полная движения картина весенней природы. "Чудная картина..." полный загадочности и очарования зимний пейзаж. "Задрожали листы, облетая...": противопоставление осенней "шумящей мглы" и "теплого гнёздышка". Каски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни

А.Н. Толстой. "Кавказский пленник": русский офицер в плену у горцев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности. Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Русский офицер Жилин. Жилин в плену у горцев. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении (1)

"Кавказский пленник": Жилин и Костылин. Жилин и Костылин: два характера - две судьбы. Смысл названия рассказа. Поучительный характер рассказа. Утверждение гуманистических идеалов. Развитие представлений об идее, сюжете, рассказе (1ч)

"Кавказский пленник" (урок развития речи 5).

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов(1ч)


Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого (2ч)



Создание письменных высказываний различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев, ч том числе сопоставительная; отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос (диагностика уровня литературного развития учащихся -середина учебного года)

А.П. Чехов. "Хирургия" как юмористический рассказ. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей. Речь персонажей как средство их характеристики способ создания комической ситуации (1ч)

"Хирургия" (урок развития речи 6). Рассказ в актерском исполнении. Составление киносценария по рассказу (1ч)

Рассказы Чехова (урок внеклассного чтения 6) ранние юмористические рассказы Антоши Чехонте (по выбору учителя)Юмор в рассказах Чехова(1)

1.Подготовка сообщения о баснописце

2.Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению басни наизусть





3.Практическая работа. Составление вопросов для викторины







4.Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть отрывка фрагмента сказки

(баллады)

5.Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть вступления к поэме

6.Домашняя контрольная работа (письменный ответ на проблемный вопрос




















7.Тестирование







8. Выразительное чтение произведений и пересказ текстов (сказок)



9.Самостоятельная работа. Составление письменного отзыва по сказке (на выбор)









10.Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворения Лермонтова «Бородино»


11.Составление письменного отзыва



12.Проверка навыков чтения и пересказа текста




13.Составление презентации на тему "Фантастические картины... (проект)

14.Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению отрывка из стихотворения "Мужичок-с-ноготок"






15.Подготовка сообщения на тему "Жизнь людей в эпоху крепостного права"




16.Проверка навыков чтения и

выборочного пересказа текста по рассказу Тургенева "Муму"










17.Домашняя контрольная работа

(письменный ответ на проблемный вопрос



18.Практическая работа. Анализ стихотворения А.А. Фета "Скрип шагов вдоль улиц белых..."









19.Домашняя контрольная работа

(письменный ответ на проблемный вопрос













20.Тестирование







21.Проверка навыков чтения и пересказа текста





Проект (электронный альбом)


1.Справочная литература и ресурсы Интернета

2.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.29)

Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч.1 / В.Я.Коровина В.П. Журавлев, В.. Коровин.- М: Просвещение, 2012

(стр. 60-69)

3. В.Я.Коровина В.П. Журавлев, В.. Коровин. "Читаем, думаем, спорим...". дидактические материалы по литературе. 5 класс.

3.1. Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 5 класс к учебнику-хрестоматии В.Я Коровиной. 5 класс.-М.: Просвещение, 2013 (стр. 76)

4.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.29)



5.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.29)


6. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 21, вопросы для письменных работ в 5 классе, таблица №3)



















7.Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. Орган/

Н.В. Беляева -з-е изд. Москва «Просвещение», 2016

(с. 63-65 -варианты контол работ)



8. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Ч.1 / В.Я.Коровина В.П. Журавлев, В.. Коровин.- М: Просвещение, 2012 (с.95-113)

9.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы.Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.30-31) Художественная литература(Сказки Гаршина "Лягушка-путешественница, "Attalea Princeps? "То, чего не было", сказки Пантелеева "Две лягушки", сказка Ершова "Конёк-горбунок"

10. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с. 29)

11.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.30-31)

12.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 29, з-4)


13.Справочная литература и ресурсы Интернета




14.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с. 29)







15.Справочная литература и ресурсы Интернета






16.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 29, з-5)












17.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 21, вопросы для письменных работ в 5 классе, таблица №3)

18.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.15)













19.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 21, вопросы для письменных работ в 5 классе, таблица №3)











20.Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. Орган/

Н.В. Беляева -з-е издю.-

Москва «Просвещение», 2016 (с.111-113)-варианты К.р


21.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 29, з-7)

Художественная литература ("Пересолил", "Каникулярные работы институтки Наденьки", Письмо ученому соседу")

Справочная литература и ресурсы Интернета


Русские поэты

XIX века

о родине и родной природе

(обзор)

Ф.И. Тютчев. "Зима недаром злится...", "Весенние воды", Как весел грохот летних бурь...", "Есть в осени первоначальной..." Краткий рассказ о поэте. Образ родины в пейзажной лирике поэта. Поэтические образы, настроения и картины в стихах о природе. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Стихотворения в актерском исполнении(1)

А.Н. Майков. "Ласточки; И.С. Никитин. "Утро", "Зимняя ночь в деревне" (отрывок); А.Н. Плещеев. "Весна" (отрывок) (1)

Урок-концерт. Обсуждение стихотворений. Стихотворения в актерском исполнении.




Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (урок развития речи 7) (1ч)


1.Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворений

2.Проект (электронный альбом)





3.Практическая работа. Письменный ответ на проблемный вопрос (анализ поэтического текста)

1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 29)

2.Справочная литература и ресурсы Интернета

Репродукции картин (И.И. Левитан "Весна - большая вода" и "Март",

В.Д.Поленов "Заросший пруд", И.С. Остроухова "Золотая осень",

Л.Л. Каменева "Зимняя дорога"

3.Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе к учебнику-хрестоматии В.Я Коровиной. 5 класс.-М.: Просвещение, 2013 (стр. 331-336)



Из литературы XX века

29

И.А. Бунин. "Косцы". Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Восприятие прекрасного героями рассказа. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок. Поэтическое воспоминание о родине. Рассказ в актёрском исполнении (1ч)

И.А. Бунин. "Подснежник" (урок внеклассного чтения 7)

В.Г. Короленко. "В дурном обществе"". Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).Изображение жизни детей из богатой и бедной семей, Вася и его отец. Развитие их отношений. Знакомство с Валеком и Марусей (1)

"В дурном обществе": семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Вася и Валек. Тыбурций и судья. Размышления героев. Портрет как средство характеристики героев (1ч)

"В дурном обществе": "дурное общество" и "дурные люди". Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Смысл образа старого Януша. Взаимопонимание - основа отношений в семье. Понятие о повести(1ч)

"В дурном обществе" (урок развития речи 8) Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос (1ч)


С.А. Есенин. "Я покинул родимый дом...", "Низкий дом с голубыми ставнями...". Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало литературной деятельности. Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. Особенности поэтического языка Есенина. Стихотворения в актерском исполнении (1)

Русская литературная сказка XX века (обзор).

П.П. Бажов. "Медной горы Хозяйка": образы Степана и Хозяйки Медной горы. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности)Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант Степана. Образ Хозяйки Медной горы (1ч)

"Медной горы Хозяйка": сказ как жанр литературы. Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонация сказа. Сказ и сказка. Иллюстраторы сказов Бажова (1ч)

К.Г. Паустовский. "Теплый хлеб": герои сказки и их поступки.

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Герои сказки и их поступки. Филька и бабушка Образ сказочного коня. Нравственные проблемы сказки: доброта и сострадание. Тема коллективного труда

"Теплый хлеб": язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке

Фольклорные образы. Развитие понятия о пейзаже. Роль пейзажных картин в сказке. Языковое мастерство писателя

"Заячьи лапы" и другие рассказы (урок внеклассного чтен.8)

Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского. Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. Сказка "Заячьи лапы" в актерском исполнении

С.Я. Маршак. Сказки для детей (урок внеклассного чтения

Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Пьесы-сказки для детей "Кошкин дом", "Горя бояться -счастья не видать". "Волга и Вазуза", "Старуха , дверь закрой", "Сказка про короля и солдата", "(из книги "Сказка разных народов"). Их герои и нравственный смысл

"Двенадцать месяцев": проблемы и герои. Положительные и отрицательные герои. Нравственные проблемы сказки: добро и зло, бескорыстие и жадность ,терпение и легкомыслие. Пьеса-сказка в актёрском исполнении

"Двенадцать месяцев": пьеса-сказка и её народная основа. Драма как род литературы. Особенности жанра пьесы-сказки. Фольклорные традиции в литературной сказке-пьесе. Общность и различие сказки Маршака и народной сказки (1ч)

"Двенадцать месяцев" (урок развития речи 9). Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов

А.П.Платонов. "Никита": человек и природа. Развитие представлений о фантастике в литературном произведении. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Душевный мир главного героя: его единство с природой. Одухотворение природы и оптимистическое восприятие диалектики окружающего мира. Рассказ в актерском исполнении.

"Никита": быль и фантастика. Реальность и фантастика в рассказе. Развитие представления о фантастике в литературном произведении

В.П. Астафьев. "Васюткино озеро": юный герой в экстремальной ситуации. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). Поведение героя в лесу. Бесстрашие , терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных ситуациях. Картины сибирской природы и их нравственный смысл

"Васюткино озеро": становление характера главного героя. "Открытие" Васюткой нового озер. Основные черты характера Васютки. Становление характера героя в сложных ситуациях. Автобиографичность рассказа. Герой и автор


Уроки контроля. Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов



"Ради жизни на земле..."Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов. " Майор привез мальчишку на лафете". "Твардовский "Рассказ танкиста". Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне (2ч)


Русские поэты XX века о родине и родной природе. И.Бунин. "Помню - долгий зимний вечер...", Дон-Аминадо. "Города и годы"; Д.Кедрин. "Алёнушка"; А.Прокофьев. "Алёнушка";

Н.Рубцов. "Родная природа". Стихотворные лирические произведения о родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях (2ч)


Писатели улыбаются. Саша Черный. "Кавказский пленник", "Игорь -Робинзон", "Дневник Фокса Микки". Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Н.А. Теффи."Валя" (для внеклассного чтения). Развитие понятия о юморе Ю.Ч. Ким. Песня "Рыба-кит" как юмористическое произведение (3ч)

1.Подготовка сообщения



2.Устное иллюстрирование




3.Домашняя контрольная работа(письменный ответ на проблемный вопрос)



4.Анализ поэтического текста




































5. Домашн. контрольная работа(письменный ответ на проблемный вопрос)


6.Проверка навыков чтения и краткого пересказа текста

по произведению Платонова "Никита"


















7. Проверка навыков чтения и выборочного

пересказа текста по произведению Астафьева "Васюткино озеро"












8. Составление письменного ответа на один из проблемных вопросов.

9.Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворенийо ВОВ


10.Проверка знания наизусть и навыков выразительного чтения текста (стихотворения)

1.Справочная литература и ресурсы Интернета

2.Произведение художественной литературы (И.А. Бунин "Подснежник")

3.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 21, вопросы для письменных работ в 5 классе, таблица №3)

4.Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе к учебнику-хрестоматии В.Я Коровиной. 5 класс.-М.: Просвещение, 2013 (с. 347-348)




































5. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.31)



6. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 29, з-9)




















7.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 29,задание-10)













8. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.30-31)

9.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр.30, задание-8)


10.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010

(стр. 30, задание-9)





Из зарубеж-

ной литературы

15

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

"Вересковый мед". Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Баллада (развитие представлений).

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе."Робинзон Крузо"

Жизнь и необычные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен Краткий рассказ о писателе. "Снежная Королева" Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.) Снежная королева и Герда - противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Художественная деталь (начальные представления).

Жорж Санд."О чем говорят цветы».(Для внеклассногочтения)

Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. "Приключения Тома Сойера". Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир герое М.Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.

Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе."Сказание о Кише" - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика - смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.













1.Составление устного и письменного ответа на один из проблемных вопросов













1.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (стр. 21, вопросы для письменных работ в 5 классе, таблица №3 -

Х.К. Андерсен. Снежная королева


















Раздел 5. Тематический поурочный план , 5 класс (105 ч)


№ п/п

Тема урока

Кол-во

ч-ов

Примечание

I четверть

Введение (1ч)

1

Книга в жизни человека

1

диагностич.работа

Устное народное творчество (10ч)

2

Фольклор - коллективное устное народное творчество

1


3

Малые жанры фольклора

1


4

Русские народные сказки. "Царевна-лягушка" как волшебная сказка

1


5

Царевна-лягушка". Василиса Премудрая и Иван-царевич

1


6

"Царевна-лягушка". Поэтика Волшебной сказки

1


7

Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная богатырская сказка героического содержания

1


8

Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - система образов сказки

1


9

Сказки о животных. "Журавль и цапля"

1


10

Бытовые сказки "Солдатская шинель

1


11

Р/Р Итоговый урок на тему "Русские народные сказки"

1


Из древнерусской литературы(2ч)

12

"Повесть временных лет" как литературный памятник.

1


13

Из "повести временных лет": Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича".

1

Из литературы XVIII века (2ч)

14

Из литературы 18 века. М.В. Ломоносов - ученый поэт, художник, гражданин (внеклассное чтение)

1


15

М.В. Ломоносов "Случились два астронома в пиру"

1


Из литературы XIX века (41ч)

16

Жанр басни в мировой литературе (внеклассное чтение)

1


17

И.А.Крылов. "Ворона и лисица", "Свинья под дубом"

1


18

И.А. Крылов "Волк на псарне"

1


19

И.А.Крылов Басни (урок развития речи)

1


20

В.А. Жуковский. "Спящая царевна

1


21

В.А. Жуковский. "Кубок"

1


22

А.С. Пушкин. "Няне"

1


23

"У лукоморья дуб зелёный..."

1


24

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": события и герои"

1


25

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": сравнительная характеристика героев

1


26

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях": истоки сюжета, поэтика сказки

1


27

"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" (урок развития речи)

1


28


Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина

1

контрольная работа

по творчеству...

II четверть

30

А.С. Пушкин. Сказки (внеклассное чтение)

1



31


Русская литературная сказка XIX века. Антоний Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители" как литературная сказка

1


32

"Черная курица, или Подземные жители" как нравоучительное произведение

1


33

М.Ю. Лермонтов. "Бородино" как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения

1


34

"Бородино": проблематика и поэтика

1


35

"Ашик-Кериб" как литературная сказка (внеклассное чтение)

1


36

Н.В. Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Заколдованное место"

1


37

"Заколдованное место": реальность и фантастика в повести

1


38

"Вечера на хуторе близ Диканьки" (внеклассное чтение)

"Майская ночь , или Утопленница", "Ночь перед Рождеством", "Страшная месть"

1

1


39

Н.А. Некрасов."Есть женщины в русских селеньях..."(отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос")

1


40

"Крестьянские дети". Труд и забавы крестьянских детей

1


41

"Крестьянские дети". Язык стихотворения

1


42

И.С. Тургенев. "Муму" как повесть о крепостном праве

1


43

"Муму" как протест против рабства

1


44

"Муму": система образов

1


45

И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа (урок развития речи)

1


46

А.А. Фет. Лирика

1


47

А.Н. Толстой."Кавказский пленник": русский офицер в плену у горцев

1


48

"Кавказский пленник": Жилин и Костылин

1


49

«Кавказский пленник» (урок развития речи)

1


50

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

1

контрольная работа по творчеству...

51

А.П. Чехов. "Хирургия" как юмористический рассказ

1


52

"Хирургия" (урок развития речи 6)

1


53

Рассказы Чехова (урок внеклассное чтение6)

1


Русские поэты XIX века о родине и родной природе (обзор)

54

Ф.И. Тютчев. "Зима недаром злится...", "Весенние воды", Как весел грохот летних бурь...", "Есть в осени первоначальной..."

1


55

А.Н. Майков. "Ласточки; И.С. Никитин. "Утро", "Зимняя ночь в деревне" (отрывок);

А.Н. Плещеев."Весна"(отрывок)

1


56

Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе (урок развития речи)

1


Из литературы XX века (29 ч)

57

И.А. Бунин. "Косцы"

1


58

И.А. Бунин "Подснежник" (внеклассное чтение)

1


59

В.Г. Короленко. "В дурном обществе": судья и его дети

1


60

"В дурном обществе": семья Тыбурция

1


61

"В дурном обществе": "дурное общество" и "дурные дела"

1


62

"В дурном обществе" (урок развития речи)

1


63

С.А. Есенин. "Я покинул родимый дом...", "Низкий дом с голубыми ставнями..."

1


64

П.П. Бажов." Медной горы Хозяйка": образы Степана и Хозяйки Медной горы

1


65

"Медной горы Хозяйка": сказ как жанр литературы

1


66

К.Г. Паустовский. "Теплый хлеб": герои сказки и их поступки

1


67

"Теплый хлеб": язык сказки

1


68

"Заячьи лапы" и другие рассказы (внеклассное чтение)

1


69

С.Я. Маршак. Сказки для детей (внеклассное чтение)

1


70

"Двенадцать месяцев": проблемы и герои

1


71

"Двенадцать месяцев": пьеса-сказка и её народная основа

1


72

"Двенадцать месяцев" (урок развития речи)

1


73

А.П.Платонов. "Никита": человек и природа

1


74

"Никита": быль и фантастика

1


75

В.П. Астафьев. "Васюткина озеро": юный герой в экстремальной ситуации

1


76

"Васюткина озеро": становление характера главного героя

1


77-78

Подготовка к классному письменному ответу на один из проблемных вопросов

2

сочинение

79

А.Т. Твардовский. "Рассказ танкиста"

1


80

К.М. Симонов. "Майор привез мальчишку на лафете..."



IV четверть

Русские поэты XX века о родине и родной природе

81

И.А. Бунин. "Помню - долгий зимний вечер...", Дон-Аминадо. "Города и годы"

1


82

Д. Кедрин. "Алёнушка"; А. Прокофьев "Алёнушка"; Н. Рубцов. "Родная природа"

1


Писатели улыбаются (3)

83

Саша Черный. "Кавказский пленник"

1


84

"Саша Черный. "Игорь-робинзон"



85

Ю.Ч. Ким. Песня "Рыба-кит" как юмористическое произведение



Из зарубежной литературы(15 ч)

86

Р.Л. Стивенсон. "Вересковый мед": верность традициям предков

1


87

Д.Дефо. "Робинзон Крузо": необычайные приключения героя

1


88

Д.Дефо. "Робинзон Крузо": характер героя

1


89

Д.Дефо. "Робинзон Крузо": произведение о силе человеческого духа

1


90

Х.-К. Андерсен. "Снежная королева": реальность и фантастика

1


91

Х.-К. Андерсен. "Снежная королева":сказка о великой силе любви

1


92

Х.-К. Андерсен. "Снежная королева": "что есть красота?"

1


93

Х.-К Андерсен. Сказки (внеклассное чтение)

1


94-95

Х.-К Андерсен. Сказки(урок развития речи)

2


96

М. Твен. "Приключения Тома Сойера": неповторимый мир детства

1


97

М. Твен. "Приключения Тома Сойера": дружба героев

1


98

"Приключения Тома Сойера" - любимая книга многих поколений читателей (урок развития речи)

1


99

Джек Лондон. "Сказание о Кише": что значит быть взрослым

1


100

Джек Лондон. "Сказание о Кише": мастерство писателя



101

Резервный урок



Уроки контроля (4 ч)



102-103

Уроки контроля. Итоговая контрольная работа по литературе или тестирование

2

итоговая контрольная работа

104-105

Литературный праздник "Путешествие по стране Литературии 5 класса" (урок развития речи)


2



Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

I. Основная литература

1.Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной .

5-9 классы. 2-е издание, переработанное. -М.: Просвещение, 2014

2.Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе.

В 2-х ч./Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. –  М.:  Просвещение, 2015 г.

3.Коровина В.Я. Методические советы. – М.: Просвещение.

4.Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы/Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г

II. Дополнительная литература: 

1.Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. орган/Н.В. Беляева -з-е изд.- Москва «Просвещение», 2016.

III. Для учащихся:

1.Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007..

2.В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 5 класс./Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2018

3.Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

IV. Интернет-ресурсы:

1.Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm) 

2. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm)

3. Электронная библиотека классической литературы (http://www.klassika.ru)

4. Биографии писателей, различные материалы, связанные с творчеством писателей и поэтов, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму, краткий литературоведческий справочник. 
http://writerstob.narod.ru/ 

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».www.feb-web.ru 

6.Мифологическая энциклопедия.www.myfhology.ru 

Раздел 8. Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Предмет "Литература" / Класс 5-г / 2019 - 2020 уч. г.


Реквизиты приказа директора школы

Заменяемая тема

Уплотняемая тема

Новая тема

Количество часов

Период корректировки (неделя, месяц, четверть)