СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Литература" к учебнику В.Я. Коровиной 8 класс (70 ч.) 2019-2020 уч. г.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Литература" к учебнику В.Я. Коровиной 8 класс (70 ч.) 2019-2020 уч. г.»

Аннотация


Данная рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 8 класса составлена на основе программы по литературе для средней (полной) школы (базовый уровень) 8 класс, подготовленной В.Я. Корвиной (Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной . 5-9 классы. 2-е издание, переработанное. -М.: Просвещение, 2014)

Рабочая программа по учебному предмету "Литература" для 8 класса представляет собою описание планируемых образовательных результатов освоения основной образовательной программы, содержание учебного предмета и тематический поурочный план с определенными основных видов учебной деятельности.

В разделе "Планируемые образовательные результаты" определено, что литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

В разделе "Содержание учебного предмета" отражена система контроля, представленная на основе рекомендаций к организации учебного процесса в целом и к изучению конкретных разделов и тем ( Литература. Проверочные работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.В. Беляева. -М: Просвещение, 2010 ; Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразов. орган/ Н.В. Беляева -з-е изд.- Москва«Просвещение», 2016 )

В разделе "Тематический поурочный план" показано место курса "Литература" в базисном учебном (образовательном) плане, где обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 8 классе в объеме 70 часов (планирование рассчитано на 2 часа литературы в неделю)

Данная рабочая программа целенаправленно и эффективно используется и реализуется учителем при подготовки и проведении уроков литературы в 8 классе.

Целью рабочей программы учебного предмета «Литература» является организация и проведение занятий, направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа обеспечивается линией учебно-методического комплекта по литературе для 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной, выпускаемой издательством «Просвещение».



Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1089 от 05.03 2004г, Примерной программой основного общего образования по литературе и Программой общеобразовательных учреждений «Литература» для 5-11 классов (автор программы В.Я.Коровина).

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по литературе.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; - - развитие устной и письменной речи учащихся и освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Задача курса литературы 8 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Раздел 2.Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного.

Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.

Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII века.

4. Русская литература ХIХ века.

5. Русская литература XХ века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8. Обзоры.

9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» являются:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно- следственных связей;

-сравнение, сопоставление, классификация;

-самостоятельное выполнение различных творческих работ;

-способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

-осознанное беглое чтение, проведение информационно- смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое и др.)

-владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

-составление плана, тезисов, конспекта;

-подбор аргументов, формулирование выводов;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари и др.

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусстве слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведения разных жанров. Творческие работы учащихся включают сочинения разных типов, а также сочинения загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад.

Раздел 3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение литературы в 8 классе отводится 70 часов (из них 70 часов за счет части, формируемой участниками образовательного процесса).

Рабочая программа предусматривает обучение литературе в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года на базовом) уровне.

Программой предусмотрено проведение:

1) контрольных работ: 5 (письменный ответ на проблемный вопрос и тестирование)

2) сочинений: 1 Всего: 6

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

-проблемное обучения;

-технология использования в обучении игровых методов (ролевых, деловых) ;

-обучение к сотрудничеству (командная, групповая работа);

-информационно-коммуникационная технология;

-здоровьесберегающая технология.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Михайловская СОШ№1».

Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом образовательного учреждения проводится в устной и письменной формах (контрольные работы и уроки развития речи). Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеет возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые самостоятельной творческой работы.

Раздел 4. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;-

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

-смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;-

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.

Предметные результаты:

-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

-собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

-понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

Раздел 5. Содержание учебного предмета «Литература» 8 класс (70 ч)

№ п/п

Название раздела

Кол-во

ча

сов


70

Основное содержание учебного раздела, урока

Контрольно -

оценочная

деятельность

Источник формирования фондов оценочных средств для проведения контрольно - оценочной деятельности


Введение

1

Русская литература и история.

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Диагностическая работа

(начало учебного года)

Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010 (с.8, задания 1-3)


Устное народное творчество

2

Русские народные песни: отражение жизни народа в народной песне. ( «В темном лесе…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев казнен». Предания как исторический жанр русской прозы ( «О Пугачеве», « О покорении Сибири Ермаком…» )

Теория литературы. Народная песня, предание ( развитие представлений ).


Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010


Из древнерус-

ской литературы

2

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий врагов. «Шемякин суд» - сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть. Житие как жанр. Сатирическая повесть как жанр.


Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010


Из русской литературы XVIII века

2

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме.





Из русской литературы XIX века

27

И.А.Крылов «Лягушки, просящие царя», «Обоз».Осмеяние пороков: самонадеянность, безответственность, зазнайство.

Теория литературы. Басня, мораль, аллегория.

К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака».Историческая тема думы.

Теория литературы. Дума ( начальное представление ).

А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка» Интерес Пушкина к истории России.Герои и их исторические прототипы.Темы дружбы, любви в лирике поэта (« 19 октября», «Туча», «К***» ). «Пиковая дама» как философско-психологическая повесть.

Теоря литературы. Историзм художественной литературы. Роман. Реализм.

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Мцири» Романтически-условный историзм поэмы. Проблема гармонии человека и природы.

Теория литература. Поэма, Романтический герой, романтическая поэма.

Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Поворот русской драматургии к социальной теме. Повесть «Шинель». Развитие образа «маленького человека» в русской литературе.

Теория литература. Комедия. Сатира и юмор.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» ( отрывок ). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

Теория литературы. Гипербола. Гротеск. Литературная пародия. Эзопов язык.

Н.С.Лесков. Рассказ «Старый гений».Нравственные проблемы рассказа, сатира на чиновничество.

Теория литературы. Рассказ, художественная деталь.

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала» Социально-нравственные проблемы в рассказе. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы . Художественная деталь. Антитеза. Композиция.

Поэзия родной природы

А.П.Чехов. Рассказ «О любви». Переосмысление Чеховым темы 2маленького человека»

Теория литературы. Психологизм художественной литературы












1. Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина















2. Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В Гоголя








3. Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого












1.1.Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной .

5-9 классы. 2-е издание, переработанное. -М.: Просвещение, 2014

1.2. Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010

1.3. Стр.79 (Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. орган/Н.В. Беляева -з-е изд.- Москва «Просвещение», 2016. )


2.1. Стр.120 (Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. орган/Н.В. Беляева -з-е изд.- Москва «Просвещение», 2016. )




3.1. Стр.149 (Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. орган/Н.В. Беляева -з-е изд.- Москва «Просвещение», 2016. )


Из русской литературы XX века

24

И.А. Бунин. «Кавказ» Повествование о любви в различных ее состояниях и жизненных ситуации

А.И. Куприн. Рассказ «Куст сирени».Нравственные проблемы рассказа. Утверждение согласия и взаимопонимания. любви и счастья в семье.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

А.А.Блок.Тема двух Россий в творчестве Блока. История как повод размышления о настоящем и будущем России в стихотворениях «На поле Куликовом», «Россия».

С.А.Есенин. Поэма «Пугачев» ( отрывки ). Развитие исторической темы в произведении.

Т.л. Драматическая поэма.

И.С.Шмелев.«Как я стал писателе» - рассказ о пути к творчеству

М.А.Осоргин.Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в произведении.

Писатели улыбаются

Тэффи. Журнал «Сатирикон». Тэффи.«Жизнь и воротник»,

М.М.Зощенко «История болезни» Сатира и юмор в произведениях.

А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Правда о войне в поэме, народность поэмы.

Теория литературы. Фольклор и литература. Авторские отступления как элемент композиции.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.М.Исаковский, Б.Окуджава, Л.Ошанин, А.Фатьянов. Героизм воинов, защищающих свою Родину. Выражение сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

В.П.Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер произведения, отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства.

Теория литературы. Герой-повествователь ( развитие представлений ).

Русские поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе. И. Анненский, Д. Мережковский,

Н. Заболоцкий, Н. Рубцов. Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Поэты русского зарубежья о Родине. Утверждение невозможности жизни без Родины.

1. Контрольная работа по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна





































2. Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА

1.1.Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной .

5-9 классы. 2-е издание, переработанное. -М.: Просвещение, 2014 (содержание проблемных вопросов)

1.2.Методическое пособие. Беляева Н.В. Литература . 5-9 классы. Проверочные работы. - М: Просвещение, 2010





























2. Стр.229 (Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. орган/Н.В. Беляева -з-е изд.- Москва «Просвещение», 2016. )


Из

зарубежной литературы

5

У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Вечные проблемы в трагедии Шекспира. «Сонеты» - «богатейшая сокровищница лирической поэзии».

Теория литературы. Конфликт как основа драматического произведения. Сонет как форма лирической поэзии.

Ж.-Б.Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве» ( обзор с чтением отдельных сцен ). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

В.Скотт. Роман «Айвенго».Исторический роман. Средневековая Англия в романе.




Раздел 6. Тематический поурочный план , 8 класс (70 ч)

№ п/п

Тема урока

Кол

- во часов

Примечание

I четверть

Введение (1ч)

1

Русская литература история

1

диагностическая работа

Устное народное творчество (2ч)

2

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).

1

чтение наизусть

3

Предания как исторический жанр русской народной прозы

1

пересказ

Из древнерусской литературы (2ч)

4

"Житие Александра Невского" (фрагменты).

1


5

"Шемякин суд" как сатирическое произведение XVII века



Из литературы XVIII века (3ч)

6

Д.И. Фонвизин. "Недоросль": социальная и нравственная проблематика комедии.

1


7

Д.И. Фонвизин. "Недоросль": речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации.

1


8

Д.И. Фонвизин. "Недоросль". Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемых вопросов (урок развития речи 1)

1

сочинение

Из литературы XIX века (36ч)

9


И.А. Крылов. "Обоз" - басня о войне 1812 года

1

чтение наизусть

10

К.Ф. Рылеев. "Смерть Ермака" как романтическое произведение.

1


11

А.С. Пушкин. "История Пугачева" (отрывки)(урок внеклассного чтения 1)

1


12

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка" как реалистический исторический роман

1


13

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": образ главного героя

1

рассказ о герое

14

А.С. Пушкин "Капитанская дочка": система образов романа

1


15

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка": нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой

1

рассказ о герое

16

А.С. Пушкин."Капитанская дочка": образ предводителя народного восстания и его окружения.

1


17

А.С. Пушкин "Капитанская дочка": особенности содержания и структуры

1


18

А.С. Пушкин. "Капитанская дочка" (урок развития речи 2)

1


19

А.С. Пушкин. "19 октября", "Туча".

1


20

А.С. Пушкин. "К***"(Я помню чудное мгновенье...") и другие стихотворения, посвященные темам любви и творчества

1

чтение наизусть

21

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

1

контрольная работа по творчеству...

22

М.Ю. Лермонтов "Мцыри" как романтическая поэма

1


23

М.Ю. Лермонтов. "Мцыри": образ романтического героя.

1


24

М.Ю. Лермонтов. "Мцыри": особенности композиции поэмы

1


25

М.Ю. Лермонтов. "Мцыри" (урок развития речи 3)

1

чтение наизусть

26

Н.В. Гоголь. "Ревизор" как социально-историческая комедия.

1


27

Н.В. Гоголь. "Ревизор" как сатира на чиновничью Россию

1


28

Н.В. Гоголь. "Ревизор": образ Хлестакова

1


29

Н.В. Гоголь. "Ревизор": сюжет и композиция комедии

1

рассказ о герое

30

Н.В. Гоголь. "Ревизор" (урок развития речи 4


1



31

Н.В. Гоголь. "Шинель": своеобразие реализации темы "маленького человека"

1


32

Н.В. Гоголь. "Шинель" как "петербургский текст".

1


33

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В Гоголя

1

контрольная работа по творчеству...

34

И.С. Тургенев. "Певцы": сюжет и герои, образ повествователя в рассказе (урок внеклассного чтения)

1


35

М.Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города" (отрывок): сюжет и герои

1

пересказ

36

М.Е. Салтыков-Щедрин. "История одного города" (отрывок): средства создания комического

1


37

Н.С. Лесков. "Старый гений": сюжет и герои.

1


38

Н.С. Лесков. "Старый гений": проблематик и поэтика

1

пересказ

39

Л.Н. Толстой. "После бала": проблемы и герои

1

пересказ

40

Л.Н. Толстой. "После бала": особенности композиции и поэтика рассказа

1


41

Контрольная работа по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого

1

контрольная работа по творчеству...

42

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (урок развития речи 5)

1


43

А.П. Чехов. "О любви" (из трилогии).

1


44

А.П. Чехов. "Человек в футляре" (урок внеклассного чтения 4)

1

пересказ

Из русской литературы XX века (21ч)

45

И.А. Бунин. "Кавказ": лики любви

1


46

А.И. Куприн. "Куст сирени": история счастливой любви.

1


47

Урок-диспут "Поговорим о превратностях любви" (урок развития речи 6)

1


48

Контрольная работа по рассказам А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна

1

контрольная работа по рассказам...

49

А.А. Блок. "На поле Куликовом", "Россия": история и современность

1


50

.С.А. Есенин. "Пугачёв" как поэма на историческую тему

1


51

Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина (урок развития речи 7)

1


52

И.С. Шмелёв. "Как я стал писателем": путь к творчеству.

1


53

М.А. Осоргин. "Пенсне": реальность и фантастика.

1


54

Журнал "Сатирикон". "Всеобщая история, обработанная "Сатириконом" (отрывки).

1


55

Теффи. "Жизнь и воротник" и другие рассказы (урок внеклассного чтения 5)

1

пересказ

56

М.М. Зощенко "История болезни" и другие рассказы (урок внеклассного чтения 6)

1


57

А.Т. Твардовский "Василий Тёркин": человек и война

1


58

А.Т. Твардовский "Василий Тёркин": образ главного героя

1

чтение наизусть

59

А.Т. Твардовский. "Василий Тёркин": особенности композиции поэмы

1


60

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

чтение наизусть

61

В.П. Астафьев. "Фотография, на которой меня нет": картины военного детства, образ главного героя.

1


62

В.П. Астафьев. "Фотография, на которой меня нет": автобиографический характер рассказа

(урок развития речи 8)

1

пересказ

63

Русский поэты о родине, родной природе (обзор)

1


64

Поэты русского зарубежья о родине

1

выразительное чтение

65

Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА

1

годовая контрольная работа

Из зарубежной литературы (5 ч)

66

У. Шекспир. "Ромео и Джульетта"

1


67

Сонет как форма лирической поэзии

1

выразительное чтение

68

Ж.-Б. Мольер. "Мещанин во дворянстве" (обзор с чтением отдельных сцен) (урок внеклассного чтения 7)

1


69

В.Скотт."Айвенго" (урок внеклассного чтения 8)

1


70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе

1






Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

I Основная литература

1. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной .5-9 классы. 2-е издание, переработанное. -М.: Просвещение, 2014

2. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе.

В 2-х ч./Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлёв В.П. –  М.:  Просвещение, 2015 г.

Методические пособия для учителя:

3. Коровина В.Я. Методические советы. – М.: Просвещение.

4. Беляева Н.В. Литература. 5-9 классы. Проверочные работы/Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 г

Дополнительная литература: 

5.Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки: учеб. Пособие для общеобразов. орган/Н.В. Беляева -з-е изд.- Москва «Просвещение», 2016.

Для учащихся:

1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007..

2. В.Я. Коровина. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе. 8 класс./Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2014

3. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б.Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.

Интернет-ресурсы:

1.Электронная версия газеты «Литература» (http://lit.1september.ru/index.htm) 

2. «Словарь литературоведческих терминов» (http://slovar.by.ru/dict.htm)

3. Электронная библиотека классической литературы (http://www.klassika.ru)

4. Биографии писателей, различные материалы, связанные с творчеством писателей и поэтов, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму, краткий литературоведческий справочник. 
http://writerstob.narod.ru/ 

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».www.feb-web.ru 

6.Мифологическая энциклопедия.www.myfhology.ru 

7.Театр:

8. Музеи:

•   Государственный Бородинский военно-исторический музей  http://www.borodino.ru

• Музей-заповедник «Московский Кремль»  http://www.kreml.ru

• Государственный Эрмитаж  http://www.hermitage.ru

• Портал «Музеи России» http://www.museum.ru

• Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина  http://www.museum.ru/gmii/

• Всероссийский музей А.С.Пушкина http://www.museumpushkin.ru

• Музей-заповедник «Петергоф» http://www.peterhof.ru

• Государственный Русский музей  http://www.rusmuseum.ru

• Государственный исторический музей  http://www.shm.ru

• Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru



















Раздел 8. Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу учебного предмета "Литература"

Класс 8-г / 2019 - 2020 уч. г.

Реквизиты приказа директора школы

Заменяемая тема

Уплотняемая тема

Новая тема

Количество часов

Период корректировки (неделя, месяц, четверть)






































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!