Пояснительная записка
Рабочая программа по мансийскому языку 1 класс составлена в соответствии с"Концепцией по обучению родным языкам, литературе и культуре КМНС, проживающих в ХМАО-Югры" Распоряжение Правительства от 7 августа 2015 года. За основу рабочей программы взята авторская программа «Мансийский язык» для 1-4 классов общеобразовательный организаций. Автор К.В. Афанасьева, У.Н. Зуева. Рабочая учебная программа, разработана в соответствии с:
- требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования (далее ФГОС);
Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
Письмом Минобрнауки России от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказом Минобрнауки России № 1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. № 373»
Приказом Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом МО и Н РФ от 17.12.2010г. № 1897»
Методическими рекомендациями по реализации ФГОС ООО по предметным областям и учебным предметам в образовательных организациях, расположенным на территории ХМАО - Югры в соответствии с Письмом ДО и МП от 15.06.15 №6102;
Уставом муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Нижне - Нарыкарская средняя общеобразовательная школа» (далее ОО).
Положением о Рабочей учебной программе педагога, реализующего ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Срок реализации программы учебного предмета – 1 лет.
Учебный план
1 класс –33, 1 час в неделю
Место учебного предмета в учебном плане.
При формировании учебного плана как составляющей организационного компонента основной образовательной программы основного общего образования на преподавание предметной области «Мансийский язык» в 1 классе выделено 1 час в неделю (33 часа в год).
Общие подходы к организации внеурочной деятельности
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
Личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности и изучению мансийского языка;
• осознание мансийского языка как средства обучения, общения и познания своей культуры;
• восприятие языка как главной части культуры мансийского народа.
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду;
• понимание ценности семьи, ценности познания мира;
• осознание своей принадлежности народу, стране;
• чувства уважения и любви к своей семье, стране;
• интерес к мансийскому языку;
• умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• учебно-познавательной мотивации к изучению мансийского языка, внимания к особенностям произношения и написания слов;
• чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка);
• осознания языка как средства межнационального общения;
• осознания предложения и текста как средств выражения
мыслей и чувств;
• восприятия мансийского языка как главной части культуры мансийского народа.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• произносить основные буквосочетания, звуки мансийского языка;
• называть основные правила чтения и орфографии изучаемого языка;
• называть имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений, детского фольклора (на выбор из изученного);
• понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегчённых текстов с опорой на зрительную наглядность;
• участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, приветствие);
• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?), и отвечать на вопросы собеседника;
• кратко рассказывать о себе, своей семье, друге;
• составлять небольшое описание предмета, картинки по образцу;
• читать вслух или про себя адаптированные тексты, соблюдая правила произношения и интонацию мансийского языка.
• вставлять в текст слова в соответствии с решаемой учебной задачей.
• определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника
•осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность)
•осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, послелоги)
• осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом
• объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения
• осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи
Учащиеся получат возможность научиться:
• использовать приобретённые знания и коммуникативные умения в практической деятельности и повседневной жизни для устного общения с носителями мансийского языка в доступных младшим школьникам пределах.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно организовывать своё рабочее место;
• понимать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
• в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу;
• понимать важность планирования работы;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
• следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и изученным правилам;
• использовать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
• осуществлять проверку выполненного задания, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
• находить и исправлять ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осмысленно выбирать способ действия при решении языковой, коммуникативной задачи;
• оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
• оценивать выполнение задания по следующим параметрам: легко или трудно было выполнять, в чём сложность выполнения;
• намечать план действий при работе в паре, составлять простой план действий при создании проектов;
• осуществлять само- и взаимопроверку.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
• выполнять задания по аналогии;
• использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
• выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
• осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
• анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи.
• сравнивать языковые явления русского, мансийского языков.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя словари, справочники;
• свободно ориентироваться в учебнике, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
• сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
• прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
• наблюдать языковые явления и самостоятельно делать простые выводы;
• сравнивать и группировать звуки, буквы, слова, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• понимать на слух речь учителя, одноклассников; основное содержание облегчённых текстов с опорой на зрительную наглядность;
• расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто? что? где? когда?), и отвечать на вопросы собеседника;
• кратко рассказывать о себе, своей семье, своём друге;
• составлять небольшое описание предмета, картинки по образцу; небольшие монологические высказывания: о себе, о своём друге, о своей семье, о традиционных занятиях народа ханты, о явлениях природы;
• читать вслух или про себя текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
• участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, приветствие);
• использовать оценочную лексику и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру народа ханты;
• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
• уметь слушать, точно реагировать на реплики;
• задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать изученные речевые средства для решения коммуникативных задач при общении с носителями мансийского языка (знакомство, приветствие);
• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
К окончанию курса обучающиеся должны знать:
основные буквосочетания, звуки мансийского языка, основные правила чтения и орфографии,
Многозначность слова, омонимы, синонимы;
Изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
Стили речи: разговорный, книжный (литературный);
Типы текстов;
Уметь:
Уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
Выразительно читать небольшой текст по образцу;
Определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
Вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
Быть хорошим слушателем;
Определять лексическое значение слова;
Отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
Редактировать предложения;
Определять по заголовку, о чем говорится в тесте, выделять в тексте опорные слова;
Сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
Распознавать типы текстов;
Устанавливать связь предложений в тесте;
Распознавать стили речи.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 1 класс
-Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии через формирование представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений. Происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;
-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения мансийского языка;
-Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры мансийского народа;
-владение первоначальными представлениями о нормах мансийского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Содержание учебного предмета
1 класс
№ п/п | Раздел | Краткое описание | Содержание |
1 | Здравствуй школа! | Паща олэн! Здравствуйте! | Знакомство с учебником. |
2 | Сказки для детей | Загадки. Слово и предложение. Слог. Долгота. | Знакомство с новыми словами. Употребление новых слов при описании Предметов. Словарная работа. Соблюдать изученные нормы при чтении. План, ключевые слова. Употребление новых слов при описании предметов. |
3 | Писатели севера | Пословицы и поговорки. Слог. | Заучивание поговорок прибауток. |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ урока | Тема урока | Дата |
По плану | Факт |
1 | Здравствуй школа. | 2.09 | |
2 | Речь устная и письменная. | 09.09 | |
3 | Загадки. Слово и предложение. | 16.09 | |
4 | Пословицы и поговорки. Слог. | 23.09 | |
5 | Детские песенки. Долгота. | 30.09 | |
6 | Колыбельные песни. Звуки в окружающем мире и в речи. | 07.10 | |
7 | "Акврись" - "Бабушка" | 14.10 | |
8 | Ю.Шесталов "Песенка синички" | 21.10 | |
9 | Заклички. | 28.10 | |
10 | Прибаутки. | 11.11 | |
Сказки для детей |
11 | Ю. Шесталов. «Кисонька-охотница» | 18.11 | |
12 | «Стружка, Зоб и Стелька» | 25.11 | |
13 | «Трусливый заяц» | 02.12 | |
14 | «Трусливый заяц» | 09.12 | |
15 | «Мышонок-путешественник» | 16.12 | |
16 | «Мышонок-путешественник» | 23.12 | |
17 | «Мышонок и Олень» | 13.01 | |
18 | «Сказка о Ерше Прыгунке и Засоне Карасе». А.С. Тарханов. | 20.01 | |
19 | А.С. Тарханов. «Хвастунишка» | 27.01 | |
20 | А.С. Тарханов «Про хвастунишку» | 03.02 | |
21 | А.М. Конькова «Хочу-Не хочу» | 10.02 | |
22 | А.М. Конькова «Хочу-Не хочу» | 17.02 | |
Писатели севера |
23 | Ю. Шесталов "Ярка весенняя травка" | 24.02 | |
24 | А.С. Тарханов "Весенняя картинка" | 03.03 | |
25 | А.С. Тарханов "Запахи лета" | 10.03 | |
26 | А.С. Тарханов "Морошка" | 17.03 | |
27 | С.С. Динисламова "Золотая осень-жёлтый цвет…" | 24.03 | |
28 | Ю.Шесталов "Первый снег" | 07.04 | |
29 | А.С. Тарханов "Чудеса" | 14.04 | |
30 | А.С. Тарханов "Следы" | 21.04 | |
31 | А.Ф. Слинкин "Красота" | 28.04 | |
32 | А.Ф. Слинкин "Спасибо" | 05.05 | |
33 | Обобщающий урок. Тест. | 12.05 | |
16