Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО Приказом №74/1 от 30 августа 2018г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Математика (алгебра)»
(базовый уровень)
для 7б и 7в специальных (коррекционных) классов VII вида
Составитель
Галкина Ольга Александровна,
учитель математики
базовой квалификационной категории
г. Воскресенск
2018 год.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика (алгебра)» для 7 специального (коррекционного) класса VII вида разработана в соответствии с:
Базисным учебным планом специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденным приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФК ГОС МОУ «СОШ №9»
Авторской программой «Алгебра». Сборник рабочих программ. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /(составитель Т.А. Бурмистрова) – 2-е изд., доп. - М.: - Просвещение, 2014
Для реализации программного содержания используется учебник «Алгебра» 7 класс авторов Макарычева Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешкова К.И., Суворовой С.Б. под ред. Теляковского С.А. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015
В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение алгебры в 7б и 7в специальных (коррекционных) классах VII вида отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика (алгебра)»
В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен:
знать/понимать: правила нахождение значений числовых и буквенных выражений, понятие линейного уравнения и способ нахождения числа его корней, статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, медиана, размах; важнейшие функциональные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график функции, график прямой пропорциональности и линейной функции общего вида, должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у = kх, где k ≠ 0, как зависит от значений k и b взаимное расположение графиков двух функций вида y = kх + b, определение степени с натуральным показателем, свойства степени с натуральным показателем, определение функции у = х2, у = х3, определение многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Алгоритмы действия с многочленами: сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители, применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители, формулы сокращенного умножения и соответствующие словесные формулировки, различные приемы разложения многочленов на множители, способы решения систем линейных уравнений с двумя переменными, применять их при решении текстовых задач.
уметь: составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; выполнять арифметические действия с рациональными числами, решать уравнения вида ах = b при различных значениях а и b, использовать статистические характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях, находить аргумент, область определения функции, строить график линейной функции, находить координаты точек пересечения с осями координат графика линейной функции и взаимное расположение графиков, выполнять действия над степенями с натуральными показателями, строить и читать графики функции параболы и кубической параболы и использовать свойства графиков для дальнейшего анализа при решении уравнений графическим способом, выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений, выполнять действия с рациональными дробями, степенями с рациональными показателями, раскладывать многочлен на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки, решать задачи методом составления уравнений, применять формулы сокращённого умножения и уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево», применять различные приемы разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач, решать системы уравнений графическим способом, способом подстановки и сложения, уметь работать с графиками.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания реальных ситуаций, решения задач (на движение, на пропорции, на смеси и сплавы), решения практических расчетных задач, в том числе, c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; построений геометрическими инструментами, устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.
Содержание учебного предмета «Математика (алгебра)»
Вводное повторение (2ч) Действия с обыкновенными и десятичными дробями. Действия с отрицательными и положительными числами.
Выражения, тождества, уравнения (21ч) Числовые выражения. Числовые выражения с переменными. Входная контрольная работа. Сравнение значений выражений. Свойства действий над числами. Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественное преобразование выражений. Контрольная работа № 1 «Выражение. Тождества. Преобразование выражений» Уравнение и его корни. Линейное уравнение с одной переменной. Равносильные уравнения. Свойства равносильности уравнений. Уравнения вида ах = b, при различных значениях а и b. Решение задач с применением алгоритма решения уравнений с одной переменной. Решение задач на движение с помощью уравнений. Статистические характеристики. Среднее арифметическое. Мода. Размах. Контрольная работа № 2 «Уравнения с одной переменной »
Функции (15) Определение функции. Область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Чтение графика. Построение по точкам графика функции, заданной формулой. Прямая пропорциональность и её график. Работа с графиком прямой пропорциональности. Линейная функция и ее график. Построение и чтение графика функции у = кх + b , при различных значениях к и b. Нахождение координат точек пересечения с осями координат графика функции у = кх + b. Взаимное расположение графиков линейных функций Геометрический смысл коэффициентов к и b. Контрольная работа № 3 «Функция. График линейной функции и прямой пропорциональности»
Степень с натуральным показателем (17ч) Определение степени с натуральным показателем. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней. Возведение в степень произведения и степени. Нахождение значения выражений, содержащих степени. Решение комбинированных заданий. Одночлен. Стандартный вид одночлена. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень. Функции у = х2, у = х3 и их графики. Графический способ решения уравнений. Контрольная работа №4 «Степень с натуральным показателем »
Многочлены (24ч) Многочлен и его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов. Основное правило. Применение правил сложения и вычитания многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Преобразование произведения одночлена и многочлена в многочлен стандартного вида. Приведение подобных слагаемых многочлена. Вынесение общего множителя за скобки. Разложение многочлена на множители. Контрольная работа №5 «Сложение и вычитание многочленов». Умножение многочлена на многочлен. Преобразование произведения двух многочленов в многочлен стандартного вида. Разложение многочлена на множители способом группировки. Применение способа группировки при упрощении выражения. Решение уравнений путем разложения на множители. Решение уравнений высших степеней путем разложения на множители. Доказательства тождеств. Тождественные преобразования выражений. Контрольная работа №6 «Умножение и деление многочленов»
Формулы сокращённого умножения (23ч) Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений. Преобразование целых выражений с помощью формул (а + b)2 = а2 ± 2аb + b2.Преобразование целых выражений с помощью формул (а -b)2= а2-2а b+b2. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности. Преобразование многочлена с помощью формул а2±2а b+b2 = (а ± b)2 . Умножение разности двух выражений на их сумму. Применение формулы (а +b)(а –b) = а2 –b2 . Разложение разности квадратов на множители. Преобразование многочлена с помощью формулы а2 –b2 = (а +b)(а –b). Контрольная работа №7 «Формулы сокращенного умножения ». Разложение на множители суммы и разности кубов. Преобразование целого выражения в многочлен. Преобразование произведения двух или нескольких многочленов в многочлен стандартного вида. Применение различных способов для разложение на множители. Нахождение значения многочлена при заданных значениях переменной. Применение преобразований целых выражений. Упрощение выражений. Контрольная работа №8 «Преобразование выражений»
Системы линейных уравнений (19ч) Линейное уравнение с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными. Построение графика функции ах + bу + с = 0. Система линейных уравнений с двумя переменными. Графический метод решения систем уравнений. Взаимное расположение двух прямых при различных решениях системы уравнений. Способ подстановки. Способ сложения. Решение задач с помощью систем уравнений. Составление систем уравнений в типовых задачах. Исследование полученных ответов по условию задачи. Применение систем линейных уравнений при решение задач. Контрольная работа № 9 «Системы линейных уравнений»
Повторение (13ч) Решение задач по теме «Числовые выражения». Решение задач по теме «Преобразование выражений ». Решение уравнений с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений. График линейной функции. Функция у = х2, у = х3 и их графики. Степень с натуральным показателем и ее свойства. Многочлены. Формулы сокращенного умножения а2±2а b+b2=(а ± b)2. Решение систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений. Итоговая контрольная работа (№10) по алгебре за курс 7 класса. Итоговая контрольная работа (№10) по алгебре за курс 7 класса
Отличие от авторской программы: В соответствии с базисным учебным планом 2002 года для специальных (коррекционных) учебных общеобразовательных учреждений 7 вида и учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», на изучение предмета «Алгебра» в 7 специальных (коррекционных) классах VII вида выделено 136 часов (4 часа в неделю, 1 час добавлен из школьного компонента). Учитывая особенности данного базисного учебного плана и, основываясь на специфике физического и психического состояния детей, занимающихся в классах КРО, количество часов на изучение некоторых тем было изменено следующим образом:
Тематический план (по авторской программе) Бурмистрова Т.А., «Алгебра 7 – 9 классы»,
Программы общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение 2014 год.
№п/п | Темы | Всего часов |
1. | Выражения, тождества, уравнения | 26 часов |
2. | Функции | 18 часов |
3. | Степень с натуральным показателем | 18 часов |
4. | Многочлены | 23 часа |
5. | Формулы сокращенного умножения | 23 часа |
6. | Системы линейных уравнений | 17 часов |
| Повторение | 11 часов |
Итого: 136 часов
Тематический план (по рабочей программе)
№п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Повторение | 2 часа |
2. | Выражения, тождества, уравнения | 21 час |
3. | Функции | 15 часов |
4. | Степень с натуральным показателем | 17 часов |
5. | Многочлены | 24 часа |
6. | Формулы сокращенного умножения | 23 часа |
7. | Системы линейных уравнений | 19 часов |
8. | Повторение | 13 часов |
Итого: 136 часов
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/ Крючков В.М./
«28» августа 2018г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО,
рекомендуется к утверждению
протокол №1от «29» августа 2018г.
Руководитель ШМО _____________ /Опекунова В.А./