Рабочая программа учебного предмета
«Музыка»
Предметная область: Искусство
Уровень: базовый
Класс: 6 «А»
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Овчинникова Ирина Игоревна,
учитель музыки
2018
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от _____________ № _________
Руководитель ШМО:_________
/ ФИО /
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР:__________
______________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке на 2018 – 2019 учебный год разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями по состоянию на 07.06.2016г.);
Примерная программа по учебному предмету «Музыка»;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» (в соответствии ФГОС) (приказ № 94/7от 01.09.2016г.);
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» (приказ №134 от 31.08. 2018 г.);
Авторская программа «Музыка. 5-7 классы»./ Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.-М.: Просвещение, 2011.
Место предмета в учебном плане ОУ
На изучение предмета «Музыка» по учебному плану ОУ выделяется 34 часов (1 час в неделю), что соответствует количеству часов, выделяемых Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации и авторской программой.
Содержание учебного курса
тема I полугодия:
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
тема II полугодия:
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (17 часов)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Формы организации учебных занятий
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета являются: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:- конкурс - викторина - самостоятельная работа - творческая работа.
В процессе изучения предмета используются элементы традиционного обучения, инновационные педагогические технологии обучения и воспитания учащихся, проблемно- ориентированное обучение, ЦОР, технология урока-диалога, урока-путешествия, технология интонационного постижения музыки.
Планируемые результаты изучения предмета
Ученик научится:
определять особенности создания музыкального образа в разных жанрах вокальной и инструментальной музыки;
наблюдать за развитием музыки и анализировать ее в процессе слушания;
запоминать и узнавать музыкальные темы;
понимать специальные термины и применять их в ответах;
выразительно исполнять в хоровом пении разучиваемые произведения и музыкальные фрагменты;
определять музыкальную форму и особенности стиля того или иного композитора;
находить связи музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, театром.
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно планировать свою учебную деятельность;
находить затруднения в решении учебных задач и формулировать их;
соотносить свое мнение с мнением окружающих при решении учебных задач;
находить нужную информацию из разных источников, в том числе используя ИКТ;
развивать эстетическое отношение к миру, а также критическое восприятие музыкальной информации;
заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.;
воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, конкурсов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов) |
1 | Удивительный мир музыкальных образов. | 1 | 03.09.18 | |
2 | Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. | 1 | 10.09.18 | |
3 | Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. | 1 | 17.09.18 | |
4 | Картинная галерея. | 1 | 24. 09.18 | |
5 | «Уноси моё сердце в звенящую даль…» | 1 | 01.10.18 | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. | 1 | 08. 10.18 | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов. | 1 | 15. 10.18 | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. | 1 | 22. 10.18 | |
9 | Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь» | 1 | 06.11.18 | |
10 | Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. | 1 | 12. 11.18 | |
11 | Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. | 1 | 19. 11.18 | |
12 | «Фрески Софии Киевской» | 1 | 26. 11.18 | |
13 | «Перезвоны». Молитва. | 1 | 03. 12.18 | |
14 | Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. | 1 | 10. 12.18 | |
15 | Образы духовной музыки Западной Европы. Полифония. Фуга. Хорал. | 1 | 17. 12.18 | |
16 | Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. | 1 | 24. 12.18 | |
17 | Обобщение тем 1 и 2 четверти. Музыкальная викторина. | 1 | 14.01.19 | |
«Мир образов камерной и симфонической музыки» (17 часов) |
18 | Джаз – искусство 20 века. | 1 | 21.01.19 | |
19 | Вечные темы искусства и жизни. | 1 | 28.01.19 | |
20 | Образы камерной музыки. | 1 | 4.02.19 | |
21 | Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. | 1 | 11.02.19 | |
22 | Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». | 1 | 18.02.19 | |
23 | «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?». Картинная галерея. | 1 | 25.02.19 | |
24 | Образы симфонической музыки. «Метель». | 1 | 4.03.19 | |
25 | Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина | 1 | 11.03.19 | |
26 | Симфоническое развитие музыкальных образов. | 1 | 18.03.19 | |
27 | «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен. | 1 | 8.04.19 | |
28 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 | 15.04.19 | |
29 | Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». | 1 | 22.04.19 | |
30 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». | 1 | 29.04.19 | |
31 | Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». | 1 | 6.05.19 | |
32 | Мир музыкального театра. Опера «Орфей и Эвридика». | 1 | 13.05.19 | |
33 | Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. | 1 | 20.05.19 | |
34 | Музыка в отечественном кино. | 1 | 27.05.19 | |
8