• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества
схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
задач по актуальным социальным проблемам.
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ.
Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации,
Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.
Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Элементы содержания (основные понятия) | Планируемые результаты обучения: требования к уровню подготовки учащихся (знать/понимать) общеуч. Умения, навыки, способы деятельности | Формы контроля |
1 | | | Общество как сложная динамическая система. Вводный урок | Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон | знать основные положения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Вид контроля: выборочное оценивание. Измерители: ответы на вопросы |
| | | Глава 1. Человек и экономика (24 часа) |
2, 3 | | | Экономика как наука Экономика как хозяйство | Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности | знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их. Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы |
4, 5 | | | Экономический рост Экономическое развитие | Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл | знать, что такое «порочный круг бедности». Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл. Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы |
6, 7 | | | Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия | Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики в России | знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок. Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики. Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы |
8, 9 | | | Фирмы в экономике. Факторы производства | Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями | знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль. Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы |
10, 11 | | | Правовые основы предпринимательской деятельности Организационно-правовые формы предпринимательства Предпринимательство в тюменской области | Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства. Как открыть свое дело | знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования. Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Защита проектов |
12, 13 | | | Слагаемые успеха в бизнесе. Основы менеджмента и маркетинга | Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга | знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме. Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок. Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование | Выборочное оценивание. Вопросы на сравнение |
14, 15 | | | Экономика и государство Экономические функции государства | Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства? | знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику. Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему. Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Работа по документам |
16, 17 | | | Финансы в экономике Инфляция: виды, причины и последствия | Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины и последствия | знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией. Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику. Уметь объяснять, почему возникает инфляция | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест ( задания А и Б) |
18 | | | Занятость и безработица | Рынок труда. Причины и виды безработицы. | знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения. Понимать, для чего необходим рынок труда. Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест ( задания С) Презентация(Создание на основе Интернет-ресурсов) |
19 | | | Проблемы безработицы в Тюменской области | Государственная политика в области занятости |
20 | | | Мировая экономика | Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли | знать, что такое «международные экономические отношения». Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма. Уметь объяснять, какая страна – США или Нидерланды – больше зависит от международной торговли и почему | Выборочное оценивание. Пресс - конференция |
21 | | | Глобальные проблемы экономики | Глобальные проблемы экономики |
22 | | | Человек в системе экономических отношений | Рациональное поведение потребителя. | знать, какие факторы влияют на производительность труда. Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю. Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом. Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах | Выборочное оценивание. Маркетинг – важная составляющая в деятельности фирмы (ролевая игра) |
23 | | | Производительность труда | Рациональное поведение производителя |
24 | | | Человек и экономика | | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | |
25 | | | Урок контроля знаний | | Интеллектуальная игра: « Что? Где? Когда?» |
| | | Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (16 часов) |
26 | | | Свобода в деятельности человека | «Свобода есть осознанная необходимость». | знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в новое и новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость. Понимать, к чему может приводить неограниченная свобода выбора, как свобода трактуется в христианском вероучении. Уметь объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность» | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Работа по документам |
27 | | | Свобода и ответственность | Свобода и ответственность. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах. Свободное общество |
28 | | | Общественное сознание | Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. | знать, какие уровни принято выделять в общественном сознании. Понимать, как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание. Уметь объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; | Выборочное оценивание. Тест Ответы на вопросы |
29 | | | Общественная психология и идеология | Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание |
30 | | | Политическое сознание | Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. | знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретиче-ский, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии. Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание». Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Практическое занятие |
31 | | | Средства массовой информации и политическое сознание | Средства массовой информации и политическое сознание |
32 | | | Политическое поведение | Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. | знать, что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения. Понимать, каковы мотивы политического поведения. Уметь объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы |
33 | | | Политический терроризм. | Регулирование политического поведения |
34 | | | Политическая элита. | Политическая элита. Политическое лидерство. | знать, что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера. Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства – традиционного и харизматического. Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Таблица |
35 | | | Политическое лидерство. Политические лидеры региона | Роль политического лидера. Типы лидерства |
36 | | | Демографическая ситуация в современной России и Тюменской области | Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. | знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе. Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация в России. Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Сообщения |
37 | | | Проблемы неполной семьи | Современная демографическая ситуация в российской федерации |
38 | | | Религиозные объединения и организации в российской федерации | Религиозные объединения. Права религиозных организаций. | знать, какие религиозные объединения могут действовать в российской федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти. Понимать, какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест |
39 | | | Проблема поддержания межрелигиозного мира | Проблема поддержания межрелигиозного мира |
40 | | | Проблемы социально-политической и духовной жизни | | знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Проверочная работа. Тест. Ответы на вопросы |
41 | | | Урок контроля знаний | |
| | | Глава 3. Человек и закон (21 час) |
42 | | | Современные подходы к пониманию права | Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. | Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву. Уметь характеризовать основные особенности естественного права | Выборочное оценивание. Круглый стол Ответы на вопросы |
43 | | | Законотворческий процесс в РФ | Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ |
44 | | | Гражданин российской федерации | Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. | знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика. Уметь назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ | Выборочное оценивание. Работа по конституции Ответы на вопросы |
45 | | | Права и обязанности гражданина РФ. | Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика |
46 | | | Экологическое право | Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. | знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство. Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты. Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан | Выборочное оценивание. Защита презентаций Ответы на вопросы |
47 | | | Способы защиты экологических прав | Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения |
48 | | | Гражданское право. | Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. | знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием. Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений | Выборочное оценивание. Тест Ответы на вопросы |
49 | | | Защита гражданских прав | Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав |
50,51 | | | Семейное право Права и обязанности детей и родителей | Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак. | знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье. Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей | Выборочное оценивание. Дискуссия |
52 | | | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема на работу. |
53 | | | Социальная защита населения Урок контроля знаний | Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование | знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования. Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения | Выборочное оценивание. Тест Ответы на вопросы |
54,55 | | | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс | Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса. Прохождение дела в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений | знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы |
56 | | | Процессуальное право: уголовный процесс | Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. | знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными. Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи | Выборочное оценивание. Письменные вопросы и задания Ответы на вопросы |
57 | | | Судебное производство. | Судебное производство. Суд присяжных заседателей |
58,59 | | | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство | Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания | знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционность акта | Выборочное оценивание. Тест Ответы на вопросы |
60 | | | Международная защита прав человека | Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. |
61 | | | Проблема отмены смертной казни | Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. | знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда | Выборочное оценивание. Семинар Ответы на вопросы презентация |
62 | | | Судебная система Тюменской области Урок контроля знаний | Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека |
63 | | | Взгляд в будущее | Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. | знать основные положения по теме урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы |
64 | | | Постиндустриальное (информационное) общество | Экологические проблемы. |
65,66 | | | Человек и общество | |
67,68 | | | Резервные уроки | | | |