Филиал «Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
КГКОУ Вечерняя школа№2
Рассмотрено: на МО учителей - предметников Протокол № 1 от 28.08.2017 г. | Согласовано Зам.директора по МР Протокол № 1 от 29.08.2017 г. | Утверждено Приказ директора школы № 14 от 01.09.2017 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Обществознание (включая экономику и право)» для 9 класса
основного общего образования
(заочная форма обучения)
на 2017– 2018 учебный год
Составитель: Казанцева Н.В.
учитель истории и обществознания
г. Новоалтайск, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Обществознание» (включая экономику и право) для учащихся 9 классов и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2».
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами и методическими материалами, определяющими структуру и содержание курса:
Приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 19.05.1998 г. № 1276 «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 26.01.2016 г. № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 31.03. 2014 г. № 253;
Приказ Минобрнауки России от 05.07.2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 31.03. 2014 г. № 253;
Основная образовательная программа основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2» и Программа развития универсальных учебных действий, утвержденная приказом директора школы от 31.08.2015 г. № 18;
Учебный план основного общего образования КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2», утвержденный приказом директора школы от 01.09.2017 г. № 14;
Положение о рабочей программе КГКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2», утвержденное приказом директора школы от 30.08.2013 г. № 21);
Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, утвержденное приказом директора школы от 01.09.2017 г. № 14;
Положение о системе оценивания и нормах оценки по предметам, утвержденное приказом директора школы от 01.09.2017 г. № 14
-Примерной программы по обществознанию 5-9 классы
-Авторской программы "Обществознание. 5-9 классы" под ред. Л.Н.Боголюбова, Москва, Просвещение 2009 год.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение обществознания в 9 классах отводится 34 часа. Так, как в Базисном учебном плане «Вечерней (сменной ) общеобразовательной школы №2» при заочной форме обучения отводится ), 0,5 часа в неделю из расчета 34 учебных недели в году то, рабочая программа рассчитана на 17 часов в год. Опираясь на авторскую программу в рабочей программе распределены часы по темам. Формулировка названий разделов и тем соответствует авторской программе.
Изучение обществознания в 9 классах направлено на реализацию следующих целей:
- дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализаци
- создание условий для социализации личности;
- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;
- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;
- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.
В основе реализации рабочей программы лежит
компетентностный ,
личностно-ориентированный и
деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения и отражают стратегию современной образовательной политики.
При организации учебного процесса используются следующие формы:
Уроки изучения новых тем:
Уроки закрепления новых знаний:
Комбинированные уроки;
Уроки обобщения и систематизации знаний
Методы обучения:
информационно-развивающий,
проблемно-поисковый,
репродуктивный.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных технологий, передовых форм и методов обучения. Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума обществоведческого образования в средней школе. При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся. Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума обществоведческого образования в средней школе. Результаты изучения курса «Обществознание» в 10,11,12 классах приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: « Обществознание». 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. М.: Просвещение, 2011
Учебно-тематический план
9 класс
обществознание(включая экономику и право)
Название темы | Количество часов | Практические работы |
Введение. | | |
Раздел 1. Политика | 5 | |
Раздел 2. Право | 10 | |
Раздел 3. Итоговое повторение | 2 | |
Итого | 17 | |
Календарно-тематический план
№ п\п | Дата план. | Дата факт | Тема урока | Изучаемые вопросы | Практические работы | Оборудование | Требования к усвоению материала темы |
| Раздел 1. Политика (5 часов) |
1 | 05.09 | | Политика и власть | Роль политики в жизни общества. Основные направления политики. Государство, его отличительные признаки. | | Учебник | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения |
2 | 19.09 | | Политические режимы | Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. | | Учебник | Знать понятие права, его роль в жизни человека, общества и государства.. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Понятие правонарушения. |
3 | 03.10 | | Правовое государство | Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ. | | учебник | Характеризовать основные понятия. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Признаки правового гос-ва |
4 | 17.10 | | Гражданское общество и государство | Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ. | | учебник | Составить таблицу «Этапы формирования гражданского общества» |
5 | 14.11 | | Политические партии и движения | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. | | Учебник | Уметь анализировать, высказывать собственную точку зрения по программе политических партий России |
| Раздел 2. Право (10 часов) |
6 | 28.11 | | Право и его роль в жизни общества и государства | Право, его роль в жизни человека, общества и госу дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. | | учебник | Объяснять отличие права от других социальных норм. |
7 | 12.12 | | Правонарушения и юридическая ответственность | Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних. | | учебник | Знать: Признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности |
8 | 26.12 | | Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ | Конституция — основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. | | Учебник, тексты Конституции РФ | Знать: Отличие Конституции от остальных законов страны. |
9 | 23.01 | | Права и свободы человека и гражданина | Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие между народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина | | учебник | Знать основные понятия по теме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения |
10 | 06.02 | | Гражданские правоотношения | Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. | | учебник | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы |
11 | 20.02 | | Право на труд. Трудовые правоотношения | Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника | | учебник | Понимать: Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. |
12 | 06.03 | | Семейные правоотношения | Порядок и условия заклюючения брака. Права и обязанности родителей и детей. | | учебник | Знать: Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов |
13 | 20.03 | | Уголовно-правовые отношения | Уголовная ответственность несовершеннолетних. | | учебник | Знать: Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для несовершеннолетних |
14 | 03.04 | | Международно-правовая защита жертв международных конфликтов. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | | учебник | Знать: Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. Женевские конвенции. Международный комитет Красного Креста. История создания и функции ООН. |
15 | 17.04 | | Всеобщая Декларация прав человека. | Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов. | | Текст «Всеобщая Декларация прав человека» | Уметь анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей Декларации прав человека. Делать выводы. Сравнивать положения международных документов по правам человека |
| Раздел 3. Итоговое повторение (2 часа) |
16 | 01.05 | | Итоговое повторение | | | | |
17 | 15.05 | | Итоговое повторение | | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности овладение знаниями и умениями востребованными повседневной жизнью, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать\понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять , характеризовать, определять.
Требования к результатам обучения
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
Знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- Конституция РФ –основной закон страны;
- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Контроль уровня подготовки обучающихся
Формы, виды, методы и средства контроля
Виды контроля: промежуточный, текущий, тематический, итоговый
Методы контроля: письменный и устный
Формы контроля: контрольная работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос
Система контроля и оценивания знаний включает в себя:
тематический контроль, текущий кратковременный контроль, тестовые работы
Нормы оценки:
Устный ответ
оценка«5» - ставится в случае, если обучающийся показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
оценка «4»-показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
оценка «3» усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не последовательно,
оценка «2» не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
Работа с другими источниками знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов, полное неумение использовать карту и источники знаний.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся учитываются все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
-незнание определения основных понятий, законов
-неумение выделить в ответе главное;
-неумение делать выводы и обобщения;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
нарушение техники безопасности;
небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1-2 из этих признаков второстепенными;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
-орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкий, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 6-9 класс. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010 г.
2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учрежданий.М.: Просвещение, 2010 г.
3. Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2010г.
4. О. А. Котова , Т.Е. Лискова. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2010г.
Литература для учителя
1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988г.
2. Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998г.
3. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001г.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988г.
4. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999г.
Литература для учащихся
1.Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002г.
2. Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., i995. Кравченко А. И. Обществознание: 8 кл.— М., 1999г.
3. Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999г.
4. Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002г.
5. Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001г.
Лист внесения изменений
в рабочую программу учебного предмета « обществознание (включая экономику и право)» в 9 классе
№ п/п | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Дата проведения по факту |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |