МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
К ОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ Г. О. СЕРПУХОВ
МБОУ «ЭФФЕКТИВНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрено» на заседании ШМО пр.№1 от «30» августа 2024 г. (подпись) | «Согласовано» зам. директора по УВР Н .А. Смалько (подпись) «02» сентября 2024 г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Эффективная школа» Т.В. Литвинова _______(подпись) «02» сентября 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6184290)
учебного предмета «Окружающий мир»
для обучающихся 4 класса «ж»
Составитель:
Ефимако Ольга Борисовна, учитель начальных классов
2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования.
Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.
Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей:
формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни;
развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.
Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», (два часа в неделю): 4 класс – 68 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства. Политико-административная карта России. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.
Города России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов, государственным символам России.
История Отечества «Лента времени» и историческая карта.
Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.
Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты по исследованию природных объектов и явлений. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Характеристика планет Солнечной системы. Естественные спутники планет. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, болото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны. Водоёмы и реки родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2–3 объекта).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Связи в природных зонах.
Некоторые доступные для понимания экологические проблемы взаимодействия человека и природы. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Правила нравственного поведения в природе. Международная Красная книга (отдельные примеры).
Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.
Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного по ведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры). Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств защиты велосипедиста, правила использования самоката и других средств индивидуальной мобильности.
Безопасность в информационно-коммуникационной сети Интернет (поиск достоверной информации, опознавание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникационную сеть Интернет.
Изучение окружающего мира в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений:
устанавливать последовательность этапов возрастного развития человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к определённой природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.
Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений:
использовать умения работать с информацией, представленной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-коммуникационную сеть Интернет (в условиях контролируемого выхода);
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на основе дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств – отзывчивости, доброты, справедливости и др.;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей);
составлять небольшие тексты «Права и обязанности гражданина РФ»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).
Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; предвидеть трудности и возможные ошибки;
контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости;
адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.
Совместная деятельность способствует формированию умений:
выполнять правила совместной деятельности при выполнении разных ролей – руководитель, подчинённый, напарник, члена большого коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совместных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;
применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия:
1) Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве);
сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
2) Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов;
формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).
3) Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию);
соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1) Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и операций.
2) Самоконтроль и самооценка:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.
объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
4 КЛАСС
К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;
показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России);
показывать на исторической карте места изученных исторических событий;
находить место изученных событий на «ленте времени»;
знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России;
рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, достопримечательностях столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки, в том числе государственную символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с объектами природы с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой природы, самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить простейшие классификации;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и известных характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их решения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе;
осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов транспортной инфраструктуры населённого пункта, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.д.);
соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде, самокате;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернете;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1. Человек и общество |
1.1 | Наша родина - Российская Федерация | 10 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
1.2 | История Отечества. «Лента времени» и историческая карта | 17 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
1.3 | Человек - творец культурных ценностей. Всемирное культурное наследие | 6 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
Итого по разделу | 33 | |
Раздел 2. Человек и природа |
2.1 | Методы познания окружающей природы. Солнечная система | 5 | | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
2.2 | Формы земной поверхности. Водоемы и их разнообразие | 9 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
2.3 | Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
2.4 | Природные и культурные объекты Всемирного наследия. Экологические проблемы | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
Итого по разделу | 24 | |
Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности |
3.1 | Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
3.2 | Безопасность в городе. Безопасность в сети Интернет | 4 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f412850 |
Итого по разделу | 5 | |
Резервное время | 6 | 4 | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 4 | 2 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Как человек изучает окружающую природу? | 1 | | | | |
2 | Солнце - звезда | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414d1c |
3 | Планеты Солнечной системы. Луна – спутник Земли | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8414eca |
4 | Смена дня и ночи на Земле как результат вращения планеты вокруг своей оси (практические работы с моделями и схемами) | 1 | | 1 | | |
5 | Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены сезонов (практические работы с моделями и схемами). Общая характеристика времён года | 1 | | 1 | | |
6 | Историческое время. Что такое «лента времени»? | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 |
7 | Экологические проблемы взаимодействия человека и природы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415118 |
8 | Всемирное культурное наследие России | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415b9a |
9 | Природные и культурные объекты Всемирного наследия в России | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841580c |
10 | Природные и культурные объекты Всемирного наследия за рубежом | 1 | | | | |
11 | Знакомство с Международной Красной книгой | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415636 |
12 | Всемирное культурное наследие | 1 | | | | |
13 | Охрана историко-культурного наследия | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8418dc2 |
14 | О вредных для здоровья привычках | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415da2 |
15 | Правила цифровой грамотности при использовании Интернет | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8415f50 |
16 | Планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры населённого пункта | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416306 |
17 | Правила поведения в общественных местах: зонах отдыха, учреждениях культуры и торговых центрах | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84164be |
18 | Безопасное поведение при езде на велосипеде и самокате. Дорожные знаки | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416180 |
19 | Равнины России: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская (название, общая характеристика, нахождение на карте) | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416996 |
20 | Горные системы России: Урал, Кавказ, Алтай (краткая характеристика, главные вершины, место нахождения на карте) | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416b58 |
21 | Водоёмы Земли, их разнообразие. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, болото. Примеры водоёмов в России | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416cfc |
22 | Река как водный поток | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8416fae |
23 | Крупнейшие реки России: название, нахождение на карте | 1 | | | | |
24 | Характеристика природных зон России: арктическая пустыня. Связи в природной зоне | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417b34 |
25 | Характеристика природных зон России: тундра. Связи в природной зоне | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417d1e |
26 | Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417f08 |
27 | Характеристика природных зон России: смешанный лес. Связи в природной зоне | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84181ce |
28 | Характеристика природных зон России: степь и полупустыня. Связи в природной зоне | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84185ac |
29 | Формы земной поверхности (на примере родного края) | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8417526 |
30 | Водоёмы и реки родного края | 1 | | | | |
31 | Использование рек и водоёмов человеком (хозяйственная деятельность, отдых). Охрана рек и водоёмов | 1 | | | | |
32 | Защита и охрана природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, флоры и фауны) | 1 | | | | |
33 | Искусственные водоёмы: водохранилища, пруды (общая характеристика) | 1 | | | | |
34 | Резервный урок. Проверочная работа по теме "Формы земной поверхности и водоёмы" | 1 | 1 | | | |
35 | Резервный урок. Проверочная работа по теме "Природные зоны" | 1 | 1 | | | |
36 | Человек - творец культурных ценностей | 1 | | | | |
37 | Труд и быт людей в разные исторические времена | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419c54 |
38 | Резервный урок. Новое время | 1 | | | | |
39 | Резервный урок. Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | | | | |
40 | Государство Русь. Страницы общественной и культурной жизни | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8419894 |
41 | Города России. Древние города России. Страницы истории | 1 | | | | |
42 | Государство Русь. Человек - защитник своего Отечества | 1 | | | | |
43 | Московское государство. Страницы общественной и культурной жизни в Московском государстве | 1 | | | | |
44 | Образование и культура в Московском государстве | 1 | | | | |
45 | Страницы истории Российской империи. Пётр I | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b284 |
46 | Страницы Российской империи. Преобразования в культуре, науке, быту | 1 | | | | |
47 | Образование в Российской империи | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841b4aa |
48 | Развитие культуры в Российской империи Российская империя: развитие культуры XVIII века (архитектура, живопись, театр) | 1 | | | | |
49 | «Золотой век» русской культуры. Великие поэты и писатели, композиторы и художники XIX века | 1 | | | | |
50 | Первая Отечественная война: 1812 год. Защита Родины от французских завоевателей | 1 | | | | |
51 | Страницы истории России ХХ века | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c56c |
52 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг: как все начиналось… | 1 | | | | |
53 | Великая Отечественная война 1941-1945 гг: главные сражения | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c800 |
54 | Всё для фронта – всё для победы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841c9f4 |
55 | Взятие Берлина. Парад Победы | 1 | | | | |
56 | Мы живём в Российской Федерации | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dac0 |
57 | Государственное устройство РФ (общее представление). Конституция РФ. Президент РФ. Политико-административная карта России | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d188 |
58 | Родной край. Знаменитые люди родного края | 1 | | | | |
59 | Взаимоотношения людей в обществе: доброта и гуманизм, справедливость и уважение | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d8ea |
60 | Права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841d336 |
61 | Государственные праздники России | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841dc50 |
62 | Праздник в жизни общества и человека | 1 | | | | |
63 | Праздники и памятные даты своего региона | 1 | | | | |
64 | Малая Родина гражданина России. Достопримечательности родного края | 1 | | | | |
65 | Наша малая Родина: главный город | 1 | | | | |
66 | Города России. Города-герои. Страницы истории | 1 | | | | |
67 | Резервный урок. Проверочная работа по теме "История Отечества" | 1 | 1 | | | |
68 | Резервный урок. Проверочная работа по итогам обучения в 4 классе/ Всероссийская проверочная работа | 1 | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 4 | 2 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ