АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2 класс (2 Вариант)
на 2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели и задачи образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Изучение учебного предмета «Окружающий природный мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:
- расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности.
- развивать способности видеть, сравнивать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
- воспитывать у обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий природный мир» занимает особое место среди предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в образовательной организации и за её стенами.
Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с нарушением интеллекта, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Мир растений», «Мир животных», «Явления природы».
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.
Мир растений. Совместные с обучающимися наблюдения за растениями, формирование представлений о разнообразии растений.
Чтение литературных произведений и загадок о растениях.
Мир животных. Совместные с обучающимися наблюдения за домашними животными, за зимующими птицами (воробей, ворона, синица), беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений.
Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы). Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка». (Интеграция с учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация».)
Явления природы.
Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий); весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.
Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).
В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.
Чтение обучающимся потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о небесных светилах. Вовлечение обучающихся в доступные народные игры.
Рисование учителем с привлечением к этому действию учеников красками (вместе с учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее ассоциирование этих пятен с реальными объектами (солнце, тучи). Называние их с помощью учителя. (Интеграция с уроками «Изобразительная деятельность».)
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение учебного предмета отведено 34 часов, 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Образовательная область: окружающий мир
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет свою половую принадлежность; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства;
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
- проявляет мотивацию благополучия; - принимает участие в коллективных делах и играх;
Предметные результаты
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
- интерес к объектам и явлениям неживой природы;
- расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля);
- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.
Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:
- интерес к объектам живой природы;
- расширение представлений о животном мире, их виды, понятия «дикие» - «домашние»;
- расширение представлений о растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы;
- опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;
- умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
Элементарные представления о течении времени:
- умение различать части суток, дни недели;
- представления о течении времени: смена событий дня, суток.
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
- контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Основное содержание учебного предмета
представлено в виде тематических групп, где дано краткое содержание тем.
«Мир растений» - 7 час.
«Мир животных» - 16 час.
«Явления природы» - 11 час.
В процессе формирования представлений о неживой природе обучающиеся получают знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Обучающиеся знакомятся с разнообразием растительного и животного мира, получают представления о среде обитания животных и растений, учатся выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: полив, уход за растениями, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Растительный мир
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) и его частей (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок). Значение растений в природе и в жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, ель, осина). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Значение деревьев в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.
Узнавание (различение) ягод (малина, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, одуванчик); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Узнавание травянистых растений.
Животный мир
Знание
- строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога); - основных признаков животного;
- домашних животных (корова, свинья, овца (баран), кот, собака);
- питание домашних животных
- значения домашних животных в жизни человека.
- уход за домашними животными (котом, собакой и др.).
- детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок,
- различение диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, , кабан).
- питание диких животных.
- детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок).
- домашних птиц (курица (петух), утка, гусь);
- детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок);
- различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица).
- перелетных птиц (дикая утка, дикий гусь, грач);
Объекты и явления неживой природы
Знание:
- солнце, небо, облака; Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба.
- дождь, снег, снежинки; значение дождя, снега;
Временные представления
Элементарные представления о течении времени.
- знание частей суток (утро, день, вечер, ночь);
- представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь);
- соотнесение частей суток с видами деятельности;
- различение месяцев; соотнесение месяцев с временами года;
- знание времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам;
- изменения, происходящие в жизни человека в разное время года;
- изменения, происходящие в жизни животных в разное время года;
- изменения, происходящие в жизни растений в разное время года;
- различение явлений природы (дождь, снегопад, листопад, радуга, гром, ветер);
- соотнесение явлений природы с временем года; рассказ о погоде текущего дня;
Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Краткое содержание темы | Практическая часть Экскурсии |
Мир растений | 7 | Виды растений, строение растений, уход за растениями, выращивание цветковых растений из семян, съедобные и несъедобные растения. | 4 |
Мир животных | 16 | Группы животных «дикие»- «домашние» Совместные с обучающимися наблюдения за домашними животными, за зимующими птицами (воробей, ворона, синица,) беседы об их жизни и повадках, игры, отражающие жизнь домашних животных и их детенышей, птиц. Кормление птиц во время экскурсий и наблюдений. Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи, короткие рассказы). Знакомство с пиктограммами «собака», «лошадь», «кошка». (Интеграция с учебным предметом «Речь и альтернативная коммуникация».) |
Явления природы | 11 | Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный дождь (в зависимости от погодных условий); весной: тает снег, холодный и теплый дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки. Наблюдения, игровые упражнения с ветряными вертушками. Обучение составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.). В имитационных играх, этюдах, пантомимах уточнение представлений обучающихся о солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках. |
Всего | 34 | | 4 |
Календарно-урочное планирование
№ урока | Тема урока | Цель урока | Тип урока | Методы и приёмы | Дидактический материал | Словарная работа | Дата проведения | |
1 | Живая и неживая природа. Знакомство с временами года и их названиями. | Формировать первоначальное понятие о мире живой и неживой природы; познакомить с временами года и их названиями. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Рисунки, образцы живой и неживой природы, картинки времен года. | Природные явления, живая природа, неживая природа, времена года. | | |
2 | Погода. Изменения в погоде вчера и сегодня. | Формировать представление обучающихся о погоде, ее изменениях, о роли погоды в жизни человека, других живых существ. Учить наблюдать за погодой. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | Погода | | |
3 | В гости к осени. Экскурсия в природу. | Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы осенью: холодно, тепло, облачно, ветер, дождь. Уточнить и систематизировать знания обучающихся об осени. | Экскурсия | Беседа, наблюдение. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры | Листопад, увядание трав | | |
4 | Растения осенью, их разнообразие: деревья, кустарники, травы, цветы. | Формирование представлений о разнообразии растений; учить узнавать их в природе Выявление представлений обучающихся об изменении растений в разное время года (изменение окраски листьев, листопад, увядание трав). | Урок новых знаний. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | деревья, кустарники, травы, цветы. Листопад. | | |
5 | Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. | Познакомить обучающихся с основными частями растения. | Урок новых знаний. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | Корень, ствол, лист, цветок. | | |
6 | Одежда людей осенью. | Формирование представлений о сезонной одежде. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | Демисезонная одежда | | |
7 | Овощи. Плоды. Помидор, огурец. картофель | Формирование представлений об овощах. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | Плоды – пломидор, огурец. Корнеплод – картофель. | | |
8 | Садовые и лесные ягоды: малина, клюква. | Формировать представлений о ягодах, которые растут в огороде, в лесу. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | Садовые и лесные ягоды | | |
9 | Перелетные птицы: лебеди, утки. | Формировать представления о птицах, которые улетают в теплые края. Лебеди. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | Перелётные птицы, лебеди | | |
10 | Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо, солнце, облака, луна, звезды. | Формирование представлений о названиях и простейших признаках объектов неживой природы (солнце, облака, луна, звезды). | Комбинирован ный. | фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | день ночь солнце облака луна звезды | | |
11 | Время суток: утро, день, вечер, ночь, и их признаки. | Формировать представления о значении солнца и времени суток. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, презентация. | Утро день вечер ночь | | |
12 | В гости к зиме. Экскурсия в природу. | Провести наблюдения за зимними изменениями в природе; систематизировать и обогатить знание детей о природных связях. | Экскурсия | Беседа, объяснение, наблюдения, задания. | | Замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, снегопады. | | |
13 | Одежда детей зимой. | Формирование представлений о сезонной одежде. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | Зимняя одежда | | |
14 | Домашние животные: собака, кошка. | Формирование представлений о разнообразии домашних животных; учить называть и узнавать их в природе и на рисунках. Внешнее описание собаки и кошки, их повадки. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | Домашние животные | | |
15 | Дикие животные: волк, медведь, заяц. | Формирование представлений о разнообразии животных; учить называть и узнавать их на рисунках, иллюстрациях. Внешнее описание, их повадки. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | Дикие животные | |
16 | Зимующих птицы: ворона, воробей, синица. | Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Внешнее описание птиц, питание, повадки. | Комбинирован ный. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры, презентации. | Ворона | |
17 | Зима – начало года. Признаки зимы. Погода. | Уточнить и расширить знания о середине зимы; | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Рисунки, образцы живой и неживой природы, картинки времен года. | Морозы, снегопады, метели, короткие дни, длинные ночи. | |
18 | Домашние животные их детёныши: свинья и поросята. | Формирование представлений о разнообразии животного мира, приспособлении животного мира к различным условиям обитания, их повадки. | Сообщение новых знаний. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | Свинья, боров, поросята | |
19 20 | Дикие животные. Кабан. Лось. | Расширить знания о группе диких животных на основе знакомства с кабаном, лосем, (внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детёныши, приспособление диких животных к природным условиям) | Сообщение новых знаний | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | Кабан, кабаниха, кабанята. Лось, лосиха, лосята. | |
21 | Обобщающий урок: домашние и дикие животные и их детёныши. | Систематизировать знания о домашних животных и их детёнышах. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки, игры. | | |
22 | Перелетные птицы: скворцы, гуси. Грачи. | Расширять знания о перелётных птицах. | Комбинированный. | фронтальная работа | Сюжетные картинки. | Скворец, гусь, грач. | |
23 | Закрепление. Птицы. | Повторение и закрепление ранее полученных знаний. | Комбинированный | Беседа, объяснение, задания. | Игры. | | |
24 | День и ночь. | Расширять знания о значении солнца и наступлении дня и ночи. | Комбинирован ный | Беседа, объяснение, задания. | Предметные картинки, игры. | День ночь | |
25 | Время суток – утро, день, вечер. Занятия людей утром. Днём, вечером. | Формировать представления о значении солнца и времени суток. | Комбинированный | Беседа, объяснение, задания. | Презентация. | Утро, день, вечер. | |
26 | Время суток: ночь. Признаки ночи. Занятия людей ночью. | Формировать представления о значении солнца и наступлении дня и ночи. | Комбинированный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные Картинки. | Ночь | |
27 | В гости к весне. Экскурсия в природу. | Формировать представления о сезонных изменениях в природе весной; | Экскурсия | Беседа, объяснение, Наблюдения. | | Капель, таяние льда на реках (ледоход). | |
28 | Явления природы весной. | Формировать представления о сезонных изменениях в природе весной. | Комбинированный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, предметные картинки. | Дождь, ветер, снег. | |
29 | Животные весной. Медведь, заяц. | Познакомить с изменениями в жизни животных с приходом весны. | Комбинированный | Беседа, объяснение, задания. | Предметные картинки, игры. | Медведь, заяц | |
30 | Растения весной. | Совершенствование знаний обучающихся о растениях весной. | Комбинированный. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, презентация | Почки, листочки | |
31 | Первые цветы весной: подснежники. | Формирование представлений о разнообразии цветов. | Комбинированный. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, презентация | Подснежники | |
32 | Цветы: ромашки, одуванчики. | Формирование представлений о ромашке. | Комбинированный. | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные, предметные картинки, игры. | Ромашки | |
33 | Повторение изученного материала. | Систематизировать знания обучающихся по теме «Весна». | Комбинированный | Беседа, объяснение, задания. | Сюжетные картинки, игры. | | |
34 | В гости к лету. Экскурсия в природу. | Формировать представления о сезонных изменениях в природе летом; | Экскурсия | Беседа, объяснение, Наблюдения. | | Солнце, небо, облака, дождь, радуга | |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» № 189 от 29.12.2010 года.
Технические средства обучения
Компьютер
ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В процессе обучения используются:
натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
печатные пособия (таблицы) по разделам программы;
предметные и сюжетные картинки по темам;
1. Натуральные объекты (игрушки, одежда).
2. Домашние животные
3. Дикие животные
4. Одежда и обувь
5. Игрушки
6. Фрукты
7. Овощи
8. Демонстрационные карточки "Птицы".
9. Демонстрационные карточки "Цветы".
10. Демонстрационные карточки "Зима":
11. Демонстрационные карточки "Весна".
12. Демонстрационные карточки "Лето".
13. Демонстрационные карточки "Осень".