Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утверждённой приказом по школе
от 31.08.2017 №620
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для 4-Д класса
учителя: Бондаренко Натальи Михайловны
2017-2018
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 396 от 06 октября 2009 г. с изм. приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 и № 23570 (далее – стандарт); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; Фундаментальное ядро содержания общего образования; Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. –М.: Просвещение, 2010 г.; Окружающий мир. Рабочие программы 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков - М.: Просвещение, 2011;
На изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).
Личностные результаты освоения учебного предмета, курса
Освоение предмета «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциации моральных и конвенционных норм, развитие морального как переходного от доконвенциональных к конвенциональному уровню;
установка на здоровый образ жизни;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживания им.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской индентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»
Выпускник научится:
осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериализацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
обработка информации (определение основной и второстепенной информации;
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентировать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
анализ;
синтез;
сравнение;
сериация;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
установление причинно-следственных связей;
построение рассуждения;
обобщение.
Предметные результаты освоения учебного предмета, курса
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры, и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелет птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источники света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности(на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги(общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения(корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения(свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных(вода, воздух, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных(хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птицы, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. Названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы(солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2-3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно – двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена системы органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ | Сроки | Тема | | |
План | Факт | Виды деятельности обучающихся | |
1 | 04.09 | | Мир глазами астронома. | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса; Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога; Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы; Извлекать из текста цифровые данные, выписывать их в рабочую тетрадь; Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
2 | 07.09 | | Планеты Солнечной системы.Р\К Моя земля- Югория | |
3 | 11.09 | | Звездное небо - Великая книга природы. | |
4 | 14.09 | | Мир глазами географа.Р\К Путешествие по карте России. | |
5 | 18.09 | | Тепловые пояса земли. | |
6 | 21.09 | | Мир глазами историка. Р\кПутешествиее покарте России Федеральные округа нашей Родины | |
7 | 25.09 | | Когда и где?Мир глазами эколога. | |
8 | 28.09 | | Сокровища Земли под охраной человека. Презентация проектов (по выбору. Р\кПутешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины | |
9 | 02.10 | | Входная контрольная работа. | |
10 | 05.10 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Земля и человечество» | Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить; Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте, знакомиться с картой природных зон, сравнивать её с физической картой России, высказывать предположения о причинах смены зон, осуществлять самопроверку; Характеризовать природу зон; Извлекатиз дополнительной литературы, Интернета сведения о животном и растительном мире изучаемой зоны, готовить сообщения; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
11 | 09.10 | | Равнины и горы России. | |
12 | 12.10 | | Моря,озера и реки России.Р\к Наш край на картеРодины | |
13 | 16.10 | | Природные зоны России. | |
14 | 19.10 | | Зона арктических пустынь. | |
15 | 23.10 | | Тундра. | |
16 | 26.10 | | Леса России. Р\К Наш край на карте Родины | |
17 | 09.11 | | Лес и человек. | |
18 | 13.11 | | Зона степей. Р\К Формы поверхности, характерные для нашего края | |
19 | 16.11 | | Пустыни. | |
20 | 20.11 | | У Черного моря. Р\К Формы поверхности характерные для нашего края | |
21 | 23.11 | | Проверим себя и свои достижения по разделу: «Природа России» | | |
22 | 27.11 | | Наш край. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края, находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки, определять полезные ископаемые своего края, их свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого, рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах и степях родного края; Работать в паре: знакомиться с политико- административной картой России, находить на политико–административной карте России свой регион, знакомиться с картой своего региона, рассказывать о ней по карте; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
23 | 30.11 | | Поверхность нашего края. Р\К Картины природы в лесной зоне | |
24 | 04.12 | | Водные богатства нашего края. | |
25 | 07.12 | | Наши подземные богатства. Р\К Ханты — Мансийск — столица края — город на семи холмах. | |
26 | 11.12 | | Земля – кормилица. | |
27 | 14.12 | | Жизнь леса Р\К Ханты — Мансийск — столица края | |
28 | 18.12 | | Жизнь луга. Р\К Югра — единая семья народов | |
29 | 21.12 | | Жизнь в пресных водах. Р\К Взаимосвязь растительного и животного мира | |
30 | 25.12 | | Экскурсии в природные сообщества Родного края Р\К Грибы-часть живой природы | |
31 | 28.12 | | Контрольная работа за 1 полугодие. | |
32 | 11.01 | | Растениеводство в нашем крае. Р\К Грибы-часть живой природы | |
33 | 15.01 | | Животноводство в нашем крае. | |
34 | 18.01 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Родной край-часть большой страны» Р\К Разнообразие птиц Югры | |
35 | 22.01 | | Начало истории человечества. Р\К Разнообразие птиц Югры | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; Анализировать иллюстрации учебника; Рассказывать на основе экскурсий в краеведческий музей о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона; Понимать роль археологии в изучении первобытного общества; Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
36 | 25.01 | | Мир древности: далекий и близкий. Р\К Лес –«легкие» Югры | |
37 | 29.01 | | Средние века: время рыцарей и замков. | |
38 | 01.02 | | Новое время: встреча Европы и Америки. Р\К Лес –«легкие» Югры | |
39 | 05.02 | | Новейшее время: история продолжается сегодня. | |
40 | 08.02 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы всемирной истории. Жизнь древних славян» | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить; Анализировать карту расселения племён древних славян; Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени; Моделировать древнеславянское жилище; Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX-XIвеках Древней Руси; нашествие Батыя на Русь; Работать с терминологическим словариком; Рассказывать о поединках, битвах, об изменении политики в отношении Золотой Орды, о реформах Петра I, о Бородинском сражении; Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в XIX веке в регионе; Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
41 | 12.02 | | Во времена Древней Руси. Р\К Водоемы нашего края | |
42 | 15.02 | | Страна городов. | |
43 | 19.02 | | Из книжной сокровищницы Древней Руси. Р\К Водоемы нашего края | |
44 | 22.02 | | Трудные времена на Русской земле. | |
45 | 26.02 | | Русь расправляет крылья. | |
46 | 01.03 | | Куликовская битва. Р\К роль реки в жизни коренных народов Югры | |
47 | 05.03 | | Иван Третий. | |
48 | 12.03 | | Тестовая контрольная работа. | |
49 | 15.03 | | Мастера печатных дел. Патриоты России. | |
50 | 19.03 | | Пётр Великий. Р\К Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь | |
51 | 22.03 | | Михаил Васильевич Ломоносов. Р\К загадки и тайны югорских болот | |
52 | 05.04 | | Екатерина Великая. | |
53 | 09.04 | | Отечественная война 1812 года. Р\К Югра-древняя земля | |
54 | 12.04 | | Страницы истории XIX века. Р\К Югра-древняя земля | |
55 | 16.04 | | Россия вступает в ХХ век. Р\К главные события 20века | |
56 | 19.04 | | Страницы истории 1920-1930 годов. | |
57 | 23.04 | | Великая война и Великая Победа. Р\К Округ в годы ВОв | |
58 | 26.04 | | Великая война и Великая Победа. | |
59 | 03.05 | | Страна, открывшая путь в космос. Р\К главные события 20века | |
60 | 07.05 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «Страницы истории России» | |
61 | 10.05 | | Мы – граждане России. Р\К Округ в годы ВОв | |
62 | 14.05 | | Славные символы России. | |
63 | 17.05 | | Такие разные праздники. Р\К Формирование национального округа | |
64 | 21.05 | | Путешествие по России. | |
65 | 24.05 | | Путешествие по России. | |
66 | 28.05 | | Путешествие по России Р\К замечательные люди Югры | |
67 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проектов (по выбору) | |
68 | | | Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам. Р\К Культура и быт коренного населения | |
За учебный год: 68 ч Дано: _______ ч | |