«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Белое
им. Сушкина Т. Г. Красногвардейский район
Кол-во часов: 70ч. (35 учебные недели), 2 часа в неделю.
Учебник: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» М.: Просвещение,2016г.
с. Белое
2020г.
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде
- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости,
- определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных
последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране
- называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);
- называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
- рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;
- характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России;
- пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска
дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
№ уро ка | Тема раздела, урока | Планируемые результаты | Дата |
личностные | УУД Метапредметные | предметные | план | факт |
| Земля и человечество (9 ч) |
1 | Мир глазами астронома. Безопасность на улицах и дорогах. | Оценивать жизненные ситуации | П: определять причины явлений, собы тий. Р: Принимать и сохранять учебную задачу. К: высказывать свою точку зре ния и пытаться её обосновать, приводя аргументы; | Познакомить уч-ся с нау кой, изучающей Вселен ную. Сформировать пред ставления о Вселенной, о размерах и природе Солн ца; о планете Земля, о фор ме и размерах Земли. | 02.09. | |
2 | Планеты Солнечной системы. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её природе. | П: выявление существенных признаков объектов. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери-але в сотрудничестве с учителем. К: делать выводы на основе обобщённых знаний. | Познакомить с планетами Солнечной системы, сфор мировать представление о них; о смене на Земле дня и ночи, времен года. | 07.09 | |
3 | Звёздное небо – великая книга Природы. | Осознание себя членом общества и государст ва, чувство любви к ро дной стране, выражаю щееся в интересе к её природе. | П:извлекать информацию, представлен ную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р:учитывать выделенные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале в сотру дничестве с учителем. К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать. | Дать представление о звёздах, учить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе. | 09.09. | |
4 | Мир глазами географа. Человек и его деятельность. Правила безопасности. | Оценивать жизненные ситуации | П: Перерабатывать полученную инфор мацию: сравнивать и группировать фак ты и явления; определять причины явле ний, событий. Р: Планировать свои дей ствия в соответствии с поставленной за дачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К: Учитывать раз ные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Сформировать представ ления о глобусе как моде ли Земли. Учить элемен тарным приёмам чтения плана, карты. Знать мате рики и океаны, их назва ния, расположение на глобусе и карте. | 14.09 | |
5 | Мир глазами историка. | Осознание себя чле-ном общества и госу-дарства , чувство гордости и любви к родной стране. | Р:Планировать свои действия в соответст вии с поставленной задачей и ее реализа ции, в том числе во внутреннем плане П:Перерабатывать полученную информа цию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, со бытий. К:Задавать вопросы, высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. | Дать представление об ок ружающем нас мире с точ ки зрения историков. Ис тория Отечества: отдель ные, наиболее важные и яркие исторические карти ны быта, труда, традиций людей в разные историче-ские времена. | 16.09 | |
6 | Когда и где? | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её культуре, истории, на родам и желание участ вовать в ее делах и событиях. | Р: Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не.П:Перерабатывать полученную инфо рмацию: сравнивать и группировать фа кты и явления; определять причины яв лений, событий. К: высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. | Познакомить детей с обоз начением дат историчес ких событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление». | 21.09. | |
7 | Мир глазами эколога. Экологическое положение в Адыгеи. Отравление жидкостями, пищей, парами, газом. | Осознание и приня-тие базовых общече-ловеческих ценно-стей. | Р:Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.П:Формировать собственное мнение и позицию. К: активное исполь зование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения комму никативных и познавательных задач. | Познакомить уч-ся с пос ледствиями влияния чело века на природу, экологи ческими проблемами, ко торые необходимо решать на современном этапе. | 23.09 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Полезные ископаемые Адыгеи. | Установка на безопас ный здоровый образ жизни.В предложен ных ситуациях, опира ясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | П:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К:Исполь зовать речь для регуляции своего дейст вия. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации. | Познакомить с объектами Всемирного наследия, правилами поведения в природе. | 28.09 | |
9 | Международная Красная книга. Красная книга Адыгеи. Как оказать помощь при отравлении ядовитыми парами и дымом | Формирование установ ки на безопасный, здо ровый образ жизни, нали чие мотивации к творчес кому труду, работе на ре зультат, бережному отно шению к материальным и духовным ценностям. | Р:Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не. П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К: Адекват но использовать речевые средства. | Познакомить с Междуна родной Красной книгой. Формировать убеждение о личной ответственности за состояние природы. | 30.09 | |
| |
10 | Равнины и горы России. Плато Лаго-Наки. Уступи дорогу змее. | Осознание себя чле ном общества и госу дарства , чувство люб ви к родной стране, выражающееся в инте ресе к её природе. | Р:Принимать и сохранять учебную за дачу, учитывать выделенные учителем ориенти ры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изме нить свою точку зрения. | Сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России. | 07.10 | |
11 | Моря, озёра и реки России. Реки и озёра Адыгеи | Формирование основ российской граждан ской идентичности, чувства гордости за свою Родину. | Р:Принимать и сохранять учебную зада чу,учитывать выделенные учителем ори ентиры действия в новом учебном мате риале в сотрудничестве с учителем. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обоб щённых знаний. К:Слушать других, пыта ться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у уч-ся представление о водоёмах, их разнообразии, использо вании человеком. | 12.10 | |
12 | Природные зоны России. Дорожная разметка. | Развитие самостоятель ности и личной ответст венности за свои поступ ки, в том числе в инфор мационной деятельнос ти, на основе представле ний о нравственных нор мах, социальной справе дливости и свободе. | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деяте льности, поиска средств её осуществле ния. П: овладение логическими дейст виями сравнения, анализа, синтеза, обо бщения. К: определение общей цели и путей её достижения; умение договари ваться о распределении функций и ро лей в совместной деятельности. | Сформировать у уч-ся представление о природ ных зонах, дать понятие поясности. | 14.10 | |
13 | Зона Арктических пустынь. | Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание уча ствовать в ее делах и событиях. | Р:Осознание и принятие базовых обще человеческих ценностей. П:Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале в сотру дничестве с учителем. К:Выявление су щественных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. | Сформировать у уч-ся представление о природ ной зоне арктических пустынь; особенностями природы, значении приро ды данной зоны для чело века, её использование. | 19.10 | |
14 | Тундра. Опасные насекомые и как избежать опасности. | Формирование целост ного, социально ориен тированного взгляда на мир в его органич ном единстве и разноо бразии природы. | П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюст рация и др.) К:Слушать других, пытать ся принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зре ния.Р: Выявление существенных приз наков объектов, делать выводы на осно ве обобщённых знаний. | Сформировать у учащих ся представление о приро дной зоне тундры; ее геог рафическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности чело-века. | 21.10 | |
15 | Леса России. Охрана лесов Адыгеи. | Осознание и принятие базовых общечелове ческих ценностей. | Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление су щественных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у учащих ся представление о лес ной зоне; географическом положении зоны лесов, растительном и животном мире. | 26.10 | 09.11. |
16 | Лес и человек. Удар электрическим током | Осознание себя чле ном общества и госу дарства, чувство люб ви к родной стране, выражающееся в инте ресе к её природе. | Р: Различать способ и результат дейст вия. П:Делать выводы на основе обоб щения знаний. К:Доносить свою пози цию до других: высказывать свою точ ку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Сформировать у уx- ся пре дставление о роли леса в жи зни человека и природы; эко логических проблемах леса, возникших по вине челове ка, о бережном отношении человека к природе. | 28.10 | 11.11 |
17 | Зона степей. Чем опасны домашние животные. | Осознание и принятие базовых общечелове ческих ценностей. | Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление суще ственных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать дру гую точку зрения, быть готовым из менить свою точку зрения. | Сформировать у учащих ся представление о приро дной зоне степей; ее геог рафическом положении особенностях, животном и растительном мире, об охране природы. | | |
18 | Пустыни. Безопасность на водоемах. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её при роде, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Добывать но вые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Сформировать у учащих ся представление о при родной зоне пустыни; географическом положе нии, её особенностях. | | |
19 | У Черного моря. Спасательные средства на водоемах | Формирование уважитель ного отношения к иному мнению. | П: Добывать новые знания: извле кать информацию. Р: использование знаково-символических средств пре дставления информации для созда ния моделей изучаемых объектов и процессов. К:готовность слушать собеседника и вести диалог. | Сформировать у учащих ся представление о суб тропической зоне Черно морского побережья Кав каза; географическом по ложении, особенностях и деятельности людей. | | |
| |
20 | Наш край. Поверхность нашего края. Влияние погоды и одежды на безопасность на улицах и дорогах | Осознание себя членом об щества и государства, чув ство любви к родной стра не, выражающееся в инте ресе к её природе, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. | Р:Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П:Добы вать новые знания: извлекать инфо рмацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять глав ное, отделять новое от известного. | Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свой ства наблюдаемых объек тов, расширять знания о родном городе, селе. Пред ставление о поверхности родного края; работа с картой. | | |
21 | Водные богатства нашего края. Последствия нарушения экологического равновесия | Осознание и принятие базовых общечеловечес ких ценностей. | Р:Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа ре шения. П:Добывать новые знания: из влекать информацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного | Расширять представления уч-ся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах, о их значении и охране. | | |
22 | Наши подземные богатства. Добыча полезных ископаемых в Адыгее | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Р:овладение начальными сведения ми о сущности и особенностях объ ектов, процессов и явлений дейст вительности. П: освоение способов решения проблем творческого и по искового характера. К: излагать своё мнение и аргументировать свою точ ку зрения и оценку событий. | Практическое знакомство с полезными ископаемы ми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. | | |
23 | Земля – кормилица. Сельское хозяйство в Адыгее. Виды транспорта. | Формирование целостного, социально ориентирован ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Р: Учитывать установленные прави ла в планировании и контроле спо соба решения. П:Перерабатывать полученную информацию: сравни вать и группировать факты и явле ния; определять причины явлений, событий. К:Доносить свою пози цию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосно вать, приводя аргументы. | Познакомить детей с раз личными видами почв и их составом. Развивать умение наблюдать, выде лять характерные особен ности природных объек тов. | | |
24 | Жизнь леса. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. | Р:овладение базовыми предметны ми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. П:Выявление сущест венных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Адекватно использовать речевые средства. | Познакомить с разнооб разием лесных обитате лей, ярусами леса. | | |
25 | Жизнь луга. | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками. | П:способность осознавать и оцени вать свои мысли и действия. К: ис пользование различных способов поиска, обработки и интерпретации информации. Р:формирование уме ния контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Дать представление о луге, как природном сообществе. | | |
26 | Жизнь в пресных водах. Водопады Руфабго | Формирование уважитель ного отношения к иному мнению. | П:самостоятельное выделение и фо рмулирование познавательной це ли. К:контроль, коррекция дейст вий партнера. Р:определение проме жуточных целей с учетом конечно го результата. | Сформировать представле ние о жизни пресного водоёма, растительном и животном мире, о роли человека. | | |
27 | Экскурсия в природные сообщества родного края. | Формирование целостно го, социально ориентиро ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответ ствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата. | Развивать умение наблю дать за природой, познако мить с особенностями при родных сообществ края. | | |
28 | Наши проекты. Травматизм и его предупреждении | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками. | П:самостоятельное определение познавательной цели. К:использова ние речевых форм для решения ко ммуникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов по и интерпретации ин формации. | Развивать навыки работы с информацией. | | |
29 | Растениеводство в нашем крае. Сады в Адыгее. | Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и поз воляют воспитывать береж ное к нему отношение. | П: соотносить результат деятельно сти с поставленной целью, опреде лять своё знание и незнание. К:стро ить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р:использо вать речь для регуляции своего действия. | Сформировать представ ление уч-ся об отрасли с/х, роли растений в при роде и жизни людей, бере жном отношении челове ка к растениям. | | |
30 | Животноводство в нашем крае. Развитие животноводства в Адыгее | Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и поз воляют воспитывать береж ное к нему отношение. | П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:фор мирование умения планировать, ко нтролировать и К:Развитие навы ков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. | Сформировать представ ление уч-ся об отрасли с/х. Раскрыть роль живо тных в жизни людей; бере жное отношение к живот ным. | 28.12 | |
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формирова ние личностного смысла учения. | П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу щественных признаков. К:умение владеть диалогической речью.Р:аде кватно использовать речевые сред ства для решения различных комму никативных задач. | Контроль усвоения и владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. | 11.01 | |
32 | Презентация проектов. | Развитие самостоятельнос ти и личной ответственнос ти. | П:поиск и выделение необходимой информации. К:инициативное сот рудничество с учителем и сверст никами. Р:само и взаимооценка деятельности. | Развивать познаватель ные, интеллектуально-уче бные умения; умение по льзоваться приобретенны ми знаниями в повседнев ной практической жизни. | | |
| |
33 | Начало истории человечества. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и жела ние участвовать в ее делах и событиях. | П:Формирование целостного, соци ально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К:Развитие навыков сотрудничества со взрос лыми и сверстниками. Р:Формиро вание уважительного отношения к иному мнению. | Дать уч-ся представление о первобытных людях. | | |
34 | Мир древности: далекий и близкий. О чем расскажут курганы в Адыгее? | Оценивать жизненные ситуации. | П:самостоятельное определение и формулирование цели, умение вла деть диалогической речью. К:стро ить речевое высказывание в уст ной и письменной речи. Р: прихо дить к общему решению в совмест ной деятельности. | Познакомить уч-ся с древ ним Египтом, Грецией, Римом. | | |
35 | Средние века: время рыцарей и замков. | В предложенных ситуаци ях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. | П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных задач. | Формировать представле ние о Средневековье. | | |
36 | Новое время: встреча Европы и Америки. | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | П:классификация объектов по выде ленным признакам. К:умение с дос таточной полнотой и точностью вы ражать свои мысли. Р:оценивание качества и уровня усвоения знаний. | Познакомить уч-ся с выда ющимися людьми Нового времени, их изобретения ми, географическими от крытиями. | | |
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников. | П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью.Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных задач. | Познакомить уч-ся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX века. | | |
| |
38 | Жизнь древних славян. | Развитие самостоятельно сти и личной ответствен ности за свои поступки. | П:соотносить результат деятельнос ти с поставленной целью, опреде лять своё знание и незнание. К:стро ить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответст вии с поставленной задачей. Р:испо льзовать речь для регуляции своего действия. | Представление о жизни древних славян | | |
39 | Во времена Древней Руси. | Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и жела ние участвовать в ее делах и событиях. | П: построение логической цепи рас суждений. Р: формирование уме ния планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот ветствии с поставленной задачей. К:владение формами речи в соот ветствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Представление о Древней Руси, русских князьях | | |
40 | Страна городов. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | П:самостоятельное создание алгорит мов деятельности для решения проб лем творческого и поискового харак тера. К: инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:составление плана и последовательности действий. | Представление о городах X-XI века Киеве и Новгороде | | |
41 | Из книжной сокро-вищницы Древней Руси. | Принятие и освоение социа льной роли учащегося, разви тие мотивов учебной деятель ности и формирование лич ностного смысла учения. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответ ствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата. | Представление о возник новении славянской аз буки, появлении письмен ности на Руси; | | |
42 | Трудные времена на Русской земле. | Формирование эстети ческих потребностей, ценностей и чувств. | П:смысловое чтение, рефлексия спосо бов и условий действия. К:владение формами речи в соответствии с норма ми языка. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических со бытий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памят ников истории культуры. | | |
43 | Русь расправляет крылья. | Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников. | П:подведение под понятие, анализ, сравнение, синтез. К: построение и применение высказываний для решения постав ленной задачи. Р:взаимооценка деятельности. | Сформировать представ ления уч-ся о возрожде нии Руси. | | |
44 | Куликовская битва. | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | Р:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группиро вать факты ; определять причины, событий. К:Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. П:Прояв лять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. | Сформировать представ ления уч-ся о подвигах защитников Руси. | | |
45 | Иван Третий. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствен ной отзывчивости. | П:моделирование.К: построение ре чевых высказываний в соответст вии с поставленной задачей. Р:самооценка деятельности. | Сформировать представле ния уч-ся о Москве времен Ивана III, сравнить ее со вре менем правления Ивана Ка литы и Дмитрия Донского. | | |
46 | Мастера печатных дел. | Формирование установки к работе на результат, бере жному отношению к мате риальным и духовным ценностям | Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве. П:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек те. К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи . | Сформировать представле ния уч-ся о появлении первой печатной книги н а Руси, книгопечатанья. | | |
47 | Патриоты России. Патриоты Адыгеи | Осознание своей граждан ской идентичности, чувст ва патриотизма, уважение к культурному наследию России. | П:выдвижение гипотез и их обосно вание. К:признавать возможность существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: умение работать в материа льной и ин формационной среде. | Сформировать представле ния уч-ся о патриотизме. | | |
48 | Петр Великий. | Развитие самостоятельно сти, самооценки. | Р:Самостоятельно учитывать выде ленные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале П:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группиро вать факты ; определять причины, событий.К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять глав ное, отделять новое от известного. | Сформировать представ ления уч-ся о времени правления Петра I , его реформах. | | |
49 | Михаил Васильевич Ломоносов. | Развитие этических чувств, понимания и сопе реживания чувствам дру гих людей. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:контроль, коррекция дейст вий партнера. Р:определение после довательности промежуточных це лей с учетом конечного результата. | Сформировать представ ления уч-ся о жизни и деятельности М.В. Ломо носова. | | |
50 | Екатерина Великая. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося. | П:поиск и выделение необходимой информации. К:умение с достаточ ной полнотой выражать свои мыс ли. Р:постановка учеб ной задачи. | Сформировать представ ления уч-ся о жизни в Рос сии во времена правления Екатерины Великой. | | |
51 | Отечественная война 1812 года. | Оценивать жизненные си туации (поступки людей) с точки зрения общеприня тых норм и ценностей: учи ться отделять поступки от самого человека. | П:выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К:сотрудничество с классом. Р:сли чение способа действия и его резу льтата с данным эталоном. | Сформировать представле ния уч-ся о войне 1812 го да. | 18.03 | |
52 | Страницы истории XIX века. | Основы гражданской иден тичности личности в фор ме осознания «Я» как граж данина России, чувства со причастности, гордости за свою Родину, народ и исто рию. | П:осознанное и произвольное пос троение речевого высказывания в устной и письменной форме. К:вла дение монологической и диалоги ческой речью. Р:составление плана и последовательности действий. | Сформировать представ ления уч-ся о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того време ни. | 29.03. | 29.03 |
53 | Россия вступает в XX век. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей прави ла поведения (основы общече ловеческих нравственных ценностей). | П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи. | Сформировать представле ния уч-ся о важнейших событиях в России в нача ле XX века. | 01.04 | 01.04 |
54 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | П:структуирование знаний. К:уме ние с достаточной полнотой выра жать свои мысли. Р:оценивание ка чества и уровня усвоения материала. | Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в 20-30-е годы. | 05.04 | |
55 | ВОВ и Великая Победа. Вклад Адыгеи в победу в ВОВ | Формирование чувства гор дости за свою Родину, рос сийский народ и историю России. | Р:Адекватно воспринимать предло жения и оценку учителей, товари щей, родителей и других людей. П:Строить сообщения в устной и письменной форме К:Делать выво ды на основе обобщённых знаний. | Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне. | 8.04 | |
56 | Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга. | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто рию России. | П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи мости от конкретных условий. К:владение формами речи в соот ветствии с нормами языка. Р:поста новка учебной задачи. | Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Курской дуге. | 12.04 | |
57 | Страна, открывшая путь в космос. Наши проекты. Что такое героическая профессия? | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве. П:Находить необходимую информа цию, как в учебнике, так и в слова рях и энциклопедиях. К:Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в послевоенное время. | 15.04 | |
| |
58 | Основной закон России и права человека. | Развитие самостоятельнос ти и личной ответственнос ти за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравствен ных нормах. | Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве П:Отбирать необходимые для реше ния учебной задачи источники ин формации. К:Оформлять свои мыс ли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. | Дать представление о госу дарственном устройстве нашей страны, об основ ных документах, защища ющих права человека. | 19.04 | |
59 | Мы - граждане России. Кто они –защитники отечества? | Формирование целостно го, социально ориентиро ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | П:самостоятельное выделение и фо рмулирование познавательной це ли, анализ, сравнение, классифика ция объектов по выделенным приз накам. К:инициативное сотрудни чество с учителем и классом. Р:постановка учебной задачи. | Формировать представле ние о том, что значит быть гражданином, о гла ве государства, Федераль ном собрании и их работе. | 22.04 | |
60 | Славные символы России. Символы Адыгеи | Формирование уважитель ного отношения к иному мнению, истории и культу ре других народов. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, уме ние выражать свои мысли в соответ ствии с поставленной задачей. Р:оценивание качества и уровня усвоения материала. | Формировать представле ние о государственных символах России. | 26.04 | |
61 | Такие разные праздники. Праздники в Адыгее | Формирование эстетичес ких потребностей, ценнос тей и чувств. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи мости от конкретных условий. К:владение монологической и диа логической формами речи в соот ветствии с поставленной задачей. Р: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. | Сформировать представле ние о праздника в России, их различиях и особеннос тях. | 29.04 | |
62 | Путешествие по России, по Дальнему Востоку и Сибири. | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | П: осознанное и произвольное пост роение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:фор мирование умения планировать, ко нтролировать и оценивать учебные действия. К: контроль и оценка действий партнера. | Дать представление, на сколько наша страна велика, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями. | 06.05 | |
63 | По северу европейской части России. Здоровый образ жизни – что это такое | Осознание своей этничес кой и национальной прина длежности. | П:самостоятельное определение по знавательной цели. К:использова ние речевых форм для решения ком муникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов поиска (в справочных ис точниках), сбора, обработки, анали за, организации, передачи и интер претации информации. | Познакомить с городами европейской части Рос сии, их народами, обра зом жизни. | 13.05 | |
64 | Драгоценное ожерелье старинных русских городов. | Формирование ценностей многонационального российского общества | П: осознанное и произвольное постро ение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:активное испо льзование знаково-символических средств представления информации. К:использование речевых средств для решения коммуникативных и познава тельных задач. | Познакомить с достопри мечательностями старин ных русских городов. | 17.05 | |
65 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формирова ние личностного смысла учения. | П: самостоятельное выделение и формулирование цели, К: овладе ние способностью принимать и со хранять цели и задачи учебной де ятельности, поиска средств её осу ществления. Р: оценивание качест ва и уровня усвоения материала. | Проверить знания по изученным разделам. | 20.05 | |
66-67 | Презентация проектов. | Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формиро вание личностного смысла учения. | П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходи мой информации. К: инициативное сотрудничество с учителем и свер стниками. Р: составление плана и последовательности действий. | Формировать умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения. | 24.05 27.05 | |
68-69 | Обобщение и повторение. | Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. | П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи. | Проверить знания уч-ся по разделам « Современная Россия», «Страницы исто рии России», «Страницы всемирной истории». | 31.05 | |
70 | Обобщающая игра «Крестики – нолики». | Развитие умения не созда вать конфликтов и нахо дить выходы из спорных ситуаций. | П:анализ объектов с целью выделе ния их признаков. К:сотрудничест во со сверстниками .Р: самооценка деятельности. | Обобщение и повторение знаний по разделам «Сов ременная Россия», «Страницы истории России». | | |