СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Окружающий  мир" для 4 класса. УМК "Школа России" (2 часа в неделю. 35 учебных недель)

Учебник: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» М.: Просвещение,2016г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Окружающий мир" 4 класс»


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» с. Белое

им. Сушкина Т. Г. Красногвардейский район

Республика Адыгея

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

Протокол №1

от 28.08. 2020 г

________ Лактионова О.В.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

______ Михиенко Н.В.

28.08. 2020 г

УТВЕРЖДАЮ

директор

МБОУ «СОШ №4»

______ Лысянская Ю.Н.


28.08.2020 г

Приказ №116 от 28.08.2020г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Окружающий мир»

4 класс (1-4)

на 2020/2021 учебный год

УМК «Школа России»

в 4-а классе

Кол-во часов: 70ч. (35 учебные недели), 2 часа в неделю.

Кол-во проверочных работ: 2

Кол-во тестов: 6

Кол-во практических работ: 2

Экскурсий: 1



Составитель рабочей программы: Лактионова Ольга Владимировна,

учитель начальных классов



Учебник: А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова «Окружающий мир» М.: Просвещение,2016г.





с. Белое

2020г.

Планируемые результаты освоения курса.


В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся.

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;

- различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные

растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде

сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости,

- определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных

последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении

природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране

природы;

- называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);

- называть океаны и материки;

- называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;

- рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России;

- объяснять, что такое Конституция;

- характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

- называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.

Четвероклассники получат возможность научиться:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- работать с различными картами;

- готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- работать в паре, группе, индивидуально;

- оценивать себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России;

- описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;

- пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска

дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.


Содержание учебного предмета, курса.

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу­чаемых объектов на карте природных зон России; рассмат­ривание гербарных экземпляров растений различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (13 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными прес­ного водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определе­ние их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атла­са-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй — последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.

Современная Россия (9ч + 2 ч резерв)

Мы — граждане России. Конституция России — наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.




















Учебно-тематический план 4 класс


п/п

Наименование

раздела, темы

Кол-во

часов

(всего)


Уроки

проверочные

работы

Тесто-вые

работы

Лабора-торные, практи-ческие

работы

экскурсии

1

Земля и человечество.

9

8


1



2

Природа России.

10

9


1



3

Родной край – часть большой страны.

13

8

1

1

1проект

1

4

Страницы всемирной истории.

5

4


1



5

Страницы истории России.

20

18


1

1проект


6

Современная Россия.

9+4

резерв

6

1

1



ИТОГО:

70

59

2

6

2

1






























6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.


уро

ка


Тема раздела, урока

Планируемые результаты


Дата

личностные

УУД

Метапредметные

предметные

план

факт


Земля и человечество (9 ч)


1

Мир глазами астронома. Безопасность на улицах и дорогах.

Оценивать жизненные ситуации

П: определять причины явлений, собы тий. Р: Принимать и сохранять учебную задачу. К: высказывать свою точку зре ния и пытаться её обосновать, приводя аргументы;


Познакомить уч-ся с нау кой, изучающей Вселен ную. Сформировать пред ставления о Вселенной, о размерах и природе Солн ца; о планете Земля, о фор ме и размерах Земли.

02.09.


2

Планеты Солнечной системы.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её природе.

П: выявление существенных признаков объектов. Р: Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери-але в сотрудничестве с учителем. К: делать выводы на основе обобщённых знаний.

Познакомить с планетами Солнечной системы, сфор мировать представление о них; о смене на Земле дня и ночи, времен года.

07.09


3

Звёздное небо – великая книга Природы.

Осознание себя членом общества и государст ва, чувство любви к ро дной стране, выражаю щееся в интересе к её природе.

П:извлекать информацию, представлен ную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р:учитывать выделенные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале в сотру дничестве с учителем. К: высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать.

Дать представление о звёздах, учить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе.

09.09.


4

Мир глазами географа. Человек и его деятельность. Правила безопасности.

Оценивать жизненные ситуации

П: Перерабатывать полученную инфор мацию: сравнивать и группировать фак ты и явления; определять причины явле ний, событий. Р: Планировать свои дей ствия в соответствии с поставленной за дачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К: Учитывать раз

ные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Сформировать представ ления о глобусе как моде ли Земли. Учить элемен тарным приёмам чтения плана, карты. Знать мате рики и океаны, их назва ния, расположение на глобусе и карте.

14.09


5

Мир глазами историка.

Осознание себя чле-ном общества и госу-дарства , чувство гордости и любви к родной стране.

Р:Планировать свои действия в соответст вии с поставленной задачей и ее реализа ции, в том числе во внутреннем плане

П:Перерабатывать полученную информа цию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, со бытий. К:Задавать вопросы, высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать.

Дать представление об ок ружающем нас мире с точ ки зрения историков. Ис тория Отечества: отдель ные, наиболее важные и яркие исторические карти ны быта, труда, традиций людей в разные историче-ские времена.

16.09


6

Когда и где?

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её культуре, истории, на родам и желание участ вовать в ее делах и событиях.

Р: Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не.П:Перерабатывать полученную инфо рмацию: сравнивать и группировать фа кты и явления; определять причины яв лений, событий. К: высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать.

Познакомить детей с обоз начением дат историчес ких событий, с понятиями «век», «тысячелетие», «летоисчисление».

21.09.


7

Мир глазами эколога.

Экологическое положение в Адыгеи. Отравление жидкостями, пищей, парами, газом.

Осознание и приня-тие базовых общече-ловеческих ценно-стей.


Р:Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.П:Формировать собственное мнение и позицию. К: активное исполь зование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения комму никативных и познавательных задач.

Познакомить уч-ся с пос ледствиями влияния чело века на природу, экологи ческими проблемами, ко торые необходимо решать на современном этапе.

23.09


8

Сокровища Земли под охраной человечества. Полезные ископаемые Адыгеи.

Установка на безопас ный здоровый образ жизни.В предложен ных ситуациях, опира ясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

П:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К:Исполь

зовать речь для регуляции своего дейст вия. Р: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации.

Познакомить с объектами Всемирного наследия, правилами поведения в природе.

28.09


9

Международная Красная книга. Красная книга Адыгеи.

Как оказать помощь при отравлении ядовитыми парами и дымом

Формирование установ ки на безопасный, здо ровый образ жизни, нали чие мотивации к творчес кому труду, работе на ре зультат, бережному отно шению к материальным и духовным ценностям.

Р:Планировать свои действия в соответ ствии с поставленной задачей и ее реа лизации, в том числе во внутреннем пла не. П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К: Адекват но использовать речевые средства.

Познакомить с Междуна родной Красной книгой. Формировать убеждение о личной ответственности за состояние природы.

30.09




10

Равнины и горы России. Плато Лаго-Наки. Уступи дорогу змее.

Осознание себя чле ном общества и госу дарства , чувство люб ви к родной стране, выражающееся в инте ресе к её природе.

Р:Принимать и сохранять учебную за дачу, учитывать выделенные учителем ориенти ры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изме нить свою точку зрения.

Сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России.

07.10


11

Моря, озёра и реки России. Реки и озёра Адыгеи

Формирование основ российской граждан ской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Р:Принимать и сохранять учебную зада чу,учитывать выделенные учителем ори ентиры действия в новом учебном мате риале в сотрудничестве с учителем. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обоб щённых знаний. К:Слушать других, пыта ться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Сформировать у уч-ся представление о водоёмах, их разнообразии, использо вании человеком.

12.10


12

Природные зоны России. Дорожная разметка.

Развитие самостоятель ности и личной ответст венности за свои поступ ки, в том числе в инфор мационной деятельнос ти, на основе представле ний о нравственных нор мах, социальной справе дливости и свободе.

Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деяте льности, поиска средств её осуществле ния. П: овладение логическими дейст виями сравнения, анализа, синтеза, обо бщения. К: определение общей цели и путей её достижения; умение договари ваться о распределении функций и ро лей в совместной деятельности.

Сформировать у уч-ся представление о природ ных зонах, дать понятие поясности.

14.10


13

Зона Арктических пустынь.

Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к род ной стране, выражаю щееся в интересе к её природе, её культуре , народам и желание уча ствовать в ее делах и событиях.

Р:Осознание и принятие базовых обще человеческих ценностей. П:Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале в сотру дничестве с учителем. К:Выявление су щественных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний.

Сформировать у уч-ся представление о природ ной зоне арктических пустынь; особенностями природы, значении приро ды данной зоны для чело века, её использование.

19.10


14

Тундра. Опасные насекомые и как избежать опасности.

Формирование целост ного, социально ориен тированного взгляда на мир в его органич ном единстве и разноо бразии природы.

П:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюст рация и др.) К:Слушать других, пытать ся принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зре ния.Р: Выявление существенных приз наков объектов, делать выводы на осно ве обобщённых знаний.

Сформировать у учащих ся представление о приро дной зоне тундры; ее геог рафическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности чело-века.

21.10


15

Леса России. Охрана лесов Адыгеи.

Осознание и принятие базовых общечелове ческих ценностей.

Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление су щественных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Сформировать у учащих ся представление о лес ной зоне; географическом положении зоны лесов, растительном и животном мире.

26.10

09.11.

16

Лес и человек. Удар электрическим током

Осознание себя чле ном общества и госу дарства, чувство люб ви к родной стране, выражающееся в инте ресе к её природе.

Р: Различать способ и результат дейст вия. П:Делать выводы на основе обоб щения знаний. К:Доносить свою пози цию до других: высказывать свою точ ку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Сформировать у уx- ся пре дставление о роли леса в жи зни человека и природы; эко логических проблемах леса, возникших по вине челове ка, о бережном отношении человека к природе.

28.10

11.11

17

Зона степей. Чем опасны домашние животные.

Осознание и принятие базовых общечелове ческих ценностей.

Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Выявление суще ственных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать дру гую точку зрения, быть готовым из менить свою точку зрения.

Сформировать у учащих ся представление о приро дной зоне степей; ее геог рафическом положении особенностях, животном и растительном мире, об охране природы.



18

Пустыни. Безопасность на водоемах.

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к род ной стране, выражающееся в интересе к её при роде, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р:Преобразовывать практическую зада чу в познавательную. П:Добывать но вые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Сформировать у учащих ся представление о при родной зоне пустыни; географическом положе нии, её особенностях.



19

У Черного моря. Спасательные средства на водоемах

Формирование уважитель ного отношения к иному мнению.

П: Добывать новые знания: извле кать информацию. Р: использование знаково-символических средств пре дставления информации для созда ния моделей изучаемых объектов и процессов. К:готовность слушать собеседника и вести диалог.

Сформировать у учащих ся представление о суб тропической зоне Черно морского побережья Кав каза; географическом по ложении, особенностях и деятельности людей.





20

Наш край. Поверхность нашего края. Влияние погоды и одежды на безопасность на улицах и дорогах

Осознание себя членом об щества и государства, чув ство любви к родной стра не, выражающееся в инте ресе к её природе, её куль туре, народам и желание участвовать в ее делах и событиях.

Р:Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П:Добы вать новые знания: извлекать инфо рмацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять глав ное, отделять новое от известного.

Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свой ства наблюдаемых объек тов, расширять знания о родном городе, селе. Пред ставление о поверхности родного края; работа с картой.



21

Водные богатства нашего края. Последствия нарушения экологического равновесия

Осознание и принятие базовых общечеловечес ких ценностей.


Р:Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа ре шения. П:Добывать новые знания: из влекать информацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного

Расширять представления уч-ся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах, о их значении и охране.



22

Наши подземные богатства. Добыча полезных ископаемых в Адыгее

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Р:овладение начальными сведения ми о сущности и особенностях объ ектов, процессов и явлений дейст вительности. П: освоение способов решения проблем творческого и по искового характера. К: излагать своё мнение и аргументировать свою точ ку зрения и оценку событий.

Практическое знакомство с полезными ископаемы ми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения.



23

Земля – кормилица.

Сельское хозяйство в Адыгее. Виды транспорта.

Формирование целостного, социально ориентирован ного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Р: Учитывать установленные прави ла в планировании и контроле спо соба решения. П:Перерабатывать полученную информацию: сравни вать и группировать факты и явле ния; определять причины явлений, событий. К:Доносить свою пози цию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосно вать, приводя аргументы.

Познакомить детей с раз

личными видами почв и их составом. Развивать умение наблюдать, выде лять характерные особен ности природных объек тов.



24

Жизнь леса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Р:овладение базовыми предметны ми и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. П:Выявление сущест венных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Адекватно использовать речевые средства.

Познакомить с разнооб разием лесных обитате лей, ярусами леса.



25

Жизнь луга.

Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками.


П:способность осознавать и оцени вать свои мысли и действия. К: ис пользование различных способов поиска, обработки и интерпретации информации. Р:формирование уме ния контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Дать представление о луге, как природном сообществе.



26

Жизнь в пресных водах. Водопады Руфабго

Формирование уважитель ного отношения к иному мнению.


П:самостоятельное выделение и фо рмулирование познавательной це ли. К:контроль, коррекция дейст вий партнера. Р:определение проме жуточных целей с учетом конечно го результата.

Сформировать представле ние о жизни пресного водоёма, растительном и животном мире, о роли человека.



27

Экскурсия в природные сообщества родного края.

Формирование целостно го, социально ориентиро ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.


П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответ ствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата.

Развивать умение наблю дать за природой, познако мить с особенностями при родных сообществ края.



28

Наши проекты. Травматизм и его предупреждении

Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками.

П:самостоятельное определение познавательной цели. К:использова ние речевых форм для решения ко ммуникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов по и интерпретации ин формации.

Развивать навыки работы с информацией.



29

Растениеводство в нашем крае. Сады в Адыгее.

Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и поз воляют воспитывать береж ное к нему отношение.

П: соотносить результат деятельно сти с поставленной целью, опреде лять своё знание и незнание. К:стро ить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р:использо вать речь для регуляции своего действия.

Сформировать представ ление уч-ся об отрасли с/х, роли растений в при роде и жизни людей, бере жном отношении челове ка к растениям.



30

Животноводство в нашем крае. Развитие животноводства в Адыгее

Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и поз воляют воспитывать береж ное к нему отношение.

П: осознанное и произвольное по строение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:фор мирование умения планировать, ко нтролировать и К:Развитие навы ков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Сформировать представ ление уч-ся об отрасли с/х. Раскрыть роль живо тных в жизни людей; бере жное отношение к живот ным.

28.12


31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формирова ние личностного смысла учения.

П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несу щественных признаков. К:умение владеть диалогической речью.Р:аде кватно использовать речевые сред ства для решения различных комму никативных задач.

Контроль усвоения и владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.

11.01


32

Презентация проектов.

Развитие самостоятельнос ти и личной ответственнос ти.

П:поиск и выделение необходимой информации. К:инициативное сот

рудничество с учителем и сверст никами. Р:само и взаимооценка деятельности.

Развивать познаватель ные, интеллектуально-уче бные умения; умение по льзоваться приобретенны ми знаниями в повседнев ной практической жизни.





33

Начало истории человечества.

Осознание себя членом общества и государства,

чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и жела ние участвовать в ее делах и событиях.

П:Формирование целостного, соци ально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К:Развитие навыков сотрудничества со взрос лыми и сверстниками. Р:Формиро вание уважительного отношения к иному мнению.

Дать уч-ся представление о первобытных людях.



34

Мир древности: далекий и близкий. О чем расскажут курганы в Адыгее?

Оценивать жизненные ситуации.






П:самостоятельное определение и формулирование цели, умение вла деть диалогической речью. К:стро ить речевое высказывание в уст ной и письменной речи. Р: прихо дить к общему решению в совмест ной деятельности.

Познакомить уч-ся с древ ним Египтом, Грецией, Римом.



35

Средние века: время рыцарей и замков.

В предложенных ситуаци ях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор.

П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью. Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных задач.

Формировать представле ние о Средневековье.



36

Новое время: встреча Европы и Америки.

Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.


П:классификация объектов по выде ленным признакам. К:умение с дос таточной полнотой и точностью вы ражать свои мысли. Р:оценивание качества и уровня усвоения знаний.

Познакомить уч-ся с выда ющимися людьми Нового времени, их изобретения ми, географическими от крытиями.



37

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников.


П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью.Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникатив ных задач.

Познакомить уч-ся с открытиями ученых, знаменитыми людьми XX века.





38

Жизнь древних славян.

Развитие самостоятельно сти и личной ответствен ности за свои поступки.

П:соотносить результат деятельнос ти с поставленной целью, опреде лять своё знание и незнание. К:стро ить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответст вии с поставленной задачей. Р:испо льзовать речь для регуляции своего действия.

Представление о жизни древних славян



39

Во времена Древней Руси.

Осознание себя членом общества и государства,

чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и жела ние участвовать в ее делах и событиях.

П: построение логической цепи рас суждений. Р: формирование уме ния планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соот ветствии с поставленной задачей. К:владение формами речи в соот ветствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Представление о Древней Руси, русских князьях



40

Страна городов.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

П:самостоятельное создание алгорит мов деятельности для решения проб лем творческого и поискового харак тера. К: инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:составление плана и последовательности действий.

Представление о городах X-XI века Киеве и Новгороде



41

Из книжной сокро-вищницы Древней Руси.

Принятие и освоение социа льной роли учащегося, разви тие мотивов учебной деятель ности и формирование лич ностного смысла учения.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответ ствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата.

Представление о возник новении славянской аз буки, появлении письмен ности на Руси;



42

Трудные времена на Русской земле.

Формирование эстети ческих потребностей, ценностей и чувств.


П:смысловое чтение, рефлексия спосо бов и условий действия. К:владение формами речи в соответствии с норма ми языка. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических со бытий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памят ников истории культуры.



43

Русь расправляет крылья.

Проявлять уважение к чу жому мнению, в том числе мнению сверстников.


П:подведение под понятие, анализ, сравнение, синтез. К: построение и применение высказываний для решения постав ленной задачи. Р:взаимооценка деятельности.

Сформировать представ ления уч-ся о возрожде нии Руси.



44

Куликовская битва.

Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Р:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группиро вать факты ; определять причины, событий. К:Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. П:Прояв лять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Сформировать представ ления уч-ся о подвигах защитников Руси.



45

Иван Третий.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравствен ной отзывчивости.

П:моделирование.К: построение ре чевых высказываний в соответст вии с поставленной задачей. Р:самооценка деятельности.

Сформировать представле ния уч-ся о Москве времен Ивана III, сравнить ее со вре менем правления Ивана Ка литы и Дмитрия Донского.



46

Мастера печатных дел.

Формирование установки к работе на результат, бере жному отношению к мате риальным и духовным ценностям

Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве. П:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объек те. К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи .

Сформировать представле ния уч-ся о появлении первой печатной книги н а Руси, книгопечатанья.



47

Патриоты России. Патриоты Адыгеи

Осознание своей граждан ской идентичности, чувст ва патриотизма, уважение к культурному наследию России.

П:выдвижение гипотез и их обосно вание. К:признавать возможность существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: умение работать в материа льной и ин формационной среде.

Сформировать представле ния уч-ся о патриотизме.



48

Петр Великий.

Развитие самостоятельно сти, самооценки.

Р:Самостоятельно учитывать выде ленные учителем ориентиры дейст вия в новом учебном материале

П:Перерабатывать полученную ин формацию: сравнивать и группиро вать факты ; определять причины, событий.К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять глав ное, отделять новое от известного.

Сформировать представ ления уч-ся о времени правления Петра I , его реформах.



49

Михаил Васильевич Ломоносов.

Развитие этических чувств, понимания и сопе реживания чувствам дру гих людей.


П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:контроль, коррекция дейст вий партнера. Р:определение после довательности промежуточных це лей с учетом конечного результата.

Сформировать представ ления уч-ся о жизни и деятельности М.В. Ломо носова.



50

Екатерина Великая.

Принятие и освоение соци альной роли учащегося.

П:поиск и выделение необходимой информации. К:умение с достаточ ной полнотой выражать свои мыс ли. Р:постановка учеб ной задачи.

Сформировать представ ления уч-ся о жизни в Рос сии во времена правления Екатерины Великой.



51

Отечественная война 1812 года.

Оценивать жизненные си туации (поступки людей) с точки зрения общеприня тых норм и ценностей: учи ться отделять поступки от самого человека.

П:выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К:сотрудничество с классом. Р:сли чение способа действия и его резу льтата с данным эталоном.

Сформировать представле ния уч-ся о войне 1812 го да.

18.03


52

Страницы истории XIX века.

Основы гражданской иден тичности личности в фор ме осознания «Я» как граж данина России, чувства со причастности, гордости за свою Родину, народ и исто рию.

П:осознанное и произвольное пос троение речевого высказывания в устной и письменной форме. К:вла дение монологической и диалоги ческой речью. Р:составление плана и последовательности действий.

Сформировать представ ления уч-ся о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того време ни.

29.03.

29.03

53

Россия вступает в XX век.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей прави ла поведения (основы общече ловеческих нравственных ценностей).

П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи.


Сформировать представле ния уч-ся о важнейших событиях в России в нача ле XX века.

01.04

01.04

54

Страницы истории 1920 – 1930-х годов.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

П:структуирование знаний. К:уме ние с достаточной полнотой выра жать свои мысли. Р:оценивание ка чества и уровня усвоения материала.

Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в 20-30-е годы.

05.04


55

ВОВ и Великая Победа. Вклад Адыгеи в победу в ВОВ

Формирование чувства гор дости за свою Родину, рос сийский народ и историю России.

Р:Адекватно воспринимать предло жения и оценку учителей, товари щей, родителей и других людей. П:Строить сообщения в устной и письменной форме К:Делать выво ды на основе обобщённых знаний.

Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне.

8.04


56

Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и исто рию России.

П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи мости от конкретных условий. К:владение формами речи в соот ветствии с нормами языка. Р:поста новка учебной задачи.

Сформировать представле ния уч-ся о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Курской дуге.

12.04


57

Страна, открывшая путь в космос. Наши проекты. Что такое героическая профессия?

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве. П:Находить необходимую информа цию, как в учебнике, так и в слова рях и энциклопедиях. К:Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Сформировать представле ния уч-ся о жизни страны в послевоенное время.

15.04




58

Основной закон России и права человека.

Развитие самостоятельнос ти и личной ответственнос ти за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравствен ных нормах.

Р:Проявлять познавательную ини

циативу в учебном сотрудничестве

П:Отбирать необходимые для реше ния учебной задачи источники ин формации. К:Оформлять свои мыс ли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Дать представление о госу дарственном устройстве нашей страны, об основ ных документах, защища ющих права человека.

19.04


59

Мы - граждане России. Кто они –защитники отечества?

Формирование целостно го, социально ориентиро ванного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

П:самостоятельное выделение и фо рмулирование познавательной це ли, анализ, сравнение, классифика ция объектов по выделенным приз накам. К:инициативное сотрудни чество с учителем и классом. Р:постановка учебной задачи.

Формировать представле ние о том, что значит быть гражданином, о гла ве государства, Федераль ном собрании и их работе.

22.04


60

Славные символы России. Символы Адыгеи

Формирование уважитель ного отношения к иному мнению, истории и культу ре других народов.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, уме ние выражать свои мысли в соответ ствии с поставленной задачей. Р:оценивание качества и уровня усвоения материала.

Формировать представле ние о государственных символах России.

26.04


61

Такие разные праздники. Праздники в Адыгее

Формирование эстетичес ких потребностей, ценнос тей и чувств.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависи мости от конкретных условий. К:владение монологической и диа логической формами речи в соот ветствии с поставленной задачей. Р: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Сформировать представле ние о праздника в России, их различиях и особеннос тях.

29.04


62

Путешествие по России, по Дальнему Востоку и Сибири.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

П: осознанное и произвольное пост роение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:фор мирование умения планировать, ко нтролировать и оценивать учебные действия. К: контроль и оценка действий партнера.

Дать представление, на сколько наша страна велика, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями.

06.05


63

По северу европейской части России. Здоровый образ жизни – что это такое

Осознание своей этничес кой и национальной прина длежности.

П:самостоятельное определение по знавательной цели. К:использова ние речевых форм для решения ком муникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов поиска (в справочных ис точниках), сбора, обработки, анали за, организации, передачи и интер претации информации.

Познакомить с городами европейской части Рос сии, их народами, обра зом жизни.

13.05


64

Драгоценное ожерелье старинных русских городов.

Формирование ценностей многонационального российского общества

П: осознанное и произвольное постро ение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:активное испо льзование знаково-символических средств представления информации. К:использование речевых средств для решения коммуникативных и познава тельных задач.

Познакомить с достопри мечательностями старин ных русских городов.

17.05


65


Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формирова ние личностного смысла учения.

П: самостоятельное выделение и формулирование цели, К: овладе ние способностью принимать и со хранять цели и задачи учебной де ятельности, поиска средств её осу ществления. Р: оценивание качест ва и уровня усвоения материала.

Проверить знания по изученным разделам.

20.05


66-67

Презентация проектов.

Принятие и освоение соци альной роли учащегося, ра звитие мотивов учебной деятельности и формиро вание личностного смысла учения.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходи мой информации. К: инициативное сотрудничество с учителем и свер стниками. Р: составление плана и последовательности действий.

Формировать умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения.

24.05

27.05


68-69

Обобщение и повторение.

Развитие навыков сотруд ничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рас суждений. Р:постановка учебной задачи.


Проверить знания уч-ся по разделам « Современная Россия», «Страницы исто рии России», «Страницы всемирной истории».

31.05


70

Обобщающая игра «Крестики – нолики».

Развитие умения не созда вать конфликтов и нахо дить выходы из спорных ситуаций.

П:анализ объектов с целью выделе ния их признаков. К:сотрудничест во со сверстниками .Р: самооценка деятельности.

Обобщение и повторение знаний по разделам «Сов ременная Россия», «Страницы истории России».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!