МКОУ «КАСТОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
КАСТОРЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 4 ГОДА
2020 ГОД
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и является приложением к ООП НОО.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Описание места учебного предмета «Окружающий мир»
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
УМК:
Учебники
Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс: В 2 ч.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 2 класс: В 2 ч.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 4 класс: В 2 ч.
Рабочие тетради
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
называть окружающие предметы и их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли; наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны; различать изученные группы растений и животных;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга. оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
3−4-й классы
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно- научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; приводить примеры живых организмов
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов. называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой; объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам
поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
класс (66 ч)
Введение (1 ч)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
класс (68 ч)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
класс (68 ч)
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы- потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
класс (68 ч)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами. Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия: Лес и человек.
Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия: Поверхность нашего края.
Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь
– страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо- западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.
Современная Россия (9 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ 1 класс Экскурсии:
Знакомство со школой.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений?
Знакомство с глобусом. Изучение свойств снега и льда.
Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Простейшие правила гигиены.
класс
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе. Зимние изменения в природе.
Знакомство с достопримечательностями родного села. Весенние изменения в природе.
Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы. Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
класс
Экскурсии:
Природа, ее разнообразие.
Разнообразие растений: экскурсия по окрестностям родного села. Разнообразие животных: видеоэкскурсия в краеведческий музей. Дорожные знаки в окрестностях школы.
Практические работы:
Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды.
Круговорот воды.
Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Полезные ископаемые.
Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
класс
Экскурсии:
Лес и человек. Поверхность нашего края.
Мир древности: экскурсия (видеоэкскурсия) в краеведческий музей. Во времена Древней Руси: видеоэкскурсия в краеведческий музей. Практические работы:
Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба.
Глобус и географическая карта. Пояса Земли.
Знакомство с историческими картами. Равнины и горы России.
Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра.
Леса России. Зона степей. Пустыни.
У Черного моря.
Знакомство с картой края.
Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга.
Жизнь пресного водоема.
Знакомство с культурными растениями нашего края.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс
№ | Тема урока | Количеств о часов |
1 | Задавайте вопросы! | 1 |
| Раздел «Что и кто» (20 ч) | |
2 | Что такое Родина? История нашего края. | 1 |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 |
5 | Проект «Моя малая родина» | 1 |
6 | Что у нас над головой? Погода нашего края. | 1 |
7 | Что у нас под ногами? | 1 |
8 | Что общего у разных растений? | 1 |
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 |
10 | Что растёт на клумбе? Растения на пришкольных клумбах. | 1 |
11 | Что это за листья? Растения нашего края. | 1 |
12 | Что такое хвоинки? | 1 |
13 | Кто такие насекомые? Животные нашего края. | 1 |
14 | Кто такие рыбы? | 1 |
15 | Кто такие птицы? Наблюдения в пришкольном саду. | 1 |
16 | Кто такие звери? | 1 |
17 | Что окружает нас дома? | 1 |
18 | Что умеет компьютер? | 1 |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 |
20 | На что похожа наша планета? | 1 |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая родина» | 1 |
| Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | |
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 |
25 | Как путешествует письмо? | 1 |
26 | Куда текут реки? Реки нашего края. | 1 |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 |
28 | Как живут растения? Экскурсия по экологической тропе «Встреча с чудом» | 1 |
29 | Как живут животные? | 1 |
30 | Как зимой помочь птицам? Организация птичьих столовых. Подкормка птиц. | 1 |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? Источники бытового мусора и способы его утилизации. | 1 |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 |
| Раздел «Где и когда?» (11 ч ) | |
34 | Когда учиться интересно? | 1 |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» История нашей школы. | 1 |
36 | Когда придёт суббота? | 1 |
37 | Когда наступит лето? | 1 |
38 | Где живут белые медведи? | 1 |
39 | Где живут слоны? | 1 |
40 | Где зимуют птицы? | 1 |
41 | Когда появилась одежда? История одежды нашего края. | 1 |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 |
43 | Когда мы станем взрослыми? Знатные труженики нашего села. | 1 |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 |
| Раздел « Почему и зачем?» (22 ч) | |
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 |
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 |
48 | Почему звенит звонок? | 1 |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 |
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Экосистема луга. Экскурсия. | 1 |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Экосистема леса. Наблюдения. | 1 |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? Человек-часть природы. Познай себя! | 1 |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 |
58 | Зачем нужны автомобили? Значение и охрана воздуха. | 1 |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 |
60 | Зачем строят корабли? Значение и охрана воды. | 1 |
61 | Зачем строят самолёты? | 1 |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 |
66 | КВН «Люби и знай родной свой край» | 1 |
| ВСЕГО | 66 |
класс
№ п/п | Дата Тема урока | |
ГДЕ МЫ ЖИВЁМ (4 ч) |
1 | Родная страна. | 1 |
2 | Город и село. Проект «Родное село» | 1 |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 |
ПРИРОДА (20ч) |
5 | Неживая и живая природа | 1 |
6 | Явления природы | 1 |
7 | Что такое погода? | 1 |
8 | В гости к осени (экскурсия) | 1 |
9 | В гости к осени | 1 |
10 | Звёздное небо | 1 |
11 | Заглянем в кладовые Земли. | 1 |
12 | Про воздух…Охрана воздуха | 1 |
13 | …И про воду Охрана воды | 1 |
14 | Какие бывают растения | 1 |
15 | Какие бывают животные | 1 |
16 | Невидимые нити | 1 |
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 |
18 | Дикие и домашние животные | 1 |
19 | Комнатные растения. Растения нашего класса | 1 |
20 | Животные живого уголка. | 1 |
21 | Про кошек и собак | 1 |
22 | Красная книга. | 1 |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмём под защиту». | 1 |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 |
ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА (10Ч) |
25 | Что такое экономика Экономика нашего села | 1 |
26 | Из чего что сделано | 1 |
27 | Как построить дом | 1 |
28 | Какой бывает транспорт | 1 |
29 | Культура и образование. | 1 |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 |
31 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 |
32 | В гости к зиме (урок) | 1 |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 |
34 | Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 |
ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ (9Ч) |
35 | Строение тела человека. | 1 |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 |
37 | Берегись автомобиля! | 1 |
38 | Школа пешехода.Дорожные знаки нашего села | 1 |
39 | Домашние опасности | 1 |
40 | Пожар! | 1 |
41 | На воде и в лесу. | 1 |
42 | Опасные незнакомцы. | 1 |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 |
ОБЩЕНИЕ (7Ч) |
44 | Наша дружная семья. | 1 |
45 | Проект «Родословная». | 1 |
46 | В школе. Летопись школьных дел | 1 |
47 | Правила вежливости. | 1 |
48 | Ты и твои друзья. | 1 |
49 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 |
ПУТЕШЕСТВИЯ (18 Ч) |
51 | Посмотри вокруг… | 1 |
52 | Ориентирование на местности. | 1 |
53 | Ориентирование на местности села | 1 |
54 | Формы земной поверхности | 1 |
55 | Водные богатства. | 1 |
56 | В гости к весне (экскурсия). | 1 |
57 | В гости к весне. (урок) | 1 |
58 | Россия на карте. | 1 |
59 | Проект «Города России». | 1 |
60 | Путешествие по Москве. | 1 |
61 | Московский кремль | 1 |
62 | Город на Неве. | 1 |
63 | Путешествие по планете. | 1 |
64 | Путешествие по материкам. | 1 |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 |
66 | Впереди лето. Поведение в природе | 1 |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 |
| ВСЕГО | 68 |
3класс
№ пп | Тема урока | Количество часов |
1 | Природа. Ценности природы для людей | 1 |
2 | Человек | 1 |
3 | Наши проекты «Богатства, отданные людям» | 1. |
4 | Общество | 1 |
5 | Что такое экология | 1 |
6 | Природа в опасности! Охрана природы | 1 |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа | 1 |
8 | Тела, вещества, частицы. | 1 |
9 | Разнообразие веществ. | 1 |
10 | Воздух и его охрана. | 1 |
11 | Вода | 1 |
12 | Превращения и круговорот воды | 1 |
13 | Берегите воду! | 1 |
14 | Что такое почва? | 1 |
15 | Разнообразие растений. | 1 |
16 | Солнце, растения и мы с вами. | 1 |
17 | Размножение и развитие растений. | 1 |
18 | Охрана растений. | 1 |
19 | Разнообразие животных. | 1 |
20 | Кто что ест? | 1 |
21 | Наши проекты «Разнообразие природы родного края» | 1 |
22 | Размножение и развитие животных. | 1 |
23 | Охрана животных. | 1 |
24 | В царстве грибов. | 1 |
25 | Великий круговорот жизни. | 1 |
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа | 1 |
27 | Организм человека. | 1 |
28 | Органы чувств. | 1 |
29 | Надёжная защита организма. | 1 |
30 | Опора тела и движение. | 1 |
31 | Наше питание. | 1 |
32 | Наши проекты «Школа кулинаров» | 1 |
33 | Дыхание и кровообращение | 1 |
34 | Умей предупреждать болезни | 1 |
35 | Здоровый образ жизни. | 1 |
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа | 1 |
37 | Огонь, вода и газ. | 1 |
38 | Чтобы путь был счастливым. | 1 |
39 | Дорожные знаки. | 1 |
40 | Наши проекты «Кто нас защищает» | 1 |
41 | Опасные места. | 1 |
42 | Природа и наша безопасность | 1 |
43 | Экологическая безопасность | 1 |
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | 1 |
45 | Для чего нужна экономика? | 1 |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 |
47 | Полезные ископаемые. | 1 |
48 | Растениеводство. | 1 |
49 | Животноводство. | 1 |
50 | Какая бывает промышленность? | 1 |
51 | Наши проекты « Экономика родного края» | 1 |
52 | Что такое деньги? | 1 |
53 | Государственный бюджет. | 1 |
54 | Семейный бюджет. | 1 |
55 | Экономика и экология. | 1 |
56 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа | 1 |
57 | Золотое кольцо России. | 1 |
58 | Золотое кольцо России. | 1 |
59 | Золотое кольцо России. | 1 |
60 | Наши проекты «Музей путешествий» | 1 |
61 | Наши ближайшие соседи. | 1 |
62 | На севере Европы. | 1 |
63 | Что такое Бенилюкс? | 1 |
64 | В центре Европы | 1 |
65 | По Франции и Великобритании. | 1 |
66 | На юге Европы | 1 |
67 | По знаменитым местам мира | 1 |
68 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | 1 |
| ВСЕГО | 68 |
4 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Раздел «Земля и человечество» (10 часов) |
1 | Мир глазами астронома. | 1 |
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. | 1 |
4 | Мир глазами географа. | 1 |
5 | Мир глазами историка | 1 |
6 | Когда и где? | 1 |
7 | Мир глазами эколога. Мы – экологи. | 1 |
8 | Природное сообщество «Водоем». (Экскурсия №1) Водоёмы нашего края. | 1 |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие | 1 |
10 | Сокровища Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. | 1 |
Раздел «Природа России» (11 часов) |
11 | Равнины и горы России. Поверхность нашего края | 1 |
12 | Моря, озёра и реки России | 1 |
13 | Природные зоны России. | 1 |
14 | Зона арктических пустынь. | 1 |
15 | Тундра. | 1 |
16 | Леса России. Богатства нашего края. |
17 | Растения и животные леса. (Экскурсия № 2 ) | 1 |
18 | Лес и человек. | 1 |
19 | Зона степей. | 1 |
20 | Пустыни. | 1 |
21 | У Чёрного моря. | 1 |
Раздел «Родной край –часть большой страны» (13 часов) | |
22 | Родной край – часть большой страны. (Экскурсия №3) Природоохраняемые объекты. | 1 |
23 | Наш край | 1 |
24 | Поверхность нашего края | 1 |
25 | Водные богатства нашего края | 1 |
26 | Наши подземные богатства. | 1 |
27 | Земля - кормилица | 1 |
28 | Жизнь леса. Экосистема леса | 1 |
29 | Жизнь луга. Экосистема луга | 1 |
30 | Жизнь в пресных водах.Экосистема водоёма | 1 |
31 | Растениеводство в нашем крае. | 1 |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
33 | Животноводство в нашем крае | 1 |
34 | Презентация проектов. | 1 |
Раздел «Страницы Всемирной истории» (5 часов) |
35 | Начало истории человечества | 1 |
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 |
Раздел «Страницы истории России» (20 часов) |
40 | Жизнь древних славян | 1 |
41 | Во времена Древней Руси История возникновения нашего края | 1 |
42 | Страна городов | 1 |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 |
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 |
45 | Русь расправляет крылья | 1 |
46 | Куликовская битва | 1 |
47 | Иван Третий | 1 |
48 | Мастера печатных дел | 1 |
49 | Патриоты России Патриоты нашего края | 1 |
50 | Пётр Великий | 1 |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 |
52 | Екатерина Великая. | 1 |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 |
54 | Страницы истории XIX века | 1 |
55 | Россия вступает в XX век | 1 |
56 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов Рязанская область в 1920-30-х годах | 1 |
57 | Великая война и великая Победа | 1 |
58 | Великая война и великая Победа Наш край в годы войны | 1 |
59 | Страна, открывшая путь в космос. | 1 |
Раздел «Современная Россия» (9 часов) |
60 | Основной закон России и права человека | 1 |
61 | Мы – граждане России | 1 |
62 | Славные символы России Символы нашего края | 1 |
63 | Такие разные праздники | 1 |
| Традиции нашего края | |
64 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | 1 |
65 | Путешествие по России | 1 |
66 | Путешествие по России | 1 |
67 | Путешествие по России | 1 |
68 | Презентация проектов | 1 |
| ВСЕГО | 68 |