СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "окружающий мир" 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями ФГОС по 3 пунктам для 1-4 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "окружающий мир" 1-4 классы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г. ЮРГИ»


РАССМОТРЕНО

на МО начальных классов

Протокол № __ от _______2017 г

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ____ от ______2017 г

Директор школы_____ О.Р.Зайковская



Руководитель МО____Т.П. Полева на основании решения

педагогического совета

Протокол №__ от______2017 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Окружающий мир»

1-4 класс



Срок реализации: 4 года



Составители:

Полева Татьяна Петровна,

учитель начальных классов,

Миронова Наталья Александровна

учитель начальных классов,






Юрга



Содержание:


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета;

2. Содержание учебного предмета;

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы.



































  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  1. КЛАСС

Обучающийся научится:

  • правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);

  • различать флаг и герб России;

  • узнавать некоторые достопримечательности столицы;

  • называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;

  • проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;

  • проводить опыты с водой, снегом и льдом;

  • различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);

  • различать овощи и фрукты;

  • определять с помощью атласа-определителя растения и животных;

  • описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);

  • сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам;

  • сравнивать реку и море;

  • использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;

  • находить на глобусе холодные и жаркие районы;

  • различать животных холодных и жарких районов;

  • изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;

  • различать прошлое, настоящее и будущее;

  • называть дни недели и времена года в правильной последовательности;

  • соотносить времена года и месяцы;

  • находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;

  • объяснять причины возникновения дождя и ветра;

  • перечислять цвета радуги в правильной последовательности;

  • ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;

  • мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;

  • раздельно собирать мусор в быту;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • равильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;

  • подбирать одежду для разных случаев;

  • правильно обращаться с электричеством и электроприборами;

  • правильно переходить улицу;

  • соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;

  • различать виды транспорта;

  • соблюдать правила безопасности в транспорте.



  1. КЛАСС



Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву - столицу России;

  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

  • различать государственные символы России - флаг, герб, гимн;

  • приводить примеры народов России;

  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;

  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

  • оценивать отношение людей к окружающему миру;

  • различать объекты и явления неживой и живой природы;

  • находить связи в природе, между природой и человеком;

  • проводить наблюдения и ставить опыты;

  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;

  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

  • различать виды транспорта;

  • приводить примеры учреждений культуры и образования;

  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

  • приводить примеры семейных традиций;

  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

  • ориентироваться на местности разными способами;

  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

  • различать водоёмы, узнавать их по описанию;

  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.



  1. КЛАСС

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;

  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;

  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;

  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;

  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;

  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;

  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;

  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;

  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;

  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;

  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;

  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;

  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;

  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;

  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

  • вырабатывать правильную осанку;

  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;

  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;

  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;

  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;

  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;

  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;

  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;

  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;

  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;

  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;

  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;

  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;



  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;

  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);

  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;

  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.



  1. КЛАСС



Обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • проводить несложные астрономические наблюдения;

  • изготавливать модели планет и созвездий;

  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;

  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

  • давать краткую характеристику своего края;

  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;



  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

  • рассказывать об охране природы в своём крае;

  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

  • читать историческую карту;

  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

  • раскрывать связь современной России с её историей;

  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.


2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир»


ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Окружающий мир, его многообразие. Способы и средства познания окружающего мира. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Представление о времени и его течении. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели, времён года, месяцев.

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Явления природы. Примеры природных явлений: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Разнообразие звуков в окружающем мире; причина возникновения и способ распространения звуков. Радуга — украшение окружающего мира, цвета радуги, причины возникновения радуги.

Связи в окружающем мире: между неживой и живой природой, между растениями и животными, между человеком и природой. Изображение связей с помощью моделей.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна — спутник Земли. Освоение человеком космоса; достижения нашей страны в космических исследованиях.

Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и кар- те. Холодные и жаркие районы Земли, особенности их природы. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Природное сообщество и взаимосвязи в нём: растения — пища и укрытие для животных; животные — 12 распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное природное наследие. Бережное отношение к природному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное от- ношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний 13 мир человека, общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Семейные традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Хозяйство семьи. Предметы домашнего обихода, их разнообразие. Вещи как хранители семейной памяти. Бережное отношение к вещам. Путь воды от природных источников до жилища людей, способы экономии воды в быту. Общее представление о способах выработки электроэнергии и доставке её потребителям. Бытовые электроприборы, их роль в жизни современного человека. Способы экономии электроэнергии в быту. Одежда в прошлом и теперь. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя и др.).

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Роль учителя в духовно-нравственном развитии и воспитании личности школьника. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника, составление режима дня.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Наземный, воздушный и водный транспорт. Транспорт города или села. Общественный транспорт. Правила пользования транспортом. Общее представление об истории развития транс- порта, в том числе об истории появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, детский трёхколёсный и др.).

Роль компьютера в современной жизни. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Города Золотого кольца Рос- сии (по выбору).

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

История — наука о прошлом людей. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Представления об эпохах в истории человечества: первобытная история, история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени, история Новейшего времени. Памятники истории и культуры — свидетели различных эпох в истории человечества.

Всемирное культурное наследие. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Правила безопасности при использовании транспортных средств, в том числе при езде на велосипеде.

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством и электроприборами, водой. Правила безопасности при использовании компьютера, мобильного телефона. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.).

Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


1 класс (66 ч)

Введение (1 ч)

Знакомство с учебником и учебными пособиями.

Что и Кто? (20 ч)

Что такое Родина? (РК «Малая Родина Юрга») Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? (12 ч)

РК. Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? (РК «Реки в Юрге») Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда? (11 ч)

Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? (22 ч)

Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?




2 класс (68 ч)

Где мы живем? (1 ч)

Родная страна. Наш адрес в мире.

Природа (23 ч)

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли (РК «Кладовые земли Кемеровской области»). Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.

Жизнь города и села (10 ч)

Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. (РК «Достопримечательности Юрги)». Все профессии важны. В гости к зиме.

Здоровье и безопасность (10 ч)

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Общение (6 ч)

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.

Путешествия (18 ч)

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. (РК «Водные богатства Кемеровской области»). В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.


3 класс (68 ч)

Как устроен мир? (6 ч)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Размножение и развитие животных. Охрана животных.(РК «Животные Кемеровской области»). В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (7 ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика? (12 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. (РК «Полезные ископаемые Сибири»). Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология. РК. Проект «Экономика родного края»

Путешествия по городам и странам (15 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.


4 класс (68 ч)

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества. РК. Экскурсия «Экология родного края»

Природа России (10 ч)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. РК «Реки и озера родного края». Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (13 ч) РК

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. РК (История Сибири и города Юрги)

Страницы истории России (20 ч)

Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Современная Россия (10 ч)

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.



3. Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

1 класс - 66 ч

п\п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов


Раздел1. Введение

1

1

Задавайте вопросы! ОБЖ. Общее понятие опасности и чрезвычайной ситуации.

1


Раздел 2. Что и кто?

20

2

РК. Что такое Родина?

1

3

Что мы знаем о народах России?

1

4

Что мы знаем о Москве?

1

5

РК. Проект «Моя малая Родина». ОБЖ. Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».

1

6

Что у нас над головой?

1

7

Что у нас под ногами?

1

8

Что общего у разных растений?

1

9

Что растет на подоконнике? ОБЖ. Основы личной гигиены.

1

10

Экскурсия «Осенние изменения в природе».

1

11

Что растет на клумбе?

1

12

Что это за листья? Что такое хвоинки?

1

13

Кто такие насекомые? ОБЖ «Оказание первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых».

1

14

Кто такие рыбы?

1

15

Кто такие птицы?

1

16

Кто такие звери?

1

17

Что окружает нас дома? ОБЖ «Основные виды травм у детей младшего школьного возраста».

1

18

Что умеет компьютер?

1

19

Что вокруг нас может быть опасным?

1

20

На что похожа наша планета?

1

21

Обучающий урок по разделу «Кто и что?». ОБЖ «Ожоги. Как уберечься от ожогов». Проект «Моя малая Родина».

1


Раздел 3. Как, откуда и куда?

12

22

РК. Как живет семья? Проект «Моя семья»

1

23

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

1

24

Откуда в наш дом приходит электричество?

1

25

Как путешествует письмо? ОБЖ «Авария на производстве. Экологическая катастрофа. Стихийное бедствие»

1

26

Куда текут реки? РК «Реки в Юрге»

1

27

Откуда берутся снег и лед?

1

28

Как живут растения?

1

29

Как живут животные? ОБЖ «Дым и его опасность».

1

30

Как зимой помочь птицам?

1

31

Экскурсия «Зимние изменения в природе».

1

32

Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

1

33

Обучающий урок по разделу «Как, откуда и куда?». Презентация проекта «Моя семья».

1


Раздел 4. Где и когда?


34

Когда учиться интересно? ОБЖ «Электричество и газ, как источник возможной опасности».

1

35

Проект «Мой класс и моя школа»

1

36

Когда придет суббота?

1

37

Когда наступит лето? ОБЖ «Лекарства и средства бытовой химии, как средство возможной опасности».

1

38

Где живут белые медведи?

1

39

Где живут слоны?

1

40

Где зимуют птицы?

1

41

Когда появилась одежда? ОБЖ «Опасная высота. Опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконе и лестничных клетках».

1

42

Когда изобрели велосипед?

1

43

Когда мы станем взрослыми?

1

44

Обучающий урок по разделу «Где и когда?». Презентация проекта «Мой класс и моя школа».

1


Раздел 5. Почему и зачем?

22

45

Почему солнце светит днем, а звезды ночью? ОБЖ «Огонь и человек. Причины возникновения пожара в доме».

1

46

Почему Луна бывает разной?

1

47

Почему идет дождь и дует ветер?

1

48

Почему звенит звонок?

1

49

Почему радуга разноцветная? ОБЖ «Авария на производстве. Экологическая катастрофа. Стихийное бедствия»

1

50

РК. Экскурсия «Весенние изменения в природе».

1

51

Почему мы любим кошек и собак?

Проект «Мои домашние питомцы».

1

52

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

1

53

Зачем мы спим ночью? ОБЖ «Безопасное поведение в ситуациях криминального характера».

1

54

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

1

55

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

1

56

Зачем нам телефон и телевизор?

1

57

Зачем нужны автомобили? ОБЖ «Безопасное поведение на улицах и дорогах».

1

58

Зачем нужны поезда?

1

59

Зачем строят корабли?

1

60

Зачем строят самолеты?

1

61

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? ОБЖ «Мы – пассажиры. Обязанности пассажира»

1

62

Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?

1

63

Зачем люди осваивают космос?

1

64

Почему мы часто слышим слово «экология»? РК. (Экология города)

1

65

Экскурсия «Здравствуй, лето!». ОБЖ «Правила поведения на природе».

1

66

Обучающий урок по разделу «Почему и зачем?». Презентация проекта «Мои домашние животные».

1


Итого

66



2 класс - 68 ч

п/п

Разделы, темы уроков

Кол-во часов

1.

РК. Твой адрес в мире. Край, в котором мы живём. ОБЖ. Чрезвычайные ситуации. Что это такое? Службы экстренной помощи.

1

Природа (23 ч)

2.

Стартовая диагностика. Россия – священная наша держава.

1

3.

Что нас окружает? Наше отношение к окружающему миру.

1

4.

Неживая и живая природа. ОБЖ. Воздух, его значение и причины загрязнения. Опасные ситуации в природе.

1

5.

Явления природы.

1

6.

Как измеряют температуру?

1

7.

Что такое погода?

1

8.

В гости к осени. Урок – экскурсия ОБЖ. Движение пешеходов по дорогам.

1

9.

Неживая природа осенью

1

10.

Живая природа осенью. Перелётные птицы.

1

11.

Звёздное небо

1

12.

Заглянем в кладовые земли РК «Кладовые земли Кемеровской области»

1

13.

Про воздух

1

14.

Вода в жизни человека

1

15.

Какие бывают растения? ОБЖ. Дорожные знаки.

1

16.

Какие бывают животные?

1

17.

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

1

18.

Дикорастущие, культурные и комнатные растения.

1

19.

Дикие и домашние животные. ОБЖ. Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных болезней

1

20.

Комнатные растения

1

21.

Животные живого уголка. Про кошек и собак

1

22.

Красная книга. ОБЖ. Ожоги. Обморожения

1

23.

Будь природе другом

1

24.

Обобщающий урок по теме «Природа»

1

Жизнь города и села (10 ч)

25.

РК. Город и село. Наш дом. Проект «Родной город»

1

26.

Что такое экономика?

1

27.

Из чего что сделано? ОБЖ. Отравления. Причины, признаки отравлений.

1

28.

Строительство и транспорт. Какой бывает транспорт?

1

29.

Промежуточная диагностическая работа

1

30.

Культура и образование. Все профессии важны.

РК «Достопримечательности Юрги»

1

31.

В гости к зиме. Урок – экскурсия. ОБЖ. Наши озера, реки, пруды. Меры безопасности в зимнее время.

1

32.

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

1

33.

Невидимые нити в лесу

1

34.

Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села»

1

Здоровье и безопасность (10 ч)

35.

Строение тела человека. ОБЖ. От чего зависит наше здоровье? Как живет наш организм?

1

36.

Если хочешь быть здоров.

1

37.

Поговорим о болезнях

1

38.

Берегись автомобиля. Школа пешехода. ОБЖ. Элементы дорог. Правила перехода дорог.

1

39.

Домашние опасности.

1

40.

Пожар. ОБЖ. Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Правила безопасного поведения при пожаре

1

41.

Лесные опасности

1

42.

Как нужно купаться ?

1

43.

Опасные незнакомцы. ОБЖ. Как вести себя со злоумышленниками.

1

44.

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность»

1

Общение (6 ч)

45.

Наша дружная семья

1

46.

В школе. Ты и твои друзья. ОБЖ. Заноза, кровотечение, укус, ушиб. Травмы, порезы, ссадины и царапины.

1

47.

Правила вежливости.

1

48.

День рождения

1

49.

Мы зрители и пассажиры. ОБЖ. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Обязанности пассажиров.

1

50.

Обобщающий урок по теме «Общение»

1

Путешествие (18 ч)

51.

Посмотри вокруг.

1

52.

Для чего нужен компас? ОБЖ. Ориентирование на местности.

1

53.

Формы земной поверхности.

1

54.

Водные богатства. РК «Водные богатства Кемеровской области»

1

55.

В гости к весне. Экскурсия. ОБЖ. Ядовитые растения, грибы, ягоды. Меры безопасности

1

56.

Путешествие по родной стране. РК «Экскурсия по Юрге»

1

57.

Что такое карта и как её читать?

1

58.

Путешествие по Москве. Московский Кремль.

1

59.

Город на Неве. ОБЖ. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с ними. Меры предосторожности.

1

60.

Путешествие по Оке

1

61.

Путешествие по планете

1

62.

Путешествие по материкам.

1

63.

Страны мира.

1

64.

Проект «Страны мира»

1

65.

Путешествие в космос

1

66.

Обобщающий урок по теме «Путешествие»

1

67.

Итоговая диагностическая работа

1

68.

Впереди лето. Экскурсия

1


3 класс - 68 ч

п/п

Разделы, темы уроков

Кол-во часов

Как устроен мир (6 ч)

1

Природа. ОБЖ Движение пешеходов по дорогам.

1

2

Человек

1

3

РК. Проект «Богатства, отданные людям» (Кемеровская область)

1

4

Общество. ОБЖ. Личная безопасность на улице и дома

1

5

Что такое экология?

1

6

Природа в опасности

1

Эта удивительная природа (18 ч)

7

Тело, вещества, частицы.

1

8

Разнообразие веществ

1

9

Воздух и его охрана. Экскурсия. ОБЖ. Правила поведения в природе

1

10

Вода

1

11

Превращения и круговорот воды

1

12

Берегите воду! ОБЖ. Меры безопасности при использовании воды в быту.

1

13

Как разрушаются камни?

1

14

Что такое почва?

1

15

Разнообразие растений

1

16

Солнце, растения и мы с вами. ОБЖ. Взрывоопасные предметы. Меры предосторожности.

1

17

Размножение и развитие растений

1

18

Охрана растений

1

19

Разнообразие животных

1

20

РК. Проект «Разнообразие природы родного края»

1

21

Размножение и развитие животных

1

22

Охрана животных. РК «Животные Кемеровской области»

1

23

В царстве грибов. ОБЖ. Отравления. Меры безопасности.

1

24

Великий круговорот жизни

1

Мы и наше здоровье (10 ч)

25

Организм человека

1

26

Органы чувств.

1

27

Надёжная защита организма. ОБЖ. ПДД. Правила катания на велосипеде.

1

28

Опора тела и движение

1

29

Проект «Школа кулинаров»

1

30

Дыхание и кровообращение.

1

31

Умей предупреждать болезни. ОБЖ. Простудные заболевания. Их профилактика.

1

32

Здоровый образ жизни

1

33

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

1

34

РК. Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1

Наша безопасность (7 ч)

35

Огонь, вода и газ. ОБЖ. Меры безопасности при обращении с газом и газовыми приборами.

1

36

Чтобы путь был счастливым

1

37

Дорожные знаки.

1

38

Проект «Кто нас защищает?»

1

39

Опасные места

1

40

Природа и наша безопасность. ОБЖ. Если ты заблудился. Ориентирование в лесу.

1

41

Экологическая безопасность

1

Чему учит экономика? (12 ч)

42

Для чего нужна экономика?

1

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

44

Полезные ископаемые. РК «Полезные ископаемые Сибири»

1

45

Растениеводство. ОБЖ. Поведение на водоёмах во время купания, вблизи рек во время ледостава, половодья и ледохода

1

46

Животноводство

1

47

Какая бывает промышленность?

1

48

РК. Проект «Экономика родного края»

1

49

Что такое деньги?

1

50

Государственный бюджет ОБЖ. Правила поведения в лифте, подъезде дома. Меры предосторожности

1

51

Семейный бюджет

1

52

Экономика и экология.

1

53

Экономика и экология

1

«Путешествия по городам и странам» (15 ч)

54

Золотое кольцо России

1

55

Золотое кольцо России

1

56

Золотое кольцо России

1

57

Проект «Музей путешествий»

1

58

Наши ближайшие соседи. ОБЖ. Правила безопасности при пользовании острых, колющихся и режущихся предметов.


59

На севере Европы.

1

60

Что такое Бенилюкс

1

61

В центре Европы.

1

62

По Франции и Великобритании

1

63

По Франции и Великобритании

1

64

На юге Европы.

1

65

По знаменитым местам мира. ОБЖ. Меры предосторожности при подвижных играх на игровых площадках.

1

66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

1

67

РК. Экскурсия

Проект « Путешествие по моему городу»

1

68

Презентация проектов

1


4 класс - 68 ч

п/п

Разделы. Темы уроков

Кол-во часов

Земля и человечество (10 ч)

1.

Мир глазами астронома. ОБЖ. Безопасность на улицах и дорогах.

1

2.

Планеты солнечной системы

1

3.

Звёздное небо – великая книга природы.

1

4.

Мир глазами географа. ОБЖ. Человек и его деятельность. Правила безопасности.

1

5.

Мир глазами историка

1

6.

Когда и где?

1

7.

Мир глазами эколога. ОБЖ. Отравление жидкостями, пищей, парами, газом.

1

8

РК. Экскурсия «Экология родного края»

1

9.

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

10.

Сокровища Земли под охраной человечества Тест 1.

1

Природа России (10 ч)

11.

Равнины и горы России. ОБЖ. Как оказать помощь при отравлении ядовитыми парами и дымом.

1

12

Моря, озёра и реки Росси. РК «Реки и озера родного края»

1

13

Природные зоны России

1

14

Зона арктических пустынь

1

15

Тундра

1

16

РК. Леса России

1

17

Лес и человек. ОБЖ. Уступи дорогу змее.

1

18

Зона степей

1

19

Пустыни

1

20

У чёрного моря Тест 2.

1

Родной край - часть большой страны (13 ч)

21.

РК. Наш край

1

22.

Поверхность нашего края. ОБЖ. Чем опасны домашние животные?

1

23

Водные богатства нашего края

1

24

РК. Наши подземные богатства

1

25

Земля – кормилица. ОБЖ. Последствия нарушения законов экологии.

1

26

Жизнь леса

1

27

Жизнь луга

1

28

Жизнь в пресных водах. ОБЖ. Безопасность на водоемах.

1

29

РК. Экскурсия в природные сообщества родного края

1

30

Растениеводство в нашем крае

1

31

Животноводство в нашем крае

1

32

Итоговый урок. Тест 3

1

33

Презентация проектов на тему «Родной край»

1

Страницы всемирной истории (5 ч)

34

Начало истории человечества. ОБЖ. Правила поведения на дороге

1

35

Мир древности: далёкий и близкий

1

36

Средние века: время рыцарей и замков

1

37

Новое время: встреча Европы и Америки. ОБЖ. Опасные насекомые и как избежать опасности.

1

38

Новейшее время: история продолжается сегодня Тест 4

1

Страницы истории России (20 ч)

39

Жизнь древних славян

1

40

Во времена древней Руси

1

41

Страна городов. ОБЖ. Травматизм и его предупреждение.

1

42

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

43

Трудные времена на Русской земле

1

44

Русь расправляет крылья

1

45

Куликовская битва

1

46

Иван третий

1

47

Мастера печатных дел. ОБЖ. Здоровый образ жизни – что это такое?

1

48

Патриоты России

1

49

Петр Великий

1

50

М.В.Ломоносов

1

51

Екатерина Великая

1

52

Отечественная война 1812 года

1

53

Страницы истории 19 века

1

54

Россия вступает в 20 век. ОБЖ «Осторожное обращение с огнем».

1

55

Страницы истории 1920-1930-х годов

1

56

Великая война и Великая победа

1

57

Великая война и Великая победа

1

58

Страна, открывшая путь в космос Тест.5

1

Современная Россия (10 ч)

59

Основной закон России и права человека

1

60

Мы – граждане России

1

61

Славные символы России Тест 6

1

62

Такие разные праздники РК.

1

63

Путешествие по России. ОБЖ. Кто такие террористы?

Меры предосторожности

1

64

Путешествие по России

1

65

Путешествие по России

1

66

Экскурсия по родному городу

1

67

Итоговый урок. Тест 7

1

68

Презентации проектов

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!