СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности 5-7 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности 5-7 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лебединская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено на заседании ШМО гуманитарного цикла

Протокол №1 от __26.08_2020 года

Руководитель МО:____/Фатеева Н.В./



Согласовано

с заместителем директора по УР

_____________________________2020

__________________/Чертолясова М.И./



«Утверждено»

Директор МКОУ «Лебединская СОШ»

Туз Наталья Петровна

Приказ №___110____от__________2020




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

Основы безопасности жизнедеятельности

5-7 класс



Составила: учитель Фатеева

Наталья Викторовна












2020/2021 учебный год



Структура рабочей программы

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

-          Пояснительная записка;

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета;

III. Тематическое планирование;

- Приложение 1 к рабочей программе. Календарно-тематическое планирование;

- Приложение 2 к рабочей программе. Лист корректировки.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2020- 2021 учебном году;

  • Примерной программы основного общего образования по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. ФГОС 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2018 г. (Стандарты второго поколения)

  • Положения МКОУ «Лебединская СОШ» о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

  • Образовательной программы школы;

  • Учебного плана МКОУ «Лебединская СОШ».


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Основы безопасности жизнедеятельности . Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. ФГОС. 5 класс. -М.: Просвещение. 2014 г.

Основы безопасности жизнедеятельности . Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. ФГОС. 6 класс. -М.: Просвещение. 2015 г.

Основы безопасности жизнедеятельности . Смирнов А.Т., Хренников Б.О.. ФГОС. 5 класс. -М.: Просвещение. 2013 г.


Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в образовательную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».


Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности и позволяет:

  • последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;

  • эффективно использовать межпредметные связи;

  • обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения;

  • повышать эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным дисциплинам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности при разработке региональных учебных программ.


Основными целями изучения курса ОБЖ являются:

  1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

  2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.

  3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

  4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.

Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:

  • -формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;

  • -выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного характера и адекватно противодействовать им;

  • -формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.


Общая характеристика учебного предмета

Курс Основы безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования в условиях реализации ФГОС направлен на :

  • формирование у школьников современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению,

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории

Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.

Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.

Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.

За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

В настоящей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», О гражданской обороне» и др. Программа разработана с учет комплексного подхода к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности и позволяет:

- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;

- эффективно использовать межпредметные связи;

-обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения;

-повышать эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным дисциплинам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе.

Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности.

В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

За основу проектирования структуры и содержания программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-7 классах включает в себя:

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Обеспечивает формирование у учащихся комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4.Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-7 классов предусматривает обучение ОБЖ в объеме 1 час в неделю

Общее число учебных часов за 3 года обучения составляет 105ч, по 35 часов в год в каждом классе (1ч в неделю) с 5 по 7 класс.


I. Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты


Требования к результатам освоения курса ОБЖ в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.


Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению
окружающей природной среды, личному здоровью как к инди-видуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности

жизнедеятельности являются:
Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД:

-умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

-формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
1. В познавательной сфере:
- знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;

- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- о здоровом образе жизни;

- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.

6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно­познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

По окончанию 7 класса:

учащийся научится:

• определять основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и способы их профилактики;

• предвидеть потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

• характеризовать организацию защиты населения от ЧС природного, техногенного и социального характера, права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

• применять приемы и правила оказания первой медицинской помощи;


Ученик получит возможность научиться:

• предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

• соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам;

• обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;

• соблюдения мер предосторожности на улицах, дорогах и правил безопасного поведения в общественном транспорте;

• безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

• проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

• оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях;

• обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.



II. Содержание учебного предмета

Содержание тем учебного курса ОБЖ в 5 классе

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность.

Безопасность на дорогах.

Безопасность в быту.

Безопасность на водоёмах.

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопас­ности.

Обеспечение безопасности при автономном существова­нии человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социально­го характера

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций .

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрез­вычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению защиты насе­ления от чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре­мени.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Фе­дерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия терроризму и экстремизмув Российской Федерации

Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства

Основные причины возникновения терроризма и экстре­мизма.Противодействие терроризму в мировом сообществе. Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Положения Конституции Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Феде­рации до 2020 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской Федерации о противо­действии терроризму и экстремистской деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК). Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосисте­мы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой ба­зы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борь­бе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизне­деятельности на формирование антитеррористического пове­дения.

Профилактика террористической и экстремистской дея­тельности.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответствен­ности за антиобщественное поведение, участие в террористи­ческой и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстре­мистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности

при угрозе террористического акта

Взрывы в местах массового скопления людей. Захват воздушных и морских судов, автомашин и дру­гих транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в за­ложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.

Основное содержание программы в 5 классе

№ модуля

№ раздела

№ главы

Название модуля, раздела, главы

Количество часов

1

Основы безопасности личности, общества и государства

22



1

Основы комплексной безопасности

15



1

Человек, как среда его обитания, безопасность человека

5




2

Опасные ситуации техногенного характера

6




3

Опасные ситуации природного характера

2




4

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2



2

Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

7



5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.

3




6

Эстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства

4


2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13



3

Основы здорового образа жизни

5



7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3




8

Факторы, разрушающие здоровье

2



4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

8



9

. Первая медицинская помощь и правила ее оказания

8


Итого часов

35


Содержание тем учебного курса ОБЖ в 6 классе


Модуль1. Основы безопасности личности, общества, государства.

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе.

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Виды активного отдыха на природе и необходимость подготовки к нему.

Способы ориентирования на местности, определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения на маршруте. Порядок определения места для бивака. Особенности разведения костра и приготовления пищи. Определение необходимого снаряжения для похода.

Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность.

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, водных препятствий, движение по склонам.

Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности в лыжном походе. Организация движения и ночлегов.

Подготовка снаряжения к водному походу и обеспечение безопасности на воде.

Подготовка снаряжения и обеспечение безопасности при велосипедном походе.

Тема 3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях: к холодному климату, к жаркому климату, в горной местности. Общие правила безопасности в дальнем и выездном туризме.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.

Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств, добывание огня, обеспечение пищей и водой. Подача сигналов бедствия.

Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях.

Опасные погодные условия и способы защиты от них.

Меры личной безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Способы профилактики клещевого энцефалита.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Тема 6. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.

Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Состав походной аптечки. Лекарственные растения и их использование.

Правила оказания ПМП при ссадинах и потертостях, ушибах, вывихах и растяжениях связок.

Правила оказания ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.

Правила оказания ПМП при укусах ядовитых змей и насекомых.

Раздел 3 .Основы здорового образа жизни.

Тема 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Влияние компьютера на здоровье человека. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Стадии развития наркомании. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Правила четырех «Нет!» наркотикам.

 



Содержание тем учебного курса ОБЖ в 7 классах

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе включает в себя два учебных модуля, четыре раздела и семь тем.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.
Обеспечивает формирование у учащихся комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает два раздела.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает два раздела.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.


Раздел I. Основы комплексной безопасности

Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Различные природные явления и причины их возникновения. Строение оболочки земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.

Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения. ЧС природного характера.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия.

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения. Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Возможные последствия землетрясений. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.

Основные принципы защиты населения от землетрясений. Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений. Разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений, а также защита от воздействия сейсмических волн. Организация оповещения населения. Обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах. Организация аварийно-спасательных работ.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе. Правила безопасного поведения после землетрясения.

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. Типы вулканов: действующие, дремлющие и потухшие, их характеристики, причины и предвестники их извержений. Последствия извержения вулканов. Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.

Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.

Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади. Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней. Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.


Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.

Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны - причина возникновения ураганов и бурь, их строение, скорость перемещения.

Последствия ураганов и бурь. Характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра. Воздействие ветра на окружающую среду.

Мероприятия по защите населения от последствий ураганов и бурь. Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы. Прогноз возникновения циклонов, их перемещение и возможные последствия. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового оповещения о приближении урагана или бури.

Смерч, основные понятия и определения. Характеристики смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия

Наводнения, виды наводнений и их причины. Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.

Возможные последствия наводнений. Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

Сели и их характеристика, причины возникновения селей, их последствия. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.

Цунами и их характеристика. Причины возникновения цунами, их возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.

Тема 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия

Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация и их характеристика. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров. Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.

Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.

Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы, его определяющие. Противоэпидемические мероприятия и защита населения.

Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика. Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.

Инфекционные болезни животных и растений. Причины их возникновения, краткая характеристика. Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.

Раздел – II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения.

Защита населения от последствий землетрясения. По следствия извержения вулканов и защита населения. Защита населения от оползней.

Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения.

Защита населения от ураганов и бурь.

Раздел III. Основы здорового образа жизни

Тема 6. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.

Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.

Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адаптационного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Особенности развития организма человека в подростковом возрасте. Физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека. Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте. Особенности психического развития человека в подростковом возрасте. Формирование основных качеств взрослого человека.

Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми. Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника.

Формирование личности подростка при взаимоотношении со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и ее значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних. Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ, 1997 г.).

Тема 7.Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия).

Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи.


Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении: при незначительных ранах, при сильном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при артериальном и венозном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.


III. Тематическое планирование


Тематическое планирование 5 класс


Раздел программы

Общее кол-во часов

1.Человек, среда его обитания, безопасность человека.

5

2. Опасные ситуации техногенного характера

8

3. Опасные ситуации природного характера

2

4. Чрезвычайные ситуации природного и техно­генного характера

2

5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

3

6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства

4

7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

3

8. Факторы, разрушающие здоровье

2

9. Первая помощь и правила её оказания

5

Резервный урок

1

Итого:

35










Тематическое планирование 6 класс



№ модуля, 
раздела, 
темы

Наименование модуля, раздела, темы

Количество 
часов

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства

25

Р-1

Основы комплексной безопасности

25

Тема 1

Подготовка к активному отдыху на природе

6

Тема 2

Активный отдых на природе и безопасность

5

Тема З

дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

6

Тема 4

Обеспечение безопасности при автономном 
существовании человека в природной среде

4

Тема 5

Опасные ситуации в природных условиях

4

Итоговое задание

М-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

10

Р-2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Тема б

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

Р-3

Основы здорового образа жизни

6

Тема 7

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6

Итоговое задание

В С Е Г О

35











Тематическое планирование 7 класс


Раздел, темы программы

Общее кол-во часов

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

16

Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия

4

Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия


2

Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия.

4

Тема 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения, их причины и последствия.

3

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

8

Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения и защита населения

3

Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения и защита населения.

1

Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения.

3

Тема 5. Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита.

1

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

7

Тема 6. Здоровый образ жизни и ее значение для гармоничного развития человека

7

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4

Тема 7. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

Итого:

35



Приложение 1

Календарно-тематическое планирование

Класс: 5

№ урока


Кол-во часов

Тема урока

Дата

план

ф акт

1

1

Город как среда обитания

7.09


2

1

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

14.09


3

1

Особенности природных условий в город

21.09


4

1

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

28.09


5

1

Безопасность в повседневной жизни

5.10


6

1

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

12.10


7

1

Пешеход, безопасность пешехода

19.10


8

1

Пассажир, безопасность пассажира

26.10


9

1

Водитель

9.11


10

1

Пожарная безопасность

16.11


11

1

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

23.11


12

1

Погодные явления и безопасность человека

30.11


13

1

Безопасность на водоёмах

7.12


14

1

Чрезвычайные ситуации природного характера

14.12


15

1

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

21.12


16

1

Антиобщественное поведение и его опасность



17

1

Обеспечение личной безопасности дома



18

1

Обеспечение личной безопасности на улице



19

1

Экстремизм и терроризм, основные понятия и причины их возникновения



20

1

Виды экстремисткой и террористической деятельности



21

1

Виды террористических актов и их последствия



22

1

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.



23

1

О здоровом образе жизни



24

1

Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья.



25

1

Рациональное питание. Гигиена питания



26

1

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека



27

1

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек



28-29

2

Первая медицинская помощь при различных видах повреждений



30-32

3

Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)



33-35

3

Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)

















Класс: 6

№ урока


Кол-во часов

Тема урока

Дата

план

ф акт

1

1

Природа и человек

2.09


2

1

Ориентирование на местности

9.09


3

1

Определение своего местонахождения и направления движения на местности

16.09


4

1

Подготовка к выходу на природу

23.09


5

1

Определение места для бивака и организация бивачных работ

30.09


6

1

Определение необходимого снаряжения для похода

7.10


7

1

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

14.10


8

1

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности

21.10


9

1

Подготовка и проведение лыжных походов

28.10


10

1

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

11.11


11

1

Велосипедные походы и безопасность туристов

18.11


12

1

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме

25.11


13

1

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

2.12


14

1

Акклиматизация человека в горной местности

9.12


15

1

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта


16.12


16

1

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте

23.12


17

1

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте



18

1

Автономное существование человека в природе



19

1

Добровольная автономия человека в природной среде



20

1

Вынужденная автономия человека в природной среде



21

1

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании



22

1

Опасные погодные явления



23

1

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях



24

1

Укусы насекомых и защита от них



25

1

Клещевой энцефалит и его профилактика



26

1

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях



27

1

Оказание первой помощи при травмах



28

1

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге



29

1

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых



30

1

Здоровый образ жизни и профилактика утомления



31

1

Компьютер и его влияние на здоровье



32

1

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека



33

1

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека



34

1

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека



35

1

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ

Обобщение за весь курс



















Класс: 7


№ урока


Кол-во часов

Тема урока

Дата

план

ф акт

1

1

Различные природные явления и причины их возникновения.

1.09


2

1

Общая характеристика природных явлений.

8.09


3

1

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

15.09


4

1

Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.

22.09


5

1

Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

29.09


6

1

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

6.10


7

1

Обвалы и снежные лавины

13.10


8

1

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

20.10


9

1

Смерчи.

27.10


10

1

Наводнение. Виды наводнений и их причины.

10.11


11

1

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

17.11


12

1

Сели и их характеристика.

24.11


13

1

Цунами и их характеристика.

1.12


14

1

Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

8.12


15

1

Эпидемии.

15.12


16

1

Эпизоотии и эпифитотии

22.12


17

1

Защита населения от последствий землетрясений.



18

1

Последствия извержения вулканов. Защита населения.



19

1

Оползни, их последствия, защита населения.



20

1

Защита населения от последствий ураганов и бурь.



21

1

Защита населения от последствий наводнений.



22

1

Защита населения от последствий селевых потоков.



23

1

Защита населения от цунами.



24

1

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения



25

1

Психологическая уравновешенность.



26

1

Стресс и его влияние на человека.



27

1

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.



28

1

Формирование личности при взаимоотношенияхсо взрослыми.



29

1

Формирование личности во взаимоотношениях со сверстниками.



30

1

Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.



31

1

Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.



32

1

Общие правила оказания первой медицинской помощи.



33

1

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.



34

1

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.



35

1

Общие правила транспортировки пострадавшего.

Обобщение за весь курс























Приложение 3

Лист корректировки


№ п/п

Дата

Содержание корректировки












































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!