Рабочая программа учебного предмета по выбору "Основные виды переработки текста" (10-11 классы)

Категория: Русский язык

Рабочая программа предмета по выбору для учащихся 10-11 классов "Основные виды переработки текста" совмещает 2 курса: метапредметный (содержит материалы по основным видам переработки текста в 10 классе) и курс по конструированию сочинения в 11 классе, включающий два блока (конструирование  итогового сочинения по литературе и сочинения-рассуждения на основе исходного текста по русскому языку).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета по выбору "Основные виды переработки текста" (10-11 классы)»

Программа курса по выбору

«Основные виды переработки текста»


Пояснительная записка


       Данная рабочая программа по русскому языку «Основные виды переработки текста» составлена на основе:

-  Федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования на базовом уровне,

- Программы О.В.Загоровской «Текст как речевое произведение». Воронеж, Научная книга, 2010.

      Основанием составления программы являются  пожелания родителей учащихся и самих учащихся 10 классов заниматься целенаправленной отработкой умения воспринимать и перерабатывать любой текст, в том числе научно-учебный и публицистический, кроме того, курс необходимо рассматривать как один из этапов подготовки к экзамену по русскому языку, в частности, подготовки к написанию сочинения-рассуждения по предложенному тексту.


Цели и задачи программы для 10 класса:

  Цель: формирование у учащихся  коммуникативной, языковой, речеведческой компетенций.

  Задачи:

- ознакомить с алгоритмами использования основных видов переработки текста;

- совершенствовать навык создания собственных речевых произведений различных типов и жанров;

- стимулировать познавательную активность  учащихся.

Актуальность программы

     Умение работать с текстом  – это своего рода ключ к успеху в обучении, так как успеваемость по основным школьным предметам зависит от умения воспринимать и перерабатывать научно-учебный текст.

Программа практикума по русскому языку «Основные виды переработки текста»

 - активизирует мыслительную деятельность учащихся;

 - формирует умение грамотно перерабатывать текст,  создавать  собственные высказывания и выражать свои мысли.           


Новизна программы

 - в логике построения учебного материала для формирования навыков работы с текстом и видами его переработки;

 -в систематизации знаний для постепенного накопления умений самостоятельного исследования текста.


Значимость программы

 - в углублении речеведческих и текстоориентированных знаний;

 - в формировании умений применять полученные знания на практике.


Практическая направленность

 - теоретический материал постигается через опыт анализа текста;

 - особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи.     


Актуальность программы для 11 класса возрастает в связи с тем, что одним из заданий ЕГЭ по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам образовательного цикла) является написание сочинения-рассуждения, проверяющего умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста и являющегося показателем не только уровня владения русским языком, но и показателем их общей культуры. Кроме того, введенное с 2014 года итоговое сочинение, обязательное для всех выпускников и ориентированное на проверку уровня культуры чтения, делает данную программу особенно актуальной. Это является ещё одной причиной введения в старших классах данного курса, изучение которого будет полезно любому выпускнику школы, стремящемуся получить высокий балл на экзамене.

Данная программа состоит из двух блоков: программа блока 1, посвящённого подготовке итогового сочинения, составлена на основе программы элективного курса «Итоговое сочинение по литературе. Интенсивный практикум. «Сочинение на «зачёт» (авторы Вайрах Ю.В., Казорина А.В.) и в соответствии с требованиями к итоговому сочинению по литературе (2014 г.); программа блока 2, посвящённого подготовке сочинения на основе исходного текста создана на основе учебно-методического пособия «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» (авторы Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.) и в соответствии с требованиями к сочинению на основе исходного текста.

Новизна программы заключается в том, что она представляет собой систему работы по решению проблемы формирования коммуникативных компетенций обучающихся в рамках обучения написанию сочинения – рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданной теме. Кроме того, хотя изучение данного курса тесно связано с дисциплинами «русский язык и литература», но особенность содержания  курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.

Целью курса является создание условий для формирования у учащихся ключевых коммуникативных компетенций, необходимых для успешной социализации личности, содействие успешной аттестации школьника по русскому языку и литературе.

В ходе ее достижения решаются задачи:

  • сформировать систему теоретических сведений о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;

  • совершенствовать умения интерпретировать содержание исходного текста и текста литературного произведения;

  • обучить конструированию текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданной теме;

  • выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм;

  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.

Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Структура программы для 11 класса

Выделяются 2 структурных блока, каждый из которых соотносится с 1-м и 2-м полугодием 11 класса.

Первый блок представляет методику обучения итоговому сочинению по литературе, поэтапное знакомство с частями сочинения и отработку навыков написания. Все занятия носят практический характер и формируют навык композиционного построения сочинения, умения точно и логически последовательно излагать свои мысли.

Основополагающей второго блока является методика обучения сочинению – рассуждению на основе прочитанного текста по русскому языку.

В соответствии с основными требованиями к выполнению ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:

1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации;

2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;

3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.

Для решения первой задачи учащимся необходимо уметь производить многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационную переработку.

Для решения второй и третьей задач требуется знать систему работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение (методика конструирования логической схемы сочинения, алгоритм отбора и включения в текст сочинения аргументации, основные критерии грамотного речевого оформления).

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение уроков-лекций, уроков-практикумов, уроков комплексного применения знаний. Освоение курса предполагает помимо посещения коллективных занятий (уроки, практикумы) выполнение внеурочных (домашних) заданий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе.


Формы организации познавательной учебной деятельности.

Фронтальная, парная, индивидуальная работа.


Методы обучения.

Словесные, наглядные, частично-поисковые, практические.


Средства обучения.

Презентация, дополнительная литература, интернет-ресурсы.


Технологии обучения.

Включение текста в структуру учебного процесса предполагает обновление модели урока: текст используется как опорный, обеспечивающий логические связи урока, его содержание, динамику. В преподавании курса создается модель урока с учетом текста:

  • "на основе текста",

  • "от слова к тексту",

  • "от готового текста к созданию своего текста".

Текст в подобных моделях урока выступает средством интегрирования учебного

материала и этапов учебной деятельности.

С учётом данных моделей урока в преподавании курса используются приёмы современных педагогических технологий (технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП), метод сравнительно-типологического анализа

Данная рабочая программа рассчитана на изучение различных аспектов переработки текста в 10-11 классах в объёме 70 часов (1 час в неделю). Курс может быть рекомендован для классов любого профиля. Срок реализации программы – 2 года.














Тематический план 10 класс (36 часов)


п/п

Наименование разделов и  тем

Всего

часов

В том числе


Теория

Практика

Практические работы, тесты

Контрольные

работы

1

Текст как речевое произведение

6

6

1


2

Способы переработки текста

3

3

2


3

Оценка текста

3

3



4

Типы речи

5

4

2

1

5


Стили речи (повторение). Научный стиль речи и его жанры

8

7


1

6

Построение текста

8

8

4


7

Обобщение и систематизация изученного материала

2

2



8

Итоговое занятие. Контрольная работа.

1

-


1

                                        Итого:

36

33

9

3




Тематический план 11 класс (34 часа)

№№

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

теория

практика

Блок 1. Подготовка к конструированию итогового сочинения по литературе

1

Сочинение как текст. Критерии оценивания сочинения.

2

1

1

2

Композиция сочинения-рассуждения. Вступление, основная часть, заключение. Привлечение текста для аргументации.

7

4

3

3.

Речевое оформление сочинения. Классификация ошибок.

2

1

1

4.

Анализ и редактирование сочинений. Практикум.

1


1

5.

Практикум по написанию сочинения

1


1

6

Контрольная работа по конструированию текста итогового сочинения по литературе

1


1

Блок 2. Подготовка к конструированию сочинения-рассуждения по русскому языку на основе исходного текста

7.

Особенности сочинения – рассуждения на основе исходного текста. Критерии оценивания сочинения - рассуждения по русскому языку.

2

2


8.

Выявление и формулирование проблемы исходного текста. Способы формулировки проблемы.

2

1

1

9.

Комментарий к проблеме исходного текста Типы комментариев.

2

2


10.

Выявление и формулирование авторской позиции по проблеме.

1

1


11.

Контрольная работа по проверке навыков формулирования проблемы, её комментария и выражения авторской позиции.

1


1

12.

Формулировка собственного мнения.

1

1


13.

Формулирование проблемы, комментарий и определение авторской позиции публицистического и художественного текста.

2


2

14.

Аргументация собственного мнения. Виды аргументов. Структура аргумента.

2

1

1

15.

Заключение сочинения-рассуждения. Виды заключений.

1

1


16.

Речевое оформление текста сочинения-рассуждения. Классификация ошибок.

2

1

1

17.

Анализ и рецензирование сочинения. Практикум по анализу сочинения на основе исходного текста.

2


2

18.

Практикум по созданию текста сочинения на основе исходного текста

1


1

19.

Контрольная работа по конструированию сочинения на основе исходного текста.

1


1

Итого

34

16

18



































Содержание 


10 класс

   Текст как речевое произведение  (6 ч.). Текст и его основные признаки. Тематическая и композиционная цельность текста. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Типология текстов: собственно-информационный, оценочно-информационный, образно-оценочно-информационный. Информационно-смысловая обработка текста. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Виды информации: фактуальная, концептуальная, подтекстовая. Микротекст. Структурно-смысловой анализ микротекста.

Способы переработки текста (3 ч.).Способы переработки текста: план, тезисы, конспект. Переработка информационного текста. Реферат по одному или нескольким источникам: структура, план, оформление.

Оценка текста (3 ч.).  Оценка текста: аннотация, рецензия, отзыв, эссе и их особенности. Структурный анализ разных видов оценки текста. Составление аннотации.

Типы течи (5 ч.). Типы речи. Описание и его особенности.Языковые средства выражения описания. Повествование и его особенности. Языковые средства выражения повествования. Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи. Языковые средства выражения рассуждения. Сочетание типов речи в одном тексте.

Стили речи (повторение). Научный стиль речи и его жанры (8 ч.). Повторение и углубление знаний о публицистическом, художественном и официально-деловом стилях речи. Художественный и публицистический стили речи: сходство и различие. Научный стиль речи. Научное информативное сообщение как основная функция научного стиля речи. Современные жанры научных текстов. Научно-учебные и научно-популярные произведения. Учебная дискуссия. Оппонирование.

  Построение текста (8 ч.). Основные требования к построению текста. Композиционный анализ текста. Создание текста малой формы по данному началу. Сочинение- рассуждение по заданному тексту. Структурные моделитекстов (автобиография, заявление, резюме).Создание резюме. Типичные недочёты в построении текста и их исправление.

Обобщение и систематизация изученного материала (2 ч.). Повторение, обобщение и систематизация изученного материала о текстах, видах их переработки, типах и стилях речи. Анализ текстов различной типологической и стилистической направленности.

Итоговое занятие (1 ч.). Контрольная работа по работе с текстом.


11 класс


Блок 1. Подготовка к конструированию итогового сочинения по литературе.

1. Сочинение как текст. Критерии оценки сочинения по литературе. Особенности выпускного сочинения по литературе. Критерии оценивания сочинения. Алгоритм-моделирование написания итогового сочинения по литературе

2. Тематическая направленность итогового сочинения по литературе. Классификация тем (тема-вопрос, тема-понятие, тема-суждение). Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Практическая работа. Понимание темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы-понятия в вопрос. Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.

3. Алгоритм работы над сочинением. Композиция текста сочинения – рассуждения. Практическая работа.

4. План текста-рассуждения. Структура рассуждения: тезис – доказательство – вывод.

5. Композиция сочинения. Вступление к сочинению-рассуждению. Виды вступлений. Практическая работа. Технология написания вступления к сочинению. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых вступлений..

6. Композиция сочинения. Заключение к сочинению. Виды заключений. Технология написания заключения к сочинению. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений.

7. Композиция сочинения. Основная часть и требования к её написанию. Аргументация. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении.

8. Привлечение текста литературного источника для аргументации. Практическая работа. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы в текст сочинения. Способы включения иллюстративного материала в текст сочинения.

9. Языковое оформление сочинения. Средства связи частей сочинения. Введение цитат в текст.

10. Речевое оформление сочинения. Классификация ошибок. Практическая работа. Виды ошибок (фактические, логические, речевые, грамматические ошибки). Типичные ошибки в школьных сочинениях. Редакторская работа с текстом.

11. Анализ и редактирование сочинений. Практикум по анализу сочинений.

12. Практикум «Пишем сочинение» (по тематическим направлениям).

13. Контрольная работа по конструированию текста итогового сочинения по литературе.

Блок 2. Подготовка к конструированию сочинения-рассуждения на основе исходного текста по русскому языку.

1. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Особенности сочинения – рассуждения на основе исходного текста. Критерии оценивания сочинения по русскому языку. Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.

2. Выявление и формулирование проблемы исходного текста. Типы проблем исходного текста. Способы формулировки проблемы. Практическая работа. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста. Определение ряда проблем и выбор одной из них для выполнения работы. Речевые клише для формулировки проблемы исходного текста.

3. Комментарий к проблеме исходного текста. Типы комментариев. Типичные ошибки в комментировании проблемы. Отличие комментария от пересказа. Речевые клише, используемые в комментировании проблемы исходного текста. Комментарий текстов различных стилей и различных типов речи.

4. Выявление и формулирование авторской позиции по проблеме. Речевые клише для формулирования позиции автора.

5. Контрольная работа. Проверка навыков формулировки проблемы, её комментария и выражения авторской позиции.

6. Формулирование проблемы, комментарий и определение авторской позиции публицистического текста. Практическая работа.

7. Формулирование проблемы, комментарий и определение авторской позиции художественного текста. Практическая работа.

8. Формулировка собственного мнения. Обоснование личной позиции. Умение пространно изложить свою позицию. Речевые клише для формулирования собственного мнения.

9. Аргументация собственного мнения. Виды аргументов. Структура аргумента. Аргументация личного мнения: жизненный и литературный примеры. Умение правильно подбирать аргументы.

10. Заключение сочинения-рассуждения. Виды заключений. Способы логического завершения сочинения.

11. Речевое оформление текста сочинения-рассуждения. Классификация ошибок и способы их устранения. Практическая работа. Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Речевые ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Грамматические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

12. Практикум по анализу сочинения-рассуждения на основе исходного текста.

13. Практикум по созданию текста-рассуждения сочинения на основе исходного текста.

14. Контрольная работа по конструированию сочинения на основе исходного текста.



Календарно-тематическое  планирование

10 класс (36 часов)


№№

п\п

Тема занятия

Основные знания, умения, навыки

Вид деятельности

1



Текст и его основные признаки. Типология текстов.

Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста.

Научить различать разные типы текста

Составление опорного конспекта.


    2

 

 

Тематическая и композиционная цельность текста.

Продолжить наблюдения над упорядоченностью и  членимостью текста.

Формировать умение анализировать текст.

Выполнение упражнений.


3



Способы связи предложений в тексте.

Продолжить изучение цепной и параллельной связи.

Ознакомить с основными средствами цепной и параллельной связи

Исследование текстов с

различными способами связи

предложений.

4


Средства связи предложений в тексте. Тест.

 

Ознакомить с лексическими, морфологическими, синтаксическими средствами связи.

Учить различать смысловые, грамматические, ассоциативные связи

Отработка навыков определения

средств связи предложений

в тексте. Тест.

5

 

 

Информационно-смысловая обработка текста. Главная и дополнительная информация в тексте.

Развивать умение выделять главную и дополнительную информацию в тексте.

Анализ задания 1 из ЕГЭ по русскому языку.


6

Микротекст. Структурно-смысловая обработка микротекста.

Развивать умение структурно-смыслового анализа микротекста.

Исследование текстов миниатюр

Феликса Кривина.

7

Способы переработки текста: план, тезисы, конспект. Практическая работа.

Научить составлять план, тезисы, конспект

Практическая работа.

Составление простого

назывного и вопросного планов.

8

 

Переработка информационного текста. Практическая работа.

Обучить сокращению текста путём исключения второстепенных частей.


Практическая работа.

Составление тезисного плана.

9

 

 

Реферат по одному или нескольким источникам: структура, план.

Развивать навык составления плана, определяющего структуру реферата.

Обучить умению извлекать информацию из различных источников  

Составление плана реферата

по выбранной теме

(домашнее задание)

10

 

Оценка текста. Аннотация и её особенности.

Совершенствование навыков краткого изложения текста.

Анализ текстов-аннотаций.

Составление аннотации

на школьный учебник

(домашнее задание)

11

 

Оценка текста. Рецензия. Отзыв.

Совершенствование навыков различения рецензии и отзыва.

Анализ текста-рецензии,

текста-отзыва.

12

  

Оценка текста. Эссе.

Совершенствование навыков анализа текста эссе.

Анализ текста эссе.

13

 

Типы речи. Описание и его особенности.

Развивать навык определения языковых средств выражения в описании.

Анализ текста типа описания.

14

Повествование. Языковые средства выражения в повествовании.

Развивать навык определения языковых средств выражения в повествовании.

Анализ текста типа повествования.

15

Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи.

Обучать умению анализировать текст- рассуждение. 

Анализ текста типа повествования.

Наблюдение над языковым

материалом.

16

Сочетание типов речи в одном тексте. Практическая работа.

Совершенствовать умение различать типы речи. Отработать навык  использования описания и повествования в рассуждении.

Практическая работа.

Анализ задания 21 из ЕГЭ

по русскому языку.

17

Контрольная работа. Речеведческий анализ текста.

Контрольумений классификации языковых фактов.

Контрольная работа.


18

 

Стили речи (повторение). Официально-деловой стиль речи.

Повторение изученного материала о книжных стилях речи. Совершенствование умения различать стили речи.

Анализ текстов официально-

делового стиля речи.

 19

Художественный и публицистический стили речи: сходство и различие.

Совершенствование умения различать художественный и публицистический стили речи.


Анализ текстов художественного

и публицистического стилей речи.

20

 

Повторение и углубление знаний о научном стиле речи.

Углубить и расширить знания о научном стиле речи.

Отработка навыков определения

признаков научного стиля.

21

 

Научное информативное сообщение как основная функция стиля речи.

Учить применять в информативном сообщении логичность, точность, отвлечённость, обобщённость, объективность изложения.

Работа над отличительными

чертами научного сообщения.

22

 

Современные жанры научных текстов

Формировать умение различать жанры текстов научного стиля.

Аналитическая работа

с различными жанрами

научных текстов.

23

 

Научно-учебные и научно-популярные произведения.

Продолжить изучение  разновидностей научного стиля.

Совершенствование навыка работы

с текстами научного стиля.

24

 

Учебная дискуссия. Оппонирование.

Формировать умение   соблюдать нормы речевого поведения при обсуждении дискуссионных проблем.

Отработка речевых клише

для закрепления навыка 

корректного выступления

с возражением.

25


Контрольная работа по научному стилю речи.

Контроль умений анализа текста научного стиля.

Контрольная работа.

26

Построение текста. Основные требования к построению текста.

Ознакомить с основными требованиями построения текста.

Аналитическая работа с текстом.

27

Композиционный анализ текста. Лабораторная работа.

Развивать навык композиционного анализа различных текстов.

Лабораторная работа.

Исследование композиции различных текстов.

28

  

Структурные модели текста: автобиография, заявление, резюме.

Формировать умение анализировать тексты по структурным моделям.

Аналитическая работа

с текстами разных структурных

моделей. Создание резюме

(домашнее задание).

29

 

Создание текста малой формы по данному началу. Практическая работа.

Совершенствовать умение составлять текст по данному началу, определять сцепляющие слова, раскрывать тему и развивать основную мысль текста.

Практическая работа.

Создание текста малой

формы по данному началу.

30

 

Сочинение-рассуждение по заданному тексту. Практическая работа.

Совершенствовать умение создавать рассуждение по тексту.

Практическая работа.

Создание рассуждения по

заданному тексту.

31

Типичные недочёты в построении текста.

Дать понятие о типичных недочётах в построении текста.

Анализ типичных недочётов

в построении текста.

32

Типичные недочёты в построении текста.

Формировать умение классифицировать типичные недочёты в построении текста.

Анализ типичных недочётов

в построении текста.

33

 

Исправление типичных недочётов в построении текста. Практическая работа.

Совершенствовать навык редактирования текстов с различными недочётами в их построении.

Практическая работа.

Редактирование текста.

34

 

Обобщение и систематизация изученного материала.

Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал.

Анализ языкового материала.

35

Обобщение и систематизация изученного материала.

Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал.

Анализ языкового материала.

36

Итоговое занятие. Контрольная работа.

Контроль изученного материалао текстах, видах их переработки, типах и стилях речи

Контрольное тестирование.













Календарно-тематическое планирование

11 класс (34 часа)


№№

п\п

Тема занятия

Основные знания, умения, навыки

Виды деятельности

1

Сочинение как текст. Особенности выпускного сочинения по литературе. Критерии оценивания сочинения по литературе.

Иметь понятие о сочинении как тексте. Знать особенности выпускного сочинения. Уметь выделять основные признаки текста сочинения.

Слушают лекцию учителя, составляют опорную таблицу.

2

Тематическая направленность итогового сочинения по литературе. Классификация тем (тема-вопрос, тема-понятие, тема-суждение). Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Практическая работа.

Уметь выбирать тему сочинения, обосновывать ее. Уметь различать тему-вопрос, тему-понятие, тему-суждение. Производить логический анализ формулировки темы.

Выполняют логический анализ формулировки темы. Производят переформулирование темы-понятия и темы-суждения в проблемный вопрос. Практическая работа.

3

Алгоритм работы над сочинением. Композиция текста сочинения – рассуждения. Практическая работа.

Знать композиционные части сочинения-рассуждения и уметь их определять.

Анализируют алгоритм работы над сочинением и композицию текста сочинения – рассуждения. Практическая работа.

4

План текста-рассуждения. Структура рассуждения: тезис – доказательство – вывод.

Уметь составлять коллективный план сочинения план сочинения.

Анализируют сочинения, составляют коллективный план сочинения.

5

Композиция сочинения. Вступление к сочинению. Виды вступлений. Практическая работа.

Уметь определять композиционные части сочинения-рассуждения, различать и анализировать виды вступлений.

Создают ОК по видам вступления. Анализируют вступления к сочинениям школьников. Практическая работа.

6

Композиция сочинения. Основная часть и требования к её написанию. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении.

Знать виды и структуру аргументов в сочинении-рассуждении. Уметь отбирать литературный материал для аргументации.

Составляют опорную запись по структуре аргументов в сочинении-рассуждении.

7

Привлечение текста литературного источника для аргументации. Практическая работа.

Уметь отбирать фактический материал и структурировать его.

Подбирают аргументы для аргументации. Практическая работа.

8

Композиция сочинения. Заключение к сочинению. Виды заключений. Технология написания заключения к сочинению.

Уметь различать и анализировать виды заключений.

Создают ОК по видам заключения. Анализируют заключения к сочинениям школьников.

9

Языковое оформление сочинения. Средства связи частей сочинения. Введение цитат в текст.

Уметь анализировать средства связи частей сочинения. Знать способы введения цитат в текст. Уметь вводить цитаты в текст разными способами.

Анализируют средства связи частей сочинения. Записывают виды введения цитат в текст.

10

Речевое оформление сочинения. Классификация ошибок. Типичные ошибки в школьных сочинениях.

Знать классификацию ошибок и способы их устранения.

Составляют таблицу по классификации ошибок.

11

Классификация ошибок. Редакторская работа с текстом. Практическая работа.

Использовать способы устранения ошибок. Уметь осуществлять редакторскую правку текста.

Анализируют ошибки, осуществляют редакторскую работу с текстом. Практическая работа.

12

Анализ и редактирование сочинений. Практикум по анализу школьных сочинений по литературе.

Умение анализировать и редактировать школьное сочинение по литературе.

Анализируют сочинения, осуществляют правку готовых сочинений.

13

Практикум «Пишем сочинение» (по тематическим направлениям)

Уметь строить сочинение-рассуждение. Уметь обдумывать основной тезис, определять объём и содержание темы.

Создают сочинение-рассуждение по литературе.

14

Контрольная работа по конструированию текста итогового сочинения по литературе.

Контроль навыков конструирования текста итогового сочинения по литературе.

Выполняют контрольную работу по конструированию текста итогового сочинения по литературе.

15

Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Особенности сочинения – рассуждения на основе исходного текста.

Знать структуру сочинения-рассуждения по русскому языку и уметь определять его особенности.

Слушают и записывают лекцию учителя.

16

Критерии оценивания сочинения – рассуждения по русскому языку.

Знать критерии оценивания сочинения – рассуждения по русскому языку.

Анализируют критерии оценивания сочинения – рассуждения по русскому языку.

17

Выявление и формулирование проблемы исходного текста. Типы проблем.

Знать типы проблем. Уметь выявлять и формулировать проблему исходного текста.

Составляют опорную таблицу по типам проблем исходного текста.

18

Способы формулировки проблемы. Речевые клише для формулировки проблемы исходного текста. Практическая работа

Уметь формулировать проблему разными способами.

Делают опорную запись по способам формулировки проблемы. Практическая работа.

19

Комментарий к проблеме исходного текста Типы комментариев. Речевые клише, используемые в комментировании проблемы исходного текста.

Знать типы комментариев и уметь их различать. Уметь производить комментарий к проблеме исходного текста.

Делают опорную запись по типам комментариев проблемы исходного текста.

20

Типичные ошибки в комментировании проблемы. Отличие комментария от пересказа.

Определять типичные ошибки в комментировании проблемы. Уметь отличать комментарий от пересказа.

Анализируют типичные ошибки в комментировании проблемы.

21

Выявление и формулирование авторской позиции по проблеме. Речевые клише для формулирования позиции автора.

Уметь выявлять и формулировать авторскую позицию по проблеме исходного текста.

Выявляют и формулируют авторскую позицию по проблеме исходного текста, используя речевые клише для формулирования позиции автора.

22

Формулирование проблемы, комментарий и определение авторской позиции публицистического текста. Практическая работа..

Контроль навыков формулирования проблемы, её комментария и выражения авторской позиции.

Выполняют практическую работу по проверке навыков формулирования проблемы, её комментария и выражения авторской позиции.

23

Формулирование проблемы, комментарий и определение авторской позиции художественного текста. Практическая работа.

Уметь формулировать собственное мнение по выявленной проблеме.

Формулируют собственное мнение по проблеме исходного текста, используя речевые клише для формулирования собственного мнения.

24

Контрольная работа по проверке навыков формулирования проблемы, её комментария и выражения авторской позиции

Уметь формулировать и комментировать проблему, определять авторскую позицию публицистического текста.

Выполняют контрольную работу по формулированию проблемы, комментарию и определению авторской позиции публицистического текста.

25

Формулировка собственного мнения. Речевые клише для формулирования собственного мнения.

Уметь формулировать и комментировать проблему, определять авторскую позицию художественного текста.

Выполняют работу по формулированию проблемы, комментарию и определению авторской позиции художественного текста.

26

Аргументация собственного мнения. Виды аргументов. Структура аргумента.

Знать виды и структуру аргументов в сочинении. Уметь различать виды аргументов.

Делают опорную запись по видам и структуре аргументов.

27

Аргументация личного мнения: жизненный и литературный примеры. Практическая работа.

Уметь отбирать литературный и жизненный примеры для аргументации личного мнения.

Приводят жизненный и литературный примеры для аргументации личного мнения: Практическая работа.

28

Заключение сочинения-рассуждения. Виды заключений. Способы логического завершения сочинения.

Знать способы логического завершения сочинения. Уметь различать и анализировать виды заключений.

Создают ОК по видам заключения. Анализируют заключения к сочинениям школьников.

29

Речевое оформление текста сочинения-рассуждения. Классификация ошибок.

Знать классификацию ошибок и способы их устранения.

Составляют опорную таблицу по классификации ошибок.


30

Классификация ошибок и способы их устранения. Практическая работа.

Использовать способы устранения ошибок. Уметь осуществлять редакторскую правку текста.

Анализируют ошибки, осуществляют редакторскую работу с текстом. Практическая работа.

31

Анализ сочинения. Практикум по анализу сочинения на основе исходного текста.

Умение анализировать сочинение на основе исходного текста.

Анализируют сочинения, осуществляют правку готовых сочинений.

32

Анализ и рецензирование сочинения. Практикум по анализу сочинения на основе исходного текста

Умение анализировать и рецензировать сочинение на основе исходного текста.

Анализируют и рецензируют сочинения школьников, осуществляют правку готовых сочинений.

33

Практикум по созданию текста сочинения на основе исходного текста

Уметь писать сочинение-рассуждение на основе исходного текста.

Создают сочинение-рассуждение по русскому языку на основе исходного текста.

34

Контрольная работа по конструированию сочинения на основе исходного текста.

Контроль навыков конструирования сочинения на основе исходного текста.

Выполняют контрольную работу по конструированию сочинения на основе исходного текста.





Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения  практикума «Основные способы переработки текста» учащийся должен

           знать/понимать:

          - признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- основные требования к построению текста и типичные недочёты в его построении;

- основные виды переработки и оценки текста;

уметь:

         определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

- анализировать структуру и языковые особенности текста;

          - находить главное в тексте, отличать главное от второстепенного, делить текст на части;

          - извлекать информацию из различных источников, работать со справочной литературой и ПК;

          - пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении собственного высказывания;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности

достижения поставленных коммуникативных задач;

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, тезисы, конспект);

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, расписку, заявление, резюме);

- соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- владеть навыками редактирования текста;
- владеть основными видами публичных выступлений (дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения дискуссии.



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- развития речевой культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, социально-культурных ситуациях общения;

- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию.


Требования к уровню подготовки выпускников


  • по подготовке к итоговому сочинению по литературе:


В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения;

  • композиционно-речевое оформление сочинения.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • создавать рассуждение с опорой на прочитанное и осмысленное художественное произведение;

  • рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме одного из пяти тематических направлений;

  • выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы;

  • выстраивать систему аргументов, убедительно доказывать собственное мнение;

  • композиционно правильно оформлять текст;

  • выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы русского языка;

  • анализировать творческие работы учащихся и рецензировать их.

  • по подготовке к сочинению на основе исходного текста по русскому языку:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • логическую схему сочинения-рассуждения;

  • алгоритм отбора и включения аргументации в текст сочинения;

  • основные критерии грамотного оформления сочинения.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • создавать свой текст определённой модели (сочинение-рассуждение) на основе

исходного текста;

  • выделять проблему текста, формулировать и правильно комментировать её;

  • определять позицию автора;

  • высказывать свою точку зрения, убедительно доказывать её (приводить не менее двух

аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

  • последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме;

  • анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.



НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ


Нормы оценки устных ответов


Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не олько по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм

литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении

излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.



Нормы оценки тестов


«5» - от 91 до 100 %

«4» - от 78 до 90 %

«3»-от 60 до 77%

«2» - от 59 до 0 %





















Ресурсное  обеспечение  практикума


Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. Программы образовательных организаций. 10-11 классы: сборник. – М. :

«Русское слово», 2016

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций в двух частях.

Базовый уровень: Москва «Русское слово», 2016

Власенков А. И. Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы: сборник.-М.: Просвещение, 2012.

Власенков А.И, Рыбченкова Л.М. «Русский язык». Учебник для 10-11 классов.-М.: Просвещение, 2011.

Загоровская О. В. Текст как речевое произведение. Элективный курс.- Воронеж, 2010.

Кобзарева Л.А. Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.- Волгоград: Учитель, 2012.


Электронные ресурсы


• http://www.edu.ru –каталог образовательных Интернет-ресурсов

•http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена

•http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению

• http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов

•http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал

•http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования

• http://gramota.ru – Портал по культуре речи

•http://rus.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Русский язык" /методические материалы/

•http://www.km-school.ru/- КМ-школа – информационный интегрированный продукт для средней школы, обеспечивающий формирование единой образовательной среды

•http://it-n.ru – Сеть творческих учителей

• http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека

•http://www.virlib.ru – Виртуальная библиотека

•http://www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека

•http://www.gramma.ru/ - сайт по русскому языку

• http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm - Образовательные ресурсы Интернета. Русский язык

• http://www.pycckoeslovo.ru/ - Репетитор по русскому языку

• http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования

•http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

• http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

Электронный репетитор. Русский язык. 9-11 классы (система обучающих тестов)





Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас