Рабочая программа учебного предмета
"Профильный труд"
Для обучающегося 8 класса по специальной индивидуальной программе развития
Разработала Карачевцева Е.Ф.
Курск 2023
Пояснительная записка.
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета "Профильный труд" заключается во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в процессе формирования их трудовой культуры.
Учебный предмет "Профильный труд" должен способствовать решению следующих задач:
развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности);
обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки;
формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации;
ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде;
формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности;
совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений;
развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности.
Содержание учебного предмета "Профильный труд".
Программа по профильному труду в V-IX классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной и машинной обработки производственных материалов, в связи с чем определены примерный перечень профилей трудовой подготовки: "Столярное дело", "Слесарное дело", "Переплетно-картонажное дело", "Швейное дело", "Сельскохозяйственный труд", "Подготовка младшего обслуживающего персонала", "Цветоводство и декоративное садоводство", "Художественный труд". Также в содержание программы включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов, используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов (природные, производимые промышленностью и прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования - качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда, основные профессиональные операции и действия, технологические карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагогического работника. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ). Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд".
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);
чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на них;
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Профильный труд»
(2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дата |
1 четверть |
1 | Введение. Повторение пройденного материала. Инструктаж по ТБ на занятиях. | 05.09.2023 |
2 | Изготовление сувениров из природного материала. Панно «Золотая осень» | 07.09.2023 |
3 | Изготовление декоративной кружки с использованием пластилина. Украшение семенами арбуза, шишек, ольхи, скорлупы ореха. | 12.09.2023 |
4 | Работа с природными материалами. Изготовление фигурки из шишки | 14.09.2023 |
5 | Лепка. Лепка из шарика фруктов и овощей | 19.09.2023 |
6 | Лепка по образцу фигур животных | 21.09.2023 |
7 | Знакомство с народными промыслами. Филимоновская игрушка | 26.09.2023 |
8 | Скульптурная лепка по мотивам филимоновской игрушки | 28.09.2023 |
9 | Лепка. Веселые зверушки | 03.10.2023 |
10 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление игрушки «Солнышко» | 05.10.2023 |
11 | Изготовление закладки. Разметка по шаблону, наклеивание аппликации | 10.10.2023 |
12 | Изготовление счетного материала в форме квадратов, кругов | 12.10.2023 |
13 | Геометрический орнамент из квадратов | 17.10.2023 |
14 | Навыки сминания бумаги. Изготовление аппликации из мятой бумаги. | 19.10.2023 |
15 | Изготовление игрушек в форме шара из бумаги | 24.10.2023 |
16 | Знакомство с народными промыслами. Хохлома | 26.10.2023 |
2 четверть |
1 | Элементы и мотивы хохломской росписи | 07.11.2023 |
2 | Роспись разделочной доски «под хохлому» | 09.11.2023 |
3 | Конструирование | 14.11.2023 |
4 | Конструирование транспорта. Игра «Правила дорожного движения» | 16.11.2023 |
5 | Изготовление кормушки для птиц | 21.11.2023 |
6 | Изготовление мебели для кукольного домика | 23.11.2023 |
7 | Работа с тканью и нитками. | 28.11.2023 |
8 | Работа с текстильными материалами. Виды и свойства ниток | 30.11.2023 |
9 | Изготовление фигурок из связанных пучков нитей | 05.12.2023 |
10 | Виды работ из ниток. Шнуровка плетение, наматывание | 07.12.2023 |
11 | Работа с тканью. Виды и свойства тканей | 12.12.2023 |
12 | Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд | 14.12.2023 |
13 | Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией | 19.12.2023 |
14 | Подготовка елочных украшений | 21.12.2023 |
15 | Изготовление гирлянды из цветной бумаги | 26.12.2023 |
16 | Новогодний рисунок | 28.12.2023 |
3 четверть |
1 | Панно из пуговиц «Поезд» | 09.01.2024 |
2 | Куклы из ткани и ниток | 11.01.2024 |
3 | Полуобъемная поделка «Стрекоза» | 16.01.2024 |
4 | Знакомство с народными промыслами. Русская народная игрушка. Славянские обереги | 18.01.2024 |
5 | Вятская игрушка | 23.01.2024 |
6 | Лепка по мотивам дымковской игрушки | 25.01.2024 |
7 | Роспись игрушки | 30.01.2024 |
8 | Народная игрушка «Матрешка» | 01.02.2024 |
9 | Апликация. Изготовление по образцу «веселых человечков» из геометрических фигур | 06.02.2024 |
10 | Оригами. Изготовление игрушек складыванием | 08.02.2024 |
11 | Открытка «С 23 февраля» | 13.02.2024 |
12 | Рисунок на тему: День защитника Отечества» | 15.02.2024 |
13 | Изготовление аппликации «Лодочка» | 20.02.2024 |
14 | Изготовление поздравительной открытки, сувенира | 22.02.2024 |
15 | Конструирование из коробок. | 27.02.2024 |
16 | Изготовление коробок разных размеров | 29.02.2024 |
17 | Апликация на тему: «Весна пришла» | 05.03.2024 |
18 | Изготовление праздничной открытки | 07.03.2024 |
19 | Городецкая роспись. | 12.03.2024 |
20 | Художественные изделия из металла. Жостовский поднос. | 14.03.2024 |
21 | Раскрашивание. Жостовский поднос | 19.03.2024 |
22 | Лепка. Фрукты | 21.03.2024 |
4 четверть |
1 | Гжельская керамика. Роспись посуды | 02.04.2024 |
2 | Работа с фетром, ватными дисками | 04.04.2024 |
3 | Апликация из фетра | 09.04.2024 |
4 | Фигурка из фетра | 11.04.2024 |
5 | Работа с Лего-конструктором | 16.04.2024 |
6 | Космический рисунок | 18.04.2024 |
7 | Космическая ракета, аппликация | 23.04.2024 |
8 | Помним! Гордимся! Благодарим! | 25.04.2024 |
9 | Поделка к 9 мая | 30.04.2024 |
10 | Рисунок к 9 мая | 02.05.2024 |
11 | Апликация «9 мая» | 07.05.2024 |
12 | «Радуга-дуга»-пластилинография | 14.05.2024 |
13 | Рисунок «Лето» | 16.05.2024 |
14 | Лепка. Овощи | 21.05.2024 |
15 | Аппликация из рваной бумаги. «Яблоко» | 23.05.2024 |
Итого 69 уроков |