РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета:
«Рисование»
5А класс
Учитель: Ю.А. Лукашенко
Курск 2021
РИСОВАНИЕ 5А класс
П.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА,
в которой конкретизируются общие цели образования с учётом
специфики учебного предмета.
Рабочая программа разработана с учётом актуальных задач воспитания, обучения, коррекции развития и социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их возрастных и типологических психофизических особенностей, а также условий, необходимых для развития их личностных качеств.
Рабочая программа разработана на основе:
- ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ОКОУ «Курская школа».
- базисного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10.04.2004г. №29/2065-п.
Перечень нормативных документов для проектирования рабочей программы учебного предмета:
1. Конституция РФ ст.43 «Каждый имеет право на образование» (1993г.)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1599.
3. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20.
4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26.
5. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее – приказ Минобрнауки РФ № 1015).
6. Письмо Министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» от 18.04.2008 № АФ150/06.
7. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
8. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год.
9. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
10. Учебный план для обучающихся 5 классов с ограниченными возможностями здоровья ОКОУ «Курская школа» на 2021 - 2022 учебный год.
Программа учебного предмета «Рисование» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
При разработке программы соблюдены основополагающие принципы специальной педагогики, обеспечивающие преемственность изучения предмета на разных уровнях общего образования и практико-ориентированную направленность освоения программного содержания в ходе реализации образовательного процесса.
Главная цель изучения предмета заключается:
- во всестороннем развитии личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;
- в формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации);
- в развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;
- в развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству.
- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека.
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах
рисования. Расширение художественно-эстетического кругозора.
- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
- Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
- Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
- Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
П.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕГО ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
Рисование занимает важное место в работе с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у детей воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительном искусстве материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
В ходе изучения рисования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применяется дифференцированный подход, обеспечивающий разнообразие содержания, предоставляя обучающимся возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Использование деятельностного подхода определяет характер организации доступной для учащихся предметно-практической и учебной деятельности и обеспечивает прочное усвоение обучающимися знаний и приобретение нового опыта разнообразной деятельности и поведения, повышение мотивации и интереса к изучаемому предмету, создает условия для общекультурного и личностного развития.
При составлении рабочей программы учебного предмета «Рисование» учтен принцип коррекционно-развивающей направленности, обуславливающий развитие личностей обучающихся и расширение их «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках рисования заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Программа учебного предмета «Рисование» строится на основе формирования базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности, и подразумевающих обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания учебного предмета. Преемственность обучения на всех уровнях образования, развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты с учётом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в опоре на организационную помощь педагога. Для этого определены функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности обучающихся, определены связи базовых учебных действий с содержанием рабочей программы учебного предмета «Рисование». Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьников положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьников.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные. В составе основных видов БУД выделяют четыре блока: личностный, коммуникативный, регулятивный, познавательный.
Личностные базовые учебные действия обеспечивают готовность обучающихся к принятию новой роли учеников, понимание ими на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации:
-испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные базовые учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные базовые учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные базовые учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях:
-дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и делаются выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Согласно требованиям ФГОС уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения в начальной школе.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности является оценка образовательных достижений обучающихся. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы учебного предмета «Рисование» направлена на нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебного предмета и формирование базовых учебных действий; обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции. Оценивая достижения по данному учебному предмету учитываются типологические и индивидуальные особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью, динамика их достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учениками, с оценками типа:
«5», «отлично» ставится, если обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; устанавливает причинно-следственные связи; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, самостоятельно располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого; от руки изображает предметы разной формы, различает цвета и их оттенки, называет основные жанры живописи; умеет пользоваться инструментами для рисования; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения, умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное; анализирует свой рисунок, сравнивая его с образцом; допускает единичные ошибки в выполнении практического задания, которые сам исправляет.
«4», «хорошо» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям, но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; располагает лист бумаги в зависимости от пространственного расположения изображаемого с опорой на наглядность; различает основные цвета и основные жанры; от руки изображает простые предметы разной геометрической формы, пользуясь простейшими вспомогательными линиями; умеет пользоваться основными предметами для рисования; сравнивает свой рисунок с образцом; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное; допускает некоторые ошибки при выполнении практического задания, которые исправляет при помощи учителя.
«3», «удовлетворительно» ставится, если обучающийся слабо справляется с целью урока, обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но выполняет задание недостаточно полно и последовательно, способен ориентироваться на листе бумаги по образцу, обводить изображения по опорным точкам, по трафарету, по шаблону; умеет избирательно пользоваться основными инструментами для рисования; различает основные цвета и соотносит их с образцом; допускает ряд ошибок при выполнении практического задания, затрудняется самостоятельно их исправить и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающихся, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
П.3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Рисование» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и реализуется в урочной деятельности в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормами.
На реализацию программы по рисованию в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 63 часа, 2 час в неделю:
П.4. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные:
1. Осознание себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности, понятие и принятие своей роли в семье, школе, детском коллективе, определение своего места в социальном окружении;
2. Внутренняя позиция обучающихся на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хороших учеников»;
3. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
4. Учебно - познавательный интерес к учебному материалу;
5. Развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;
6. Умение адекватно запрашивать и принимать необходимую практическую помощь;
7. Умение осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации;
8. Принятие окружающей действительности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
9. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
10. Овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
11. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
12. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
Социально- значимых мотивов учебной деятельности;
13. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
14. Уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности;
Предметные:
1. Знание названий художественных материалов, инструментов, приспособлений, их свойств и назначения, правил хранения и обращения с ними, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
2. Знание элементарных правил композиции и цветоведения, передачи формы предметов;
3. Элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства;
4. Овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных техниках изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;
5. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого», понимание красоты как ценности;
6. Потребность в художественном творчестве;
7. Развитие практических умений самовыражения средствами рисования;
8. Приобретение навыков художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т.е. значения в жизни человека и общества;
9. Развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
10. Развитие наблюдательности и творческого воображения;
11. Формирование эстетического отношения к предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
12. Начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
13. Формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши)
14. Понимание и соблюдение простой инструкции при выполнении учебного задания в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями, самостоятельная организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
15. Умение адекватно откликаться на произведения живописи, бережно относиться к культурному наследию родного края и страны.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для данного учебного предмета, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающихся в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы;
- осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
- передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа;
- размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Учащимся 5 класса нужно знать:
- названия художественных материалов, инструментов и приспособлений, их свойства и назначение, правила хранения и обращения;
- элементарные правила композиции, цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, передачи формы предмета;
- названия основных цветов и элементарные правила их смешивания;
- некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «цвет»;
- названия предметов, подлежащих рисованию;
- основы трёх видов художественной деятельности: изображение на плоскости, художественное конструирование на плоскости, украшение с использованием художественных различных материалов;
- основные жанры изобразительного искусства: портрет, натюрморт, пейзаж;
- названия некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Каргополь, Хохлома);
- основные особенности некоторых материалов, используемых в рисовании, выразительные возможности художественных материалов: гуашь, мелки, карандаш, пластилин;
- значение слов: аппликация, изображение, форма, линия, плоскость, орнамент.
Учащимся 5 класса нужно уметь:
- самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы (правильно сидеть за столом, располагать лист бумаги на столе, держать карандаш, кисть);
- следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
- рационально организовывать свою изобразительную деятельность, планировать работу, осуществлять текущий и заключительный контроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
- рисовать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы и конструкции, передавать в рисунке содержание несложных произведений в соответствии с темой;
- применять приемы работы карандашом, акварельными красками, гуашью с целью передачи фактуры предмета;
- ориентироваться в пространстве листа, размещать изображение одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватно передавать цвет изображаемого объекта, определять насыщенность цвета, получать смешанные и некоторые оттенки цвета;
- передавать в рисунке и аппликации простейшую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов;
- пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами;
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги;
- узнавать в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенные предметы и действия;
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами.
П.5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Изучение учебного предмета «Рисование» обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется в 5 классе в течение всего года. При изучении «Рисования» в 5 классе используются технология разноуровневого, проблемного обучения, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие и игровые технологии. Уроки «Рисования» оказывают существенное воздействие на развитие интеллектуальной, эмоциональной и двигательной сфер, способствуют формированию личности умственно отсталого школьника, воспитанию у него положительных привычек. Обучение «Рисованию» в 5 классе носит предметно-практический характер, связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой, так и с другими учебными дисциплинами.
Содержание программы направлено на закрепление и расширения учебного материала по изобразительному искусству, пройденного на занятиях с 1 по 4 класс, а так же на усвоение новых знаний и формирование новых умений у школьников.
Содержание программы отражено в четырех направлениях:
- умение анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительное сходство;
- восприятие цвета предмета и явлений окружающей природной среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварелью и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге) и другими художественными материалами (цветными карандашами, мелками, фломастерами);
- умение работать над композицией в практической деятельности (выделения центра композиции способом центрального расположения главного объекта, выделения цветом);
- более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства, а так же восприятие предметов декоративно-прикладного искусства, являющихся темой занятий (уметь их рассматривать и рассказывать об их содержании). Обещающиеся знакомятся биографиями известных художников и историей создания знаменитых произведений. В рамках изучения особенностей декоративно-прикладного искусства школьники узнают о приемах работы мастеров, создающих шедевры народных промыслов.
Разработанное содержание способствует дальнейшему формированию у детей базы для творческой деятельности (расширяет опыт относительно полных и точных представлений о предметном мире и явлений окружающей действительности, а так же способ изображения увиденного, запечатленного). Наряду с этим у школьников развиваются умения трансформировать образы действительные в сказочные.
Программой предусматриваются сходные по содержанию блоки:
Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окрасе уходящего лета и наступающей осени. Развитие умений обещающихся наблюдать объекты с целью последующего правдивого изображения их формы и цвета; закрепление умений в работе с акварельными красками по сырой бумаге; развитие эстетического восприятия листьев деревьев в разной окраске, отражающей признаки уходящего лета и наступающей осени.
Пейзаж как жанр изобразительного искусства (расширение знаний о пейзажах). Художники-пейзажисты и их картины А.Саврасов. И. Шишкин. В 5 классе нужно актуализировать знания школьников об этом жанре изобразительного искусства, полученные в 4 классе. Необходимо расширять и уточнять представления детей о вариантах пейзажной живописи и их названиях («деревенский пейзаж», «городской пейзаж», «горный пейзаж», «морской пейзаж», пейзажи в разное время года: «весенний пейзаж», «летний пейзаж», «осенний пейзаж», «зимний пейзаж»), при этом развивая умения обучающихся рассматривать картину пейзажа и описывать ее содержание в определенной последовательности (с помощью учителя).
Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте). Красота вещей вокруг нас (разные сосуды: кувшины, вазы, кринки, бутыли). Расширить представления детей о вариантах натюрморта в живописи и их названиях («цветочный натюрморт», «натюрморт с изображением листьев и злаков», «натюрморт с изображением фруктов и овощей», «натюрморт с изображением разного рода посудой» и др.) развивать умения обучающихся рассматривать картину-натюрморт, восхищаться ее красотой в целом и подробно описывать содержание, перечисляя изображенные предметы, учить школьников отвечать на вопросы. Познакомиться с приемом включения – использованием натюрморта в картинах сюжетного содержания, при изображении портрета или интерьера.
Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать ее. Расширение знаний обучающихся о видах портрета – о разных положениях портретируемого при создании картины (фронтальном, профильном слева и справа, виде со спины и виде сзади), что позволяет художнику раскрыть особенности внешности человека, его характера, показать движение.
Как построена книга. Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга. Актуализация имеющихся знаний о книгах и расширение знаний обучающихся по этой теме (кто работает над книгой, как она создается, из каких частей она состоит, иллюстрации в книге).
Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые художественные средства, используемые художником. Формирование умения последовательно рассматривать картину, выделять в ней главные и второстепенные объекты, устанавливать их взаимодействие и понимать в целом содержание картины.
Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга. Закрепление и расширение полученных знаний о скульптурах, ее видах, размеров, материалов из которых выполняются скульптуры. Знакомство с Красной книгой и для чего она нужна.
Народное искусство. Дополнением и расширением знаний о народных промыслах вступает две новые темы «Богородские игрушки» и «Хохломские изделия».
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно – тематическое планирование составлено с учётом возможностей учащихся по уровням педагогической дифференциации.
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов |
1 | ОБУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА (восприятие смены времени года, как искусство, народное искусство) | 17 |
2 | ОБУЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (портрет, натюрморт, пейзаж) | 16 |
3 | РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ВОСПРИНИМАТЬ И ИЗОБРАЖАТЬ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ (скульптура) | 17 |
4 | Иллюстрации. Красная книга. | 13 |
ИТОГО часов | 63 |
Календарно-тематическое планирование
№Урока | Тема урока | | Дата. |
| 1 четверть | | |
1 | Изображение растений. | 1 | 3.09 |
2 | Рисование с натуры веточки деревьев с листьями, семенами и плодами. | 1 | 6.09 |
3 | Рисование с натуры листьев деревьев и кустарников в осенней окраске. | 1 | 10.09 |
4 | Беседа о художниках пейзажистах и их картинах. | 1 | 13.09 |
5 | Беседа. Алексей Кондратьевич Саврасов и его картина «Грачи прилетели». Зарисовка картины. | 1 | 17.09 |
6 | Русский художник-пейзажист Иван Иванович Шишкин. | 1 | 20.09 |
7 | Рисование пейзажа. | 1 | 24.09 |
8 | Рисование пейзажа. Небо. | 1 | 27.09 |
9 | Рисование пейзажа. Река, море. | 1 | 1.10 |
10 | Беседа. Узнай больше о натюрморте. Правила рисования натюрморта. | 1 | 4.10 |
11 | Беседа. Портрет. Сюжет. Натюрморт. Правила рисования портрета. | 1 | 8.10 |
12 | Рисование натюрморта (кринка и стакан). | 1 | 11.10 |
13 | Рисование натюрморта (букет в вазе и оранжевый апельсин). | 1 | 15.10 |
14 | Рисование натюрморта (кувшин, яблоко, слива). | 1 | 18.10 |
| 2 четверть | | |
1 | Рисование сценки из жизни: «Мама готовит обед на кухне». | | 1.11 |
2 | Рисование сценки из жизни: «Я сижу за столом и готовлю уроки». «Я сижу за столом и завтракаю». Составить описание картины. | 1 | 8.11 |
3 | Беседа. Разные сосуды: кувшины, вазы, кубки (керамика, фарфор, стекло, металл). Аппликация. «Кринка, кувшин, бутылка». | 1 | 12.11 |
4 | Рисование. «Кринка, кувшин, бутылка». | 1 | 15.11 |
5 | Беседа. Портрет. (Наблюдай, рассматривай, изображай). | 1 | 19.11 |
6 | Беседа. Изучаем внешность людей. Какие они? | 1 | 22.11 |
7 | Рисование. Портрет человека в профиль. | 1 | 25.11 |
8 | Рисование портрета человека в профиль (мама, папа, брат и т. д). | 1 | 29.11 |
9 | Фигура человека (модель). | 1 | 3.12 |
10 | Создание шаблона для сборки частей тела человека для двух моделей. | 1 | 6.12 |
11 | Изображение разных движение фигуры человека с помощью разных положений частей тела модели (при наблюдении спереди). | 1 | 10.12 |
12 | Срисовывание фигуры человека с подвижной модели (при наблюдении спереди). | 1 | 13.12 |
13 | Дорисовывание фигуры человека по точкам. | 1 | 17.12 |
14 | Изображение разных движений фигуры человека с помощью разных положений (при наблюдении сбоку). | 1 | 20.12 |
15 | Срисовывание фигуры людей с подвешенной модели (при наблюдении сбоку). | 1 | 24.12 |
| 3 четверть | | |
1 | Дорисовывание фигуры человека по точкам (при наблюдении сбоку). | 1 | 10.01 |
2 | Развлечения зимой. Дети катаются с горки. | 1 | 14.01 |
3 | Развлечения зимой. Ребята строят снежную крепость. | 1 | 17.01 |
4 | Развлечения зимой. Дети лепят снежную бабу. | 1 | 21.01 |
5 | Развлечения зимой. Ребята катаются на лыжах. | 1 | 24.01 |
6 | Беседа. Как построена книга? Иллюстрация к книге. | 1 | 28.01 |
7 | Рисование обложки к книге. | 1 | 30.01 |
8 | Рисование иллюстрации к книге. | 1 | 4.02 |
9 | Беседа о художниках-иллюстраторах детских книг. | 1 | 7.02 |
10 | Рисование иллюстрации к сказке «Маша и медведь». | 1 | 11.02 |
11 | Сравниваем размер (величину) изображений. Рисуем много ёлок разной величины. | 1 | 14.02 |
12 | Рисование. Яблоки и груши разной формы и размера. | 1 | 18.02 |
13 | Рисование. Ветка винограда. Виноградины разной величины. | 1 | 21.02 |
14 | Лепка персонажей к сказке «Маша и медведь». | 1 | 25.02 |
15 | Рисование иллюстрации (срисовывание персонажей) к сказке «Маша и медведь». | 1 | 28.02 |
16 | Рисование иллюстрации (срисовывание персонажей) к сказке «Маша и медведь». Раскрашивание. | 1 | 4.03 |
| Беседа. Узнай больше о работе скульптора. Животные в скульптуре. | | 7.03 |
17 | Лепка памятника для любимого животного. | 1 | 11.03 |
18 | Рисование памятника для любимого животного. | 1 | 14.03 |
19 | Беседа. Зачем была создана красная книга? | 1 | 18.03 |
20 | Беседа. Узнай больше о художниках и скульпторах изображающих животных | 1 | 21.03 |
| 4 четверть | | |
1 | Лепка белого медведя. | 1 | 4.04 |
2 | Рисование белого медведя. | 1 | 8.04 |
3 | Лепка стерха. | 1 | 11.04 |
4 | Рисование стерха. | 1 | 15.04 |
5 | Беседа. Животные изображенные в скульптурах и на рисунках. | 1 | 18.04 |
6 | Сажаем деревья, встречаем птиц. Лепка зарисовка картины, как люди встречают весну. | 1 | 22.04 |
7 | Беседа. Народное искусство. | 1 | 25.04 |
8 | Рисование. Богородские игрушки. | | 29.04 |
9 | Беседа. Хохломские изделия. | 1 | 6.05 |
10 | Украшение посуды хохломской росписью. Элементы узоров «золотой хохломы». | 1 | 13.05 |
11 | Рисование и раскрашивание солонки, вазочки. | 1 | 16.05 |
12 | Беседа. Плакат, открытка. | | 20.05 |
13 | Рисование плаката, призывающего людей охранять природу. Рисование открыток с праздниками весны. | 1 | 23.05 |
14 | Беседа. Музеи России. Музеи мира. Игра-викторина «Народные промыслы и виды росписи» | 1 | 27.05 |
П.7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает:
- Наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы, шило, коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски, пластиковые подложки и т.д.;
- Натуральные объекты: овощи, фрукты, посуда, игрушки, изделия из глины, муляжи, гербарии, предметы быта и др.
- Печатные пособия: портреты русских художников, таблицы по цветоведению, репродукции картин, изображения (картинки, фотографии) предметов, готовых изделий, схемы последовательности рисования; альбомы с демонстрационными материалами, составленными в соответствии с содержанием учебной программы; рабочие альбомы, дидактический раздаточный материал;
- Информационно-коммуникативные средства: мультимедийные обучающие художественные программы, экранно-звуковые пособия, видеофильмы, презентации, аудиозаписи; музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; классная магнитная доска с приспособлениями для крепления пособий;
- Расходные материалы для рисования: альбомы, клей, карандаши (простые, цветные), мелки, фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования, кисти, стеки, ножницы, тренажеры (прозрачные папки) для выработки навыков рисования, шаблоны и трафареты; пластилин.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. «Изобразительное искусство». 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / М.Ю. Рау, М.А. Зыкова. Москва. «Просвещение», 2019г.
3. Multimedia- поддержка: сайт «Pedsovet.su» http: pedsovet.su|lood|324
4. Детские презентации http://viki.rdf.ru/item/395/download