СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Русский язык 4 класс УМК "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы В.П.Канакиной, В.П.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык. 1 – 4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Русский язык 4 класс УМК "Школа России"»

Филиал МБОУ « Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат

«Кальская основная общеобразовательная школа»





УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ «Бейская СОШИ»

_____________В.И.Тимченко

Приказ № _____

от «__»________________2018г








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Русский язык

4 класс




Разработчик: учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Борисова Наталия Владимировна



Обсуждена и согласована на

методическом объединении учителей

начальных классов


Протокол №____от ___.___.20___г.



Принята на Методическом

совете школы


Протокол № 1 от ___.____. 20___г.




д.Калы, 2018 г.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные универсальные учебные действия

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

•принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

•осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

•восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

•понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

•способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

•уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

•понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

•этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

•навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

•развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;

•установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Ученик научится:

•принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

•планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

•выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

•адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

•понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Выпускник научится:

•использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

•записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

•ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

•владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

•осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

•осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Выпускник научится:

•слушать и слышать собеседника, вести диалог;

•ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

•понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

•строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

•стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

•строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

•активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Предметные результаты

ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

•первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

•осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

•представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

•позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;

•овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

•приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

•освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

•овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

•овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

•владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

•выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

•использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

•оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

•владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

•работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

•пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

•письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

•сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

•составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

•письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

•проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

•пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

•подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

•различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

•создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

•анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами,

условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

•оформлять результаты исследовательской работы;

•редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.


Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

•произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

•характеризовать звуки русского языка: гласные ударные —безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

•соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

•пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

•различать звуки и буквы;

•классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

•знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

•пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

•выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).


Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

•осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

•выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

•определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

•распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

•подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

•понимать этимологию мотивированных слов-названий;

•выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

•подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

•находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

•пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

•оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

•подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

•работать с разными словарями;

•приобретать опыт редактирования предложения (текста).


Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

•различать изменяемые и неизменяемые слова;

•различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

•находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

•находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

•узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

•сравнивать, классифицировать слова по их составу;

•соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

•самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

•понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

•образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

•понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

•понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

•узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

•разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

•подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).


Морфология

Обучающийся научится:

•определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

•распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

•пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

•выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

•определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

•определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

•распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

•определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

•распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

•различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

•понимать роль союзов и частицы не в речи;

•подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

•разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

•сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

•различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

•склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

•различать родовые и личные окончания глагола;

•наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

•проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

•находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

•находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.


Синтаксис

Обучающийся научится:

•различать предложение, словосочетание и слово;

•устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

•составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

•устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

•соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

•классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

•выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

•находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

•распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

•составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

•различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

•находить в предложении обращение;

•выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.


Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

•раздельное написание слов;

•сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

•сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

•перенос слов;

•прописная буква в начале предложения, именах собственных;

•проверяемые безударные гласные в корне слова;

•парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

•непроизносимые согласные;

•непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

•гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

•разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

•мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

•безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

•безударные падежные окончания имён прилагательных;

•раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

•мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

•мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

•безударные личные окончания глаголов;

•раздельное написание предлогов с другими словами;

•знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

•знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

•соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах -ек, -ик;

•запятая при обращении;

•запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имёнприлагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.


  1. Содержание учебного предмета

4-й класс - 170 ч (5 часов в неделю)

В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое.

Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием.

На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Совершенствуются и углубляются уже приобретённые в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи.

Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.



п/п

Раздел

Количество часов

1

Повторение

13 часов

2

Предложение

8 часов

3

Слово в языке и речи

22 часа

4

Имя существительное

42 часа

5

Имя прилагательное

32 часа

6

Местоимение

9 часов

7

Глагол

32 часа

8

Повторение

12 часов


Всего

170 часов


Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170 ч)

Виды речевой деятельности.

Язык и речь Наша речь и наш язык. Формула вежливости.

Текст Текст и его признаки. Выделение в тексте темы, основной мысли. Заголовок. Построение текста. Связь между частями текста. Составление плана текста. Особенности текста –повествования, текста-описания, текста-рассуждения, смешанного текста. Создание простейших текстов различного типа.

Синтаксис.

Предложение Предложение, как единица речи. Разновидности предложений по цели высказывания. И интонации. Знаки препинания в конце предложения. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением. Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенны члены предложения. Словосочетание. Установление связи слов в предложении Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами с союзами и, а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Лексика

Слово и его лексическое значение Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова; анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы, антонимы, омонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) Ознакомление со словарём иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи.

Состав слова

Состав слова Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнения в правописании приставок и суффиксов, Разделительных ъ и ь. Совершенствование звуко – буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава.

Морфология

Части речи Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол, мя числительное, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами –о. –а. Роль наречий в предложении.

Морфология

Имя существительное Склонение имён существительных. Распознавание падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные типы склонения имён существительных. Распознавание имён существительных первого, второго и третьего склонения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2, 3. склонения в единственном числе (кроме имён существительных на –мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имён существительных первого, второго и третьего склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имён существительных с предлогом и без предлога в речи. Склонение имён существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имён существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Связь с именем существительным. Упражнение в распознавании имён прилагательных, в изменении прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в распознавании родовых окончаний. Склонение имён прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе.

Развитие навыка правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имён прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имён прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имён прилагательных в прямом и переносном значении, прилагательных – синонимов, прилагательных – антонимов, прилагательных – паронимов.

Личные местоимения Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах. Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов, в изменении глаголов по числам и временам, глаголов прошедшего времени в единственном числе по родам.. Неопределённая форма глагола. Образование временных форм от глаголов неопределённой формы. Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в неопределённой форме Изменении глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать число и лицо глаголов. Правописание глаголов во втором лице единственного числа (шь). Глаголы 1 и 2 спряжения. Глаголы – исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3 лице и в неопределённой форме по вопросам. Правописание буквосочетаний – тся, -ться. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени. Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов – синонимов, глаголов – антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголе имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов.

Виды речевой деятельности

Связная речь. Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста. Составление плана. Связь между частями текста и предложениями. Структура текста-повествования, текста-описания, текста- рассуждения. Составление рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи. Изложение. Письменное изложение текста по плану. Сочинение. Сочинения по сюжетному рисунку, по серии сюжетных рисунков, по картине, на определённую тему с предварительной подготовкой под руководством учителя. Речевая этика: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, используемые при извинении и отказе.

Повторение изученного


III. Календарно-тематическое планирование.


п/п

Дата

проведения

Тема урока

Примечание

по плану

по факту

Повторение – 13 часов

1.

03.09


Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Составление текста по рисунку


2.

04.09


Текст. План текста

3.

05.09


Текст. План текста. Подробное изложение текста «Первая вахта»

4.

06.09


Текст. Типы текстов. Составление устного рассказа на выбранную тему. Редактирование текста.

5.

07.09


Виды предложений по цели высказывания и по интонации

6.

10.09


Входной диктант №1

7.

11.09


Диалог. Обращение. Словарный диктант №1.

8.

12.09


Выборочное изложение по рассказу В. Осеевой «Кто хозяин?»

9.

13.09


Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Редактирование текста

10

14.09


Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

11

17.09


Что такое словосочетание

12

18.09


Проверочная работа №1 по теме: «Текст. Главные члены предложения. Словосочетания»

13

19.09


Диктант №2 «Слово, предложение, текст"

Предложение - 8

14

20.09


Однородные члены предложения.

15

21.09


Знаки препинания в предложениях с однородными членами

16

24.09


Знаки препинания в предложениях. Составление текста по репродукции картины Левитана «Золотая осень».

17

25.09


Связь между простыми предложениями в составе сложного.

18

26.09


Сложное предложение и предложение с однородными членами

19

27.09


Проверочная работа №2 по теме «Однородные члены предложения». Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания

20

28.09


Диктант №3 по теме «Однородные члены предложения»

21

01.10


Подробное изложение текста на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану

Слово в языке и речи -22

22

02.10


Слово и его лексическое значение

Работа над ошибками, редактирование текста

23

03.10


Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

24

04.10


Синонимы, антонимы, омонимы

25

05.10


Фразеологизмы. Составление текста по рисунку и фразеологизму.

26

08.10


Состав слова. Значимые части слова.

27

09.10


Состав слова. Однокоренные слова.

28

10.10


Правописание гласных и согласных в корнях слов

29

11.10


Упражнение в правописании гласных и согласных в корнях слов.

30

12.10


Упражнение в написании приставок и суффиксов

31

15.10


Разделительные ъ и ь

32

16.10


Упражнение в написании корней, приставок и суффиксов.

Проверочная работа №3 по теме «Состав слова»

33

17.10


Диктант №4 по теме «Состав слова»

34

18.10


Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста

35

19.10


Словарный диктант №2.

Работа над ошибками в диктанте, редактирование текста

36

22.10


Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки частей речи

37

23.10


Грамматические признаки частей речи

38

24.10


Грамматические признаки частей речи.

39

25.10


Наречие как часть речи

40

26.10


Наречие как часть речи.

41

29.10


Проверочная работа №4 по теме «Части речи»

42

30.10


Диктант №5 «Части речи»

43

31.10


Творческое сочинение с опорой на текст и репродукцию картины Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке»

Имя существительное (42ч)

44

01.11


Как определить падеж имени существительного. Редактирование текста

45

02.11


Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

46

12.11


Упражнение в распознавании И.,Р.,В. падежей неодушевлённых существительных.

47

13.11


Упражнение в распознавании Д. Т.. падежей существительных.

48

14.11


Упражнение в распознавании П.падежа имён существительных.

49

15.11


Как определить падеж неизменяемых имён существительных

50

16.11


Три склонения имён существительных. 1-е склонение имён существительных.

51

19.11


Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения.

52

20.11


Сочинение по репродукции картины А.А.Пластова «Первый снег»

53

21.11


2-е склонение имён существительных, Редактирование текста

54

22.11


Упражнение в распознавании имён существительных второго склонения

55

23.11


3-е склонение имён существительных

56

26.11


Упражнение в распознавании имён существительных третьего склонения.

57

27.11


Упражнение в распознавании имён существительных всех трёх типов склонений

58

28.11


Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста

59

29.11


Падежные окончания имён существительных ед. числа 1, 2, и 3-го склонения. Редактирование текста

60

30.11


Именительный и винительный падежи

61

03.12


Правописание окончаний имён существительных в Р. п.

62

04.12


Правописание окончаний имён существительных в Р. п.

63

05.12


И.п., Р. п. и В.п. одушевлённых имён существительных

64

06.12


И.п., Р. п. и В. п. одушевлённых имён существительных

65

07.12


Правописание окончаний имён существительных в Д. п.

66

10.12


Упражнение в распознавании безударных окончаний существительных в Р. п. и Д. п.

67

11.12


Упражнение в распознавании безударных окончаний существительных в Р. п. и Д. п.

68

12.12


Правописание окончаний имён существительных в Т. п.

69

13.12


Правописание окончаний имён существительных в Т. п.

70

14.12


Правописание окончаний имён существительных в П. п.

71

17.12


Правописание окончаний имён существительных в П. п

72

18.12


Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

73

19.12


Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

Словарный диктант №3

74

20.12


Упражнение в правописании безударных окончаний существительных в Р., Д. и П. п.

75

21.12


Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных

76

24.12


Проверочная работа №5 по теме «Правописание имен существительных»

77

25.12


Сочинение по репродукции картины В.А.Тропинина «Кружевница»

78

26.12


Множественное число имён существительных. Редактирование текста

79

27.12


И. п. имён существительных во мн. числе

80

28.12


Р. п имён существительных мн. числа

81

09.01


В. п имён существительных мн. числа

82

10.01


Д. п ,Т. п. и П. п. имён существительных мн. числа

83

11.01


Проект «Говорите правильно». Редактирование текста

84

14.01


Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по самостоятельно составленному плану

85

15.01


Диктант №6 «Правописание имен существительных»

Имя прилагательное (32ч)

86

16.01


Роль имён прилагательных в русском языке.

87

17.01


Что обозначают и как образуются имена прилагательные

88

18.01


Род и число имён прилагательных.

89

21.01


Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний прилагательных.

90

22.01


Сочинение по репродукции картины В.А.Серова «Мика Морозов»

91

23.01


Склонение имён прилагательных Редактирование текста

92

24.01


Склонение и правописание падежных окончаний им. прилагательных ед. ч. м.р. и ср. р.

93

25.01


Проверка безударных окончаний имён прилагательных. И. п. имён прилагательных ед. ч. м.р. и ср.рода

94

28.01


Правописание падежных окончаний имён прилагательных м. р. и ср. р. в Р. п.

95

29.01


Правописание окончаний имён прилагательных м. и ср. рода в Д. п.

96

30.01


Правописание окончаний имён прилагательных м. р. и ср. р. в И. п. ,Р. п. Д. п. и В. П.

97

31.01


Упражнение в распознавании прилагательных м.р. и ср.р. в Р.п и В.п

98

01.02


Правописание падежных окончаний прилагательных м.р. и ср.р в Т. п. и П. п.

99

04.02


Упражнение в правописании имён прилагательных м.р. и ср.р.

100

05.02


Склонение и правописание падежных окончаний прилагательных ж.р. в ед.числе

101

06.02


Правописание падежных окончаний прилагательных ж. р. в И.п. и В.п.

102

07.02


Правописание окончаний прилагательных ж.р. в Р.,Д.,Т.,П. падежах.

103

08.02


Окончания прилагательных ж.р. в В.п. и Т.п.

104

11.02


Упражнение в правописании падежных окончаний прилагательных.

105

12.02


Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста .

106

13.02


Составление описательного текста на тему «Любимая игрушка» Редактирование текста.

107

14.02


Склонение имён прилагательных во мн. числе.

108

15.02


Сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости»

109

18.02


Правописание безударных окончаний прилагательных мн.ч в И.п.и В.п. Редактирование текста.

110

19.02


Правописание окончаний прилагательных мн.ч. в Р.п. и П.п.

111

20.02


Правописание окончаний прилагательных в Д.п. и Т.п. Словарный диктант №4

112

21.02


Упражнение в правописании окончаний прилагательных

113

22.02


Проверочная работа №6 по теме «Имя прилагательное»

114

25.02


Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану.

115

26.02


Сочинение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

116

27.02


Диктант №7 по теме ««Правописание имен прилагательных»

117

28.02


Обобщение знаний об именах существительных и прилагательных. Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Местоимение (9ч).

118

01.03


Роль местоимений в речи.

119

04.03


Личные местоимения 1 , 2 и 3-го лица

120

05.03


Изменение личных местоимений по падежам Правописание местоимений с предлогами

121

06.03


Правописание местоимений 1 , 2 и 3-го лица ед. и мн. числа

122

07.03


Склонение личных местоимений 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

123

11.03


Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

124

12.03


Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану.

125

13.03


Проверочная работа №7 по теме «Изменение личных местоимений по падежам» Редактирование текста.

126

14.03


Диктант №8 «Местоимение»

Глагол (32ч)

127

15.03


Роль глаголов в языке

128

18.03


Глагол как часть речи.

129

19.03


Изменение глаголов по временам.

Словарный диктант №5

130

20.03


Неопределённая форма глагола.

131

21.03


Упражнение в образовании форм глаголов и ознакомление с глагольными суффиксами

132

22.03


Образование временных форм от глагола в неопределённой форме.

133

01.04


Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

134

02.04


Спряжение глаголов (общее представление). Редактирование текста

135

03.04


Распознавание лица и числа глаголов. 2 –е лицо глагола.

136

04.04


Употребление (ь) в глаголах 2-го лица единственного числа.

137

05.04


Упражнение в правописании глаголов во 2-м лице ед. числа и не с глаголами.

138

08.04


Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

139

09.04


1-е и 2-е спряжение глаголов. Редактирование текста.

140

10.04


Спряжение глаголов в сложном будущем времени. Окончания глаголов1-е и 2-е спряжение

141

11.04


Наши проекты. «Пословицы и поговорки»

142

12.04


Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени

143

15.04


Упражнение в распознавании спряжения глаголов и в написании безударных окончаний глаголов

144

16.04


Правописание безударных личных окончаний глаголов.

145

17.04


Правописание безударных личных окончаний глаголов.

146

18.04


Возвратные глаголы (общее представление)

147

19.04


Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени

148

22.04


Упражнение в правописании безударных окончаний –тся и –ться в возвратных глаголах

149

23.04


Правописание глаголов в прошедшем времени

150

24.04


Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.

151

25.04


Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. Составление текста на спортивную тему

152

26.04


Контрольное изложение повествовательного текста по рассказу К.Паустовского

153

29.04


Упражнение в правописании глагольных форм. Редактирование текста

154

30.04


Повторение знаний о глаголе как части речи.

Словарный диктант №6

155

02.05


Проверочная работа №8 по теме «Глагол»

156

03.05


Диктант №9 по теме «Правописание глаголов»

157

06.05


Обобщение знаний о частях речи. Работа над ошибками

158

07.05


Итоговый диктант №10

Повторение (12ч).

159

08.05


Язык и речь. Текст. Типы текстов. Работа над ошибками

160

10.05


Главные, второстепенные и однородные члены предложения. Предложение и словосочетание

161

13.05


Контрольное сочинение по репродукции картины Шишкина «Рожь»

162

14.05


Виды предложений по цели высказывания. Простые и сложные предложения Редактирование текста

163

15.05


Значимые части слова. Словообразование.

164

16.05


Правописание гласных и согласных в корне слова.

165

17.05


Части речи. Морфологические признаки частей речи

166

20.05


Части речи. Морфологические признаки частей речи.


167

21.05


Краткое изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану


168

22.05


Части речи. Морфологические признаки частей речи. Редактирование текста


169

23.05


Части речи. Морфологические признаки частей речи.


170

24.05


Звукобуквенный и звуковой разбор слов.















Средства контроля


График проведения контрольных работ


Диктанты – 10

Диктант №1

Входной

Диктант №2

«Слово, предложение, текст»

Диктант №3

«Однородные члены предложения»

Диктант №4

«Состав слова»

Диктант №5

«Части речи»

Диктант №6

«Правописание имён существительных»

Диктант №7

«Правописание имён прилагательных»

Диктант №8

«Местоимение»

Диктант №9

«Правописание глаголов»

Диктант №10

Итоговый


Проверочные работы -8

Проверочная работа №1

«Текст. Главные члены предложения. Словосочетания»

Проверочная работа №2

«Однородные члены предложения»

Проверочная работа №3

«Состав слова»

Проверочная работа №4

«Части речи»

Проверочная работа №5

«Правописание имен существительных»

Проверочная работа №6

«Имя прилагательное»

Проверочная работа №7

«Изменение личных местоимений по падежам»

Проверочная работа №8

«Глагол»

Словарные диктанты – 6

Контрольное изложение – 1

Контрольное сочинение -- 1


График проведения проектных работ


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1


Наши проекты. Похвальное слово знакам препинания


2


Наши проекты. Говорите правильно!


3


Наши проекты. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина


4


Наши проекты. Пословицы и поговорки



График проведения исследовательских работ


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

1


«Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно»



ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В данном разделе приведены примеры лишь некоторых заданий итоговой оценки достижения планируемых результатов учащимися по курсу «Русский язык» (4 класс).

Русский язык. Тетрадь учебных достижений, 4класс. / В.П.Канакина. – М. : Просвещение, 2017. – 112 с. (Школа России)

Вид работы

Тема проверочной работы

№ урока

Стр.

1

Оценивание результатов обучения третьеклассников русскому языку

Контрольное списывание

161

70

2

Проверочная работа

165

71




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!