Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 2 класс УМК «Школа России».
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с Примерной программой начального общего образования и УМК «Школа России». Учебник «Русский язык» Канакиной В.П. .
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Программа во 2 классе рассчитана на 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса.
Наша речь
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.
Виды речевой деятельности человека. Диалог и монолог
Текст
Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста Заглавие Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.
Предложение
Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Предложения, различные по цели высказывания. Второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении
Слова, слова, слова….
Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова.
Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Работа со словарём синонимов. Антонимы Работа со словарём антонимов. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах. Корень слова. Работа со словарём однокоренных слов. Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями.
Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словообразующая функция ударения.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Перенос слов. Правила переноса
Звуки и буквы.
Звуки и буквы. Алфавит. Употребление прописной (заглавной) буквы.
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Серебряковой «За обедом». Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Способы проверки безударных гласных в корне. Упражнения в написании слов с безударными гласными. Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов. Представление об орфограмме. Согласные звуки, их признаки. Согласный звук [и'] и буква «и краткое». Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Шипящие согласные. Звонкие и глухие согласные звуки, и их обозначение буквами. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного согласного. Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне. Разделительный мягкий знак (ь). Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Использование на письме разделительного мягкого знака.
Части речи
Общее представление о частях речи.
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
Работа с графической информацией.
Имя существительное
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.
Общее представление об имени существительном как части речи
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных
Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту
Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных.
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)
Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.
Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)
Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко).
Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе
Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.
Глагол
Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление)
Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи
Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста
Число глагола. Изменение глагола по числам
Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи
Правописание частицы не с глаголом
Обобщение знаний о глаголе
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений
Текст-повествование и роль в нём глаголов.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.
Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные
Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании
Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению
Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов
Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.
Обобщение знаний об имени прилагательном
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
Понятие о тексте-описании.
Роль имён прилагательных в тексте-описании.
Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения).
Местоимение
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)
Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.
Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.
Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.
Обобщение по теме
Предлоги
Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами.
Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи
Правописание предлогов с именами существительными.
Проект «В словари за частями речи!»
Обобщение знаний о частях речи.
Повторение
Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа:
Предложение. Знаки препинания в конце предложений
Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.
Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи
Части речи их различение. Разбор слова как части речи
Звуки и буквы. Алфавит. Звукобуквенный разбор слов
Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.
Упражнения в применении изученных правил правописания
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол- во часов | Кол-во к/р |
1 | Наша речь | 3 | |
2 | Текст . | 4 | |
3 | Предложение | 12 | |
4 | Слова слова, слова…. | 18 | |
5 | Звуки и буквы. | 57 | 1 |
6 | Части речи | 2 | |
7 | Имя существительное | 19 | |
8 | Глагол | 12 | |
9 | Имя прилагательное | 13 | |
10 | Местоимение | 4 | |
11 | Предлоги | 8 | 1 |
12 | Повторение | 16 | |
Итого: | 170 | 2 |