СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа по русскому языку составлена для 9 класса, разработана на основании следующих нормативных документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ

2. ФГОС ООО и концепция духовно-нравственного воспитания граждан России

3. Нормативные требования СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

4. «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы», авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: - Просвещение, 2011 г.

5. Устав школы

6. Образовательная программа школы

7. Годовой календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

8. Учебный план на 2020-2021 учебный год

9. «Русский язык» 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, и др. – М.: Просвещение, 2014 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 9 класса»

Пояснительная записка


Данная рабочая программа по русскому языку составлена для 9 класса, разработана на основании следующих нормативных документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ

2. ФГОС ООО и концепция духовно-нравственного воспитания граждан России

3. Нормативные требования СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

4. «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы», авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: - Просвещение, 2011 г.

5. Устав школы

6. Образовательная программа школы

7. Годовой календарный учебный график на 2020-2021 учебный год

8. Учебный план на 2020-2021 учебный год

9. «Русский язык» 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, и др. – М.: Просвещение, 2014 г.

Цели и задачи предмета «Русский язык»

Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота;

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в выпускном классе по данной программе сводятся к следующему:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

  • на базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;

  • развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.

В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка.

Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения.


Общая характеристика учебного предмета

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

Концептуальная новизна курса русского языка в 9 классе состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:

- коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

- интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

- информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

- организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

- Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

-  Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

-  Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного   развития   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессии.

  В связи с подготовкой к ОГЭ в тематическое планирование внесены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ОГЭ. За счёт этого в уроки включено большое количество заданий тестового характера, разноаспектная работа с текстом.


Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования на ступени 9 класса в объеме 102 часа, 3 часа в неделю. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы, среди которых русский язык занимает ведущее место и является обязательным для аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ.








ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В результате изучения русского языка обучающиеся научатся определять изученные в 9 классе языковые явления и речеведческие понятия, орфографические и пунктуационные правила.

Речь и речевое общение

Ученик научится:

- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуации общения;

- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:

- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Ученик научится:

- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально- делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Ученик получит возможность научиться:

- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Ученик научится:

- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученик научится:

- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

Ученик получит возможность научиться:

- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;

- участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;

 - анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик научится:

- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Ученик получит возможность научиться:

- писать рецензии, рефераты;

- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;

- писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст

Ученик научится:

- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Ученик научится:

- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

- различать и анализировать тексты разных жанров;

- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик получит возможность научиться:

- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;

- анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Ученик научится:

- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

- оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Ученик получит возможность научиться:

- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Ученик научится:

- проводить фонетический анализ слова;

- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Морфемика и словообразование

Ученик научится:

- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

- различать изученные способы словообразования;

- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Ученик получит возможность научиться:

- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Ученик научится:

- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;

- группировать слова по тематическим группам;

подбирать к словам синонимы, антонимы;

- опознавать фразеологические обороты;

- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

- опознавать омонимы разных видов;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Ученик научится:

- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать синонимические средства морфологии

- различать грамматические омонимы;

- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Ученик научится:

- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Ученик получит возможность научиться:

- анализировать синонимические средства синтаксиса;

- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Ученик научится:

- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Ученик получит возможность научиться:

- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.

Язык и культура

Ученик научится:

- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Ученик получит возможность научиться:

- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;

- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

  • определять основные функции языка;

  • определять основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • определять основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;

  • определять основные нормы русского литературного языка;

  • определять нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;

  • отличать структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.

Выпускник получит возможность научиться:

  • определять основные лингвистические понятия;

  • характеризовать орфограммы, пунктограммы;

  • выполнять разные виды разбора;

  • различать типы текста;

  • различать стили речи;

  • применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;

  • писать изложение (в том числе и сжатое);

  • создавать сочинения разных типов;

  • владеть разными типами речи.

Метапредметными результатами программы по русскому языку по окончанию 9 класса являются:

  1. Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  2. Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждени­ях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения

  3. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  4. Осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

  5. Сформированность целеполагания в учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты;

  6. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  7. Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  8. Формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  9. Овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности;

  10. Осознанное владение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных и родовидовых связей и обобщения на различном предметном материале; сравнения, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умение строить классификацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; умение работать с метафорами;

  11. Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  12. Овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения;

  13. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  14. Умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  15. Формирование внутреннего умственного плана действий на основе умения отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи;

  16. Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; овладение основами коммуникативной рефлексии;

  17. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетентности) как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

  18. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, обеспечения защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств.

Личностными результатами программы по русскому языку по окончанию 9 класса яв­ляются:

  1. Понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа; определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, твор­ческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. Осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию;

  3. Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грам­матических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.




































Содержание учебного предмета

Общие сведения о языке. Международное значение русского языка. – 1 ч.

Повторение изученного в V-VIII классах – 12 ч.

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка. Р.р. Современные подходы к написанию изложения. Виды изложений. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Р.р. Подробное и сжатое изложение. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Р.р. Изложение с продолжением. Р.р Оценивание изложения. Входной срез. Анализ входного среза. Р.р. Сжатое изложение.

Сложное предложение. Культура речи - 9 ч.

Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса. Союзные сложные предложения. Р.р Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Р.р Текст как речевое произведение. Интонация сложного предложения. Контрольный диктант «Союзные сложные предложения».

Сложносочинённое предложение – 7 ч.

Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. Р.р. Сочинение-описание (упр.59). Р.р. Средства речевой выразительности. Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение» Р.р. Рецензия на литературное произведение, спектакль или кинофильм.

Сложноподчинённое предложение – 39 ч.

Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки. Орфография. Правописание приставок. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Орфография. Правописание суффиксов. Р.р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи (упр.95). Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП. Комплексное повторение. Лексика. Р.р. Рецензия на прочитанное произведение (упр.101). Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. Синтаксис и культура речи. Словосочетание. СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. Промежуточный срез. СПП с придаточными причины, следствия, условия. СПП с придаточными уступки, цели. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения. Различные способы выражения сравнения. Синтаксис. Простое осложнённое предложение. Повторение. Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине (упр.166). СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Р.р. Деловые документы (автобиография, заявление). Синтаксический и пунктуационный разбор СПП. Р.р.  Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178). Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение». Контрольная работа-тест «СПП». Грамматическая основа предложения. Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение». Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП». Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Сложное предложение с разными видами связи. Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение». Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП», работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Бессоюзное сложное предложение -12 ч.

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Р.р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192). БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Р.р. Сочинение-рассказ/отзыв по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202). Закрепление изученного по разделу «БСП». Контрольная работа-тест по разделу «БСП».

Сложное предложение с различными видами связи -12 ч.

Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной). Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213). Знаки препинания в СП с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи. Р.р. Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222). Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи». Контрольный работа по разделу «СП с различными видами связи». Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей. Язык художественной литературы. Р.р Сочинение-рассуждение по тексту. Контрольная работа по синтаксису.

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах. – 10 ч.

Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология, синтаксис. Орфография, пунктуация. Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа. Итоговый урок.




Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература для учителя

Основная литература

  1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011.

  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразо­вательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература

  1. Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.

  2. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение,  2005.

  3. Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы/ Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2014.

  4. Бройде, М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

  5. Валгина Н.С. Русский язык: 8 – 11 классы: Трудности современной пунктуации. – Дрофа, 2000.

  6. Гостева Ю.Н., Львова С.И., Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка:5-11 классы: Современный урок русского языка. Основные программы и учебники. Программы элективных курсов и др. – М.: Эксмо, 2007.

  7. Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М.:  1991.

  8. Ладыженская, Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М.:  1990.

  9. Тростенцова Л. А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2014

Литература для обучающихся:

Основная литература

  1. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература

  1. Богданова Г.А. Русский язык. Тестовые задания. 9 класс. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 2010.

  2. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 9 класс/Сост. Н.В. Егоров. М.: ВАКО, 2010.

  3. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. – М: ТЦ Сфера, 2012.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  2. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  3. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  4. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  5. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

  6. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  7. Мир слова русского http://www.rusword.org

  8. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

  9. Русская фонетика: http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

  10. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

  11. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  12. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  13. http://rusolimp.kopeisk.ru/

  14. http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.

  15. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

  16. http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

  17. http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

  18. http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

  19. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

  20. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

  21. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей

  22. Лингвистические словари


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 9 КЛАСС

(102 ч.)


п/п

Тема урока

Количество часов

Общие сведения о языке. Международное значение русского языка.

1

Повторение изученного в V-VIII классах

  1. Уроки контроля

  2. Уроки развития речи

12

1

6

Сложное предложение. Культура речи.

    1. Уроки контроля

    2. Уроки развития речи

9

1

2

Сложносочинённое предложение

  1. Уроки развития речи

7

2

Сложноподчинённое предложение

  1. Уроки контроля

  2. Уроки развития речи

39

2

5

Бессоюзное сложное предложение

  1. Уроки контроля

  2. Уроки развития речи

12

1

2

Сложное предложение с различными видами связи

    1. Уроки контроля

    2. Уроки развития речи

12

2

3

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

    1. Уроки контроля

10

2

Итого:


102 ч.






Календарно-тематическое планирование

Русский язык – 9 класс

по учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой

102 часа (3 часа в неделю)


п/п

 Тема урока

Коли-чество

часов

Дата

плани-

руемая

факти-

ческая


Общие сведения о языке

1 ч.



1

Международное значение русского языка.

1




Повторение изученного в 5-8 классах.

12 ч.



2

Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка.

1



3

Р.р. Современные подходы к написанию изложения. Виды изложений.

1



4

Простое предложение и его грамматическая основа.

1



5

Предложения с обособленными членами.

1



6

Р.р. Подробное и сжатое изложение.

1



7

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

1



8

Р.р.  Изложение с продолжением.

1



9

Р.р Оценивание изложения. Критерии оценивания. Виды ошибок.

1



10

Входной срез.

1



11

Анализ входного среза.

1



12-13

Р.р. Сжатое изложение.

2




Сложное предложение. Культура речи.

9 ч.



14

Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса.

1



15

Союзные сложные предложения.

1



16

Р.р Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения.

1



17

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

1



18-19

Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения.

2



20

Р.р Текст как речевое произведение. Информационная переработка текста.

1



21

Интонация сложного предложения.

1



22

Контрольный диктант по теме «Союзные сложные предложения»

1




Сложносочинённое предложение

7 ч.



23-24

Работа над ошибками. Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами.

2



25

Р.р. Сочинение –описание (упр.59)

1



26

Р.р. Средства речевой выразительности.

1



27

Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.

1



28

Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение».

1



29

Р.р. Рецензия на литературное произведение, спектакль или кинофильм.

1




Сложноподчинённое предложение

39 ч.



30

Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки.

1



31

Повторение. Орфография. Правописание приставок.

1



32

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП.

1



33

Орфография. Правописание суффиксов.

1



34

Р.р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи (упр.95).

1



35

Союзы и союзные слова в СПП.

1



36

Роль указательных слов в СПП.

1



37

Комплексное повторение. Лексика.

1



38

Р.р. Рецензия на прочитанное произведение (упр.101).

1



39

Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными.

1



40

СПП с придаточными изъяснительными.

1



41

 Синтаксис и культура речи. Словосочетание.

1



42-43

СПП с придаточными обстоятельственными.

2



44-45

СПП с придаточными времени и места.

2



46

Промежуточный срез.

1



47-48

СПП с придаточными причины, следствия, условия.

2



49-50

СПП с придаточными уступки, цели.

2



51-52

СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения.

2



53

Различные способы выражения сравнения.

1



54

Синтаксис. Простое осложнённое предложение.

1



55

Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине (упр.166)

1



56

СПП с несколькими придаточными.

1



57

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

1



58

Р.р. Деловые документы (автобиография, заявление).

1



59

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

1



60

Р.р. Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178).

1



61

Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение».

1



62

Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».

1



63

 Работа над ошибками. Грамматическая основа предложения.

1



64

Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение».

1



65

Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП», работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1



66

Сложное предложение с разными видами связи.

1



67

Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение»

1



68

Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП». Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1




Бессоюзное сложное предложение

12 ч.



69

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП.

1



70-71

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.

2



72

Р.р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192).

1



73-74

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

2



75-76

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

2



77

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

1



78

Р.р. Сочинение-рассказ/отзыв по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202).

1



79

Закрепление изученного по разделу «БСП».

1



80

Контрольная работа-тест по разделу «БСП».

1



 

 Сложное предложение с различными видами связи

12 ч.



81

Работа над ошибками. Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной).

1



82

Р.р. Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213).

1



83

Знаки препинания в СП с различными видами связи.

1



84

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи.

1



85

Р.р. Публичная речь.  Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222).

1



86

Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи».

1



87

Контрольный работа по разделу «СП с различными видами связи».

1



88

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

1



89-90

Язык художественной литературы.

2



91

Р.р Сочинение-рассуждение по тексту.

1



92

Контрольная работа по синтаксису.

1




Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах

10 ч.



93-94

Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование.

2



95-96

Морфология, синтаксис.

2



97-98

Орфография, пунктуация.

2



99

Итоговое повторение.

1



100-101

Итоговая контрольная работа.

2



102

 Итоговый урок.

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!