Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку составлена для 9 класса, разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ
2. ФГОС ООО и концепция духовно-нравственного воспитания граждан России
3. Нормативные требования СанПин, СанПин2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
4. «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы», авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. М.: - Просвещение, 2011 г.
5. Устав школы
6. Образовательная программа школы
7. Годовой календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
8. Учебный план на 2020-2021 учебный год
9. «Русский язык» 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, и др. – М.: Просвещение, 2014 г.
Цели и задачи предмета «Русский язык»
Курс русского языка в 9 классе направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота;
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в выпускном классе по данной программе сводятся к следующему:
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
на базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения;
развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В 9 классе изучается систематический курс синтаксиса и пунктуации. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится закреплению и повторению.
В программе выделены часы на развитие связной речи, включены элементы общих сведений о языке, об истории языка, его современных разновидностях, международном значении русского языка.
Планирование ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме (ОГЭ). Включены уроки по анализу текста, которые должны способствовать формированию умения глубоко и точно понимать содержание текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Внимание уделяется формированию у учащихся умения аргументировать положения своего высказывания, используя прочитанный текст, воспитанию культуры доказательного аргументированного рассуждения.
Общая характеристика учебного предмета
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Концептуальная новизна курса русского языка в 9 классе состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:
- коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
- Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
- Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
- Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Обучение русскому языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессии.
В связи с подготовкой к ОГЭ в тематическое планирование внесены следующие изменения: контрольные диктанты заменены на работы формата ОГЭ. За счёт этого в уроки включено большое количество заданий тестового характера, разноаспектная работа с текстом.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования на ступени 9 класса в объеме 102 часа, 3 часа в неделю. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы, среди которых русский язык занимает ведущее место и является обязательным для аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения русского языка обучающиеся научатся определять изученные в 9 классе языковые явления и речеведческие понятия, орфографические и пунктуационные правила.
Речь и речевое общение
Ученик научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуации общения;
- использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально- делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Ученик получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
Ученик получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
- участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
- писать рецензии, рефераты;
- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
- писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Ученик научится:
- анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
- создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
- различать и анализировать тексты разных жанров;
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
- проводить фонетический анализ слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам;
подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
- анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства морфологии
- различать грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства синтаксиса;
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Предметные результаты обучения
Ученик научится:
определять основные функции языка;
определять основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
определять основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
определять основные нормы русского литературного языка;
определять нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;
отличать структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.
Выпускник получит возможность научиться:
определять основные лингвистические понятия;
характеризовать орфограммы, пунктограммы;
выполнять разные виды разбора;
различать типы текста;
различать стили речи;
применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;
писать изложение (в том числе и сжатое);
создавать сочинения разных типов;
владеть разными типами речи.
Метапредметными результатами программы по русскому языку по окончанию 9 класса являются:
Способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
Коммуникативно - целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;
Сформированность целеполагания в учебной деятельности как умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные цели и задачи, преобразовывать практическую задачу в теоретическую, устанавливать целевые приоритеты;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
Овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности;
Осознанное владение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных и родовидовых связей и обобщения на различном предметном материале; сравнения, сериации и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; умение строить классификацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; умение работать с метафорами;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
Формирование внутреннего умственного плана действий на основе умения отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной речи и внутренней речи;
Умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач и для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; владение устной и письменной речью; умение строить монологическое контекстное высказывание, использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; овладение основами коммуникативной рефлексии;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетентности) как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды, обеспечения защиты значимой информации и личной информационной безопасности, в том числе с помощью типовых программных средств.
Личностными результатами программы по русскому языку по окончанию 9 класса являются:
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Содержание учебного предмета
Общие сведения о языке. Международное значение русского языка. – 1 ч.
Повторение изученного в V-VIII классах – 12 ч.
Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка. Р.р. Современные подходы к написанию изложения. Виды изложений. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Р.р. Подробное и сжатое изложение. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Р.р. Изложение с продолжением. Р.р Оценивание изложения. Входной срез. Анализ входного среза. Р.р. Сжатое изложение.
Сложное предложение. Культура речи - 9 ч.
Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса. Союзные сложные предложения. Р.р Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Р.р Текст как речевое произведение. Интонация сложного предложения. Контрольный диктант «Союзные сложные предложения».
Сложносочинённое предложение – 7 ч.
Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. Р.р. Сочинение-описание (упр.59). Р.р. Средства речевой выразительности. Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение» Р.р. Рецензия на литературное произведение, спектакль или кинофильм.
Сложноподчинённое предложение – 39 ч.
Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки. Орфография. Правописание приставок. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Орфография. Правописание суффиксов. Р.р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи (упр.95). Союзы и союзные слова в СПП. Роль указательных слов в СПП. Комплексное повторение. Лексика. Р.р. Рецензия на прочитанное произведение (упр.101). Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. Синтаксис и культура речи. Словосочетание. СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. Промежуточный срез. СПП с придаточными причины, следствия, условия. СПП с придаточными уступки, цели. СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения. Различные способы выражения сравнения. Синтаксис. Простое осложнённое предложение. Повторение. Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине (упр.166). СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Р.р. Деловые документы (автобиография, заявление). Синтаксический и пунктуационный разбор СПП. Р.р. Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178). Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение». Контрольная работа-тест «СПП». Грамматическая основа предложения. Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение». Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП». Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Сложное предложение с разными видами связи. Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение». Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП», работа над ошибками, допущенными в диктанте.
Бессоюзное сложное предложение -12 ч.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Р.р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192). БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Р.р. Сочинение-рассказ/отзыв по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202). Закрепление изученного по разделу «БСП». Контрольная работа-тест по разделу «БСП».
Сложное предложение с различными видами связи -12 ч.
Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной). Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213). Знаки препинания в СП с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи. Р.р. Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222). Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи». Контрольный работа по разделу «СП с различными видами связи». Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей. Язык художественной литературы. Р.р Сочинение-рассуждение по тексту. Контрольная работа по синтаксису.
Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах. – 10 ч.
Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология, синтаксис. Орфография, пунктуация. Итоговое повторение. Итоговая контрольная работа. Итоговый урок.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя
Основная литература
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература
Абрамова, С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2005.
Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы/ Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2014.
Бройде, М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Валгина Н.С. Русский язык: 8 – 11 классы: Трудности современной пунктуации. – Дрофа, 2000.
Гостева Ю.Н., Львова С.И., Цыбулько И.П. Настольная книга учителя русского языка:5-11 классы: Современный урок русского языка. Основные программы и учебники. Программы элективных курсов и др. – М.: Эксмо, 2007.
Граник, Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М.: 1991.
Ладыженская, Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М.: 1990.
Тростенцова Л. А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2014
Литература для обучающихся:
Основная литература
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература
Богданова Г.А. Русский язык. Тестовые задания. 9 класс. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 2010.
Контрольно – измерительные материалы. Русский язык. 9 класс/Сост. Н.В. Егоров. М.: ВАКО, 2010.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. – М: ТЦ Сфера, 2012.
Цифровые образовательные ресурсы
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
Мир слова русского http://www.rusword.org
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Русская фонетика: http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
http://rusolimp.kopeisk.ru/
http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей
Лингвистические словари
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К КУРСУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 9 КЛАСС
(102 ч.)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
| Общие сведения о языке. Международное значение русского языка. | 1 |
| Повторение изученного в V-VIII классах Уроки контроля Уроки развития речи | 12 1 6 |
| Сложное предложение. Культура речи. Уроки контроля Уроки развития речи | 9 1 2 |
| Сложносочинённое предложение Уроки развития речи | 7 2 |
| Сложноподчинённое предложение Уроки контроля Уроки развития речи | 39 2 5 |
| Бессоюзное сложное предложение Уроки контроля Уроки развития речи | 12 1 2 |
| Сложное предложение с различными видами связи Уроки контроля Уроки развития речи | 12 2 3 |
| Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах. Уроки контроля | 10 2 |
| Итого: | 102 ч. |
Календарно-тематическое планирование
Русский язык – 9 класс
по учебнику Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой
102 часа (3 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Дата |
плани- руемая | факти- ческая |
| Общие сведения о языке | 1 ч. | | |
1 | Международное значение русского языка. | 1 | | |
| Повторение изученного в 5-8 классах. | 12 ч. | | |
2 | Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили языка. | 1 | | |
3 | Р.р. Современные подходы к написанию изложения. Виды изложений. | 1 | | |
4 | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 | | |
5 | Предложения с обособленными членами. | 1 | | |
6 | Р.р. Подробное и сжатое изложение. | 1 | | |
7 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | 1 | | |
8 | Р.р. Изложение с продолжением. | 1 | | |
9 | Р.р Оценивание изложения. Критерии оценивания. Виды ошибок. | 1 | | |
10 | Входной срез. | 1 | | |
11 | Анализ входного среза. | 1 | | |
12-13 | Р.р. Сжатое изложение. | 2 | | |
| Сложное предложение. Культура речи. | 9 ч. | | |
14 | Понятие о сложном предложении как единице синтаксиса. | 1 | | |
15 | Союзные сложные предложения. | 1 | | |
16 | Р.р Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения. | 1 | | |
17 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 1 | | |
18-19 | Разделительные знаки препинания между частями сложного предложения. | 2 | | |
20 | Р.р Текст как речевое произведение. Информационная переработка текста. | 1 | | |
21 | Интонация сложного предложения. | 1 | | |
22 | Контрольный диктант по теме «Союзные сложные предложения» | 1 | | |
| Сложносочинённое предложение | 7 ч. | | |
23-24 | Работа над ошибками. Понятие о ССП. Смысловые отношения в ССП. ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами. | 2 | | |
25 | Р.р. Сочинение –описание (упр.59) | 1 | | |
26 | Р.р. Средства речевой выразительности. | 1 | | |
27 | Разделительные знаки препинания между частями ССП. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП. | 1 | | |
28 | Закрепление изученного по разделу «Сложносочиненное предложение». | 1 | | |
29 | Р.р. Рецензия на литературное произведение, спектакль или кинофильм. | 1 | | |
| Сложноподчинённое предложение | 39 ч. | | |
30 | Понятие о сложноподчиненном предложении, его грамматические признаки. | 1 | | |
31 | Повторение. Орфография. Правописание приставок. | 1 | | |
32 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. | 1 | | |
33 | Орфография. Правописание суффиксов. | 1 | | |
34 | Р.р. Лингвистическое изложение с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи (упр.95). | 1 | | |
35 | Союзы и союзные слова в СПП. | 1 | | |
36 | Роль указательных слов в СПП. | 1 | | |
37 | Комплексное повторение. Лексика. | 1 | | |
38 | Р.р. Рецензия на прочитанное произведение (упр.101). | 1 | | |
39 | Основные группы СПП. СПП с придаточными определительными. | 1 | | |
40 | СПП с придаточными изъяснительными. | 1 | | |
41 | Синтаксис и культура речи. Словосочетание. | 1 | | |
42-43 | СПП с придаточными обстоятельственными. | 2 | | |
44-45 | СПП с придаточными времени и места. | 2 | | |
46 | Промежуточный срез. | 1 | | |
47-48 | СПП с придаточными причины, следствия, условия. | 2 | | |
49-50 | СПП с придаточными уступки, цели. | 2 | | |
51-52 | СПП с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения. | 2 | | |
53 | Различные способы выражения сравнения. | 1 | | |
54 | Синтаксис. Простое осложнённое предложение. | 1 | | |
55 | Р.р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине (упр.166) | 1 | | |
56 | СПП с несколькими придаточными. | 1 | | |
57 | Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. | 1 | | |
58 | Р.р. Деловые документы (автобиография, заявление). | 1 | | |
59 | Синтаксический и пунктуационный разбор СПП. | 1 | | |
60 | Р.р. Сообщение по реферату на лингвистическую тему (упр.178). | 1 | | |
61 | Закрепление изученного по разделу «Сложноподчиненное предложение». | 1 | | |
62 | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». | 1 | | |
63 | Работа над ошибками. Грамматическая основа предложения. | 1 | | |
64 | Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение». | 1 | | |
65 | Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП», работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | | |
66 | Сложное предложение с разными видами связи. | 1 | | |
67 | Контрольный диктант по разделу «Сложноподчиненное предложение» | 1 | | |
68 | Анализ контрольного диктанта по разделу «СПП». Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | | |
| Бессоюзное сложное предложение | 12 ч. | | |
69 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП. | 1 | | |
70-71 | БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. | 2 | | |
72 | Р.р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему (упр.192). | 1 | | |
73-74 | БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. | 2 | | |
75-76 | БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. | 2 | | |
77 | Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. | 1 | | |
78 | Р.р. Сочинение-рассказ/отзыв по картине Н.М. Ромадина «Село Хмелевка» (упр.202). | 1 | | |
79 | Закрепление изученного по разделу «БСП». | 1 | | |
80 | Контрольная работа-тест по разделу «БСП». | 1 | | |
| Сложное предложение с различными видами связи | 12 ч. | | |
81 | Работа над ошибками. Сложные предложения с различными видами связи (союзной и бессоюзной). | 1 | | |
82 | Р.р. Устное сообщение- реклама на заданную тему (упр.213). | 1 | | |
83 | Знаки препинания в СП с различными видами связи. | 1 | | |
84 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений с различными видами связи. | 1 | | |
85 | Р.р. Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания на одну из предложенных тем (упр.222). | 1 | | |
86 | Закрепление изученного по разделу «СП с различными видами связи». | 1 | | |
87 | Контрольный работа по разделу «СП с различными видами связи». | 1 | | |
88 | Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей. | 1 | | |
89-90 | Язык художественной литературы. | 2 | | |
91 | Р.р Сочинение-рассуждение по тексту. | 1 | | |
92 | Контрольная работа по синтаксису. | 1 | | |
| Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах | 10 ч. | | |
93-94 | Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. | 2 | | |
95-96 | Морфология, синтаксис. | 2 | | |
97-98 | Орфография, пунктуация. | 2 | | |
99 | Итоговое повторение. | 1 | | |
100-101 | Итоговая контрольная работа. | 2 | | |
102 | Итоговый урок. | 1 | | |