СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Рассмотрена на заседании МО № от | Утверждена протоколом педсовета № от |
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
для обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) индивидуально на дому
Толкачева Кирилла
2018-2019 учебный год
Класс: 6
Разработчик:
Ремизова Валентина Алексеевна,
учитель
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык», 6 класс составлена на основании:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
Приказа Минобрнауки России от 5 июля 2017г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253»;
Приказа Минобрнауки России № 1677 от 29.12.2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253»;
Приказа Минобрнауки России № 1284-99-2018 от 22 июля 2018 г. «Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год»;
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией И.М.Бгажноковой.
С учётом авторской программы А.К.Аксёновоой,Н.Г.Галунчиковой;
Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2018-2019 учебный год;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
Требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и составлена с учетом индивидуальных и психофизических особенностей развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, уровня его прежних знаний и умений.
Место предмета в учебном плане.
В программу внесены следующие изменения: индивидуальный учебный план обучающегося на изучение курса «Русский язык» в 6 классе отводит 4 часа в неделю: на дому с учителем - 2 часа в неделю; на самостоятельное освоение программы с родителями – 2 часа в неделю. Всего 136 часов в год.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника
«Русский язык». А.К.Аксенова, Н.Г. Галунчикова. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2009 г.
Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Нарушения мышления и речи, ровно как и всех сторон психики детей с нарушением интеллекта, обуславливают специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному предмету, является развитие речи школьников, особенно ее коммуникативной функции.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Задачи программы по русскому языку:
развитие у школьников познавательного интереса к языку, первоначальных языковых обобщений;
совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи;
обучение школьников применению изученных орфографических правил;
формирование у детей первоначальных умений в письменных высказываниях.
Не стоит забывать, что, в отличие от нормально развивающихся детей, у школьников с нарушением интеллекта отсутствует внимание к слову как к звуковому комплексу. Однако без целенаправленного внимания к языковой материи невозможно изучение грамматики, затруднено дальнейшее совершенствование речи. Вот почему слово, как и любая другая единица языка, становится предметом направленного изучения. Учащиеся должны понимать, из чего складываются слова, как они изменяются при встрече друг с другом, как можно их сгруппировать. Все это познается в процессе выполнения практических упражнений. В результате выполнения серии упражнений дети получают сведения о звуках речи, о проверке сомнительной гласной и согласной сильной позицией этих звуков и др. Эти выводы (правила) учащиеся не заучивают, а применяют и закрепляют на конкретном материале.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
1 – ый уровень
списывать рукописный и печатный тексты целыми словами с орфографическим проговариванием;
писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (20 – 25 слов);
с помощью вопроса различать и подбирать слова различных категорий (названия предметов, действий, признаков);
составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами по вопросам (с помощью учителя), ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
делить текст на предложения;
Выделять тему текста (о чём идёт речь), озаглавливать его;
2 – ой уровень
делить слова на слоги для переноса;
списывать по слогам и целыми словами с печатного и рукописного текстов с орфографическим проговариванием;
писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2 – 4 слов) с изученными орфограммами;
различать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
выделять из текста предложения на заданную тему; участвовать в обсуждении темы текста и заголовка к нему.
Содержание учебного курса.
Повторение пройденного в начале года (7 ч)
Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному).
Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи..
Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам.
Звуки и буквы (49 ч)
Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и
несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной
изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь.
Разделительный ь перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительнымь. Правильный перенос таких слов.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Слово (34 ч)
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный,
злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.
Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота.
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов.
Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.
Предложение (25 ч)
Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос.
Связная письменная речь (11 ч) (в связи с изучением всех разделов программы)
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц – он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к тексту.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)
В процессе освоения данной программы систематически в течение всего учебного года проводится работа по письму и чистописанию, которая включает в себя:
Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим ускорением темпа письма.
Закрепление навыка списывания целым словом с печатного и рукописного текстов.
Четкое и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Письмо под диктовку предложений и текстов с соблюдением правил правописания.
Предупредительные зрительные, слуховые, объяснительные и обратные диктанты, контрольные диктанты.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. 1.1 1.2 | Повторение. Предложение. Повторение пройденного материала | 7 10 |
| Итого: | 17 |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 | Звуки и буквы. Алфавит. Мягкий знак на конце и в середине слова. Разделительный мягкий знак. Гласные после шипящих. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Ударные и безударные гласные. Правописание безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные. | 3 5 6 4 14 4 8 5 |
| Итого: | 49 |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Слово. Названия предметов, действий и признаков. Имена собственные. Предлоги. Разделительный твёрдый знак. Родственные слова. | 14 5 6 1 8 |
| Итого: | 34 |
4. 4.1 4.2 4.3 | Предложение. Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | 12 5 8 |
| Итого: | 25 |
5. | Связная письменная речь. | 11 |
| Итого: | 11 |
| Итого: | 136 |
Календарно – тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем. Темы уроков | Количество часов | Дата |
Индивид.обуч.на дому с учителем | Самостоятель-ное освоение программы | По плану | Фактическая |
| Повторение 17 | | | | |
1 | Что мы знаем о предложении. | 1 | 1 | | |
2 | Повторение знаний о предложении | | 1 | | |
3 | Связь слов в предложении | | 1 | | |
4 | Составление предложения по вопросу. | 1 | | | |
5 | Составление предложений по схеме, из данных слов. | | 1 | | |
6 | Контрольный диктант №1 по теме «Предложение» | 1 | | | |
7 | Работа над ошибками. Текст. | | 1 | | |
8 | Текст. | 1 | 1 | | |
9 | Деление текста на предложения. | | 1 | | |
10 | Деление текста на части | 1 | 1 | | |
11 | Восстановление текста по плану | | 1 | | |
| Звуки и буквы 49 | | | | |
12 | Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | 1 | 1 | | |
13 | Что мы знаем о звуках | 1 | | | |
14 | Составление и запись рассказа по серии картинок. | 1 | 1 | | |
15 | Употребление мягкого знака на конце слова. | 1 | 1 | | |
16 | Употребление мягкого знака в середине слова. | 1 | 1 | | |
17 | Мягкий знак на конце и в середине слова | | 1 | | |
18 | Работа с деформированным текстом. | | 1 | | |
19 | Разделительный мягкий знак перед буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | 1 | | |
20 | Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. Составление и запись рассказа по серии картинок. | 1 | | | |
21 | Сочетания гласных с шипящими. | | 1 | | |
22 | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | | | |
23 | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | | 1 | | |
24 | Составление и запись рассказа по наблюдениям. | 1 | 1 | | |
25 | Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. | 1 | | | |
26 | Парные звонкие и глухие согласные на конце слова. | | 1 | | |
27 | Контрольный диктант №2 по теме «Парные звонкие и глухие согласные | 1 | | | |
28 | Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные в середине слова. | 1 | 1 | | |
29 | Работа с деформированным текстом с опорой на план. | 1 | 1 | | |
30 | Проверка написания парных звонких и глухих согласных. | 1 | | | |
31 | Дополнение текста на заданную тему | | 1 | | |
32 | Закрепление изученного по теме «Парные согласные» | 1 | | | |
33 | Ударение. | | 1 | | |
34 | Ударные и безударные гласные. | 1 | | | |
35 | Различение ударных и безударных гласных. | | 1 | | |
36 | Составление текста по имеющемуся началу. | 1 | 1 | | |
37 | Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом. | 1 | | | |
38 | Правописание безударных гласных. Различение основных категорий слов. | 1 | 1 | | |
39 | Развитие речи. Объявление. Письмо. | 1 | 1 | | |
40 | Правописание безударных гласных путём изменения формы слова. Большая буква в именах собственных. | 1 | | | |
41 | Правописание безударных гласных путём подбора по образцу родственных слов. Большая буква в именах собственных. | | 1 | | |
42 | Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Правописание безударных гласных. | 1 | 1 | | |
43 | Контрольное списывание по теме «Безударные гласные» | 1 | | | |
44 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными. | 1 | 1 | | |
45 | Закрепление изученного по теме «Правописание слов с безударным гласным» | | 1 | | |
46 | Закрепление изученных правил о написании слов. | | 1 | | |
47 | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным» | 1 | 1 | | |
48 | Работа над ошибками. Закрепление изученных правил о написании слов | | 1 | | |
49 | Восстановление деформированного текста. | 1 | 1 | | |
50 | Закрепление изученного по теме «Правописание слов с безударными проверяемыми и непроверяемыми гласными» | | 1 | | |
| Слово 34 | | | | |
51 | Слово. Названия предметов, действий и признаков. | 1 | 1 | | |
52 | Слова, которые обозначают названия предметов. | 1 | 1 | | |
53 | Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом. | 1 | | | |
54 | Составление текста по имеющемуся началу. | | 1 | | |
55 | Правильное употребление слов-названий предметов и слов-признаков в связи друг с другом. | 1 | 1 | | |
56 | Различение основных категорий слов. | | 1 | | |
57 | Различение основных категорий слов. Развитие речи. Объявление. Письмо. | 1 | | | |
58 | Имена собственные. | 1 | 1 | | |
59 | Большая буква в именах собственных. | 1 | 1 | | |
60 | Контрольное списывание №2 | 1 | | | |
61 | Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. | 1 | | | |
62 | Предлоги. Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | 2 | | |
63 | Предлоги до, без, под, над, около, перед. | 1 | 1 | | |
64 | Разделительный твёрдый знак. | 1 | 2 | | |
65 | Родственные слова. | 1 | | | |
64 | Общая часть родственных слов. | 1 | 1 | | |
65 | Правописание корня в родственных словах. | 1 | | | |
66 | Правописание корня в родственных словах. Составление рассказа по опорным словам. | 1 | 1 | | |
67 | Подбор проверочных слов для проверки безударных гласных. | 1 | 1 | | |
68 | Правописание слов с безударным гласным | | 1 | | |
69 | Закрепление изученного по теме «Безударные гласные» | 1 | 1 | | |
70 | Закрепление изученного по теме «Слово» | 1 | 1 | | |
71 | Контрольный диктант №4 по теме «Правописание слов» | 1 | | | |
| Предложение 25 | | | | |
72 | Повторение о предложении. | 1 | | | |
73 | Роль предложения в речи. | | 1 | | |
74 | Составление сказки по рисунку и вопросам. | 1 | | | |
75 | Упражнения в составлении предложений. | | 1 | | |
76 | Связь слов в предложении | 1 | | | |
77 | Установление связи слов в предложении по вопросам. | 1 | 1 | | |
78 | Упражнения в составлении предложений. | | 1 | | |
79 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | | | |
80 | Упражнение в постановке знаков препинания. | 1 | 1 | | |
81 | Краткое изложение текста по вопросам | 1 | | | |
82 | Главные члены предложения. Сказуемое. | 1 | | | |
83 | Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | 1 | | |
84 | Главные члены предложения. Сказуемое. Подлежащее. | | 1 | | |
85 | Второстепенные члены предложения. | 1 | 1 | | |
86 | Составление схемы предложения. | 1 | 1 | | |
87 | Составление и запись рассказа по серии картинок. | 1 | 1 | | |
| Повторение 11 | | | | |
88 | Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке | 1 | 1 | | |
89 | Родственные слова. | | | | |
91 | Проверка слов с безударным гласным | 1 | 1 | | |
92 | Контрольное списывание №3. | 1 | | | |
93 | Работа над ошибками. Парные согласные | 1 | | | |
94 | Проверка слов с парным согласным | 1 | 1 | | |
95 | Контрольный диктант №5 по теме «Повторение изученного» | 1 | | | |
96 | Работа над ошибками. Развитие речи. Составление письма. | 1 | 1 | | |
| Итого | 68 | 68 | | |