Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №32 имени 177 истребительного
авиационного московского полка"
Рабочая программа предмета РАССМОТРЕНА Руководитель ШМО ____________ Рыжкова Н. А. Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | Рабочая программа предмета СОГЛАСОВАНА Зам. директора ___________ Белоус И. А. «___» _________ 20__г. | Рабочая программа предмета УТВЕРЖДЕНА Директор МОУ СОШ № 32 ____________ТухватулинаС.И.. Приказ №______ от «___» _________ 20__г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык» для 3 класса
начального общего образования
Составитель: Твёрдая Валентина Николаевна
учитель начальных классов
2022
Содержание
1. Пояснительная записка | 3 |
2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык» | 3 |
3. Цели изучения учебного предмета «Русский язык» | 3 |
4. Содержание учебного предмета | 4 |
5. Планируемые образовательные результаты | 6 |
6. Тематическое планирование | 11 |
7. Календарно-тематическое планирование | 18 |
8. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса | 24 |
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | 24 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)
Морфология
Части речи
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста,
основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее, ознакомительное чтение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое, в том числе, на основе примеров из художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе, с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе, в искусстве слова;
осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в
предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж;
склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени);
изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на
определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Всего часов | Из них | Основные виды деятельности с учетом программы воспитания и формирования функциональной грамотности | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
К/р | Пр/р |
Раздел 1. Сведения о русском языке |
1.1 | Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент | 1 | 0 | 0 | Коллективное прочтение статьи 68 Конституции Российской Федерации: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»; Рассказ пояснение учителя на тему «Русский язык как государственный язык Российской Федерации»; Учебный диалог, в ходе которого формулируются суждения о многообразии языкового пространства России и о значении русского языка как государственного языка Российской Федерации; Работа в парах: придумать ситуацию применения русского языка как государственного языка Российской Федерации; Обсуждение возможности использования лингвистического мини-эксперимента как метода изучения языка; Учебный диалог «Как выбирать источник информации при выполнении мини-эксперимента?»; Практические работы во всех разделах курса, в ходе которых развивается умение анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
| ИТОГО | 1 | 0 | 0 | | |
Раздел 2. Фонетика и графика |
2.1 | Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков | 1 | 0 | 0 | Упражнение: определить существенный признак для классификации звуков; Работа в парах: классификация предложенного набора звуков с последующей коллективной проверкой; Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
2.2 | Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными | 0,5 | 0 | 0 | Комментированное выполнение задания, связанного с объяснением различий в звукобуквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными; Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
2.3 | Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами | 0.5 | 0 | 0 | Самостоятельная работа по систематизации информации: записывать предложенный набор слов в алфавитном порядке; Дифференцированное задание: нахождение ошибок при выполнении задания расставить фамилии в алфавитном порядке; Практическая работа: расставить книги в библиотечном уголке класса в алфавитном порядке, ориентируясь на фамилию автора; Практическая работа при изучении всех разделов курса, связанная с применением знания алфавита при работе со словарями, справочниками | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
| ИТОГО | 2 | 0 | 0 | | |
Раздел 3. Лексика |
3.1 | Повторение: лексическое значение слова. | 1 | 0 | 0 | Учебный диалог «Как можно узнать значение незнакомого слова?»; Рассказ учителя «Способы толкования лексического значения слова»; Наблюдение за структурой словарной статьи; Практическая работа с учебным толковым словарём, поиск в словаре значений нескольких слов, целью работы является освоение в процессе практической деятельности принципа построения толкового словаря; Самостоятельная работа: выписывание значений слов из толкового словаря в учебнике или из толкового словаря на бумажном или электронном носителе; Творческое задание: составление словарных статей, объясняющих слова, о значении которых удалось догадаться по контексту, с последующим сравнением составленного толкования со словарной статьёй в учебном толковом словаре Практическая работа: ведение собственных толковых словариков | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
3.2 | Прямое и переносное значение слова (ознакомление). | 2 | 1 | 0 | Наблюдение за употреблением слов в переносном значении с использованием юмористических рисунков; Комментированное выполнение заданий, направленных на развитие умения анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; Работа в парах: нахождение в тексте слов в переносном значении; Работа в группах: работа с ситуациями, в которых необходимо сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать предложения, в которых слово употреблено в прямом/ переносном значении; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
3.3 | Устаревшие слова (ознакомление) | 2 | 0 | 0 | Учебный диалог «По каким причинам слова выходят из употребления?», высказывание предположений с последующим сопоставлением предположений с информацией в учебнике; Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их современными синонимами Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и установление их значения; Проектное задание: составление (в процессе коллективной деятельности или самостоятельно) словаря устаревших слов по материалам работы со сказками на уроках «Литературного чтения»; Творческое задание: придумать несколько ситуаций, в которых возникает необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения слова | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
| ИТОГО | 5 | | | | |
РАЗДЕЛ 4. Состав слова (морфемика) |
4.1 | Повторение: корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова. | 4 | 0 | 0 | Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем они различаются? Как найти корень слова?»; Наблюдение за группами родственных слов, поиск для каждой группы слова, с помощью которого можно объяснить значение родственных слов; Упражнение: выделение корня в предложенных словах с опорой на алгоритм выделения корня; Комментированный анализ текста: поиск в нём родственных слов; Работа в парах: обнаружение среди родственных слов слова с омонимичным корнем; Самостоятельная работа: объединение в группы слов с одним и тем же корнем; Творческое задание: составление собственного словарика родственных слов; Дифференцированное задание: контролировать правильность объединения родственных слов в группы при работе с группами слов с омонимичными корнями; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
4.2 | Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс — значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление) | 4 | 1 | 0 | Работа по построению схемы, отражающей различие родственных слов и форм одного и того же слова с учётом двух позиций: значение и состав слова (обсудить разные способы передачи на схеме идеи о полном совпадении значения у форм слова и сходстве основного значения, но не полной тождественности значения родственных слов; различие только в окончаниях между формами слов и различия в составе слова у родственных слов — появление приставок, суффиксов); суффиксов Объяснение роли и значения /приставок; Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками/суффиксами; Наблюдение за словами с нулевым окончанием; Совместное построение алгоритма разбора слова по составу; Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с отрабатываемым алгоритмом, корректировка с помощью учителя своих учебных действий для преодоления ошибок при выделении в слове корня, окончания, приставки, суффикса; Комментированное выполнение анализа заданных схем состава слова и подбор слов заданного состава; Дифференцированное задание: обнаружение ошибок в установлении соответствия схем состава слова и слов | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
| ИТОГО | 8 | | | | |
Раздел 5. Морфология |
5.1 | Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. | 1 | 0 | 0 | Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»; Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры: «Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»; Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются; Наблюдение за грамматическими признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с информацией в учебнике; Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу; Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку; Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число); Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
5.2 | Имена существительные единственного и множественного числа. | 3 | 0 | 0 |
5.3 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | 3 | 0 | 0 |
5.4 | Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение) | 3 | 0 | 0 |
5.5 | Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. | 3 | 0 | 0 |
5.6 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 3 | 1 | 0 |
5.7 | Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. | 3 | 0 | 0 | Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных; Практическая работа: поиск ошибок на согласование имён существительных и имён прилагательных, исправление найденных ошибок | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
5.8 | Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). | 3 | 0 | 0 |
5.9 | Склонение имён прилагательных. | 3 | 1 | 0 |
5.10 | Местоимение (общее представление). | 3 | 0 | 0 | Наблюдение за ролью местоимений в тексте; Практическая работа: корректировка текста, заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями; Работа в группах: определение уместности употребления местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением местоимений | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
5.11 | Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. | 3 | 1 | 0 |
5.12 | Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи | 3 | 0 | 0 | Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике; Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных); Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время глагола; Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных); Работа в парах: группировка глаголов на основании изученных грамматических признаков Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в изученных понятиях: часть речи, склонение, падеж, время, род; умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий, определять изученные грамматические признаки | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
5.13 | Неопределённая форма глагола. | 3 | 0 | 0 |
5.14 | Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. | 2 | 0 | 0 |
5.15 | Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. | 2 | 1 | 0 |
5.16 | Частица не, её значение | 2 | 0 | 0 |
| ИТОГО | 43 | | | | |
Раздел 6. Синтаксис |
6.1 | Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. | 2 | 0 | 0 | Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой (синтаксический) вопрос; Самостоятельная работа: установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении; Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о видах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; Дифференцированное задание: определение признака классификации предложений; контроль; Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками; Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид по эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах — вид по цели высказывания, подбор примеров для ячеек таблицы; Работа в группах: соотнесение предложений и их характеристик (цель высказывания, эмоциональная окраска); Самостоятельная работа: выписывание из текста повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; Работа в парах: классификация предложений; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
6.2 | Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. | 3 | 1 | 0 | Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения; Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых; Наблюдение за предложениями с однородными членами; Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами; | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
6.3 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | 3 | 0 | 0 | Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой (синтаксический) вопрос; Самостоятельная работа: установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении; Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о видах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; Дифференцированное задание: определение признака классификации предложений; Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками; Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид по эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах — вид по цели высказывания, подбор примеров для ячеек таблицы; Работа в группах: соотнесение предложений и их характеристик (цель высказывания, эмоциональная окраска); Самостоятельная работа: выписывание из текста повествовательных, побудительных, вопросительных предложений; Работа в парах: классификация предложений; Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения; Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых; Наблюдение за предложениями с однородными членами; Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами; Комментированное выполнение задания на нахождение в тексте предложений с однородными членами; Работа в парах: продолжение ряда однородных членов предложения; Творческое задание: составление предложений с однородными членами; Проверочная работа, направленная на проверку ориентации в изученных понятиях: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий |
6.4 | Предложения распространённые и нераспространённые. | 2 | 0 | 0 |
6.5 | Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов | 3 | 1 | 0 |
| ИТОГО | 13 | | | | |
Раздел 7. Орфография и пунктуация |
7.1 | Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах. | 5 | 0 | 0 | Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация последовательности действий по проверке изученных орфограмм; Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе контроль; орфографических правил, следование составленным алгоритмам; Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы; Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы; Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых изученными правилами объяснить нельзя; Комментированное выполнение анализа текста на наличие в нём слов с определённой орфограммой; Моделирование предложений, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами; Упражнение на развитие контроля: нахождение орфографических ошибок (с указанием на их количество и без такого указания); Оценивание собственного результата выполнения орфографической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку; Проектное задание: составление собственного словарика трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу запомнить, при написании которых регулярно возникают сомнения и т. д.); Создание ситуации выбора для оценки своих возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала; Проблемная ситуация, требующая использования дополнительных источников информации: уточнение написания слов по орфографическому словарю (в том числе на электронном носителе); Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них словарных слов; Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них слов с определённой орфограммой | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
7.2 | Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. | 10 | 0 | 0 |
7.3 | Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов | 10 | 0 | 0 |
7.4 | Ознакомление с правилами правописания и их применение: разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); раздельное написание частицы не с глаголами | 25 | 1 | 0 |
| ИТОГО | 50 | | | | |
Раздел 8. Развитие речи |
8.1 | Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. | 3 | 0 | 0 | Учебный диалог «Чем различаются тема текста и основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную мысль текста?»; Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов; Дифференцированное задание: нахождение ошибок в определении темы и основной мысли текста; Практическая работа: анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений; Практическая работа: нахождение в тексте смысловых пропусков; Совместное составление плана текста; Работа в парах: составление плана предложенного текста; Работа в группах: соотнесение текста и нескольких вариантов плана этого текста, обоснование выбора наиболее удачного плана; Практическая работа: воспроизведение текста в соответствии с заданием: подробно, выборочно; Наблюдение за тремя текстами разного типа (повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об особенностях каждого из трёх типов текстов; Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности построения текста», «Особенности языковых средств»; Работа в группах: выбор наиболее подходящего для каждой из предложенных ситуаций типа текста (с опорой на таблицу «Три типа текстов»); Творческие задания: создавать устные и письменные тексты разных типов (описание, рассуждение, повествование); Практическая работа: построение речевого высказывания в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Работа с текстами шуточных стихотворений о несоблюдении норм речевого этикета, культуры общения; Работа с аудиозаписями диалогов: анализ соблюдения норм речевого этикета; Самооценка собственной речевой культуры во время общения; Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ; Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; Запись собственного выступления с последующим самоанализом; Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры — оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке и на переменах, в конце учебного дня подведение итогов игры | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru |
8.2 | Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. | 3 | 0 | 0 |
8.3 | Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. | 3 | 0 | 0 |
8.4 | Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. | 3 | 0 | 0 |
8.5 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. | 3 | 0 | 0 |
8.6 | План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. | 3 | 0 | 0 |
8.7 | Ключевые слова в тексте Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.. | 3 | 0 | 0 |
8.8 | Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления. | 3 | 0 | 0 |
8.9 | Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. | 3 | 0 | 0 |
8.10 | Изучающее, ознакомительное чтение | 3 | 0 | 0 |
| ИТОГО | 30 | | | | |
Резервное время | 18 | | | | |
Общее кол-во часов по программе | 170 | 9 | 0 | | |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | ЭОР/ЦОР | Дата по плану | Дата по факту | Причина коррект. даты |
1 | Русский язык как государственный язык РФ. Язык и речь. Виды речи и их назначение. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
2 | Для чего нужен язык? Красота и выразительность русского языка. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
3 | Повторение: лексическое значение слова. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
4 | Слово в тексте: синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова (ознакомление). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
5 | Слово в тексте: прямое и переносное значение слова (ознакомление) | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
6 | Фразеологизмы. Значение и роль в речи | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
7 | Работаем со словарём. Составляем толковый словарик. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
8 | Повторение: звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объеме изученного). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
9 | Слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
10 | Повторяем правила обозначения гласных после шипящих. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
11 | Звукобуквенный разбор слова. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
12 | Учимся выполнять фонетический разбор. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
13 | Фонетический разбор слова. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
14 | Обобщение знаний по фонетике. Диктант. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
15 | Работаем со словарём. Составляем орфоэпический словарик. Использование орфоэпического словаря для решения практических задач. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
16 | Повторение: корень как обязательная часть слова. Выделение в словах корня (простые случаи). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
17 | Однокоренные (родственные) слова. Признаки родственных слов. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
18 | Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Нулевое окончание (ознакомление). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
19 | Однокоренные слова и синонимы. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
20 | Корень, приставка, суффикс – значимые части слова. Выделение в словах корня (простые случаи). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
21 | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
22 | Повторяем словообразование. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
23 | Учимся разбирать слово по составу. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
24 | Разбор слова по составу и словообразование. Диктант. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
25 | Повторение правил правописание, изученных в 1 и 2 классах: правописании слов с изученными орфограммами в корне. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
26 | Работаем со словарём. Составляем орфографический словарик. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
27 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
28 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
29 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок и тема текста. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
30 | Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
31 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: план текста. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
32 | Составление плана повествовательного текста. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
33 | Предложение и его смысл. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
34 | Виды предложений по цели высказывания и интонации. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
35 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
36 | Деление текста на абзацы. Формулирование и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
37 | Главные члены предложения. Грамматическая основа. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
38 | Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах: повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
39 | Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах: учимся находить орфограммы разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков в слове. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
40 | Грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
41 | Грамматическая основа предложения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
42 | Учимся находить грамматическую основу предложения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
43 | Подлежащее. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
44 | Сказуемое. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
45 | Учимся находить подлежащее и сказуемое. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
46 | Составляем план текста. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
47 | Учимся писать письма. Знакомство с жанром письма: адресат. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
48 | Второстепенные члены предложения (без деления на виды). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
49 | Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
50 | Обстоятельство. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
51 | Второстепенные члены предложения. Определение. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
52 | Определение. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
53 | Повторяем изученные орфограммы. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
54 | Закрепляем изученные орфограммы. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
55 | Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: учимся писать слова с двумя корнями. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
56 | Написание текста по заданному плану. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
57 | Дополнение. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
58 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
59 | Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правило написания букв о, ё после шипящих в корне слова. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
60 | Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
61 | Предложения распространённые и нераспространённые. Диктант. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
62 | Наблюдение за однородными членами предложения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
63 | Предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
64 | Учимся писать письма. Знакомство с жанром письма: адрес | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
65 | Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
66 | Создание собственных текстов заданного типа. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
67 | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
68 | Предложения с однородными членами. Значение и использование в тексте. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
69 | Предложения с однородными членами в тексте. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
70 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами И, ИЛИ. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
71 | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
72 | Обобщение знаний о предложениях с однородными членами. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
73 | Закрепление знаний о предложении. Диктант. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
74 | Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
75 | Самостоятельные части речи. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
76 | Служебные части речи. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
77 | Самостоятельные части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
78 | Закрепляем написание безударных гласных в корне слова. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
79 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: основная мысль текста. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
80 | Учимся писать изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
81 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
82 | Род неизменяемых имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
83 | Имена существительные единственного и множественного числа. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
84 | Правило написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
85 | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
86 | Закрепление правописания орфограммы "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных". | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
87 | Имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа или множественного числа. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
88 | Падеж имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
89 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: именительный и винительный падежи. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
90 | Функция предлогов. Образование падежных форм имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
91 | Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: учим слова с удвоенными согласными в корне. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
92 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: родительный падеж имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
93 | Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правило написания суффикса -ок- в именах существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
94 | Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: учимся писать суффикс -ок- в именах существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
95 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: дательный падеж имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
96 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: творительный падеж имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
97 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: предложный падеж имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
98 | Изменение имён существительных по падежам и числам. Склонение имён существительных: 1, 2 и 3. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
99 | Учимся определять склонение имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
100 | Правило написания безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
101 | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
102 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
103 | Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
104 | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
105 | Имена существительные собственные и нарицательные. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
106 | Способы образования имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
107 | Безударные окончания имён существительных 3-го склонения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
108 | Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
109 | Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
110 | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
111 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
112 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в слове. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
113 | Закрепляем правописание орфограммы "Непроизносимые согласные в корне слова". | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
114 | Вспоминаем правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
115 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
116 | Обобщение знаний об имени существительном. Диктант. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
117 | Самостоятельные части речи. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
118 | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
119 | Различение имён прилагательных женского, мужского, среднего рода. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
120 | Изменение прилагательного по родам и числам. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
121 | Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
122 | Правописание окончаний имён прилагательных на -ий, -ия, -ие. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
123 | Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
124 | Учимся писать изложение с элементами сочинения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
125 | Правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдений). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
126 | Изложение с элементами сочинения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
127 | Правописание окончаний имён прилагательных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
128 | Склонение имён прилагательных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
129 | Учимся писать окончания имён прилагательных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
130 | Учимся писать сочинение. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
131 | Учимся писать безударные окончания имён прилагательных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
132 | Виды прилагательных. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
133 | Как образуются прилагательные. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
134 | Знакомство с жанром поздравительной открытки, объявления. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
135 | Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
136 | Создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
137 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
138 | Закрепление знаний об имени прилагательном. Диктант. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
139 | Самостоятельные части речи. Местоимение (общее представление). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
140 | Работаем с текстом: ключевые слова в тексте. Изучающее, ознакомительное чтение. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
141 | Личные местоимения, их употребление в речи. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
142 | Лицо и число личных местоимений. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
143 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
144 | Как изменяется местоимение. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
145 | Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов , союзов и, а, но. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
146 | Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
147 | Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Диктант. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
148 | Жанр письма. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
149 | Учимся писать письма. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
150 | Самостоятельные части речи. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
151 | Учимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
152 | Неопределённая форма глагола. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
153 | Единственное и множественное число глаголов. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
154 | Изменение глаголов по числам. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
155 | Времена глаголов. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
156 | Настоящее время глагола. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
157 | Прошедшее время глагола. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
158 | Будущее время глагола. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
159 | Написание окончаний -ишь, -ешь глаголов (на уровне наблюдений). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
160 | Правописание окончаний -ишь, -ешь глаголов. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
161 | Создание собственных текстов заданного типа (повествование, описание, рассуждение). | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
162 | Изменение глаголов по временам, числам. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
163 | Род глаголов в прошедшем времени. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
164 | Время и число глаголов. Диктант. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
165 | Частица не, её значение. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
166 | Раздельное написание частицы не с глаголами. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
167 | Ролевая игра "Наблюдатели": оценка выбора языковых и неязыковых средств устного общения. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
168 | Творческая работа: создание собственного текста с использование норм речевого этикета. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
169 | Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Диктант. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
170 | Повторение орфограмм, изученных в 3 классе. | https://resh.edu.ru https://uchi.ru/ https://education.yandex.ru | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
2. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
3. Словари по русскому языку.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru
https://uchi.ru/
https://education.yandex.ru
Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php
Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com
Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net
Учитель портал: http://www.uchportal.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный проектор
Персональный компьютер с принтером
Ксерокс
Интерактивная доска
2