СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса начального общего образования 2022-2023

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 3 класса начального общего образования 2022-2023»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №32 имени 177 истребительного

авиационного московского полка"




Рабочая программа предмета

РАССМОТРЕНА

Руководитель ШМО

____________ Рыжкова Н. А.

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.


Рабочая программа предмета СОГЛАСОВАНА

Зам. директора

___________ Белоус И. А.

«___» _________ 20__г.


Рабочая программа предмета

УТВЕРЖДЕНА

Директор МОУ СОШ № 32

____________ТухватулинаС.И..

Приказ №______ от

«___» _________ 20__г.












Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык» для 3 класса

начального общего образования



















Составитель: Твёрдая Валентина Николаевна


учитель начальных классов















2022

Содержание


1. Пояснительная записка

3

2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

3

3. Цели изучения учебного предмета «Русский язык»

3

4. Содержание учебного предмета

4

5. Планируемые образовательные результаты

6

6. Тематическое планирование

11

7. Календарно-тематическое планирование

18

8. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

24

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

24




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 3 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"


Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».

Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"


В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно‐нравственных ценностей народа;

  • понимание роли языка как основного средства общения;

  • осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;

  • понимание роли русского языка как языка межнационального общения;

  • осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

  • овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

  • развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Сведения о русском языке

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

Фонетика и графика

Звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/непарный; функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

Лексика

Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).

Состав слова (морфемика)

Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного) Однокоренные слова и формы одного и того же слова Корень, приставка, суффикс — значимые части слова Нулевое окончание (ознакомление)

Морфология

Части речи

Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.

Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица не, её значение.

Синтаксис

Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Орфография и пунктуация

Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Правила правописания и их применение:

  • разделительный твёрдый знак;

  • непроизносимые согласные в корне слова;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

  • безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);

  • безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

  • непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

  • раздельное написание частицы не с глаголами.

Развитие речи

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста,

основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления.

Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее, ознакомительное чтение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных,

метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут

сформированы следующие личностные новообразования

гражданско-патриотического воспитания:

  • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

  • уважение к своему и другим народам, формируемое, в том числе, на основе примеров из художественных произведений;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

  • признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе, с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетического воспитания:

  • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

  • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе, в искусстве слова;

  • осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

  • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

  • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

  • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

  • неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

  • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные

представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);

  • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут

сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;

  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;

  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

  • формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в

  • предложенном источнике: в словарях, справочниках;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

    • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных

представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

    • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;

  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:

  • распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:

  • объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;

  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

  • производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);

  • определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;

  • выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • определять значение слова в тексте;

  • распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж;

  • склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

  • распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;

  • распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени);

  • изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени — по родам;

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

  • различать предлоги и приставки;

  • определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • распознавать распространённые и нераспространённые предложения;

  • находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;

  • применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;

  • правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;

  • находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;

  • понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;

  • формулировать простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации устно и письменно (1—2 предложения);

  • строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3—5 предложений на

определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;

  • создавать небольшие устные и письменные тексты (2—4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;

  • определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);

  • определять ключевые слова в тексте;

  • определять тему текста и основную мысль текста;

  • выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;

  • составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;

  • писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;

  • объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия;

  • уточнять значение слова с помощью толкового словаря.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

Всего часов

Из них

Основные виды деятельности

с учетом программы воспитания

и формирования

функциональной грамотности

Электронные

цифровые образовательные ресурсы

К/р

Пр/р

Раздел 1. Сведения о русском языке

1.1

Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент

























1

0

0

Коллективное прочтение статьи 68 Конституции Российской

Федерации: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации»;

Рассказ пояснение учителя на тему «Русский язык как государственный язык Российской Федерации»;

Учебный диалог, в ходе которого формулируются суждения о многообразии языкового пространства России и о значении русского языка как государственного языка Российской Федерации;

Работа в парах: придумать ситуацию применения русского языка как

государственного языка Российской Федерации;

Обсуждение возможности использования лингвистического мини-эксперимента как метода изучения языка;

Учебный диалог «Как выбирать источник информации при выполнении мини-эксперимента?»;

Практические работы во всех разделах курса, в ходе которых развивается умение анализировать текстовую, графическую,

звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru































ИТОГО

1

0

0



Раздел 2. Фонетика и графика

2.1

Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, парный/непарный, согласный

глухой/звонкий, парный/непарный; функции

разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия

использования на письме разделительных мягкого и

твёрдого знаков

1

0

0

Упражнение: определить существенный признак для классификации звуков;

Работа в парах: классификация предложенного набора звуков с последующей коллективной проверкой;

Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше количества букв;

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


2.2

Соотношение звукового и буквенного состава в словах

с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми

согласными

0,5

0

0

Комментированное выполнение задания, связанного с объяснением различий в звукобуквенном составе слов с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными;

Работа в группах: определение соотношения количества звуков и букв в предложенном наборе слов, заполнение таблицы с тремя

колонками: количество звуков равно количеству букв, количество звуков меньше количества букв, количество звуков больше

количества букв;

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


2.3

Использование алфавита при работе со словарями,

справочниками, каталогами

0.5

0

0

Самостоятельная работа по систематизации информации: записывать предложенный набор слов в алфавитном порядке;

Дифференцированное задание: нахождение ошибок при выполнении задания расставить фамилии в алфавитном порядке;

Практическая работа: расставить книги в библиотечном уголке класса в алфавитном порядке, ориентируясь на фамилию автора;

Практическая работа при изучении всех разделов курса, связанная с применением знания алфавита при работе со словарями,

справочниками

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru



ИТОГО

2

0

0



Раздел 3. Лексика

3.1

Повторение: лексическое значение слова.

1

0

0

Учебный диалог «Как можно узнать значение незнакомого слова?»;

Рассказ учителя «Способы толкования лексического значения слова»;

Наблюдение за структурой словарной статьи;

Практическая работа с учебным толковым словарём, поиск в словаре значений нескольких слов, целью работы является освоение в

процессе практической деятельности принципа построения толкового словаря;

Самостоятельная работа: выписывание значений слов из толкового словаря в учебнике или из толкового словаря на бумажном или

электронном носителе;

Творческое задание: составление словарных статей, объясняющих слова, о значении которых удалось догадаться по контексту, с

последующим сравнением составленного толкования со словарной статьёй в учебном толковом словаре

Практическая работа: ведение собственных толковых словариков

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


3.2

Прямое и переносное значение слова (ознакомление).













2

1

0

Наблюдение за употреблением слов в переносном значении с использованием юмористических рисунков;

Комментированное выполнение заданий, направленных на развитие умения анализировать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;

Работа в парах: нахождение в тексте слов в переносном значении;

Работа в группах: работа с ситуациями, в которых необходимо сравнивать прямое и переносное значение слов, подбирать

предложения, в которых слово употреблено в прямом/ переносном значении;

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


3.3

Устаревшие слова (ознакомление)

2

0

0

Учебный диалог «По каким причинам слова выходят из употребления?», высказывание предположений с последующим

сопоставлением предположений с информацией в учебнике;

Работа в парах: соотнесение устаревших слов с их современными синонимами

Работа в группах: нахождение в тексте устаревших слов и установление их значения;

Проектное задание: составление (в процессе коллективной деятельности или самостоятельно) словаря устаревших слов по

материалам работы со сказками на уроках «Литературного чтения»;

Творческое задание: придумать несколько ситуаций, в которых возникает необходимость использования дополнительных

источников для уточнения значения слова

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru



ИТОГО

5





РАЗДЕЛ 4. Состав слова (морфемика)

4.1

Повторение: корень как обязательная часть слова;

однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах

корня (простые случаи); окончание как изменяемая

часть слова.

4

0

0

Учебный диалог «Чем похожи родственные слова, чем они различаются? Как найти корень слова?»;

Наблюдение за группами родственных слов, поиск для каждой группы слова, с помощью которого можно объяснить значение

родственных слов;

Упражнение: выделение корня в предложенных словах с опорой на алгоритм выделения корня;

Комментированный анализ текста: поиск в нём родственных слов;

Работа в парах: обнаружение среди родственных слов слова с омонимичным корнем;

Самостоятельная работа: объединение в группы слов с одним и тем же корнем;

Творческое задание: составление собственного словарика родственных слов;

Дифференцированное задание: контролировать правильность объединения родственных слов в группы при работе с группами слов

с омонимичными корнями;

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


4.2

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Корень, приставка, суффикс — значимые части слова.

Нулевое окончание (ознакомление)


























4

1

0

Работа по построению схемы, отражающей различие родственных слов и форм одного и того же слова с учётом двух позиций: значение

и состав слова (обсудить разные способы передачи на схеме идеи о полном совпадении значения у форм слова и сходстве основного

значения, но не полной тождественности значения родственных слов; различие только в окончаниях между формами слов и различия

в составе слова у родственных слов — появление приставок, суффиксов); суффиксов

Объяснение роли и значения /приставок;

Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками/суффиксами;

Наблюдение за словами с нулевым окончанием;

Совместное построение алгоритма разбора слова по составу;

Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с отрабатываемым

алгоритмом, корректировка с помощью учителя своих учебных действий для преодоления ошибок при выделении в слове корня, окончания, приставки, суффикса;

Комментированное выполнение анализа заданных схем состава слова и подбор слов заданного состава;

Дифференцированное задание: обнаружение ошибок в установлении соответствия схем состава слова и слов

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru



ИТОГО

8





Раздел 5. Морфология

5.1

Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы,

употребление в речи.

1

0

0

Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?»;

Составление по результатам диалога таблицы «Части речи», по горизонтали в строках таблицы отражены следующие параметры:

«Значение», «Вопросы», «Какие признаки не изменяются», «какие признаки изменяются»;

Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются;

Наблюдение за грамматическими признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с информацией в

учебнике;

Работа в парах: нахождение у группы имён существительных грамматического признака, который объединяет эти имена

существительные в группу;

Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку;

Работа в группах: объединение имён существительных в группы по определённому признаку (например, род или число);

Дифференцированное задание: нахождение в ряду имён существительных такого слова, которое по какому-то грамматическому признаку отличается от остальных слов в ряду;

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


5.2

Имена существительные единственного и

множественного числа.

3

0

0

5.3

Имена существительные мужского, женского и

среднего рода.

3

0

0

5.4

Падеж имён существительных. Определение падежа, в

котором употреблено имя существительное. Изменение

имён существительных по падежам и числам

(склонение)

3

0

0

5.5

Имена существительные 1, 2, 3-го склонения.

3

0

0

5.6

Имена существительные одушевлённые и

неодушевлённые.

3

1

0

5.7

Имя прилагательное: общее значение, вопросы,

употребление в речи.

3

0

0

Наблюдение за соотнесением формы имени прилагательного с формой имени существительного, формулирование вывода по

результатам наблюдения, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;

Комментированное выполнение задания на нахождение грамматических признаков имён прилагательных;

Практическая работа: поиск ошибок на согласование имён существительных и имён прилагательных, исправление найденных

ошибок

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


5.8

Зависимость формы имени прилагательного от формы

имени существительного. Изменение имён

прилагательных по родам, числам и падежам (кроме

имён прилагательных на -ий, -ов, -ин).

3

0

0

5.9

Склонение имён прилагательных.

3

1

0

5.10

Местоимение (общее представление).

3

0

0

Наблюдение за ролью местоимений в тексте;

Практическая работа: корректировка текста, заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён существительных

соответствующими местоимениями;

Работа в группах: определение уместности употребления местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с

неудачным употреблением местоимений

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


5.11

Личные местоимения, их употребление в речи.

Использование личных местоимений для устранения

неоправданных повторов в тексте.

3

1

0

5.12

Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи

3

0

0

Наблюдение за грамматическими признаками глаголов (число, время, род в прошедшем времени), формулирование выводов по

результатам наблюдений, соотнесение собственных выводов с информацией в учебнике;

Практическая работа: анализ текста на наличие в нём глаголов, грамматические характеристики которых даны (из числа

изученных);

Творческая работа: трансформировать текст, изменяя время глагола;

Обсуждение правильности соотнесения глаголов и грамматических характеристик (из числа изученных);

Работа в парах: группировка глаголов на основании изученных грамматических признаков

Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в изученных понятиях: часть речи, склонение, падеж, время, род; умения

соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий, определять

изученные грамматические признаки

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


5.13

Неопределённая форма глагола.

3

0

0

5.14

Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов.

2

0

0

5.15

Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов

в прошедшем времени.

2

1

0

5.16

Частица не, её значение

2

0

0


ИТОГО

43





Раздел 6. Синтаксис

6.1

Предложение. Установление при помощи смысловых

(синтаксических) вопросов связи между словами в

предложении.























2

0

0

Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой

(синтаксический) вопрос;

Самостоятельная работа: установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении;

Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о видах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

Дифференцированное задание: определение признака классификации предложений;

контроль;

Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками;

Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид по эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах — вид по цели высказывания, подбор примеров для ячеек таблицы;

Работа в группах: соотнесение предложений и их характеристик (цель высказывания, эмоциональная окраска);

Самостоятельная работа: выписывание из текста повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

Работа в парах: классификация предложений;

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


6.2

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.







3

1

0

Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения;

Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых;

Наблюдение за предложениями с однородными членами;

Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами;

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


6.3

Второстепенные члены предложения (без деления на

виды).

3

0

0

Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой

(синтаксический) вопрос;

Самостоятельная работа: установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении;

Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о видах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

Дифференцированное задание: определение признака классификации предложений;

Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками;

Работа с таблицей: по горизонтали в строках — вид по эмоциональной окраске, по вертикали в столбцах — вид по цели высказывания, подбор примеров для ячеек таблицы;

Работа в группах: соотнесение предложений и их характеристик (цель высказывания, эмоциональная окраска);

Самостоятельная работа: выписывание из текста повествовательных, побудительных, вопросительных предложений;

Работа в парах: классификация предложений;

Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения;

Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых;

Наблюдение за предложениями с однородными членами;

Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами;

Комментированное выполнение задания на нахождение в тексте предложений с однородными членами;

Работа в парах: продолжение ряда однородных членов предложения;

Творческое задание: составление предложений с однородными членами;

Проверочная работа, направленная на проверку ориентации в изученных понятиях: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены

предложения, умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий

6.4

Предложения распространённые и

нераспространённые.

2

0

0

6.5

Наблюдение за однородными членами предложения с

союзами и, а, но и без союзов

3

1

0


ИТОГО

13





Раздел 7. Орфография и пунктуация

7.1

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах.

5

0

0

Учебный диалог «Как планировать свои действия по решению орфографической задачи?», по результатам диалога актуализация

последовательности действий по проверке изученных орфограмм;

Моделирование алгоритмов применения изучаемых в данном классе контроль;

орфографических правил, следование составленным алгоритмам;

Работа в парах: группировка слов по месту орфограммы;

Работа в парах: группировка слов по типу орфограммы;

Работа в группах: группировка слов, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слов, написание которых

изученными правилами объяснить нельзя;

Комментированное выполнение анализа текста на наличие в нём слов с определённой орфограммой;

Моделирование предложений, включая в них слова с непроверяемыми орфограммами;

Упражнение на развитие контроля: нахождение орфографических ошибок (с указанием на их количество и без такого указания);

Оценивание собственного результата выполнения орфографической задачи, корректировка с помощью учителя своих действий для преодоления ошибок при списывании текстов и записи под диктовку;

Проектное задание: составление собственного словарика трудных слов (тех, написание которых не удаётся сразу запомнить, при

написании которых регулярно возникают сомнения и т. д.);

Создание ситуации выбора для оценки своих возможностей при выборе упражнений на закрепление орфографического материала;

Проблемная ситуация, требующая использования дополнительных источников информации: уточнение написания слов по

орфографическому словарю (в том числе на электронном носителе);

Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них словарных слов;

Проектное задание: создание собственных текстов с максимальным количеством включённых в них слов с определённой орфограммой

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


7.2

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической

ошибки, использование различных способов решения

орфографической задачи в зависимости от места

орфограммы в слове.

10

0

0

7.3

Использование орфографического словаря для

определения (уточнения) написания слова. Контроль

и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов

10

0

0

7.4

Ознакомление с правилами правописания и их

применение: разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

безударные гласные в падежных окончаниях имён

существительных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в

орфографическом словаре учебника); раздельное написание частицы не с глаголами

25

1

0


ИТОГО

50





Раздел 8. Развитие речи

8.1

Нормы речевого этикета: устное и письменное

приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др.

3

0

0

Учебный диалог «Чем различаются тема текста и основная мысль текста? Как определить тему текста? Как определить основную

мысль текста?»;

Комментированное выполнение задания на определение темы и основной мысли предложенных текстов;

Дифференцированное задание: нахождение ошибок в определении темы и основной мысли текста;

Практическая работа: анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений;

Практическая работа: нахождение в тексте смысловых пропусков;

Совместное составление плана текста;

Работа в парах: составление плана предложенного текста;

Работа в группах: соотнесение текста и нескольких вариантов плана этого текста, обоснование выбора наиболее удачного плана;

Практическая работа: воспроизведение текста в соответствии с заданием: подробно, выборочно;

Наблюдение за тремя текстами разного типа (повествование, описание, рассуждение) на одну тему, формулирование выводов об

особенностях каждого из трёх типов текстов;

Обобщение результатов проведённого наблюдения при составлении таблицы «Три типа текстов», в строках таблицы отражены

следующие параметры сравнения текстов: «Цель создания текста», «Особенности построения текста», «Особенности языковых

средств»;

Работа в группах: выбор наиболее подходящего для каждой из предложенных ситуаций типа текста (с опорой на таблицу «Три типа текстов»);

Творческие задания: создавать устные и письменные тексты разных типов (описание, рассуждение, повествование);

Практическая работа: построение речевого высказывания в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Работа с текстами шуточных стихотворений о несоблюдении норм речевого этикета, культуры общения;

Работа с аудиозаписями диалогов: анализ соблюдения норм речевого этикета;

Самооценка собственной речевой культуры во время общения;

Творческие работы: создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов, содержащих

приглашение/просьбу/извинение/благодарность/отказ;

Речевой тренинг: подготовка небольшого выступления о результатах

групповой работы, наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

Запись собственного выступления с последующим самоанализом;

Ролевая игра «Наблюдатели», цель игры — оценка правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке и на переменах, в конце учебного дня подведение итогов игры

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru


8.2

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических

норм в ситуациях учебного и бытового общения.

3

0

0

8.3

Особенности речевого этикета в условиях общения с

людьми, плохо владеющими русским языком.

3

0

0

8.4

Формулировка и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности. Умение контролировать (устно

координировать) действия при проведении парной и

групповой работы.

3

0

0

8.5

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой

во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная

мысль текста, заголовок, корректирование текстов с

нарушенным порядком предложений и абзацев.

3

0

0

8.6

План текста. Составление плана текста, написание

текста по заданному плану. Связь предложений в

тексте с помощью личных местоимений, синонимов,

союзов и, а, но.

3

0

0

8.7

Ключевые слова в тексте

Определение типов текстов (повествование, описание,

рассуждение) и создание собственных текстов

заданного типа..

3

0

0

8.8

Знакомство с жанром письма, поздравительной открытки, объявления.

3

0

0

8.9

Изложение текста по коллективно или самостоятельно

составленному плану.

3

0

0

8.10

Изучающее, ознакомительное чтение

3

0

0


ИТОГО

30





Резервное время

18





Общее кол-во часов по программе

170

9

0





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема

ЭОР/ЦОР

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Причина

коррект.

даты

1

Русский язык как государственный язык РФ. Язык и речь. Виды речи и их назначение. Знакомство с различными методами познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




2

Для чего нужен язык? Красота и выразительность русского языка. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




3

Повторение: лексическое значение слова.


https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




4

Слово в тексте: синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова (ознакомление).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




5

Слово в тексте: прямое и переносное значение слова (ознакомление)

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




6

Фразеологизмы. Значение и роль в речи

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




7

Работаем со словарём. Составляем толковый словарик.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




8

Повторение: звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объеме изученного).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




9

Слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




10

Повторяем правила обозначения гласных после шипящих. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




11

Звукобуквенный разбор слова.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




12

Учимся выполнять фонетический разбор.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




13

Фонетический разбор слова.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




14

Обобщение знаний по фонетике. Диктант.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




15

Работаем со словарём. Составляем орфоэпический словарик. Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




16

Повторение: корень как обязательная часть слова. Выделение в словах корня (простые случаи).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




17

Однокоренные (родственные) слова. Признаки родственных слов.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




18

Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Нулевое окончание (ознакомление).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




19

Однокоренные слова и синонимы. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




20

Корень, приставка, суффикс – значимые части слова. Выделение в словах корня (простые случаи).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




21

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




22

Повторяем словообразование.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




23

Учимся разбирать слово по составу.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




24

Разбор слова по составу и словообразование. Диктант.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




25

Повторение правил правописание, изученных в 1 и 2 классах: правописании слов с изученными орфограммами в корне.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




26

Работаем со словарём. Составляем орфографический словарик. Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




27

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




28

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: умение контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




29

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок и тема текста.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




30

Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




31

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: план текста.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




32

Составление плана повествовательного текста.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




33

Предложение и его смысл. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




34

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




35

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




36

Деление текста на абзацы. Формулирование и аргументирование собственного мнения в диалоге и дискуссии.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




37

Главные члены предложения. Грамматическая основа.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




38

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах: повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




39

Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах: учимся находить орфограммы разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков в слове.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




40

Грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




41

Грамматическая основа предложения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




42

Учимся находить грамматическую основу предложения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




43

Подлежащее.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




44

Сказуемое.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




45

Учимся находить подлежащее и сказуемое.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




46

Составляем план текста.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




47

Учимся писать письма. Знакомство с жанром письма: адресат.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




48

Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




49

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




50

Обстоятельство.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




51

Второстепенные члены предложения. Определение.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




52

Определение.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




53

Повторяем изученные орфограммы.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




54

Закрепляем изученные орфограммы.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




55

Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: учимся писать слова с двумя корнями.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




56

Написание текста по заданному плану.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




57

Дополнение.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




58

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




59

Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правило написания букв о, ё после шипящих в корне слова.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




60

Формирование орфографической зоркости: осознание места возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




61

Предложения распространённые и нераспространённые. Диктант.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




62

Наблюдение за однородными членами предложения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




63

Предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




64

Учимся писать письма. Знакомство с жанром письма: адрес

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




65

Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и др.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




66

Создание собственных текстов заданного типа.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




67

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




68

Предложения с однородными членами. Значение и использование в тексте.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




69

Предложения с однородными членами в тексте.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




70

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами И, ИЛИ.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




71

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




72

Обобщение знаний о предложениях с однородными членами.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




73

Закрепление знаний о предложении. Диктант.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




74

Части речи. Распознавание частей речи по изученным признакам.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




75

Самостоятельные части речи.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




76

Служебные части речи.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




77

Самостоятельные части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




78

Закрепляем написание безударных гласных в корне слова.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




79

Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: основная мысль текста.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




80

Учимся писать изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




81

Имена существительные мужского, женского и среднего рода.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




82

Род неизменяемых имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




83

Имена существительные единственного и множественного числа.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




84

Правило написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




85

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




86

Закрепление правописания орфограммы "Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных".

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




87

Имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа или множественного числа.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




88

Падеж имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




89

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: именительный и винительный падежи.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




90

Функция предлогов. Образование падежных форм имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




91

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки: учим слова с удвоенными согласными в корне.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




92

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: родительный падеж имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




93

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правило написания суффикса -ок- в именах существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




94

Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: учимся писать суффикс -ок- в именах существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




95

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: дательный падеж имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




96

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: творительный падеж имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




97

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное: предложный падеж имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




98

Изменение имён существительных по падежам и числам. Склонение имён существительных: 1, 2 и 3.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




99

Учимся определять склонение имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




100

Правило написания безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




101

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




102

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




103

Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




104

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




105

Имена существительные собственные и нарицательные.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




106

Способы образования имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




107

Безударные окончания имён существительных 3-го склонения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




108

Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




109

Правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




110

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




111

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




112

Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в слове.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




113

Закрепляем правописание орфограммы "Непроизносимые согласные в корне слова".

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




114

Вспоминаем правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




115

Правописание окончаний имён существительных множественного числа.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




116

Обобщение знаний об имени существительном. Диктант.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




117

Самостоятельные части речи. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




118

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




119

Различение имён прилагательных женского, мужского, среднего рода.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




120

Изменение прилагательного по родам и числам.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




121

Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




122

Правописание окончаний имён прилагательных на -ий, -ия, -ие.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




123

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




124

Учимся писать изложение с элементами сочинения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




125

Правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдений).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




126

Изложение с элементами сочинения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




127

Правописание окончаний имён прилагательных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




128

Склонение имён прилагательных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




129

Учимся писать окончания имён прилагательных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




130

Учимся писать сочинение.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




131

Учимся писать безударные окончания имён прилагательных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




132

Виды прилагательных.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




133

Как образуются прилагательные.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




134

Знакомство с жанром поздравительной открытки, объявления.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




135

Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




136

Создание с использованием норм речевого этикета небольших устных и письменных текстов.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




137

Обобщение знаний об имени прилагательном.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




138

Закрепление знаний об имени прилагательном. Диктант.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




139

Самостоятельные части речи. Местоимение (общее представление).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




140

Работаем с текстом: ключевые слова в тексте. Изучающее, ознакомительное чтение.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




141

Личные местоимения, их употребление в речи.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




142

Лицо и число личных местоимений.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




143

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




144

Как изменяется местоимение.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




145

Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов , союзов и, а, но.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




146

Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




147

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Диктант.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




148

Жанр письма.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




149

Учимся писать письма. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




150

Самостоятельные части речи. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




151

Учимся подбирать к глаголам синонимы и антонимы.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




152

Неопределённая форма глагола.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




153

Единственное и множественное число глаголов.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




154

Изменение глаголов по числам.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




155

Времена глаголов.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




156

Настоящее время глагола.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




157

Прошедшее время глагола.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




158

Будущее время глагола.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




159

Написание окончаний -ишь, -ешь глаголов (на уровне наблюдений).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




160

Правописание окончаний -ишь, -ешь глаголов.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




161

Создание собственных текстов заданного типа (повествование, описание, рассуждение).

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




162

Изменение глаголов по временам, числам.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




163

Род глаголов в прошедшем времени.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




164

Время и число глаголов. Диктант.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




165

Частица не, её значение.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




166

Раздельное написание частицы не с глаголами.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




167

Ролевая игра "Наблюдатели": оценка выбора языковых и неязыковых средств устного общения.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




168

Творческая работа: создание собственного текста с использование норм речевого этикета.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




169

Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Диктант.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru




170

Повторение орфограмм, изученных в 3 классе.

https://resh.edu.ru

https://uchi.ru/

https://education.yandex.ru





























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


Канакина В.П., Горецкий В.Г., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

2. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.

3. Словари по русскому языку.

4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ


https://resh.edu.ru


https://uchi.ru/


https://education.yandex.ru

Электронная версия журнала «Начальная школа»: http://nsc.1september.ru/index.php

Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

Методические пособия и рабочие программы учителям начальной школы: http://nachalka.com

Сетевое сообщество педагогов: http://rusedu.net

Учитель портал: http://www.uchportal.ru







МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА




УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Мультимедийный проектор


Персональный компьютер с принтером


Ксерокс


Интерактивная доска


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!