СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приложение к АООП НОО для детей ЛУО
МБОУ «Тарасинская СОШ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тарасинская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа общеобразовательных предметов, курсов
предусмотренных АООП НОО для детей с ЛУО
Предметная область «Язык и речевая практика»
(ФГОС НОО)
Класс 1
№ п/п | Название рабочей программы |
1 | Рабочая программа учебного предмета «Русского языка» для1 класса |
2 | Рабочая программа учебного предмета «Чтения» для 1класса |
Составители: Тугулханова М.Ф. учитель классов СКО, ВКК
село Тараса
2022 год
Рабочая программа «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» N° 273 - ФЗ от 29.12.2012 года;
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М., М.: «Просвещение», 2011г.
Учебно-методический комплект:
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Букварь А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова 1 класс в 2 частях, Москва «Просвещение», 2018.
Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующей цели:
приобретать практические навыки устной и письменной речи, орфографические и пунктуационные навыки;
Основные задачи предмета «Русский язык»
учить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова, предложения, при письме опираться на звукобуквенный анализ;
повысить уровень общего речевого развития;
Коррекционно-развивающие:
коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция-развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция-развитие памяти; коррекция и развитие внимания;
развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, воспитание самостоятельности принятия решения;
коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия, коррекция монологической и диалогической речи, развитие лексико-грамматических средств языка;
Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Описание учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».
Преподавание предмета «Русский язык» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык» ФГОС ОВЗ.
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (за год 99 часов).
Планируемые результаты
К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы относятся:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
положительного отношения к урокам русского языка;
уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
интереса к языковой и речевой деятельности;
представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
мотивов к творческой проектной деятельности.
К метапредметным результатам освоения адаптированной рабочей программы относятся
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
принимать участие в диалоге;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
различать звуки речи;
понимать различие между звуками и буквами;
устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;
представление о значимости языка и речи в жизни людей;
пополнение словарного запаса русского языка;
представление о правилах речевого этикета;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
составлять текст из набора предложений;
правильно называть буквы в алфавитном порядке;
различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний;
Достаточный уровень:
наблюдать над образованием звуков речи;
определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;
обозначать на письме звук [й’];
располагать заданные слова в алфавитном порядке;
различать устную и письменную речь;
различать диалогическую речь;
отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
определять тему и главную мысль текста;
соотносить заголовок и содержание текста;
составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
составлять текст по его началу и по его концу;
на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Содержание учебного предмета
Добукварный период
Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный период
Обучение письму Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.
Текст, предложение, диалог.
Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая
законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце
предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий
предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и
противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.
Слово и слог. Ударение.
Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление)
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и
мягкие согласные звуки.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М., М.: «Просвещение», 2011г.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Букварь. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова 1 класс в 2 частях, Москва «Просвещение», 2018.
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму
учащихся 1 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные
программы М.: «Просвещение» 2016 г
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в 1 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | На теоретическую часть | На практическую часть/экскурсии |
1 | Добукварный период | 30 | 8 | 22 |
2 | Букварный период | 67 | 20 | 47 |
| Итого | 97 |
|
|
Тематическое планирование по русскому языку, 1 класс
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов |
| Тип /форма урока | Виды деятельности, контроля |
I четверть ( 24ч.) ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (30 ч.) | |||||
1. | Дорисовывание праздничного букета по образцу. | 1 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
2. | Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
3. | Обводка репки по контуру. Сравнение изображений репки по величине. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
4. | Обводка и дорисовывание бордюра из вертикальных и наклонных линий. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
5. | Штриховка вертикальными и горизонтальными линиями по точкам. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
6. | Обводка и дорисовывание композиции из геометрических фигур по контуру и по точкам. | 2 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
7. | Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
8. | Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
9. | Обводка контура буквы У в изображениях веток дерева. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
10. | Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов. | 2 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
11. | Обводка контура буквы М и дорисовывание флажка. | 2 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
12. | Обводка контура буквы С. Дорисовывание предмета. | 2 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
13. | Письмо коротких и длинных наклонных палочек. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
14. | Письмо палочек с закруглением внизу и вверху (крючки). | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
II четверть (21ч.) | |||||
1 | Письмо палочек с закруглением внизу и вверху (крючки). | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
2 | Письмо овала и полуовала. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
3 | Письмо петельки вверху и внизу. | 2 | 09.11 11.11
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
4 | Письмо палочек с закруглением вверху и внизу (г) | 2 | 12.11 16.11
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
Букварный период | |||||
5 | Строчная и прописная буква Аа. | 2 | 18.11 19.11 | Урок усвоения новых знаний |
|
6 | Строчная и прописная буква Уу. | 2 | 23.11 25.11 | Урок усвоения новых знаний |
|
7 | Строчная и прописная буква Мм. | 2 | 26.11 30.11 | Урок усвоения новых знаний |
|
8 | Письмо слогов ам, ум, ау, уа. | 2 | 02.12 03.12 | урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
9 | Строчная и прописная буква Оо. | 2 | 07.12 09.12
| Урок усвоения новых знаний |
|
10 | Закрепление написания строчной и прописной букв Аа, Уу, Мм, Оо, слогов и слов с ними. | 2 | 10.12 14.12
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
11 | Строчная и прописная буква Хх. | 2 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
III ЧЕТВЕРТЬ (27) | |||||
1 | Строчная и прописная буква Сс. | 1 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
2 | Закрепление написания строчной и прописной буквы Хх и Сс , слогов и слов с ней. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
3 | Строчная и прописная буква Нн. | 2 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
4 | Строчная буква ы. Письмо слов с пропущенными буквами. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
5 | Написание слогов, слов с изученными буквами. | 2 |
| Урок актуализации знаний и умений |
|
6 | Строчная и прописная буква Лл. Составление и запись слогов, слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
7 | Строчная и прописная буква Вв. | 1 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
8 | Закрепление написания строчной и прописной буквы Вв, слогов и слов с ней. | 2 |
| Урок актуализации знаний и умений |
|
9 | Строчная и прописная буква Ии. | 1 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
10 | Строчная и прописная буква Шш. | 2 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
11 | Закрепление написания строчной и прописной буквы Ии иШш, слогов и слов с ней. | 2 |
| Урок актуализации знаний и умений |
|
12 | Строчная и прописная буква Пп. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
13 | Упражнение в записи слов и предложений с изученными буквами. | 2 |
| Урок актуализации знаний и умений |
|
14 | Строчная и прописная буква Тт. Запись слов и предложений с буквой т. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
15 | Строчная и прописная буква Кк. | 1 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
16 | Запись слов и предложений с буквой к | 2 |
| Урок актуализации знаний и умений |
|
17 | Строчная и прописная буква Зз. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
IVчетверть (27 часа) | |||||
1 | Строчная и прописная буква Рр. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
2 | Строчная буква й. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
3 | Строчная и прописная буква Жж. | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
4 | Строчная и прописная буква Бб | 2 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
5 | Запись слов и предложений с пропущенными буквами. | 1 |
| Урок актуализации знаний и умений |
|
6 | Строчная и прописная буква Дд | 1 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
7 | Запись слов и предложений с буквами д-т | 1 |
| Урок актуализации знаний и умений |
|
8 | Строчная и прописная буква Гг. | 1 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
9 | Запись слов и предложений с буквой Г | 1 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
10 | Строчная и прописная буква Ее. | 1 |
| Урок актуализации знаний и умений |
|
11 | Повторение пройденного. Запись слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
| Урок усвоения новых знаний |
|
12 | Строчная и прописная буква Яя. | 1 |
| Урок актуализации знаний и умений |
|
13 | Строчная и прописная буква Юю. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
14 | Строчная и прописная буква Ёё. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
15 | Строчная и прописная буква Чч. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
16 | Строчная и прописная буква Фф. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
17 | Строчная и прописная буква Цц. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
18 | Строчная и прописная буква Ээ. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
19 | Строчная и прописная буква Щщ. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
20 | Буква ь и ъ. Письмо слов с мягким т твердым знаком. | 1 |
| урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
21 | Закрепление изученного в первом классе. | 3 |
| урок актуализации знаний и умений |
|
Адаптированная рабочая программа по чтению составлена на основе
- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» N° 273 - ФЗ от 29.12.2012 года;
- Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М., М.: «Просвещение», 2011г.
Учебно-методический комплект:
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Букварь А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова 1 класс в 2 частях, Москва «Просвещение», 2018.
Учебный предмет направлен на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Цель программы обучения: обучение детей чтению доступного их пониманию текста вслух (целыми словами) и про себя,
осмысленное восприятие прочитанного.
Задачи:
• развивать у детей языковую наблюдательность, воображение, мышление, связную устную речь и память;
• развивать умений работать с текстом;
• приобщать детей к чтению классических произведений;
• развивать воображение и духовный мир ребёнка;
• формировать его эстетический вкус и воспитывать любовь к природе родного края;
• формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
• научить детей читать доступный их понимаю текст вслух целыми словами, осмысленно воспринимать прочитанное;
• воспитывать у детей интерес к уроку чтения и к чтению как процессу;
• формировать навык чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Программа состоит из двух разделов: добукварного и букварного.
Добукварный период – период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. Продолжительность данного периода –
В добукварный период решаются следующие основные задачи:
- подготовка к овладению первоначальными навыками чтения;
- привитие интереса к обучению;
- выявление особенностей общего и речевого развития ребёнка.
Основные направления работы в добукварный период таковы:
- формирование у детей общеречевых навыков;
- развитие навыков диалогической речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие фонематического слуха;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- совершенствование произношения;
- развитие пространственной ориентировки;
- развитие графических навыков;
- совершенствование мелкой моторики рук.
Направления и краткое содержание работы | Рекомендуемые методы |
Развитие навыков произвольной деятельности | Участие в диалоге, выполнение инструкций учителя. |
Развитие речи: формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи, составление предложений. | Заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольших инсценировок. Артикуляционные упражнения. |
Развитие слухового восприятия и речевого слуха: различение звуков окружающей действительности, практическое знакомство с понятиями слово, часть слова (слог), звук. | Ответы на вопросы. Составление предложений с опорой на рисунок, на заданную тему, с данным словом. Деление предложения на слова, слов на слоги. Выделение звука в начале слова. |
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. | Различение геометрических фигур по форме, цвету, размеру. Составление комбинаций из полосок, геометрических фигур. Воспроизведение последовательности фигур, их расположение в заданном направлении. Упражнения по данному образцу, по памяти, по словесной инструкции. |
Совершенствование мелкой моторики и формирование графо-моторных навыков. | Рисование и раскрашивание геометрических фигур, предметных изображений по трафарету, рисование и раскрашивание несложных орнаментов, рисунков, напоминающих образ букв, рисование элементов букв. |
Обучение чтению и письму в букварный период условно делится на три этапа. Каждый этап соответствует одной учебной четверти. Порядок прохождения звуков и букв по сравнению с ранее существовавшей изменен. На первом этапе дети знакомятся со звуками и буквами, их обозначающими, а также их написанием: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии; на втором этапе – Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, И, Ж, Бб, Дд, Гг, ь; на третьем – изучаются последние десять букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.
Задачами обучения 1-го этапа букварного периода являются:
- умение правильно и отчетливо произносить, слышать, выделять изучаемые звуки;
- умение различать гласные и согласные звуки;
- образование и чтение открытых и закрытых слогов, чтение слоговых таблиц;
- дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах;
- составление и чтение слогов и предложений к предметной картинке;
- разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений со слов учителя;
- усвоение рукописного написания всех изученных строчных и прописных букв;
- списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов;
- запись под диктовку букв и слогов.
На 2-ом этапе осуществляется решение следующих задач:
- изучение, правильное и четкое произношение новых звуков и букв;
- умение характеризовать изученный звук;
- дифференциация сходных звуков изолированно и в словах;
- составление и чтение слов и предложений из усвоенных слоговых структур;
- работа со звуко-буквенной схемой;
- чтение небольших текстов из 2-4 предложений;
- усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв;
- письмо по образцу;
- усвоение правописания большой буквы в начале и точки в конце предложения;
- письмо на слух букв и слогов, интонирование каждого звука слова;
- самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью;
- вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
3-й этап предполагает решение следующих задач:
- повторение пройденных звуков и букв, изучение новых;
- практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме;
- дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах;
- образование и чтение звукового состава слоговых структур, слогов со стечением согласных в начале и в конце слова;
- чтение предложений из 2-5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя;
- чтение небольших текстов и работа по ним;
- усвоение написания строчных и прописных букв;
- списывание с рукописного и печатного текста, вставка пропущенной буквы при списывании;
- прописная буква в именах людей;
- письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа;
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».
Рабочая программа по чтению рассчитана в1 классе на 99 часов 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
- на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
- называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
- составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
- правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Минимальный уровень
- различать звуки на слух и в произношении, знать буквы;
- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
- слушать небольшую сказку, рассказ и отвечать на вопросы по содержанию с помощью учителя, опираясь на наглядные средства;
Достаточный уровень
- различать звуки на слух и в произношении, соотносить их с буквами;
- выполнять звуко-буквенный анализ слов, состоящих из 3-4 букв (с помощью учителя);
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, их узнавание: определение источника звука (кто позвал?, по звуку отгадай предмет); направление звука (укажи, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д.
Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у - воет волк, ш-ш-ш - шипит гусь, р-р-р – рычит собака, с-с-с – свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова, которые сказали). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами (покажи, где «записано» слово и где предмет). Называние предметов из ближайшего окружения,
изображений на картинке, запись слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три – без ошибок повтори: дом – дым, удочка – уточка, бабушка – бабочка и др.)
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова), фиксация каждого слова картинкой и схемой.
«Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений по картинке (2 слова, далее – 3), их запись условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, их фиксация в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка. У Веры шары. У Иры
шар. Это гриб. Это грибок.) с обязательным выбором соответствующей картинки.Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И - ра, А – ля, Ва–ся), наглядный показ этого деления на схеме слова. Фиксация части слова условно- графическим изображением. «Чтение» слов по слогам,
соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма - на, са – за, да – та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватныйшарик, посчитай, сколько Егорок стало на горке (сначала на выдохе – двое Егорок, потом – трое). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: м – н, б – п, д – т, с – з, с – ш и т.д.(с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умений слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков /А/ /У/ /М/ /О/ /Н/ /С/ в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Букварный период
1 этап
Изучение звуков и букв: Аа Уу Мм Оо Хх Сс Нн ы Лл Вв Шш. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый и последний звук в слове (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука с опорой на картинки или задание учителя (назовите имена детей, которые начинаются со звука /а/ и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере прохождения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной в словах а-у, у-а, закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: м-н, с-ш; ма-на, са-ша.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов типа: ма – ма, му – ха, у – ха и др.с последующим их повторением устно целым словом. Соотнесение каждого прочитанного слова с натуральным предметом или картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын.
Чтение предложений, составленных из одного - двух слов и предметной картинки, из трех слов, устное их воспроизведение.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2 этап.
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Ии Пп Тт Кк Зз Рр й Жж Бб Дд Гг ь .
Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный, звонкий или глухой (с опорой на зеркало – гласный или согласный, с опорой на дрожание гортани – звонкий или глухой). Выделение звука из начальной позиции в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах: с-з, х-к, р-л, п-б; са-за, , ша-жа, коза-коса и др.,
слогов с мягкими и твердыми согласными: мы-ми, лы –ли, ны-ни, мыл-мил и т.д., а также и-й, мои-мой. Образование и чтение двубуквенных открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными, трех- четырехбуквенных слогов типа: кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слога.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове.
Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружочками (квадратиками).
Чтение предложений из двух-четырех слов с последующим устным их воспроизведением (какое предложение ты прочитал, повтори). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из двух-четырех предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя (найди ответ на вопрос или подпись к картинке). Соотнесение содержание текста с содержанием сюжетной
картинкой.
Чтение загадок и стихотворений (две строчки). Разучивание их с голоса учителя.
3 этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее Яя Юю Ёё Чч Фф Цц Ээ Щщ ъ.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М., М.: «Просвещение», 2011г.
Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Букварь. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова 1 класс в 2 частях, Москва «Просвещение», 2018.
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: «Просвещение» 2016 г.
Тематическое планирование по чтению
Добукварный период - 30 часов
№ п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Кол-во часов |
1. | Беседа «Праздник школы» | Дать понятие о школе, празднике «День Знаний». Коррекция мышления, речи на основе выявления знаний по теме беседы. | 1 |
2. | Имитация звуков животного мира. | Формировать навык различения звуков животного мира. Коррекция слухового восприятия на основе имитации звуков животного мира. | 1 |
3. | Беседа по картине «Волшебница-осень» | Выявить знания учащихся о временах года, о признаках осени. Коррекция памяти, речи посредством работы по картине. | 1 |
4. | Рассказывание сказки «Курочка Ряба». Имитация голосов животных. | Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. | 1 |
5. | Имитация звуков окружающего мира. Рассказывание сказки «Колобок» | Развитие звукового восприятия и воспроизведения на основе имитации звуков окружающей действительности. Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. | 1 |
6. | Знакомство с условно-графической схемой слов. | Дать первоначальное понятие об условно-графической схеме слов. Коррекция мышления в процессе определения соответствия схемы со словом. | 1 |
7. | «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку. | Формировать навык «чтения» условно-графической записи слов. Коррекция мышления на основе соотношения формы и предмета. | 1 |
8. | Рассказывание сказки «Три медведя». Исключение четвертого лишнего по признаку формы. | Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. | 1 |
9. | Рассказывание сказки «Репка». | Формировать навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. | 1 |
10. | Дифференциация сходных по звучанию слов. | Формировать навык дифференциации сходных по звучанию звуков. Коррекция мышления, речи на основе «чтения» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки. | 1 |
11. | Рассказывание сказки «Теремок» | Формировать навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. Коррекция речи, мышления на основе «чтения» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку. | 1 |
12. | Составление предложений по картинкам. | Формировать навык составления предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение». Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений. | 1 |
13. | Составление рассказа по картинке на тему: «Домашние детеныши и их животные» | Формировать навык составления рассказа по картине . Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. | 1 |
14. | Беседа на тему «Зоопарк» | Формировать навык составления предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее чтение. Коррекция внимания, мышления на основе работы ос схемами. | 1 |
15. | Составление предложений по картине. | Формировать навык составления рассказа по картине. Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. | 1 |
16. | Составление предложений из двух слов. | Формировать навык составления предложений из двух слов, их чтение и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической записи. Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. | 1 |
17. | Составление предложений из трех слов. | Формировать навык составления предложений из трех слов с опорой на картинку. Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений. | 1 |
18. | Беседа на тему: «Дежурство в классе» | Формировать навык составления ответов на вопросы на тему. Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений. | 1 |
19. | Деление слов на слоги. Беседа на тему «У нас соревнования» | Формировать навык деления слов на слоги. Коррекция фонематического слуха на основе определения количества слогов в слове. | 1 |
20. | Беседа на тему «В магазине «Овощи и фрукты» | Формировать навык деления слов на слои. Коррекция мышления на основе деления слов на слоги записи и «чтения» условно-графических схем слов. | 1 |
21. | Беседа на тему «Моя любимая сказка» | Формировать навык составления предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее «чтение». Коррекция внимания, мышления на основе работы ос схемами. | 1 |
22. | Знакомство со стихотворением А. Барто «Наша Таня» | Познакомить со стихотворением. Коррекция памяти на основе заучивания стихотворения наизусть. | 1 |
23. | Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко» | Познакомить с новой формой условно-графической записи предложения. Коррекция речи на основе рассказывания сказки с опорой на иллюстрации. | 1 |
24. | Определение места звука [а] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. | Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове. | 1 |
25. | Определение места звука [у] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. | Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове. | 1 |
26. | Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки. | Развивать навык определения места звука в слове. Коррекция мыслительной деятельности на основе соотнесения изображения на рисунке с условно-графической схемой слова. | 1 |
27. | Определение места звука [о] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. | Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове. | 1 |
28. | Определение места звука [м] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. | Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме. | 1 |
29. | Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки. | Формировать навык определения первого звука в слове. Развивать навык составления предложений с опорой на условно-графическую запись. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме. | 1 |
30. | Определение места звука [с] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. | Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме. | 1 |
31. | Определение места звука [н] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов. | Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме. | 1 |
32. | Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки. | Формировать навык определения первого звука в слове. Развивать навык составления предложений с опорой на условно-графическую запись. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме, сопоставлении оппозиционных звуков. | 1 |
33. | Дифференциация сходных по звучанию слов. Игра «Раз, два, три – повтори». | Формировать навык дифференциации сходных по звучанию слов. Коррекция фонематического слуха, мышления на основе деления слов на слоги, условно-графической записи слов. | 1 |
34. | Определение первого звука в словах. Соотнесение изображений с условно-графической схемой. | Формировать навык составления условно-графической записи слов и предложений. Коррекция звукового восприятия, мышления на основе анализа условно-графической записи слов и предложений, сопоставлении оппозиционных звуков. | 1 |
35. | Рассказывание сказки «Заячья избушка». Составление предложений по картинкам. | Формировать навык составления предложений по картинкам. Коррекция звукового восприятия, мышления на основе анализа условно-графической записи слов и предложений. | 3 |
Букварный период – 101 час
(2-я — 4-я четверти)
1. | Знакомство с Букварем. Звук и буква А, а. | Познакомить со звуком и буквой А, а. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи. | 1 |
2. | Звук и буква У, у. | Познакомить со звуком и буквой У, у. Коррекция навыков произвольной деятельности путем участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. | 1 |
3. | Чтение слов ау, уа. | Формировать навык составления и чтения слоговых структур из букв разрезной азбука. Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы с | 1 |
4. | Звук и буква М, м. | Познакомить со звуком и буквой Мм. Развитие слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | 1 |
5. | Чтение прямых и обратных слогов ам-ма, ум-му. | Формировать навык чтения прямых и обратных слогов. Коррекция речевого слуха на основе практического знакомства со слогом. | 1 |
6. | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов и слов с изученными буквами. | Систематизировать знания об изученных гласных и согласных звуках и буквах. Коррекция слухового восприятия и навыков произвольной деятельности. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова из букв разрезной азбуки (индивидуальной и классной), находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». | 1 |
7. | Звук и буква О, о. | Познакомить со звуком и буквой О, о. Коррекция фонематического слуха на основе работы с гласным звуком [о]. | 1 |
8. | Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. | Формировать навык чтения прямых и обратных слогов с изученными буквами. Коррекция речи посредством правильной артикуляции и дикции. | 1 |
9. | Звук и буква Х, х | Познакомить со звуком и буквой Х, х. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов . | 1 |
10. | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Формировать навык чтения слов, слогов и предложений с изученными буквами. Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнении инструкций учителя. | 1 |
11. | Звук и буква С, с. Чтение слов, предложений с изученными буквами. | Познакомить со звуком и буквой С, с. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Развитие речи на основе построения рассказа по картинке. | 1 |
12. | Закрепление изученного. Чтение слов и предложений с буквой С, с. | Закрепление навыков чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами. Коррекция речи посредством правильной артикуляции и дикции. | 1 |
13. | Звук и буква Н, н. | Познакомить со звуком и буквой Н, н. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | 1 |
14. | Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. | Формировать навык чтения слогов и предложений с изученными буквами. Коррекция выразительности речи при работе с наглядным материалом учебника. Формировать навык употребления личных местоимений. | 1 |
15. | Чтение слов и предложений с изученными буквами. Составление предложение с личными местоимениями. | Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами. Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. Коррекция памяти на основе запоминания слоговых образов. | 1 |
16. | Звук и буква ы. Чтение слогов и предложений с буквой ы. | Познакомить со звуком и буквой ы. Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». | 1 |
17. | Употребление предлогов у, на при составлении и чтении предложений. | Формировать навык уместного употребления предлогов в речи. Коррекция речи на основе составление предложений с предлогами. | 1 |
18. | Звук и буква Л, л. | Познакомить со звуком и буквой Л, л. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | 1 |
19. | Чтение слогов и предложений с изученными буквам. | Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами. Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. | 1 |
20. | Звук и буква Вв. | Познакомить со звуком и буквой Вв. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | 1 |
21. | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | Формировать навык чтения слогов и предложений с изученными буквами. Коррекция выразительности речи при работе с наглядным материалом учебника. | 1 |
22. | Звук и буква И, и. | Познакомить со звуком и буквой И, и. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». | 1 |
23. | Чтение слогов, слов и предложений с буквой И, и. | Формировать навык чтения слов и предложений с буквой Ии. Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. | 1 |
24. | Звук и буква Ш, ш. | Познакомить со звуком и буквой Ш, ш. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | 1 |
25. | Чтение двусложных слов с буквой ш. | Формировать навык чтения слоговых структур и предложений с изученными буквами. Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи. | 1 |
26. | Чтение слогов и слов с сочетанием ШИ. | Формировать навык чтения слога ши. Коррекция фонематического слуха, мышления. | 1 |
27. | Звук и буква П, п. | Познакомить со звуком и буквой П, п. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. | 1 |
28. | Составление чтение двусложных трехсложных слов. | Формировать навык чтения слов, предложений. Коррекция мышления на основе соотношения слов со схемами. Коррекция речи при составлении предложений. | 1 |
29. | Составление рассказа по картинке. | Формировать навык составления рассказа по сюжетной картинке. Коррекция мышления при составлении рассказа с опорой на картинку, | 1 |
30. | Закрепление изученного. | Закрепить и повторить изученные буквы и звуки. Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми таблицами, текстами учебника. | 1 |
31. | Звук и буква Т, т. | Познакомить со звуком и буквой Тт. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Формировать навык звуко-буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква». | 1 |
32. | Чтение слогов с мягкими и твердыми согласными. | Формировать навык чтения слогов, слов и предложений. Коррекция мышления на основе построения предложений. Коррекция выразительности речи при чтении текстов. | 1 |
33. | Закрепление изученного. | Закрепление и развитие умений читать слоги с твердыми и мягкими согласными. Коррекция мыслительной деятельности на основе уместного употребления местоимений. | 1 |
34. | Звук и буква К, к. | Познакомить со звуком и буквой К, к. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов . | 1 |
35. | Чтение слогов и слов с буквой К, к. | Формировать навык чтения слоговых структур, составления предложений. Коррекция мышления на основе работы со словами вида один-много. | 1 |
36. | Звук и буква З, з. | Познакомить со звуком и буквой З, з. Коррекция артикуляции и дикции на основе чтения чистоговорок. | 1 |
37. | Чтение пар слов типа «лил -залил» | Формировать навык чтения пар слов-действий. Составление с ними предложений. Коррекция памяти на основе работы с сюжетными картинками Букваря. | 1 |
38. | Дифференциация С-З. | Формировать навык дифференциации звуков З-С. Коррекция слухового восприятия и фонематического слуха на основе работы со сходными по звучанию звуками. | 1 |
39. | Звук и буква Р, р. | Познакомить со звуком и буквой Р, р. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов . | 1 |
40. | Чтение текста «Наши картины» | Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция выразительности при чтении текста. | 1 |
41. | Чтение текста «Наши рисунки» | Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция выразительности при чтении текста. | 1 |
42. | Дифференциация Р-Л. | Формировать навык дифференциации звуков Р-Л. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | 1 |
43. | Звук и буква й. | Познакомить со звуком и буквой й. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов . | 1 |
44. | Дифференциация и-й. | Формировать навык различать на слух и-й. Коррекция слухового восприятия на основе работы с данными звуками. | 1 |
45. | Закрепление изученного. Чтение текста «Пополам!» | Закрепить знания о звуках и-й. Коррекция мышления на основе работы с текстовым материалом учебника. | 1 |
46. | Звук и буква Ж, ж. | Познакомить со звуком и буквой Жж. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов . | 1 |
47. | Дифференциация Ж-Ш. | Формировать навык дифференциации сходных по звучанию звуков. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | 1 |
48. | Сочетания Жи-Ши. | Формировать первоначальные навыки о сочетаниях жи-ши. Коррекция внимания при чтении соответствующих сочетаний. | 1 |
49. | Звук и буква Б, б. | Познакомить со звуком и буквой Б, б. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов . | 1 |
50. | Чтение слов и предложений с буквой Б, б. | Формировать навык чтения слов с изученными буквами. Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи. | 1 |
51. | Дифференциация Б-П. | Формировать навык дифференциации звуков Б-П. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | 1 |
52. | Звук и буква Дд. | Познакомить со звуком и буквой Дд. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов . | 1 |
53. | Чтение слоговых структур и текстов. | Формировать навык чтения слоговых структур и текстов с изученными буквами. Коррекция памяти, внимания на основе работы со слоговыми структурами, схемами предложений. | 1 |
54. | Дифференциация Д-Т. | Формировать навык дифференциации звуков Д-Т. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | 1 |
55. | Звук и буква Гг. | Познакомить со звуком и буквой Гг. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов . | 1 |
56. | Дифференциация Г-К. | Формировать навык дифференциации звуков Г-К. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков. | 1 |
57. | Чтение текста «Артисты». | Формировать навык работы с текстовым материалом учебника. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста. | 1 |
58. | Закрепление изученного. | Закрепить знания об изученных звуках и буквах. Формировать навык чтения текстов, навык беседы по прочитанному. | 1 |
59. | Буква ь – показатель мягкости согласных звуков. | Формировать знания о ь – как показателе мягкости согласных звуков. Коррекция фонематического слуха при чтении слов с ь. | 1 |
60. | Чтение текста «Лодыри». | Формировать навык работы с текстовым материалом учебника. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста. | 1 |
61. | Различение на слух в произношении и при чтении слов с твердыми и мягкими согласными. | Формировать навык чтения слогов и слов с мягкими и твердыми согласными на конце слов. Коррекция мышления, фонематического слуха при работе со слоговыми структурами. | 1 |
62. | Звук и буква Е, е. | Познакомить с буквой Е в начале слова. Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника. | 1 |
63. | Буква Е – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «В лесу». | Познакомить с буквой е – показателем мягкости согласных звуков. Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. Формировать навык работы с текстовым материалом учебника. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста. | 1 |
64. | Упражнение в дополнении предложений. | Упражнять в дополнении предложений. Коррекция мыслительной деятельности при дополнении предложений подходящими по смыслу словами. | 1 |
65. | Закрепление изученного. Чтение текста «Трудные приметы» | Закрепить знания об изученных звуках и буквах. Коррекция мышления на основе работы с загадками. | 1 |
66. | Повторение изученного. Чтение текста «Повара» | Повторить знания о согласных и гласных звуках и буквах. Коррекция мышления на основе работы текстовым материалом учебника. | 1 |
67. | Звук и буква Я, я. | Познакомить с буквой Я в начале слова. Коррекция речи, мышления на основе работы с текстовым материалом учебника. | 1 |
68. | Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «Наш хор». | Познакомить с буквой я – показателем мягкости согласных звуков. Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме. | 1 |
69. | Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными. | Формировать навык чтения слогов с твердыми и мягкими согласными. Коррекция слухового восприятия, мышления при чтении слогов и слов с оппозиционными звуками. | 1 |
70. | Звук и буква Ю, ю. | Познакомить со звуком и буквой Ю. Формировать навык чтения слов с буквой ю в начале слова и после гласной. | 1 |
71. | Буква ю – показатель мягкости согласного звука. | Познакомить с буквой ю– показателем мягкости согласных звуков. Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с буквой ю. | 1 |
72. | Чтение текста «Прятки». | Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме. | 1 |
73. | Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными. | Формировать навык чтения слогов с твердыми и мягкими согласными. Коррекция слухового восприятия, мышления при чтении слогов и слов с гласными У-Ю. | 1 |
74. | Звук и буква Ё, ё. | Познакомить с буквой Ё в начале слова. Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника. | 1 |
75. | Буква Ё – показатель мягкости согласного звука. | Познакомить с буквой Ё – показателем мягкости согласных звуков. Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. | 1 |
76. | Чтение текстов «Вот так Тёпа!», «Шутка». | Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме. | 1 |
77. | Чтение слоговых таблиц, скороговорок. | Формировать навык чтения слоговых таблиц, скороговорок с изученными буквами. Коррекция фонематического слуха, речи на основе работы с таблицей оппозиционных слогов, чистоговорок. | 1 |
78. | Звук и буква Ч, ч. | Познакомить со звуком и буквой Ч, ч. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным шипящим звуком, чтении таблицы прямых и обратных слогов . | 1 |
79. | Составление и чтение предложений. Чтение текста «Красная Шапочка». | Формировать навык составления предложений по схеме. Коррекция мышления при работе с текстовым материалом учебника. | 1 |
80. | Чтение сочетаний Ча-Чу, слов, предложений с ними. Чтение сказки «Хитрая лисичка» | Познакомить с правописанием ча-чу. Коррекция фонематического слуха , памяти на основе работы с данными сочетаниями, чтением и заучиванием скороговорок. | 1 |
81. | Дифференциация слов по вопросам Кто? Что? Закрепление изученного. | Познакомить со словами, отвечающими на вопрос кто? и что? Коррекция мышления на основе дифференциации предметов по вопросам. | 1 |
82. | Звук и буква Фф. Чтение текста «Лесная школа» | Познакомить со звуком и буквой Фф. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтением слогов . | 1 |
83. | Составление и чтение предложений, чистоговорок с изученными буквами. | Совершенствовать навык составления, чтения слов и предложений с изученными буквами. Коррекция речи на основе работы с чистоговорками, скороговорками. | 1 |
84. | Чтение текста «Три поросенка». | Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция внимания, памяти на основе работы по сюжетным картинкам. | 1 |
85. | Дифференциация В-Ф. Чтение слогов со стечением согласных. | Формировать навык дифференциации звуков В-Ф. Коррекция речи на основе работы по таблицам с оппозиционными звуками, чтении слогов и слов со стечением согласных | 1 |
86. | Звук и буква Ц, ц. | Познакомить со звуком и буквой Ц, ц. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении таблицы прямых и обратных слогов . | 1 |
87. | Чтение текстов с изученными буквами. | Формировать навык работы по тексту: отвечать на вопросы по прочитанному, находить ответы на вопросы в тексте. Коррекция мыслительной деятельности на основе работы с загадками. | 1 |
88. | Дифференциация С-Ц. Чтение текста «Аленький цветочек». | Формировать навык дифференциации звуков С-Ц. Коррекция речи на основе работы по таблицам с оппозиционными звуками. Развитие речи на основе работы с текстом. | 1 |
89. | Звук и буква Э, э. | Познакомить со звуком и буквой Э, э. Формировать навык чтения слов с буквой Ээ в начале слова и после гласной. | 1 |
90. | Чтение текстов на тему: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» | Формировать навык чтения текстов на тему. Коррекция мыслительной деятельности на основе анализа поступков детей. | 1 |
91. | Звук и буква Щ, щ. | Познакомить со звуком и буквой Щ, щ. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтения таблицы прямых и обратных слогов . | 1 |
92. | Сочетания Ча-Ща, Чу-Щу. | Формировать навык чтения слов с сочетаниями Ча-Ща, Чу-Щу. Коррекция слухового восприятия на основе чтения оппозиционных слогов и слов с ними. | 1 |
93. | Чтение слогов и слов со стечением согласных. | Формировать навык чтения слогов и слов со стечением согласных. Коррекция речи, мышления на основе работы со словами со течением согласных. | 1 |
94. | Буква ъ. различение слогов с ъ и без него. | Формировать навык чтения слогов с ъ. Коррекция мыслительной деятельности и слухового восприятия на основе работы со схемами предложений. | 1 |
95-96. | Чтение слов с ъ и ь. Разделительный ъ и ь. | Формировать навык чтения слов с ъ ь. Коррекция слухового восприятия и речи на основе работы с ъ и ь. | 2 |
97-99. | Чтение текста «Моя семья» | Закрепление навыка работы с текстовым материалом учебника. Коррекция слухового восприятия на основе работы с таблицами оппозиционных звуков, гласными и согласными буквами и звуками. | 3 |
100-101. | Закрепление изученного. | Закрепление навыка работы с текстовым материалом учебника. Коррекция слухового восприятия на основе работы с таблицами оппозиционных звуков, гласными и согласными буквами и звуками. | 1 |