СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Русского языка» и «Чтения» для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русского языка» и «Чтения» для 1 класса»

Приложение к АООП НОО для детей ЛУО

МБОУ «Тарасинская СОШ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасинская средняя общеобразовательная школа












Рабочая программа общеобразовательных предметов, курсов

предусмотренных АООП НОО для детей с ЛУО

Предметная область «Язык и речевая практика»

(ФГОС НОО)


Класс 1



№ п/п

Название рабочей программы

1

Рабочая программа учебного предмета «Русского языка» для1 класса

2

Рабочая программа учебного предмета «Чтения» для 1класса





Составители: Тугулханова М.Ф. учитель классов СКО, ВКК











село Тараса

2022 год

Рабочая программа «Русский язык» разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» N° 273 - ФЗ от 29.12.2012 года;

  2. Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М., М.: «Просвещение», 2011г.

Учебно-методический комплект:

Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Букварь А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова 1 класс в 2 частях, Москва «Просвещение», 2018.

Изучение русского языка в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующей цели:

  • приобретать практические навыки устной и письменной речи, орфографические и пунктуационные навыки;

Основные задачи предмета «Русский язык»

  • учить правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова, предложения, при письме опираться на звукобуквенный анализ;

  • повысить уровень общего речевого развития;

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция-развитие восприятия, представлений, ощущений;

  • коррекция-развитие памяти; коррекция и развитие внимания;

  • развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;

  • коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы, воспитание самостоятельности принятия решения;

  • коррекция и развитие речи: развитие фонематического восприятия, коррекция монологической и диалогической речи, развитие лексико-грамматических средств языка;

Общая характеристика учебного предмета

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Описание учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».
Преподавание предмета «Русский язык» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык» ФГОС ОВЗ.

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (за год 99 часов).

Планируемые результаты

К личностным результатам освоения адаптированной рабочей программы относятся:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

положительного отношения к урокам русского языка;

уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

интереса к языковой и речевой деятельности;

представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

мотивов к творческой проектной деятельности.

К метапредметным результатам освоения адаптированной рабочей программы относятся

Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:

принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:

целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

принимать участие в диалоге;

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

различать звуки речи;

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

представление о значимости языка и речи в жизни людей;

пополнение словарного запаса русского языка;

представление о правилах речевого этикета;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

составлять текст из набора предложений;

правильно называть буквы в алфавитном порядке;

различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний;

Достаточный уровень:

наблюдать над образованием звуков речи;

определять функцию букв е, ё, ю, я в слове;

обозначать на письме звук [й’];

располагать заданные слова в алфавитном порядке;

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

определять тему и главную мысль текста;

соотносить заголовок и содержание текста;

составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

составлять текст по его началу и по его концу;

на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Содержание учебного предмета

Добукварный период

Речь (устная и письменная) - общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове. Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных. Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями. Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный период

Обучение письму Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу). Знакомство с правилами гигиены письма.

Текст, предложение, диалог.

Текст (общее представление). Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста. Предложение как группа слов, выражающая

законченную мысль. Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Диалог. Знаки препинания в конце

предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий

предметов. Тематические группы слов. Вежливые слова. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Слова, близкие и

противоположные по значению. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.

Слово и слог. Ударение.

Слово и слог. Перенос слов. Ударение (общее представление)

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Твёрдые и

мягкие согласные звуки.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М., М.: «Просвещение», 2011г.

Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Букварь. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова 1 класс в 2 частях, Москва «Просвещение», 2018.

Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму

учащихся 1 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные

программы М.: «Просвещение» 2016 г



















Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в 1 классе


№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Кол-во часов

На теоретическую часть

На практическую часть/экскурсии

1

Добукварный период

30

8

22

2

Букварный период

67

20

47


Итого

97




Тематическое планирование по русскому языку, 1 класс


№ п\п

Тема урока

Кол-во часов


Тип /форма урока

Виды деятельности, контроля

I четверть ( 24ч.)

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (30 ч.)

1.

Дорисовывание праздничного букета по образцу.

1


Урок усвоения новых знаний


2.

Дорисовывание элементов рисунка произвольными линиями.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


3.

Обводка репки по контуру. Сравнение изображений репки по величине.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


4.

Обводка и дорисовывание бордюра из вертикальных и наклонных линий.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


5.

Штриховка вертикальными и горизонтальными линиями по точкам.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


6.

Обводка и дорисовывание композиции из геометрических фигур по контуру и по точкам.

2


Урок усвоения новых знаний


7.

Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


8.

Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


9.

Обводка контура буквы У в изображениях веток дерева.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


10.

Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов.

2


Урок усвоения новых знаний


11.

Обводка контура буквы М и дорисовывание флажка.

2


Урок усвоения новых знаний


12.

Обводка контура буквы С. Дорисовывание предмета.

2


Урок усвоения новых знаний


13.

Письмо коротких и длинных наклонных палочек.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


14.

Письмо палочек с закруглением внизу и вверху (крючки).

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


II четверть (21ч.)

1

Письмо палочек с закруглением внизу и вверху (крючки).

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


2

Письмо овала и полуовала.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


3

Письмо петельки вверху и внизу.

2

09.11

11.11


урок изучения и первичного закрепления знаний


4

Письмо палочек с закруглением вверху и внизу (г)

2

12.11

16.11


урок изучения и первичного закрепления знаний


Букварный период

5

Строчная и прописная буква Аа.

2

18.11

19.11

Урок усвоения новых знаний


6

Строчная и прописная буква Уу.

2

23.11

25.11

Урок усвоения новых знаний


7

Строчная и прописная буква Мм.

2

26.11

30.11

Урок усвоения новых знаний


8

Письмо слогов ам, ум, ау, уа.

2

02.12

03.12

урок изучения и первичного закрепления знаний


9

Строчная и прописная буква Оо.

2

07.12

09.12


Урок усвоения новых знаний


10

Закрепление написания строчной и прописной букв Аа, Уу, Мм, Оо, слогов и слов с ними.

2

10.12

14.12


урок изучения и первичного закрепления знаний


11

Строчная и прописная буква Хх.

2


Урок усвоения новых знаний


III ЧЕТВЕРТЬ (27)

1

Строчная и прописная буква Сс.

1


Урок усвоения новых знаний


2

Закрепление написания строчной и прописной буквы Хх и Сс , слогов и слов с ней.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


3

Строчная и прописная буква Нн.

2


Урок усвоения новых знаний


4

Строчная буква ы. Письмо слов с пропущенными буквами.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


5

Написание слогов, слов с изученными буквами.

2


Урок актуализации знаний и умений


6

Строчная и прописная буква Лл. Составление и запись слогов, слов и предложений с изученными буквами.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


7

Строчная и прописная буква Вв.

1


Урок усвоения новых знаний


8

Закрепление написания строчной и прописной буквы Вв, слогов и слов с ней.

2


Урок актуализации знаний и умений


9

Строчная и прописная буква Ии.

1


Урок усвоения новых знаний


10

Строчная и прописная буква Шш.

2


Урок усвоения новых знаний


11

Закрепление написания строчной и прописной буквы Ии иШш, слогов и слов с ней.

2


Урок актуализации знаний и умений


12

Строчная и прописная буква Пп.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


13

Упражнение в записи слов и предложений с изученными буквами.

2


Урок актуализации знаний и умений


14

Строчная и прописная буква Тт. Запись слов и предложений с буквой т.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


15

Строчная и прописная буква Кк.

1


Урок усвоения новых знаний


16

Запись слов и предложений с буквой к

2


Урок актуализации знаний и умений


17

Строчная и прописная буква Зз.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


IVчетверть (27 часа)

1

Строчная и прописная буква Рр.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


2

Строчная буква й.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


3

Строчная и прописная буква Жж.

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


4

Строчная и прописная буква Бб

2


урок изучения и первичного закрепления знаний


5

Запись слов и предложений с пропущенными буквами.

1


Урок актуализации знаний и умений


6

Строчная и прописная буква Дд

1


Урок усвоения новых знаний


7

Запись слов и предложений с буквами д-т

1


Урок актуализации знаний и умений


8

Строчная и прописная буква Гг.

1


Урок усвоения новых знаний


9

Запись слов и предложений с буквой Г

1


Урок усвоения новых знаний


10

Строчная и прописная буква Ее.

1


Урок актуализации знаний и умений


11

Повторение пройденного. Запись слов и предложений с изученными буквами.

1


Урок усвоения новых знаний


12

Строчная и прописная буква Яя.

1


Урок актуализации знаний и умений


13

Строчная и прописная буква Юю.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


14

Строчная и прописная буква Ёё.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


15

Строчная и прописная буква Чч.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


16

Строчная и прописная буква Фф.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


17

Строчная и прописная буква Цц.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


18

Строчная и прописная буква Ээ.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


19

Строчная и прописная буква Щщ.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


20

Буква ь и ъ. Письмо слов с мягким т твердым знаком.

1


урок изучения и первичного закрепления знаний


21

Закрепление изученного в первом классе.

3


урок актуализации знаний и умений






Адаптированная рабочая программа по чтению составлена на основе

- Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» N° 273 - ФЗ от 29.12.2012 года;

- Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М., М.: «Просвещение», 2011г.

Учебно-методический комплект:

Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Букварь А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова 1 класс в 2 частях, Москва «Просвещение», 2018.

Учебный предмет направлен на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Цель программы обучения: обучение детей чтению доступного их пониманию текста вслух (целыми словами) и про себя,
осмысленное восприятие прочитанного.
Задачи:
• развивать у детей языковую наблюдательность, воображение, мышление, связную устную речь и память;
• развивать умений работать с текстом;
• приобщать детей к чтению классических произведений;
• развивать воображение и духовный мир ребёнка;
• формировать его эстетический вкус и воспитывать любовь к природе родного края;
• формировать навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения;
• научить детей читать доступный их понимаю текст вслух целыми словами, осмысленно воспринимать прочитанное;
• воспитывать у детей интерес к уроку чтения и к чтению как процессу;
• формировать навык чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»

Программа состоит из двух разделов: добукварного и букварного.

Добукварный период – период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. Продолжительность данного периода –

В добукварный период решаются следующие основные задачи:

- подготовка к овладению первоначальными навыками чтения;

- привитие интереса к обучению;

- выявление особенностей общего и речевого развития ребёнка.

Основные направления работы в добукварный период таковы:

- формирование у детей общеречевых навыков;

- развитие навыков диалогической речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие фонематического слуха;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза;

- совершенствование произношения;

- развитие пространственной ориентировки;

- развитие графических навыков;

- совершенствование мелкой моторики рук.

Направления и краткое содержание работы

Рекомендуемые методы

Развитие навыков произвольной деятельности

Участие в диалоге, выполнение инструкций учителя.

Развитие речи: формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи, составление предложений.

Заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольших инсценировок. Артикуляционные упражнения.

Развитие слухового восприятия и речевого слуха: различение звуков окружающей действительности, практическое знакомство с понятиями слово, часть слова (слог), звук.

Ответы на вопросы. Составление предложений с опорой на рисунок, на заданную тему, с данным словом. Деление предложения на слова, слов на слоги. Выделение звука в начале слова.

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Различение геометрических фигур по форме, цвету, размеру. Составление комбинаций из полосок, геометрических фигур. Воспроизведение последовательности фигур, их расположение в заданном направлении. Упражнения по данному образцу, по памяти, по словесной инструкции.

Совершенствование мелкой моторики и формирование графо-моторных навыков.

Рисование и раскрашивание геометрических фигур, предметных изображений по трафарету, рисование и раскрашивание несложных орнаментов, рисунков, напоминающих образ букв, рисование элементов букв.

Обучение чтению и письму в букварный период условно делится на три этапа. Каждый этап соответствует одной учебной четверти. Порядок прохождения звуков и букв по сравнению с ранее существовавшей изменен. На первом этапе дети знакомятся со звуками и буквами, их обозначающими, а также их написанием: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии; на втором этапе – Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, И, Ж, Бб, Дд, Гг, ь; на третьем – изучаются последние десять букв: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ.

Задачами обучения 1-го этапа букварного периода являются:

- умение правильно и отчетливо произносить, слышать, выделять изучаемые звуки;

- умение различать гласные и согласные звуки;

- образование и чтение открытых и закрытых слогов, чтение слоговых таблиц;

- дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах;

- составление и чтение слогов и предложений к предметной картинке;

- разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений со слов учителя;

- усвоение рукописного написания всех изученных строчных и прописных букв;

- списывание букв и слогов с печатного и рукописного шрифтов;

- запись под диктовку букв и слогов.

На 2-ом этапе осуществляется решение следующих задач:

- изучение, правильное и четкое произношение новых звуков и букв;

- умение характеризовать изученный звук;

- дифференциация сходных звуков изолированно и в словах;

- составление и чтение слов и предложений из усвоенных слоговых структур;

- работа со звуко-буквенной схемой;

- чтение небольших текстов из 2-4 предложений;

- усвоение рукописного начертания строчных и прописных букв;

- письмо по образцу;

- усвоение правописания большой буквы в начале и точки в конце предложения;

- письмо на слух букв и слогов, интонирование каждого звука слова;

- самостоятельное составление изученных слогов с последующей записью;

- вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

3-й этап предполагает решение следующих задач:

- повторение пройденных звуков и букв, изучение новых;

- практическое различение гласных и согласных букв, правильное обозначение их в схеме;

- дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких, свистящих и шипящих в слогах и словах;

- образование и чтение звукового состава слоговых структур, слогов со стечением согласных в начале и в конце слова;

- чтение предложений из 2-5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя;

- чтение небольших текстов и работа по ним;

- усвоение написания строчных и прописных букв;

- списывание с рукописного и печатного текста, вставка пропущенной буквы при списывании;

- прописная буква в именах людей;

- письмо на слух букв и слогов, слов, предложений после предварительного анализа;
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Чтение» входит в образовательную область «Язык и речевая практика».
Рабочая программа по чтению рассчитана в1 классе на 99 часов 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»

Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:
- на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;
- называть и различать по форме структурные единицы графической системы - элементы печатных и письменных букв русского алфавита;
- составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;
- правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритму и под счет, правильно называть их.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Минимальный уровень                                                                                                                
- различать звуки на слух и в произношении, знать буквы;
- читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
- слушать небольшую сказку, рассказ и отвечать на вопросы по содержанию с помощью учителя, опираясь на наглядные средства;

Достаточный уровень
- различать звуки на слух и в произношении, соотносить их с буквами;
- выполнять звуко-буквенный анализ слов, состоящих из 3-4 букв (с помощью учителя);
- читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ»

Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, их узнавание: определение источника звука (кто позвал?, по звуку отгадай предмет); направление звука (укажи, где пищит мышка), силы звука (найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков) и т.д.
Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у - воет волк, ш-ш-ш - шипит гусь, р-р-р – рычит собака, с-с-с – свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом (назови предметы, повтори все слова, которые сказали). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, их соотнесение с конкретными предметами (покажи, где «записано» слово и где предмет). Называние предметов из ближайшего окружения,
изображений на картинке, запись слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов (раз-два-три – без ошибок повтори: дом – дым, удочка – уточка, бабушка – бабочка и др.)
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2 – 3 слова), фиксация каждого слова картинкой и схемой.
«Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений по картинке (2 слова, далее – 3), их запись условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, их фиксация в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка. У Веры шары. У Иры
шар. Это гриб. Это грибок.) с обязательным выбором соответствующей картинки.Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (И - ра, А – ля, Ва–ся), наглядный показ этого деления на схеме слова. Фиксация части слова условно- графическим изображением. «Чтение» слов по слогам,
соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма - на, са – за, да – та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: покатай ватныйшарик, посчитай, сколько Егорок стало на горке (сначала на выдохе – двое Егорок, потом – трое). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: м – н, б – п, д – т, с – з, с – ш и т.д.(с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умений слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков /А/ /У/ /М/ /О/ /Н/ /С/ в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Букварный период
1 этап
Изучение звуков и букв: Аа Уу Мм Оо Хх Сс Нн ы Лл Вв Шш. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый и последний звук в слове (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука с опорой на картинки или задание учителя (назовите имена детей, которые начинаются со звука /а/ и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере прохождения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной в словах а-у, у-а, закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: м-н, с-ш; ма-на, са-ша.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов типа: ма – ма, му – ха, у – ха и др.с последующим их повторением устно целым словом. Соотнесение каждого прочитанного слова с натуральным предметом или картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын.
Чтение предложений, составленных из одного - двух слов и предметной картинки, из трех слов, устное их воспроизведение.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2 этап.
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Ии Пп Тт Кк Зз Рр й Жж Бб Дд Гг ь .
Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный, звонкий или глухой (с опорой на зеркало – гласный или согласный, с опорой на дрожание гортани – звонкий или глухой). Выделение звука из начальной позиции в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах: с-з, х-к, р-л, п-б; са-за, , ша-жа, коза-коса и др.,
слогов с мягкими и твердыми согласными: мы-ми, лы –ли, ны-ни, мыл-мил и т.д., а также и-й, мои-мой. Образование и чтение двубуквенных открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными, трех- четырехбуквенных слогов типа: кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слога.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове.
Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружочками (квадратиками).
Чтение предложений из двух-четырех слов с последующим устным их воспроизведением (какое предложение ты прочитал, повтори). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из двух-четырех предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя (найди ответ на вопрос или подпись к картинке). Соотнесение содержание текста с содержанием сюжетной
картинкой.
Чтение загадок и стихотворений (две строчки). Разучивание их с голоса учителя.
3 этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее Яя Юю Ёё Чч Фф Цц Ээ Щщ ъ.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М., М.: «Просвещение», 2011г.

  2. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Букварь. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова 1 класс в 2 частях, Москва «Просвещение», 2018.

  3. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: «Просвещение» 2016 г.

  4. Тематическое планирование по чтению

Добукварный период - 30 часов

п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Кол-во часов

1.

Беседа «Праздник школы»

Дать понятие о школе, празднике «День Знаний». Коррекция мышления, речи на основе выявления знаний по теме беседы.

1

2.

Имитация звуков животного мира.

Формировать навык различения звуков животного мира. Коррекция слухового восприятия на основе имитации звуков животного мира.

1

3.

Беседа по картине «Волшебница-осень»

Выявить знания учащихся о временах года, о признаках осени. Коррекция памяти, речи посредством работы по картине.

1

4.

Рассказывание сказки «Курочка Ряба». Имитация голосов животных.

Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

1

5.

Имитация звуков окружающего мира. Рассказывание сказки «Колобок»

Развитие звукового восприятия и воспроизведения на основе имитации звуков окружающей действительности. Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации.

1

6.

Знакомство с условно-графической схемой слов.

Дать первоначальное понятие об условно-графической схеме слов. Коррекция мышления в процессе определения соответствия схемы со словом.

1

7.

«Чтение» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку.

Формировать навык «чтения» условно-графической записи слов. Коррекция мышления на основе соотношения формы и предмета.

1

8.

Рассказывание сказки «Три медведя». Исключение четвертого лишнего по признаку формы.

Формировать навык рассказывания сказки с опорой на наглядность и иллюстрации. Коррекция мышления, речи на основе подбора слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

1

9.

Рассказывание сказки «Репка».

Формировать навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

1

10.

Дифференциация сходных по звучанию слов.

Формировать навык дифференциации сходных по звучанию звуков. Коррекция мышления, речи на основе «чтения» условно-графической записи слов парами с опорой на картинки.

1

11.

Рассказывание сказки «Теремок»

Формировать навык рассказывания сказки с опорой на иллюстрации и вопросы учителя. Коррекция речи, мышления на основе «чтения» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку.

1

12.

Составление предложений по картинкам.

Формировать навык составления предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение». Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений.

1

13.

Составление рассказа по картинке на тему: «Домашние детеныши и их животные»

Формировать навык составления рассказа по картине . Коррекция речи, мышления на основе подбора слов к картинкам в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

1

14.

Беседа на тему «Зоопарк»

Формировать навык составления предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее чтение. Коррекция внимания, мышления на основе работы ос схемами.

1

15.

Составление предложений по картине.

Формировать навык составления рассказа по картине. Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

1

16.

Составление предложений из двух слов.

Формировать навык составления предложений из двух слов, их чтение и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической записи. Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

1

17.

Составление предложений из трех слов.

Формировать навык составления предложений из трех слов с опорой на картинку. Коррекция мышления, речи посредством работы со схемами предложений.

1

18.

Беседа на тему: «Дежурство в классе»

Формировать навык составления ответов на вопросы на тему. Коррекция речи, мышления на основе работы по картине в точном соответствии с количеством условно-графических изображений.

1

19.

Деление слов на слоги. Беседа на тему «У нас соревнования»

Формировать навык деления слов на слоги. Коррекция фонематического слуха на основе определения количества слогов в слове.

1

20.

Беседа на тему «В магазине «Овощи и фрукты»

Формировать навык деления слов на слои. Коррекция мышления на основе деления слов на слоги записи и «чтения» условно-графических схем слов.

1

21.

Беседа на тему «Моя любимая сказка»

Формировать навык составления предложений по картинкам, их фиксация условно-графическим изображением и последующее «чтение». Коррекция внимания, мышления на основе работы ос схемами.

1

22.

Знакомство со стихотворением А. Барто «Наша Таня»

Познакомить со стихотворением. Коррекция памяти на основе заучивания стихотворения наизусть.

1

23.

Рассказывание сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Познакомить с новой формой условно-графической записи предложения. Коррекция речи на основе рассказывания сказки с опорой на иллюстрации.

1

24.

Определение места звука [а] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове.

1

25.

Определение места звука [у] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове.

1

26.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

Развивать навык определения места звука в слове. Коррекция мыслительной деятельности на основе соотнесения изображения на рисунке с условно-графической схемой слова.

1

27.

Определение места звука [о] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове.

1

28.

Определение места звука [м] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

1

29.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

Формировать навык определения первого звука в слове. Развивать навык составления предложений с опорой на условно-графическую запись. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

1

30.

Определение места звука [с] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

1

31.

Определение места звука [н] в словах. «Чтение» условно-графической записи слов.

Формировать навык определения места звука в слове. Продолжить обучение «чтению» условно-графических схем, их записи. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме.

1

32.

Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки.

Формировать навык определения первого звука в слове. Развивать навык составления предложений с опорой на условно-графическую запись. Коррекция фонематического слуха на основе определения места звука в слове, анализа слов по схеме, сопоставлении оппозиционных звуков.

1

33.

Дифференциация сходных по звучанию слов. Игра «Раз, два, три – повтори».

Формировать навык дифференциации сходных по звучанию слов. Коррекция фонематического слуха, мышления на основе деления слов на слоги, условно-графической записи слов.

1

34.

Определение первого звука в словах. Соотнесение изображений с условно-графической схемой.

Формировать навык составления условно-графической записи слов и предложений. Коррекция звукового восприятия, мышления на основе анализа условно-графической записи слов и предложений, сопоставлении оппозиционных звуков.

1

35.

Рассказывание сказки «Заячья избушка». Составление предложений по картинкам.

Формировать навык составления предложений по картинкам. Коррекция звукового восприятия, мышления на основе анализа условно-графической записи слов и предложений.

3

Букварный период – 101 час

(2-я — 4-я четверти)

1.

Знакомство с Букварем.

Звук и буква А, а.

Познакомить со звуком и буквой А, а. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи.

1

2.

Звук и буква У, у.

Познакомить со звуком и буквой У, у.

Коррекция навыков произвольной деятельности путем участия в диалоге, выполнения инструкций учителя.

1

3.

Чтение слов ау, уа.

Формировать навык составления и чтения слоговых структур из букв разрезной азбука. Коррекция мыслительной деятельности, памяти посредством работы с

1

4.

Звук и буква М, м.

Познакомить со звуком и буквой Мм. Развитие слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.

1

5.

Чтение прямых и обратных слогов ам-ма, ум-му.

Формировать навык чтения прямых и обратных слогов. Коррекция речевого слуха на основе практического знакомства со слогом.

1

6.

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Систематизировать знания об изученных гласных и согласных звуках и буквах. Коррекция слухового восприятия и навыков произвольной деятельности. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова из букв разрезной азбуки (индивидуальной и классной), находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква».

1

7.

Звук и буква О, о.

Познакомить со звуком и буквой О, о. Коррекция фонематического слуха на основе работы с гласным звуком [о].

1

8.

Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Формировать навык чтения прямых и обратных слогов с изученными буквами. Коррекция речи посредством правильной артикуляции и дикции.

1

9.

Звук и буква Х, х

Познакомить со звуком и буквой Х, х. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

1

10.

Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами.

Формировать навык чтения слов, слогов и предложений с изученными буквами. Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнении инструкций учителя.

1

11.

Звук и буква С, с.

Чтение слов, предложений с изученными буквами.

Познакомить со звуком и буквой С, с. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Развитие речи на основе построения рассказа по картинке.

1

12.

Закрепление изученного. Чтение слов и предложений с буквой С, с.

Закрепление навыков чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами. Коррекция речи посредством правильной артикуляции и дикции.

1

13.

Звук и буква Н, н.

Познакомить со звуком и буквой Н, н.

Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.

1

14.

Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

Формировать навык чтения слогов и предложений с изученными буквами. Коррекция выразительности речи при работе с наглядным материалом учебника. Формировать навык употребления личных местоимений.

1

15.

Чтение слов и предложений с изученными буквами.

Составление предложение с личными местоимениями.

Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами. Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнения инструкций учителя. Коррекция памяти на основе запоминания слоговых образов.

1

16.

Звук и буква ы. Чтение слогов и предложений с буквой ы.

Познакомить со звуком и буквой ы. Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква».

1

17.

Употребление предлогов у, на при составлении и чтении предложений.

Формировать навык уместного употребления предлогов в речи. Коррекция речи на основе составление предложений с предлогами.

1

18.

Звук и буква Л, л.

Познакомить со звуком и буквой Л, л. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.

1

19.

Чтение слогов и предложений с изученными буквам.

Формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами. Коррекция зрительной и речедвигательной памяти на основе неоднократного чтения слоговых структур.

1

20.

Звук и буква Вв.

Познакомить со звуком и буквой Вв. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква».

Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.

1

21.

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Формировать навык чтения слогов и предложений с изученными буквами. Коррекция выразительности речи при работе с наглядным материалом учебника.

1

22.

Звук и буква И, и.

Познакомить со звуком и буквой И, и. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделением его из потока речи. Формировать навык звуко- буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква».

1

23.

Чтение слогов, слов и предложений с буквой И, и.

Формировать навык чтения слов и предложений с буквой Ии. Коррекция произвольной деятельности на основе участия в диалоге, выполнения инструкций учителя.

1

24.

Звук и буква Ш, ш.

Познакомить со звуком и буквой Ш, ш. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.

1

25.

Чтение двусложных слов с буквой ш.

Формировать навык чтения слоговых структур и предложений с изученными буквами. Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи.

1

26.

Чтение слогов и слов с сочетанием ШИ.

Формировать навык чтения слога ши. Коррекция фонематического слуха, мышления.

1

27.

Звук и буква П, п.

Познакомить со звуком и буквой П, п. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи.

1

28.

Составление чтение двусложных трехсложных слов.

Формировать навык чтения слов, предложений. Коррекция мышления на основе соотношения слов со схемами. Коррекция речи при составлении предложений.

1

29.

Составление рассказа по картинке.

Формировать навык составления рассказа по сюжетной картинке. Коррекция мышления при составлении рассказа с опорой на картинку,

1

30.

Закрепление изученного.

Закрепить и повторить изученные буквы и звуки. Коррекция памяти, мышления на основе работы со слоговыми таблицами, текстами учебника.

1

31.

Звук и буква Т, т.

Познакомить со звуком и буквой Тт. Коррекция слухового восприятия на основе практического знакомства со звуком, выделении его из речи. Формировать навык звуко-буквенного анализа слова, развивать умение составлять и читать данные слова, находить сходства и различия. Совершенствовать умение пользоваться в речи понятиями «звук» и «буква».

1

32.

Чтение слогов с мягкими и твердыми согласными.

Формировать навык чтения слогов, слов и предложений. Коррекция мышления на основе построения предложений. Коррекция выразительности речи при чтении текстов.

1

33.

Закрепление изученного.

Закрепление и развитие умений читать слоги с твердыми и мягкими согласными. Коррекция мыслительной деятельности на основе уместного употребления местоимений.

1

34.

Звук и буква К, к.

Познакомить со звуком и буквой К, к. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

1

35.

Чтение слогов и слов с буквой К, к.

Формировать навык чтения слоговых структур, составления предложений. Коррекция мышления на основе работы со словами вида один-много.

1

36.

Звук и буква З, з.

Познакомить со звуком и буквой З, з. Коррекция артикуляции и дикции на основе чтения чистоговорок.

1

37.

Чтение пар слов типа «лил -залил»

Формировать навык чтения пар слов-действий. Составление с ними предложений. Коррекция памяти на основе работы с сюжетными картинками Букваря.

1

38.

Дифференциация С-З.

Формировать навык дифференциации звуков З-С. Коррекция слухового восприятия и фонематического слуха на основе работы со сходными по звучанию звуками.

1

39.

Звук и буква Р, р.

Познакомить со звуком и буквой Р, р. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

1

40.

Чтение текста «Наши картины»

Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция выразительности при чтении текста.

1

41.

Чтение текста «Наши рисунки»

Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция выразительности при чтении текста.

1

42.

Дифференциация Р-Л.

Формировать навык дифференциации звуков Р-Л. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков.

1

43.

Звук и буква й.

Познакомить со звуком и буквой й. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

1

44.

Дифференциация и-й.

Формировать навык различать на слух и-й. Коррекция слухового восприятия на основе работы с данными звуками.

1

45.

Закрепление изученного. Чтение текста «Пополам!»

Закрепить знания о звуках и-й. Коррекция мышления на основе работы с текстовым материалом учебника.

1

46.

Звук и буква Ж, ж.

Познакомить со звуком и буквой Жж. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

1

47.

Дифференциация Ж-Ш.

Формировать навык дифференциации сходных по звучанию звуков. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков.

1

48.

Сочетания Жи-Ши.

Формировать первоначальные навыки о сочетаниях жи-ши. Коррекция внимания при чтении соответствующих сочетаний.

1

49.

Звук и буква Б, б.

Познакомить со звуком и буквой Б, б. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

1

50.

Чтение слов и предложений с буквой Б, б.

Формировать навык чтения слов с изученными буквами. Коррекция речи на основе выбора соответствующего темпа и ритма речи.

1

51.

Дифференциация Б-П.

Формировать навык дифференциации звуков Б-П. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков.

1

52.

Звук и буква Дд.

Познакомить со звуком и буквой Дд. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

1

53.

Чтение слоговых структур и текстов.

Формировать навык чтения слоговых структур и текстов с изученными буквами. Коррекция памяти, внимания на основе работы со слоговыми структурами, схемами предложений.

1

54.

Дифференциация Д-Т.

Формировать навык дифференциации звуков Д-Т. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков.

1

55.

Звук и буква Гг.

Познакомить со звуком и буквой Гг. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении слогов .

1

56.

Дифференциация Г-К.

Формировать навык дифференциации звуков Г-К. Коррекция слухового восприятия на основе работы по дифференциации звуков.

1

57.

Чтение текста «Артисты».

Формировать навык работы с текстовым материалом учебника. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста.

1

58.

Закрепление изученного.

Закрепить знания об изученных звуках и буквах. Формировать навык чтения текстов, навык беседы по прочитанному.

1

59.

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков.

Формировать знания о ь – как показателе мягкости согласных звуков. Коррекция фонематического слуха при чтении слов с ь.

1

60.

Чтение текста «Лодыри».

Формировать навык работы с текстовым материалом учебника. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста.

1

61.

Различение на слух в произношении и при чтении слов с твердыми и мягкими согласными.

Формировать навык чтения слогов и слов с мягкими и твердыми согласными на конце слов. Коррекция мышления, фонематического слуха при работе со слоговыми структурами.

1

62.

Звук и буква Е, е.

Познакомить с буквой Е в начале слова. Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника.

1

63.

Буква Е – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «В лесу».

Познакомить с буквой е – показателем мягкости согласных звуков. Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. Формировать навык работы с текстовым материалом учебника. Коррекция выразительности речи при работе с интонацией при чтении текста.

1

64.

Упражнение в дополнении предложений.

Упражнять в дополнении предложений. Коррекция мыслительной деятельности при дополнении предложений подходящими по смыслу словами.

1

65.

Закрепление изученного. Чтение текста «Трудные приметы»

Закрепить знания об изученных звуках и буквах. Коррекция мышления на основе работы с загадками.

1

66.

Повторение изученного. Чтение текста «Повара»

Повторить знания о согласных и гласных звуках и буквах. Коррекция мышления на основе работы текстовым материалом учебника.

1

67.

Звук и буква Я, я.

Познакомить с буквой Я в начале слова. Коррекция речи, мышления на основе работы с текстовым материалом учебника.

1

68.

Буква Я – показатель мягкости согласного звука. Чтение текста «Наш хор».

Познакомить с буквой я – показателем мягкости согласных звуков. Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами. Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме.

1

69.

Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными.

Формировать навык чтения слогов с твердыми и мягкими согласными. Коррекция слухового восприятия, мышления при чтении слогов и слов с оппозиционными звуками.

1

70.

Звук и буква Ю, ю.

Познакомить со звуком и буквой Ю. Формировать навык чтения слов с буквой ю в начале слова и после гласной.

1

71.

Буква ю – показатель мягкости согласного звука.

Познакомить с буквой ю– показателем мягкости согласных звуков. Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с буквой ю.

1

72.

Чтение текста «Прятки».

Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме.

1

73.

Дифференциация слогов с твердыми и мягкими согласными.

Формировать навык чтения слогов с твердыми и мягкими согласными. Коррекция слухового восприятия, мышления при чтении слогов и слов с гласными У-Ю.

1

74.

Звук и буква Ё, ё.

Познакомить с буквой Ё в начале слова. Коррекция фонематического слуха на основе работы с текстовым материалом учебника.

1

75.

Буква Ё – показатель мягкости согласного звука.

Познакомить с буквой Ё – показателем мягкости согласных звуков. Коррекция внимания, речи при чтении слов и предложений с изученными буквами.

1

76.

Чтение текстов «Вот так Тёпа!», «Шутка».

Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция мыслительной деятельности на основе поиска соответствия предложения схеме.

1

77.

Чтение слоговых таблиц, скороговорок.

Формировать навык чтения слоговых таблиц, скороговорок с изученными буквами. Коррекция фонематического слуха, речи на основе работы с таблицей оппозиционных слогов, чистоговорок.

1

78.

Звук и буква Ч, ч.

Познакомить со звуком и буквой Ч, ч. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным шипящим звуком, чтении таблицы прямых и обратных слогов .

1

79.

Составление и чтение предложений. Чтение текста «Красная Шапочка».

Формировать навык составления предложений по схеме. Коррекция мышления при работе с текстовым материалом учебника.

1

80.

Чтение сочетаний Ча-Чу, слов, предложений с ними. Чтение сказки «Хитрая лисичка»

Познакомить с правописанием ча-чу. Коррекция фонематического слуха , памяти на основе работы с данными сочетаниями, чтением и заучиванием скороговорок.

1

81.

Дифференциация слов по вопросам Кто? Что?

Закрепление изученного.

Познакомить со словами, отвечающими на вопрос кто? и что? Коррекция мышления на основе дифференциации предметов по вопросам.

1

82.

Звук и буква Фф.

Чтение текста «Лесная школа»

Познакомить со звуком и буквой Фф. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтением слогов .

1

83.

Составление и чтение предложений, чистоговорок с изученными буквами.

Совершенствовать навык составления, чтения слов и предложений с изученными буквами. Коррекция речи на основе работы с чистоговорками, скороговорками.

1

84.

Чтение текста «Три поросенка».

Формировать навык чтения текста с изученными буквами. Коррекция внимания, памяти на основе работы по сюжетным картинкам.

1

85.

Дифференциация В-Ф.

Чтение слогов со стечением согласных.

Формировать навык дифференциации звуков В-Ф. Коррекция речи на основе работы по таблицам с оппозиционными звуками, чтении слогов и слов со стечением согласных

1

86.

Звук и буква Ц, ц.

Познакомить со звуком и буквой Ц, ц. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтении таблицы прямых и обратных слогов .

1

87.

Чтение текстов с изученными буквами.

Формировать навык работы по тексту: отвечать на вопросы по прочитанному, находить ответы на вопросы в тексте. Коррекция мыслительной деятельности на основе работы с загадками.

1

88.

Дифференциация С-Ц.

Чтение текста «Аленький цветочек».

Формировать навык дифференциации звуков С-Ц. Коррекция речи на основе работы по таблицам с оппозиционными звуками. Развитие речи на основе работы с текстом.

1

89.

Звук и буква Э, э.

Познакомить со звуком и буквой Э, э. Формировать навык чтения слов с буквой Ээ в начале слова и после гласной.

1

90.

Чтение текстов на тему: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Формировать навык чтения текстов на тему. Коррекция мыслительной деятельности на основе анализа поступков детей.

1

91.

Звук и буква Щ, щ.

Познакомить со звуком и буквой Щ, щ. Коррекция слухового восприятия на основе работы с согласным звуком, чтения таблицы прямых и обратных слогов .

1

92.

Сочетания Ча-Ща, Чу-Щу.

Формировать навык чтения слов с сочетаниями Ча-Ща, Чу-Щу. Коррекция слухового восприятия на основе чтения оппозиционных слогов и слов с ними.

1

93.

Чтение слогов и слов со стечением согласных.

Формировать навык чтения слогов и слов со стечением согласных. Коррекция речи, мышления на основе работы со словами со течением согласных.

1

94.

Буква ъ. различение слогов с ъ и без него.

Формировать навык чтения слогов с ъ. Коррекция мыслительной деятельности и слухового восприятия на основе работы со схемами предложений.

1

95-96.

Чтение слов с ъ и ь. Разделительный ъ и ь.

Формировать навык чтения слов с ъ ь. Коррекция слухового восприятия и речи на основе работы с ъ и ь.

2

97-99.

Чтение текста «Моя семья»

Закрепление навыка работы с текстовым материалом учебника. Коррекция слухового восприятия на основе работы с таблицами оппозиционных звуков, гласными и согласными буквами и звуками.

3

100-101.

Закрепление изученного.

Закрепление навыка работы с текстовым материалом учебника. Коррекция слухового восприятия на основе работы с таблицами оппозиционных звуков, гласными и согласными буквами и звуками.

1







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!