СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Технология" для 5-8 класса

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП и рабочая программа для 5-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Технология" для 5-8 класса»

Приложение к ООП ООО
























Рабочая программа

по технологии

для 5- 8 классов
















2019 год


Рабочая программа учебного предмета «технология» разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04. 2015 г. № 1/15).



1.Место учебного предмета «Технология» в учебном плане.

Учебный план школы включает 204 учебных часов для обязательного изучения предмета «Технология». В том числе: в 5-6 классах по 68 часов из расчета 2 час в неделю, в 7-8 классе – 34 часа из расчета 1 час в неделю.


  1. Учебно-методический комплекс


  1. Казакевич В.М., Пичугина Г.В.  Технология.  Технический труд.  5 кл. – М.: Дрофа, 2019.

  2. Казакевич В.М, Пичугина Г.В.   Технология.  Технический труд.  6 кл. – М.: Дрофа, 2019.

  3. Казакевич В.М., Пичугина Г.В.  Технология.  Технический труд.  7 кл. – М.: Дрофа, 2019.

  4. Казакевич В.М., Пичугина Г.В.  Технология.  Технический труд.  8-9 кл. – М.: Дрофа, 2019

3. Содержание учебного предмета «Технология»


Содержание деятельности обучающихся по программе в соответствии с целями выстроено в структуре 11 разделов:

Раздел 1. Общая технология.

Раздел 2. Основы производства.

Раздел 3. Техника.

Раздел 4. Технологии обработки пищевых продуктов.

Раздел 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.

Раздел 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии.

Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования информации.

Раздел 8. Технологии сельского хозяйства (растениеводство, животноводство).

Раздел 9. Социальные-экономические технологии.

Раздел 10. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности.

Раздел 11. Современное производство и профессиональное самоопределение.

Все разделы содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного раздела служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования, моделирования элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.

Основная форма обучения – познавательная и созидательная деятельность обучающихся. Приоритетными методами обучения являются познавательно-трудовые уп­ражнения, лабораторно-практические работы.


Раздел 1. Общая технология

Теоретические сведения

Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Материальные технологии, информационные технологии, социальные технологии.

История развития технологий. Источники развития технологий: эволюция потребностей, практический опыт, научное знание, технологизация научных идей. Развитие технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду. Технологии и мировое хозяйство. Закономерности технологического развития.

Технологический процесс, его параметры, сырье, ресурсы, результат. Виды ресурсов. Способы получения ресурсов. Взаимозаменяемость ресурсов. Ограниченность ресурсов. Условия реализации технологического процесса. Побочные эффекты реализации технологического процесса. Технология в контексте производства.

Потребности и технологии. Потребности. Иерархия потребностей. Общественные потребности. Потребности и цели. Развитие потребностей и развитие технологий. Реклама. Принципы организации рекламы. Способы воздействия рекламы на потребителя и его потребности. Понятие технологии. Цикл жизни технологии. Управление в современном производстве.

Роль метрологии в современном производстве. Инновационные предприятия. Трансферт технологий.

Производственная, технологическая и трудовая дисциплина. Техническая и технологическая документация. Особенности создания технологической документации для швейного производства.

Виды технологий по сферам производства. Основные признаки высоких технологий. Общепроизводственные и отраслевые виды технологии. Виды распространённых технологий ведущих отраслей производства. Общие и отличительные признаки сходных отраслевых технологий. Промышленные технологии. Технологии сельского хозяйства. Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений.

Культура производства Технологическая культура и её проявления в современном производстве. Культура труда человека. Характеристики культуры труда современного труженика.

Технологии и технологические средства производства.

Инфраструктура как необходимое условие реализации высоких технологий

Перспективные технологии XXI века. Объёмное 3D-моделирование. Нанотехнологии, их особенности и области применения. Новые энергетические технологии. Перспективы развития информационных технологий. Биотехнологии и генная инженерия. Новые транспортные технологии.


Практическая деятельность

Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Ознакомление с образцами предметов труда. Учебное управление технологическими средствами труда. Подготовка рефератов.



Раздел 2. Основы производства

Теоретические сведения

Общая характеристика производства. Труд как основа производства. Умственный и физический труд. Предметы труда в производстве. Вещество, энергия, информация, объекты живой природы, объекты социальной среды как предметы труда.

Общая характеристика современных средств труда. Виды средств труда в производстве. Понятие о сырье и полуфабрикатах. Сырьё промышленного производства. Первичное и вторичное сырьё. Сельскохозяйственное сырьё.

Энергия, информация, социальные объекты как предметы труда. Предметы труда сельскохозяйственного производства. Энергетические установки и аппараты как средства труда. Продукт труда. Средства измерения и контроля процесса производства и продуктов труда. Транспортные средства при производстве материальных и нематериальных благ. Особенности транспортировки жидкостей и газов.

Производственные технологии. Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства. Технологическая система как средство для удовлетворения базовых и социальных нужд человека. Входы и выходы технологической системы. Управление в технологических системах. Обратная связь. Развитие технологических систем и последовательная передача функций управления и контроля от человека технологической системе. Системы автоматического управления. Программирование работы устройств.


Практическая деятельность

Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Сравнение характеристик транспортных средств. Моделирование транспортных средств. Экскурсии. Подготовка иллюстрированных рефератов и коллажей по темам раздела. Ознакомление с образцами предметов труда различных производств.


Раздел 3. Техника

Теоретические сведения

Понятие техники как форме деятельности и средстве труда. Современное понимание техники. Разновидности техники. Классификация техники и характеристики её классов.

Понятие технической системы. Технологические машины как технические системы. Основные конструктивные элементы техники. Рабочие органы техники.

Двигатели машин, как основных видов техники. Виды двигателей.

Передаточные механизмы в технике: виды, предназначение и характеристики. Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссии. Органы управления техникой. Системы управления. Автоматизированная техника. Автоматические устройства и машины. Станки с ЧПУ.

Виды транспорта, история развития транспорта. Влияние транспорта на окружающую среду. Безопасность транспорта. Техника для транспортирования. Сравнение характеристик транспортных средств. Моделирование транспортных средств. Потребности в перемещении людей и товаров, потребительские функции транспорта. Транспортная логистика. Регулирование транспортных потоков.

Роботы и их роль в современном производстве. Основные конструктивные элементы роботов. Перспективы робототехники. Использование моделей в процессе проектирования технологической системы. Робототехника и среда конструирования. Простые механизмы как часть технологических систем. Виды движения.

Составление карт простых механизмов, включая сборку действующей модели в среде образовательного конструктора. Построение модели механизма, состоящего из 4-5 простых механизмов по кинематической схеме. Модификация механизма на основе технической документации для получения заданных свойств (решения задачи) – моделирование с помощью конструктора или в виртуальной среде.


Практическая деятельность

Ознакомление с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники: инструментами, механизмами, станками, приборами и аппаратами.

Ознакомление с конструкцией и принципами работы рабочих органов различных видов техники.

Сборка простых автоматических устройств из деталей конструктора.

Сборка из деталей конструктора роботизированных устройств.


Раздел 4. Технологии обработки пищевых продуктов

Теоретические сведения

Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Современные промышленные технологии получения продуктов питания. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов.

Понятия «санитария» и «гигие­на». Правила санитарии и гигиены перед началом работы, при приготовлении пищи.

Правила безопасной работы при пользовании электриче­скими плитами и электроприборами, газовыми плитами, при ра­боте с ножом, кипящими жидкостями и приспособлениями.

Питание как физиологическая по­требность. Состав пищевых продуктов. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Роль витаминов, ми­неральных веществ и воды в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах.

Продукты, применяемые для при­готовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Технология приготовления бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао). Сорта чая и кофе. Технология приготовления горячих напитков. Современные приборы и способы приготовления чая и кофе.

Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Кулинарная классификация овощей. Пи­тательная ценность фруктов.

Общие правила механической кулинарной обработки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки. Технология приготовления блюд из сырых овощей (фрук­тов).

Виды тепловой обработки продуктов. Преимущества и недостатки различных способов теп­ловой обработки овощей. Технология приготовления блюд из варёных овощей. Условия варки овощей для салатов, способст­вующие сохранению питательных веществ и витаминов.

Использование яиц в кулинарии. Тех­нология приготовления различных блюд из яиц.

Виды круп, применяемых в пита­нии человека. Технология приготовления крупяных каш. Требования к ка­честву рассыпчатых, вязких и жидких каш. Технология приго­товления блюд из макаронных изделий. Требования к качеству готовых блюд из макаронных изделий. Подача готовых блюд. Расчёт расхода круп и макаронных изделий с учетом объема приготовления.

Значение молока в питании чело­века. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Требования к каче­ству молочных готовых блюд.

Пищевая ценность рыбы и нерыб­ных продуктов моря. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хра­нения рыбной продукции. Первичная обработка рыбы. Тепло­вая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы.

Значение мясных блюд в пита­нии. Виды мяса, включая мясо птицы. Признаки доброкачественности мяса. Органо­лептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механиче­ской и тепловой обработке мяса.

Виды сладких блюд и напитков: компоты, кисели, желе, муссы, суфле. Их значение в питании человека. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу.

Сервировка стола. На­бор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Составление букета из конфет и печенья.


Практическая деятельность

Приготовление и оформление бутербродов. Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Соблюдение правил безопасного труда при работе ножом и с горячей жидкостью.

Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.

Приготовление и оформление блюд из круп или макарон­ных изделий.

Исследование каш и макаронных изделий быстрого приго­товления.

Приготовление блюд из творога.

Приготовление блюда из рыбы или морепродуктов.

Использование различных приёмов при обработке рыбы.

Приготовление блюда из мяса или птицы.

Исследование качества муки. Приготовление домашней выпечки.

Приготовление сладких блюд. Приготовление желе.

Сервировка стола.


Раздел 5. Технологии получения, обработки, преобразования и

использования материалов


Теоретические сведения

Материалы, изменившие мир. Технологии получения материалов. Современные материалы: многофункциональные материалы, возобновляемые материалы (биоматериалы), пластики и керамика как альтернатива металлам, новые перспективы применения металлов, пористые металлы. Технологии получения и обработки материалов с заданными свойствами (закалка, сплавы, обработка поверхности, порошковая металлургия, композитные материалы, технологии синтеза. Биотехнологии. Способы представления технической и технологической информации. Техническое задание. Технические условия. Эскизы и чертежи. Технологическая карта. Алгоритм. Инструкция. Техники проектирования, конструирования, моделирования. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов.

Порядок действий по сборке конструкции / механизма. Способы соединения деталей. Технологический узел. Понятие модели.

Древесина

Сто­лярный или универсальный верстак. Ручные инструменты и при­способления. Планирование создания изделий.

Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы. Конструкционные древесные материалы. Лесомате­риалы, пороки древесины. Производство пиломатериалов и области их применения. Древесные материалы: фанера, оргалит, картон, древесно-стружечные (ДСП) и древесноволокнистые материалы (ДВП).


Металлы и пластмасса

Тон­кие металлические листы, проволока и искусственные конструк­ционные материалы. Профильный металлический про­кат. Металлы и их сплавы. Чёрные и цветные металлы. Области примене­ния металлов и сплавов. Механические и технологические свой­ства металлов и сплавов.

Основные технологические операции и приёмы ручной об­работки металлов и искусст­венных материалов механическими и электрифицированными (аккумуляторными) ручными инструментами (правка, резание, зачистка, гибка). Соединение тонких металлических листов фальцевым швом и заклёпками. Правила безопасной работы при ручной обработке металлов и пластмасс.

Опыт проектирования, конструирования, моделирования. Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации технологического процесса.

Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму. Изготовление продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов.


Текстильные материалы и их свойства

Классификация текстильных во­локон. Способы получения и свойства натуральных волокон рас­тительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в ус­ловиях прядильного, ткацкого и отделочного современного про­изводства и в домашних условиях. Ткацкие переплетения. Общие свойства текстильных материалов: физические, эр­гономические, эстетические, технологические.

Натуральные волокна животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шер­стяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида тканей по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон.

Виды и свойства тканей из хими­ческих волокон. Виды нетканых материалов из химических воло­кон.

Кожа и её свойства. Области применения кожи как конструкционного материала.

Чертёж и выкройка швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготов­ления выкройки. Определение размеров фигуры человека. Определение размеров швейного изделия. Рас­положение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Осо­бенности построения выкроек различных изделий и их деталей. Правила безопасной работы ножницами. Порядок соединения деталей в сложных изделиях.

Понятие о моделировании одеж­ды. По­лучение и адаптация выкройки швейного изделия из пакета готовых выкро­ек, из журнала мод, с CD или из Интернета.

Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной ма­шины. Назначение и правила использования регулирующих механизмов: переклю­чателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши шитья назад. Правила безопасной работы на швейной машине.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной машине: на­чало работы, поворот строчки под углом, закрепление машин­ной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Непо­ладки, связанные с неправильной заправкой ниток. Уход за швейной машиной.

Организация рабочего места для раскройных работ. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка вы­кроек на ткани. Выкраивание дета­лей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безо­пасной работы при раскрое ткани.

Основные операции при ручных работах: перенос пиний выкройки на детали кроя, стежками предохранение срезов от осыпания – ручное обмётывание.

Требования к выполнению машинных работ. Основные опе­рации при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания — машинное обмётывание зигзагообразной строч­кой и оверлоком; постоянное соединение деталей — стачивание; постоянное закрепление подогнутого края — застрачивание (с открытым и закрытым срезами).

Оборудование для влажно-тепловой обработки (ВТО) ткани. Правила выполнения ВТО. Основные операции ВТО.

Под­готовка ткани и ниток к вышивке. Отделка швейных изделий вы­шивкой: вышивание швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование компьютера в проектировании вышивке крестом. Технология выполнения прямых, петлеобразных, пе­тельных, крестообразных и косых ручных стежков.

Материалы и оборудование для вышивки атласными лента­ми. Закрепление ленты в игле. Швы, используемые в вышивке лентами. Оформление готовой работы.

Материалы для вязания крючком. Ус­ловные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вяза­ние полотна: начало вязания, вязание рядами, основные спосо­бы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу.


Практическая деятельность


Определение направления долевой нити в ткани. Определе­ние лицевой и изнаночной сторон ткани. Изучение свойств тканей из хлопка, льна и волокон животного происхождения. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств.

Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изделия. Изготовление выкроек для образцов ручных и машинных работ. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Моделирование выкройки проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

Упражнение на швейной машине.

Ра­боты по настройке и регулированию механизмов и систем швейной машины.

Уход за швейной машиной: чистка и смазка, замена иглы. Устранение дефектов машинной строчки.

Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

Изготовление образцов для иллюстрации ручных и машинных работ.

Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

Создание схем вышивки. Выполнение образцов вышивки.

Вывязывание полотна.


Раздел 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии

Теоретические сведения


Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии.

Технологии в сфере быта.

Экология жилья. Технологии содержания жилья. Взаимодействие со службами ЖКХ. Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и ее развитие. Освещение и освещенность, нормы освещенности в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища.

Электрическая энергия. Способы получения и источники электрической энергии. Электрические аккумуляторы. Электроприёмники, электрические цепи их подключения. Схемы электрических цепей. Преобразование электрической энергии в другие виды энергии и работу. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Электрическая схема.

Энергия магнитного поля и энергия электромагнитного поля и их применение. Химическая энергия. Превращение химической энергии в тепловую: выделение тепла, поглощение тепла. Области применения химической энергии.

Практическая деятельность

Сбор дополнительной информации об областях получения и применения механической, тепловой, электрической, электромагнитной энергии в Интернете и справочной литературе. Ознакомление с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию.

Ознакомление с бытовыми техническими средствами получения тепловой энергии и их испытание.

Опыты с магнитным, электрическим и электромагнитным полем.

Сборка и испытание электрических цепей с источником постоянного тока.

Изготовление модели простейшего гальванического элемента.

Подготовка иллюстрированных рефератов по темам



Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования информации Теоретические сведения

Современные информационные технологии. Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. Медицинские технологии. Тестирующие препараты. Локальная доставка препарата. Персонифицированная вакцина. Генная инженерия как технология ликвидации нежелательных наследуемых признаков. Создание генетических тестов. Создание органов и организмов с искусственной генетической программой.

Информация и ее виды. Объективная и субъективная информация. Характеристика видов информации в зависимости от органов чувств.

Способы отображения информации. Знаки символы, образы и реальные объекты как средства отображения информации. Технологии записи и представления информации разными средствами.

Технологии получения информации. Методы и средства наблюдений. Опыты и исследования.

Технологии записи и хранения информации. Запоминание как метод записи информации. Средства и методы записи знаковой и символьной, и образной информации, аудиоинформации, видеоинформации. Компьютер как средство получения, обработки и записи информации.

Коммуникационные технологии. Сущность коммуникации, её структура и характеристики. Средства и методы коммуникации.


Практическая деятельность

Чтение и запись информации различными средствами отображения информации.

Проведение хронометража и фотографии учебной деятельности.

Освоение методов запоминания информации. Аудио-, фото- и видеозапись информации.

Представление, запись информации и обработка информации с помощью компьютера.

Представление информации вербальными и невербальными средствами. Деловые игры по различным сюжетам коммуникации.


Раздел 8. Технологии сельского хозяйства (растениеводство, животноводство)

Теоретические сведения


Технологии сельского хозяйства. Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений. Технологии подготовки почвы. Технологии подготовки семян к посеву. Технологии посева и посадки культурных растений. Технологии ухода за культурными растениями. Технологии уборки и хранения урожая культурных растений. Технологии получения семян культурных растений.

Основные виды дикорастущих растений, используемых человеком. Предназначение дикорастущих растений в жизни человека. Технологии заготовки сырья дикорастущих растений. Технологии переработки и применения сырья дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды.

Технологии флористики. Технологии фито дизайна. Технологии ландшафтного дизайна.

Объекты биотехнологии. Биотехнологии в промышленности. Биотехнологии в сельском хозяйстве. Биотехнологии в медицине. Биотехнологии в пищевой промышленности. Ознакомление с понятием «генная (генетическая) инженерия».

Животные организмы как объект технологии. Потребности человека, которые удовлетворяют животные. Содержание животных как элемент технологии преобразования животных организмов в интересах человека. Строительство и оборудование помещений для животных, технические устройства, обеспечивающие необходимые условия содержания животных и уход за ними.

Кормление животных как элемент технологии их преобразования в интересах человека. Принципы кормления животных. Экономические показатели кормления и выращивания сельскохозяйственных животных.

Разведение животных и ветеринарная защита как элементы технологий преобразования животных организмов. Породы животных, их создание. Экологические проблемы. Бездомные животные как социальная проблема.


Практическая деятельность


Освоение основных способов посева/посадки комнатных или овощных культурных растений в условиях школьного кабинета.

Освоение способов хранения овощей и фруктов.

Определение основных видов дикорастущих растений, используемых человеком.

Освоение основных технологических приёмов аранжировки цветочных композиций.

Изучение с помощью микроскопа основных объектов биотехнологии.

Описание технологии разведения домашних животных на примере своей семьи, семей своих друзей, зоопарка.

Сбор информации и описание условий содержания домашних животных в своей семье, семьях друзей.

Составление рационов для домашних животных в семье, организация их кормления.

Описание признаков основных заболеваний домашних животных по личным наблюдениям и информационным источникам.

Ознакомление с основными ветеринарными документами


Раздел 9. Социально-экономические технологии


Теоретические сведения


Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг.

Осуществление мониторинга СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новых технологий, обслуживающих ту или иную группу потребностей или отнесенных к той или иной технологической стратегии.

Моделирование процесса управления в социальной системе (на примере элемента школьной и создание изделия средствами учебного станка, управляемого программой компьютерного трехмерного проектирования. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона. Функции специалистов, занятых в производстве.

Сущность социальных технологий. Человек как объект социальных технологий. Основные свойства личности человека. Потребности и их иерархия.

Виды социальных технологий. Технологии общения.

Образовательные технологии. Медицинские технологии. Социокультурные технологии.

Методы и средства получения информации в процессе социальных технологий. Опросы. Анкетирование. Интервью. Наблюдение.

Рынок и его сущность. Маркетинг как вид социальной технологии. Спрос и его характеристики. Потребительная и меновая стоимость товара. Деньги. Методы и средства стимулирования сбыта.

Бизнес и предпринимательство. Отличительные особенности предпринимательской деятельности. Понятие о бизнес-плане. Способы продвижения продукта на рынке. Сегментация рынка. Позиционирование продукта. Маркетинговый план.

Технологии менеджмента. Понятие менеджмента. Средства и методы управления людьми. Контракт как средство регулирования трудовых отношений в менеджменте.


Практическая деятельность

Тесты, по оценке свойств личности.

Составление и обоснование перечня личных потребностей, их иерархическое построение. Разработка сценариев проведения семейных и общественных мероприятий.

Составление вопросников для выявления требований к качеству конкретного товара. Оценка качества рекламы в средствах массовой информации.

Анализ позиций простого бизнес-плана и бизнес-проекта.

Деловая игра «Приём на работу». Анализ типового трудового контракта.


Раздел 10. Методы и средства творческой и проектной деятельности

Теоретические сведения


Творчество в жизни и деятельности человека. Проект как форма представления результатов творчества.

Логика проектирования технологической системы Модернизация изделия и создание нового изделия как виды проектирования технологической системы. Конструкции.

Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Бюджет проекта. Фандрайзинг. Специфика фандрайзинга для разных типов проектов

Разработка и изготовление материального продукта. Апробация полученного материального продукта. Модернизация материального продукта.

Планирование (разработка) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации).

Разработка проектного замысла по алгоритму («бытовые мелочи»): реализация этапов анализа ситуации, целеполагания, выбора системы и принципа действия / модификации продукта (поисковый и аналитический этапы проектной деятельности). Изготовление материального продукта с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования / настройки) рабочих инструментов / технологического оборудования (практический этап проектной деятельности)

Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещенности и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат.

Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства.

Разработка и реализации персонального проекта, направленного на разрешение личностно значимой для обучающегося проблемы. Реализация запланированной деятельности по продвижению продукта.

Разработка проектного замысла в рамках избранного обучающимся вида проекта.


Практическая деятельность

Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.

Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.

Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта. Расчёт себестоимости проекта.

Подготовка презентации проекта с помощью Microsoft PowerPoint.


Раздел 11. Современное производство и профессиональное самоопределение


Теоретические сведения


Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочие места и их функции. Производство и потребление энергии в регионе проживания обучающихся, профессии в сфере энергетики. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся. Организация транспорта людей и грузов в регионе проживания обучающихся, спектр профессий.

Понятия трудового ресурса, рынка труда. Характеристики современного рынка труда. Квалификации и профессии. Цикл жизни профессии. Стратегии профессиональной карьеры.

Современные требования к кадрам. Концепции «обучения для жизни» и «обучения через всю жизнь».

Система профильного обучения: права, обязанности и возможности.

Предпрофессиональные пробы в реальных или модельных условиях, дающие представление о деятельности в определенной сфере. Опыт принятия ответственного решения при выборе краткосрочного курса.


Практическая деятельность


Анализ структуры предприятий и профессионального разделения труда

Построение планов профобразования и трудоустройства

Выполнение учебного мини-проекта: «Мои профессиональные намерения»




































4.Учебно-тематическое планирование


5 класс


П№ п/п

Разделы программы

Всего

часов

Количество практических работ

Проектные работы

1

Общая технология

5

1

0

2

Методы и средства творческой и проектной деятельности

16

2

2

3

Материала для производства материальных благ

6

2

1

4

Свойства материалов

3

1

0

5

Технология обработки материалов

2

0

0

6

Пища и здоровое питание

4

1

0

7

Технология обработки овощей

7

2

1

8

Технология получения, преобразования и использования энергии

4

1

0

9

Технологии получения, обработки и использования информации

4

1

0

10

Технологии растениеводства

7

2

1

11

Животный мир в техно сфере

3

1

0

12

Технология животноводства

4

0

0

13

Социальные технологии

3

0

0


ИТОГО:

68

14

5













6 класса


П№ п/п

Разделы программы

Всего часов

Количеств практических работ

Проектные работы

1

Основные этапы проектной деятельности -6 ч

6

0

0

2

Производство

8

0

0

3

Технология

4

1

0

4

Техника

6

1

0

5

Технология ручной обработки материалов

6

0

1

6

Технологии соединения и отделки деталей изделия

6

0

1

7

Технология нанесения защитных и декоративных покрытий на детали и изделия из различных материалов

4

1

0

8

Технология производства и обработки пищевых продуктов

5

1

0

9

Технология получения, преобразования и использования тепловой энергии

4

0

0

10

Технология получения, обработки и использования информации

4

1

0

11

Технология растениеводства

6

1

0

12

Технология животноводства

3

1

0

13

Социальные технологии

6

1

1


ИТОГО:

68

8

3

7 класса

Разделы программы

Всего

часов

Количество практических работ

Проектные работы

1

Методы и средства творческой проектной деятельности

3

1

0

2

Производство

2

1

0

3

Технология

3

1

0

4

Техника

5

0

1

5

Технология получения, обработки, преобразования материалов

7

0

1

6

Технология и получение обработки рыбы и морепродуктов

3

1

0

7

Технология получения, преобразования и использования энергии

4

0

1

8

Технология получения, обработки и использования информации

2

0

0

9

Технология растениеводства

3

0

0

10

Кормление животных как основа технологии их выращивания и преобразования в интересах человека

1

0

0

11

Социальные технологии

1

0

0


ИТОГО:

34

4

3

8 класса


№ п/п

Разделы программы

Всего

часов

Количество практических работ

Проектные работы

1

Методы и средства творческой и проектной деятельности

3

1

0

2

Основы производство. Продукт труда и контроль качества производства

2

0

0

3

Технологи

3

1

0

4

Техника

6

0

1

5

Технология получения, обработки, преобразования материалов

2

0

0

6

Технология приготовления мучных изделий

5

0

1

7

7.Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов

3

1

0

8

Технологии обработки и использования пищевых продуктов

1

0

0

9

Технология получения, преобразования и использование энергии

1

0

0

10

Технология обработки информации. Технологии записи и хранение информации

1

0

0

11

Технология растениеводства

1

0

0

12

Технологии животноводства

1

0

0

13

Социальные технологии. Маркетинг

5

0

1


ИТОГО:

34

3

3




5 класс

Тема урока

Количество часов

1. Технология-5 ч

1


Что такое техносфера.

1

2


Что такое потребительские блага.

1

3

Производство потребительских благ.

1

4

Общая характеристика производства

1

5

Практическое задание № 1

1

2. Методы и средства творческой и проектной деятельности -16 ч

6

Проектная деятельность

1

7

Что такое творчество.

1

8

Практическая работа № 2

1

9

Творческое задание (Работа над проектом) № 1

1

10

Что такое технология.

1

11

Классификация производств и технологий.

1

12

Практическое задание № 3

1

13

Творческое задание № 2

1

14

Что такое техника.

1

15

Инструменты , механизмы и технические устройство.

1

16

Практическое задание № 4

1

17

Практические работы. Правила поведения и безопасной работы.

1

18

Столярные инструменты. Выполнение столярных операций

1

19

Электрифицированный инструмент: Дрель шуруповёрт, аккумуляторный лобзик.

1

20

Швейная машина. Правила безопасной работы на швейной машине.

1

21

Творческое задание (Работа над проектом) № 3


3.Материала для производства материальных благ - 6 ч

22

Виды материалов.

1

23

Натуральные искусственные и синтетические материалы.

1

24

Конструкционные материалы .

1

25

Текстильные материалы.

1

26

Практическое задание № 5

1

27

Творческое задание № 3

1

4.Свойства материалов - 3 ч

28

Механические свойство конструкционных материалов.

1

29

Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон

1

30

Практическое задание № 6

1

5.Технология обработки материалов-2 ч

31

Технология механической обработки материалов.

1

32

Графическое отображение формы предмета

1

6.Пища и здоровое питание - 4 ч

33

Кулинария. Основы рационального питания

1

34

Витамины и их значение в питании.

1

35

Правила санитарии, гигиены и безопасности труда на кухне.

1

36

Практическое задание № 7

1

7.Технология обработки овощей – 7 ч

37

Овощи в питании человека

1

38

Технология механической кулинарной обработки овощей.

1

39

Украшение блюд.

1

40

Фигурная нарезка овощей.

1

41

Технология тепловой обработки овощей

1

42

Творческое задание (Работа над проектом) № 5

1

43

Защита творческого задания № 5

1

8.Технология получения, преобразования и использования энергии - 4 ч

44

Что такое энергия.

1

45

Виды энергии.

1

46

Накопление механической энергии .

1

47

Практическое задание № 8

1

9.Технологии получения, обработки и использования информации - 4 ч

48

Информация.

1

49

Каналы восприятия информации человека.

1

50

Способы материального представления и записи визуальной информации.

1

51

Практическое задание № 9

1

10.Технологии растениеводства - 7 ч

52

Растения как объект технологии.

1

53

Значение культурных растений в жизнедеятельности человека.

1

54

Общая характеристика и классификация культурных растений.

1

55

Исследования культурных растений или опыты с ними.

1

56

Практические работы № 10

1

57

Практическая работы на пришкольном участке № 11

1

58

Творческое задание (Работа над проектом) №12

1

11.Животный мир в техно сфере -3 ч

59

Животные и технологии 21 века.

1

60

Животноводство и материальные потребности человека.

1

61

Практическое задание № 13

1

12.Технология животноводства - 4 ч

62

Сельскохозяйственные животные и животноводство.

1

63

Животные- помощники человека.

1

64

Животные на службе безопасности жизни человека.

1

65

Животные для спорта, охоты, цирка и науки.

1

13.Социальные технологии -3 ч

66

Человек как объект технологии.

1

67

Потребности людей.

1

68

Содержание социальных технологий. Практическая работа № 14

1

6 класс

Тема урока

Количество часов

1.Основные этапы проектной деятельности -6 ч

1

Введение в творческий проект

1

2

Подготовительный этап

1

3

Конструкторский этап

1

4

Технологический этап

1

5

Этап изготовления изделия

1

6

Заключительный этап. Защита проектов

1

2.Производство- 8 ч

7

Труд как основа производства

1

8

Предметы труда

1

9

Сырьё как предмет труда

1

10

Промышленное сырьё

1

11

Сельскохозяйственное и растительное сырьё

1

12

Вторичное сырьё и полуфабрикаты

1

13

Энергия как предмет труда

1

14

Информация как предмет труда

1

3.Технология- 3 ч

15

Основные признаки технологии

Технологическая, трудовая и производственная дисциплина.

1

1

16

Техническая и технологическая документация

1

17

Практическая работа № 1


4.Техника- 6 ч

18

Понятие о технической системе

1

19

Рабочие органы технических систем

1

20

Двигатели технических систем

1

21

Механическая трансмиссия в технических системах

1

22

Электрическая, гидравлическая и пневматическая трансмиссия в технических системах

1

23

Практическая работа № 2

1

5.Технология ручной обработки материалов- 6 ч

24

Технология резания

1

25

Технология пластического формования материалов

1

26

Основные технологии обработки древесных материалов ручными инструментами

1

27

Основные технологии обработки металлов и пластмасс ручными инструментами

1

28

Основные технологии механической обработки строительных материалов ручными инструментами

1

29

Проект № 1

1

6.Технологии соединения и отделки деталей изделия- 6 ч

30

Технология механического соединения деталей из древесных материалов и металлов

1

31

Технология соединения деталей с помощью клея

1

32

Технология соединения деталей и элементов конструкций их строительных материалов

1

33

Особенности технологий соединения деталей из текстильных и материалов и кожи

1

34

Технологии влажно-тепловых операций при изготовлении изделий из ткани

1

35

Проект № 2

1

7.Технология нанесения защитных и декоративных покрытий на детали и изделия из различных материалов- 4 ч

36

Технология наклеивания покрытий

1

37

Технология окрашивания и лакирования

1

38

Технология нанесения покрытий на детали и конструкции из строительных материалов

1

39

Практическая работа № 2

1

8.Технология производства и обработки пищевых продуктов – 5 ч

40

Основы рационального питания

1

41

Технология производства молока и приготовления продуктов и блюд из него

1

42

Технология производства кисломолочных продуктов и приготовления блюд из них

1

43

Технология производства макаронных изделий и приготовления кулинарных блюд из них

1

44

Практическая работа № 3

1

9.Технология получения, преобразования и использования тепловой энергии- 4 ч

45

Что такое тепловая энергия

1

46

Методы и средства получения тепловой энергии

1

47

Преобразование тепловой энергии в другие виды энергии и работу

1

48

Аккумулирование тепловой энергии

1

10.Технология получения, обработки и использования информации- 5 ч

49

Восприятия информации

1

50

Кодирование информации при передачи сведений

1

51

Сигналы и знаки при кодировании информации

1

52

Символы как средство кодирования информации

1

53

Практическая работа № 4

1

11.Технология растениеводства- 6 ч

54

Дикорастущие растения, используемые человеком

1

55

Заготовка сырья дикорастущих растений

1

56

Переработка и применения сырья дикорастущих растений

1

57

Влияние экологических факторов на урожайность дикорастущих растений

1

58

Условия и методы сохранения природной среды

1

59

Практическая работа № 6

1

12.Технология животноводства- 3 ч

60

Технология получения животноводческой продукции и их основные элементы

1

61

Содержание животных- элемент технологии производства животноводческой продукции

1

62

Практическая работа № 6

1

13.Социальные технологии- 6 ч

63

Виды социальных технологий

1

64

Технологии коммуникации

1

65

Структура процесса коммуникации

1

66

Практическая работа № 7

1

67

Проект № 4

1

68

Защита проекта

1

7 класс

Тема урока

Количество часов

1.Методы и средства творческой и проектной деятельности-3 ч

1


Создание новых идей методом фокальных объектов

Техническая документация в проекте

1

2

Конструкторская документация

Технологическая документация

1

3

Практическая работа № 1

1

2.Производство-2 ч

4

Современные средства ручного труда

Средства труда современного производства

1

5

Агрегаты и производственные линии

Практическая работа № 2

1

3.Технология-3 ч

6

Культура производства

Технологическая культура производства

1

7

Культура труда

1


8

Практическая работа № 3

1

4.Техника-5 ч

9

Двигатели

Воздушные двигатели

1

10

Гидравлические двигатели. Паровые двигатели

1


11

Тепловые двигатели внутреннего сгорания

Реактивные и ракетные двигатели

1


12

Электрические двигатели

1

13

Проект № 1.Работа над проектом

1

14

Защита проекта

1

5.Технология получения, обработки, преобразования материалов- 7ч

15

Производство металлов

Производство древесных материалов

1


16

Производство искусственных и синтетических материалов и пластмасса.

1


17

Особенности производства искусственных и синтетических волокон.

1


18

Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием

1

19

Физико-химические и термические технологии обработки конструкционных материалов

1

20

Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления

1

21

Проект № 2

1

22

Защита проекта № 2

1

6.Технология и получение обработки рыбы и морепродуктов-3 ч

23

Переработка рыбного сырья

Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы

1


24

Морепродукты. Рыбные консервы.

1


25

Практическая работа № 5


7.Технология получения, преобразования и использования энергии- 4 ч

26

Энергия магнитного поля

Энергия электрического поля

1


27

Энергия электрического тока

Энергия электромагнитного поля

1


28

Проект № 3

1

29

Защита проекта

1

8.Технология получения, обработки и использования информации – 2 ч

30


Источники и каналы получения информации

Метод наблюдения в получении новой информации

1


31

Технические средства проведения наблюдений

Опыты или эксперименты для получения новой и информации

1


9.Технология растениеводства – 3 ч

32

Грибы и их значение в природе и жизни человека

Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов

1

10.Кормление животных как основа технологии их выращивания и преобразования в интересах человека- 1 ч

33

Корма для животных, Состав кормов и их питательность, подготовка кормов к скармливанию и раздача животным.

1

11.Социальные технологии-1 ч

34

Назначения социологических исследований, технологии опроса: анкетирование, интервью.

1


8 класс

Тема урока

Количество часов

1.Методы и средства творческой и проектной деятельности-3 ч

1


Дизайн в процессе проектирования продукта труда.

Методы дизайнерской деятельности

1

2

Метод мозгового штурма при создании инноваций

1

3

Практическая работа № 1

1

2.Основы производство. Продукт труда и контроль качества производства -2 ч

4

Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда

1

5

Эталоны контроля качества продуктов труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда

1

3.Технология-3 ч

6

Классификация технологий. Технологии материального производства.

1

7

Классификация информационных технологий

1


8

Практическая работа № 3

1

4.Техника-6 ч

9

Двигатели

Воздушные двигатели

1

10

Гидравлические двигатели

Паровые двигатели

1


11

Тепловые двигатели внутреннего сгорания

Реактивные и ракетные двигатели

1


12

Электрические двигатели

1

13

Проект № 1.Работа над проектом

1

14

Защита проекта

1

5.Технология получения, обработки, преобразования материалов- 2 ч

15

Органы управления технологическими машинами. Системы управления.

1


16

Автоматическое управление устройствами и машинами. Основные элементы автоматики. Автоматизация производства.

1


6.Технология приготовления мучных изделий- 5 ч


17

Характеристика основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовлений изделий из теста

1


18

Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности

1

19

Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления

1

20

Проект № 2

1

21

Защита проекта № 2

1

7.Технология получения, обработки, преобразования и использования материалов-3 ч

22

Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка материалов

1


23

Ультразвуковая обработка материалов. Лучевые методы обработки материалов. Особенности технологий обработки жидкостей и газов.

1


24

Практическая работа № 5

1

8.Технологии обработки и использования пищевых продуктов – 1 ч

25

Мясо птицы, мясо животных

1


9.Технология получения, преобразования и использование энергии– 1 ч

26

Выделение энергии при химических реакциях.

Химическая обработка материалов и получение новых веществ.

1


10.Технология обработки информации. Технологии записи и хранение информации – 1 ч

27

Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи информации

1

11.Технология растениеводства- 1 ч

28

Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в биотехнологиях.

1

12.Технологии животноводства-1 ч

39

Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность .

1

13.Социальные технологии. Маркетинг- 5ч

30

Основные категории рыночной экономики.

Что такое рынок

1

31

Маркетинг как технология управления рынком.

Методы стимулирования сбыта.

1

32

Методы исследования рынка

1

33

Разработка проекта № 3

1

34

Защита проекта № 3

1












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!