Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г.о. Красноармейск Московской области
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
На заседании ШМБ учителей иностранного языка протокол №_____ от ___________________ А.М.Петросян_________ | заместитель директора по УВР _____________ И.В. Милюкова «___»_________2021г. | Директор школы _________Е.В. Горькая «___»_________2021г. Приказ № 225-ОД От 31.08.2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Второй иностранный язык (немецкий)»
8 А класс: 4-й год обучения (ФГОС) на 2021-2022 учебный год
Учитель: Платонова И.А.
г. Красноармейск
Пояснительная записка
Рабочая программа по немецкому языку для 8 А класса (второй язык) составлена на основе следующих нормативных документов:
1.ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
2. Авторской программы к УМК «Горизонты» М.М.Аверин, Ф.Джин и др.
Состав УМК:
Учебник «Немецкий язык – 8 класс» М.М.Аверин, Ф.Джин и др.;
Рабочая тетрадь;
Книга для учителя;
На изучение предмета «Немецкий язык» в 8 классе (второй язык) общеобразовательных школ отводится 34 часов в год (1 час в неделю). Согласно годовому календарному графику МБОУ СОШ №3 учебный год составляет 33,5 учебные недели, 34 часа.
Целью является развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.
Развивающие, воспитательные и практические задачи:
Способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка; развивать его память и воображение; создавать условия для творческого развития ребёнка; прививать навыки рефлексии и саморефлексии; развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью; создавать ситуации для самореализации личности ребёнка; воспитывать в ребёнке самоуважение; воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно; способствовать формированию чувства «успешности»; учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их; развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка; раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими языками. Практические цели должны отвечать тем требованиям, которые заложены во ФГОС общего образования и определены европейскими уровнями языковых компетенций.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Второй иностранный язык(немецкий)»
Работа по учебно-методическому комплексу «Горизонты» М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Эбранкова призвана обеспечить достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
навыки освоения социальной роли обучающегося, мотивация учебной деятельности и чувство личностного смысла учения;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в процессе учения;
целостность, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
умения овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
ощущение основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
ценности многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Учащиеся получат возможность для формирования:
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
эстетической потребности, ценностей и чувств;
этического чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
навыков установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения выпускниками основной школы программы по второму иностранному языку состоят в следующем:
1. В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых иностранных языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики; готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
2. В коммуникативной сфере (т. е. владении вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорение: умение начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; умение расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее; сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка; описывать события/явления, уметь передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
аудирование: воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников; воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/интервью); воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст краткие, несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты с выделением нужной/интересующей информации;
чтение: читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания; читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (выборочного пере вода, языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов; читать аутентичные тексты с выборочным пониманием нужной/интересующей информации;
письменная речь: заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка; составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними): применение правил написания изученных слов; адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, побудительное); правильное членение предложений на смысловые группы; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов в их основных значениях, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета); знание основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия); понимание явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости; распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов); знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция: знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; их применение в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка; знание употребительной фоновой лексики и реалий страны изучаемого языка; знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы; понимание важности владения несколькими иностранными языками в современном поликультурном мире; представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго изучаемого иностранного языка, о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру; представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемых иностранных языков.
Компенсаторная компетенция: умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Планируемые предметные результаты
Коммуникативная компетенция
(владение иностранным языком как средством общения)
Говорение
Диалогическая речь
- вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями. Объём диалога 4-5 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
- строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность.
- комментировать статистические данные
- высказывать свое мнение и аргументировать высказывание
Объём монологического высказывания 10-12 фраз.
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текст
Детализированное (с полным пониманием содержания)
Глобальное (с пониманием основного содержания).
Селективное (с выборочным пониманием).
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое/поисковое чтение).
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Письменная речь
Умение орфографически и грамматически правильно оформлять высказывание
Умение выразить свою мысль на немецком языке, отношение к чему-либо, аргументировать мнение
Умение формулировать краткое письменное высказывание
Социокультурные знания и умения
Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в иноязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Проведение досуга». Использование немецкого языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомство:
с фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
с оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
с иноязычными сказками и легендами, рассказами;
с государственной символикой (флагом его цветовой символикой, гимном, столицами страны/стран изучаемого языка);
с традициями проведения праздников Рождества, Нового года, Пасхи и т.д. в странах изучаемого языка;
со словами немецкого языка, вошедшими во многие языки мира (в том числе и в русский), и русскими словами, вошедшими в лексикон немецкого языка.
Предусматривается овладение умениями:
писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на английском языке; правильно оформлять адрес на немецком языке; описывать наиболее известные культурные достопримечательности Германии, городов/сел/деревень, в которых живут школьники.
Языковая компетенция
(владение языковыми средствами)
Графика и орфография
Знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение правильной интонации в различных типах предложений.
Дальнейшее совершенствование слухо-произносительных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики - клише речевого этикета, отражающие культуру стран изучаемого языка.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Знание основных способов словообразования:
- аффиксации:
1) существительных с суффиксами –ung (die Ordnung), -heit (die Freiheit), -keit (die Sauberkeit), -schaft (die Freundschaft),
-or (der Professor), -um (das Datum), -ik (die Musik)
2) прилагательных с суффиксами –ig (richtig), -lich (fröhlich), -isch (typisch), -los (fehlerlos);-sam (langsam); -bar (wunderbar);;
3) существительных и прилагательных с префиксом un- (dasUnglück, unglücklich)
4) существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);
5) глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и, другими словами, в функции приставок типа: fernsehen, erzählen, wegwerfen.
-словосложения:
1) существительное + существительное (das Klassenzimmer)
2) прилагательное + прилагательное (hellblau, dunkelrot)
3) прилагательное + существительное (die Fremdsprache)
4) глагол + существительное (der Springbrunnen)
-конверсии (переход одной части речи в другую):
1) существительные от прилагательных (das Grün, der Kranke)
2) существительные от глаголов (das Schreiben, das Rechnen)
Распознавание и использование интернациональных слов (der Computer, der Globus)
Грамматическая сторона речи
Активный грамматический минимум составляют следующие грамматические явления:
Словообразование (составные и сложные слова, субстантивированные глаголы)
Существительные (в дательном и винительном падежах)
Предлоги (предлоги с дательным и винительным падежами, предлоги места и направления)
Глагол
Модальные глаголы в Präteritum
Глаголы legen / liegen, stellen / stehen, hängen /hängen
Глагол wissen
глаголы с двойным дополнением в дательном и винительном падеже.
Частицы (отрицательныеkeiner, niemand, nichts, nie)
Прилагательные (склонение в единственном числе)
Синтаксис (wenn-Sätze, trotzdem-Sätze, косвенная речь)
Количественные числительные свыше 100 и порядковые числительные свыше 30.
Компенсаторные умения
переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
Общеучебные умения:
Совершенствовать приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка
Осуществлять самоконтроль и самооценку
Самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера
Специальные учебные умения:
Овладение разнообразными приемами раскрытия значения слова, используя разнообразные элементы, синонимы, антонимы, контекст, а также опираясь на знания английского языка
Коммуникативная и социокультурная компетенции:
Умение начинать и завершать разговор, используя речевые клише
поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая
иметь представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка
знать различия употребления фоновой лексики и реалий стран изучаемого языка
Содержание учебного предмета (34 часа)
Данное предметное содержание было перегруппировано в соответствии со структурой, представленной в УМК 8 класса:
Предметное содержание речи
Фитнес и спорт 5 часов |
Важен ли спорт? Введение ЛЕ. Совершенствование навыков говорения |
Спортсмены из Германии, Австрии, Швейцарии. Работа с текстами |
Модальные глаголы в настоящем и прошедшем времени |
Неудавшаяся встреча. Упрек. Извинение. Учимся извиняться и переспрашивать |
Обобщение и систематизация материала по теме «Фитнес и спорт». Контроль навыков чтения и говорения по теме «Фитнес и спорт» |
Школьный обмен 5 часов |
Школьный обмен. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков аудирования |
Линда едет за границу. Заполнение анкеты. Формирование культуры письма. |
Линда в Шанхае. Квартира. Употребление предлогов. |
Правила оформления личного письма. Вопросительное предложение |
Обобщение и систематизация материала по теме «Школьный обмен». Контроль навыков письма и аудирования по теме «Школьный обмен» |
Наши праздники 5 часов |
Знакомство с немецкими праздниками. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков говорения. |
Особенности праздников в Германии, Австрии и Швейцарии. Работа с текстами и изображениями |
Написание электронного письма о празднике |
Подготовка проекта «Немецкие праздники». Работа с Интернет-ресурсами. Поиск информации. |
Защита проектов. Контроль навыков говорения и чтения по теме «Праздники» |
Берлин 5 часов |
Достопримечательности Берлина. Введение ЛЕ. |
Песни о Берлине. Совершенствование навыков аудирования. |
Падежи. Тренировка навыков употребления |
Транспорт в Берлине. Покупка билета |
Обобщение и систематизация материала по теме «Берлин». Контроль навыков письма и аудирования. |
Мы и окружающая среда 5 часов |
Места и погода. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков чтения. |
Преимущества и недостатки проживания в разных местах |
Придаточные предложения. |
Образование существительных от глаголов |
Обобщение и систематизация материала по теме «Мы и окружающий мир». Работа над проектом. |
Путешествие по Рейну 5 часов |
Города на Рейне. Работа с текстами в группах. Совершенствование навыков поискового чтения |
Описание места проживания. |
Планируем путешествие. Развитие диалогической речи в ситуации «Интервью» |
Обобщение и систематизация лексико-грамматического материала по теме «Путешествие по Рейну». |
Моё путешествие по Рейну. Контроль навыков аудирования и говорения. |
Прощальная вечеринка 4 часа |
Переезд за границу. За и против |
Прощальный подарки. Что мы хотим тебе подарить? |
Что нам нужно для вечеринки? Контроль навыков письма и чтения. |
Прощание. Обобщение и систематизация пройденного материала. |
|
Календарно - тематическое планирование
по немецкому языку
на 2021 – 2022 учебный год.
8А класс
N п/п уроков | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Фитнес и спорт 5 часов |
1 | Важен ли спорт? Введение ЛЕ. Совершенствование навыков говорения | | |
2 | Спортсмены из Германии, Австрии, Швейцарии. Работа с текстами | | |
3 | Модальные глаголы в настоящем и прошедшем времени | | |
4 | Неудавшаяся встреча. Упрек. Извинение. Учимся извиняться и переспрашивать | | |
5 | Обобщение и систематизация материала по теме «Фитнес и спорт». Контроль навыков чтения и говорения по теме «Фитнес и спорт» | | |
Школьный обмен 5 часов |
6 | Школьный обмен. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков аудирования | | |
7 | Линда едет за границу. Заполнение анкеты. Формирование культуры письма. | | |
8 | Линда в Шанхае. Квартира. Употребление предлогов. | | |
9 | Правила оформления личного письма. Вопросительное предложение | | |
10 | Обобщение и систематизация материала по теме «Школьный обмен». Контроль навыков письма и аудирования по теме «Школьный обмен» | | |
Наши праздники 5 часов |
11 | Знакомство с немецкими праздниками. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков говорения. | | |
12 | Особенности праздников в Германии, Австрии и Швейцарии. Работа с текстами и изображениями | | |
13 | Написание электронного письма о празднике | | |
14 | Подготовка проекта «Немецкие праздники». Работа с Интернет-ресурсами. Поиск информации. | | |
15 | Защита проектов. Контроль навыков говорения и чтения по теме «Праздники» | | |
Берлин 5 часов |
16 | Достопримечательности Берлина. Введение ЛЕ. | | |
17 | Песни о Берлине. Совершенствование навыков аудирования. | | |
18 | Падежи. Тренировка навыков употребления | | |
19 | Транспорт в Берлине. Покупка билета | | |
20 | Обобщение и систематизация материала по теме «Берлин». Контроль навыков письма и аудирования. | | |
Мы и окружающая среда 5 часов |
21 | Места и погода. Введение ЛЕ. Совершенствование навыков чтения. | | |
22 | Преимущества и недостатки проживания в разных местах | | |
23 | Придаточные предложения. | | |
24 | Образование существительных от глаголов | | |
25 | Обобщение и систематизация материала по теме «Мы и окружающий мир». Работа над проектом. | | |
Путешествие по Рейну 5 часов |
26 | Города на Рейне. Работа с текстами в группах. Совершенствование навыков поискового чтения | | |
27 | Описание места проживания. | | |
28 | Планируем путешествие. Развитие диалогической речи в ситуации «Интервью» | | |
29 | Обобщение и систематизация лексико-грамматического материала по теме «Путешествие по Рейну». | | |
30 | Моё путешествие по Рейну. Контроль навыков аудирования и говорения. | | |
Прощальная вечеринка 4 часа |
31 | Переезд за границу. За и против | | |
32 | Прощальный подарки. Что мы хотим тебе подарить? | | |
33 | Что нам нужно для вечеринки? Контроль навыков письма и чтения. | | |
34 | Прощание. Обобщение и систематизация пройденного материала. | | |
Итого | 34 часа |
15