СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «ЖИВОПИСЬ». Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В ходе изучения учебного предмета «Живопись» учащиеся приобретают необходимые знания и навыки в области живописи. Это процесс интересный и сложный, связанный с развитием таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, чувство формы и линии. Овладение выразительными средствами требует также повышенного внимания, сосредоточенности, упорства и трудолюбия. При обучении живописи дети должны научиться правильно видеть объемную форму и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа.

Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «ЖИВОПИСЬ». Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ».»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»


Предметная область ПО.01. Художественное творчество



Рабочая программа

учебного предмета «ЖИВОПИСЬ»

ПО.01. УП.02.

ПО.01. УП.05.


Срок реализации 5 лет.



Составитель: Лукьянцева Ирина Игоревна,

преподаватель по классу

«Изобразительное искусство»

ОБОУ ДО «Обоянская ДШИ».








Обоянь

2022


Структура программы учебного предмета

1. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цель и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;


2. Содержание учебного предмета

  • Учебно-тематический план;

  • Годовые требования. Содержание тем;

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

  • Требования к экзамену;


4. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;


5. Методическое обеспечение учебного процесса


  • Методические рекомендации преподавателям;

  • Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

  • Средства обучения;


6. Список литературы












  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

В ходе изучения учебного предмета «Живопись» учащиеся приобретают необходимые знания и навыки в области живописи. Это процесс интересный и сложный, связанный с развитием таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, чувство формы и линии. Овладение выразительными средствами требует также повышенного внимания, сосредоточенности, упорства и трудолюбия. При обучении живописи дети должны научиться правильно видеть объемную форму и уметь ее логически последовательно изображать на плоскости листа.

Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.

Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, и станковой композиции. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов «от пятна», а в программе «Живопись» ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.

Срок реализации учебного предмета

При реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы со сроком обучения 5 лет, срок реализации учебного предмета «Живопись» составляет 5 лет (1 – 5 класс).

При реализации программы со сроком обучения 8 лет, срок реализации учебного предмета «Живопись» составляет 5 лет (5 - 8 класс).



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

При реализации программы «Живопись» с 5-летним и 8-летним сроком обучения: аудиторные занятия в 1-5 классах – 3 часа, в 5-8 классах – 3 часа. Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Живопись» составляет 815 часов, в том числе аудиторные занятия – 495 часов, самостоятельная работа – 320 часов.

Экзамены проводятся с первого по четвертый класс во втором полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит творческий просмотр (зачет).


Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной аттестации


Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 5 лет

(программа «Живопись» со сроком обучения 5 лет)


Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации



Всего часов


Классы

1

2

3

4

5


Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Аудиторные занятия

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

495

Самостоятельная работа

32

32

32

32

32

32

32

32

32

32

320

Максимальная учебная нагрузка

80

83

80

83

80

83

80

83

80

83

815

Вид промежуточной аттестации

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет











Учебный предмет «Живопись» со сроком обучения 5 лет

(программа «Живопись» со сроком обучения 8 лет)


Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации



Всего часов


Классы

4

5

6

7



Полугодия

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16


Аудиторные занятия

48

51

48

51

48

51

48

51

48

51

495

Самостоятельная работа

32

32

32

32

32

32

32

32

32

32

320

Максимальная учебная нагрузка

80

83

80

83

80

83

80

83

80

83

815

Вид промежуточной аттестации

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет

экзамен

зачет




Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Живопись» проводятся в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Так же возможны индивидуальные занятия со способными (талантливыми) детьми.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Цель и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета:

Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета:

- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:

знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

знаний разнообразных техник живописи;

знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

навыков в использовании основных техник и материалов;

навыков последовательного ведения живописной работы.

Обоснование структуры программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».





Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

  • практический;

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.



  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приемами работы с акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиска цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построения цветовой гармонии.

Во втором классе учащиеся углубляют знания о цвете, влиянии среды и освещения, приобретают навыки в передаче фактуры предметов с выявлением их объемной формы.

В третьем классе постановки усложняются, вводятся более сложные по форме предметы. Задания даются на решения тонального и колористического решения, передачу материальности и пространства, построения более сложной цветовой гармонии.

В четвертом классе натюрморты ставятся с ясно выраженным тематическим характером, углубляются знания о цветовой гармонии, тональности и колористическом решении, решение пространства и цельности.

Закрепляются знания и умения последовательно и продолжительно вести работу над постановкой. Ставятся основные задачи академической живописи: передать точные цветовые отношения, глубину в натюрморте, форму, объем и фактуру предметов.

К учащимся предъявляются следующие основные требования:

- самостоятельно выполнять задание по созданию художественного образа, натюрморта;

- самостоятельно строить цветовую гармонию;

- выражать индивидуальное отношение к изображаемому;

- уметь технически реализовать замысел.


























Учебно-тематический план

Первый год обучения

Наименование раздела, темы


Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

1.

Приемы работы акварелью. Вливание цвета в цвет

урок

10

4

6

2.

Изображение плоских предметов

урок

10

4

6

3.

Этюды фруктов и овощей

урок

15

6

9

4.

Натюрморт из 2 предметов, в сближенной гамме

урок

15

6

9

5.

Натюрморт из 2-3 предметов (гризайль)

урок

15

6

9

6.

Этюды чучела птицы в разных ракурсах

урок

15

6

9




80

32

48

П полугодие

1.

Натюрморт из простых по форме предметов, контрастных по цвету

урок

10

4

6

2.

Этюды фигуры человека (статичная, динамичная)

урок

16

6

10

3.

Натюрморт из 2 простых по форме предметов на нейтральном фоне

урок

10

4

6

4.

Этюды птиц

урок

10

4

6

5.

Тематический натюрморт «Игрушки»

урок

16

6

10

6.

Экзаменационный натюрморт

урок

20

8

12

7.

Контрольный урок

урок

1

-

1




83

32

51


Второй год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

1.

Натюрморт из 2-3 предметов с четко выраженными отношениями

урок

15

6

9

2.

Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне

урок

10

4

6

3.

Натюрморт из 2-3 предметов (гризайль)

урок

15

6

9

4.

Натюрморт из 2-3 предметов, гармоничных по общему цветовому тону

урок

10

4

6

5.

Тематический натюрморт «Дары осени»

урок

15

6

9

6.

Тематический натюрморт из близких по окраске предметов

урок

15

6

9




80

32

48

II полугодие

1.

Натюрморт из предметов быта

урок

10

4

6

2.

Фигура человека

урок

10

4

6

3.

Чучело птицы

урок

10

4

6

4.

Натюрморт с чучелом птицы

урок

16

6

10

5.

Цветовой контраст (хроматический)

урок

16

6

10

6.

Тематический натюрморт (экзаменационная работа)

урок

20

8

12

7.

Контрольный урок

урок

1

-

1




83

32

51


Третий год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

I полугодие

1.

Этюды живых цветов

урок

15

6

9

2.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах)

урок

15

6

9

3.

Этюды драпировки со складками

урок

15

6

9

4.

Тематический натюрморт

урок

15

6

9

5.

Натюрморт «Деревенский»

урок

20

8

12




80

32

48


II полугодие

1.

Натюрморт с сухими цветам

урок

10

4

6

2.

Натюрморт с чучелом птицы (гуашь)

урок

16

6

10

3.

Интерьер

урок

16

6

10

4.

Фигура человека «За чтением»

урок

10

4

6

5.

Натюрморт с гипсовым орнаментом

урок

10

4

6

6.

Фигура человека в интерьере (экзаменационная работа)

урок

20

8

12

7.

Контрольный урок

урок

1

-

1




83

32

51


Четвертый год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия


I полугодие

1.

Натюрморт из предметов различной материальности и насыщенности «На пороге осени»

урок

15

6

9

2.

Тематический натюрморт «Искусство»

урок

15

6

9

3.

Портрет человека

урок

15

6

9

4.

Фигура человека

урок

15

6

9

5.

Натюрморт с гипсовым плинтом

урок

20

8

12




80

32

48


II полугодие

1.

Натюрморт со стеклянными предметами

урок

10

4

6

2.

Этюды лица человека в разных ракурсах

урок

15

6

9

3.

Натюрморт из предметов быта и драпировки со складками

урок

15

6

9

4.

Портрет

урок

15

6

9

5.

Экзаменационный тематический натюрморт с атрибутами искусства

урок

28

10

18




83

32

51








Пятый год обучения

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия


I полугодие

1.

Этюды постановок с грибами и осенними листьями

урок

15

6

9

2.

Натюрморт на темном фоне (техника a la prima)

урок

15

6

9

3.

Натюрморт с предметом из стекла (техника «по сырому»)

урок

15

6

9

4.

Эскизы натюрморта в интерьере

урок

15

6

9

5.

Гармония по светлоте (натюрморт)

урок

20

8

12




80

32

48


II полугодие

1.

Этюды фигуры человека в разных ракурсах

урок

10

4

6

2.

Фигура человека

урок

15

6

9

3.

Этюды лица человека в разных ракурсах

урок

15

6

9

4.

Портрет

урок

15

6

9

5.

Фигура человека в русском костюме

урок

28

10

18




83

32

51















Годовые требования. Содержание тем.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I ПОЛУГОДИЕ

1.Тема. Приемы работы акварелью. Вливание цвета в цвет.

Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Знакомство с холодными и теплыми цветами. Составление сложных цветов в процессе выполнения цветовых растяжек с переходом от теплых до холодных оттенков. Выполнение растяжек от желтого к красному, от красного к синему, от синего к фиолетовому и т.п. Использование акварели, бумаги формата А4. Задача: знакомство с материалами (акварель, кисти, бумага).

Самостоятельная работа: пейзаж с закатом солнца.

2.Тема. Изображение плоских предметов (листьев, цветов и т.п.). Закрепление знаний о возможностях цвета. Понятия «цветовой тон», «насыщенность», «светлота». Умение составлять сложные цвета. Тема «Листья». Использование акварели (гуаши), бумаги формата А4.

Задача: приемы работы красками, вливание цвета в цвет.

Самостоятельная работа: Тема «Ненастье» (смешение красок).

3. Тема. Этюды фруктов и овощей.

Понятие «цветовая гармония», «дополнительные цвета». Этюд фруктов или овощей на дополнительных цветах (красный-зеленый, желтый-фиолетовый и т.д.) Использование акварели, формат А4.

Самостоятельная работа: этюд фруктов или овощей по тому же принципу.

4.Тема. Натюрморт из 2-3 предметов в сближенной гамме.

Гармония по общему цветовому тону. Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Несложный натюрморт в теплой гамме на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.

5.Тема. Натюрморт из 2-3 предметов (гризайль).

Силуэт. Форма предмета, решение силуэта. Монохром. Натюрморт из светлых предметов, различных по форме, на темном фоне. Использование акварели (гуаши), бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: монохром. Натюрморт из темных предметов, различных по форме, на светлом фоне.

6.Тема. Этюды чучела птицы в разных ракурсах.

Графическое построение с учетом величины и пропорций предмета. Цветовое и светотеневое решение, передача фактуры (оперения птицы). Использование акварели (гуаши), бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: этюды птиц.


II ПОЛУГОДИЕ

1.Тема. Натюрморт из простых по форме предметов контрастных по цвету.

Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Лепка формы предмета с учетом цветовых и тональных отношений. Натюрморт на контрастном цветовом фоне. Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

2.Тема. Этюды фигуры человека.

Ознакомление с изображением человеческой фигуры, передача пропорций, рисование с натуры. Статичная фигура и передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Материал - краски, формат А4.

Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.





3. Тема. Натюрморт из 2-х простых по форме предметов на нейтральном фоне.

Гармония по общему цветовому тону. Поиск цветовых отношений. Локальный цвет и оттенки цвета на свету, в тени и на рефлексах. Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: натюрморт из бытовой утвари.

4.Тема. Этюды птиц.

Изучение понятий пространственной среды и силуэта. Передача характера формы предмета. Этюд чучела птицы на нейтральном фоне. Использование акварели (гуаши), бумаги различных форматов.

Задача: передача пропорций птиц, передача объема и материальности, цветовое решение.

Самостоятельная работа: эскизы домашних животных.

5. Тема. Тематический натюрморт «Игрушки».

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности. Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом. Передача материальности. Натюрморт из предметов различной материальности. Краски, бумага формата А3.

Самостоятельная работа: этюды игрушек с различных точек.

6.Тема. Экзаменационный натюрморт.

Поиск верных тональных и цветовых отношений в натюрморте. Натюрморт из трех предметов, различных по величине и форме на цветном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.

Задача: выявление полученных знаний.

Самостоятельная работа: простой натюрморт, цветовое и светотеневое решение.





ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I ПОЛУГОДИЕ

1.Тема. Натюрморт из 2-3 предметов с четко выраженными отношениями.

Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на насыщенных цветах). Развитие навыков по передаче цветовых отношений. Выражение характера формы силуэтом. Натюрморт из 2-3 предметов насыщенного цвета разной материальности на светлом фоне. Использование акварели (гуаши), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюд несложных предметов различной формы на светлом фоне.

2.Тема. Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне.

Передача светотеневых отношений, моделировка формы предметов. Передача локального цвета предметов в многообразии цветовых оттенков с сохранением объема и связи с окружающей средой. Натюрморт из двух - трех предметов, различных по форме и цвету при боковом освещении на светлом фоне без складок. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений.

3.Тема. Натюрморт из 2-3 предметов (гризайль).

Световой контраст (ахроматический). Передача светотеневых отношений и тональная передача объема и формы. Найти конкретные различия тонов предметов и драпировки. Передача объема и пространства тональными средствами. Натюрморт из двух предметов (кофейник, кружка и т.п.), различных по форме и тону при боковом освещении на светлом фоне без складок. Гризайль. Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: этюды комнатных растений (гризайль).

4.Тема. Натюрморт из 2-3 предметов, гармоничных по общему цветовому тону.

Влияние цветовой среды на предметы. Передача формы предмета с учетом изменения цвета от освещения. Натюрморт с простым предметом быта цилиндрической формы (кастрюля) с фруктами в холодной гамме при теплом освещении на нейтральном фоне. Использование акварели, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

5. Тема. Тематический натюрморт «Дары осени».

Контрастная гармония (на насыщенных цветах). Развитие колористического видения. Поиск цветовых отношений. Натюрморт на осеннюю тему с контрастными цветовыми отношениями. Использование акварели (гуаши), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды овощей и фруктов.

6.Тема. Тематический натюрморт из близких по окраске предметов на цветном фоне.

Задачи: цельность компоновки листа. Понятие о цветовых отношениях в тонах различного цвета, о цветовой гармонии.


II ПОЛУГОДИЕ

1.Тема. Натюрморт из предметов быта.

Достижение цветового единства. Передача материальности предметов, решение пространства в натюрморте. Натюрморт из трех предметов быта, контрастных по тону и цвету с различными по фактуре поверхностями на темном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов с различной фактурой.

2.Тема. Фигура человека.

Формирование навыков создания целостности образа и колорита в этюде фигуры человека. Поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры без детальной моделировки цветом. Два этюда фигуры человека (в различных позах). Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.


3.Тема. Чучело птицы.

Поиск структурно-пластического решения. Передача формы и материальности. Использование акварели (гуаши), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.

4. Тема. Натюрморт с чучелом птицы.

Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Использование акварели (гуаши), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды птиц (копирование).

5. Тема. Цветовой контраст (хроматический). Влияние цветовой среды на предметы. Понятие «цветовой контраст». Передача цвета предметов с учетом изменения цвета в зависимости от фона. Несложный натюрморт (серый чайник или кофейник с фруктами на красном фоне). Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: аудиторное задание по памяти.

6. Тема. Экзаменационный натюрморт.

Передача точных свето-тоновых и цветовых отношений в натюрморте. Связь предметов с окружающей средой. Достижение ясности локального цвета при богатстве цветовых оттенков. Натюрморт из контрастных по цвету предметов. Использование акварели, бумаги формата А3.

Задача: выявление полученных знаний.

Самостоятельная работа: этюды предметов на контрастном фоне.








ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I ПОЛУГОДИЕ

1.Тема. Этюды живых цветов.

Многоцветная гармония. Лепка формы букета цветом, передача фактуры материала. Этюд букета цветов в сосуде. Использование акварели (гуаши), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюд букета цветов в сосуде.

2.Тема. Контрастная гармония (на насыщенных цветах).

Цельность и декоративность колористического решения. Развитие навыков и умений работы с акварелью. Натюрморт из живых цветов, овощей, фруктов и одного предмета бытовой утвари на контрастном фоне. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды живых цветов.

3.Тема. Этюды драпировки со складками.

Применение на практике полученных знаний. Лепка формы цветом, передача материальности. Использование акварели.

Самостоятельная работа: этюд драпировки со складками.

4.Тема. Тематический натюрморт.

Натюрморт из разнохарактерных по форме и цвету предметов на фоне двух драпировок. Лепка формы цветом с учетом светотеневых отношений, совершенствование акварельных приемов. Работа кистью по форме, передача изменений локального цвета предметов на свету и в тени, взаимодействие цветов. Передача тональных и цветовых отношений.

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюд чайника на контрастном фоне.

5.Тема. Натюрморт «Деревенский».

Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Натюрморт с корзиной и грибами на светлом теплом фоне без складок. Использование акварели (гуаши), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды с хлебопекарными изделиями.

II ПОЛУГОДИЕ

1.Тема. Натюрморт с сухими цветами.

Цветотональное решение. Выделение смыслового центра светом. Ритмическое построение цветовых пятен. Тематический натюрморт из предметов, четких по цвету и различных по форме. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды отдельных предметов.

2.Тема. Натюрморт в теплой цветовой гамме с чучелом птицы. Цельность колористического решения. Выявление композиционного и живописного центра натюрморта, передача фактуры предметов. Материалы – гуашь, бумага ФА2.

Самостоятельная работа: копирование репродукций с изображением птиц.

3.Тема. Интерьер. Поиск интересной композиции интерьера. Передача пространства. Фрагмент интерьера класса, холла с растениями. Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: фрагмент домашнего интерьера с комнатными растениями.

4.Тема. Фигура человека. Развитие навыков и умений рисования фигуры человека с индивидуальными особенностями. Решение формы при помощи нюансов цвета. Этюд фигуры человека в спокойной позе «За чтением». Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюд фигуры человека по представлению.

5.Тема. Натюрморт с гипсовым орнаментом.

Грамотное сочетание цветовых отношений. Лепка формы предметов, передача световоздушной среды. Натюрморт из атрибутов художника с драпировкой с введением гипса. Использование акварели, бумаги формата А3-2.

Самостоятельная работа: копирование репродукций с картин натюрмортов известных отечественных и зарубежных художников.


6.Тема. Фигура человека в интерьере. Экзаменационная работа.

Поиск интересной сюжетно-тематической композиции. Передача пространства в интерьере с фигурой человека.

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: фигура человека в интерьере.


ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I ПОЛУГОДИЕ

1.Тема. Натюрморт из предметов различной материальности и насыщенности «На пороге осени».

Умение самостоятельно, последовательно вести длительную работу над натюрмортом. Лепка формы цветом, передача пространства в натюрморте. Ритмическое построение цветовых пятен.

Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: этюды на тему «Натюрморты осени», натюрморт из цветов, овощей и фруктов.

Задача: цельность и декоративность колористического решения.

2.Тема. Тематический натюрморт «Искусство».

Поиск интересной живописно-пластической композиции. Лепка формы цветом, передача материальности. Натюрморт с ясно выраженной тематической направленностью (театральной, музыкальной, художественной и т.д.) с нестандартной точки зрения (на полу, на высоком подиуме, на уровне глаз и т. д.) с предварительным эскизом.

Использование акварели, бумаги различного формата.

Задача: гармоническое решение композиции, богатство нюансов, передача световоздушной среды.

Самостоятельная работа: любой тематический натюрморт.

3.Тема. Портрет человека.

Графическое построение с передачей пропорций лица и индивидуальных особенностей внешности модели. Цветовое и светотеневое решение.

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды портретов родных и друзей.

4.Тема. Фигура человека. Выявление индивидуальных особенностей модели. Лепка формы цветом. Этюды одноклассников.

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.

5.Тема. Натюрморт с гипсовым плинтом.

Постановка из 3-4 предметов, разнообразных по фактуре с введением гипсового орнамента или маски на заднем плане.

Задача: умение последовательно вести длительную постановку. Лепка формы цветом, передача материальности, решение планов.

Использование гуаши, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды белых предметов на цветном фоне (гуашь).


II ПОЛУГОДИЕ

1.Тема. Натюрморт со стеклянными предметами.

Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения. Передача прозрачности стекла при помощи технических приёмов работы акварелью (по сырому, лессировка, мазок).

Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: этюды стеклянных предметов в теплой, холодной гамме и на сближенных тонах.

2.Тема. Этюды лица человека в разных ракурсах.

Графическое построение с передачей пропорций лица. Цветовое и светотеневое решение.

Использование гуаши, бумаги формата А4.

Самостоятельная работа: портрет.

3.Тема. Натюрморт из предметов быта и драпировки со складками.

Самостоятельное последовательное ведение работы. Передача материальности и характера предметов в среде.

Тематический натюрморт бытового жанра. Использование акварели (гуаши), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды натюрморта из нескольких предметов с различиями материальности.

4.Тема. Портрет.

Рисование с натуры. Графическое построение с передачей пропорций лица и индивидуальных особенностей внешности модели. Цветовое и светотеневое решение.

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды портретов родных и друзей.

5. Тема. Тематический натюрморт с атрибутами искусства. Экзаменационная работа.

Самостоятельное последовательное ведение длительной работы. Передача материальности предметов, лепка формы цветом. Использование акварели (гуаши). Выбор формата с учетом композиции.

Самостоятельная работа: этюды предметов в различном освещении.


ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

I ПОЛУГОДИЕ

1. Тема. Этюды постановок с грибами и осенними листьями. Гармония по общему цветовому тону, по насыщенности. Цельность, декоративность колористического решения. Передача фактуры предметов. Использование акварели (техника по выбору), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: копии с репродукции натюрмортов.

2. Тема. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне (техника a la prima). Колористическая цельность. Смягчение контрастов. Выражение влияния цветовой среды на предметы натюрморта через рефлексы и полутона. Передача глубины пространства. Натюрморт с кувшином и фруктами на темном фоне без складок при боковом освещении (с предварительным эскизом). Использование акварели (техника a la prima), бумаги формата А3. Самостоятельная работа: этюды фруктов на темном фоне.

3. Тема. Натюрморт с предметом из стекла. Гармония по общему цветовому тону. Нюанс. Закрепление навыков передачи материальности прозрачных предметов. Передача тоном и цветом нюансов родственных по гамме цветов. Фон холодный. Использование акварели («по сырому»), бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды предметов из стекла, различных по тону.

4. Тема. Эскизы натюрмортов в интерьере (стул, гитара, ткань со складками). Гармония по общему цветовому тону и насыщенности (на ненасыщенных цветах). Передача глубины пространства. Создание нескольких эскизов с разных мест. Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: копирование с репродукций картин известных отечественный и зарубежных художников с подобной композицией.

5. Тема. Гармония по светлоте. Последовательное ведение длительной работы. Выражение «состояния» натюрморта. Лепка формы цветом. Натюрморт в светлой тональности. Использование акварели, бумаги формата А2.

Самостоятельная работа: этюд этого натюрморта по памяти.


II ПОЛУГОДИЕ

1.Тема. Этюды фигуры человека в разных ракурсах. Передача характера движения. Обобщенная передача формы цветом. Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: этюды фигуры человека в движении по представлению.

2. Тема. Фигура человека. Создание целостности образа и колорита, поиск композиционного решения, определение основных цветовых отношений фигуры. Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды фигуры человека.

3.Тема. Этюды лица человека в разных ракурсах. Выявление индивидуальных особенностей модели. Лепка формы цветом. Этюды одноклассников. Использование акварели, бумаги различных форматов.

Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.


4. Тема. Портрет. Рисование с натуры. Графическое построение с передачей пропорций лица и индивидуальных особенностей внешности модели. Цветовое и светотеневое решение.

Использование акварели, бумаги формата А3.

Самостоятельная работа: этюды портретов родных и друзей.


5. Тема. Фигура человека в русском костюме. Выявление характерных особенностей модели. Использование акварели, бумаги различного формата.

Самостоятельная работа: этюды родных и друзей.

















3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения рабочей программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,

- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;

- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

- навыки в использовании основных техник и материалов;

- навыки последовательного ведения живописной работы.

Требования к экзамену

Экзамен рекомендуется проводить в виде самостоятельной работы учащегося над натюрмортом. В первых-вторых классах натюрморт состоит из простых по форме предметов (2-3 предмета и однотоновая драпировка), в третьих-четвертых классах – комбинированных по форме, различных по материалу предметов (3-4 предмета и богатые по цвету и декору драпировки).

Для успешного выполнения задания и получения наивысшей оценки учащийся должен:

- грамотно расположить предметы в листе;

- точно передать пропорции предметов;

- поставить предметы на плоскость;

- правильно строить цветовые гармонии;

- передать с помощью цвета объем предметов, пространство и материальность;

- добиться цельности в изображении натюрморта.

4.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

  • зачет – творческий просмотр (проводится в счет аудиторного времени);

  • экзамен - творческий просмотр (проводится во внеаудиторное время).

Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и навыков:

1 год обучения

- грамотно компоновать изображение в листе;

- грамотно передавать локальный цвет;

- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;

- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;

- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;

2 год обучения

- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;

- грамотно передавать оттенки локального цвета;

- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;

- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;

- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных поверхностей.


3 год обучения

- грамотно компоновать сложные натюрморты;

- грамотно строить цветовые гармонии;

- грамотно передавать световоздушную среду и особенности освещения;

- грамотно передавать пропорции и объем предметов в пространстве, плановость;

- грамотно передавать материальность различных фактур во взаимосвязи.


4 год обучения

- грамотно компоновать объекты в интерьере;

- грамотно строить цветовые гармонии;

- грамотно передавать нюансы светотеневых отношений;

- грамотно передавать пропорции и объем сложных предметов;

- грамотно передавать материальность сложных гладких и шершавых поверхностей;

- передавать цельность и законченность в работе.


5 год обучения

- передавать цельность и законченность в работе;

- строить сложные цветовые гармонии;

- грамотно передавать пропорции и объем предметов;

- находить образное и живописно-пластическое решение постановки;

- определять колорит;

- свободно владеть передачей объема в изображении портрета и фигуры человека;

- свободно владеть передачей материальности различных предметов.


С учетом данных критериев выставляются оценки:

5 («отлично») - ставится, если соблюдены и выполнены все критерии;

4 («хорошо») - при условии невыполнения одного-двух пунктов данных критериев;

3 («удовлетворительно») - при невыполнении трех-четырех пунктов критериев.


5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Освоение программы учебного предмета «Живопись» проходит в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Рисование с натуры дополняется зарисовками по памяти и представлению. Выполнение каждого задания желательно сопровождать демонстрацией лучших образцов аналогичного задания из методического фонда, просмотром произведений мастеров рисунка в репродукциях или слайдах. Приоритетная роль отводится показу преподавателем приемов и порядка ведения работы. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.

На начальном этапе обучения преобладает подробное изложение содержания каждой задачи и практических приемов ее решения, что обеспечит грамотное выполнение практической работы. В старших классах отводится время на осмысление задания, в этом случае роль преподавателя - направляющая и корректирующая.

Одним из действенных и результативных методов в освоении рисунка, несомненно, является проведение преподавателем мастер-классов, которые дают возможность обучающимся увидеть результат, к которому нужно стремиться; постичь секреты мастерства.

Каждое задание предполагает решение определенных учебно-творческих задач, которые сообщаются преподавателем перед началом выполнения задания. Поэтому степень законченности рисунка определяется степенью решения поставленных задач.

По мере усвоения программы от обучающихся требуется не только отработка технических приемов, но и развитие эмоционального отношения к выполняемой работе.

Дифференцированный подход в работе преподавателя предполагает наличие в методическом обеспечении дополнительных заданий и упражнений по каждой теме занятия, что способствует более плодотворному освоению учебного предмета обучающимися.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Обучение живописи сопровождается выполнением домашних (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Домашние задания посильны и нетрудоемкими по времени. Регулярность выполнения самостоятельных работ контролируется педагогом и влиять на итоговую оценку обучающегося.

Ход работы учебных заданий сопровождается периодическим анализом с участием самих обучающихся с целью развития у них аналитических способностей и умения прогнозировать и видеть ошибки. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.

Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя

- посещение выставок;

- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;

- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;

- выполнение аудиторных заданий по памяти.

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.





























6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Методическая литература

  1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974

  2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. и др. Рисунок, живопись, станковая композиция, основы графического дизайна. Примерные программы для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003

  3. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986

  4. Бесчастнов Н.П., Кулаков В.Я., Стор И.Н. Живопись: Учебное пособие. М.: Владос, 2004

  5. Все о технике: живопись акварелью. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2004

  6. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.: Просвещение, 1992

  7. Волков Н. Н. Композиция в живописи. - М., 1977

  8. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985

  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб: СОЮЗ, 1997

  10. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2008

  11. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986

  12. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992

  13. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников: колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007

  14. Проненко Г.Н. Живопись. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. – М., 2003

  15. Смирнов Г. Б. Живопись. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1975

  16. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1974


Учебная литература

  1. Школа изобразительного искусства в десяти выпусках. М.: Изобраз. искусство, 1986: №1, 1988: №2

  2. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996

  3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996

  4. Сокольникова Н.М. Художники. Книги. Дети. – М.: Конец века, 1997

  5. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. – АСТ, 2005

  6. Яшухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985

  7. Яшухин А. П., Ломов С. П. Живопись. М.: Рандеву – АМ, Агар, 1999

  8. Кальнинг А. К. Акварельная живопись. – М., 1968

  9. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.












39


Похожие файлы